Научная статья на тему 'Механизмы управления системой менеджмента качества государственного университета на основе процессного подхода'

Механизмы управления системой менеджмента качества государственного университета на основе процессного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы управления системой менеджмента качества государственного университета на основе процессного подхода»

Мещеряков В.А. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

Определены основные составляющие механизма управления системой менеджмента качества (СМК) государственного университета и результаты их применения. Управление СМК рассматривается в виде процесса , входом которого являются проблемы развития СМК, а выходом-результатом управляемость самой системы.

Вопрос управления системой менеджмента качества (СМК) государственного университета носит комплексный характер. Многообразие компонентов, влияющих на функционирование СМК, обусловливают сложность разработки методологии и научных основ управления СМК, обеспечивающих ее результативное и эффективное функционирование в государственном университете, а также неоднозначность выбора подходов к реальному управлению СМК [1].

Необходима разработка механизма управления СМК государственного университета, который в наиболее общем случае включает:

- методы принятия управленческих решений относительно СМК;

- процедуру внутреннего обмена информацией по вопросам СМК;

- структурную организацию органов управления СМК (рисунок 1).

Новый механизм управления СМК должен разрабатываться с учетом:

- нормативно-правовых требований к СМК;

- полномочий, которыми наделены субъекты управления;

- особенностями производственной среды, в отношении которой принимаются управленческие решения (см. рисунок 1).

Эффективность механизма управления СМК обеспечивается свойствами управляемой подсистемы, в первую очередь, управляемостью университетской среды, которая, в свою очередь, обеспечивается:

- информированностью персонала о целесообразности наличия СМК в университете;

- компетентностью персонала в области качества;

- заинтересованностью и вовлеченностью персонала в деятельность по совершенствованию СМК университета;

- структурированностью организационной системы университета;

- оптимальностью процессов СМК университета.

Основное назначение организационной системы СМК - обеспечение своевременного и качественного решения проблем университета. Решение этой задачи является одной из основных функций механизма управления СМК. Соответственно, он должен иметь статус организационного механизма решения проблем университета с наделением его соответствующими полномочиями. Этот механизм должен стать тем элементом, в соответствии с которым должен развиваться системно-процессный подход по постоянному улучшению СМК университета. Одновременно он должен быть базой целенаправленной подготовки организационной системы университета к соблюдению требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001. С самого начала его действия, а также в последующем, его работы должны быть ориентированы на совершенствование и развитие организационной системы университета.

Рисунок 1

Требования по поддержанию и развитию системы СМК государственного университета относятся к высшему руководству университета. Именно оно в своей повседневной деятельности должно постоянно руководствоваться восемью принципами менеджмента качества: ориентация на потребителя, лидерство руководителей, вовлечение работников, процессный подход, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение, принятие решения, основанное на фактах, взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Чтобы в полной мере воспользоваться этими принципами, руководство должно, исходя из возможностей, особенностей и специфики университета создать организационную систему университета, приспособленную к рыночным условиям хозяйствования и обладающую способностью саморегулирования, самосовершенствования и саморазвития.

Все действия, связанные с приспособлением организационной системы к требованиям СМК, относятся к совершенствованию процессов управления. Отсюда в целевую программу развития СМК должны быть включены программные мероприятия по совершенствованию процессов управленческой деятельности. Для этого представляется целесообразным рассматривать управление СМК в виде процесса, входом которого являются проблемы развития СМК, а выходом (результатом) управляемость самой системы [2].

На рисунке 2 представлена диаграмма процесса управления СМК государственного университета.

Рисунок 2 - Диаграмма процесса управления СМК государственного университета

Главный объект процесса - управляемая СМК. Руководит ею главный субъект СМК - руководитель проекта - представитель высшего руководства по качеству. Руководитель проекта - это индивид, который с полной ответственностью постоянно занимается устранением возникающих в университете проблем или постоянно занимается решением задач в интересах всего университета. При этом руководитель проекта имеет право распоряжаться всеми или значительной частью ресурсов университета и принимать обоснованные решения на их задействование. Руководитель проекта имеет право назначать исполнителей на выполнение заданий, обязан обеспечивать подчиненных ему руководителей и исполнителей ресурсами, контролировать их работу, оказывать им помощь при необходимости, поощрять исполнителей за их работу.

Необходимо руководителем проекта назначить ректора или одного из его замов, например, первого проректора. В отдельных случаях целесообразно введение должности проректора по качеству.

Главная функция руководителя проекта - устранять путем разработки решений и воплощения их на практике постоянно возникающие внешние и внутренние проблемы СМК. Под проблемой понимается вопрос, порожденный неудовлетворенностью чем-либо, например, неудовлетворенностью внутреннего состояния СМК. По мере анализа проблемы руководитель проекта воспринимает проблему, как расхождение между желаемым и реальным состоянием СМК. У него рождается понимание цели, желаемого результата преобразующей деятельности, которое приводит к устранению (разрешению) проблемы. Таким образом:

- проблема - начальный пункт управленческой деятельности;

- формулировка цели - первоначальное формальное представление о направленности действий.

В ходе детального анализа цель расчленяют на подцели. Подцели «привязывают» к исполнителям, объектам приложения усилий и, таким образом трансформируют в совокупность задач.

Замысел операции (целенаправленной деятельности) руководитель проекта постепенно дорабатывает до решения на ее проведение.

Управленческие решения составляют основу процесса управления системой качества университета. Решения, принимаемые представителем высшего руководства университета по качеству, должны удовлетворять целому ряду обязательных требований, в том числе целевой направленности, обоснованности, выполнимости, адресности, правомочности, непротиворечивости, своевременности, результативности [2]. При этом любое решение связано с определенным риском (особенно в условиях экономической неопределенности, характерной для современной России). Среди многообразных рисков (макроэкономических, политических, законодательных, инвестиционных, коммерческих и др.) риск выпуска университетом выпускников с уровнем знаний и навыков, не удовлетворяющим требованиям потребителей, относится к числу наиболее значимых, как для университета, так и для общества.

На основе оценивания риска предпринимаются действия, направленные либо на избежание негативных ситуаций, либо на минимизацию последствий таких ситуаций.

Далее решение превращается в программы развития, в систему частных целей, планов, задач и критериев их выполнения. В своем решении руководитель проекта ставит задачи руководителям подразделений. От руководителя проекта задачи руководителю подразделения поступают в готовом виде. Для решения отдельных задач руководителю подразделения передаются в распоряжение определенные ресурсы.

После всего этого начинается процесс практической реализации принятого и доведенного до исполнителей решения.

Когда решение уже выполнено, а операция по устранению проблемы завершена, руководитель проекта оценивает полезность и фактическую эффективность этого решения. При этом во внимание принимается не только сам факт, но и степень устранения первоначальной проблемы. Результатом оценки фактической эффективности решения могут быть следующие выводы:

- проблема устранена полностью и ее разрешение не вызвало каких-либо видимых отрицательных последствий:

- проблема устранена частично, но также не наблюдается отрицательных последствий;

- проблема устранена частично и при ее разрешении возникли некоторые новые затруднения;

- проблема не устранена, а реализация решения по ее устранению вызвала возникновение новых значительных проблем [1].

Разработанные механизмы управления СМК на этапах развития и совершенствования, а также результаты их применения в действующей системе управления государственного университета представлены на рисунках 3 и 4 соответственно.

Основные механизмы управлення СМК университета

Планирование, Ориентация на Мотивация и

Лидерство контроль. запросы активное участие

руководителя улучшение потребителей персонала

качества университета

Оптимизация Оптимизация Оптимизация Внутренний

организационной процессов и видов функций и обмен

структуры деятельности уни- ответственности информацией

университета верситета

Мониторинг Анализ со Выявление. Постоянный

и анализ стороны устранение и поиск и

функционирования руководства предупреждение реализация

процессов университета несоответствии улучшении

университета

Рисунок 3

Основные механизмы управления СМК государственного университета

Рисунок 4 - Результаты применения основных механизмов управления системой менеджмента качества

государственного университета

Новые механизмы управления СМК требуют и новых подходов к менеджменту, персоналу, инновациям и контролю. Совершенствование системы управления должно опираться на международные и российские стандарты 180 серии 9000. Персонал университета должен рассматриваться как основная ценность университета, в том числе за счет реализации положений международного стандарта ОИБАБ 180 00 «Производственная безопасность и здоровье персонала». Применение инновационного менеджмента должно обеспечивать в условиях непрерывного совершенствования управления улучшения оперативно-тактических и стратегических результатов и обеспечивать конкурентоспособность университета в регионе и России. Особую роль должен играть контроллинг, который в новых условиях работает на стыке теории принятия решений, математического моделирования, теории систем, информационного моделирования и способствует функционированию механизма саморегуляции.

ЛИТЕРАТУРА

постоянного улучшения системы менеджмента

1. Подлипаев Л.Д. Технология внедрения и предприятии. - М: Гелиос АРВ, 2004.-408 с.

2. Чудновская С.Н. Управленческие решения: учебник/ С.Н.Чудновская.

качества на

М.: Эксмо, 2007. -368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.