Научная статья на тему 'Механизмы социальной защиты сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран'

Механизмы социальной защиты сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
672
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL SECURITY / СОТРУДНИК / EMPLOYEE / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быковская Ю.В.

В статье рассматриваются механизмы социальной защиты сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран, как инструмент повышения эффективности работы соответствующих структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social protection mechanisms of law enforcement personnel of foreign countries

For increase of efficiency of activity of law-enforcement service development of the effective mechanisms connected to increase of a level of a material well-being of employees and satisfaction of their needs for worthy habitation, reception of qualitative formation, rendering of hi-tech medical aid, rest has huge value. In article mechanisms of social protection of employees of law enforcement bodies of foreign countries are considered.

Текст научной работы на тему «Механизмы социальной защиты сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран»

ЗАРУБЕЖНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Механизмы социальной защиты

сотрудников правоохранительных органов

зарубежных стран

Быковская Ю.В. *

For increase of efficiency of activity of law-enforcement service development of the effective mechanisms connected to increase of a level of a material well-being of employees and satisfaction of their needs for worthy habitation, reception of qualitative formation, rendering of hi-tech medical aid, rest has huge value.

In article mechanisms ofsocial protection of employees of law enforcement bodies offoreign countries are considered.

CJ 01

О

О

сч

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Одной из основных задач государства является обеспечение достойного уровня жизни граждан. Высокий уровень благосостояния, достигаемый благодаря высокому уровню оплаты труда, стимулирование профессиональной деятельности работников, позволяют повысить эффективность труда. Это утверждение в полной мере относится к проблемам, связанным с повышением эффективности деятельности правоохранительной службы. Огромное значение в решении этих вопросов имеет разработка действенных механизмов, связанных с повышением уровня материального благосостояния сотрудников и удовлетворением их потребностей в достойном жилье, получении качественного образования, оказании высокотехнологичной медицинской помощи, отдыхе.

Опыт развития систем оплаты и стимулирования труда, а также социальной защиты госслужащих и сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран, может послужить положительным примером для российских органов государственного управления в процессе проведения социальных реформ.

Зарубежный опыт по обеспечению социальной защиты государственных служащих показывает, что системы оплаты труда и социальной защиты, безусловно, отличаются друг от друга. Это зависит от многих факторов, в том числе, исторического опыта, правовой и экономической системы страны, традиций.

В некоторых развитых зарубежных странах оплата труда государственных служащих «среднего звена» ориентирована на уровень оплаты труда «среднего класса» в целом по стране. При этом в этих странах также довольно высок уровень социальных гарантий, предоставляемых служащим государством.

Например, Япония занимает первое место в мире по уровню заработка среднего и высшего звена служащих государственного аппарата. Законодательно установлено, что оплата труда служащих «должна соответствовать общему положению в обществе». Сотрудники государственных органов, как и работники частного сектора экономики, выполняя определенные обязанности, должны получать соответствующее вознаграждение за свой труд, знания и умения. В этой связи заработная плата в государственном и частном секторах должна поддерживаться на одинаковом уровне. Для решения данной проблемы разрабатываются Рекомендации для внесения поправок к Закону о заработной плате государственных служащих, учитывающие исследования заработных плат в частном и государственном секторах, а также пожелания и мнения министерств и ведомств. Кроме того, государственные служащие, в частности сотрудники правоохранительных органов Японии обеспечиваются «социальным пакетом», включающем в себя пособия на лечение, к отпуску, на содержание

Заместитель начальника финансово-экономического отдела — начальник отделения планирования АЭБ МВД России, кандидат экономических наук.

ребенка, транспортное и региональное пособия.

В других зарубежных странах, таких как Великобритания, Германия оплата труда госслужащих и сотрудников правоохранительных органов, ниже оплаты труда на аналогичных должностях в частном секторе экономики. Тем не менее, государство стремится обеспечить финансовую и социальную независимость и достойный уровень жизни служащих, адекватный уровню жизни в стране и соответствующий его социальному статусу.

В некоторых зарубежных странах принято ежегодно увеличивать зарплату: например, для сотрудников правоохранительных органов Австрии прирост в зарплате частично зависит от выслуги лет, профессионального опыта, возможностей сотрудника и специальных условий работы.

Отдельные зарубежные страны уделяют огромное внимание социальной защите государственных служащих. Например, в Финляндии право на социальную защиту является одним из основополагающих прав любого гражданина. Система социальной защиты в Финляндии строится на так называемой «скандинавской модели» социального государства. Основными характеристиками данной модели являются принцип универсальности, финансирование за счет высокого налогообложения, равноправное отношение ко всем лицам, высокий уровень социальных пособий.

В Италии и Испании система социального обеспечения сотрудников правоохранительной службы также играет важную роль. Основной оклад составляет всего 40 % от общей суммы дохода служащего. Дополнительные социальные пособия, составляющие до 50 % заработной платы, зависят от места проживания служащего, его семейного статуса, опыта профессиональной деятельности и прочих факторов. Остальные 10 % приходятся на выплаты в связи с особыми условиями службы или особой специальностью.

Системы оплаты труда, материального стимулирования и социального обеспечения государственных служащих зарубежных стран различаются также в зависимости от модели государственной службы, принятой в стране — карьерная или позиционная.

Государственная служба в странах с карьерной системой основывается на традиционных принципах чиновничества,

когда государство берет на себя обязательства по социальному и материальному обеспечению своих служащих. Например, в Германии конституционной основой оплаты служащих является «принцип содержания», который является одним из основных правовых принципов статуса государственных служащих.

При определении размера оплаты труда служащего существенное значение имеют его образование, уровень профессиональной квалификации, способность к данному виду деятельности. При этом уровень оплаты труда государственных служащих основывается на том, что она должна быть адекватной общественному статусу сотрудника, чтобы он имел возможность вести соответствующий его положению образ жизни. Тем не менее, размер оплаты труда служащих государственной службы ниже, чем у работников частного сектора экономики. Однако эта разница компенсируется социальными гарантиями и социальным обеспечением, предоставляемыми государственным служащим.

В отличие стран с карьерной системой государственной службы, при которой единые должностные оклады устанавливаются на законодательном уровне, в странах с позиционной системой, должностные оклады определяются различными ведомствами с учетом выделенных им бюджетных средств в соответствии с коллективными договорами, заключенными между соответствующим государственным органом и профсоюзами как представителями государственных служащих.

В США, Канаде, Великобритании, Франции, странах с позиционной системой государственной службы, преобладают более индивидуальные и гибкие формы и системы оплаты труда служащих, чем в странах с карьерной системой государственной службы, близкие к частному сектору экономики.

Более того, ряд стран уделяет значительное внимание повышению эффективности использования человеческих ресурсов в области государственного регулирования и правоохраны. Безусловно, каждое государство формирует и развивает свои системы оценок эффективности и формы стимулирования служащих правоохранительных служб, опираясь на свой опыт, политическую, социальную и экономическую ситуацию в стране.

Например, в основе государственной службы США лежит «система заслуг», ког-

сч

О!

О

О

сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

ISSN 1997-1001

СЧ

Ol

О

О

сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

да любое действие в отношении сотрудника (прием на службу, служебное продвижение, понижение в должности) обусловлено его способностями и личностными качествами.

Шкала заработных плат полицейских США представляет собой таблицу, где по вертикали определены ступени оплаты труда, а по горизонтали стаж службы служащего. В связи с этим уровень заработной платы возрастает по диагонали.

В США также достаточно развита система социальной защиты государственных служащих, в том числе система льгот. Например, «социальный пакет» полицейского США весьма высок. Сотрудники полиции в нем очень заинтересованы и это является одним из факторов для эффективной службы и причиной, удерживающей сотрудников на работе в полиции и стремлении доработать до пенсионного возраста.

Во Франции одним из главных прав государственных служащих является право на вознаграждение, которое состоит из трех частей: основного жалования, дополнительного вознаграждения и системы выплат социального характера и льгот. При этом существует жесткая система выплат служащим основного жалования. В начале карьеры служащие получают, как правило, меньше, чем работники государственных хозяйственных предприятий и тем более, коммерческих организаций. Но в течение службы жалование государственного служащего растет и в конце службы он получает обычно больше. Это обеспечивает стабильность социально-экономического положения сотрудников и их уверенность в завтрашнем дне. Постоянное жалование является по существу своеобразной формой гарантированной оплаты труда. Но часто его бывает недостаточно. В этой связи в законодательстве предусмотрены дополнительные надбавки и выплаты. Помимо этого, во Франции каждое ведомство имеет право сокращать расходы на инфраструктуру (служебный транспорт, командировки, расходы на обслуживание зданий), а высвободившиеся за счет этого средства направлять на повышение оплаты размеров заработной платы сотрудников.

Системы оплаты и стимулирования труда зарубежных стран отличаются друг от друга также по уровню привязки размеров оплаты труда к результатам служебной деятельности.

Например, зарплата большинства государственных служащих Канады практи-

чески не привязана к результатам их работы. Лишь 3—4 % государственных служащих получают зарплату, зависящую от результатов их деятельности. Остальные 96 % получают зарплату, установленную в соответствии с фиксированной шкалой оплаты труда. В Канаде существует порядка 50 профессиональных категорий. У каждой категории дополнительно имеется своя шкала для определения уровня сложности работы.

Противоположный пример. В Великобритании в 1984 г. была введена система оплаты труда государственных служащих, основанная на оценке эффективности их работы по результатам служебной аттестации. В настоящее время одним из важнейших принципов системы материального обеспечения государственных служащих Великобритании является необходимость стимулирования труда. К числу факторов стимулирующего характера можно отнести наличие прямой зависимости размеров денежного вознаграждения от достигнутых результатов. Единственным исключением остаются руководители высшего звена: уровень их заработной платы устанавливается в индивидуальном порядке с учетом степени ответственности, оценки эффективности работы, опыта и квалификации.

Таким образом, можно отметить, что в некоторых зарубежных странах система материального обеспечения госслужащих и сотрудников правоохранительных органов ориентирована на уровень заработной платы работников коммерческого сектора экономики. В других странах оплата труда на государственной службе гораздо ниже оплаты труда работников частного сектора экономики. Тем не менее, эти государства уделяют большое внимание социальной защите государственных служащих в целях обеспечения достойного уровня их жизни, адекватного уровню жизни в стране и соответствующего социально-экономическому статусу госслужащих. В отдельных зарубежных странах система оплаты и стимулирования труда ориентирована на результаты выполняемой государственными служащими работы, в других странах заработная плата государственных служащих практически не привязана к результатам их труда. В ряде зарубежных стран существует достаточно гибкая система материального стимулирования госслужащих, в других странах преобладает жесткая система выплат и мер социального обеспечения. При этом,

в большинстве цивилизованных стран государственная служба и правоохранительная служба, в частности, — один из самых престижных видов трудовой деятельности. Считается, что лицо, занимающее должность государственной службы — это представитель государства и общества, защитник их прав и законных интересов.

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений ее реализации. К ним относятся: политика в области заработанной платы, социальное страхование, в том числе медицинское, пенсионное страхование, жилищная политика, а также системы компенсаций и выплат социального характера. Некоторые аспекты социальной защиты сотрудников зару-

бежных стран заслуживают пристального внимания и являются положительным примером для России в процессе проведения социальных реформ. Тем не менее, при использовании зарубежного опыта нельзя механически переносить те или иные формы социальной защиты стран зарубежья на российскую действительность. Необходимо учитывать, что некоторые аспекты реформирования социального обеспечения сотрудников правоохранительной службы имеют универсальный характер, другие — применимы только при определенных условиях, связанных с политической ситуацией в стране, уровнем развития экономики, традициями, а также уровнем преступности и криминализации общества.

сч

О!

О

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.