Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития эффективной системы планирования видов деятельности квалитативного университетского менеджмента'

Проблемы и перспективы развития эффективной системы планирования видов деятельности квалитативного университетского менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВО / КВАЛИТАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадеева Е. А.

Обосновывается необходимость совершенствования структуры и содержания реализации программ функционирования национальной системы высшего профессионального образования, создания необходимых условий для повышения его качества на основе совершенствования системы планирования основных видов деятельности вузов. Предложена модель сквозного планирования ключевых и вспомогательных процессов в системе квалитативного университетского менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития эффективной системы планирования видов деятельности квалитативного университетского менеджмента»

23 (374) - 2014

Реформа системы образования

УДК 338.2:338.984:378.4:65.01

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЛИТАТИВНОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Е.А. БАДЕЕВА,

кандидат технических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, налогообложения и аудита E-mail: [email protected] Пензенский государственный университет

Обосновывается необходимость совершенствования структуры и содержания реализации программ функционирования национальной системы высшего профессионального образования, создания необходимых условий для повышения его качества на основе совершенствования системы планирования основных видов деятельности вузов. Предложена модель сквозного планирования ключевых и вспомогательных процессов в системе квалитативного университетского менеджмента.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, планирование, целеполагание, процессный подход, качество, квалитативный университетский менеджмент

Российская Федерация на современном этапе развития претендует на звание одной из ведущих стран, занимающих передовые позиции в глобальном экономическом инновационно ориентированном соревновании супердержав. Важным фактором формирования сильной экономики государства и общества становится качество высшего профессионального образования (ВПО). В национальной системе ВПО в последние годы реализуются системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия требованиям инновационной

экономики, потребностям рынка труда, запросам потребителей образовательных услуг.

Современные образовательные организации, являясь сложными социально-экономическими системами, приравниваются к крупнейшим организациям. Российские вузы пока не занимают ведущих позиций в международных рейтингах; многие специалисты связывают это в первую очередь с недостаточно развитой системой управления (табл. 1).

По мнению Майкла Барбера, профессора Высшей школы экономики и Высшей педагогической школы Гарвардского университета, одного из руководителей образовательной реформы в Великобритании, чтобы совершенствовать национальную систему образования в России, нужно несколько условий: соответствие международным стандартам, зависимость качества системы от работающих в ней людей, эффективность работы руководителей, их готовность к изменениям1.

По словам проректора Национального исследовательского Томского государственного университета (далее - ТГУ), у вуза есть запас прочности,

1 Дотянуться до Гарварда. URL: // http://www.rg.ru/2012/09/18/ shkola.html.

Таблица 1

Рейтинг лучших вузов мира в 2012-2013 гг. (фрагмент)

Университет Страна Ранг

2012 2013

Массачусетский технологи- США 1 1

ческий институт

Гарвардский университет США 3 2

Кембриджский университет Великобритания 2 3

Московский государствен- Россия 116 120

ный университет им. М.В. Ломоносова

Санкт-Петербургский госу- Россия 253 240

дарственный университет

Московский государствен- Россия 352 334

ный технический универси-

тет им. Н.Э. Баумана

Новосибирский националь- Россия 371 352

ный исследовательский го-

сударственный университет

Московский государствен- Россия 367 386

ный институт международ-

ных отношений

Московский физико-техни- Россия - 441-450

ческий институт

Санкт-Петербургский госу- Россия - 441-460

дарственный политехничес-

кий университет

Российский университет Россия 501-550 491-500

дружбы народов

Национальный исследо- Россия 501-550 501-550

вательский университет

Высшая школа экономики

Уральский федеральный Россия 451-500 501-550

университет им. первого Президента России

Б.Н. Ельцина

Национальный исследова- Россия 601+* 551-600

тельский Томский поли-

технический университет

(ТПУ)

Национальный исследова- Россия 551-600 551-600

тельский Томский государс-

твенный университет (ТГУ)

Казанский (Приволжский) Россия 601+ 601-650

федеральный университет

Южный федеральный уни- Россия - 601-650

верситет

* Знак «+» означает, что вуз занимает в рейтинге место, ниже указанного в ячейке.

Источник: Российские вузы в мировом рейтинге QS. URL: http://ria.rU/sn_edu/20130910/961986852.html#1392188530134 3&message=resize&relto=register&action=addClass&value=reg istration.

но надо меняться. Становиться более открытым и актуализировать потенциал. Рейтинги - это только следствие. Если ты эффективен, то и в рейтинге находишься на должном месте. Например, Масса-чусетский технологический институт про рейтинги не говорил, но менеджмент вуза всегда думал, как изменяться к лучшему. Мы должны запустить процесс реального совершенствования университета. Отличие суперэффективных исследовательских университетов в трех достаточно простых вещах. Первое - это концентрация талантов. Второе - ресурсы, причем обильные. И третье - это эффективная, современная и гибкая система управления2.

Этим обусловливается необходимость переосмысления идей квалитативного университетского менеджмента (КУМ) в направлении всеобщего управления качеством TQM, где качество рассматривается как символ синтеза любых улучшений, совершенствований, прогрессивного развития. Квалитативный университетский менеджмент представляет собой систему управления, увязывающую в единое целое взаимодействующие и взаимосвязанные процессы образовательных организаций ВПО, базирующуюся на процессном подходе, предназначенную для достижения синергетического эффекта достижения поставленных целей процессов и постоянного улучшения результатов вуза путем удовлетворения постоянно меняющихся требований и ожиданий потребителей.

Решение задач по совершенствованию структуры, содержания, реализации программ и функционирования национальной системы ВПО, создание необходимых условий для повышения качества российского образования на базе инновационной составляющей неразрывно связаны с областью управления вузом и его первостепенной функцией -планирования основных видов деятельности образовательных организаций.

Именно эффективное планирование видов деятельности в системе квалитативного университетского менеджмента должно стать одной из главных составляющих новых моделей управления, стратегическим ориентиром, дающим современному вузу возможность поступательно развиваться. Планирование всех видов деятельности образовательных организаций должно реализовываться

2 Проректор Томского госуниверситета: ТГУ планирует попасть в ТОП-100. URL: http://ria.ru/society/20130131/920657584. html# 13735337470603&message=resize&relto=register&action= addClass&value=registration.

в рамках активно используемой в последние годы системы менеджмента качества, разработанной на базе стандартов ISO 9000, и основываться на процессном подходе - одном из восьми принципов менеджмента качества3.

Современная практика показывает, что планированию внутривузовских видов деятельности в целях обеспечения качества уделяется недостаточно внимания, достоверность этого подтверждается анализом предоставленной информации, официальных материалов на сайтах образовательных организаций (планы финансово-хозяйственной деятельности, отчеты о деятельности и др.) [4-7], результатами, полученными в ходе инспекционных аудитов сертифицированных систем менеджмента качества вузов на примере Пензенской области. Основные проблемы, с которыми сталкиваются при планировании, которые сдерживают результативное и эффективное управление всем вузом и влияют на качество образования, следующие:

- в ряде образовательных организаций внут-ривузовское планирование организовано не в рамках процессного подхода; планирование осуществляется частично, не по каждому виду деятельности или планируются не все виды работ в рамках процесса. Планированию в некоторых подразделениях не уделяют должного внимания. Особенностью планирования деятельности университета в рамках процессного подхода должно являться и то, что сам этот процесс должен подчиняться модели непрерывного улучшения процессов - циклу PDCA;

- отсутствуют процедуры формирования и/или актуализации стратегии и целей образовательных организаций. Учитывая, что современный вуз функционирует в высококонкурентной среде, большое значение приобретает согласование планирования деятельности со стратегией развития образовательных организаций. В ряде случаев политика в области качества некоторых подразделений не отражает специфики их деятельности;

- не имеется четкого представления о формулировании целей видов деятельности в некоторых подразделениях вуза и/или фрагментарная установка целей процессов и/или отсутствие их. Не имея конкретных целей по процессам,

3 ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ, 2012.

32 с.

невозможно оценить, являются ли достигнутые результативность и эффективность высокими или низкими. Цели служат ориентирами при решении, какие действия повышают результативность и эффективность процессов. Общей характеристикой ключевых показателей результативности является то, что они отражают результаты многих видов деятельности образовательных организаций и дают представление о направлении развития. Образовательные организации должны существовать для достижения определенных целей, основываясь на оценке потребностей и сдерживающих факторов внешней среды, и если они их достигают, то считаются добившимися успеха;

- не планируются мероприятия по достижению целей процессов; не устанавливаются критерии оценки результативности процессов, которые вытекают из запланированных целей. Не проводятся анализ причин и разработка соответствующих корректирующих мер в отношении причин недостижения запланированных целей процессов;

- отсутствует плановая документация квалитативного университетского менеджмента; свидетельства (записи) проведения анализа действий, направленных на достижение запланированных целей. Планирование в вузе должно быть задокументировано для того, чтобы в дальнейшем специалисты смогли обращаться к предыдущим планам, чтобы понять, как тот или иной процесс начинался, развивался и привел к успеху или неудаче;

- практически отсутствуют квалифицированные кадры в области управления процессом планирования в рамках процессно-проектного и системного подходов, понимание и должная оценка персоналом (от высшего руководства до исполнителей) необходимости планирования квалитативного университетского менеджмента. Во многом эти и другие проблемы возникают из-за отсутствия разработанной методологии инновационно ориентированного планирования квалитативного университетского менеджмента;

- отсутствуют открытость, прозрачность процедуры планирования и реализации планов по всем видам деятельности структурных подразделений или образовательных организаций в целом для заинтересованных пользователей.

Значимость проблемы планирования не раз подчеркивалась высшим руководством страны. В частности, качество кратко- и долгосрочных плановых документов не отвечает поставленным требованиям; в планах работы много общих фраз и размытых формулировок; прописанные задачи в плановых документах сформулированы неконкретно, они должны быть максимально упрощены; к планам ответственные за их исполнение подходят формально и не контролируют исполнение собственных постановлений; планы должны быть общедоступными, документы должны стать достоянием гласности4. Аналогичные недостатки встречаются и при планировании в отечественных вузах.

Существуют положительные примеры влияния эффективно построенной системы планирования деятельности вуза на его развитие. Примечателен опыт планирования квалитативной системы менеджмента в Национальном исследовательском Томском политехническом университете (далее - ТПУ). С 2009 г. здесь начали системно, целенаправленно заниматься продвижением в мировую университетскую элиту, в вузе была разработана и утверждена программа его развития как национального исследовательского университета. Параллельно в ТПУ реорганизовали систему управления, создали вместо факультетов и НИИ научно-образовательные институты, модернизировали образовательный процесс, ввели новые механизмы стимулирования научной деятельности, усилили интернационализацию, стали интенсивнее развивать связи с мировым и российским академическим сообществом, бизнес-структурами [3].

Организационная структура и система менеджмента качества ТПУ находятся в постоянном развитии и формируются с учетом поставленных целей и задач, а также существующих процессов, состоящих из трех групп: административных, основных и обеспечивающих. По каждому из процессов определены цели, входы и выходы, владельцы (ответственные), критерии и методы оценки результативности/эффективности, а также необходимые ресурсы (в том числе бюджет). Система управления вузом основана на максимально широком вовлечении представителей всех заинтересованных групп. В ТПУ создан единый интегрированный пакет стратегических программ развития и тактических управленческих инструментов. Университет первым из российских

4 Путин заставил министров переписать «размытые» планы работы. URL: http://www.ntv.ru/novosti/618598/.

вузов в 1991 г. сформировал комплексную программу развития на пятилетний период и начал планировать стратегическое развитие на среднесрочную перспективу. Реализация комплексных программ развития (с 1991 по 2011 г.) позволила решить задачи становления вуза как ведущего технического университета, обеспечить его интеграцию в мировое научно-образовательное пространство, способствовала превращению вуза в одного из лидеров инженерного образования России.

Реализация первой части программы развития как национального исследовательского университета (2009-2013 гг.) позволила ТПУ к настоящему времени удвоить объемы научной деятельности и резко повысить публикационную активность. Опыт ТПУ по стратегическому планированию на среднесрочную перспективу был взят на вооружение Минобрнауки России и рекомендован к широкому внедрению в российских вузах [3]. По словам ректора ТПУ П.С. Чубика, проведенная работа, заложенная в программе развития вуза как национального исследовательского университета, теперь приносит отдачу. Попадание в ТОП-15 ведущих российских вузов, продвижение в отечественных и мировых рейтингах университетов -тому свидетельство5. Так, ТПУ впервые вошел в число ведущих вузов мира по версии QS World University Rankings в 2011 г. (см. табл. 1). В 2013 г. вуз улучшил свои позиции в рейтинге и вошел в группу «551-600».

Проблему планирования видов деятельности образовательных организаций ВПО актуализируют и тенденции коммерциализации высшей школы. Планирование при этом призвано помочь при управлении нововведениями для их активного внедрения. Необходимо планировать работу с региональными организациями бизнеса и выпускниками вузов. Планирование реализации положений Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» должно создать благоприятные условия для совместной работы вуза и бизнес-структур с активной поддержкой региональной власти, а также наладить обратную

5 Взаимодействие с мировыми экспертами поможет ТПУ развиваться. URL: http://ria.ru/tomsk/20130902/960154433.html.

связь с выпускниками, которые смогут работать в организациях, созданных при вузе.

Для развития эффективной системы планирования предлагается модель сквозного планирования ключевых и вспомогательных процессов в рамках квалитативного университетского менеджмента, учитывающая требования и потребности всех заинтересованных сторон вуза. Она включает последовательную реализацию ряда этапов.

Этап I. Проведение структурными подразделениями вуза SWOT-анализа внешней и внутренней среды ключевых и вспомогательных процессов, включающего сбор информации, анализ сильных и слабых сторон, а также потенциальных возможностей вуза на основании имеющейся информации [1]. Периодичность проведения анализа - не реже одного раза в год.

Этап II. Формирование на основе решения руководства вуза (и/или структурного подразделения) комиссии по проведению мероприятий планирования ключевых и вспомогательных внут-ривузовских процессов из числа сотрудников вуза, уполномоченных по качеству, ответственных за процессы, студентов, работодателей, представителей региональных органов власти и других заинтересованных сторон.

Этап III. Разработка (в случае отсутствия) и/ или актуализация стратегии развития вуза на долгосрочный (от 3 до 5 лет) и краткосрочный (учебный год) периоды его миссии, политики в области качества образовательной и других видов деятельности с учетом принятой стратегии социально-экономического развития страны и региона.

Этап IV. Формирование (в случае отсутствия) и/или актуализация процессов образовательных организаций и схемы их взаимодействия. Взаимодействие процессов образовательных организаций должно находить отражение в плановой документации квалитативного университетского менеджмента (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь плановой документации квалитативного университетского менеджмента

Этап V. Определение и/или актуализация на основании стратегии, миссии и политики в области качества целей внутривузовских процессов с учетом необходимых ресурсов. При формировании целей следует учитывать результаты анализа достижения плановых показателей, причины недостижения целевых показателей предшествующего периода планирования (обычно это учебный год), разработанные корректирующие и предупреждающие действия.

При определении целей процессов вуза необходимо принимать во внимание:

- конкретность и измеримость целей вуза для оценки степени их достижения;

- достижимость и реальность целей в заданный период времени;

- ориентацию целей на результат основных видов деятельности;

- гибкость, возможность их корректировки в соответствии с меняющимися условиями внешней и внутренней среды вуза;

- совместимость во времени и пространстве;

- непротиворечивость целей на уровне высшего руководства и на уровне структурных подразделений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- приемлемость целей (достижимые, выгодные, понятные для исполнителей).

Этап VI. Определение и/или актуализация измеримых и достижимых показателей целей видов деятельности, отраженных в документации на процессы, которые рекомендуется задавать в процентах или количественно.

Рис. 2. Фрагмент плана по достижению цели процесса реализации основных образовательных программ выпускающей кафедры (пример)

Этап VII. Планирование мероприятий по достижению целей процессов основных видов деятельности квалитативного университетского менеджмента (табл. 2).

Этап VIII. Публикация на сайтах вуза и его структурных подразделений планов внутривузовс-ких процессов, в которых найдут отражение намеченные цели и мероприятия по их достижению по каждому виду деятельности.

Этап IX. Реализация под управлением со стороны ответственных за процессы мероприятий по достижению целей и контроль со стороны руководства.

Этап X. По окончании анализируемого периода в плановой документации ответственными за процесс проставляется отметка о выполнении запланированных мероприятий.

Этап XI. Расчет результативности процессов и системы квалитативного университетского менеджмента за анализируемый период, а также обобщение результатов оценки, которые должны проводить лицо, ответственное за процесс (например, руководитель структурного подразделения), и уполномоченные по качеству.

Расчет результативности достижения целей

процессов Р ш производится по формуле [2] p = ПЦ ДДИН1.

целы пц

' факт.

где ПЦ , ПЦ. - соответственно плановое и

'план.' 'факт.

фактическое значения целевого количественного показателя 1-го процесса.

Таблица 2

Интервальная квалиметрическая шкала оценки результативности процесса и системы квалитативного университетского менеджмента

Уровень результативности процесса и системы Значения уровня результативности Заключение и действия по результатам оценки

процесса системы квалитативного университетского менеджмента

Высокий 100 и выше Процесс результативен; для поддержания достижения поставленных целей и дальнейшего развития деятельности необходима разработка предупреждающих действий Система результативна; для поддержания достигнутого уровня процессов и дальнейшего развития системы необходима разработка предупреждающих действий

Хороший 80-100 Процесс вполне достаточен; деятельность ведется результативно, для поддержания достижения поставленных целей и дальнейшего развития вида деятельности необходима разработка корректирующих и предупреждающих действий Система находится на достойном уровне; постоянно повышается качество большинства видов деятельности; для поддержания достигнутых результатов и дальнейшего совершенствования системы необходима разработка корректирующих и предупреждающих действий

Средний (удовлетворительный) 60-80 Процесс функционирует частично; необходимы управленческие решения по совершенствованию планирования и управления процессом и разработка корректирующих действий Самая низкая положительная оценка; система функционирует, однако цели процессов достигнуты частично; необходимо принятие управленческих решений по доработке планирования и управления процессами и разработка корректирующих действий

Низкий 40-60 Результативность процесса неприемлема; необходимо принимать высшим руководством управленческие решения в области качества по совершенствованию планирования и управления процессом, необходима разработка корректирующих действий Система не достигает поставленных целей; требуется разработка высшим руководством управленческих решений по совершенствованию планирования и управления процессами и системой; необходима разработка корректирующих действий

Неудовлетворительный 40 и ниже Процесс нерезультативен; необходимо принимать высшим руководством экстренные управленческие решения по совершенствованию планирования и управления процессом; необходима разработка корректирующих и предупреждающих действий Система нерезультативна, требуется пересмотр и разработка новых экстренных управленческих решений в области качества по совершенствованию планирования и управления процессами и системой; необходима разработка корректирующих и предупреждающих действий

Расчет результативности анализируемого /-го процесса Р ц производится по формуле

п

p . У p . k . 100%,

ппоп^ , цель/ цель/ '

где п - количество целей процесса;

^ель/ - коэффициент весомости (важности) 7-й цели процесса.

Коэффициенты весомости £целы- определяются экспертным методом с привлечением экспертов из числа сотрудников вуза, уполномоченных по качеству, ответственных за процессы и/или других

п

заинтересованных сторон. Сумма У кцепь{ = 1. Если

/=1

у процесса установлена одна цель, то £цель = 1.

Сбор информации об оценке результативности процессов структурных подразделений производится уполномоченными по качеству либо ответственными за процессы. Результаты предоставляются для обобщения в отдел системы менеджмента качества.

Оценка результативности системы квалитативного университетского менеджмента Рскм в отделе системы менеджмента качества производится по формуле

N

Р =У Р . т .100%,

с к м / , проц. проц. '

1=1

где N - количество процессов;

тцель. - коэффициент весомости (важности) .-го процесса.

.=1

Применение рекомендуемых оценок результативности для каждого процесса и системы квалитативного университетского менеджмента позволит определить степень воздействия, необходимого для корректировки процессов и системы менеджмента вуза (табл. 2). Интервальная квалиметрическая шкала выбрана на основе общепринятой пятибалльной системы оценок [2, 8].

Этап XII. Расчет эффективности процессов и системы квалитативного университетского менеджмента и обобщение результатов оценки. Широкое внедрение процессного подхода в управлении как вузом, так и любым экономическим субъектом, ограничено сложностью сбора информации о составе и оценке затрат. Процессный подход требует специальных систем учета затрат и калькулирования.

Система квалитативного менеджмента - есть система менеджмента любого экономического субъекта. Нельзя говорить о квалитативном менеджменте без отрыва от самой системы менеджмента организации и, соответственно, затраты на качество -есть все затраты любого экономического субъекта, понесенные им в отчетном периоде.

Предлагается, не нарушая норм налогового и бухгалтерского законодательства, для оценки эффективности внутривузовских процессов классифицировать затраты на качество в соответствии с процессами вуза, относящимися к основным видам его деятельности. При этом общепринятая классификация, которой руководствуются бухгалтеры, сохранится, она лишь должна будет формироваться по каждому процессу в отдельности.

Для этого необходимо провести оценку ресурсов 3 оц1. (формирование в бухгалтерии затрат по каждому процессу), в состав которых входят элементы затрат согласно требованиям бухгалтерского и налогового учета. При этом необходимо соблюдение следующего алгоритма:

- поступление документов о затратах со стороны и составление первичных документов в вузе;

- оформление первичных документов о затратах и их исполнение;

- поступление первичных документов о затратах в бухгалтерию;

- обработка документов о затратах в бухгалтерии;

- обеспечение текущего хранения (в течение отчетного года) документов о затратах;

- распределение затрат по процессам 3 оц1 за отчетный год;

- формирование отчета о затратах по каждому

пр°цессу Зпроц..

Расчет эффективности анализируемого 1-го процесса Э оц1 (осуществляется, как правило, службой качества вуза) производится по следующей формуле:

Э . = Р . / З ,

проц. проц. проц.'

где Р^ц - результативность .-го процесса.

Оценить эффективность системы квалитативного университетского менеджмента Эскм можно по следующей формуле:

N N

Эс.к.м = Х^оАоцДоо0/«; Xк роц =1 1=1 ¿=1

где Крод; - коэффициент весомости (важности) .-го процесса.

Оценить динамику состояния показателей эффективности процессов и системы квалитативного университетского менеджмента со стороны высшего руководства можно на основе следующих показателей:

- относительная эффективность процессов Эп™, равная отношению эффективностей процессов за анализируемый и предыдущий периоды;

- относительная эффективности системы ЭС^М, равная отношению эффективностей системы за анализируемый и предыдущий периоды. Далее необходимо провести анализ относительной эффективности процесса (системы квалитативного университетского менеджмента):

- если Эп™ > 1 (Эс7м > 1), то эффективность высокая. Заключение по результатам оценки эффективности: для достижения поставленных целей и дальнейшего развития системы квалитативного университетского менеджмента необходима разработка предупреждающих действий;

- если Э^ = 1 (Эскм = 1), то эффективность не изменилась. Для достижения поставленных целей и дальнейшего развития системы квалитативного университетского менеджмента необходима разработка корректирующих и предупреждающих действий;

- если Эп™ < 1 (Эскм < 1), то эффективность низкая. Высшему руководству вуза необходимо принимать решения по совершенствованию управления процессом и системой квалитативного университетского менеджмента, необходима разработка корректирующих действий. Показатель относительной эффективности

позволит руководству вуза или руководителю струк-

турного подразделения принять соответствующие меры по устранению выявленных несоответствий и внести коррективы в управленческую политику. Проведение оценки результативности и эффективности процессов и системы квалитативного университетского менеджмента в целом должно проводиться не реже одного раза в год. Оценка результативности и эффективности системы, а также оценка эффективности анализируемого процесса должна проводиться подразделением службы качества, а обобщение результатов оценки - подразделением службы качества вуза и каждого структурного подразделения.

Этап XIII. Представление на сайте вуза и его структурных подразделений результатов достижения намеченных целей внутривузовских процессов по каждому виду деятельности, а также оценок

результативности и эффективности процессов и системы квалитативного университетского менеджмента (см. пример формы годового плана работы структурного подразделения вуза).

Этап XIV. Содержательный анализ результатов функционирования университетского процесса планирования, включающий разработку корректирующих и предупреждающих действий по внесению изменений в плановую документацию. Разработка и внесение коррективов в плановую политику вуза.

Этап XV. Хранение плановой документации квалитативного университетского менеджмента в целях выполнения цикла PDCA.

Реализация процессов планирования видов деятельности вуза в рамках квалитативного университетского менеджмента должна проверяться при

Форма плана работы кафедры на учебный год (пример)

Цель процесса Мероприятия для достижения целей Наименование планового показателя (целевое значение, единица измерения) Ответственное лицо Срок исполнения Отметка о выполнении запланированных мероприятий (фактический показатель) и подтверждающий документ Результативность процессов и системы квалитативного университетского менеджмента Затраты по процессам (предоставляют-ся бухгалтерией вуза), тыс. руб. Эффективность процессов и системы квалитативного университетского менеджмента Заключение и действия по результатам оценки Рекомендован-ные изменения в плановую документацию

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Процесс 1

Цель 1.1 1.1.1

1.1.2

1.1.8

Цель 1.2 1.2.1

1.2.2

1.2.8

Цель 1.К 1.К.1

1.К.2

Ш.8

Процесс N

Цель N.1 N 1.1

N 1.2

Система квалитативного менеджмента

Р'eформa систeмы oSpa^z^o^aw^

23 (374) - 2014

самообследовании вуза для успешного прохождения им государственной аккредитации, при проведении инспекционных аудитов и других проверок.

Активное использование модели сквозного планирования ключевых и вспомогательных видов деятельности в системе квалитативного университетского менеджмента создаст необходимые предпосылки для эффективной работы вуза (и его структурных подразделений), позволит устанавливать и уточнять цели развития, создавая предпосылки для повышения качества образовательных и прочих внутривузовских услуг, достижения высоких показателей в отечественных и зарубежных рейтингах.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бадеева Е.А. Разработка внутривузовского инструментария планирования качества // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 5. С. 63-68.

2. Бадеева Е.А. Методика оценки результативности и эффективности системы менеджмента качества организаций на основе достижения целевых показателей // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 6. С. 51-58.

3. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. http://tpu.ru/.

4. Пензенская государственная сельскохозяйственная академия. http://pgsha.penza.net.

5. Пензенская государственная технологическая академия. www.pgta.ru.

6. Пензенский государственный университет. http://www.pnzgu.ru/.

7. Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. http://www.pguas.ru.

8. Свиридова Н.В. Система рейтингового анализа финансового состояния организаций. М.: Альфа-М, 2007. 256 с.

Education system reform

DEVELOPMENT OF AN EFFECTIVE SYSTEM OF QUALITATIVE UNIVERSITY MANAGEMENT PLANNING: PROBLEMS AND PROSPECTS

Elena A. BADEEVA

Abstract

The article justifies a need of improvement of structure and content of programs of the higher education national system functioning and creation of necessary conditions to increase the quality on the basis of improvement of system of planning of primary activities of higher education institutions. The author offers a new model of walk-through planning to reach the planned results of higher education institution's activity with a high extent of responsibility and to form preconditions for creation of a system of activity assessment at region and country levels.

Keywords: higher education, planning, goal-setting, process approach, quality, qualitative university management

References

1. Badeeva E.A. Razrabotka vnutrivuzovskogo instrumentariia planirovaniia kachestva [Development of intra-higher-school tools for quality planning].

Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz - University management: practice and analysis, 2010, no. 5, pp.63-68.

2. Badeeva E.A. Metodika otsenki rezul'tativnosti i effektivnosti sistemy menedzhmenta kachestva or-ganizatsii na osnove dostizheniia tselevykh pokazatelei [Methods of an assessment of productivity and quality management system of organizations on the basis of achievement of target indicators]. Menedzhment v Ros-sii i za rubezhom - Management in Russia and abroad, 2012, no. 6, pp. 51-58.

3. Sviridova N.V. Sistema reitingovogo analiza finansovogo sostoianiia organizatsii [A system of rating analysis of a financial condition of organizations]. Moscow, Al'fa-M Publ., 2007, 256 p.

Elena A. BADEEVA

Penza State University, Penza, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.