Научная статья на тему 'Этапы процесса планирования качества в университете'

Этапы процесса планирования качества в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ПЛАНИРОВАНИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН / ЭТАПЫ / АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ / quality / planning / comprehensive plan / milestones / results analysis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадеева Е. А., Мурашкина Т. И.

В статье рассмотрены основные этапы планирования качества образования в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages in the process of quality planning at the University

The article describes the main stages of planning the quality of education at the university.

Текст научной работы на тему «Этапы процесса планирования качества в университете»

УДК 65.012.2: 65.012.25: 338.2

Этапы процесса планирования качества в университете

Stages in the process of quality planning at the University

Бадеева Е.А., Мурашкина Т.И.

Badeeva E.A., Murashkina T.I.

ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет»

В статье рассмотрены основные этапы планирования качества образования в университете.

The article describes the main stages of planning the quality of education at the university.

Ключевые слова: качество, планирование, комплексный план, этапы, анализ результатов.

Key words: quality, planning, comprehensive plan, milestones, results analysis.

Важнейшей функцией развития и управления системы менеджмента качества (СМК) университета выступает планирование качества. С его помощью осуществляется эффективное взаимодействие всех подразделений образовательного учреждения, в результате достигается сбалансированность его целей и потенциальных возможностей. Важность планирования выражена в известном афоризме выдающегося немецкого учёного и публициста Георга Кристофа Лихтенберга (1742 - 1799): «Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим».

Планирование качества зародилось как научное направление в 80-х годах, когда началась разработка международных стандартов по качеству ИСО серии 9000, которые базировались на наиболее ярких результатах мирового опыта управления менеджмента качества. Было дополнительно введено понятие «планирования качества», концепция которого была сформулирована в трудах Г. Тагути (Япония). В 1987 году, когда были разработаны стандарты серии ИСО 9000, было введено понятие тотального управления качеством TQM, которое включает: TQC - всеобщее управление качеством с целью выполнения установленных требований; QA - обеспечение качества; Qpolicy - политика качества; Qplanning - планирование качества; QI - улучшение качества. Предпосылки данного направления можно встретить и в трудах ученых-первопроходцев Э. Деминга (США), М. Джурана (США), К. Исикавы (Япония) и других, занимавшихся вопросами управления, контроля и повышения качества. Американский ученый Э. Деминг дал методическое обоснование концепции непрерывного совершенствования качества в виде цикла PDCA (plan - do - check - act), что в русском адаптированном переводе означает «планирование - выполнение - контроль - действие» [1].

Планирование качества в сфере высшего профессионального образования является довольно молодым и не исследованным научным направлением, тем самым обусловлена необходимость и потребность в развитии теории и методологии университетского планирования качества в условиях ориентации пространства высшего образования на принципы всеобщего управления качеством TQM.

Планирование должно рассматриваться как часть общей модели системы менеджмента качества университета, основанное на процессном подходе. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 содержит термины, непосредственно относящиеся к планированию качества:

планирование качества - часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качеств и определяющая необходимые операционные

процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества (п. 3.2.9). Разработка планов качества может быть частью планирования качества;

план качества - документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту;

цели в области качества - цели, которых добиваются или к которым стремятся в области качества (п. 3.2.5) [2].

Планирование качества в университете охватывает:

1) планирование качества образовательных услуг и оценку характеристик качества, а также установление стратегии, политики, целей, требований к качеству;

2) планирование управленческой и функциональной деятельности: подготовку применения системы качества, в том числе организацию и составление плана качества;

3) подготовку планов качества всех уровней университета и выработку положений по улучшению качества [3].

Планирование качества требует, чтобы заблаговременно были точно намечены цели, разработана стратегия достижения этих целей, а также определены показатели, с которыми будут сопоставляться результаты деятельности университета. Суть планирования качества в рациональном сочетании ресурсов учреждения образования для достижения поставленных целей. План - это система мер, направленная на достижение намеченных целей, на переход учреждения образования из одного состояния в другое (желаемое). Цели и планы подразделяются на несколько взаимосвязанных уровней, каждому уровню целей соответствует свой уровень планов. Цели в зависимости от уровней управления университета подразделяются на стратегические, тактические и оперативные.

Процесс планирования качества в университете состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов (рисунок 1).

Рисунок 1 - Этапы процесса планирования качества в университете

1) Анализ внешней и внутренней среды. Исходным моментом для выработки плана развития университета и его структурных подразделений является анализ внутренних резервов и ресурсов, а так же факторов, развития внешней среды, оказывающих существенное влияние на положение университета. Оцениваются все аспекты деятельности университета, выявляются его сильные и слабые стороны, позволяющие развивать качество образовательных услуг в рамках бюджетной и внебюджетной предпринимательской деятельности.

2) Формирование стратегических миссии, политики и целей в области качества. На втором этапе формируются или уточняются миссия университета, политика и определяются долгосрочные цели в области качества.

3) Планирование тактических среднесрочных и текущих целей и задач университета и его структурных подразделений, вытекающие из их требований стратегической политики и целей в области качества.

4) Формирование альтернативных стратегических планов качества. Этап

характеризуется формированием, оценкой и выбором среди предложенных

альтернативных планов развития университета и его структурных подразделений наиболее эффективного для последующей его реализации.

5) Разработка комплексного окончательного плана развития университета и его структурных подразделений. Проект плана качества рассматривается и утверждается на Ученом Совете университета (на стратегическом уровне управления), на совете

факультета/института (на тактическом уровне управления) и заседании кафедры (на оперативном уровне управления) в рамках совещаний «День качества».

6) Сопровождение и контроль реализации планов качества университета и его структурных подразделений, осуществляющиеся руководством соответствующих подразделений университета.

7) Оценка степени достижения поставленных (запланированных) целей и результатов деятельности. На этапе проводится анализ результативности достижения цели в области качества.

8) Корректировка действий в области управления системой качества университета для целей постоянного улучшения показателей процессов университета. Данный этап характеризуется разработкой корректирующих и предупреждающих действий по результатам анализа.

Реализация этапов процесса планирования качества в университете позволит:

- оптимизировать систему корпоративного управления, сделать ее прозрачной для руководства и способной гибко реагировать на изменения внешней среды;

- получить и использовать систему показателей и критериев оценки эффективности управления на каждом этапе управленческой цепочки [4];

- планировать и достигать непрерывного улучшения результатов деятельности нацеленных на постоянное повышение эффективности и максимальный учет интересов заинтересованных сторон;

- гарантировать четко определенный порядок и ответственность за разработку, согласование, утверждение и ведение документации СМК;

- получать владельцам процессов объективную информацию для ведения управления в рамках единой системы управления университета на основе процессного подхода.

Необходимо отметить, что процесс планирование качества является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность и развитие всей деятельности университета на основе концепции всеобщего управления качеством. Сущность процесса планирование качества будет заключаться в определении направлений развития образовательного учреждения, постановке целей для любого вида деятельности и взаимосвязанной работы каждого отдельного структурного подразделения университета с активным вовлечением всего персонала в работу по качеству. Планирование, основанное на процессном подходе, обеспечит непрерывность управления и улучшение контроля отдельных видов деятельности учреждения образования, при их комбинации и взаимодействии развития в контексте совершенствования функций планирования качества.

Библиографический список

1. Бадеева Е.А. Понятие планирования качества в сфере высшего профессионального образования // Актуальные проблемы управления экономикой: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции (20 декабря 2009 г.)- М.: Изд-во НОУ ВПО «Академия МНЭПУ», 2009. - 356 с., с. 142-147

2. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (ISO 9000:2005 Quality management systems - Fundamentals and vocabulary (IDT)). Москва. Стандартинформ, 2009 // [Электронный ресурс]. URL: http://base1.gostedu.ru/55/55465/

3. Бадеева Е. А. Разработка внутривузовского инструментария планирования качества // Университетское управление: практика и анализ.- 2010.- № 5 (69). - с. 63-68.

4. Репин, В.В., Елиферов, В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. - 408 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.