Научная статья на тему 'Вячеслав Самойлов: «Аккорк обеспечивает образовательный аудит и конкурентоспособность вузов»'

Вячеслав Самойлов: «Аккорк обеспечивает образовательный аудит и конкурентоспособность вузов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вячеслав Самойлов: «Аккорк обеспечивает образовательный аудит и конкурентоспособность вузов»»

Nb 1(7) 2007

Вячеслав Самойлов:

«АККОРК обеспечивает образовательный аудит и конкурентоспособность вузов»

Вячеслав Александрович Самойлов — доктор экономических наук, генеральный директор Агентства по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК), член Ученого совета Московской финансово-промышленной академии (МФПА). Вячеслав Александрович занимается вопросами повышения качества образования, аккредитацией вузов, стандартизацией учебного процесса. Долгое время работал в МФПА проректором по учебной работе, внедрял передовые идеи, направленные на повышение конкурентоспособности выпускников вуза.

— Вячеслав Александрович, только что закончилась XII Международная конференция по электронному образованию Online Educa Berlin 2006. Каким образом согласуется деятельность Вашего Агентства с международными тенденциями в европейском образовании?

— Стандарты и руководства Агентства отражают содержащееся в Берлинском коммюнике1 утверждение о том, что «согласно принципам автономии учебных заведений, основную ответственность за обеспечение качества высшего образования каждое учебное заведение несет самостоятельно, и это создает основу для реальной ответственности академической системы внутри государственной системы качества». Поэтому стандарты предусматривают соответствующий баланс между созданием и развитием внутренней культуры качества и влиянием процедур внешней оценки качества.

Стандарты и руководства внутренней и внешней оценки качества предназначены для проведения Агентством образовательного аудита, а также для использования вузами при проведении самооценки. Они применимы к вузам независимо от их структуры, размеров и форм собственности.

Стандарты и руководства могут использовать вузы, разрабатывающие собственные системы гарантии качества. Данные стандарты и руководства для вузов не являются предписаниями и не предполагают строгого исполнения. Учебные заведения и Агентство взаимодействуют согласно установленным ими же процедурам и решают в индивидуальном порядке, какие стандарты они будут использовать.

Поскольку эти документы отражают положительный опыт практической деятельности агентств в зарубежных странах, то можно заключить, что для успешной работы

1 «Realising the European Higher Education Area», Communique of the Conference of Ministers responsible for Higher Education in Berlin on 19 September 2003.

84

Ив 1(7) 2007

системы общественной оценки качества образования необходимо:

• использовать процедуры, не нарушающие независимость вузов;

• на первое место ставить интересы студентов и других заинтересованных сторон, например работодателей;

• в должной мере использовать результаты внутренней оценки качества, которую проводят сами учебные заведения.

Важным аспектом гарантии качества является «поддержка взаимного доверия и усиление прозрачности в условиях разнообразия национальных и территориальных аспектов». Наши стандарты и руководства основываются на признании первенства национальных систем высшего образования, важности автономии вузов и агентств, а также — на важности учета конкретных требований академического сообщества.

— Вячеслав Александрович, в 2004 году произошла реорганизация органов управления образованием. В 2005 году возникло Агентство по общественному контролю качества образования и развития карьеры. Поясните, пожалуйста, его назначение.

— Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) создано в феврале 2005 года (регистрационный №1057746179920 в Едином государственном реестре Российской Федерации). Деятельность Агентства базируется на принципах социального партнерства с вузами, а также работодателями, ассоциациями потребителей и органами управления образованием федерального и регионального уровней.

Его работа направлена на совершенствование механизмов системы общественно-профессиональной аккредитации, обеспечение системности процесса оценки образовательной деятельности вузов.

Агентство:

• анализирует и оценивает качество образовательных услуг, предоставляемых вузами;

• оказывает вузам содействие в повышении эффективности, конкурентоспособ-

ности и устойчивости в различных направ- § лениях их образовательной деятельности; '§

• принимает на себя ответственность по J заверению Федеральной службы по надзо- ^ ру в сфере образования и науки (Рособр- °° надзор), местных органов управления образованием и общественности о качестве образования в отдельно взятом вузе.

Работа Агентства ведется по следующим основным направлениям:

• анализ и оценка:

□ содержания профессиональных образовательных программ;

□ эффективности применения образовательных технологий;

□ организации деятельности вуза, в том числе в сетевой модели;

□ предпринимательской активности вуза;

□ уровня образовательного менеджмента;

□ показателей устойчивости вуза, его конкурентоспособности на региональном рынке образовательных услуг, системности в определении вуза как субъекта рынка образовательных услуг (оценка бизнеса);

□ внутривузовской системы качества в соответствии с российскими и международными требованиями;

□ соответствия образовательной деятельности вуза эталонам и стандартам оценки качества, применяемым общепризнанными зарубежными ак-кредитационными агентствами;

• определение тенденций и постановка системы развития вуза.

При предоставлении вузам своих услуг эксперты АККОРК используют:

• международные стандарты качества, такие как серия ISO 9000, ISO 19796-1, IMS, SCORM;

• государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования;

Нв 1(7) 2007

• рекомендации международных образовательных агентств ENQA, INQAAHE, APQN, EFQUEL;

• стандарты АККОРК.

Основной целью партнерских отношений с высшим учебным заведением Агентство считает анализ и мониторинг образовательной деятельности вуза, которые регулярно проводятся на протяжении всего срока взаимодействия. Постоянный мониторинг динамики всех показателей вуза позволяет своевременно усиливать позитивные сдвиги и корректировать негативные изменения, а также следить за основными тенденциями развития данного вуза.

Такие процедуры проводятся по технологиям и методикам, разработанным как Агентством, так и зарубежными аккредита-ционными агентствами. Кроме того, используются различные методики, уже применяемые в Российской Федерации. а Основные услуги, которые предоставля-® ет Агентство вузам:

¡9 • проведение оценки качества образо-| вания в вузе, реализующем программы

1 высшего профессионального образования | (образовательный аудит);

| • содействие вузу в проведении самооценки и самообследования образователь-| ной деятельности в соответствии с требова-^ ниями государства, международными эталоне нами, стандартами оценки качества и рекомендациями признанных в мире образовательных агентств; га • проведение полного мониторинга дея-^ тельности вуза с целью получения объективна ных данных о его состоянии и перспективах Л развития, определение наиболее интерес-

2 ных для вуза секторов рынка образователь-§ ных услуг, сегментированного по образова-| тельным программам, уровням получения об-§ разования, региональной дифференциации *8 и развитию сети филиалов;

• содействие вузу в оптимизации пока-^ зателей образовательной деятельности;

• содействие вузу в развитии новых перспективных направлений в области высо-

86

ких технологий организации образовательной деятельности и внутривузовского менеджмента;

• подготовка соответствующей документации и выполнение необходимых мероприятий в целях содействия вузу при прохождении аккредитации в авторитетных зарубежных аккредитационных агентствах;

• выработка рекомендаций, основанных на реализации инновационных проектов, способствующих повышению репутации вуза и укреплению его конкурентоспособности на региональном рынке образовательных услуг.

Услуги, предоставляемые Агентством вузам, могут быть оказаны как в комплексе, так и в любом наборе.

1. Проведение общественной оценки качества образовательных услуг (образовательного аудита) с выдачей рекомендаций и оформлением соответствующего заключения.

2. Содействие вузу в проведении самооценки и самообследования образовательной деятельности с выдачей соответствующих рекомендаций.

3. Тестирование выпускников вуза, направленное на выявление профессиональных компетенций и оценку остаточных знаний.

4. Содействие вузу в оптимизации аккредитационных показателей.

5. Анализ и оценка внутривузовской системы качества по основным направлениям его деятельности с выдачей соответствующих рекомендаций.

6. Анализ показателей устойчивости вуза с выдачей соответствующих рекомендаций по повышению его конкурентоспособности (оценка бизнеса).

7. Анализ, определение тенденций и постановка системы развития вуза в период его деятельности, с момента проведения последней госаккредитации.

Агентство заключило соглашения о взаимном сотрудничестве с:

• Рособрнадзором;

• Центром тестирования профессионального образования;

Ив 1(7) 2007

• Ассоциацией негосударственных вузов России;

• Общественной организацией работодателей «Деловая Россия»;

• Общественной организацией работодателей «ОПОРА РОССИИ».

В настоящее время региональная сеть представительств Агентства охватывает 16 субъектов РФ.

— Вячеслав Александрович, прокомментируйте, пожалуйста, основные принципы и подходы, которые Агентство использует в своей деятельности.

— В основу системы независимой оценки должен быть положен принцип социального партнерства, призванный поддержать высокие стандарты качества образования и объединить федеральные органы по управлению образованием, вузы и институты общественной экспертизы. Чтобы достичь этой цели, при разработке методологии и оценочных процедур, необходимо перенести акцент с затратных показателей образовательного процесса на критерии, характеризующие его итоговые результаты. Таким образом, в качестве базовой концепции избирается компетентностный подход, позволяющий оценить профессиональные знания и карьерные шансы выпускников.

В условиях рыночной экономики конкуренция между вузами серьезно ожесточается, и успешность образовательной деятельности во многом зависит от научно-педагогического потенциала и конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Вузы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы их выпускники были востребованы, чтобы они работали по специальности и перед ними открывались большие карьерные возможности. Постоянное повышение конкурентоспособности выпускников — главная задача, стоящая перед рыночно ориентированными образовательными учреждениями.

Деятельность АККОРК направлена на повышение конкурентоспособности вузов, обеспечение их устойчивого функционирования и позиционирования на рынке обра-

зовательных услуг, оптимизацию организа- § ционно-управленческих механизмов, увели- '§ чение доходов, успешное решение уставных ^ задач. Агентство осуществляет образова- < тельный аудит, в ходе которого используются критерии, имеющие рыночную природу. Этот подход, наряду с традиционным делением образовательных учреждений по отраслевому принципу либо статусу (институт, академия, университет), позволяет применять принципиально новые классификации, в частности деление на исследовательские, исследовательско-предпринимательские и предпринимательские вузы.

Процедура образовательного аудита выявляет, каким образом содержание, структура, применяемые технологии и система управления образовательной деятельностью в конкретном вузе (независимо от его организационно-правовой формы) влияют на формирование общих и специальных компетенций выпускника. К процедурам оценки привлекаются комиссии экспертов, в состав которых входят работодатели. Работу комиссий координирует Высший экспертный совет АККОРК. Его председателем является академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор Владимир Дмитриевич Шадри-ков, который на протяжении многих лет был одним из руководителей отечественной системы образования, с 1996 по 2001 год он работал первым заместителем Министра образования РФ и стоял у истоков создания системы государственной аккредитации.

Оценивание работы вуза ведется по четырем основным направлениям:

• содержание профессиональных образовательных программ;

• эффективность применения образовательных технологий;

• организация деятельности вуза (предпринимательская активность);

• управление вузом (уровень и характеристики образовательного менеджмента).

Оценивая образовательную деятельность

вуза, Агентство в течение длительного вре-

Нв 1(7) 2007

мени осуществляет мониторинг и отслеживает динамику всех показателей, чтобы выявить как позитивные, так и негативные тенденции, и помочь вузу наладить работу.

Эксперты АККОРК используют международные стандарты качества(например, серии ISO 9000, IMS, SCORM), а также разрабатывают собственные внутренние стандарты образовательного аудита. Деятельность АККОРК не является альтернативой государственному лицензированию и аккредитации (комплексной оценке) вузов. Эти процедуры дополняют друг друга.

АККОРК содействует становлению в высших учебных заведениях внутривузовских систем оценки и контроля качества образовательных услуг в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов и иными нормативными документами Российской Федерации, а также критериями, применяемыми иностранными аккредитаци-онными агентствами. Эта практика способ-| ствует развитию процедур самоанализа, необходимых для успешного самообследования ¡2 вуза при комплексной оценке его деятель-| ности со стороны федерального органа уп-g равления образованием. В рамках этого под-§ хода также используются принципы само-| контроля образовательной деятельности, закрепленные в Болонской декларации. | Агентство помогает вузу подготовиться ^ к прохождению комплексной оценки (аккре-|| дитация, лицензирование) в части безоговорочного выполнения лицензионных требований, достижения полного соответствия га содержания реализуемых профессиональ-^ ных образовательных программ Государства венному образовательному стандарту. При Л этом федеральный орган по управлению 2 образованием получает дополнительные § экспертные заключения о достижении ву-| зом определенного уровня развития. Госу-§ дарственным службам также можно пре-*8 доставлять данные непрерывного мониторинга образовательной деятельности вуза, ^ собранные за длительный срок, например, ^ за пять лет. Пятилетний мониторинг и консалтинг не только дают более точное пред-

88

ставление о реальном положении дел в вузе, но также позволяют оценить динамику его развития и сопоставить полученные результаты с достижениями других вузов.

АККОРК помогает вузам получить достоверную информацию о различных аспектах их деятельности и проанализировать дальнейшие перспективы развития, например, определить наиболее значимые для вуза секторы образовательного рынка. Он сегментируется по учебным программам, уровням получаемого образования, региональной дифференциации и развития сети филиалов, возрастным и гендерным предпочтениям, а также направлениям международного сотрудничества.

Агентство оказывает содействие и при прохождении аккредитации в авторитетных зарубежных аккредитационных агентствах, которые, как правило, осуществляют независимую, негосударственную оценку качества.

Специалисты АККОРК готовы предоставить вузу информационную поддержку, чтобы привлечь к нему внимание потенциальных абитуриентов, работодателей, спонсоров, меценатов, институциональных и индивидуальных инвесторов. Системный подход позволяет вузу оперативно устанавливать контакты с новыми партнерами и налаживать эффективную обратную связь. Например, при решении проблемы трудоустройства выпускников, сразу становится ясным, какой вид деятельности и какие позиции для них наиболее предпочтительны, какие направления подготовки и научные исследования нуждаются в наибольшей поддержке. Конкурентоспособный вуз заинтересован в том, чтобы регулярно предоставлять клиентам и партнерам объективную информацию о своей деятельности. Наши эксперты и аудиторы готовы вести подобную отчетность.

Агентство оказывает помощь в установлении контактов с зарубежными вузами, подбирая партнеров, представляющих наибольший интерес. Речь может идти об организации совместных образовательных программ с включенным обучением, а также о кооперации в области высоких образова-

Нв 1(7) 2007

тельных технологий, совместной реализации образовательных проектов, о создании международных межуниверситетских консорциумов и распределенных подготовительных отделений. Эксперты также готовы помочь в определении направлений совместного научного творчества, создании международных научных школ и систематическом осуществлении академических обменов.

АККОРК содействует распространению передового отечественного и международного опыта, используя принцип опережающих инноваций и создавая эталонные образцы и схемы развития вузов на основе лучших показателей наиболее конкурентоспособных учебных заведений.

Принцип социального партнерства, который реализует агентство АККОРК, позволит в будущем обеспечить баланс интересов всех участников образовательного рынка и на основе взаимной ответственности целенаправленно формировать новую культуру доверия.

— Объясните, пожалуйста, в чем заключаются проблемы гарантии качества, каковы общие принципы внешней и внутренней оценки качества, а также цели и задачи стандартов и руководств, используемых при решении этой проблемы?

— Проблема гарантии качества высшего образования актуальна не только для России, но и для всего мирового сообщества2. Она обусловлена высокими темпами расширения сферы высшего образования, а также необходимостью увеличения затрат на него как со стороны государства, так и со стороны бизнеса и самих потребителей образовательных услуг. Стремление многих стран мира построить динамичную, основанную на знаниях экономику, вынуждает высшие учебные заведения более серьезно относиться к качеству образовательных программ и присуждаемых квалификаций, совершенствовать методы гарантии качества.

Гарантия качества должна основываться § на фундаментальных принципах, таких как: '§

• заинтересованность студентов, препо- ^ давателей и общества в высоком качестве °° высшего образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• признание важности организационной автономности вузов, которая должна сопровождаться ясным пониманием того факта, что независимость подразумевает большую ответственность;

• соответствие процедур внешней оценки качества вуза заявленным целям, т. е. при внешней оценке качества вмешательство в работу вуза не должно превышать размеры, необходимые для достижения целей оценки.

Методы, позволяющие гарантировать высокое качество образования и стандартов, не могут быть одинаковыми для всех вузов, как в России, так и в других странах. Поэтому следует отказаться от узкого, директивного и догматического подхода к решению проблемы качества, использующего конкретные жесткие требования, и отдать предпочтение подходу, основанному на общих принципах. Такой подход особенно актуален для России, поскольку социально-экономические условия могут значительно разниться как в пределах одного региона, так и при переходе от одного к другому.

Подход к гарантии качества, основанный на общих принципах, позволит создать прочную основу для взаимодействия между различными организациями высшего образования России. Общие стандарты гарантии качества должны вызвать резонанс соответствующих органов на государственном уровне и большинства вузов страны.

Разработка общих стандартов и процедур в области гарантии качества затрудняется тем, что по-разному трактуются два важных понятия: «гарантия качества» и «стандарт». Понятие «гарантия качества» в высшем образовании имеет множество интерпрета-

2 Термин «гарантия качества» в соответствии с зарубежной терминологией может пониматься как аудит, аккредитация или оценка.

89

Нв 1(7) 2007

ций и невозможно использовать одно и то же понятие во всех случаях. Понятие «стандарт» также охватывает целый спектр значений — от утвержденного компетентным органом комплекса некоторых регулирующих требований до некоторого обобщения полезного практического опыта. Кроме того, смысл одних и те же слов может значительно различаться в контексте национальных систем высшего образования.

Поэтому агентства, аналогичные нашему, не могут прийти к единому мнению по поводу взаимоотношений, которые должны устанавливаться между ними и вузами. Одни считают, что гарантия качества в первую очередь нужна для «защиты прав потребителя», и требуют установления ощутимой дистанции между агентствами и вузами. Другие агентства видят важнейшую цель гарантии качества в выработке для вузов советов и директив, направленных на улучшение качества программ и стандартов, и считают, что агентства и вузы долж-| ны тесно взаимодействовать между собой.

Наше Агентство строит свою деятель-й ность так, чтобы объединить ответствен-| ность вузов перед заинтересованными сто-§ ронами и стремление совершенствовать § программы и стандарты. | Интересы вузов и студенческих организаций также далеко не всегда совпадают. | Вузы стремятся добиться максимально воз-^ можного уровня независимости, при котором ¡1 внешний контроль минимален, а студенты считают, что вуз надо как можно чаще проверять на уровне программ или квалификаций. г§ Несмотря на указанные выше различия ^ можно выделить и общие принципы внеш-| ней и внутренней оценки качества высшего Л образования, образующие основу для стан-2 дартов и руководств по гарантии качества

§ и заключающиеся в том, что: ?

с

« • основная ответственность за гарантию *8 качества высшего образования лежит на вузах, которые являются его поставщиками; ^ • интересы общества, которые затраги-^ ваются качеством и стандартами высшего образования подлежат защите;

90

• необходимо совершенствовать и развивать академические программы для студентов и других участников системы высшего образования;

• должны существовать действенные и эффективные организационные структуры, способные предоставлять и поддерживать академические программы;

• процесс внешней гарантии качества должен быть прозрачным, а применяемые процедуры — точно и ясно определены;

• должно поощряться развитие культуры качества в вузах;

• должны разрабатываться процессы, позволяющие вузам отчитываться перед обществом за свою деятельность, в том числе за использование общественных и частных материальных и финансовых инвестиций;

• значимость гарантии качества, направленной на подтверждение обществу качества высшего образования, предлагаемого вузом, полностью соответствует значимости гарантии качества, ставящей своей целью совершенствование учебного процесса и повышения качества образования и стандартов;

• учебные заведения должны предъявлять качество образования, предоставляемого ими, как внутри России, так и на международной арене;

• процедуры и процессы,используемые для внутренней и внешней оценки качества, не должны препятствовать развитию современных технологий обучения и инновациям.

Общие принципы определяют цели стандартов и руководств по гарантии качества образования на территории Российской Федерации:

• предоставление вузам помощи в организации деятельности и управления, улучшении качества предлагаемого вузами образования, и, как следствие, содействие в укреплении автономии вузов;

• обеспечение прозрачности и простоты процедур внешней оценки качества для всех заинтересованных сторон;

Ив 1(7) 2007

• повышение уровня и качества образования, получаемого студентами вузов.

Задачи стандартов и руководств состоят в том, чтобы:

• поддерживать развитие вузов, деятельность которых направлена на достижение значимых интеллектуальных и образовательных результатов;

• предоставлять помощь и поддержку вузам и другим аккредитационным агентствам в развитии их собственной культуры гарантии качества;

• информировать вузы, студентов, работодателей и другие заинтересованные стороны о развитии высшего образования и его результатах;

• накапливать информацию в базах данных и использовать ее в интересах высшего образования и гарантии качества на образовательном пространстве России и других стран.

Стандарты и руководства разработаны Агентством для двух уровней: стандарты первого уровня описывают внутреннюю гарантию качества, или самооценку вузов, а стандарты второго уровня — внешнюю гарантию качества высшего образования.

— Поясните, пожалуйста, в чем заключается внутренняя гарантия качества, ведь это включает в себя многое: политику и процедуры оценки качества; утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и стандартов; оценку студентов, гарантию качества преподавательского состава; образовательные ресурсы и поддержку студентов; используемые информационные системы; информирование общественности.

— Да, Вы правы. Перспективы развития высших учебных заведений в рыночном обществе во многом определяются уверенностью студентов, общественности, работодателей, государства и других заинтересованных сторон в высоком качестве программ обучения, предоставляемых вузами, и высоком уровне стандартов, в соответст-

вии с которыми присуждаются квалифика- § ции и выдаются дипломы. Поэтому вузы '§ должны поддерживать и повышать качест- ^ во поставляемого ими образования, разра- ^ батывать процедуры, применение которых гарантирует высокое качество программ и стандартов, и сообщать о них обществу.

Стратегия и политика вузов в области повышения качества и используемые процедуры должны обладать официальным статусом, быть открытыми и общественно доступными. Особенно важно, чтобы вузы следовали им в своей практической деятельности, а также привлекали к участию в процессах гарантии качества работодателей, студентов и иные заинтересованные стороны.

Вузы для подтверждения гарантии качества должны разработать официальные механизмы утверждения качества образовательных программ и стандартов присуждения квалификаций, периодического рецензирования и наблюдения за качеством программ и стандартов. Также они должны гарантировать обществу, что ресурсы, доступные им, достаточны для поддержания учебного процесса и выполнения предлагаемых программ обучения. Вузы должны регулярно публиковать актуальную, достоверную, полную и точную информацию, как количественную, так и качественную, об образовательных программах и о соответствии присуждаемых квалификаций установленным стандартам.

Заинтересованные стороны должны играть определенную роль в стратегии, политике и процедурах гарантий качества, используемых вузами. Например, оценка достижений студентов должна проводиться на основе согласованного применения критериев, положений и процедур, заранее опубликованных вузами.

Учебные заведения должны разработать способы и критерии оценки компетентности преподавателей, обучающих студентов. Результаты оценки и комментарии к ним должны быть приведены в отчетах и доступны организациям, осуществляющим внешнюю оценку. Они должны обеспечивать

Нв 1(7) 2007

0

1

to

Л

о

U

0

5 ¡5

1 §

I

I? е s

0

to

si

43

<u

s

¡E IS

сбор, накопление, анализ и использование информации, которая важна для эффективного менеджмента программ обучения и других видов деятельности.

Далее я поясню, что должно соблюдать руководство вуза в ответ на конкретные требования стандарта3.

«Политика и процедуры оценки качества. Учебные заведения должны поддерживать и постоянно повышать качество обучения, разрабатывать политику в области гарантии качества и соответствующие процедуры, а также обладать стандартами образовательных программ и присуждаемых сертификатов. Признание важности качества обучения и гарантии качества для деятельности вузов должно стать частью внутренней культуры вуза. Определенная роль в процедурах, связанных с гарантией качества, должна отводиться студентам и другим заинтересованным сторонам. »

Официальная политика вузов и процедуры гарантии качества образуют рамки, внутри которых вузы могут разрабатывать свои системы гарантии качества и проводить мониторинг их эффективности. Политика вуза должна содержать заявление о намерениях и основные средства, с помощью которых данные намерения будут осуществляться. Руководства по процедуре могут более подробно описывать методы, с помощью которых осуществляется политика, и служить отправной точкой для тех, кто интересуется практикой применения процедур. Политика вуза должна отражать:

• взаимосвязь обучения и исследовательской работы в учебном заведении;

• стратегию учебного заведения в отношении качества и стандартов;

• организацию системы гарантии качества;

• ответственность руководства, департаментов, факультетов и других подразде-

лений, а также отдельных работников за гарантию качества;

• включение студентов в процесс гарантии качества;

• методы, с помощью которых осуществляется, контролируется и исправляется политика.

Единство образовательного пространства полностью зависит от понимания всеми учебными заведениями того, что:

• программы вузов имеют ясные и явные ожидаемые результаты;

• сотрудники вузов готовы и могут осуществлять учебный процесс таким образом, чтобы максимально помочь студентам достичь ожидаемых результатов;

• предусмотрено полное, своевременное моральное и материальное поощрение сотрудников, демонстрирующих мастерство, компетентность и преданность делу.

Все вузы должны стремиться к улучшению и совершенствованию уровня образования, предлагаемого студентам.

« Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и стандартов. Учебные заведения должны иметь официальные механизмы утверждения программ, мониторинга и периодических проверок своих программ и стандартов, в соответствии с которыми присуждаются квалификации.»

Доверие студентов и других заинтересованных сторон к высшему образованию легче установить и поддерживать, проводя эффективные мероприятия по гарантии качества образования, обеспечивающие квалифицированную разработку программ, регулярный мониторинг и периодические проверки качества программ. Таким образом, можно гарантировать обществу, что программы сохраняют свою значимость, соответствуют заявленным результатам обучения и являются востребованными.

3 Стандарты и руководства по гарантии качества высшего образования. М.: Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК).

Комментируемые выдержки из этого стандарта далее выделены курсивом. (Прим. редакции)

92

Ив 1(7) 2007

Гарантия качества программ и уровня стандартов, в соответствии с которыми присуждаются квалификации, должна включать:

• разработку и публикацию планируемых результатов обучения, которые должны быть изложены ясно и подробно;

• пристальное внимание к структуре и содержанию учебных курсов и программ;

• характерные требования как различных форм и способов получения образования (например, очное или заочное, дистанционное или Internet-обучение), так и различных видов высшего образования (например, академического или профессионального);

• доступность образовательных ресурсов;

• официальные процедуры утверждения программ организациями, отличными от тех, которые проводят обучение;

• мониторинг прогресса и достижений студентов;

• регулярные проверки программ, в которых участвуют группы внешних экспертов;

• постоянную связь с работодателями, представителями рынка труда и другими заинтересованными сторонами;

• участие студентов в мероприятиях, связанных с гарантией качества.

«Оценка студентов. Студенты должны оцениваться с помощью опубликованных критериев, положений и процедур, применяемых согласованно.»

Оценка студентов является одним из наиболее важных элементов высшего образования, и результаты оценки оказывают большое влияние на будущую карьеру студентов. Поэтому, оценка должна всегда проводиться на высоком профессиональном уровне и использовать обширные знания и опыт, накопленные в области тестирования и проведения экзаменов. Кроме того, оценка студентов позволяет учебным заведениям получать важную информацию об эффективности обучения и поддержке учебного процесса.

Процедуры, используемые при оценивании студентов, должны:

• определять насколько достижения сту- § дентов соответствуют заявленным резуль- '§ татам обучения и другим целям программ; ^

• соответствовать своему назначению: ^ диагностическому, воспитательному, текущему или итоговому контролю;

• использовать четкие, опубликованные критерии для принятия решений;

• проводиться людьми, которые сознают как сильно влияет оценивание на процесс приобретения студентами знаний и умений, связанных с их будущей квалификацией;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• по возможности, не полагаться на суждение одного проверяющего;

• принимать во внимание все возможные последствия экзаменационных требований;

• иметь ясные правила, касающиеся отсутствия студента по болезни и по другим уважительным причинам;

• гарантировать, что оценка проводится в строгом соответствии с требованиями, установленными учебным заведением;

• использовать критерии, подтвержденные администрацией вуза, для того чтобы гарантировать точность всей процедуры.

«Гарантия качества преподавательского состава. Учебные заведения должны располагать методами, позволяющими им удостовериться в том, что занимающиеся преподаванием и обучением студентов штатные сотрудники обладают достаточной для этого компетенцией и квалификацией. Данные методы должны быть доступны для лиц, осуществляющих внешнюю оценку вузов, и фигурировать в их отчетах.»

Преподаватели являются отдельным наиболее важным ресурсом учебного процесса. Поэтому существенно, чтобы преподаватели полностью знали и понимали свой предмет, имели необходимые навыки и опыт для эффективной передачи своих знаний и понимания предмета студентам в рамках учебного контента, и могли установить обратную связь с обучаемыми. Учебные заведения должны гарантировать, что процедуры, используемые ими для пополнения штата и назначения сотрудников, позволят обес-

Нв 1(7) 2007

печить хотя бы минимально необходимый уровень компетенции новых сотрудников. Вузы должны предоставлять преподавательскому составу возможности для развития и совершенствования уровня их профессиональной подготовленности, а также поощрять и поддерживать стремление к самосовершенствованию. Преподавателям, уровень компетенции которых недостаточен для проведения занятий со студентами, должна быть предоставлена возможность повысить свою квалификацию до приемлемого уровня. Кроме того, вузы должны обладать полномочиями и процедурами, позволяющими лишить права на преподавание тех, кто продолжает демонстрировать недостаточную компетенцию.

«Образовательные ресурсы и поддержка студентов. Учебные заведения должны гарантировать, что ресурсы, которыми они располагают, достаточны для поддержки учебного процесса по каждой | образовательной программе.»

Помимо преподавателей, обучение сту-¡0 дентов зависит от доступа к другим ресур-| сам, которые могут быть, как физическими § (библиотеки, компьютеры, базы данных, ба-§ зы знаний и так далее), так и человеческими | (консультанты, учебно-вспомогательный пер-Ц сонал и другие). Образовательные ресурсы | и другие механизмы поддержки обучения ^ должны быть доступны студентам, их следу-|| ет разрабатывать с учетом нужд студентов, которые должны иметь возможность высказывать свое мнение о предоставляемых ус-га лугах. Вузы должны постоянно наблюдать ^ за работой ресурсов, доступных для студента тов, проверять их и улучшать эффективность Л работы.

2 «Информационные системы. Учебные § заведения должны гарантировать, что они | собирают, анализируют и используют отно-§ сящуюся к делу (релевантную) информацию для эффективного управления вузовок скими программами обучения.» ^ Самооценка, проводимая учебными за-^ ведениями, представляет собой исходную точку эффективной гарантии качества.

94

Очень важно, чтобы учебные заведения обладали способами и механизмами сбора и анализа информации о собственной деятельности. Без сбора этих данных учебные заведения не смогут понять, что в вузе работает хорошо, а что требует внимания, не будут также известны результаты использования инноваций в учебном процессе.

Информационные системы, используемые в конкретных вузах, в определенной мере зависят от различных условий, но все они должны охватывать, по крайней мере, следующие области:

• прогресс студентов и уровень успеваемости,

• спрос на выпускников вуза на рынке труда,

• удовлетворенность студентов учебными программами,

• эффективность преподавания,

• состав студентов и его анализ,

• доступные образовательные ресурсы и их стоимость,

• ключевые показатели деятельности данного учебного заведения.

Очень важно, чтобы учебные заведения имели возможность сравнивать свои достижения с достижениями как российских, так и зарубежных вузов, поскольку это позволяет им расширить область самопознания и определить возможные способы улучшения своей деятельности.

«Информирование общественности. Вузы должны регулярно публиковать доступную для всех заинтересованных сторон актуальную и объективную информацию, как количественную, так и качественную, о своих программах и присуждаемых квалификациях. »

Осуществляя свою общественную функцию, вузы несут ответственность за предоставленную информацию о предлагаемых ими программах и ожидаемых результатах обучения, о квалификациях, которые вузы присваивают, об используемых образовательных технологиях, процедурах оценки

Ив 1(7) 2007

и ресурсах обучения доступных студентам. Публикуемая информация также может включать в себя описание достижений выпускников вузов и сведения, характеризующие контингент студентов, обучающихся в вузе на данный период времени. Эта информация должна быть точной и беспристрастной, реально доступной для широкой общественности. Вуз должен удостовериться, что с точки зрения беспристрастности и объективности информация соответствует его собственным ожиданиям. Однако вуз не должен публиковать указанную информацию в качестве маркетинговой акции.

— Вячеслав Александрович, но понятие «внешних гарантий» очень расплывчато. Оно как-то должно согласовываться с внутренними гарантиями. Наверное, при рассмотрении внешних гарантий необходимо учитывать использование результатов процедур внутренней гарантии качества; методы внешней оценки качества; критерии вынесения решений; соответствие процессов внешней оценки поставленным целям; отчетность, последующие процедуры и периодичность обзоров. Кроме этого, необходим анализ всей системы высшего образования.

— Совершенно верно. Агентство проводит внешнюю оценку качества и дает гарантии для того, чтобы:

• защитить академические стандарты высшего образования;

• защитить права потребителей образовательных услуг;

• публично распространить проверенную независимыми экспертами информацию о качестве программ, предоставляемых вузами, и о степени соответствия предполагаемых результатов обучения результатам, полученным после выполнения программ, а также и о самих учебных заведениях в целом;

• повысить конкурентоспособность вузов;

• развить и повысить качество образования, предоставляемого вузами.

Процедуры внешней оценки качества, § используемые Агентством, определяются '§ целями, которые оно ставит перед собой, ^ и результатами, которых хочет добиться. ^

Процедуры и методы внешней оценки качества могут меняться от вуза к вузу и использоваться как для оценки предмета или программы, так и для аккредитации на уровне предмета, программы или учебного заведения в целом.

Стандарты не рассматриваются как набор строгих директив, жестко предписывающих, что и как именно следует проверять, осуществляя деятельность по гарантированию качества, поскольку они по своей сути отражают положительный опыт, наработанный агентствами. Руководства сообщают дополнительную информацию о положительном опыте и, в некоторых случаях, более подробно объясняют значение и важность стандартов. Поэтому, хотя руководства и не являются частью стандартов, их следует рассматривать вместе.

Далее я использую тот же прием: в ответ на стандартные требования прокомментирую позицию и действия вуза.

«Использование результатов процедур внутренней гарантии качества. Процедуры внешней оценки качества учитывают эффективность результатов внутренней оценки качества обучения в вузе.»

Стандарты внутренней оценки качества, описанные выше, представляют ценную информацию о вузах и являются основой для процессов внешней оценки качества. Нормы и процедуры внутренней оценки качества, используемые конкретным вузом, тщательно анализируются при проведении внешней оценки, поскольку это позволяет определить степень соответствия данного учебного заведения установленным нормам и стандартам.

Если вузы способны доказать, что используемые ими процедуры внутренней гарантии качества эффективны и полностью гарантируют качество обучения и уровень стандартов присуждения квалификаций, то процессы внешней оценки могут быть не столь детализированными.

Нв 1(7) 2007

«Методы внешней оценки качества.

Цели и задачи методов внешней гарантии качества определяются и согласовываются со всеми ответственными за них сторонами, в том числе и с вузами, и публикуются с описанием используемых процедур до того как будут разработаны сами процедуры.»

Для того чтобы гарантировать ясность целей и прозрачность процедур, в планирование и развитие методов внешней оценки качества вовлекаются все заинтересованные стороны. Процедуры и их описание, согласованные всеми сторонами, должны быть опубликованы, причем сообщение должно содержать точное и подробное изложение целей и задач внешней гарантии качества.

Поскольку гарантия качества накладывает определенные требования на оцениваемые учебные заведения, то предварительно анализируется мера воздействия процедур на вузы и гарантируется, что пред-| лагаемые процедуры уместны и не нарушают текущую работу вузов более, чем это не-¡2 обходимо.

| «Критерии вынесения решений. Все

§ официальные решения, выносимые в ре-§ зультате проведения процедур внешней га-| рантии качества, основываются на ясных и точных, заранее опубликованных крите-| риях.»

^ Поскольку официальные решения, кото-¡1 рые выносит Агентство, могут оказывать значительное воздействие на оцениваемые учебные заведения и учебные программы, то ре-га шения должны быть беспристрастными и ^ достоверными, основываться только на опуб-| ликованных критериях и интерпретировать-Л ся согласованным образом. Все заключения 2 экспертов основываются на данных и све-§ дениях, занесенных в протоколы и отчеты. | «Соответствие процессов внешней § оценки поставленным целям. Все процедуры, используемые для внешней оценки качества, разрабатываются таким образом, ^ чтобы можно было гарантировать соответ-^ ствие процедур тем целям и задачам, для которых они были предназначены.»

96

Для достижения целей внешней оценки качества используются различные процедуры, и их можно применять разными способами. Поэтому Агентство использует только те процедуры, которые соответствуют целям, установленным и опубликованным им самим. Практика аккредитационных агентств показывает, что обоснованность, достоверность и полезность процессов внешней оценки качества в значительной степени возрастает, если:

• эксперты, проводящие внешнюю оценку качества, обладают достаточным опытом и компетенцией для решения поставленных перед ними задач;

• проводится тщательный и внимательный отбор экспертов;

• проводятся брифинги или тренинги для экспертов;

• к оценке качества привлекаются международные эксперты;

• к участию в оценке качества привлекаются представители студентов;

• можно утверждать, что процедуры образовательного аудита позволяют получить сведения, необходимые для обоснования выводов и формирования заключений;

• оценка качества проводится в следующей последовательности: самопроверка ^ посещение вуза ^ предварительный отчет ^ опубликование отчета ^ оценка последующих действий вуза;

• признается, что развитие и совершенствование системы внутренней гарантии качества вузов является фундаментальным элементом гарантии качества.

«Отчетность. Отчеты публикуются и составляются таким образом, чтобы они были ясны и действительно понятны всем заинтересованным сторонам, которые должны легко находить любые решения, рекомендации или одобрения, содержащиеся в отчете.»

Для получения максимальной отдачи от процесса внешней гарантии качества, очень важно, чтобы информация, содержа-

Нв 1(7) 2007

щаяся в отчете, идентифицировалась с нуждами и требованиями заинтересованных сторон. Поскольку, в некоторых случаях отчеты представляют интерес для представителей различных слоев общества, повышенное внимание обращается на структуру, содержание и стиль отчета.

Отчеты содержат описание, анализ, важные данные и сведения, выводы, одобрения и рекомендации. В них присутствуют предварительные пояснения, достаточные для того, чтобы любое заинтересованное лицо могло понять цель отчета, его форму и критерии, использованные при принятии решений, а также могло легко найти в нем основные сведения, выводы и рекомендации экспертов.

Отчеты публикуются в доступной форме и предоставляются заинтересованным лицам, как внутри соответствующего вуза, так и за его пределами, чтобы они могли выразить свое мнение относительно практической ценности отчета.

«Последующие процедуры. Процедуры оценки качества, содержащие рекомендации, выполнение которых потребует от вуза определенных действий после окончания внешней оценки, должны также включать в себя заранее установленные процедуры их осуществления.»

Гарантия качества рассматривается как непрерывный процесс улучшения работы вузов, а не как тщательное, но одномоментное изучение внешними экспертами происходящих в вузах событий. Внешняя оценка качества не заканчивается публикацией отчета, поскольку процесс оценки содержит хорошо структурированные процедуры последующих действий, которые гарантируют, что рекомендации приняты во внимание, план действий разработан и воплощается в жизнь. Данные процедуры могут содержать последующие встречи с представителями вузов и образовательных программ. Цель последующих процедур — гарантировать, что требующие улучшения области находятся под пристальным вниманием вузов, и проводится работа по их совершенствованию.

«Периодичность обзоров. Внешняя оцен- § ка качества учебных заведений и/или про- '§ грамм проводится периодически. Временной ^ период и используемые процедуры образо- ^ вательного аудита определяются и публику- °° ются заранее.»

Внешняя гарантия качества представляет собой динамический, постоянно длящийся процесс, который не заканчивается после проведения первого аудита или завершения официальных последующих процедур, так как гарантия качества должна периодически подтверждаться. Дальнейшие внешние оценки качества принимают во внимание прогресс, достигнутый вузами со времени последнего аудита. Поэтому Агентство ясно и четко определяет все процедуры, используемые при аудите, и вмешательство в деятельность вузов не превышает размеров, необходимых для достижения поставленных Агентством целей.

«Анализ системы высшего образования. Агентство регулярно публикует краткий отчет, описывающий и анализирующий основные результаты и выводы проведенных проверок, и содержащий также анализ данных по внутренней гарантии качества, оценки деятельности вузов и так далее.»

Агентство, проводя образовательный аудит, получает большой объем информации как об отдельных программах, так и о учебных заведениях, и, тем самым, накапливает материал для структурного анализа всей системы высшего образования. Структурный анализ может дать полезную информацию о развитии системы образования, его тенденциях, выявить области, в которых вузы или испытывают трудности, или обладают слабыми позициями. Следовательно, такой анализ может стать для Агентства и вузов полезным инструментом при разработке стратегии развития вузов и улучшения качества образования, и Агентство предполагает использовать научно-исследовательскую функцию в своей работе.

Беседу вел Александр Емельянов ^97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.