соприкосновения начальства с рабочим коллективом и каждым сотрудником в отдельности. Культура внутри организации рассматривается как один из основных элементов корпоративной структуры. Данный этап позволяет выявить тенденции, а также открывает возможности для дальнейшего изучения проблемы.
Кроме того, отметим, что результаты исследований, рассматриваемые в нашей работе, в большинстве своем учитывают особенности
Библиографический список
формирования культурного базиса в организациях зарубежных стран, а сущность и особенность формирования корпоративной субкультуры в российских компаниях мало изучены.
В заключение отметим, что исторический анализ изучения рассматриваемой в нашей работе проблемы доказывает актуальность ее изучения для дальнейшего развития и организации экспериментальной работы по данной проблематике.
1. Hofstede, G. Cultures and Organizations : Software of the Mind Geert Hofstede, Gert Jan Hofstede, Michael Minkov [Text] / G. Hofstede. — McGraw-Hill, 2010. — P. 576.
2. Соломанидина, Т. О. Организационная культура компании [Текст] : учеб. пособие / Т. О. Соломанидина. — М. : ИНФРА-М, 2007. — 624 с.
3. Barnard, C. I. The Functions of the Executive [Text] / C. I. Barnard. — Harvard University Press : Cambridge, MA, 1938. — P. 376.
4. Барнард, Ч. И. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hrm.ru/db/hrm/Barnard_ Chester_Irving/glossary.html.
5. Деминг, Э. Философия управления качеством [Электронный ресурс] / Деминг, Э. — Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY/deming.htm.
6. Далтон, М. Развиваем восприимчивость к обучению : Как извлекать уроки из собственного опыта [Текст] / М. Далтон. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 112 с.
7. Hampton, David R. Organizational behavior and the practice of management Harper Collins Publishers Inc. [Text] / D. R. Hampton. — Printed in the United States of America, 1987. — P. 1020.
8. Гастев, А. К. Как надо работать : Практическое введение в науку организации труда [Текст] / А. К. Гастев ; под ред. Н. М. Бахрах. — 3-е изд . — М. : Эдиториал УРСС, 2011. — 480 с.
9. Корпоративная культура : Проблемы и тенденции развития в мире и в России [Текст] / отв. ред. Н. И. Дряхлов. — М. : Наука, 2011. — 507 с.
10. Питерс, Т. В поисках эффективного управления [Текст] / Т. Питерс, Р. Уотерман. — М. : Прогресс, 1986 .
11. Geertz, C. Thick Description : Towards an Interpretive Theory of Culture [Text] / C. Geertz // The Interpretation of Cultures. — N.Y., 1973. — P. 14.
12. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство [Текст] : учебник для слушателей, обучающихся по программам «Мастер делового администрирования» [пер. с англ.] / Э. Шейн ; под ред. Т. Ю. Ковалевой. — СПб. : Питер, 2007. — 336 с.
13. Кунде, Й. Корпоративная религия : Создание сильной компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой [Текст] / Й. Кунде. — Стокгольм : Стокгольмская школа экономики, 2004. — 272 с.
14. Грошев, И. В. Организационная культура [Текст] / И. В. Грошев. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 288 с.
УДК 001 О. Н. Кандерова, доц. Челябинского институ-
377 та развития профессионального образования
(ЧИРПО), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ КАК ПРОБЛЕМА
ИХ ВЫЖИВАЕМОСТИ
В статье рассматриваются некоторые условия реализации инноваций, учет которых позволит эффективнее управлять процессом инновационной деятельности организации. Раскрывается механизм внедрения инноваций в практику профессионального образования, реализация которого будет способствовать выживаемости инноваций.
Ключевые слова: условия реализации инноваций, механизмы реализации инноваций, жизненный цикл инновации, выживаемость инноваций.
Одним из факторов, определяющих сущность постиндустриального общества, является потребность в таких научно обоснованных управленческих решениях, которые воплощают в себе динамичность условий внешнего окружения организации и обеспечивают адаптивность организаций в длительной перспективе их развития. Все это относится как к системе профессионального образования в общем, так и к деятельности учреждений среднего профессионального образования (СПО) в частности. При этом отмеченный выше фактор в рамках деятельности учреждений СПО приобретает особенное значение, поскольку предмет деятельности, обусловленный объективными условиями существования современной системы профессионального образования, характеризуется следующими особенностями:
- усложнение задач, решаемых системой СПО, которое вызвано вынужденной необходимостью организовывать образовательный процесс, соответствующий новым федеральным образовательным стандартам, с одновременным переходом на новые организационно-правовые формы ведения основной и финансово-хозяйственной деятельности учреждений;
- снижение престижа рабочих профессий ввиду излишней доступности высшего образования, что определяет повышенную конкуренцию между учреждениями СПО и высшими учебными заведениями и, как следствие, недобор абитуриентов в учреждения СПО.
Организация деятельности учреждений СПО в этих условиях и обеспечение ее эффективности напрямую зависят от того, насколько субъекты системы профессионального образования будут способны к инновациям.
Несмотря на наличие достаточно большого количества работ по инновационной деятельности в сфере профессионального образования, на настоящий момент не сформировано видение инновации и инновационной деятельности как управляемых объектов. Вместо того чтобы целенаправленно реализовывать инновационную деятельность, зачастую эту деятельность сводят к согласованию взглядов на нее. Поэтому результаты работы исследователей, которые разработали подходы к пониманию инновации как целостности, содержащей новшество вместе с системой его осуществления и потребления, представляют научный и практический интерес.
Остановимся более подробно на анализе инновации и инновационной деятельности как управляемых объектов.
Система осуществления и потребления новшества представлена следующими элементами:
а) деятельность для внедрения новшества — это совокупность процессов, в которых преобразованное новшество может быть с успехом потреблено;
б) деятельность по преобразованию новшества — это совокупность процессов по превращению новшества в потребляемый продукт (технологизация новшества);
в) жизненный цикл инновации — это естественные этапы ее существования;
г) результат потребления преобразованного новшества — это реализация технологизиро-ванной идеи;
д) первичные последствия потребления — это изменения, вызванные потреблением преобразованного новшества;
е) вторичные последствия потребления — это изменения, возникшие в результате изменений, связанных с возникновением и потреблением новшества [1].
Если при организации инновационной деятельности из рассмотрения исключается хотя бы одна ее составляющая, то надо говорить о проблеме выживаемости нововведений. Распространенным явлением в последние годы становится замещение инноваций, вектор движения их саморазвития направлен в настоящее время в сторону восстановления традиционной системы.
Необходимо отметить, что наряду с успешными инновациями есть и нежизнеспособные. Нередко понятия «инновация» и «инновационная деятельность» используются неуместно. Если в образовательных учреждениях все занимаются инновационной деятельностью, используют инновационные технологии и получают инновационные продукты, но при этом работа остается рутинной без каких-либо нововведений, то такая постановка вопроса вызывает у людей недоумение и снижает ценность настоящей инновационной деятельности.
Практика внедрения инновационных моделей помогает выделить ряд этапов, условий и направлений деятельности, позволяющих успешно реализовать проект и обеспечить его выживаемость при наличии определенных внутрисистемных и внешних условий.
Внутрисистемные условия определяются таким свойством системы, как способность развивать собственные тенденции, т. е. реализо-вывать цели самоорганизации. Следовательно, если система не реализует цели самоорганизации, значит:
- формирование новой системы не завершено и она еще не представляет собой целостности, способной к самоорганизации;
- преобразования, осуществленные в соответствии с проектом, не затронули сущностных сторон традиционной системы, и она самовосстанавливается, вытесняя нововведения.
Внешние условия связаны с процессом вхождения системы в другие надсистемы. При этом метасистема должна обеспечивать достаточную степень свободы инновации. Если степени свободы недостаточны и не обеспечивают потребности саморазвития новой системы, то проведенные преобразования обречены на вырождение или перерождение в состояния, типичные для метасистемы. В этих обстоятельствах существование инновационной модели обусловлено:
- наличием экспериментальной площадки, ограничивающей воздействие метасистемы и организующей процессы самообеспечения;
- одновременным преобразованием метасистемы [2].
Раскрытые нами условия не противоречат исследованиям И. П. Башкатова, Т. А. Сергеева и др., которые считают, что одним из условий повышения эффективности инновационной деятельности «является использование механизмов внедрения инноваций в практику профессионального образования» [2, с. 56].
Механизм внедрения инноваций в практику профессионального образования представлен следующими видами деятельности:
1) поиск и оценка потребностей, имеющих общественную значимость для запуска инновационных процессов;
2) выявление новых общественно значимых идей повышения качества деятельности в системе СПО;
3) технологизация идей, связанных с совершенствованием образовательной деятельности в системе СПО;
4) прогнозирование изменений в технологиях осуществления ключевых деятельностей в системе СПО;
5) оценка последствий изменений в технологиях и деятельностях, анализ которых показывает наличие в большей или меньшей степени внутрисистемных и внешних условий
при реализации определенного элемента механизма, но обязательно во взаимосвязи, что способствует выживанию инновационных моделей.
Первый из перечисленных элементов механизма внедрения инноваций в практику профессионального образования требует проведения таких мероприятий, как социологические исследования по выявлению общественных потребностей, прогноз и обсуждение общественных потребностей, публикации и др. Здесь возможны маркетинговые исследования, научно-исследовательская деятельность, оценка потребляемости некоторых существующих идей и др.
Второй элемент предполагает выявление идей, относительно которых может быть развернут инновационный проект. Это изобретательство, поиск готовых идей, переиздание и покупка идей, экспертиза и т. д.
Третий элемент подразумевает осуществление мероприятий по разработке и выявлению технологий потребления. Это проектирование технологий, их поиск, оформление, покупка, потребление, тиражирование; оценка пригодности технологий для удовлетворения определенных потребностей; прогнозирование результатов потребления конкретных технологий; разработка и организация внедрения комплексов педагогических технологий в соответствии с требованиями новых ФГОС; обеспечение образовательного процесса современными средствами обучения (электронные учебники, мультимедийные программы и т. п.).
Четвертый элемент механизма внедрения инноваций предполагает прогнозирование потребности с учетом изменений в технологиях, тенденциях развития образовательного учреждения.
Пятый элемент включает проектирование и реализацию инноваций [3].
Е. Б. Куркин утверждает, что «основные способы управления проектной и реализационной деятельностью в достаточной мере идентичны, а этапы — повторяемы» [2, с. 124]. Это дает основание говорить о том, что механизм внедрения инноваций с его очередностью элементов, с учетом взаимосвязанных внешних и внутрисистемных условий реализации позволит не только применить первый опыт, но и осуществлять тиражирование инновационных моделей, способных к выживанию.
В заключение следует отметить, что недостаточный учет условий и механизмов внедрения инноваций в практику профессионального образования может привести к снижению
эффективности инновационной деятельности, вплоть до полного провала инновационных проектов. Использование механизмов внедрения инноваций в практику профессионального об-
Библиографический список
разования с учетом условий позволит отличать успешные инновации от неуспешных, а также обеспечить эффективность инновационной деятельности и выживаемость инноваций.
1. Башкатов, И. П. Развитие организаций как систем управления [Текст] / И. П. Башкатов, А. Г. Теслинов. — Жуковский : Изд-во МИМ ЛИНК, 2005. — Кн. 1 : Технология системного понимания организаций. — 229 с.
2. Куркин, Е. Б. Организационное проектирование в образовании [Текст] : учеб. пособие / Е. Б. Куркин. — М. : НИИ «Школьные технологии», 2008. — 400 с.
3. Башкатов, И. П. Механизмы внедрения инноваций в практику профессионального образования столицы [Текст] / И. П. Башкатов, Т. А. Сергеева // Научные сообщения. — 2011. — № 9.
УДК 377 И. Е. Медвецкий, зам. директора по НМР
Профессионального лицея № 89 г. Миасса, соискатель Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), Челябинская обл., г. Миасс, e-mail: [email protected]
ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РФ И ЗНАЧЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО РАБОЧЕГО
В настоящее время система начального профессионального образования в нашей стране находится в переходном состоянии, ряд прежде популярных у молодежи профессий теряет востребованность на рынке труда, а некоторые новые профессии (банковский служащий, страховой агент, бухгалтер, охранник и др.) становятся весьма актуальными. Автор статьи считает, что основные профессиональные качества, которые необходимы для трудовой деятельности современного рабочего, можно рассматривать через призму формируемых в УПО профессиональных компетенций. Внедрение в 2011 г. в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов отражает реалии современного производства и потребности рынка труда, способствует формированию рабочего (специалиста) нового поколения.
Ключевые слова: ценности образования, профессиональная компетенция, компетентность, модель обучения, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, модернизация образования.
На современном этапе развития российского общества образование находится в состоянии системного кризиса. Являясь одной из подсистем культуры, образование неизбежно испытывает на себе ее отрицательное воздействие. Это обусловлено тем, что «в условиях наступившего XXI века человек в Российской Федерации зачастую ориентирован на достижение материального благополучия, а высокие духовные ценности либо играют в его жизни незначительную роль, либо подменяются ценностями, далекими по своей сути от духовной сферы» [1]. Причины постоянных конфликтов
в нашем обществе в конце XX — начале XXI в. кроются как в противоречиях между национальными ценностями разных культур [2], так и в расслоении общества по признаку материальной и финансовой обеспеченности.
Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие экономики, считается уровень квалификации рабочей силы. В промышленно развитых странах доля высококвалифицированных рабочих составляет обычно 45 % от числа всех трудящихся, в Российской Федерации в последние годы этот показатель был на уровне 5 %. Учебно-материальная база отечествен-