Научная статья на тему 'Интеграция стратегий промышленного предприятия и образовательного учреждения СПО'

Интеграция стратегий промышленного предприятия и образовательного учреждения СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ИНТЕГРАЦИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS / INTEGRATION / A PROFESSIONAL TRAINING / HI-TECH MANUFACTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкодкина Н. Н.

В статье автор предлагает стратегию подготовки кадров в образовательном учреждении среднего профессионального образования интегрировать со стратегией развития предприятий в области высокотехнологичных производств. В работе рассмотрен опыт Железногорского горно-металлургического колледжа в подготовке специалистов для перспективных инвестиционных проектов ОАО «Михайловский ГОК». I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the author suggests strategy of a professional training to integrate in educational establishment of average vocational training with strategy of development of the enterprises in the field of hi-tech manufactures. In this work expressed the experience of Zheleznogorsk mining college in preparation of experts for perspective investment projects of Joint Stock Company «Mikhailovsky mining and dressing complex works» is considered.

Текст научной работы на тему «Интеграция стратегий промышленного предприятия и образовательного учреждения СПО»

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно делать вывод, что реализация эффективной политики в отношении качества подготовки специалистов невозможна без проектирования и внедрения в вузе системы менеджмента качества образования.

В рамках этой системы проводится разработка концептуальных оснований политики вуза в области качества образования, организуется объективная диагностика качества профессиональной подготовки будущих специалистов во всех подразделениях вуза, осуществляется прогнозирование тенденций развития качества образования в университете.

The article deals with the urgent problems of projecting and implementing of the interior institutional system of management of the quality of education (SMQ). It gives the organization structure of the SMQ of the university, the steps of its development, conceptual points of the policy of the higher educational establishment in the field of the quality of education. The key words: competitiveness of the higher educational establishment, quality of education, interior system of management of the quality of education.

Список литературы

1. Болонский процесс: Берлинский этап/Под ред. В.И. Байденко. М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005г.

2. Зиненко В.К., Харин В.Ф. Этапы разработки системы менеджмента качества Сиб ГТУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY8/essmksibgtu.html.

3. Международный стандарт ИСО 8402. Управление качеством и обеспечение качества Словарь / Пер. с англ. 2-е издание, 1994-04-01 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ISO.ch.

4. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001 в высших учебных заведениях/Д.В. Пузанков и др. СПб.: Изд-во СПб ГЭТУ «ЛЭТИ», 2003.

5. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. Постановление правительства РФ от 14 июля 2008г. №552 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.government.ru.

6. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008.

7. Факторович А.А. Управление качеством образовательного процесса в современном вузе // Педагогика. 2009..№3.

8. Худин А.Н. Управление устойчивым развитием образовательного процесса в университете: Дис. ... докт. пед. наук. М., 2008.

9. Шапоренкова Г.А. Интегративно-целевое управление качеством образования: Дис. ... докт. пед. наук. Челябинск, 2010.

Об авторе

Фомин Н.В. - кандидат педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, ecomvest.bgu@ yandexs.ru

УДК - 338.4:378

ИНТЕГРАЦИЯ СТРАТЕГИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СПО

Н.Н. Шкодкина

В статье автор предлагает стратегию подготовки кадров в образовательном учреждении среднего профессионального образования интегрировать со стратегией развития предприятий в области высокотехнологичных производств. В работе рассмотрен опыт Железногорского горно-металлургического колледжа в подготовке специалистов для перспективных инвестиционных проектов ОАО «Михайловский ГОК».

Ключевые слова: научно-технический прогресс, интеграция, подготовка кадров, высокотехнологичное производство.

Научно-технический прогресс (НТП) привел к появлению новых технологий и производств и вызвал существенную трансформацию привычного экономического уклада. Влияние новых технологий оказывается столь всеобъемлющим и нарастающим, что возникает острая необходимость исследования взаимосвязи между научно-техническим прогрессом, содержания методов стратегического управления предприятием и соответствующей подготовки кадров.

Научно-технический прогресс несет в себе огромные возможности для сферы образования, здравоохранения, бизнеса, средств коммуникации. Однако наряду с позитивными изменениями для жизнеобеспечения людей последствия НТП носят и негативный характер. Речь идет об усилении турбулентности во внешней среде, прежде всего, за счет развития новых технологий и производств. Традиционные методы управления и регулирования экономики больше не действуют. И так как замедлять развитие НТП неразумно, а устранить его влияние на изменение привычного социально-экономического климата невозможно, то объективно неизбежно возникает необходимость выработки новых методов управления и подготовки кадров.

Развитие новых технологий и рынков привело к тому, что сегодня выход из мирового кризиса и экономического роста хозяйствующих субъектов определяется той долей продукции и оборудова-ния, которые содержат прогрессивные знания и решения. Наука превращается в одну из самых важных сфер, определяя перспективы положения отдельных стран в геополитике.

Специалисты прогнозируют, что то предприятие, тот регион или та страна, которые окажутся не способные наращивать свой научно-технологический потенциал, будут обречены как минимум на глубокую зависимость, а скорее на поглощение (прямое или косвенное) другими инновационно сильными предприятиями, регионами, государствами.

Теория управления определяет тенденцию, по которой хозяйствующие субъекты переходят от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов. Это позволяет не только реагировать на изменение внешней среды, но и создавать эти изменения, влиять на них. Методологический принцип современного стратегического управления заключается в построении стратегии не от прошлого к настоящему, а от будущего через прошлое к настоящему и определяется как управление «на основе гибких экстренных решений» [3].

Коробейников О.П. и Трифилова A.A. в работе [3] анализируют взаимопроникновение стратегического и инновационного менеджмента (рис.1), а также определяют общность функций стратегического и инновационного менеджмента в процессе принятия управленческих решений по следующим классификационным признакам:

- время действия;

- тип целей;

- основные функции;

- учет факторов;

- размещение ресурсов;

- уровень управления;

- система управления;

- степень важности;

- характер осуществления.

Развитие и влияние НТП свидетельствует об актуальности интеграции стратегического и инновационного менеджмента. Ведь любая стратегия - это изменения, а любые изменения, направленные на совершенствование какого-либо процесса, - это инновации. В мире новых технологий стратегия и инновации сливаются воедино. Это приводит к тому, что два вида менеджмента, один из которых относится к общему управлению (стратегический), а другой к функциональному (инновационный), полностью интегрируются.

Финансовое планирование Долгосрочное планирование Стратегическое планирование Стратегическое управление Программирование

Управление издержками Управление на основе экстраполяции прошлых тенденций Управление на основе предвидения изменений Управление на основе гибких экстренных решений -►

1900-1950 1950-1970 1970-1990 1990 - по настоящее время

Управление лабораториями Корпоративное управление инновационными проектами Формирование корпоративного портфеля продуктивных новаций и инноваций -► Управление на основе современно принятых решений -► Стратегические инновации

1 поколение НИОКР 2 поколение НИОКР 3 поколение НИОКР 4 поколение НИОКР

Рис.1 - Взаимопроникновение стратегического и инновационного менеджмента

Предприятия, определяющие свою стратегию через реализацию высокотехнологичного производства, должны планировать развитие персонала как элемент бизнес-процесса. В свою очередь образовательные учреждения, понимая современные тенденции развития НТП, экономической теории и практики, собственную стратегию и инновации ориентируют на подготовку кадров для реализации этих высокотехнологичных производств.

Железногорский горно-металлургическом колледже является одним из основных партнеров ОАО «Михайловский ГОК» в подготовке и переподготовке кадров. Это связано с историческими причинами - Железногорский горно-металлургический колледж изначально создавался для обеспечения Михайловского горно-обогатительного комбината специалистами среднего звена. И в настоящее время эта связь не прерывается, несмотря на произошедшие в стране изменения.

Нормативной базой развития и совершенствования института партнерства колледжа с Михайловским ГОКом является договор о совместной деятельности, заключаемый одновременно с принимаемым комбинатом Коллективным договором, который предусматривает ежегодное обсуждение и корректировку совместных действий направленных на совершенствование подготовки специалистов среднего звена. Договор колледжа с ОАО «Михайловский горно-обогатительный комбинат» определяет следующие направления сотрудничества:

—подготовку специалистов базового и повышенного уровней по дневной, вечерней и заочным формам обучения по специальностям необходимых комбинату в настоящее время и на перспективу в соответствии стратегии развития;

—реализацию профессиональной переподготовки специалистов комбината; —реализацию программ повышения квалификации специалистов среднего звена; —сотрудничество в области научных исследований; —сотрудничество в области профессиональной ориентации населения; —сотрудничество по вопросам совершенствования качества подготовки специалистов. Одним из крупных инвестиционных проектов ОАО «МГОК» в 2007-2010 годах является проект производства металлизованного продукта, общая стоимость которого составляет 23 571 млн.руб. Целью проекта является производство металлизованного продукта в объеме 1,6 млн. т/год - нового вида товарной продукции с более высокой добавленной стоимостью. Под этот и ряд других проектов ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж» в 2007 году реализовал инновационную образовательную программу (ИОП) «Подготовка специалистов и рабочих кадров для перепек-

тивных инновационных проектов ОАО Михайловский ГОК» в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Этот проект позволил создать колледжу современную материально-техническую базу, программное и методическое обеспечение более, чем на 40 млн.руб.

В связи с внедрением высокотехнологичных производств важной задачей образования становится определение нового содержания основных профессиональных образовательных программ для создания условий формирования профессиональных компетенций будущих специалистов.

Несмотря на большое число исследований по проблеме формирования профессиональных ком -петенций, в настоящее время еще остается ряд неразрешенных противоречий. Одним из них является противоречие между нарастающим развитием научно-технического прогресса, внедрением высокотехнологичных производств и отсутствием в образовательных учреждениях гибких педагогических технологий формирования профессиональных компетенций, отвечающих современным требованиям.

Разработка этапов проектирования нового содержания образования, а, следовательно, и новых компетенций с учетом нарастающего развития научно-технического прогресса, позволит сделать шаг к преодолению данного противоречия.

Учитывая направленность среднего профессионального образования на подготовку специалистов среднего звена производства, необходимо знать требования работодателей к качеству подготов-ки выпускников системы СПО. Сотрудничество образовательных учреждений с работодателями в оценке уровня сформированное™ профессиональных компетенций будущего специалиста и определении требований конкретного производства к специалисту является наиболее востребованным.

При проектировании содержания образования для создания условий формирования профессиональных компетенций специалистов СПО с учетом требований высокотехнологичных производств нами разработана технология, состоящая из следующих этапов:

- проектирование модели специалиста СПО на основе анализа структуры профессиональной компетентности специалиста в соответствии с уровнем научно-технического прогресса в отрасли и требованиями работодателя к выпускнику образовательного учреждения СПО;

- организация повышения квалификации административно-педагогического персонала в соответствии с требованиями научно-технического прогресса;

- проектирование содержания образования с учетом новых компетенций в соответствии с научно-техническим прогрессом (разработка профессиональных модулей и междисциплинарных курсов);

- определение критериев и показателей сформированное™ профессиональной компетентности специалиста;

- проектирование технологии формирования профессиональных компетенций специалиста СПО;

- создание учебно-методического обеспечения для создания условий формирования новых компетенций специалиста СПО.

Таким образом, внедрение высокотехнологичного производства в сферу экономики неразрывно связано с подготовкой кадров.

Анализ состояния проблемы и результаты внедрения технологии формирования профессиональных компетенций в учебно-воспитательный процесс подготовки специалистов, а также учет требований работодателей к будущему специалисту показали необходимость учета ряда особенностей, определяющих организационные и психолого-педагогические условия осуществления подготовки специалиста с позиций компетентностного подхода в условиях научно-технического прогресса. Основными из условий являются:

-учёт возрастания роли личностных качеств профессионала, которые в свете изменения требований современного высокотехнологичного производства к подготовке специалиста выступают не только в качестве основы профессиональной культуры, но и в качестве средства освоения профессиональной среды;

-в основе организации учебно-воспитательного процесса лежит активная деятельность студента, направленная на освоение компетенций профессиональной деятельности;

-акцент на формирование опыта профессиональной деятельности позволяет в значительной степени согласовать теоретическую и практическую подготовку с результатами научно-технического прогресса, взаимно обогащая учебный процесс;

-деятельность педагога в процессе обучения приобретает определенные особенности, связанные с созданием условий для полноценной самостоятельной работы студентов;

-создание учебно-методического обеспечения и педагогической технологии, отвечающих особенностям компетентностного подхода в условиях внедрения высокотехнологичных производств.

Выделение компетенций в содержании учебных дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных комплексов определяет ориентиры в отборе тех знаний, умений, навыков и спо-

собов деятельности, которые наиболее значимы для формирования профессиональных и ключевых компетенций будущего специалиста в условиях научно-технического прогресса.

Таким образом, интеграция стратегии развития промышленного предприятия и образовательного учреждения на основе внедрения инновационных проектов позволяет вести опережающую подготовку специалистов. Предприятие получает возможность гарантированно комплектовать свои производства выпуск -никами колледжа, имеет возможность заказывать сверх государственного плана подготовку специалистов по направлениям, необходимым для реализации своей стратегии - инновационных проектов. Кроме того, предприятие проводить переподготовку и повышение квалификации рабочих, инженерно-технических работников и специалистов по актуальным на данный момент направлениям развития производства.

Колледж же имеет возможность реализовать в полном объеме свою миссию, возможность укреплять материально-техническую базу, реализовывать социальные программы, повышать качество подготовки специалистов.

In this article the author suggests strategy of a professional training to integrate in educational establishment of average vocational training with strategy of development of the enterprises in the field of hi-tech manufactures. In this work expressed the experience of Zheleznogorsk mining college in preparation of experts for perspective investment projects of Joint Stock Company «Mikhailovsky mining and dressing complex works» is considered. The key words: scientific and technical progress, integration, a professional training, hi-tech manufacture.

Список литературы

1. Анисимов П.Ф.,Ширшова B.C., Гериш Т.В., Зуев В.М.(руков.). Колледж малого города. М.: ИПР СПО, 2002.82с

2. Егоршин А.П. Перспективы развития образования России в XXI веке//Право и образова-ние.2000. №5.с.40

3. Коробейников О.П., Трифилова А.А. Интеграция стратегического и инновационного ме-неджмента//Менеджмент в России и зарубежом. 2001№4.с.25-36.

4. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. Книга для учителей. М.: Изд. Вента-на-Граф, 1998. 286с.

5. Симоненко В.Д. Технологизация и инновационность образования как стратегический фактор промышленного подъема в рыночных условиях. М.: изд. Рос. экон. акад., 2001. 190 с.

Об авторе

Шкодкина Н.Н. - кандидат педагогических наук, ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж», ecomvest.bgu@ yandexs.ru.

УДК - 35.07/08

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИНВЕСТИЦИЙ В СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Н.Ю. Щеликова

Качество жизни - это интегральная оценка состояния человека и его окружения. В работе освещаются возможности человека по улучшению качества жизни в связи с инвестициями в образование. Ключевые слова: качество жизни, инновации, инвестиции в образование

Одним из новых критериев состояния человека, его самочувствия, взаимоотношений и положения в обществе, доходов, благосостояния, состояния здоровья и т.д., получивших в последние годы широкое распространение в странах с высоким уровнем общественного развития, является качество жизни. Это интегральная характеристика физического, психологического, материального, эмоционального и социального функционирования человека, основанная на его субъективном восприятии и на оценках, сделанных аналитиками различных служб. В современной зарубежной медицинской литературе широко используется термин «качество жизни, связанное со здоровьем».

Большой международный опыт изучения различных сторон качества жизни показывает, что это исключительно перспективный метод оценки различных состояний человека, группы людей, популяции и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.