Научная статья на тему 'Качественное планирование в университете'

Качественное планирование в университете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1584
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качественное планирование в университете»

УДК 338.2:338.984:378.4:65.01 Бадеева Е.А., Мурашкина Т.И.

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

КАЧЕСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Устойчивое и поступательное развитие российских университетов, обеспечивающее текущие и перспективные потребности социально-экономического развития регионов и государства, сопряжены с совершенствованием их системы управления. «У госуниверситета есть запас прочности, но надо меняться. Становиться более открытым и актуализировать потенциал. Рейтинги - это только следствие. Если ты эффективен, то и в рейтинге ты на должном месте. Например, MIT про рейтинги не говорил, но менеджмент вуза всегда думал, как изменяться к лучшему. ... Мы должны запустить процесс реального совершенствования университета. Отличие суперэффективных исследовательских университетов в трех достаточно простых вещах. Первое - это концентрация талантов. Второе - ресурсы, причем обильные. И третье - это эффективная, современная и гибкая система управления» [1].

Основа эффективной системы управления - качественное планирование [2, 3].

Качественное планирование в университете - это результативный и эффективный процесс выработки и принятия управленческих решений, позволяющий обеспечить эффективное функционирование и развитие университета в настоящем и в будущем.

Значимость и актуальность проблем, связанных с планированием подтверждаются высказываниями нашего Президента В.В. Путина, который в ходе своих совещаний с министрами, с главами силовых структур и других чиновников в 2013 году не раз отмечал об отсутствии грамотного планирования деятельности подчиненных ведомств [4]. По его мнению: достижение конкретных результатов в работе зависит от планирования, качество кратко- и долгосрочных плановых документов не отвечает поставленным требованиям, в планах работы много общих фраз и размытых формулировок, прописанные задачи в плановых документах сформулированы неконкретно, они должны быть максимально упрощены, к планам ответственные за их исполнение подходят формально и не контролируют исполнение собственных постановлений, планы должны быть общедоступными, должны стать документы достоянием гласности.

Недостатки процесса планирования, отмеченные В.В.Путиным, встречаются и в отечественных университетах, на что необходимо, в первую очередь, обратить внимание высшего руководства вуза. Современная практика показывает, что в вузах планированию уделяется недостаточно внимания, что подтверждается результатами, полученными в ходе инспекционных аудитов сертифицированной СМК вузов на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 применительно к образовательной, научноисследовательской и инновационной деятельности.

К основным решающим проблемам, с которыми сталкиваются при реализации планирования, сдерживающими результативное и эффективное управление всем вузом, и, как результат, влияющими на качество образования, относятся следующие:

1) в ряде университетов внутривузовское планирование организовано не в рамках процессного подхода, планирование осуществляется частично, не по каждому виду деятельности или планируются не все виды работ в рамках процесса. Особенностью планирования деятельности вуза в рамках процессного подхода должно являться и то, что сам данный процесс должен подчиняться модели непрерывного улучшения процессов - циклу PDCA;

2) отсутствует процедура формирования и/или актуализации стратегии и целей университета и его подразделений. Учитывая, что современный вуз функционируют в высококонкурентной среде, важное значение приобретает вопрос согласования планирования процессов и всех видов деятельности со стратегией развития ввуза. В ряде случаев политика в области качества некоторых подразделений не отражает специфики их деятельности;

3) не имеется четкого представления о формулировании целей в области качества в некоторых подразделения вуза и/или фрагментальная установка целей процессов и/или отсутствие их как такового. Не имея конкретных целей по процессам невозможно оценить, является ли достигнутая результативность и эффективность высокой или низкой. Цели служат ориентирами при решении вопроса, какие действия повышают результативность и эффективность процессов. Общей характеристикой ключевых показателей результативности является то, что они отражают результаты многих видов деятельности вуза и дают представление о направлении его развития. Вузы должны существовать для реализации определенных целей, основываясь на оценке потребностей и сдерживающих факторов внешней среды, и если он их достигает, то вуз считается добившимся успеха;

4) не планируются мероприятия по достижению целей в области качества; не устанавливаются критерии оценки результативности процессов, которые вытекают из запланированных целей. Не проводится анализ причин и разработка соответствующих корректирующих мер в отношении причин недостижения запланированных целей процессов;

5) отсутствует плановая документация, отсутствуют свидетельства (записи) проведения анализа действий, направленных на достижение запланированных целей. Результаты планирования в вузе должны быть задокументированы, и в дальнейшем специалисты смогут обращаться к предыдущим планам, чтобы понять, как тот или иной процесс начинался, развивался и привел к успеху или неудаче;

6) отсутствуют квалифицированные кадры в области управления процессом планирования в рамках процессного и системного подходов.

Так как сделать процесс планирования качественным? Надо опираться на российские и международные стандарты. Основополагающими в этом смысле являются документы, перечисленные на рисунке 1.

Процесс планирования в университете определяет разработку комплекса мероприятий, интегрированных в менеджмент качества, устанавливающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее результативного использования ресурсов вуза. Эффективность планирования и уменьшение возможности отрицательных результатов планирования во многом зависят от того, какими принципами (руководящими правилами) руководствуются при формировании, обосновании, составлении и организации разработки плановых мероприятий и документов. На рисунке 2 приведена классификация основных принципов планирования, которыми необходимо руководствоваться в университете и которые вытекают из требований классической теории планирования, условий развития современной экономики и менеджмента качества, основанных на стандартах серии ИСО 9000.

Разработана модель процесса планирования в вузе, построенная в соответствии с процессным подходом по модели стандартов ИСО 9000 (рисунок 3).

Входом данного процесса будут являться требования к содержанию планов их потребителей (руководства университета, исполнителей сотрудников службы качества, контролирующих органов и др.),

включая ресурсы (материальные, информационные, финансовые, человеческие и прочие), необходимые для выполнения и получения результата процесса планирования. Выходом будут выступать результаты выполнения процесса - разработанные и утвержденные планы работ структурных подразделений, индивидуальные планы преподавателей, планы качества, планы университетских процессов и структурных под-

Рисунок 1 - Документы, в которых отражены требования, предъявляемые к планированию и рекомендации к процедуре планирования процессов и отдельных видов деятельности вуза

Принцип:

необходимости;

единства;

участия;

непрерывности;

гибкости;

точности;

холизма

Принцип:

эффективности; экономичности; оптимальности; пропорциональности; научности; точности; комплексности; детализации; простоты и ясности;

оптимизации;

сбалансированности

к

Принцип: ориентации на потребителя; лидерства руководителя; вовлечения работников; процессного подхода; системного подхода к менеджменту; постоянного улучшения;

принятия решений, основанного на фактах; взаимовыгодных отношений с поставщиками

Рисунок 2 - Классификация методологических принципов планирования качества вуза

Управляющее воздействие

-------------1-----------

ГОСТ Р ИСО 10005-2007, ГОСТ Р ИСО 9001-2008, Приказы, распоряжения руководства по планированию, планы более высокого уровня

I

о?

Требования потребителей планов (руководства исполнителей УСК, контролирующих органов)

Процесс

планирования

Ресурсы

Инструкции, СТУ, результаты анализа выполнения планов предыдущего периода, содержа-1 щиеся в отчетах

Информа- ционные Человече- ские Финансовые и др. Механизм планирования

Планы Программы

|

§

о?

Анализ

Обратная связь

Рисунок 3 - Модель процесса планирования видов деятельности вуза

К управляющему воздействию на процесс относятся Устав университета, приказы, распоряжения руководства по планированию, планы более высокого уровня, требования стандартов в области менеджмента качества, требования нормативных документов налогового, бухгалтерского законодательства, закона об образовании РФ и другие нормативно-правовые документы (см. рисунок 2).

На качество процесса планирования оказывает влияние утвержденный университетский механизм планирования, включающий совокупность средств воздействия, которые обеспечивают управление, реализацию стратегии - это выбор целей, определение ресурсов, организация подпроцессов, контроль исполнения, координация работы, мониторинг и измерение, оценка, анализ, корректировка задач, мотивация персонала, оплата труда и т.д.

Необходимым условием эффективности процесса планирования является содержательный анализ его результатов и наличие обратной связи, сигнализирующей о достигнутом результате, обратное воздействие результатов процесса на его протекание - это одна из обязательных составляющих управленческой деятельности. На основании полученной информации по итогам анализа информации о ходе процесса и обратной связи между взаимосвязанными и взаимодействующими элементами процесса планирования корректируются управляющие на него воздействия.

Механизм планирования процессов и видов деятельности университета в наиболее общем случае включает методы принятия управленческих решений на этапе планирования (рисунок 4).

Рисунок 4 - Схема процесса управления по целям СМК ОО

Управление планированием осуществляет представитель высшего руководства по качеству. Входом процедуры планирования являются проблемы развития университетской системы менеджмента. Результаты процедуры планирования: цели, подцели, задачи, программы, планы являются основой принятия пред-

ставителем высшего руководства управленческого решения на этапе планирования. Главная функция представителя высшего руководства по качеству - устранять путем разработки решений и воплощения их на практике постоянно возникающие внешние и внутренние проблемы университета.

Целеполагание - первичная фаза управления, выработки и принятия управленческих решений, заключающаяся в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, назначением (миссией) системы, стратегическими установками.

Управленческие решения, принимаемые представителем высшего руководства по качеству, должны отвечать, в первую очередь, целевой направленности. При этом любое решение связано с определенным риском (например, риск выпуска выпускников с уровнем знаний и навыков, не удовлетворяющим требованиям потребителей). На основе оценивания риска на этапе планирования предпринимаются действия, направленные либо на избежание негативных ситуаций, либо на минимизацию последствий таких ситуаций.

На основе возникающих проблем формулируется основная цель, в ходе анализа подходов к достижению поставленной цели она расчленяется на подцели. Подцели «привязывают» к исполнителям, объектам приложения усилий и, таким образом, трансформируют в совокупность задач, для решения которых составляются соответствующие программы и планы. Таким образом, управленческое решение на этапе планирования превращается в программы развития, в систему частных целей, планов, задач и критериев их выполнения.

После всего этого начинается процесс практической реализации принятого и доведенного до исполнителей решения. Когда решение уже выполнено, руководитель проекта оценивает полезность, результативность и фактическую эффективность запланированных мероприятий, реализующих управленческое решение.

Результатом оценки фактической эффективности запланированных мероприятий могут быть следующие выводы: проблема устранена полностью и ее разрешение не вызвало каких-либо видимых отрицательных

последствий; проблема устранена частично, но также не наблюдается отрицательных последствий; проблема устранена частично и при ее разрешении возникли некоторые новые затруднения; проблема не устранена, а реализация решения по ее устранению вызвала возникновение новых значительных проблем.

Заключение. Качественный процесс планирования всех процессов и видов деятельности университета создаст необходимые предпосылки для эффективной работы университета, позволит устанавливать и уточнять цели его развития, создавать предпосылки для повышения качества образовательных и прочих внутривузовских услуг, достижения университетами высоких показателей в отечественных и зарубежных рейтингах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проректор Томского госуниверситета: ТГУ планирует попасть в ТОП-100. URL: //

http://ria.ru/society/20130131/920657584.html#13735337470603&message=resize&relto=register&action =addClass&value=registration (дата обращения: 20.03.2013).

2. Бадеева Е.А. Университетское планирование в рамках процессного подхода. Монография под ред. Т.И. Мурашкиной. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2012. - 258 с.

3. Бадеева Е.А. Методологические принципы планирования качества в ВУЗах / Бадеева Е.А. // Качество. Инновации. Образование. - 2011. - № 9. - с. 3-5.

4. Путин заставил министров переписать «размытые» планы работы.

URL:http://www.ntv.ru/novosti/618598/ (дата обращения: 21.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.