МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ПРАКТИКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТОЛИЦЫ
БАШКАТОВ И.П., СЕРГЕЕВА Т.А.
Авторами рассматривается процесс инновационной деятельности, осуществляемый учреждениями профессионального образования. В статье представлена концептуальная модель, в контексте которой рассматриваются механизмы внедрения инноваций в практику профессионального образования.
Authors consider the process of innovative activity which is carried out by establishments of vocational training. In article the conceptual model in which context mechanisms of introduction of innovations in vocational training practice are considered is presented.
Современный этап развития мировой экономики вообще и экономики России, в частности, характеризуется переходом от индустриальной эпохи к эпохе информационной. От индустриального общества - к постиндустриальному.
Этот переходный период достаточно сложный, поскольку его сущность определяется многообразием принципиально новых факторов, обусловливающих:
1. развитие всех экономических институтов;
2. необходимость интеграции в единое целое разнородных знаний различных аспектов экономического и социального развития общества;
3. потребность в таких научно обоснованных управленческих решениях, которые воплощают в себе динамичность факторов внешнего окружения и обеспечивают адаптивность организаций в длительной перспективе своего развития.
Все это относится непосредственно к системе профессионального образования вообще, и к системе столичного начального и среднего профессионального образования (СПО) в частности. При этом отмеченные факторы здесь приобретают особенные формы проявления, поскольку очень сложен предмет деятельности не только учреждений СПО, но всех субъектов системы профессионального образования столицы.
Причины такого состояния дел обусловлены следующими объективными условиями существования современной системы профессионального образования:
— глобализация экономики и ориентация России на вступление в ВТО, что требует пересмотра всех сфер жизнедеятельности населения страны;
— усложнение задач, решаемых системой СПО, вызванные вынужденной необходимостью организации образовательного процесса, соответствующего новым Федеральным образовательным стандартам и с одновременным переходом в новые организационно-правовые формы ведения основной и финансово-хозяйственной деятельности учреждений СПО;
— появление на рынке труда предприятий и организаций различных форм собственности, в том числе организаций малого бизнеса и международных компаний со своей культурой и особыми требованиями к персоналу;
— революционные изменения в производственных и информационных технологиях, которые обусловили высокую динамику информационных потоков. Все это усложнило решение задач, стоящих перед учреждениями системы СПО;
— наступление такого периода развития системы СПО, когда она начала непосредственно ощущать последствия снижения рождаемости в России в середине 90-х годов прошлого столетия. Этот демографический фактор сегодня является одним из основных факторов, который определит облик системы СПО на ближайшие 10 лет;
— снижение престижа рабочих профессий, ввиду излишней доступности высшего образова-
ния. Этот фактор в купе с предыдущим определит повышенную конкуренцию между учреждениями СПО и Высшими учебными заведениями России.
Перечень этих факторов может быть продолжен. Здесь важно отметить, что организация деятельности учреждений СПО в этих условиях и обеспечение ее эффективности напрямую зависит от того, насколько субъекты системы профессионального образования будут способны к инновациям. Под способностью к инновациям здесь понимаются способности:
— выстраивать инновационные проекты;
— диагностировать ход любого инновационного процесса;
— организовывать управление инновационными проектами и инновационной деятельностью;
— формировать правовую и экономическую среды инновационной деятельности;
— осваивать и развивать методологию исследования инновационной деятельности.
Поэтому не случайно развитие инновационной деятельности во всех сферах жизнедеятельности
страны является одним из приоритетных направлений развития России в целом.
Каково же состояние современной инновационной деятельности? Насколько она эффективна? Что способствует или сдерживает эту эффективность? Ответы на эти и другие вопросы крайне важны для практики профессионального образования не только столицы, но и всей России.
Не претендуя на полноту анализа, что является предметом отдельных исследований, в данной статье хотелось бы отметить следующие моменты.
В настоящее время библиография работ по инновациям и инновационной деятельности в различных сферах жизнедеятельности насчитывает не одну сотню наименований. В этих работах детально анализируется понятие инновации и инновационной деятельности, раскрываются различные аспекты такой деятельности, обосновываются особенности инновационной деятельности в тех или иных сферах жизнедеятельности, теоретически обосновываются и разрабатываются механизмы осуществления инновационной деятельности и т. п.
Вместе с тем, важно отметить, что, к сожалению, зачастую наблюдается противоречивая трактовка инновационных терминов, не сформировано такое целостное понимание смысла инновации и инновационной деятельности, которое позволило бы видеть инновацию и инновационную деятельность как управляемый объект. Все это оказалось существенным барьером на пути понимания управления инновационной деятельности в организациях и тем более - в стране.
Как следствие предыдущего момента, важно заметить, что очень часто инновационная деятельность сводится к согласованию взглядов на инновационную деятельность, вместо целенаправленной реализации инновационной деятельности как таковой. Такой узкоаспектный взгляд на инновационную деятельность затрудняет понимание инновации как особым образом организованную целостность, содержащую новшество вместе с системой его осуществления и потребления. В этом окружении новшества должны различаться, по крайней мере, деятельность, в которую адресуется новшество; деятельность по преобразованию новшества; жизненный цикл инноваций; результат потребления новшества, первичные и вторичные последствия потребления. Если при организации инновационной деятельности из рассмотрения исключается хотя бы одна составляющая деятельности, то неуместно ожидать эффективности от такой работы.
Все отмеченное выше привело к тому, что успех инновационной деятельности различен. Есть успешные инновации, а есть абсолютно нежизнеспособные. Зачастую, в связи с естественным стремлением людей двигаться в ногу со временем, само понятие инновация и инновационная деятельность используется везде, даже там, где оно неуместно. Все это приводит к тому, что сама идея инновационной деятельности выхолащивается. Зачастую дело доходит до абсурда, когда в организациях все только и занимаются инновационной деятельностью, используют при этом только инновационные технологии, и получают только инновационные продукты. И это при том, что
работа как была, так и остается рутинной, без каких - либо нововведений. Что, естественно, вызывает у людей недоумение и снижает ценность настоящей инновационной деятельности.
На основании представленных результатов анализа можно заключить, что низкая эффективность инновационной деятельности обусловлена отсутствием такой дефиниции инновации, которая приспособлена к практической организации управления инновационной деятельностью и выработке механизмов внедрения инноваций в практику профессионального образования столицы.
В связи с этим, научный и практический интерес представляют результаты работы исследователей, которые разработали концептуальное ядро инновационной деятельности, проверили ее положения на феноменологическую полноту и предложили механизм порождения разнообразия понятий в различных гранях инноваций и связанных с ними средой.
Базовым стало понимание инновации, как особым образом организованную триединую целостность, содержащую новшество вместе с системой его осуществления и потребления.
При этом в обобщенном виде система осуществления и потребления новшества представлена следующими аспектами.
Деятельность, в которую адресуется новшество, - это совокупность процессов, в которых преобразованное новшество может быть с успехом потреблено.
Деятельность по преобразованию новшества - это совокупность процессов по превращению новшества в потребляемый продукт. Это технологизация новшества.
Жизненный цикл инновации - это естественные этапы ее существования.
Результат потребления преобразованного новшества - это особый вид процессов потребления технологизированной идеи.
Первичные последствия потребления - это изменения, вызванные потреблением преобразованного новшества.
Вторичные последствия потребления - это изменения от изменений, связанных с возникновением и потреблением новшества.
При таком понимании инновации, концептуальная модель инновационной деятельности приняла вид, представленный на рисунке 1.
В этой модели базисными понятиями являются:
Идеи - идеальные и/или материально - идеальные конструкции, пригодные для использования, где бы то ни было и как бы, то ни было. Для разработки механизмов внедрения инноваций в практику профессионального образования столицы конструктивно представить идею как «цели с возможными способами их достижения».
Потребности - свойства субъектов, состоящие в том, что им присущи различные состояния и стремление перейти из одного в другое. Это либо объективные нужды, либо искусственно создаваемые.
ИДЕИ
ПОТРЕБНОСТИ
ВОПЛОЩАЯ.
ИДЕЙ
ТЖРАЖИГУ
ТЕХНОЛОГ!
ТЕХНОЛОГИИ
ПРОЦЕССЫ
Рисунок 1. Концептуальная модель инновации
Технологии - это упорядоченные последовательности действий, повторение которых приводит к одинаковому результату.
Процессы - это любые преобразования любого объекта.
Базисные понятия концептуальной модели объединены следующими отношениями.
— Отношение «классификации идей» Среди множества идей выделено подмножество новых идей. Понятие «новизны» относительное. Новое может быть для данного периода времени, для данной социальной группы, для данной предметной области и т. д.
— Отношение «потребляемости идей» - всякая идея может быть потребляемая в том смысле, что может существовать общественная потребность, удовлетворяемая посредством этой идеи.
— Отношение «классификации потребностей» - среди абстрактной потребности выделены общественные. Общественный характер потребностей - обязательный признак инноваций. Без него возникают не инновации, а домашние мастерские. Стало быть, некоторые идеи могут быть полезными в принципе, но не соответствующими какой-либо общественной потребности.
— Отношение «воплощаемости идей» - идеи должны быть (хотя бы теоретически) воплощены в некоторые технологии потребления.
— Отношение «реализуемости идей» - теоретическая воплощаемость идей должна быть поддержана реальными процессами, осуществляющими преобразование идеи в технологию.
— Отношение «технологизируемости идей» - в совокупности отношения воплощаемости и реализуемости идей.
— Отношение «потребляемость технологий» - выстроенные технологии потребления идей могут быть в разной степени совершенными. Поэтому уместно рассуждать о потребляемых технологиях и непотребляемых. Первые - те, по отношению к которым существуют потребности. Введением этого отношения инициируется вопрос о дефектах инновационной деятельности, когда эффективная в смысле потенциальной потребляемости идея превращается в непотребляемую технологию.
— Отношение «осуществляемости потребления технологий» посредством некоторых процессов - это понадобилось ввести для того, чтобы иметь возможность выражать не только технологии как некоторые инструкции, но и реальные процессы их осуществления.
— Отношение «тиражируемости технологий» - для удовлетворения общественных, а, значит, массовых потребностей должны существовать процедуры размножения технологий.
Причинно-следственная связь между процессами. Это отношение позволит различать в концептуальном пространстве последствия многих видов деятельности.
Таким образом, сформирована сущностная картина инновации, которая позволяет формально строго сказать, что такое инновация.
Инновация - это совокупность новых потребляемых идей, воплощающих их технологий, удовлетворяющих общественные потребности, вместе с процессами технологизации идей, сами общественные потребности вместе с процессами, осуществляющими потребление технологий, а также все последствия от технологизации идей и потребления технологий.
Внешняя синтаксическая сложность этого понятия компенсируется его внутренней логической строгостью.
Такое определение инновации крайне важно для разработки целостной совокупности механизмов внедрения инноваций в практику профессионального образования столицы. Сущность такой разработки заключается в сопоставлении каждому понятию и отношению концептуальной конструкции физической сущности внедрения инноваций в практику профессионального образования столицы. В этой связи, механизмы реальной инновационной деятельности должны отражать:
— реальные процессы поиска идей;
— оценку их новизны;
— выявление потребностей, которые могут быть удовлетворены посредством этих идей;
— оценку их общественного статуса;
— анализ возможных превращений этих идей в технологию потребления;
— проектирование процедур технологизации идей;
— установление и запуск основных процессов в инновациях;
— осмысление и обеспечение процессов удовлетворения общественных потребностей с помощью технологий потребления;
— продумывание и осуществление последствий инноваций.
Организация работ по внедрению инноваций в практику профессионального образования столицы в соответствие с этой концептуальной моделью позволит диагностировать инновации в учреждениях СПО, различать успешные инновации и не успешных инноваций, целенаправленно выстраивать инновационную деятельность, обеспечить эффективность инновационной деятельности системы СПО; осознанно перераспределить функции инновационной деятельности между учреждениями системы СПО с целью исключения дублирования, повышения эффективности использования их ресурсов и устранения ненужной конкуренции.
Обобщая вышеизложенное можно заключить, что инновационные механизмы организации деятельности системы СПО столицы должны определяться следующими видами деятельности:
— поиск и оценка потребностей, имеющих общественную значимость для запуска инновационных процессов;
— выявление новых общественно-значимых идей повышения качества деятельностей в системе СПО;
— технологизация идей, связанных с улучшением образовательной деятельности в системе СПО;
— прогнозирование изменений в технологиях осуществления ключевых деятельностей системы СПО;
— организация проектных работ по осуществлению новшеств;
— оценка последствий изменений в технологиях и деятельностях.
Если под механизмом понимать совокупность состояний и определенной последовательности перехода между состояниями, то содержательно механизм внедрения инноваций в практику профессионального образования столицы в контексте концептуальной модели инновации может быть представлен совокупностью таких видов деятельности Научно-исследовательского института развития профессионального образования, которые представлены в таблице 1.
Элемент механизма Мероприятия, определяющие последовательной перехода между состояниями
Поиск и оценка потребностей, имеющих общественную значимость для запуска инновационных процессов Выявление и обнародование потребностей как некоторых задач различных видов деятельности системы СПО. Это научные исследования деятельностей системы СПО столицы, выявление проблем и задач, опрос мнений, прогноз потребностей, обсуждение потребностей и так далее. Выявление и обнародование общественных потребностей в развитии системы СПО. Это социологические исследования по выявлению общественных потребностей. Это прогноз общественных потребностей, их формирование, обсуждение общественных потребностей, публикация и осуществление их признания, другое; Установление возможностей удовлетворения общественных потребностей на основе выявления идей и наоборот. Это маркетинговые исследования, научно — исследовательская деятельность, разработка идей под актуальные потребности, стимулирование потребностей под некоторые идеи, оценка потребляемости некоторых существующих идей с точки зрения актуальных потребностей, экспериментирование и другое.
Выявление новых общественнозначимых идей повышения качества деятельностей в системе СПО Выявление и статуирование идей, относительно которых мог бы быть развернут инновационный проект. Это изобретательство, поиск готовых идей, публикация, переиздание идей, покупка идей, правовая оценка идей, экспертиза, экспериментальные исследования идей и так далее. Выявление новых идей и их статуирование. Это сравнение идей, патентование, теле/радиоосвещение идей, научно-техническое сопровождение разработки идей и другое. Назревшие задачи системы СПО столицы: создать на базе НИИРПО информационноаналитический центр профессионального образования города Москвы для консолидации и оперативного использования актуальной информации о состоянии системы СПО в целях оптимизации использования ресурсов всех учреждений профессионального образования города Москвы.
Технологизация идей, связанных с улучшением образовательной деятельности в в системе СПО Разработка и выявление технологий потребления. Это проектирование технологий, поиск готовых технологий, холдинг, оформление технологий, покупка технологий и так далее; Разработка процедур воплощения идей в технологии потребления; Установление объемов тиражирования, размножение технологий. Это маркетинговые исследования, оценка мощностей производства технологий, массовое «производство» технологий, другое. Осмысление и обеспечение процессов удовлетворе-
Элемент механизма Мероприятия, определяющие последовательной перехода между состояниями
ния общественных потребностей с помощью технологий потребления. Это оценка пригодности технологий для удовлетворения определенных потребностей и результатов этого процесса, прогнозирование результатов потребления конкретных технологий, анализ возможных процессов удовлетворения конкретных потребностей конкретными технологиями и другое. Назревшие задачи системы СПО столицы: разработать технологию продвижения инноваций в сфере среднего профессионального образования, прошедших экспертизу, в регионы для создания единой инновационной системы СПО РФ; разработать и организовать внедрение комплексов педагогических технологий в соответствии с требованиями новых ФГОС; обеспечить внедрение в образовательный процесс колледжей современных средств обучения (электронные учебники, мультимедийные программы и т.п.), основанных на инновациях в информационных технологиях.
Прогнозирование изменений в технологиях осуществления ключевых деятельностей системы СПО Прогнозирование потребности в рабочих и специалистах (по объему и направлениям подготовки) с учетом реальных запросов рынка труда и тенденций развития перспективных направлений экономики города Москвы;
Организация проектных работ по осуществлению новшеств Установление и запуск основных процессов в инновациях. Это анализ процессов существующих деятельностей общественной практики, исследование уникальных процессов, общественных тенденций, мониторинг процессов в производстве, науке и другое. Назревшие задачи системы СПО столицы: разработать новую модель подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров для учреждений среднего профессионального образования, соответствующую потребностям инновационной экономики города Москвы; создать учебно-программное и методическое обеспечение подготовки управленческих кадров, способных к эффективной деятельности в новых экономикоправовых формах; организовать переподготовку методистов образовательных учреждений СПО для решения новых задач инновационного развития системы профессионального образования; сформировать институт мастеров производственного обучения новой формации с учетом инновационного развития образовательных учреждений; сформировать управленческий резерв за счет целенаправленной подготовки и переподготовки молодых кадров (создание в колледжах команд развития).
Оценка последствий изменений в технологиях и деятельностях продумывание и осуществление последствий инноваций. Это прогноз последствий технологизации идей, последствий потребления технологий, выявление первичных, вторичных последствий и другое
Таким образом, предлагается рассматривать механизмы внедрения инноваций в практику профессионального образования в контексте концептуальной модели инновационной деятельности. При этом при проектировании инновационной деятельности каждый базисный элемент модели и отношения между ними должны приобрести не просто конкретное содержание, а целостное содержание. Иначе говоря, эти элементы концептуальной модели должны быть не просто представлены в процессе принятия решений, но и строго согласованы и сбалансированы между собой в конкретном решении.
Любое отклонение от такой линии поведения приводит к резкому снижению эффективности инновационной деятельности, вплоть до полного провала инновационных проектов.
Приведем всего лишь один, но очень показательный пример, подтверждающий это заключение.
Всем известны государственные инициативы по переходу на энергосберегающие лампочки. Для России это очень важная инновация. Важная на столько, что общественные потребности для этой инновации формировал лично Президент РФ. Внедрение инновации активно началось. Казалось бы, предусмотрели все, в контексте концептуальной модели инновации. Однако без внимания остался всего лишь одно отношение: вторичные последствия от инновационной деятельности. В частности, выяснилось, что энергосберегающие лампочки, помимо повышенной надежности, большего срока наработки на отказ и высокой экономичности обладают одним, но существенным недостатком: состав энергоносителя лампочки экологически вреден. Поэтому требуется особенная процедура утилизации лампочек, вышедших из строя. Альтернативой, конечно, может стать и традиционная утилизация таких приборов через мусоропровод. Но такой путь решения экологических проблем уже хорошо известен в истории человечества и не нуждается в специальных комментариях.
В итоге выяснилось, что затраты на утилизацию таких энергоносителей в 1.5 - 2 раза выше затрат на производство таких лампочек. И это без учета того, что необходимо организовать специальную систему сбора и утилизации энергосберегающих лампочек. Но самая главная проблема заключается в том, что успешность проекта утилизации напрямую зависит от менталитета граждан РФ, изменение которого требует не только больших финансовых вложений, но и времени. Понятно, что в таких условиях весь эффект от экономичности не только сводится к минимуму, но и становится затратным для государства. На наш взгляд, это яркий пример того, как при всей неоспоримости исходной идеи, при сформированных общественных потребностях, при наличии технологий и отлаженности процессов потребления этих технологий, в итоге создан очередной монстр для экологии страны. И если кто заметил, что говорить о такой инновации уже давно все перестали. Что называется, комментарии здесь излишни. «Хотели как лучше, получилось как всегда.
И это произошло с такой инновацией, которая практически идеальна в контексте концептуальной модели инновационной деятельности только по одной причине: отсутствия должного внимания ко вторичным последствиям инновационной деятельности. Что тогда ожидать от инноваций, менее совершенных в концептуальном плане?
Есть подозрение, что и с российской «кремниевой долиной» дела обстоят не совсем гладко. Что же, время покажет. А у читателя этой статьи есть прекрасная возможность потренироваться в анализе живой ситуации в контексте концептуальной модели инновационной деятельности.
И последнее, можно создать самые совершенные механизмы инновационной деятельности, которые будут максимально полно наполнены содержанием в контексте представленной здесь концептуальной модели. Но и эти механизмы будут нереализуемыми, если на то не будет политической воли руководителей, которые принимают решение об инновационной деятельности. Поэтому, если инновационная деятельность в системе профессионального образо-
вания столицы действительно является предметом повышенного внимания, то необходимо трепетно относиться к ее организации и продвижении.
Библиографический список:
1. Башкатов И.П., Теслинов А.Г. Развитие организаций как систем управления. Книга 1: Технология системного понимания организаций. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2005. - 229 С.
2. Башкатов И.П. Шаранин А.С. Инновация как экономическая категория // Качество дистанционного образования: Концепции, проблемы, решения. Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГИУ, 2009. С. 22-29
3. Теслинов А.Г. Концептуальное проектирование сложных решений. - СПб: Питер, 2009. Ключевые слова: механизм внедрения, элементы механизма, инновации, практика, профессиональное образование, аспекты, базисные понятия, виды деятельности.
Keywords: the introduction mechanism, elements of the mechanism, innovation, expert, vocational training, aspects, basic concepts, activity kinds.
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ