• МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА •
£
с
«V
О.Ю. Ситкова, O.Yu. Sitkova,
кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Law, Associate Professor,
профессор кафедры международного Professor of the International Law
права Саратовской государственной Department, Saratov State Law Academy
юридической академии olga.sitkova@mail.ru
DOI:
МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ1
Аннотация: актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа известных прогрессивных и эффективных моделей обеспечения информационной
безопасности несовершеннолетних в целях гармонизации законодательства РФ ^ в указанной сфере. Цель исследования: выявить эффективные модели обеспечения без-№ опасности детей в киберпространстве. Методологическая основа: автором были ис-2 пользованы общенаучный диалектический, формально-юридический методы познания, О сравнительно-правовой метод, а также методы индуктивной и дедуктивной логики. ® Результаты: анализ программных документов, стратегий ЕС в сфере безопасности детей в онлайн-пространстве позволил выявить элементы механизма, используемого ^ в целях обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет на территории стран Евросоюза. Выводы: существенное различие в национальных моделях Ж защиты несовершеннолетних граждан в сети Интернет осложняет международную ¡5 кооперацию в вопросах защиты детей от интернет-угроз. Для решения этой пробле-^ мы необходима гармонизация законодательства в общемировом масштабе. Модель, О используемая в странах ЕС, построенная на принципе саморегулирования и направ-
ленная на обеспечение сотрудничества между представителями промышленности,
провайдерами, потребителями информации и другими участниками исследуемых от-
ношений, способствует обеспечению позитивного содержания интернет-контента
§
00 и лучшему пониманию рисков в целях обеспечения безопасности несовершеннолетних 2 пользователей Сети.
С
58
Ключевые слова: информация, дети, защита, механизм, информационная безопасность, правовое регулирование, интернет, цифровые технологии.
(V MECHANISMS FOR REGULATING INFORMATION
° CONSUMPTION IN THE COUNTRIES OF THE EUROPEAN
UNION IN ORDER TO ENSURE THE CYBERSECURITY OF CHILDREN
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 20-011-00570\20.
Abstract: the relevance of the study is due to the need to analyze progressive and effective models of information security for minors known to the world community in order to harmonize the legislation of Russia and other countries in this area. Objective of the study: to identify effective models for ensuring the safety of children in cyberspace. Methodological basis: the author used the general scientific dialectical, formal legal methods of cognition, the comparative legal method, as well as the methods of inductive and deductive logic. Results: analysis of policy documents, EU strategies in the field of child safety in the online space, made it possible to identify elements of the mechanism used to ensure information security of children on the Internet in the territory of the European g Union. Conclusions: a significant difference in national models of protecting the rights § of minors on the Internet complicates international cooperation in protecting children from | Internet threats. To solve this problem, it is necessary to harmonize legislation on a global | scale. The self-regulatory model used in the EU countries, aimed at ensuring cooperation between industry representatives, providers, information consumers and other participants ^ in the studied relationship, contributes to the provision of positive Internet content and ■§ a better understanding of risks in order to ensure the safety of underage network users. §
Keywords: information, children, protection, mechanism, information security, legal § regulation, Internet, digital technologies. |
Исследования в сфере безопасности детей в киберпро- |
странстве свидетельствуют о том, что последние уязвимы независи- » § мо от их местонахождения и возраста, а ранее недосягаемые риски | §
в настоящее время находятся в одном клике от детей. Если раньше о считалось, что дом - это крепость, где ребенок защищен от влияния | |
внешнего мира, то теперь дом можно сравнить с парком со множе- | §
ством секретных мест, где свободно гуляют незнакомцы. Не все фор- | §
мы жестокого обращения с детьми и их эксплуатации, которые рас- 0 * пространяются через информационно-коммуникационные технологии 0 £
(далее - ИКТ), принципиально отличаются от встречающихся в ре- § §
альном мире. Во многих случаях ИКТ служат только для облегче- й
ния совершения уже известных видов преступлений. С другой сто- § §
роны, ИКТ породили некоторые новые формы преступлений, такие ^ §
как распространение материалов о сексуальном насилии над детьми, | | сделанных на заказ, «секстинг» и трансляция сексуального насилия
в прямом эфире, доступные исключительно с использованием ИКТ. 59
Появление такого рода преступлений связано, в частности, с тем, что о
интернет сложно контролировать, т.к. он никем не управляется и не 5
имеет границ. В то же время явление киберпреступности усугубля- 5
ется тем, что киберпреступники и их жертвы часто находятся в раз- §
ных регионах. Это подчеркивает необходимость принятия срочных, в динамичных ответных мер на международном уровне.
Исторически сложилось так, что система управления интернетом была распределена между различными организациями, включая
международные, национальными правительствами, частным сектором и гражданским обществом. Эти органы и организации без централизованной координации со временем разработали принципы, нормы, правила и механизмы, позволяющие бороться с правонарушениями в Сети. Первоначально управление интернетом было сосредоточено в основном на технических вопросах, но постепенно оно стало включать такие вопросы, как кибербезопасность, электронная коммерция, сетевой нейтралитет, права человека и др.
Политика кибербезопасности рассматривалась прежде всего для взрослых пользователей, но это была большая ошибка, потому что сегодня активными пользователями Сети являются дети, и для многих из них интернет - это второй дом. На международном уровне признано: дети как носители прав заслуживают уважения и особой защиты, в том числе от киберпреступлений. Предполагается, что в этот процесс „о должны быть вовлечены заинтересованные стороны в рамках между-народного сотрудничества по расследованию подобных дел. Однако ^ международное сотрудничество и процесс расследования обычно № «спотыкаются» о ратификационный статус заинтересованных сторон § или становятся невозможными в связи с ограниченной степенью § включения международных мер в национальное законодательство. 2 Улучшение и безопасность цифрового пространства для детей ^ требует сотрудничества между государствами, правоохранительными — органами, общественными организациями, международными орга-§ низациями, научными кругами и техническим сообществом, а также ^ самими детьми и их семьями. Помимо заключения международных § соглашений, обнаруживается необходимость и в национальной поли-^ тике, ориентированной на детей, а также в обмене передовыми практиками по обеспечению безопасного интернет-пространства для них. о В Евросоюзе осознание данной проблемы привело к выработке ^ как на национальном, так и на общеевропейском уровне политико-С правовых механизмов защиты детей от деструктивного влияния СМИ [1, с. 30].
60 Ключевыми актами ЕС в области информационной безопасности детей в интернете являются Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., (V Повестка дня ЕС по правам ребенка 2011 г. [2], Цифровая повестка ® дня для Европы 2010 г. [3], Европейская стратегия улучшения интер-^ нета для детей 2012 г. [4] На основе этих актов разработано много негосударственных проектов, которые успешно работают, в том числе в России. Так, европейская сеть Insafe включает 31 национальный информационный и образовательный центр в государствах - членах ЕС, а также в Норвегии, России и Сербии. Целью этого проекта является
расширение прав и возможностей детей и молодежи для безопасного и эффективного использования интернета и мобильных технологий. Сеть призывает передать ответственность за защиту граждан, особенно детей и молодежи, правительству, образовательным учреждениям, родителям, СМИ и бизнесу. Внутри компании действуют горячие линии, позволяющие гражданам сообщать о незаконном контенте, а также горячие линии для ответов на вопросы детей, связанные g с их онлайн-опытом или вредоносной информацией, с которой они | сталкиваются в интернете. Именно Insafe стала основателем Дня без- g опасного интернета в 2004 г., который ежегодно отмечается в феврале. г Еще одним таким проектом является тематическая сеть EU Kids ^ Online, основанная в рамках Программы безопасного интернета Европейской комиссии в 2006 г. Данная сеть нацелена на координа- | цию и продвижение исследований по безопасности детей в интернете. | Проект реализуется в несколько этапов в рамках пятилетних программ ^ и охватывает 33 страны-участницы. ■§
Для содействия последовательному пониманию проблемы информационной безопасности несовершеннолетних в Европе были реализованы такие акты, как Конвенция Совета Европы о преступности
п о
.с 3
в сфере компьютерной информации 2001 г. [5] и Конвенция Совета | §
Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных 2 ®
с ^
0 ®
а г
С =1
1 °
8 о
I г
№ £
■8 £ з
о 2
а а
ш ® о
а: о
§ о
3! 3 ъ 0
злоупотреблений 2007 г. [6], предусматривающие широкий набор мер по обеспечению надежной кибербезопасности в Европе.
Говоря об уровне ЕС, можно также иметь в виду такие программные документы, как Стратегия кибербезопасности 2020 г. [7] и Глобальная стратегия безопасности ЕС «Общее видение, единый подход: сильная Европа» 2016 г. [8]
Акты, принятые в ЕС, рассматривают несовершеннолетних как особую целевую аудиторию в интернете. В связи с этим политика ЕС направлена на выработку специальных механизмов обеспечения их безопасности в Сети. В Повестке дня ЕС по правам ребенка под- | £ черкивается, что недостаточное инвестирование в политику, затрагивающую интересы детей, может иметь долгосрочные негативные последствия для общества. В то время как Цифровая повестка дня для Европы направлена на то, чтобы все европейские страны были цифровыми. При этом отмечается, что уязвимости в интернете влекут за собой потребность в выработке особого специального подхода к обеспечению безопасного интернета для детей, чтобы они могли получать доступ к знаниям, общаться, развивать свои навыки и имели возможность трудоустройства посредством интернета. Для этого Европейская комиссия предлагает комплекс динамичных и своевременных инстру-
61
ментов, основанных на законодательном регулировании, финансовой поддержке и саморегулировании. Следует подчеркнуть, что в этом случае на первый план выходит саморегулирование, которое должно способствовать созданию гибких рамок для достижения целей в этой сфере, законодательная поддержка рассматривается лишь как второстепенный фактор.
Европейская стратегия улучшения интернета для детей была разработана с целью дать им цифровые навыки и инструменты, необходимые для того, чтобы в полной мере и безопасно получать положительный эффект от пребывания в Сети. Стратегия предлагает ряд действий, включая создание безопасной среды за счет соответствующих возрасту настроек конфиденциальности, а также возрастного рейтинга и классификации контента. Стратегия объединяет Европейскую комиссию и государства - члены ЕС с операторами мобильной связи, „о производителями мобильных телефонов и поставщиками услуг социальных сетей для выработки конкретных решений по улучшению интернета для детей. Задачи Стратегии выполняются в основном а за счет реализации Connecting Europe Facility [9], инструмента со-§ финансирования цифровых технологий, а также с помощью других oq подобных программ, таких как Horizon 2020 [10]. 2 В Стратегии указывается на ряд пробелов в обеспечении безо-s пасного онлайн-пространства в ЕС. Среди них следует назвать, — во-первых, фрагментацию рынка. Отмечается, что безопасность не-§ совершеннолетних в Сети по-разному регулируется национальным jj законодательством государств-членов. Различия проявляются в части § требований к осуществлению родительского контроля, сообщениям ^ о вредоносном и незаконном контенте и др. В частности, указывается на недостаточное использование родительского контроля: только о 28 % родителей в Европе блокируют или фильтруют вредоносные для g своих детей сайты [11].
С Во-вторых, отмечается неспособность рынка обеспечить меры защиты и качественный контент во всей Европе, т.к. инструменты 62 защиты детей, которые позволяют безопасно управлять их онлайн-активностью, часто предоставляются только за дополнительную CV плату. Кроме того, не все предлагаемые защитные приспособления ® совместимы с новыми устройствами. Качественного контента не ^ хватает: только 32 % пользователей интернета в возрасте 9-12 лет считают, что такого контента достаточно для их возраста [12, с. 52].
В некоторых странах частные компании поддерживают государственные органы при покупке оборудования либо специализированного программного обеспечения для защиты интернет-соединений,
а также отслеживания случаев нежелательного доступа к школьным компьютерам или сетям извне. Например, в Польше программное обеспечение для блокировки доступа к сайтам, содержащим нежелательный или опасный контент, было бесплатно предложено школам через Министерство образования при финансовой поддержке Европейского социального фонда. Кроме того, Министерство образования Польши подписало соглашение с одной из ведущих компаний-разработчиков ^ программного обеспечения о реализации Стратегии развития инфор- § мационного общества, в котором особое внимание уделено школам 3 и образовательным учреждениям [13, с. 132]. 3
В-третьих, выявляется необходимость в управлении рисками с целью укрепления доверия к услугам и контенту. Для большинства 8 стран - членов ЕС существуют общие риски: общение детей в Сети § с незнакомыми людьми; наличие контента, пропагандирующего | анорексию, членовредительство, употребление наркотиков или само- Д убийство; сексуальные изображения; неправомерное использование ■§ личных данных; посещение офлайн-встреч с людьми, которых несо- £ вершеннолетние впервые встретили в Сети; кибериздевательства и др. В Стратегии в качестве одного из элементов решения данной проблемы
п о
с 3
называется необходимость предупреждения детей о возможной ма- | §
нипуляции и потенциальной опасности со стороны такого человека, о 0
с ^
0 ®
а г
С 3
1 о
о
£ -8 I г
с §
их родители и учителя должны знать о рисках, подстерегаю- 0 £
с 8
3 ^з
а а
и стратегиях защиты от таких опасностей. В целях ликвидации о О
§ о
3 3
а также уделяется особое внимание мерам предосторожности.
В-четвертых, в Стратегии указывается на отсутствие у детей навыков безопасного поведения в интернете и предлагаются мероприятия, напрямую влияющие на их приобретение. Дети,
щих несовершеннолетних в интернете, а также об инструментах
За
этого пробела в образовательных системах Европы в качестве самостоятельной дисциплины введены уроки онлайн-безопасности
[14, с. 153]. у
Следует подчеркнуть, что на начальном уровне образования вопрос безопасности в Сети как часть учебной программы в основном 63 носит неформальный характер. Например, в Польше он затрагивается о классными руководителями или в рамках интегрированной учебной 5 программы, часто в форме проекта или групповой работы. На уровне § средней школы эта тема входит в сферу информационных и комму- | никационных технологий или информатики. Она также может быть частью общих предметов, например, в Португалии тема информационной безопасности является частью гражданского образования, в Великобритании она включена в образование по вопросам здоро-
вья и благополучия [Там же, с. 155]. Вопросы, касающиеся сетевой безопасности, решаются как учителями в области информационных и коммуникационных технологий, так и учителями других предметов, в зависимости от решений, принятых в конкретной стране. Первая модель существует в Болгарии, Латвии, Польше и на Кипре. В других странах, где вопрос сетевой безопасности является частью учебной программы или относится к интегрированному образованию, соответствующие учителя несут ответственность за реализацию этого контента во время занятий [13, с. 133]. В некоторых случаях администрация школы может назначить учителя, ответственного за преподавание контента, связанного с сетевой безопасностью, в зависимости от структуры учебной программы и свободного времени. В странах, где обсуждаемые вопросы включены в учебные программы, учителя участвуют в курсах, в которых предметы связаны с защитой детей в Сети.
го Однако в большинстве случаев такие курсы не являются обязательными и организуются учебными заведениями или консорциумами, способствующими информированному и безопасному использованию Сети. Курсы продвигаются министерством образования через национальную программу для учителей информатики (Греция) 2 и могут также включать обучение руководителей школ, которые ^ передают знания группам преподавателей или отдельным учителям — (Франция). Кроме того, органы образования предоставляют учителям
§ материалы для самостоятельного изучения, содержащие информацию, с ~
§ задания и упражнения для учащихся, а также интерактивные онлайн-
§ курсы (Испания, Люксембург и Великобритания) [Там же].
Почти все страны - члены Европейского союза используют различные формы государственно-частного партнерства в целях обеспечения о безопасности детей в интернете. Это касается участия частного сек-^ тора в конференциях и семинарах по обсуждаемой теме, в кампаниях С по повышению осведомленности о рисках в Сети и информированию
детей, родителей и учителей. 64 В-пятых, в Стратегии поднимается вопрос манипулирования несовершеннолетними через интернет или мобильные технологии СЧ с целью их сексуальной эксплуатации. Некоторые государства пы-® таются решить эту проблему на национальном уровне. Например, ^ в Великобритании есть Центр эксплуатации детей и защиты в Интернете (СЕОР), который входит в Национальное агентство по борьбе с преступностью. В 2010 г. СЕОР совместно с Facebook представил «тревожную кнопку», с помощью которой пользователи могут сообщать о подозрительных контактах и сообщениях [15].
■а
В целях реализации политики ЕС по безопасности киберпро-странства для детей и улучшения расследования киберпреступлений, связанных с детьми, были внедрены специальные инструменты и механизмы международного сотрудничества, такие как взаимная правовая помощь, неформальное или оперативное сотрудничество правоохранительных органов, межведомственное партнерство и форумы по обмену информацией, а также специальные агентства ЕС: ENISA g [16] и Europol предоставляют рекомендации по кибербезопасности, § поддерживают разработку политики и ее реализацию и сотрудничают g с оперативными группами по всей Европе, агентство CERT [17] от- г вечает за инциденты информационной безопасности и расследование ^ киберугроз в ЕС. |
Несмотря на наличие вполне широкой нормативной базы, по- § литика ЕС в сфере информационной безопасности несовершенно- | летних описывается как действия «джаз-банда, а не классического I оркестра, где музыканты из разных стран, с разными способностями и инструментами, участвующие в постоянном джем-сейшене, с базовой мелодией и общим представлением о том, какую музыку они хотят создавать... группа, которой трудно договориться о конкретной
- хотя и необязательно полностью однородно» [18, с. 4].
Такое описание общей деятельности государств - членов ЕС объясняется различием между мерами, предпринимаемыми в борьбе с киберпреступлениями против несовершеннолетних в странах Евросоюза. Эта проблема осложняется тем, что в странах ЕС не сложилось единого отношения к термину «ребенок» относительно этого процесса.
■е-г
П о
с 3
аранжировке, но которая в конечном итоге может звучать гармонично | §
3 8
О ф
о*
© ¡3
0 ® а
С 3
1 о о
£ 8
I г §
8 £
33 88
3 ^з
аа
В качестве еще одного препятствия на пути к единообразному О О
§ о
3 3
регулированию вопросов безопасности детей в интернете называется
отсутствие общего подхода к проблеме криминализации преступле- ^
ний, совершаемых в Сети. Так, одни страны криминализируют акты | § производства материалов для сексуального насилия над детьми,
а другие полагаются на общие уголовные нормы против жестокого 65 обращения и эксплуатации и приняли законы, которые относятся о
к совершению преступлений, связанных с эксплуатацией детей, с ис- Ь
пользованием ИКТ. £
§
Как отмечается во Всестороннем исследовании киберпреступ- | ности, 80 % стран Европы сообщают о достаточной криминализации в киберпреступлений, 60 % стран других регионов - о недостаточности криминализации киберпреступлений [19, с. 80]. В ЕС только Испания имеет особые правовые режимы, которые касаются преступлений,
связанных с такими домогательствами в интернете, как киберпре-следование, собственно домогательство и киберзапугивание. Многие страны не считают вуайеризм или вторжение в частную жизнь уголовным преступлением, особенно если они происходят исключительно в интернете. Однако почти все государства криминализируют преследование, которое перерастает в похищение людей, угрозы насилием, или любые виды преступлений, связанных с контактом в реальном мире [20, с. 112].
Тем не менее популяризация и увеличение количества социальных сетей, а также рост случаев детских самоубийств, возможно, связанных с киберзапугиванием, вызвали новые опасения по поводу распространения данного явления. И в этом контексте остается открытым вопрос о целесообразности любой реакции уголовного правосудия в случае, когда преступник, как и жертва, является „о несовершеннолетним.
Таким образом, политика ЕС в отношении обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних на сегодняшний день № имеет тенденцию реагировать на риски и угрозы, с которыми сталки-§ ваются дети в интернет-пространстве. Обеспокоенность обществен-§ ности очевидным ростом киберзапугивания и преследований среди 2 подростков привела к ограничению или прекращению использования ^ информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в школах — и других учреждениях. Тревога по поводу преобладания сексуализи-§ рованного контента в подростковой культуре подтолкнула к принятию 25 ряда мер, включая классификацию контента, распространение про-§ граммного обеспечения для его фильтрации, установление контроля с доступа и требований проверки возраста [21,с. 29].
При этом мало внимания уделяется тем основным потребностям, о о которых высказываются сами несовершеннолетние: общению ^ со сверстниками, развитию социальной идентичности и поиску наС дежных источников информации и советов, включая рекомендации по вопросам сексуальности и санитарного просвещения, а также по-66 иску поддержки в отношениях [22, с. 298].
Политика ЕС направлена на поддержку молодых людей как актив-(V ных цифровых пользователей безопасной онлайн-среды. Приоритетом ® европейской политики стало обеспечение сотрудничества предста-^ вителей промышленности и заинтересованных сторон. При этом Европейская комиссия инициирует и контролирует механизмы саморегулирования и инициативы с участием многих заинтересованных сторон, что способствует позитивному содержанию интернет-контента и лучшему пониманию рисков в целях обеспечения безопасности несо-
вершеннолетних пользователей Сети. Механизм, включающий в себя подобное взаимодействие всех участников исследуемых отношений, вероятно, способен наилучшим образом обеспечить безопасное он-лайн-пространство и использование интернет-ресурсов детьми.
Список литературы:
1. Смирнов, А.А. Обеспечение информационно-психологической безо- g пасности детей в Европейском союзе / А. А. Смирнов // Информационное § право. - 2010. - № 4. - С. 30-34. g
2. URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM: | 2011:0060:FIN:EN:PDF (дата обращения: 29.10.2021). -о
3. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri= g CELEX:52010DC0245&from=en (дата обращения: 29.10.2021). f
4. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX: 2 52012DC0196 (дата обращения: 29.10.2021). О
5. URL: https://base.garant.ru/4089723/ (дата обращения: 30.10.2021). |
6. URL: https://base.garant.ru/70359656/ (дата обращения: 30.10.2021). ■§
7. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/eus-cybersecurity- J strategy-digital-decade-0 (дата обращения: 30.10.2021).
8. URL: https://eeas.europa.eu/sites/default/files/eu_global_strategy_ru.pdf (дата обращения: 30.10.2021).
9. URL: https://ec.europa.eu/inea/en/connecting-europe-facility (дата об- г g ращения: 29.10.2021). Ц
10. URL: https://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/home (дата об- 3 о ращения: 29.10.2021). 2 |
11. Communication from the Commission to the European Parliament, the | 3 Council, the European Economic and Social Committee and the Committee I 2 of the Regions - European Strategy for a Better Internet for Children, 196 final. g * - URL: http: https://www.parliament.bg/pub/ECD/117652COM_ 2012_196_EN_ f f ACTE_f.pdf (дата обращения: 29.10.2021). § §
12. Vedenieva, O. Regulatory support of children's safety on the internet: f g
X X
П о
.с г
£
a
- № 3 (32). - P. 51-54.
13. Wojniak, J. Children and ICT European Initiatives and Policies on § г Protecting Children Online / J. Wojniak, M. Majorek // Universal Journal of Educational Research. - 2016. - № 4 (1). - P. 131-136. 67_
14. Ranguelov, S. Summary report Educationon Online Safety in schools
in Europe / S. Ranguelov // New Horizons in Educationon. - 2010. - Vol. 58. - g № 3. - P. 149-163. о
15. Федина, О. Facebook защитит юных пользователей от педофилов / g О. Федина. - URL: https://ria.ru/20100712/253901127.html (дата обращения: § 15.09.2021).
16. URL: https://www.enisa.europa.eu/ (дата обращения: 29.10.2021).
17. URL: https://cert.europa.eu/cert/plainedition/en/cert_about.html (дата обращения: 29.10.2021).
18. Lasheras, B. European Union Security and Defence White Paper / B. Lasheras et al. - Berlin, 2010. - 64 p.
19. Malby, S. Comprehensive Study on Cybercrime / S. Malby et al. - N.Y.: United nations, 2013. - 287 p.
20. Püraite, A. Policy of European Union on the safety of children in cyber space / A. Püraite // Visuomees saugumas ir viesoji tvarka. Security of society and public order. - 2018. - № 21. - P. 104-119.
21. Staksrud, E. Filtering and content classification / E. Staksrud, J. Kirks^ther // O'Neill B., Staksrud E. and McLaughlin S. (eds). Towards a Better Internet for Children: Policy Pillars, Players and Paradoxes. - Gothenburg : Nordicom, 2013. - P. 23-38.
22. Fine, M. Sexuality education and desire: still missing after all these years / M. Fine, S. McClelland // Harvard Educational Review. - 2006. - № 76 (3). - P. 297-328.
X
I s
0Q
I
s
Ü §
c
I s
0Q
I
68
*»
cv o «V