Научная статья на тему 'Опыт сотрудничества'

Опыт сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт сотрудничества»

34

Высшее образование в России • № 2, 2009

В.М. ПОЛЯКОВ, доцент БГТУ им. В.Г. Шухова

В ноябре 2007 г. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова проходил комплексную оценку своей деятельности. Для любого вуза это весьма трудоемкое и ответственное мероприятие, процедура самообследования заняла около года. По ее завершении мы приняли решение провести внешний аудит образовательной деятельности в университете. В первую очередь нас интересовала оценка степени соответствия образовательной деятельности университета эталонам и стандартам качества, применяемым зарубежными аккредитационными агентствами.

На экспертизу агентству АККОРК были представлены материалы самооб-следования по 16 специальностям ВПО. С учетом 10 специальностей, которые проверялись экспертами Рособрнадзо-ра, были охвачены все специальности университета (на ноябрь 2007 г.).

В качестве экспертов АККОРК работали заведующие кафедрами, ведущими подготовку по аналогичным спе-

Опыт сотрудничества

циальностям, а также проректоры по соответствующим направлениям из 10 университетов (МЭИ, МАДИ, РГСУ, ИНЖЕКОН (С.-Петербург), МФПА, РХТУ им. Д.И. Менделеева, МГТУ им. Н.Э. Баумана и др.).

Экспертизы отдельных специальностей проходили в течение четырех месяцев. Для оценки использовались критерии, принятые в Рособрнадзоре, а также дополняющие их критерии АК-КОРК. Эксперты представили заключения по образовательным программам и по основным видам деятельности университета. Итогом совместной работы явились рекомендации по совершенствованию учебно-методической работы. Экспертный анализ внут-ривузовской системы менеджмента качества на соответствие российским и международным требованиям позволил скорректировать организационные процессы, количественные и качественные критерии их эффективности. Такие критерии характеризуют возможности университета в сравни-

На перекрестке мнений

35

тельном мониторинге - результаты его деятельности, отражающие потенциал, степень активности и результативность работы БГТУ им. В.Г. Шухова на образовательном пространстве России. Совместно с экспертами усовершенствована группа критериев, определяющих качество внутренних рабочих процессов в университете. При этом очень важны состояние и динамика изменения показателей внутренней деятельности университета.

Особое внимание эксперты АК-КОРК уделили анализу эффективности системы взаимоотношений универ-

ситета с промышленными предприятиями и организациями. Это важно, так как в университете учатся студенты из более чем 70 регионов РФ, и содействие работодателей в повышении эффективности специализированной подготовки, конкурентоспособности выпускников и устойчивости образовательной деятельности в различных направлениях является важнейшим залогом развития университета. Результаты комплексной оценки деятельности были утверждены Аккредитационной коллегией Рособрнадзора без замечаний.

РЕШЕНИЕ научно-практической конференции «Обеспечение взаимодействия государственных и общественнопрофессиональных систем оценки качества образования»

Участники научно-практической конференции отмечают, что обеспечение взаимодействия государственных и общественно-профессиональных систем оценки качества образования является актуальной задачей в системе мероприятий по модернизации российского образования, повышению его качества, развитию системы независимой общественно-профессиональной оценки качества образования на программном и институциональном уровнях в контексте интеграции России в мировое образовательное пространство.

Участники конференции рассматривают взаимодействие государственных и общественно-профессиональных систем оценки качества образования как механизм, позволяющий интегрировать государственные методы контроля качества образования и методы общественно-профессиональной экспертизы и учесть интересы всех субъектов рынка образовательных услуг:

■ государства как конституционного гаранта права граждан страны на получение качественного образования, разработчика и гаранта национальной политики в области образования;

■ граждан, заинтересованных в получении качественного образования, дающего им конкурентные преимущества при трудоустройстве;

■ образовательных учреждений (вузов), несущих основную ответственность за качество образования и заинтересованных в его повышении;

■ работодателей, заинтересованных в квалификации и высокой профессиональной компетентности своих работников.

Государство заинтересовано в получении объективной оценки качества от общественных организаций, потому что построение эффективной экономики требует ускоренного развития образовательной системы и значительного повышения качества образования. Поэтому разработка модели и механизмов взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования приобрела особую актуальность.

Участники конференции подчеркивают, что главной особенностью аккредитации в сфере

36

Высшее образование в России • № 2, 2009

профессионального образования в России является обеспечение в ходе проведения оценочных и экспертных процедур гарантий качества и добросовестной практики образовательных учреждений со стороны самих образовательных учреждений. Последовательная (поэтапная) модернизация подходов к аккредитации в сфере ВПО в России на современном этапе не может не учитывать двойных гарантий: гарантом качества должно выступать образовательное учреждение, но и государство не может отказаться от роли гаранта, будучи проводником государственной образовательной политики. В этом контексте взаимодействие государственных и общественно-профессиональных систем оценки качества образования позволяет дать действительную оценку качеству образования и гарантии качества образования, предоставляемого образовательными учреждениями, преодолеть затратноколичественные подходы, применяемые в настоящее время и неспособные в полной мере обеспечить оценку деятельности образовательных учреждений в соответствии с требованиями качества образования, выдвигаемыми российским и мировым рынками труда, растущими образовательными потребностями российских граждан, признанными международными стандартами в области качества образования, что, в свою очередь, не способствует эффективному проведению государственной политики по повышению качества, конкурентоспособности российского образования и расширению его экспорта.

Участники научно-практической конференции отмечают следующие результаты разработки модели взаимодействия государственных и общественно-профессиональных систем оценки качества образования:

• для обеспечения взаимодействия систем оценки качества образования необходимо сформировать Реестр организаций, деятельность которых в сфере гарантий качества образования пользуется доверием государственных органов управления образованием;

• определяющую роль во взаимодействии систем оценки качества образования должны играть негосударственные организации, специализирующиеся в сфере гарантий качества образования и способные проводить внешнюю оценку на программном и институциональном уровне, вырабатывать рекомендации, направленные на повышение качества образования, разработку стратегических целей и формирование траекторий дальнейшего развития вузов;

• взаимодействие систем оценки качества образования выражается в признании и учете результатов общественно-профессиональной оценки качества образования при прозрачном принятии решения о государственной аккредитации;

• взаимодействие систем оценки качества образования повышает объективность и надежность гарантий качества образования, предоставляемых обществу, превращает контроль качества в процесс, направленный на улучшение технологий и содержания образования;

• выявление механизмов взаимодействия, которые могут быть реализованы на практике: механизма дополнения и механизма признания;

• определение процедур, обеспечивающих взаимодействие систем оценки качества образования в рамках механизмов дополнения и признания;

• использование для оценки качества образования процедур образовательного аудита, представляющего собой процесс постоянного взаимодействия с вузом и дающего вузу возможность оценить свою конкурентоспособность, улучшить внутривузовские системы менеджмента качества, совершенствовать менеджмент вуза и определить стратегию дальнейшего развития;

• разделение процедур институциональной оценки образовательных услуг, реализуемых вузами, на оценку качества образования и оценку гарантий качества образования;

• проведение апробации модели в двух российских университетах, результаты которой подтверждают, что модель адекватно и эффективно описывает взаимодействие систем оценки качества образования.

Участники конференции считают целесообразным использовать результаты выполнения Агентством по общественному контролю качества образования и развитию карье-

На перекрестке мнений

37

ры (АККОРК) работ по государственному контракту Ф-42/4 «Обеспечение взаимодействия государственных и общественно-профессиональных систем оценки качества профессионального образования» по проекту «Совершенствование системы оценки качества деятельности образовательных учреждений, реализующих программы профессионального образования» мероприятия 8 «Совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений (организаций)» задачи II «Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, выполняемой по приказу Рособразования от 24.03.2008 №224.

Участники заседания считают необходимым провести отбор специализированных организаций, имеющих положительный опыт работы в сфере гарантий качества образования и пользующихся авторитетом в России и за рубежом, и привлечь их косуществлению взаимодействия государственных и общественно-профессиональных систем оценки качества.

Участники конференции «Обеспечение взаимодействия государственных и общественно-профессиональных систем оценки качества образования » рекомендуют:

Комитету Государственной думы РФ по образованию:

• инициировать внесение поправок в Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании », которые способствовали бы:

- включению образовательного аудита в системы обеспечения гарантий качества, оценки и контроля качества российского образования;

- признанию результатов общественно-профессиональной оценки качества образования государственными органами контроля качества образования и их обязательному учету при принятии решения о государственной аккредитации вуза или программы;

- сертификации организаций, осуществляющих общественно-профессиональную оценку качества образования в России, и созданию Реестра таких организаций.

Министерству образования и науки РФ:

• создать рабочую группу по внесению поправок в действующие нормативные акты с учетом национального и зарубежного опыта с целью создания правовой базы для проведения общественно-профессиональной оценки качества образования российскими агентствами по гарантии качества, результаты которой в обязательном порядке учитывались бы в процессе проведения государственной аккредитации образовательных учреждений;

• поддержать развитие системы общественно-профессиональной оценки деятельности высших учебных заведений.

Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки:

• продолжить проведение работ по развитию модели взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования с учетом лучшей зарубежной практики в сфере гарантий качества образования, в том числе практики Европейской ассоциации гарантий качества в высшем образовании (ENQA), Европейского фонда гарантий качества е^еагшгщ (EFQUEL) и других признанных зарубежных организаций, российского опыта, в частности опыта, наработанного Агентством по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК);

• проанализировать и рассмотреть на Аккредитационной коллегии Рособрнадзора механизмы учета в процедурах контроля качества образования международных стандартов качества 180 19796-1, 2, 3, 4, 5 (стандарты в области электронного обучения);

• при разработке новых показателей государственной аккредитации учитывать рекомендации международных сетей аккредитационных агентств ENQA, INQAAHE, APQN, UECD, EFQUEL и других признанных в мире аккредитационных агентств.

Федеральной антимонопольной службе:

• обеспечить условия недопущения монополизации рынка образовательных услуг в сфере оценки качества и гарантий качества образования, формирования условий для добросовестной конкуренции организаций, осуществляющих общественно-профессиональную оценку качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.