Научная статья на тему 'Механизмы стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в странах БРИКС'

Механизмы стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в странах БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
16
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес / финансовая / имущественная / информационная / консультационная поддержка / страны БРИКС / small and medium business / financial / property / information / consulting support / BRICS countries

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Иосифовна Морозко

Малый и средний бизнес во всех странах способствует созданию оптимальной конку рентной среды, обеспечивает условия для повышения занятости населения, имеет значительный стимул к инновациям. Исследование механизмов стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в странах БРИКС позволяет выявить проблемы развития этого сегмента экономики. В работе подробно проанализированы направления финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки компаний МСП в странах БРИКС, в том числе в области подготовки работников и в сфере инноваций. Результаты показали, что в каждой стране БРИКС проводятся и реализуются мероприятия по разным направлениям поддержки МСП, что положительно отражается на уровне вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны. Для получения соответствующей поддержки компании малого и среднего бизнеса должны тщательно определять свои размеры и характеристики, чтобы соответствовать установленным критериям для этого типа компаний. Рекомендуется создавать кластеры МСП как основу для формирования цепочек со здания добавленной стоимости и получения синергетического эффекта. Переход к цифровым технологиям позволит МСП решить вопросы дефицита кадров и обеспечить доступность ко многим ресурсам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наталья Иосифовна Морозко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24158/pep.2025.1.10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms for Stimulating Small and Medium-Sized Businesses in the BRICS Countries

Small and medium-sized businesses in all countries contribute to the creation of an optimal com petitive environment, provide conditions for increasing employment, and have a significant incentive for innovation. The study of mechanisms to stimulate the activities of small and medium-sized businesses in the BRICS countries allows us to identify the problems of development of this segment of the economy. The paper analyzes in detail the areas of financial, property, information, and consulting support for SME companies in the BRICS countries, includ ing in the field of employee training and innovation. The results showed that in each BRICS country, measures are being carried out and implemented in various areas of SME support, which has a positive effect on the level of contribution of small and medium-sized businesses to the country’s GDP. In order to receive appropriate support, small and medium-sized businesses must carefully determine their size and characteristics in order to meet the established criteria for this type of company. It is recommended to create clusters of SMEs as a basis for the formation of value chains and obtaining a synergistic effect. The transition to digital technologies will allow SMEs to solve the issues of staff shortages and ensure access to many resources.

Текст научной работы на тему «Механизмы стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в странах БРИКС»

Научная статья УДК 336.6

https://doi.org/10.24158/pep.2025.1.10

Механизмы стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в странах БРИКС

Наталья Иосифовна Морозко

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, nimorozko@fa.ru, https://orcid.org/0000-0001-9247-9271

Аннотация. Малый и средний бизнес во всех странах способствует созданию оптимальной конкурентной среды, обеспечивает условия для повышения занятости населения, имеет значительный стимул к инновациям. Исследование механизмов стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в странах БРИКС позволяет выявить проблемы развития этого сегмента экономики. В работе подробно проанализированы направления финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки компаний МСП в странах БРИКС, в том числе в области подготовки работников и в сфере инноваций. Результаты показали, что в каждой стране БРИКС проводятся и реализуются мероприятия по разным направлениям поддержки МСП, что положительно отражается на уровне вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны. Для получения соответствующей поддержки компании малого и среднего бизнеса должны тщательно определять свои размеры и характеристики, чтобы соответствовать установленным критериям для этого типа компаний. Рекомендуется создавать кластеры МСП как основу для формирования цепочек создания добавленной стоимости и получения синергетического эффекта. Переход к цифровым технологиям позволит МСП решить вопросы дефицита кадров и обеспечить доступность ко многим ресурсам.

Ключевые слова: малый и средний бизнес; финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка; страны БРИКС

Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета.

Для цитирования: Морозко Н.И. Механизмы стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в странах БРИКС // Общество: политика, экономика, право. 2025. № 1. С. 82-88. https://doi.org/10.24158/pep.2025.1.10.

Original article

Mechanisms for Stimulating Small and Medium-Sized Businesses in the BRICS Countries

Natalia I. Morozko

Finance University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, nimorozko@fa.ru, https://orcid.org/0000-0001-9247-9271

Abstract. Small and medium-sized businesses in all countries contribute to the creation of an optimal competitive environment, provide conditions for increasing employment, and have a significant incentive for innovation. The study of mechanisms to stimulate the activities of small and medium-sized businesses in the BRICS countries allows us to identify the problems of development of this segment of the economy. The paper analyzes in detail the areas of financial, property, information, and consulting support for SME companies in the BRICS countries, including in the field of employee training and innovation. The results showed that in each BRICS country, measures are being carried out and implemented in various areas of SME support, which has a positive effect on the level of contribution of small and medium-sized businesses to the country's GDP. In order to receive appropriate support, small and medium-sized businesses must carefully determine their size and characteristics in order to meet the established criteria for this type of company. It is recommended to create clusters of SMEs as a basis for the formation of value chains and obtaining a synergistic effect. The transition to digital technologies will allow SMEs to solve the issues of staff shortages and ensure access to many resources.

Keywords: small and medium business; financial, property, information, consulting support; BRICS countries Funding: The article is based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

For citation: Morozko, N.I. (2025) Mechanisms for Stimulating Small and Medium-Sized Businesses in the BRICS Countries. Society: Politics, Economics, Law. (1), 82-88. Available from: doi:10.24158/pep.2025.1.10 (In Russian).

© Морозко Н.И., 2025

Введение. В современных динамичных экономических отношениях в значительной степени меняются цифровая бизнес-среда и взаимоотношения в инфраструктуре функционирования компаний малого и среднего бизнеса, в связи с этим трансформируются и механизмы стимулирования деятельности малого и среднего предпринимательства (МСП) (Morozko et а1., 2022).

Объединение стран БРИКС свидетельствует о многофакторности процесса глобальной интеграции. Страны БРИКС обосновывают необходимость развития малых и средних компаний рядом причин:

- развитие МСП способствует созданию оптимальной конкурентной среды. МСП оказывают давление на поддержание конкуренции, выступая против приоритета крупных компаний;

- увеличение малых и средних компаний вносит значительный вклад в занятость населения;

- компании этого бизнеса имеют значительный стимул к инновациям по сравнению с крупными компаниями (Морозко Н.И., Морозко Н.И., 2024). Большинство компаний малого и среднего бизнеса отличаются гибкостью и открытостью к технологическому прогрессу путем продвижения и распространения новых технологий.

Результаты исследования. В странах БРИКС малый и средний бизнес выполняет ряд значимых функций. В Китае малый бизнес создает более 60 % ВВП и является инициатором внедрения новых технологических решений. Сектор МСП занимает важное место в индийской экономике, обеспечивая более 40 % ВВП страны. Эти компании создают новые рабочие места, содействуют повышению уровня жизни населения, используют различные инновации. Доля сектора МСП в валовом внутреннем продукте Бразилии -около 27 %.

В России доля ВВП, которая приходится на компании малого и среднего бизнеса, составляет примерно 20 %. По данным экспертов, в Иране МСП обеспечили более 43 % ВВП. В ОАЭ МСП создают 30 % ВВП страны. В ЮАР малые и средние компании вносят в ВВП около 35 %, в них занято более 54 % населения страны (табл. 1).

Таблица 1 - Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в странах БРИКС

Table 1 - Share of Small and Medium-Sized Businesses in GDP and Employment in the BRICS Countries

Страна Доля в ВВП, % Доля в занятости населения, %

Россия 20 27

Китай 60 80

Индия 40 65

Бразилия 27 57

ЮАР 35 54

Иран 43 41

Египет 33 45

Эфиопия 35 50

ОАЭ 60 86

В странах БРИКС малые и средние компании создают от 30 до 55 % рабочих мест, что характеризует значимый уровень вовлеченности в трудовой процесс населения.

В разных странах БРИКС используются различные критерии отнесения компании к этому виду бизнеса (табл. 2).

1 Составлено автором на основе данных: Министерство экономики Бразилии [Электронный ресурс] // Gov.br : официальный сайт. URL: https://www.gov.br/economia/pt-br (дата обращения: 13.03.2023) ; Бразильский банк развития (БНДЕС) [Электронный ресурс] // Bndes : официальный сайт. URL: https://ri.bndes.gov.br/en/ (дата обращения: 14.10.2024) ; Египетское агентство по развитию микробизнеса, малых и средних предприятий (MSMEDA) [Электронный ресурс] : MSMEDA. URL: https://www.msmeda.org.eg/ (дата обращения: 14.10.2024) ; Iran Economic Monitor [Электронный ресурс] // World Bank Group. URL: https://www.worldbank.org/en/coun-try/iran/publication/iran-economic-monitor (дата обращения: 21.09.2024) ; World Bank Group - International Development, Poverty and Sustainability [Электронный ресурс] // Ibid. URL: https://www.worldbank.org/ext/en/home (дата обращения: 21.09.2024) ; Национальное бюро статистики КНР [Электронный ресурс] : официальный сайт. URL: http://www.stats.gov.cn/ (дата обращения: 16.10.2024) ; Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13223 (дата обращения: 15.09.2024) ; Ministry of Micro, Small and Medium Enterprises [Электронный ресурс] // Government of India. URL: http://msme.gov.in (дата обращения: 12.09.2024); Организация Mohammed Bin Rashid Establishment for Small and Medium Enterprises Development (Dubai SME) [Электронный ресурс] // Government of Dubai. URL: https://sme.ae/Default/en (дата обращения: 12.09.2024) ; Департамент торговли и промышленности Правительства ЮАР [Электронный ресурс]. URL: https://www.thedtic.gov.za/department-of-trade-industry-and-competition/ (дата обращения: 12.09.2024).

Таблица 2 - Критерии отнесения компаний к МСП в странах БРИКС1

Table 2 - Criteria for Classifying Companies as SMEs in the BRICS Countries

Страна Микробизнес, чел. Малые компании, чел. Средние компании, чел.

Российская Федерация До 15 До 100 До 250

Китай В зависимости от отрасли, 5-100 В зависимости от отрасли, 50-300 В зависимости от отрасли, 200-2 000

ЮАР До 9 До 100 До 250

Иран До 10 До 50 До 100

Египет До 9 199

Бразилия 1-9 (торговля) 1-19 (промышленность) 10-49 (торговля) 20-99 (промышленность) 50-99 (торговля) 100-499 (промышленность)

Эфиопия До 5 До 30 Более 30

ОАЭ До 5 До 100 До 200

Индия Критерий численности персонала для выделения МСП не применяется, используется критерий инвестиций и оборота

Развитие малого и среднего бизнеса в странах БРИКС невозможно без поддержки со стороны государства. Для стимулирования развития бизнеса Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка используют разнообразные меры поддержки, включающие снижение налоговой нагрузки, введение налоговых каникул, программы финансовой, имущественной поддержки.

В последнее время приняты финансовые предложения по созданию:

- банка развития БРИКС - для содействия развитию сектора экономики стран-участниц;

- резервного валютного фонда БРИКС;

- страхового пула БРИКС - для поддержки взаимной торговли между участницами объединения;

- соглашения о предоставлении кредитных линий в национальных валютах БРИКС.

Страны БРИКС применяют различные меры стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в рамках принятых систем поддержки и включают, как правило, следующие направления2:

• финансовую поддержку;

• имущественную поддержку;

• информационную поддержку;

• консультационную поддержку;

• поддержку в области подготовки кадров;

• поддержку в сфере инноваций.

Проанализируем направления финансовой поддержки компаний МСП в странах БРИКС:

- для поддержки МСП в Бразилии создано специальное бюро (SEBRAE - Бразильское бюро малого и среднего предпринимательства)3. Целью данного бюро является оказание поддержки малому бизнесу для развития и роста. SEBRAE разработало Программу поддержки малых компаний, которые занимаются экспортом (О Ргодег Ехрог1ад:ао). Для реализации данной программы выдается льготный кредит для малых компаний при годовом обороте до 5 млн реалов. В Бразилии с 2004 г. предусмотрено освобождение от налога на прибыль для тех организаций, которые предоставляют субъектам МСП гарантии по кредитам;

- широкий спектр направлений финансовой поддержки в России осуществляет АО «Корпорация МСП»4. В России в 2022 г. была запущена единая цифровая платформа поддержки предпринимателей МСП.РФ (Морозко Н.И., Морозко Н.И., 2023а). На основе этой платформы компании МСП могут получить льготные кредиты, оформить лизинг, факторинг; предоставление субъектам МСП финансовой поддержки осуществляется через АО «МСП Банк»;

1 Составлено автором на основе данных: Министерство экономики Бразилии... ; Бразильский институт географии и статистики [Электронный ресурс] // Instituto Brasileiro de Geografía e Estatística: официальный сайт. URL: https://www.ibge.gov.br/ (дата обращения: 08.10.2024) ; Египетское агентство по развитию микробизнеса, малых и средних предприятий (MsMeDA). ; Iran Economic Monitor. ; World Bank Group - International Development, Poverty and Sustainability... ; Национальное бюро статистики КНР. ; Portal SEBRAE [Электронный ресурс]. URL: www.sebrae.com.br (дата обращения: 22.10.2024) ; Китай. Бесплатные данные, статистика, анализ, визуализация и публикация [Электронный ресурс]. URL: httpsV/knoema.ru/atlas/K^ тай (дата обращения: 25.09.2024) ; Ministry of Micro, Small and Medium Enterprises. ; Организация Mohammed Bin Rashid Establishment for Small and Medium Enterprises Development (Dubai SME)... ; Департамент торговли и промышленности Правительства ЮАР.

2 Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП), помощь предпринимателям [Электронный ресурс] // Корпорация МСП. URL: https://corpmsp.ru/ (дата обращения: 12.09.2024).

3 Portal Sebrae...

4 Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП), помощь предпринимателям.

- в Индии правительство реализует финансовую политику для оказания поддержки при кредитовании инновационных МСП для финансирования проектов технологического обновления через различные финансовые институты1. Эта политика проводится через Министерство микро-, малого и среднего предпринимательства (ММСП), созданного в 2007 г.;

- в Египте Центральный банк (CBE) предложил коммерческим банкам увеличить количество кредитов, выдаваемых МСП, до 20 % от их общего портфеля2. В стране используется мобильный и онлайн-доступ к банковским услугам и постоянный мониторинг финансовых услуг;

- в ОАЭ правительство облегчило работу компаний в стране, установив ставку корпоративного налога в размере 9 %3. Для компаний, находящихся в свободных зонах, предусмотрено освобождение от уплаты импортных или экспортных пошлин. Фонд Dubai Future District осуществляет значимую финансовую поддержку на развитие технологических компаний;

- в ЮАР создано Агентство по финансированию малых предприятий (Small Enterprises Finance Agency - SEFA), которое помогает реализовать возможности МСП по привлечению финансирования4;

- в Иране финансовые агентства поощряют банки к предоставлению кредитов МСП с выделением кредитных гарантий5;

- в Китае осуществляется финансовая поддержка МСП путем финансирования программ за счет средств государственного бюджета. Финансовые ресурсы направляются как непосредственно компаниям для компенсации вероятных рисков, так и финансовым институтам, работающим с такими компаниями6. В стране используется льготный режим налогообложения для компаний МСП.

Проведем анализ направлений имущественной поддержки компаний МСП в странах БРИКС:

- участие малых компаний в деловых выставках и ярмарках обеспечивает действующее бюро SEBRAE в Бразилии7;

- в России компании малого и среднего бизнеса могут воспользоваться льготной арендой зданий на основе договоров аренды с местными органами власти на срок до пяти лет8;

- в Индии обеспечивается доступ компаниям малого бизнеса к производственной инфраструктуре. Создаются современные лаборатории, где такие компании могут проводить испытания, контроль качества продукции9;

- в Иране создаются разнообразные инфраструктуры для обслуживания компаний малого бизнеса: сервисные центры, промышленные парки, бизнес-клиники10 (Samadzad, Hashemi, 2022).

Исследуем направления информационной поддержки компаний МСП в странах БРИКС:

- специальный канал SEBRAE в Бразилии помогает компаниям МСП получать информацию о ситуации на рынке, изменениях законодательной базы в данном секторе, новых программах поддержки и других вопросах11;

- в России на основе цифровой платформы поддержки предпринимателей МСП.РФ компании могут получать информацию об изменениях в законодательстве, условиях получения различной поддержки12 (Морозко Н.И., Морозко Н.И., 2023б);

- в Китае информационным консультированием населения и предпринимателей занимается государственная информационная служба CSMEO, созданная в 2001 г.13;

- в Индии функционирует 15 научно-технических центров, которые занимаются предоставлением информационных технологий14;

1 Ministry of Micro, Small and Medium Enterprises...

2 Египетское агентство по развитию микробизнеса, малых и средних предприятий (MSMEDA).

3 Организация Mohammed Bin Rashid Establishment for Small and Medium Enterprises Development (Dubai SME).

4 Департамент торговли и промышленности Правительства ЮАР.

5 Iran Economic Monitor.

6 Национальное бюро статистики КНР. ; Китай. Бесплатные данные, статистика, анализ, визуализация и публикация.

7 Portal Sebrae.

8 Организация Mohammed Bin Rashid Establishment for Small and Medium Enterprises Development (Dubai SME).

9 Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП), помощь предпринимателям.

10 Iran Economic Monitor.

11 Portal Sebrae.

12 Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП), помощь предпринимателям .

13 Национальное бюро статистики КНР. ; Китай. Бесплатные данные, статистика, анализ, визуализация и публикация.

14 Ministry of Micro, Small and Medium Enterprises.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в ОАЭ создана качественная инфраструктура, соответствующий уровень внедрения интернета, мощная банковская система и цифровые государственные сервисы, что способствует бесперебойной работе бизнеса1 (Cheffi et al., 2023);

- в Иране постоянно проводится улучшение среды электронного бизнеса, в том числе с помощью таких схем поддержки, как инкубаторы, акселераторы, финансовые агентства2.

Рассмотрим направления консультационной поддержки компаний МСП в странах БРИКС:

- бюро SEBRAE в Бразилии занимается консультацией людей по разным вопросам ведения бизнеса: от начала до его оптимального развития3;

- в России Корпорация МСП осуществляет консультационную поддержку компаний МСП в стране, развивает инфраструктуру консалтинга предпринимательства4;

- в ОАЭ правительство запустило программу Seed, направленную на предоставление наставничества, сетевых возможностей для малых и средних компаний5;

- в Китае в последние годы широкое распространение получили бизнес-инкубаторы, которые проводят консультации для предпринимателей6.

Проанализируем направления поддержки в области подготовки и переподготовки работников:

- в Бразилии разрабатываются образовательные программы, предлагаются различные курсы по обучению финансовому планированию, технологиям продаж, маркетингу, управлению человеческим капиталом7;

- Корпорация МСП в России реализует различные образовательные программы для начинающих предпринимателей и тех, кто уже давно занимается бизнесом8;

- в Индии проводится повышение квалификации управляющего персонала в специализированных учебных заведениях для использования в деятельности новейших методов управления компанией9;

- в Иране для предпринимателей регулярно организуются специальные образовательные курсы10 (Cheratian et al., 2023);

- в Китае проводятся различные тренинги для начинающих предпринимателей, также применяется организация системы наставничества11.

Проведем анализ направлений поддержки в области инноваций:

- в Бразилии предоставляются гранты на проведение научных исследований при условии включения в программу PAPPE; для поддержки инновационных проектов выделяются ресурсы в рамках проекта Finep12 (Mon, Giorgio, 2022);

- в России проводится разнообразная поддержка инновационной деятельности малых и средних предприятий, включая предоставление налоговых льгот компаниям, занимающимся инновационной деятельностью, развитие сети технополисов и технопарков13;

- в Индии поддержка компаний, реализующих инновационные технологии, осуществляется путем льготного кредитования; финансируются проекты, направленные на технологическое обновление различных объектов14;

- в Египте в рамках Стратегии устойчивого развития (SDS) Vision 2030 проводится финансирование инновационных проектов, связанных с распространением технологий в виде цифровых электронных платежей и мобильных платежных сервисов15;

- в ОАЭ значительную поддержку оказывают новым стартапам, которые составляют почти половину компаний в Дубае. Министерство экономики рекомендовало использовать несколько инициатив, таких как «Предпринимательская нация»16;

1 Организация Mohammed Bin Rashid Establishment for Small and Medium Enterprises Development (Dubai SME)...

2 Iran Economic Monitor.

3 Portal Sebrae.

4 Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП), помощь предпринимателям .

5 Организация Mohammed Bin Rashid Establishment for Small and Medium Enterprises Development (Dubai SME).

6 Китай. Бесплатные данные, статистика, анализ, визуализация и публикация.

7 Portal Sebrae.

8 Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП), помощь предпринимателям .

9 Ministry of Micro, Small and Medium Enterprises.

10 Iran Economic Monitor.

11 Китай. Бесплатные данные, статистика, анализ, визуализация и публикация.

12 Portal Sebrae.

13 Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП), помощь предпринимателям .

14 Ministry of Micro, Small and Medium Enterprises.

15 Египетское агентство по развитию микробизнеса, малых и средних предприятий (MSMEDA).

16 Организация Mohammed Bin Rashid Establishment for Small and Medium Enterprises Development (Dubai SME).

- в Китае поощряется всестороннее развитие бизнес-инкубаторов, которые способствуют повышению инновационной активности в секторе МСП1 (Gibb, Li, 2023).

Проведенный анализ механизмов стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в странах БРИКС свидетельствует об идентичности проводимых мер, несмотря на то, что классификация бизнеса как малого, так и среднего фактически противоречива в разных странах, и единого стандартизированного определения для малого и среднего бизнеса не существует. МСП может считаться средней компанией в одной стране и одновременно может быть классифицирована как крупная компания - в другой. Страны, стремящиеся к расширению доступа к финансовым услугам, должны тщательно определять размер и характеристики своего бизнеса, чтобы соответствовать процедурам и услугам, предлагаемым различным категориям фирм через финансовые учреждения. Банковский сектор многих развивающихся стран стремится удовлетворять потребности МСП, предлагая различные финансовые услуги, такие как планы финансирования и сбережений. Эти планы включают стратегии снижения рисков для МСП, чтобы гарантировать широкий спектр услуг и недорогие транзакции.

В рамках государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Бразилии, Индии, Египте, Южной Африке, ОАЭ, Иране рекомендуется использовать опыт стимулирования МСП, реализуемый в Китае, где широко используется как прямая финансовая поддержка из бюджета, так и дифференцированные льготы для каждого вида экономической деятельности МСП, с одновременным развитием бизнес-инкубаторов и технопарков.

Предлагается создавать кластеры малых и средних компаний, поскольку в таких условиях возможно получение синергетического эффекта при формировании цепочек создания добавленной стоимости.

Использование цифровых технологий в компаниях малого и среднего бизнеса в странах БРИКС во многом может решить проблемы, связанные с нехваткой квалифицированных кадров. Для компаний МСП в значительной степени облегчается выход на рынок с помощью маркетплейсов. Для расширения использования цифровых технологий странам БРИКС рекомендуется воспользоваться опытом России по обширному использованию цифровой платформы поддержки предпринимателей МСП.РФ, на основе которой все компании МСП в доступном и реальном времени получают важную информацию по нормативно-законодательной базе, различным видам поддержки.

В последнее время осуществляется создание цифровой платформы развития международной производственной кооперации МСП. На основе этой платформы появляется возможность масштабной интеграции МСП стран БРИКС.

Заключение. Развитие малого и среднего бизнеса в странах БРИКС опирается на механизмы поддержки бизнеса со стороны государства, а также на благоприятные демографические условия и богатые природные ресурсы.

Повышение конкуренции, реализация инновационных проектов активизируется механизмами стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в Китае, Бразилии, России, Индии и Южной Африке. Одновременно осуществляется унификация юридических стандартов и улучшение условий для международных инвестиций в странах БРИКС.

Для компаний стран БРИКС характерно создание адекватной системы современных экономических отношений по поддержке малого и среднего бизнеса. Для последующего развития такой системы необходима дальнейшая рационализация механизмов стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в странах БРИКС.

Список источников:

Морозко Н.И., Морозко Н.И. Технологии кредитования малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации экономики. М., 2023a. 328 с.

Морозко Н.И., Морозко Н.И. Рост возможностей финансирования малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации экономики // Вестник университета. 2023б. № 4. С. 159-168. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-4-159-168.

Морозко Н.И., Морозко Н.И. Повышение роли государственного регулирования кредитования малого и среднего бизнеса // Экономические науки. 2024. № 2. C. 294-300. https://doi.org/10.14451/1.231.294.

Cheratian I., Goltabar S., Farzanegan M.R. Firms persistence under sanctions: micro-level evidence from Iran // The World Economy. 2023. Vol. 46, no. 8. P. 2408-2431. https://doi.org/10.1111/twec.13378.

Ethical leadership, management control systems and circular economy in SMEs in an emerging economy, the UAE / W. Cheffi [et al.] // Journal of Business Research. 2023. Vol. 156, no. 4 P. 1-17. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2022.113513.

Gibb A., Li J. Organizing for enterprise in China: what can we learn from the Chinese micro, small, and medium enterprise development experience // Futures. 2023. Vol. 35, no. 4. P. 403-421. https://doi.org/ 10.1016/S0016-3287(02)00089-7.

Mon A., Giorgio D. Analysis of Industry 4.0 Products in Small and Medium Enterprises // Procedia Computer Science. 2022. Vol. 200. P. 914-923. https://doi.org/10.1016/j.procs.2022.01.289.

Morozko N., Morozko N., Didenko V. Applying on of the theory of fuzzy logic in the financial management of small companies // Montenegrin Journal of Economics. 2022. Vol. 18, no. 4. P. 49-60. https://doi.org/10.14254/1800-5845/2022.18-4.5.

Samadzad S., Hashemi M. Analyzing success factors of small and medium enterprises (SMEs): a study in Iranian context // International Journal of Innovation in Management, Economics and Social Science. 2022. Vol. 2, no. 1. P. 43-51. https://doi.org/10.52547/ijimes.2.1.43.

1 Национальное бюро статистики КНР.

References:

Cheffi, W., Hassan, M., Farooq, M., Baqrain, A. & Mansour, M. (2023) Ethical leadership, management control systems and circular economy in SMEs in an emerging economy, the UAE. Journal of Business Research. 156 (4), 1-17. Available from: doi:10.1016/j.jbusres.2022.113513.

Cheratian, I., Goltabar, S. & Farzanegan, M.R. (2023) Firms persistence under sanctions: micro-level evidence from Iran. The World Economy. 46 (8), 2408-2431. Available from: doi:10.1111/twec.13378.

Gibb, A. & Li, J. (2023) Organizing for enterprise in China: what can we learn from the Chinese micro, small, and medium enterprise development experience. Futures. 35 (4), 403-421. Available from: doi:10.1016/S0016-3287(02)00089-7.

Mon, A. & Giorgio, D. (2022) Analysis of Industry 4.0 Products in Small and Medium Enterprises. Procedía Computer Science. 200, 914-923. Available from: doi:10.1016/j.procs.2022.01.289.

Morozko, N., Morozko, N. & Didenko, V. (2022) Applying the Theory of Fuzzy Logic in the Financial Management of Small Companies. Montenegrin Journal of Economics. 18 (4), 49-60. Available from: doi:10.14254/1800-5845/2022.18-4.5.

Morozko, N.I. & Morozko, N.I. (2023) Tekhnologii kreditovaniya malogo i srednego biznesa v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Technologies of lending to small and medium businesses in the context of digitalization of the economy]. Moscow. 328 p. (In Russian) Morozko, N.I. & Morozko, N.I. (2023) Growth of financing opportunities for small and medium-sized businesses in the digitalization of the economy context. Vestnik Universiteta. (4), 159-168. Available from: doi:10.26425/1816-4277-2023-4-159-168. (In Russian)

Morozko, N.I. & Morozko, N.I. (2024) Increasing the role of state regulation of lending to small and medium businesses. Economic Sciences. (2), 294-300. Available from: doi:10.14451/1.231.294. (In Russian)

Samadzad, S. & Hashemi, M. (2022) Analyzing success factors of small and medium enterprises (SMEs): a study in Iranian context. International journal of Innovation in Management, Economics and Social Science. 2(1), 43-51. Available from: doi:10.52547/ijimes.2.1.43.

Информация об авторе Н.И. Морозко - доктор экономических наук, профессор, профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=497561

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author N.I. Morozko - D.Phil. in Economics, Professor, Professor at the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=497561

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.11.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 02.12.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 21.01.2025.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.