Научная статья на тему 'Нормативное обеспечение формирования и реализации стратегии университета в области достижения качества образования'

Нормативное обеспечение формирования и реализации стратегии университета в области достижения качества образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бадеева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативное обеспечение формирования и реализации стратегии университета в области достижения качества образования»

Бадеева Е.А.

ФБГОУ ВПО «Пензенский государственный университет»

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ УНИВЕРСИТЕТА В ОБЛАСТИ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Важным инструментом стратегического управления является стратегическое планирование, неотъемлемыми элементами которого являются разработка содержательной политики, миссии, стратегического плана развития организации, исследования внутренних и внешних факторов и действий, которые обеспечат удержание и развитие конкурентных преимуществ.

На пересмотр концептуальных основ университетского менеджмента оказывают влияние также изменения, происходящие в мировом образовательном пространстве, многочисленные рекомендации, исходящие из Минобрнауки РФ и, в первую очередь, в части ориентации на концепцию всеобщего управления качеством. В соответствии с требованиями стандартов серии 9000, стандартов и директив ENQA для агентств гарантии качества в высшем образовании на территории Европы, различными рекомендациями Минобрнауки РФ университет должен разрабатывать и применять стратегию постоянного улучшения качества .

В стандартах серии 9000, таких как ГОСТ Р ИСО 9001-2008, ГОСТ Р ИСО 9004-2010, даются рекомендации по обеспечению формирования и реализации стратегии университета в области достижения качества образования [1, 2].

ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» содержит рекомендации по достижению устойчивого успеха любой организации в сложной, требовательной и постоянно меняющейся среде путем использования подхода на основе менеджмента качества. Устойчивый успех организации достигается за счет ее способности отвечать потребностям и ожиданиям своих потребителей и других заинтересованных сторон на долговременной основе и сбалансированным образом [2].

Устойчивого успеха можно добиться посредством эффективного менеджмента организации, путем осознания организацией среды своего существования, за счет обучения и должного применения улучшений и (или) инноваций. В стандарте менеджмент качества рассматривается более широко, чем в ИСО 9001, он рассматривает потребности и ожидания всех соответствующих заинтересованных сторон и дает рекомендации по систематическому и непрерывному улучшению общих показателей деятельности организации [2] .

Таблица 1 показывает степень соответствия ГОСТ РИСО 9001-2008 и ГОСТ Р ИСО 9004-2010 в части формирования и обеспечения реализации стратегии и то, насколько оба стандарта дополняют друг друга .

Таблица 1 - Соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р ИСО 9004-2010 в части формирования и

обеспечения реализации стратегии организации

ГОСТ РИСО 9004-2010 ГОСТ РИСО 9001-2008

5.1 (Стратегия и политика) Общие положения 5.3 Политика в области качества

5.2 Выработка стратегии и политики 5.3 Политика в области качества

5.3 Развертывание стратегии и политики 5.4 Планирование

5.4 Информирование о стратегии и политике 5.5.3 Внутренний обмен информацией 7.2.3 Связь с потребителями

Стандарт ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества (СМК), которые могут использоваться организациями для внутренних целей, для проведения сертификации или для заключения контрактов, и акцентирует внимание на результативности СМК в свете выполнения требований потребителей.

Стандарт ИСО 9004 дает методические указания организациям, высшее руководство которых хочет пойти дальше требований стандарта ИСО 9001, изучать потребности и ожидания всех заинтересованных сторон и возможность их удовлетворения посредством систематического и постоянного повышения эффективности деятельности организации.

В таблицах 2 и 3 раскрыты пункты ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р ИСО 9004-2010, содержащие требования, касающиеся формирования стратегии организации и обеспечения ее реализации

Таблица 2 - Пункты ГОСТ Р ИСО 9001-2008, содержащие требования, касающиеся формирования стратегии организации и обеспечения ее реализации [1]

Источник Требование

5.3 Политика в области качества 5.3 Политика в области качества Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества: a) соответствовала целям организации; b) включала в себя обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества; c) создавала основы для постановки и анализа целей в области качества; d) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему; e) анализировалась на постоянную пригодность.

5.4 Планирование 5.4.1 Цели в области качества Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая необходимые для выполнения требований к продукции, были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества. 5.4.2 Планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества Высшее руководство должно обеспечивать: a) планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества, а также для достижения целей в области качества; b) сохранение целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении в нее изменений.

5.5.3 Внутренний обменинформацией Высшее руководство должно обеспечивать установление в организации соответствующих процессов обмена информацией, включая информацию, относящуюся к результативности системы менеджмента качества.

7.2.3 Связь с потребителями Организация должна определять и осуществлять эффективные меры по поддержанию связи с потребителями, касающиеся: a) информации о продукции; b) прохождения запросов, контракта или заказа, включая поправки; c) обратной связи от потребителей, включая жалобы потребителей.

Таблица 3 - Пункты ГОСТ Р ИСО 9004-2010, содержащие требования, касающиеся формирования стратегии организации и обеспечения ее реализации [2]___________________________________________________

Источник Требование

5 Стратегия и политика 5.1 Общие положения Для достижения устойчивого успеха высшему руководству следует сформулировать и обеспечить реализацию миссии, видения и ценностей организации. Для этого необходимо добиться понимания, признания и поддержки со стороны работников организации и, по мере необходимости, других заинтересованных сторон. Термин «миссия» является описанием предназначения организации, а термин «видение» характеризует ее желаемое положение, т. е. какой желает стать организация и какой она хочет быть в представлении заинтересованных сторон.

5.2 Выработка стратегии и политики Высшее руководство должно четко определить стратегию и политику организации, чтобы обеспечить признание и поддержку ее миссии, видения и ценностей всеми заинтересованными сторонами. Среда организации должна подвергаться регулярному мониторингу для определения возможной потребности в анализе и (если это целесообразно) пересмотре стратегии и политики организации. С целью выработки, принятия и поддержания результативной стратегии и политики организации следует обеспечить наличие процессов для: - непрерывного мониторинга и регулярного анализа среды организации, включая потребности и ожидания ее потребителей, конкурентную ситуацию, новые технологии, политические перемены, экономические прогнозы или социологические факторы; - выявления и определения потребностей и ожиданий других заинтересованных сторон; - оценки возможностей существующих процессов и имеющихся ресурсов; - выявления будущих потребностей в ресурсах и технологиях; - актуализации своей стратегии и политики; - определения выходов процессов, необходимых для удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. Такие процессы должны своевременно устанавливаться и подкрепляться необходимыми планами и ресурсами. При выработке стратегии организации необходимо также учитывать такие виды деятель -ности, как анализ потребностей потребителей или нормативных требований, ее продукции, сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Должен существовать четкий процесс выработки и анализа стратегии организации. «Стратегия» означает логически оформленный план или метод достижения целей, особенно на длительный период.

5.3 Развертывание стратегии и полити- Для реализации стратегии и политики достижения устойчивого успеха организация должна устанавливать и поддерживать в соответствующем состоянии процессы и методы, позволяющие:

ки 5.3.1 Общие положения - по мере необходимости преобразовывать ее стратегию и политику в измеримые цели для всех соответствующих уровней организации; - устанавливать временные рамки для каждой цели и распределять ответственность и полномочия по достижению данной цели; - оценивать стратегические риски и определять соответствующие контрмеры; - выделять ресурсы, требуемые для развертывания необходимой деятельности; - осуществлять деятельность, необходимую для достижения поставленных целей.

5.3.2 Процессы и практические методы Для обеспечения результативности и эффективности своих процессов и практических методов организации следует принимать меры по: - предупреждению любых потенциальных конфликтов как результата различных потребно -стей и ожиданий заинтересованных сторон; - оценке и осмыслению текущих показателей деятельности организации и основных причин возникновения проблем в прошлом, чтобы избежать их повторного возникновения; - информированию заинтересованных сторон, обеспечению их активного участия, доведению до их сведения результатов выполнения планов и получению от них откликов и предложений по улучшению; - анализу системы менеджмента и ее процессов и актуализации их в случае необходимости; - мониторингу, измерению, анализу, пересмотру и представлению отчетов; - выделению любых требуемых ресурсов, включая ресурсы, необходимые для улучшений, преобразований и обучения; - установлению, корректировке выполнения своих целей, в том числе по определению сроков их достижения; - обеспечению согласованности результатов со стратегией организации.

5.3.3 Развертывание Для развертывания своей стратегии и политики организации следует определить взаимосвязи между своими процессами. Описание последовательности и взаимодействия процессов может помочь в проведении анализа осуществляемой деятельности посредством: - демонстрации взаимосвязей между структурами, системами и процессами организации; - выявления потенциальных проблем во взаимосвязях между процессами; - создания основы для установления, согласования и распространения целей на все уровни организации.

5.4 Информирование о стратегии и политике Информирование о стратегии и политике имеет важное значение для достижения устойчивого успеха организации. Информирование должно быть значимым, своевременным и непрерывным. Оно также должно включать механизм обратной связи, цикл анализа и должно предусматривать активное отслеживание изменений в среде организации. Чтобы быть результативным, процесс информирования в рамках организации должен быть организован как вертикально, так и горизонтально и должен быть приспособлен к различным нуждам получателей информации. Например, одни и те же сведения могут передаваться по-разному работникам организации и потребителям или другим заинтересованным сторонам.

Стратегия вуза должна постоянно развиваться и актуализироваться из-за постоянно происходящих изменений в окружении, на которые надо реагировать, в результате чего открываются новые стратеги-

ческие ниши. Не случайно самое короткое, но емкое определение стратегического управления гласит: стратегическое управление - непрерывный процесс пересмотра стратегий [3] .

Стратегия в области качества формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, чтобы вуз получал единое направление действий. К документам стратегического планирования в области качества относятся: видение, миссия, ценности, цели и задачи СМКуниверситета. Стратегическое видение, или предназначение, миссия дают картину того, какими видами деятельности вуз собирается заниматься в долгосрочной перспективе, что он должен делать.

Если ставить задачу модернизации и инновационного развития сферы образования, подготовки конкурентоспособных специалистов с современным востребованным высшим образованием, ориентированных на решение проблем интенсивного развития важнейших направлений экономики, науки и общественной жизни страны, необходимо уметь не только разрабатывать, но и реализовывать стратегиивузов в области достижения качества образования с учетом нормативных требований.

Стратегия требует продумывания, обсуждения, она как бы вызревает в процессе коллективной работы руководителей и сотрудников университета. В конечном счете, стратегия в области обеспечения качества образования - это часть планирования, система сбалансированных долгосрочных целей развития в области качества и вариантов (программ, проектов, мероприятий) их достижения, согласованная высшим руководством и сотрудниками вуза, непосредственно участвующих в процессе их разработки, поосновным направлениям деятельности университета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента каче-

ства. Требования» (ISO 9001:2008 Qualitymanagementsystems - Requirements (IDT)) / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ). - Москва, 2012. - Режим доступа : http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=-1&page=0&month=-1&year=-

1&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=166389- Загл. с экрана.

2. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9004-2010«Менеджмент для достижения

устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» (Managingfor the sustained success of an organization.A qualitymanagementapproach) / ФГУП Стандартинформ, Москва, 2011, 41

с.

3. Методические материалы к изучению дисциплины «Стратегический менеджмент» для специальности 061100 «Менеджмент организации» / Сост. Г.Н.Чубрина. - Ярославль, 2000. -111 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.