Научная статья на тему 'Механизмы управления формированием системы социального партнерства в сфере высшего профессионального образования как фактор экономического роста России'

Механизмы управления формированием системы социального партнерства в сфере высшего профессионального образования как фактор экономического роста России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА / РАБОТОДАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Н. А.

Автором изучены проблемы управления формированием системы социального партнерства государства, вуза, работодателя и самого специалиста в сфере высшего профессионального образования. В статье проанализированы тенденции и особенности формирования системы социального партнерства в сфере высшего профессионального образования и определены резервы повышения эффективности функционирования данной системы; выявлены факторы, влияющие на эффективность формирования системы социального партнерства в сфере высшего профессионального образования описаны модель, принципы и механизмы управления формированием системы социального партнерства в сфере высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы управления формированием системы социального партнерства в сфере высшего профессионального образования как фактор экономического роста России»

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ

MANAGEMENT MECHANISMS' IN SYSTEM FORMATION OF SOCIAL PARTNERSHIP IN SPHERE

OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION AS A FACTOR OF ECONOMIC GROWTH OF RUSSIA

Н.А. НАЗАРОВА,

аспирантка Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (г. Пенза)

N.A. NAZAROVA,

Postgraduate student of The Penza State University of Architecture and Construction (Penza)

Аннотация

Автором изучены проблемы управления формированием системы социального партнерства государства, вуза, работодателя и самого специалиста в сфере высшего профессионального образования. В статье проанализированы тенденции и особенности формирования системы социального партнерства в сфере высшего профессионального образования и определены резервы повышения эффективности функционирования данной системы; выявлены факторы, влияющие на эффективность формирования системы социального партнерства в сфере высшего профессионального образования, описаны модель, принципы и механизмы управления формированием системы социального партнерства в сфере высшего профессионального образования.

Abstract

Author study problems of management by formation ofsocial partnership system of the state, high school, the employer and the expert in sphere of the higher vocational training. Article represents features offormation of social

partnership system in sphere of the higher vocational training and efficiency increasing reserves of the given system functioning; the factors influencing efficiency offormation of system of social partnership in sphere of the higher vocational training are revealed the model, principles and mechanisms of management by formation of social partnership system in sphere of the higher vocational training are described.

Ключевые слова

1. Социальное партнерство

2. Молодой специалист

3. Практическая подготовка российского студенчества

4. Конкурентоспособность выпускника вуза

5. Работодатель

Key words

1. Social partnership

2. The young expert

3. Practical preparation of the Russian students

4. Competitiveness of the graduate of high school

5. The employer

Одним из условий развития системы высшего профессионального образования является активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства как действенного способа вовлечения в обсуждение и решение проблем развития образования широкого круга заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного долговременного соглашения и выработке единой образовательной политики. Опыт стран, находящихся в условиях переходной экономики, подтверждает, что успешно решать насущные проблемы могут только те страны, которые достигли общественного согласия по основополагающим вопросам, основанного на принципе участия каждого члена общества в любом социальном мероприятии.

Предпринимаемые вузами, работодателями и органами исполнительной власти меры по формированию системы социального партнерства, направленные на повышение эффективности высшего профессионального образования, носят недостаточно системный характер. Не отрегулированы механизмы управления формированием системы социального партнерства в сфере высшего профессиональ-

ного образования, в частности при подготовке управленческих кадров.

Выражение целей и задач социального партнерства сформулировано в Концепции инновационного развития страны - 2020 и Национальной доктрине образования в Российской Федерации. В них предусматривается привлечение работодателей и других заказчиков к социальному партнерству с организациями профессионального образования с целью удовлетворения потребностей современного рынка труда.

Становление и утверждение социального партнерства можно отнести к началу 50-х годов XX века, когда были законодательно закреплены права для защиты интересов трудящихся. Высокую динамику этого процесса демонстрирует Европейский союз, в котором ярко выражена коллективная воля участников к стабилизации общества и созданию социального фона, благоприятного для экономического развития и политического сплочения.

В российской действительности социальное партнерство получает признание и распространение в 90-е годы в связи с формированием новых взаимоотношений и реформированием общества. Однако понимание социального партнерства в России несколько заужено. Это объясняется тем, что социальное партнерство определялось как совокупность переговорных процессов, позволяющих предотвратить возникновение споров и конфликтов в трудовых отношениях.

Термин «социальное партнерство» трактуется неоднозначно и многоаспектно: как специфический тип общественных отношений, как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, как способ взаимодействия между различными социальными группами. В различных науках ведется поиск взаимоприемлемых подходов к пониманию предметной и категориальной основы социального партнерства. Сегодня социальное партнерство перешагнуло рамки трудовой сферы и уверенно встраивается в ткань отношений самых разных социальных субъектов, групп, общностей. Все чаще социальное партнерство выступает как инструмент стратегического планирования, комплексного развития территориальных образований, играет важную роль в принятии управленческих решений.

Для понимания механизмов функционирования социального партнерства важно иметь в виду, что его участниками могут быть самые разные субъекты, согласование интересов которых, как правило, представляет значительную сложность. В этой связи функции организатора согласительного процесса нередко берет на себя государство. Это особенно актуально для политики социального партнерства в сфере

образования, где важно найти правильное соотношение между образовательными запросами личности, с одной стороны, и требованиями социальной и профессиональной среды - с другой.

В начале ХХ1 века произошло изменение процесса обучения, вызванное скачком в развитии информационных технологий. Инновации были направлены на переход от пассивного образования к решению реальных проблем, от стандартизированного - к индивидуализированному, от дискретного во времени - к непрерывному образованию.

Особенностью системного подхода к социальному партнерству в сфере высшего профессионального образования можно определить неоднозначность субъектно-объектных отношений в данной системе, отсутствия жесткой иерархии управления.

Первым обратил внимание на возможную плюралистичность картин мира участников социально-экономических систем американский ученый У. Черчмен. Он опубликовал в 60-70-е годы книги, в которых постепенно осмысливалась необходимость ухода от ограниченности жесткого системного подхода, не улавливающего слабоструктурированный и трудноформализуемый характер многих социальных проблем [3, с. 41].

Большое влияние на специалистов в области системного анализа, менеджмента, исследования операций оказали труды американского ученого Р. Акоффа. По его мнению, модель организации должна принципиально измениться, она должна стать «социосистемной». В первую очередь организация должна стать демократической - это означает, что в принятии решений, особенно касающихся вопросов планирования работы организации, должны иметь возможность участвовать все заинтересованные лица.

Также, как полагает Чекленд, который опирается на глубокий анализ различения между «жесткими» и «мягкими» системами, как правило, системотехники и специалисты по исследованию операций применяют системный подход для того, чтобы оптимизировать функционирование систем, в которых решаемые задачи в достаточной степени ясны, и основная проблема заключается в выборе наиболее эффективных решений. В «мягких» системах актеры могут иметь различные взгляды и соответственно выдвигать множество различных задач, которые, по их мнению, следует решить в данной ситуации [6, с. 23]. Жесткий подход оказывается неадекватным при изучении общественных явлений, потому что социальные системы в качестве активных элементов включают в себя индивидов и группы, которые имеют собственные цели, взгляды, установки, определяющие выбор решений и действий.

Поэтому, на наш взгляд, в системе социального партнерства в сфере высшего профессионального образования преобладает плюрализм, где интересы и ценности субъектов могут различаться, но согласие все же достижимо за счет компромиссов и выработки приемлемых решений, принимаемых всеми участниками.

При разработке системы принципов управления формированием системы социального партнерства должна быть положена в основу система общих принципов общественных организаций, а также учтены принципы гражданского общества. В связи с этим и управление формированием системы социального партнерства в сфере ВПО должно опираться на определенную систему принципов, не противоречащих друг другу и существующих одновременно.

1. Принцип сопряженности целей и согласования интересов. В условиях заметного социального расслоения, нестабильной экономики обеспечить равновесие интересов сложно, но необходимо во избежание социальных конфликтов.

2. Принцип стратегической направленности, гибкости и адаптивности. Все мероприятия, проводимые в рамках системы, должны быть не только нацелены на решение оперативных задач участников партнерства, но и учитывать возможные изменения внешней и внутренней среды в будущем, которые могут обусловить корректировку стратегических целей, приоритетов развития системы и механизмов их реализации. Такая корректировка должна проводиться с минимальными политическими, социальными и экономическими издержками.

3. Принцип законодательного закрепления отношений, который позволяет сделать партнерство прочным, исключает взаимные претензии.

4. Принцип демократичности управления предполагает развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления системой с равноправным участием всех субъектов описываемой системы. Управление системой должно строиться на основе демократических процедур и взаимного уважения.

5. Принцип информационной открытости. Каждая из сторон при реализации системы управления социальным партнерством должна обладать необходимым объемом информации о деятельности других субъектов управления, что позволит наладить систему взаимодействия сторон на качественно высоком уровне. Необходимо, чтобы заинтересованные стороны знали об осуществляемой деятельности в рамках системы, могли получить по запросу краткую актуальную и достоверную информацию, имели возможность ознакомиться с регулярным достоверным отчетом о ее деятельности.

6. Принцип системности и комплексности обеспечивает взаимную увязку всего комплекса организационных, экономических, социальных, научно-технических, методических и других мероприятий по управлению системой социального партнерства в образовательном пространстве.

7. Принцип экономичности заключается не только в приоритетной нацеленности действий субъектов на сокращение бюджетных средств, отводимых на ведение дела, а в оптимальном выборе необходимого и достаточного количества действий для решения поставленных задач и соразмерного определения расходов на их проведение.

8. Принцип осознанного участия и самомотивации (добровольности и равновыгодности) партнеров. В нашем случае объективная потребность в повышении эффективности подготовки кадров толкнула работодателей и вузов навстречу друг другу.

9. Принцип ответственного партнерства. При несоблюдении данного принципа взаимоотношения остаются только формальностью, так как каждая из сторон надеется на действия другой стороны, при этом не реализовывая свои функции в данной системе. Действия или бездействие субъектов системы не должны приводить к негативным правовым, финансовым, организационным последствиям для партнерских организаций.

10. Принцип самоконтроля. Каждый из участников партнерства должен стремиться обеспечивать внутренний контроль над своей деятельностью и регулярную оценку ее эффективности.

11. Принцип систематического контроля и оценки деятельности. При реализации данного принципа необходимо непрерывно подвергать контролю и оценки системы: планирования, реализации и отчетности о результатах деятельности всех участников партнерства.

Соблюдение данных принципов позволит интегрировать в едином образовательном и информационном пространстве системы ВПО интересы различных социальных групп, оказывающих влияние на развитие образовательных процессов и способных предложить эффективную стратегию развития образования и подготовки кадров.

Социальное партнерство представляет собой сопряжение действий различных социально-экономических субъектов, которое выражается в самоактуализации участников образовательного процесса, добивающихся позитивных изменений в образовательной сфере, то есть перевода потенциальных форм системы образования в их актуальное состояние. Организационные формы социального партнерства могут быть самыми разнообразными, однако суть их близка, поскольку все они нацелены на координацию усилий различных социальных групп в

сфере развития образования. Специфические условия России накладывают особый отпечаток на формирование структур социального партнерства в образовании и подготовке кадров.

Ограниченные возможности государственного финансирования, возрастающие потребности в кадрах, создание филиалов зарубежных предприятий неизбежно подталкивают к консолидации всех субъектов, влияющих или способных оказать влияние на развитие кадрового потенциала. Процесс взаимодействия государственных, рыночных и общественных структур естественным образом начинается снизу, формируется региональное социальное партнерство.

Исследование социально-экономического, организационно-политического и собственно образовательного контекста развития региональной системы подготовки кадров позволяет выявить объективные факторы формирования социального партнерства в этой сфере деятельности.

Общими причинами, диктующими данный подход в развитии образования, являются административные (определенная область управления, планирования и распределения ресурсов), экономическая (ориентация преимущественно на местный рынок труда), социально-культурная и политическая (разработка путей сохранения единства в условиях разнообразия культур и условий).

Проблемы взаимосвязи вузов с организациями-работодателями являются предметом изучения теоретиков и практиков управления образованием как в России, так и за рубежом. Представляется важным изучить состояние и тенденции развития данной взаимосвязи, что позволит более глубоко подойти к решению рассматриваемых в исследовании вопросов, существующих проблем взаимодействия вуза и бизнеса. В решении поставленных задач авторами было проведено углубленное исследование с целью изучения организационно-экономических отношений, возникающих в процессе управления формированием системы социального партнерства в сфере высшего профессионального образования.

Для определения факторов, влияющих на эффективность системы социального партнерства в сфере высшего профессионального образования, в исследовании был применен метод экспертных оценок. При решении поставленной задачи были отобраны 18 высококвалифицированных специалистов в области социального партнерства в сфере высшего профессионального образования (далее - ВПО), в том числе руководители предприятий г. Пензы.

Отбор наиболее значимых факторов из общей совокупности осуществлялся по среднему рангу. С этой целью была построена средняя априорная диаграмма (рис. 1).

Наиболее значимыми факторами, оказывающими влияние на систему социального партнерства в сфере ВПО, являются: наличие законодательной базы, обеспечивающей систему социального партнерства в сфере ВПО; соответствующий идеологически-политический климат; наличие системы информационного обмена между участниками партнерства; стимулирующая социально-экономическая ситуация в стране; осознанная потребность каждой из сторон и принятая стратегия удовлетворения совместных потребностей; необходимый и достаточный научно-технический потенциал участников.

Кроме того, было проведено сравнение фактического и предпочтительного уровней влияния факторов, определяющих эффективность системы социального партнерства в сфере ВПО.

Как видно из полученного графика (рис. 2), существует разрыв между предпочтительными уровнями влияния факторов на эффективность системы социального партнерства в сфере ВПО и их фактическими значениями. Так, наиболее важными факторами, по мнению экспертов, должны быть: осознанная потребность каждой из сторон и принятая стратегия удовлетворения совместных потребностей; система информационного обмена между участниками партнерства; наличие стимулов для субъектов системы социального партнерства в сфере ВПО от государства.

Анализ федеральной законодательной базы, являющейся одним из главных факторов, определяющих характер взаимодействия субъектов социального партнерства в сфере ВПО, показал, что государством почти не используются побудительные механизмы управления

3 0,16 I 0.14 5 0,12 -1- 0.1 "I" 0.08 £ 0,06 3 0.04 ™ 0,02

весовые коэффициенты факторов —+— среднее значение

Рис. 1. Средняя априорная диаграмма рангов при ранжировании факторов, влияющих на систему социального партнерства в сфере ВПО

"П Ьср=0.113

14 Э □ 14 3 □ 13 г 0 ,13 - 0 13 7 0 13 1 0 08 э 0 07 7

Х2 Х7 ХЗ ХВ ХБ Х5 Х1 Х4 факторы

факторы

—^фактический уровень влияния ■ желаемый уровень влияния

Рис. 2. Сравнение фактического и предпочтительного уровней влияния факторов, определяющих эффективность системы социального партнерства в сфере ВПО

системой социального партнерства в сфере ВПО и в недостаточной мере применяются обязывающие механизмы. Основная финансовая нагрузка по решению вопроса трудоустройства выпускников вузов лежит на государственном бюджете РФ и регионов. Предприятия и организации-работодатели не вовлечены в эту сферу, поскольку отсутствуют экономические условия для их участия.

Оценка факторов влияния на исследуемую систему позволяет учесть выявленный разрыв между предпочтительными уровнями влияния и их фактическими значениями при формировании комплексной модели и механизмов управления системой социального партнерства в сфере ВПО.

Основу исследования тенденций и специфики функционирования системы социального партнерства в сфере ВПО составили данные опроса руководителей организаций-работодателей. В опросе приняли участие 100 руководителей высшего звена предприятий Пензенской области, которые являются членами Торгово-промышленной палаты, Делового клуба Пензенской области, а также участниками и победителями региональных конкурсов «Предприниматель года», «Бизнес-олимп», «Компания года».

Анализ чего показал недостаточный уровень и бессистемный характер сотрудничества субъектов социального партнерства (см. таблицу 1). Работодатели в основном помогают вузам в подготовке мо-

лодых специалистов, приглашая студентов на производственную практику и заказывая выполнение дипломных работ. Проблема заключается в том, что эти контакты не носят системного и целенаправленного характера и ограничиваются лишь некоторыми направлениями.

Таблица 1

Распределение мнений респондентов о существующих направлениях взаимодействия предприятий-работодателей с вузами

Варианты ответа Количество ответов, %

Прохождение производственной практики 47

Заказы на выполнение дипломных проектов 27

Трудоустройство студентов 13

Участие во встречах со студентами и других формах знакомства с предприятиями 12

Заказы на выполнение курсовых проектов 10

Заказы на исследования 7

Участие в качестве эксперта в конкурсах по специальности, конференциях и олимпиадах 4

Учреждение специальных стипендий и премий лучшим студентам 3

Предоставление информации о своей компании для разработки учебных пособий 3

Совместные с вузом бизнесы 2

Главная претензия, которую работодатели предъявляют к вузам, -это оторванность знаний, получаемых молодыми специалистами, от практики. Однако 60% респондентов подтвердили, что не имеют никакой программы по работе с молодыми специалистами. Так, например, только у 6% предприятий система производственной практики хорошо налажена, продуманы цели и задачи практики, функции студента-стажера, к нему прикреплен наставник.

87% респондентов не знакомы с учебными планами подготовки специалистов. Это затрудняет процесс приема на работу выпускника вуза и адаптации молодого специалиста на предприятии, реализации его профессиональных навыков, так как работодатели не осведомлены о структуре теоретических знаний молодого специалиста, его способностях и возможностях. Однако сами работодатели без специального механизма определения их потребностей в содержании подготовки

специалиста не способны вносить изменения в учебный план подготовки (50%).

Целесообразность иметь прямые связи с учебными заведениями, ведущими подготовку по профильным для организации специальностям, видят более 60% работодателей. Предприятия г. Пензы в целом работают в условиях нестабильности и нехватки финансовых ресурсов, что является причиной низкой готовности к сотрудничеству с вузами в рамках заключения договоров на целевую подготовку специалистов.

При выборе учебного заведения для налаживания системы взаимодействия главными критериями являются качество подготовки выпускников - 47%, имидж вуза - 17%, соответствие программ обучения требованиям компании - 27% (рис. 3).

50% 45% 40%

> 35%

> 30% |25% ; 20% ; 15%

10% 5% 0%

ПЧ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

варианты ответов

□ качество подготовки выпускников

□ соответствие программы обучения требованиям компании

□ готовность самого вуза к взаимодействию

□ квалификация преподавательского состава

□ имидж вуза

□ стоимость программы сотрудничества

□ отзывы студентов

■ публикуемые рейтинги вузов

□ мнение независимых экспертов

□ собственное впечатление от посещения учебного заведения

□ уникальность программы обучения

Рис. 3. Основные критерии при выборе учебного заведения

Главными направлениями взаимодействия работодатели выделяют совместные с вузом бизнесы (20%); участие в системе производственных практик (30%) и дипломного проектирования (33%).

По результатам опроса работодателей выявлено, что показатель удовлетворенности руководителей предприятия качеством подготовки специалистов напрямую зависит от участия предприятия в системе социального партнерства в сфере ВПО. Основными факторами, препятствующими эффективному сотрудничеству вузов с работодателями, определены усредненные и устаревшие программы обучения вузов, не нацеленные на трансферт практических технологий бизнеса в образовательную среду, и слабая информированность сторон о деятельности друг друга.

Таким образом, основными тенденциями функционирования системы социального партнерства в сфере ВПО определены:

1) хаотичностью взаимодействия работодателей с вузами;

2) отсутствием специальных программ работы с молодыми специалистами на предприятиях-работодателях;

3) неготовностью предприятий-работодателей к высокозатратным финансовым формам взаимодействия с вузами;

4) прямой зависимостью удовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов от наличия системы социального партнерства;

5) слабой информированностью работодателей о возможных путях активного взаимодействия с вузами;

6) слабой ролью работодателей в процессе подготовки специалистов на сегодняшний день.

Спецификой функционирования системы социального партнерства в сфере ВПО является многообразие форм взаимодействия участников данного партнерства и повышенная роль вуза в формировании и развитии системы социального партнерства. Выявленные тенденции и специфика позволяют целенаправленно и комплексно разработать модель системы социального партнерства в сфере ВПО и сформулировать рекомендации по повышению эффективности управления данной системой.

В представленном контексте можно предложить следующую систему организации партнерских отношений, основанную на реализации финансовых, экономических и организационных принципов и определенных структур управления.

Система социального партнерства в сфере ВПО - это комплекс различных экономических и организационных форм взаимодействия субъектов ВПО с субъектами рынка труда, органами законодательной и исполнительной власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию целей, интересов и возможностей всех участников этого процесса. Основной целью системы социального партнерства в сфере высшего профессионального образования является совместное осуществление конкретных мер, направленных на повышение эффективности высшего профессионального образования.

Задачами системы социального партнерства в сфере высшего профессионального образования являются следующие:

1) обеспечение процессов появления, принятия и реализации образовательных и иных социальных инициатив;

Факторы, влияющие на эффективность системы социального партнерства в ВПО

Социально-экономическая ситуация

Потребность в социальном партнерстве

Научно-технически й потенциал ^субъектов

'ЛЗ-"

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ВПО

ч Я п

п

ч

03 гв

03 п -8-

п

п Я Я О

Общественные объединения

Ресурсы

Материальные активы Человеческий капитал Финансовые ресурсы Информационные ресурсы Административный и политический капитал государства

Уровни взаимодействия участников системы социального партнерства

" I 1

Федеральный уровень взаимодействия участников системы социального партнерства в ВПО

Региональный уровень взаимодействия участников системы социального партнерства в ВПО

Ь

Межорганизационный уровень взаимодействия участников системы социального партнерства в ВПО

Объекты управления

Политика в области профессионального образования, социально-трудовые и др. отношения между участниками социального партнерства

Объемы и профили квалифицированных кадров

Теоретические знания молодых специалистов

Практическая подготовка молодых специалистов

Трудовая мотивация и ценности

ВЫПУСКНИКОВ

Конкурентные преимущества участников СП

Активность взаимодействия сообществ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ВПО

Согласование и реализация интересов и возможностей субъектов соц. партнерства в ВПО

Повышение эффективности высшего профессионального образования

Повышение качества профессиональной подготовки молодых специалистов

■ЛТ--

Подготовка востребованных специалистов

Повышение уровня производительности труда

Конкурентоспособность вузов и предприятий-работодателей

Развитие инновационного и молодежного предпринимательства

Научно-техническое и инновационное развитие

Социальное и экономическое развитие

7> О

X

*

■О

о 0) о

2) ориентирование подготовки молодых специалистов на потребности организаций-работодателей, региона и страны в целом;

3) воспитание у молодых специалистов трудовой мотивации и ценностей, востребованных в реальном секторе экономики в современных рыночных условиях;

4) осуществление инновационных подходов к формированию системы качества учебного процесса в образовательных учреждениях;

5) формирование рыночных отношений в профессиональном образовании;

6) развитие научно-исследовательской деятельности вузов;

7) использование инновационных технологий в сфере управления современным вузом;

8) развитие взаимодействия между семьей, вузом и сообществом.

К основным субъектам управления предложенной системы относятся: субъекты высшего профессионального образования, субъекты рынка труда, органы законодательной и исполнительной власти, общественные объединения.

Объектами управления представлены политика в области профессионального образования, социально-трудовые и др. отношения между участниками социального партнерства, объемы и профили квалифицированных кадров, теоретические знания молодых специалистов, практическая подготовка молодых специалистов, трудовая мотивация и ценности выпускников, конкурентные преимущества участников социального партнерства, активность взаимодействия сообществ.

На основе результатов исследования были определены следующие задачи управления системой социального партнерства в сфере ВПО:

- формирование и развитие системы социального партнерства в сфере ВПО;

- определение политики в области профессионального образования, социально-трудовые и др. отношения между участниками социального партнерства;

- согласование объемов и профилей подготовки специалистов;

- развитие молодежного и инновационного предпринимательства;

- совместная подготовка и трудоустройство кадров;

- улучшение качества профессиональной деятельности субъектов социального партнерства.

Для решения задач управления системой социального партнерства в ВПО разработаны механизмы управления, которые представлены для федерального, регионального и межорганизационного уровней управления (см. таблицу 2).

Таблица 2

Механизмы управления системой социального партнерства в сфере ВПО

Центр

при-

Уровень нятия управ-лен- Основные объекты Механизмы управления системой социального

ления чес- управления партнерства в сфере ВПО

ких решений

1 2 3 4

Политика в Создание и развитие законодательной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

области профес- базы, направленной на поддержку

сионального образования, системы социального партнерства в ВПО.

социально-трудо- Мотивация и стимулирование

¡3 о [2 вые и др. отношения между субъектов социальное партнерства в ВПО.

& участниками Контроль реализации системы

Л и ^ социального социального партнерства в ВПО.

и © о и партнерства. Объемы и профили квалифицированных кадров. Активность взаимодействия сообществ.

й £ 1 1 Политика в области профес- Разработка и реализация стратегии социального партнерства в ВПО.

сионального Создание и развитие законодательной

^ образования, и нормативной базы, направленной на

о к о о социально-трудо- поддержку системы социального

Й К о £ к А (3 0 1 Я о вые и др. отно- партнерства в ВПО на региональном

шения между уровне.

К $ и участниками социального Формирование баланса количественных и качественных показателей

Рч н о о партнерства на спроса и предложения специалистов

с? § Ч й региональном на рынке труда.

^ ь о « О 2 N ^ 1—1 ю о уровне. Объемы и профили квалифициро- Поддержка молодежного и инновационного предпринимательства.

ванных кадров на региональном уровне. Молодежное и инновационное предпринимательство. Активность взаимодействия сообществ на региональном уровне.

Мотивация и стимулирование субъектов социальное партнерства в ВПО на региональном уровне.

Контроль реализации системы социального партнерства в ВПО на региональном уровне.

а

г р

о жо

ер

тне арт

п

а так

ке ъ

б у

а

д

на

г р

О

Объемы и профили квалифицированных кадров. Теоретические знания молодых специалистов. Практическая подготовка молодых специалистов.

Трудовая мотивация и ценности выпускников. Конкурентные преимущества участников социального партнерства. Системы качества учебного процесса. Инновационные технологии управления вузом.

Создание и развитие нормативной базы, направленной на поддержку системы социального партнерства в рамках вуза._

Организация системы представительств.

Формирование информационной системы взаимодействия участников социального партнерства._

Развитие системы взаимодействия вуза с выпускниками._

Содействие работодателей подготовке студентов во время учебы.

Управление процессом адаптации молодых специалистов в организации.

Формирование в студенческой среде ценностей, потребностей и способностей самореализации личности.

Управление процессом самоопределения и самоподготовки будущих специалистов._

Развитие системы профориентации, трудоустройства и адаптации выпускников вузов._

Развитие персонала организаций.

Активизация совместной предпринимательской активности.

Развитие совместной научно-исследовательской деятельности.

Контроль реализации системы социального партнерства._

Таким образом, обеспечение системного подхода к формированию социального партнерства в сфере ВПО позволит достичь ощутимого социального эффекта, перевести взаимодействие студенчества, молодых специалистов, высших учебных заведений, работодателей на качественно иной уровень. Благодаря этому обеспечивается взаимосогласованное соблюдение интересов молодежи, организаций, вузов, а следовательно, и общества в целом. Данное взаимодействие позволит также решать приоритетные задачи повышения эффективности функционирования системы высшего профессионального образования, достижения сбалансированности на рынках образовательных услуг и труда в регионе и станет основной повышения социально-экономической устойчивости и инновационного развития в условиях перехода к экономике знаний.

Библиографический список

1. Кельчевская Н.Р., Романова Л. А. Интеграция высшей школы и промышленности как основа формирования человеческого капитала [Текст] / Кельчевская Н.Р., Романова Л. А. // Университетское управление. - 2004. - № 3. - С. 35-41.

2. Манец, Т.В. Социальное партнерство в системе профессионального образования как институциональное соглашение. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. - Челябинск, 2009.

3. Плотинский, Ю.М. Модели социальных процессов: Учеб. пособие для вузов / Ю.М. Плотинский. - 2-е изд... - М.: Логос, 2001. - 296 с.

4. Резник, С. Д., Назарова, Н.А. Повышение роли предприятий-работодателей в системе профессиональной подготовки управленческих кадров [Текст] / Резник С.Д., Назарова Н.А. // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2009. - № 6.

5. Резник, С. Д., Назарова, Н.А. Механизм социального партнерства в системе вузовской профессиональной подготовки кадров [Текст] / Резник С. Д., Назарова Н. А.// Вестник университета. - 2008. - № 16.

6. Управление в социальных и экономических системах: Учебное пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - Пенза: ПГУАС, 2006. - 630 с.

Bibliographical list

1. Kelchevsky NR, Romanova L.A. The intégration of higher éducation and industry as the basis for the formation of human capital [Text] / Kelchevsky NR, Romanova L.A. // University administration. - 2004. - № 3. -P. 35- 41.

2. Manets, T. Social partnership in vocational education as an institutional agreement. Abstract of a dissertation for the degree of Ph.D. - Chelyabinsk, 2009.

3. Plotinsky, YM Models of social processes: Proc. manual for schools I YM Plotinsky. - 2 ed... - M.: Logos, 2001. - 296 p.

4. Reznik S. D., Nazarova, N.A. Increase of a role of the enterprises-employers in the system of professional education of administrative shots [Text] I Reznik S. D., Nazarova H. AIIthe Personnel officer. Personnel management. 2009. - № 6.

5. Reznik S.D., Nazarova, N.A. Mechanisms' in system formation of social partnership in sphere of higher professional education [Text] I Reznik S.D., Nazarov H.A. IIThe university Bulletin. 2008. № 16.

6. Management in social and economic systems: manual, Ed. Dr. Economics. Sciences, prof. SD Reznik. - Penza: PGUAS, 2006. - 630 p.

Контактная информация

440028, г. Пенза, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Тел.: (8412) 557553 E-mail: natalnazarova@gmail. com

Contact links

440028, Penza, The Penza State University of Architecture and Construction, the President grant-holder of the Russian Federation, Tel.: 8412 557553 E-mail: natalnazarova@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.