СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА МОЛОДЕЖНОМ
РЫНКЕ ТРУДА
Ф.С. Гафурова, канд. экон. наук, доцент Н.М. Набиева, ассистент Ферганский политехнический институт (Узбекистан, г. Фергана)
Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11755
Аннотация. В статье раскрываются содержание и значение социального партнерства для инновационного развития системы высшего образования в условиях его коренного реформирования. Социальное партнерство в системе высшего образования обеспечивает достижение общих целей субъектов социального партнерства, эффективное использование потенциалов партнеров, повышает эффективность решения проблем региональных рынков труда и занятости населения. В статье раскрыто понятие и сущность социального партнерства в системе высшего образования, как важнейшего фактора обеспечения национальной экономики высококвалифицированными кадрами, отвечающими конкретным запросам работодателей. Даны рекомендации по стимулированию процесса формирования социального партнерства в сфере высшего профессионального образования, и использования его потенциала в решении проблемы трудоустройства выпускников вузов.
Ключевые слова: информационная деятельность, подготовка кадров, потенциальный работодатель, профессиональная адаптация, социальное партнерство, система высшего образования, трудоустройство.
Динамика развития экономики Узбекистана предъявляет достаточно высокие требования к специалистам всех уровней, их профессиональной компетенции, культуре профессиональной адаптации, гибкости и творческой инициативой [1]. В связи с этим, современная национальная система высшего профессионального образования все в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретные запросы работодателей, становится инструментом решения первоочередных экономических проблем общества [2].
Рост требования индустриальной экономики к квалификации и качеству подготовки специалистов, обострение конкуренции на национальном рынке труда, порождают определенные проблемы в системе высшего профессионального образования, требующие безотлагательного и адекватного их решения [3]. Теорией и практикой доказано, что социальное партнерства в образовательной сфере обладает мощным потенциалом в решении проблем,
связанных с подготовкой высококвалифицированных, востребованных на рынке труда кадров. Развитие взаимоотношений вуза с социальными партнерами оказывает большое влияние на качество профессионального образования, способствует обеспечению конкурентоспособности выпускника и его социальной защищенности, удовлетворению потребности работодателей в компетентных специалистах.
К методам исследования, применяемым в статье, можно отнести описательный, аналитический, обобщения и синтеза. Поскольку статья имеет ярко выраженный теоретический характер, то использование специальных научных методов в данном случае было бы не совсем уместно.
Результаты и их обсуждение. Социальное партнерство в научной литературе рассматривается как участие различных государственных и общественных организаций, образовательных учреждений различных типов и видов, а также отдельных лиц в совместной деятельности, направ-
ленной на решение конкретных задач, стоящих перед отраслью [4].
В социальной политике Узбекистана социальное партнёрство является инновационным направлением. Его возникновение и развитие обусловлено потребностью новых реалий, проявившихся в процессе формирования рыночных отношений в национальной экономике и, в первую очередь, подготовке национальных кадров. Основные положения социального партнерства закреплены Трудовым кодексом Республики Узбекистан: раскрыто понятие социального партнерства в сфере труда (ст. 35); определены уровни и основные принципы (ст. 36, 41), формы и акты социального партнерства, содержащие нормы трудового права (ст. 42, 43) [5].
В мировой практике социальное партнерство для системы высшего профессионального образования является естественной формой существования и важнейшим условием обеспечения рынка труда конкурентоспособными специалистами. Под социальным партнерством в высшем образовании мы понимаем систему конструктивных, взаимовыгодных договорных организационных, педагогических и экономических отношений вуза с работодателями, государственной и коммерческой службами занятости, органами государственного местного управления (хокимиятами), самоуправления (махаллинскими комитетами), профсоюзами, родителями, ориентированных на подготовку конкурентоспособного и мобильного специалиста, способного включиться в рыночные отношения и быстро адаптироваться в новых социально-экономических условиях жизнедеятельности.
Основными задачи социального партнерства в системе высшего профессионального образования считаем:
- формирование заказа на качество профессионального образования, квотирование студенческих мест под производственную практику и стажировку преподавателей на предприятиях, широко внедряющих новые технологии и имеющие инновационную направленность;
- формирование аттестационных комиссий для присвоения квалификацион-
ных категорий выпускников образовательных учреждений с привлечением руководителей предприятий и организаций развивающихся отраслей промышленности;
- осуществление функций социальной поддержки молодежи в развитии своего научного и творческого потенциала, адаптации на современном рынке труда, оказания содействия в трудоустройстве;
- защита и поддержка прав и интересов вуза, реклама его деятельности [6].
Проведенный опрос студентов Ферганского политехнического института позволил прийти к выводу, что непосредственно для самих студентов основной задачей и критерием эффективности социального партнерства является, в первую очередь, востребованность полученной профессии на рынке труда и расширение возможностей в получении высокого социального статуса, карьерного и профессионального роста. Практикой доказано, что сотрудничество с потенциальным работодателем во время учебы существенно повышает возможности будущему выпускнику достичь желаемого результата. Именно поэтому, развитие социального партнерства, в первую очередь с потенциальным работодателем для Ферганского политехнического института стало стратегической целью, достижение которой позволит упростить доступ к информации на рынке труда и обеспечить учет требований работодателей к подготовке специалистов, открыть более широкие возможности организации производственной и преддипломной практики, расширить возможности трудоустройства выпускников.
По нашему мнению, сотрудничество института с социальными партнерами реализуется через разнообразные формы, которые в целях систематизации и конкретизации можно разделить на три направления:
- Информационную деятельность, которая предусматривает: организацию консультационных центров; экскурсий на предприятия; встреч и «круглых столов» с потенциальными работодателями, представителями хокимиятов, махаллинских комитетов, проведение беседы с родите-
лями, конкурсов профессионального мастерства, и т.д.
- Диагностическую деятельность, включающую в себя оценку выбора студентами профессии и адаптации выпускников на производстве. Особое место в диагностической деятельности отводится анализу результатов производственной практики.
- Образовательную деятельность, акцентирующую свое внимание на участии социальных партнеров в корректировке программ обучения в соответствие с требованиями регионального рынка труда; заключении долгосрочных договоров с предприятиями и организациями на прохождение производственной и преддипломной практики; практическом обучении студентов и стажировки преподавателей на реальных рабочих местах; привлечение представителей ведомственных организаций и предприятий к проведению занятий и участию в комиссии по защите квалификационных выпускных работ и дипломных проектов. Потребность в создании системы взаимодействия технических вузов с предприятиями возникла в результате формирования в Узбекистане новых социально-экономических условий [7, 8]. Однако, осознание необходимости социального партнерства в сфере высшего образования, происходит несколько замедленно, что является одной из главных причин разрыва между спросом и предложением квалифицированных работников как востребованных специальностей, так и их компетенций, что, в конечном счете, негативно сказывается на решении проблемы трудоустройства выпускников [9]. Для Ферганской долины, считающейся трудоизбыточным регионом республики, эта проблема весьма актуальна.
Для стимулирования процесса формирования социального партнерства в сфере высшего образования, и использования его потенциала в решении проблемы трудоустройства выпускников вузов полагаем целесообразным:
1. Заключать взаимовыгодные долгосрочные договора с предприятиями и организациями, ориентированными на новые
технологии, в которых будут определены конкретные условия прохождения практики, стажировки преподавателей, а также использование научного потенциала института в разработке программ по выявлению и мобилизации резервов повышения эффективности деятельности предприятия и т.д. [10].
2. Расширять практику проведения таких информационно-ознакомительных мероприятий как:
- «Ярмарки вакансий»;
- «Дни карьеры и открытых дверей», предусматривающие встречи не только с потенциальными работодателями, но и с выпускниками, которые уже трудоустроены и готовы поделиться своим опытом работы, охарактеризовать особенности корпоративных отношений на данном предприятии, раскрыть возможности студента трудоустроиться в их организацию.
- Выставки-презентации инновационной продукции, производимой на отечественных предприятиях, где студенты смогут ознакомиться с новыми технологиями, проспектами, принять участие в дискуссиях [11].
Выводы. На наш взгляд, вышеназванные мероприятия, несомненно будут мотивировать студента на активную учебную деятельность в получении профессиональных знаний и навыков, а также помогут осознать не только всю сложность задач, связанных с поиском работы, но и тот факт, что вуз готов оказать поддержку в успешном их решении. При этом очень важно, чтобы деятельность во развитие социального партнерства в институте была системной и не носила эпизодический характер. Известно, что формирование социального партнерства в сфере образования является достаточно длительным и сложным процессом, который зависит от целого ряда субъективных и объективных факторов, таких как: состояния экономики, социальной обстановки, готовности включаться в него со стороны местных органов власти, а также воли, желания и возможностей руководителей предприятий.
Ускорению этого сложного процесса, на наш взгляд, сможет способствовать, запущенный Программой развития ООН в Уз-
бекистане и Министерством занятости и его мероприятий предполагает тесное со-трудовых отношений совместный проект трудничество с широким кругом государ-«Содействие занятости молодежи в Узбе- ственных организаций (министерств, ве-кистане», который будет осуществляться домств, местных органов власти), непра-при финансовой поддержке трастового вительственных организаций, таких как фонда «Российская Федерация - ПРООН в Торгово-промышленная палата, Федера-целях развития» [12]. Целью проекта явля- ция профсоюзов, местных экспертов и ется содействие занятости в Узбекистане. аналитических центров, а также с междуОсобое внбимание при этом уделено мо- народными донорами, которые в настоя-лодежи - выпускников профессиональных щее время оказывают поддержку прави-учебных заведений. Реализация проекта и тельству в этой области.
Библиографический список
1. ГафуровА., и др. Национальная экономика Узбекистана //Т.: -2003 г.
2. Margianti E. S. et al. Systematical analysis of the position and further development of Uzbekistan national industry in the case of economic modernization. Monograph. Indonesia, Jakarta, Gunadarma Publisher. - 2014.
3. Курпаяниди К. И. Современные подходы к определению понятия и функций национальной инновационной системы экономики Узбекистана //Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 1. - С. 427-444.
4. Зинченко Г.П., Рогов И.И. Социальное партнерство. - 2009.
5. Трудовой кодекс Республики Узбекистан// Национальная база данных законодательства, 24.05.2019 г., № 03/19/542/317.
6. Федосова И. В., Деревцова Е. Н. Социальное партнерство вуза как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 8 (52).
7. Гафурова Ф.С., Давлятова Г.М. Выявление и мобилизация резервов рационального использования ресурсов как фактор повышения эффективности производства// Проблемы современной науки и образования. - 2019. - №12 (145).
8. Давлятова Г.М., Абдуллаева С.Х. Системные принципы и закономерности организации коммерческого предприятия в качестве социально-экономической системы // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 6-1. - С. 94.
9. Лазаренко В.А. и др. Социальное партнерство вуза и работодателей как способ ликвидации кадрового дефицита региона: опыт Курского государственного медицинского университета // Innova. - 2015. - № 4 (1).
10. Курпаяниди К.И. Государственное регулирование инновационного процесса в Узбекистане // Всероссийский экономический журнал ЭКО. - 2014. - № 6 (480).
11. Радостева М.В. Социальное партнерство в сфере образования на современном этапе // Научный журнал Дискурс. - 2017. - № 9. - С. 11.
12. Церемония запуска проекта «Содействие занятости молодежи в Узбекистане». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.uz.undp.org/content/uzbekistan/ru/home/presscenter/pressreleases/2019/05/15/undp -and-ministry-of-employment-and-labor-relations-to-work-on-p.html
SOCIAL PARTNERSHIP AS A FACTOR TO INCREASE COMPETITIVENESS OF UNIVERSITY GRADUATES IN YOUTH LABOR MARKET
F.S. Gafurova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor N.M. Nabiyeva, Assistant Fergana Polytechnic Institute (Uzbekistan, Fegana)
Abstract. The article reveals the content and importance of social partnership for the innovative development of higher education in the context of its radical reform. Social partnership in the system of higher education ensures the achievement of the common goals of the subjects of social partnership, the effective use of the potentials ofpartners, increases the efficiency of solving problems of regional labor markets and employment. The article reveals the concept and essence of social partnership in the system of higher education, as the most important factor in providing the national economy with highly qualified personnel that meet the specific needs of employers. Recommendations are given on stimulating the process of formation of social partnership in the field of higher professional education, and using its potential in solving the problem of employment of university graduates.
Keywords: information activity, training, potential employer, professional adaptation, social partnership, system of higher education, employment.