Научная статья на тему 'Пути реализации принципов менеджмента качества при планировании видов деятельности образовательного учреждения высшего образования'

Пути реализации принципов менеджмента качества при планировании видов деятельности образовательного учреждения высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
410
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути реализации принципов менеджмента качества при планировании видов деятельности образовательного учреждения высшего образования»

Бадеева Е.А., Мурашкина Т.И.

ФБГОУ ВПО «Пензенский государственный университет»

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Важнейшей функцией управления системой менеджмента образовательных учреждений высшего образования (ОУ ВО) выступает планирование основных его видов деятельности (образовательная, научноисследовательская и инновационная, воспитательная и социальная, управленческая, финансовая, индивидуальная деятельность сотрудников университета и прочие виды деятельности). С помощью грамотного планирования осуществляется эффективное взаимодействие всех подразделений ОУ, в результате достигается сбалансированность его запланированных целей и потенциальных возможностей.

Планирование видов деятельности ОУ ВО должно соответствовать требованиям законодательных норм и правил в области качества, совпадать с ключевыми принципами менеджмента качества, указанными в ГОСТ Р ИСО 9000-2008[1] . Восемь основополагающих принциповменеджмента качества, положенных в основу семейства стандартов ИСО 9000, рассмотрены на рисунке 1, это принципы:1 - ориентация на потребителя, 2 - лидерство руководства,3 - вовлечение персонала,4 - процессный подход, 5 - системный подход, 6 - постоянное улучшение, 7 - принятие решений, основанных на фактах,8 - взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Принцип 1 - Принцип 2 -

Ориентация на Лидерство

потребителя руководства

Постоянное Системный подход

улучшение

Рисунок 1 - Принципыменеджмента качества

Принципы менеджмента качества - это фундаментальные правила, отражаемые в руководстве и работе организации, нацеленные на постоянное совершенствование деятельности, направленные на требования потребителя и других заинтересованных сторон. В таблице 1 раскрыты основные направления реализации принципов менеджмента качества при планировании видов деятельности ОУ ВОна основе требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008 [1] .

Таблица 1 - Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2008 при планировании видов деятельности ОУ ВО

Пути реализации принципов менеджмента качества при планировании видов деятельности ОУ ВО Пункты ГОСТ Р ИСО 9001-2008

Принцип 1 - Ориентация на потребителя

Наличие в Политике в области качества ВУЗа обязательств по соответствию образовательных услуг требованиям потребителей п. 5.3, п. 5.2

Наличие в целях в области качества положений, связанных с достижением требований потребителей п.п. 5.1, 5.4.1

Разработка и осуществление мер по распространению понимания требований потребителей во всем ВУЗе п . п . 5.1 а, 5.5.2c

Планирование и отслеживание выполнения требований потребителей п. 5.2

Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя обратную связь от потребителей п. 5.6.2 b

Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать в себя все решения и действия, относящиеся к улучшению продукции по отношению к требованиям потребителей п. 5.6.3 b

Определение и обеспечение ресурсами, необходимыми для повышения удовлетворенности потребителей п. 6.1 b

Определение требований к образовательным услугам п. 7.2.1

Проведение анализа требований потребителей п. 7.2.2

ВУЗ должен определять и осуществлять эффективные меры по поддержанию связи с потребителями п. 7.2.3

ВУЗ должен проводить мониторинг информации, касающийся восприятия потребителем выполнения ОУ его требований, как одного из способов измерения работы системы менеджмента качества (СМК) п. 8.2.1

Должна быть разработана документированная процедура для определения требованийк анализу несоответствий на жалобы потребителей, должны предприниматься корректирующие действия в целях устранения причин несоответствий п. 8.5.2 a

Принцип 2 - Лидерство руководства

Определение высшим руководством Политики в области качества п. п. 5.1 b, 5.3

Постановка целей в области качества руководителями всех уровней управления п . п . 5.1 c, 5.4.1

Осуществление планирования создания и развития СМК руководителями всех уровней управления п. 5.4.2

Определение ответственности и полномочий персонала ВУЗа на всех уровнях управления для обеспечения внедрения и поддержания СМК п. 5.5.1, 5.5.2

Планирование и обеспечение необходимыми ресурсами для внедрения и функционирова- п. 5.1e, 6.1

ния СМК

Высшее руководство должно обеспечивать установление соответствующих процессов обмена информацией, включая информацию, относящуюся к результативности СМК п. 5.5.3

Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени СМК организации в целях обеспечения ее постоянной пригодности, достаточности и результативности п. 5.6.1

Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать в себя все решения и действия, относящиесяк повышению результативности СМК и ее процессов п. 5.6.3 a

ВУЗ должен постоянно повышать результативность СМК посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства Принцип 3 - Вовлечение персонала п.8.5.1

Определение ответственности и полномочий персонала и его осведомленность п.п. 5.5.1

Доведение Политики и целей в области качества до всего персонала и понимание их всем персоналом п.п. 5.3d, 5.4.1

Персонал должен быть компетентным на основе полученного образования, подготовки, навыков и опыта Принцип 4 - Процессный подход п.п. 6.2

Определение процессов СМК, необходимых для реализации в ВУЗе п.п. 2.1, 4.1a,f

Определение входов и выходов каждого процесса (для установления последовательности и взаимодействия процессов) п.п. 4.1 b, 4.2.2c

Планирование и обеспечение ресурсами и информацией, необходимыми для осуществления процессов и управления ими п.п. 4.1d, 6.1

Определение необходимой степени документированности и документирование процессов п. 4.2.1

Осуществление планирования процессов Принцип 5 - Системный подход п.п. 5.4.2, 7.1, 7.5.1, 4.1с

Установление последовательности и взаимодействия процессов СМК п.п. 4.1 b, 4.2.2c

Осуществление планирования создания и развития СМК с учетом всех входящих в нее процессов п. 5.4.2 а

Обеспечение поддержания целостности СМК при планировании и внесении изменений в ее процессы п. 5.4.2 b

Проведение корректирующих и предупреждающих действий в отношении СМК, планирование и осуществление постоянного ее улучшения Принцип 6 - Постоянное улучшение п. 8.5

Наличие системы планирования улучшений и оценки достижения улучшений по всем процессам СМК п. 4.1f

Наличие свидетельств постоянного улучшения результативности СМК п. 5.1

Наличие в Политике в области качества обязательств по постоянному улучшению п. 5.3 b

Обеспечение планирования создания, поддержания и улучшения СМК для достижения целей в области качества п. 5.4.2 а

Оценка возможностей улучшений и потребности в изменениях в СМК ВУЗа, в том числе в политике и целях в области качества. п. 5.6.1

Определение и обеспечение ресурсами, необходимыми для достижения постоянного улучшения продукции, процессов и СМК п. 6.1

ВУЗ должен планировать и применять процессы улучшения п. 8.1

ВУЗ должен постоянно повышать результативность СМК посредством использования политики и целей в области качества п. 8.5.1

Наличие и функционирование в СМК ВУЗа системы проведения корректирующих действий п. 8.5.2

Наличие и функционирование в СМК ВУЗа системы проведения предупреждающих действий Принцип 7 - Принятие решений, основанное на фактах п. 8.5.3

Анализ со стороны руководства для принятия эффективных решений на основе имеющейся информации п. 5.6

Установление методов получения и использования информации об анализе удовлетво- п.8.2.1., п.8.4

ренности потребителей a

Анализ данных для демонстрации пригодности и результативности СМК п.8.4

ВУЗ должен оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями п. 7.4,п.8.4 d

Методы мониторинга и измерения процессов для демонстрации способности процессов достигать запланированных результатов. п. 8.2.3, п.8.4 c

ВУЗ должен осуществлять мониторинг и измерять характеристики продукции на соответствующих стадиях процесса ее жизненного цикла согласно запланированным мероприятиям Принцип 8 - Взаимовыгодные отношения с поставщиками п. 8.2.4, п.8.4 b, c

Определение процессов, осуществляемых поставщиками, и осуществление управления такими процессами, в том числе взаимодействие с поставщиками п. 4.1

Учет процессов, осуществляемых поставщиками при планировании процессов жизненного цикла предоставления образовательных услуг п. 7.1 b

Планирование процесса закупок п. 7.4.1

Установление необходимого объема требований к знаниям и умениям абитуриентов и процессам поставщика п. 7.4.2

Определение глубины и методов контроля знаний и умений абитуриентов п. 7.4.3

Принципыменеджмента качества, указанные в ГОСТ Р ИСО 9000-2008, как основа улучшения показателей работы, должны использоваться высшим руководством ОУ ВО в качестве руководящих указаний по повышению эффективности планирования видов деятельности,и призваны гарантировать достижение постоянного успеха, за счет сопровождения СМК. Данные принципы направляют процесс планирования на постоянное совершенствование видов деятельности ОУ ВОс учетом требований потребителей и других

заинтересованных сторон. Выполнение данных принципов планирования будет способствовать эффективному управлению ВУЗом и его структурными подразделениями и, как следствие, обеспечению конкурентоспособности оказываемых услуг.

Реализация принципов менеджмента качества,изложенных в стандартах ИСО серии 9000, при планировании видов деятельности ОУ ВО определит характер и содержание плановой деятельности в ВУЗе, позволит устанавливать и уточнять цели его развития в связи с изменениями, происходящими во внешней и внутренней среде, определять объемы и структуру необходимых ресурсов для их выполнения. Организация процесса планирования основных видов деятельности в ВУЗе с внедрением и соблюдением указанных принципов создаст предпосылки для эффективной работы учреждения образования, обеспечив уменьшение риска влияния негативных воздействий на качество предоставляемых образовательных и прочих услуг в рамках бюджетной и внебюджетной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008 Qualitymanagementsystems - Requirements (IDT)) / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ). - Москва, 2012. - Режим доступа : http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=-1&page=0&month=-1&year=1&search=&ReqNum= 1&DocOnPageCount=15&id=166389- Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.