Научная статья на тему 'Механизмы реализации технологии витагенного обучения в вузе (на примере изучения дисциплины "академическая риторика")'

Механизмы реализации технологии витагенного обучения в вузе (на примере изучения дисциплины "академическая риторика") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИТАГЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АНДРАГОГИКА / ANDRAGOGY / АКАДЕМИЧЕСКАЯ РИТОРИКА / ACADEMIC RHETORIC / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMUNICATIVE COMPETENCES / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / VALUE ATTITUDE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / VITAGENETIC TEACHING / ACADEMIC SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзюбко Галина Юрьевна

Современная государственная политика в области образования требует более полно учитывать потребности каждого отдельного ученика, а значит, соблюдать психолого-педагогические условия, направленные на создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному развитию обучающегося и одновременно сохранению его индивидуальности. Этому удовлетворяет технология витагенного обучения, разработанная доктором педагогических наук, профессором А. С. Белкиным. В процессе витального образования происходит формирование комплексных навыков адаптации к современной жизни; формирование готовности к самосохранению через самодисциплину и мобилизацию личностных сил; формирование представления о многомерности образовательного процесса и, как следствие, неоднозначности путей решения образовательных задач. Перечисленные задачи витагенного обучения соответствуют принципам андрагогики разделу современной педагогики, занимающемуся проблемами обучения и воспитания взрослых (адъюнктура является частью андрагогики). Витагенное обучение помогает создать оптимальные условия для самореализации каждого обучающегося. Процесс подготовки преподавателей высшей военной школы направлен, с одной стороны, на получение знаний в области педагогики высшей школы; с другой на изучение основных принципов и норм педагогического общения; понимание особенностей публичных выступлений и психолого-лингвистических характеристик ораторского искусства в целом; умение вырабатывать индивидуальный стиль общения в зависимости от свойств личности, приобретение опыта воздействия на людей своей речью, управления специфическими языковыми барьерами. Применительно к академической риторике это значит, что преподаватель опирается на опыт деятельности офицера в должности командира подразделения, учитывает определенную шаблонность, принятую в военной педагогике, отсутствие сформированных риторических навыков и в то же время поддерживает стремление к получению опыта коммуникативной педагогической деятельности. Следуя принципам витагенного обучения, мы решаем сразу несколько задач: используем положительный жизненный опыт (прежде всего, социальный и профессиональный) в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний. Индивидуальная работа заключается в диалоге обучающегося и преподавателя, направленном на взаимную передачу информации и знаний. Приоритетно самостоятельное обучение. Формирование языковой способности позволит планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития. А опора на принципы витагенного обучения, реализация витагенной технологии в процессе обучения в высшей школе позволит осуществить объемное овладение знаниями в процессе сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзюбко Галина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF VITAGENIC TRAINING TECHNOLOGY IN HIGHER EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF THE SUBJECT “ACADEMIC RHETORIC”)

Modern state policy in the field of education requires to take into account the needs of each student, and therefore, to comply with psychological and pedagogical conditions aimed at creating an educational environment that promotes emotional and value, social, personal and cognitive development of a student and, at the same time, preserves their personality. This can be accomplished with the help of vitagenic training, developed by Doctor of Pedagogy, Professor A. Belkin. In the process of vital education complex skills of adaptation to modern life are formed, as well as readiness for self-preservation through self-discipline and mobilization of personal forces and the idea of multidimensionality of educational process and, as a result, an abundance of ways for the solution of educational tasks. The listed tasks of vitagenic training correspond to the principles of andragogy the branch of modern pedagogy dealing with the problems of teaching adults (post-graduate military education is a part of andragogy). Vitagenic training helps to create optimal conditions for self-actualization of each student. The process of training of higher military school teachers is aimed, on the one hand, at gaining knowledge in the field of pedagogy of higher school; on the other hand at the study of the basic principles and norms of pedagogical communication; understanding of the features of public speaking and psychological and linguistic characteristics of public speaking in general; the ability to develop an individual style of communication depending on the properties of the individual; the acquisition of manipulation skills with the help of speech; management of specific language barriers. With regard to academic rhetoric, this means that the teacher relies on the experience of the unit commander, takes into account a certain pattern adopted in military pedagogy and lack of rhetorical skills and at the same time supports the desire to gain experience of communicative teaching activities. Following the principles of vitagenic learning, we solve several problems at once: we use positive life experience (primarily social and professional) as a training base and a source of new knowledge. Individual work is a dialogue between a student and a teacher, aimed at the mutual transfer of information and knowledge. Priority is to self-study. The formation of language ability will allow to plan and solve problems of one’s own professional and personal development. Reliance on the principles of vitagenic learning and implementation of vitagenic technology in the process of learning in higher education will allow to increase the scope of knowledge in the process of cooperation.

Текст научной работы на тему «Механизмы реализации технологии витагенного обучения в вузе (на примере изучения дисциплины "академическая риторика")»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.016:808.5

ББК Ш141.12-9-553 ГРНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.02

Дзюбко Галина Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище им. генерала армии В. Ф. Маргелова; 390013, г. Рязань, пл. Мар-гелова, 1; e-mail: dg108@mail.ru.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ВИТАГЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: витагенное обучение; андрагогика; академическая риторика; коммуникативные компетенции; ценностное отношение; педагогическое общение; студенты; учебные дисциплины.

АННОТАЦИЯ. Современная государственная политика в области образования требует более полно учитывать потребности каждого отдельного ученика, а значит, соблюдать психолого-педагогические условия, направленные на создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному развитию обучающегося и одновременно сохранению его индивидуальности. Этому удовлетворяет технология витагенного обучения, разработанная доктором педагогических наук, профессором А. С. Белкиным. В процессе витального образования происходит формирование комплексных навыков адаптации к современной жизни; формирование готовности к самосохранению через самодисциплину и мобилизацию личностных сил; формирование представления о многомерности образовательного процесса и, как следствие, неоднозначности путей решения образовательных задач. Перечисленные задачи витагенного обучения соответствуют принципам андрагогики - разделу современной педагогики, занимающемуся проблемами обучения и воспитания взрослых (адъюнктура является частью андрагогики). Витагенное обучение помогает создать оптимальные условия для самореализации каждого обучающегося. Процесс подготовки преподавателей высшей военной школы направлен, с одной стороны, на получение знаний в области педагогики высшей школы; с другой - на изучение основных принципов и норм педагогического общения; понимание особенностей публичных выступлений и психолого-лингвистических характеристик ораторского искусства в целом; умение вырабатывать индивидуальный стиль общения в зависимости от свойств личности, приобретение опыта воздействия на людей своей речью, управления специфическими языковыми барьерами. Применительно к академической риторике это значит, что преподаватель опирается на опыт деятельности офицера в должности командира подразделения, учитывает определенную шаблонность, принятую в военной педагогике, отсутствие сформированных риторических навыков и в то же время поддерживает стремление к получению опыта коммуникативной педагогической деятельности. Следуя принципам витагенного обучения, мы решаем сразу несколько задач: используем положительный жизненный опыт (прежде всего, социальный и профессиональный) в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний. Индивидуальная работа заключается в диалоге обучающегося и преподавателя, направленном на взаимную передачу информации и знаний. Приоритетно самостоятельное обучение. Формирование языковой способности позволит планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития. А опора на принципы витагенно-го обучения, реализация витагенной технологии в процессе обучения в высшей школе позволит осуществить объемное овладение знаниями в процессе сотрудничества.

Dzyubko Galina Yur'evna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of the Humanities and Sciences, Ryazan Guards Higher Airborne Command School named after General of the Army V. F. Margelov, Ryazan', Russia.

REALIZATION OF VITAGENIC TRAINING TECHNOLOGY

IN HIGHER EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF THE SUBJECT "ACADEMIC RHETORIC")

KEYWORDS: vitagenetic teaching; andragogy; academic rhetoric; communicative competences; value attitude; pedagogical communication; students; academic subjects.

ABSTRACT. Modern state policy in the field of education requires to take into account the needs of each student, and therefore, to comply with psychological and pedagogical conditions aimed at creating an educational environment that promotes emotional and value, social, personal and cognitive development of a student and, at the same time, preserves their personality. This can be accomplished with the help of vitagenic training, developed by Doctor of Pedagogy, Professor A. Belkin. In the process of vital education complex skills of adaptation to modern life are formed, as well as readiness for self-preservation through self-discipline and mobilization of personal forces and the idea of multidimensionality of educational process and, as a result, an abundance of ways for the solution of educational tasks. The listed tasks of vitagenic training correspond to the principles of andragogy - the branch of modern pedagogy dealing with the problems of teaching adults (post-graduate military education is a part of andragogy). Vitagenic training helps to create optimal conditions for self-actualization of each student. The process of training of higher military school teachers is aimed, on the one hand, at gaining knowledge in the field of pedagogy of

higher school; on the other hand at the study of the basic principles and norms of pedagogical communication; understanding of the features of public speaking and psychological and linguistic characteristics of public speaking in general; the ability to develop an individual style of communication depending on the properties of the individual; the acquisition of manipulation skills with the help of speech; management of specific language barriers. With regard to academic rhetoric, this means that the teacher relies on the experience of the unit commander, takes into account a certain pattern adopted in military pedagogy and lack of rhetorical skills and at the same time supports the desire to gain experience of communicative teaching activities. Following the principles of vitagenic learning, we solve several problems at once: we use positive life experience (primarily social and professional) as a training base and a source of new knowledge. Individual work is a dialogue between a student and a teacher, aimed at the mutual transfer of information and knowledge. Priority is to self-study. The formation of language ability will allow to plan and solve problems of one's own professional and personal development. Reliance on the principles of vitagenic learning and implementation of vitagenic technology in the process of learning in higher education will allow to increase the scope of knowledge in the process of cooperation.

Современная государственная политика в области образования требует создания психолого-педагогических условий, направленных на формирование образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному развитию обучающегося и одновременно сохранению его индивидуальности. Так, в ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» провозглашается «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, ... адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека» [1, с. 4]. В ст. 10 декларируется: «Система образования создает условия для непрерывного образования посредством . учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования» [1, с. 13]. Эти требования относятся ко всем уровням образования, в том числе и к обучению в аспирантуре или адъюнктуре.

Процесс подготовки преподавателей высшей военной школы по дисциплине «Академическая риторика» направлен, с одной стороны, на получение знаний в области педагогики высшей школы; с другой - на изучение основных принципов и норм педагогического общения; понимание особенностей публичных выступлений и психолого-лингвистических характеристик ораторского искусства в целом; умение вырабатывать индивидуальный стиль общения в зависимости от свойств личности, особенностей подчиненных, характера решаемых задач и ситуации общения; приобретение опыта воздействия на людей своей речью, управления специфическими языковыми барьерами [2; 3].

При определении методики преподавания дисциплины «Академическая риторика» мы исходили из того, что обучение в

высшей школе достаточно традиционно, значительную роль в нем играет самообразование (самостоятельная подготовка в военном вузе), при этом обучающиеся имеют не только жизненный, но и профессиональный опыт. Следовательно, при выборе технологий для реализации методики логичным, наряду с другими технологиями, стал выбор витагенного обучения.

Мы отталкивались от определения понятия «педагогическая технология», данного А. К. Колеченко, поскольку оно в той или иной степени повторяется в большинстве словарей и исследований: «Педагогическая технология - набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями» [8, с. 150]. Она представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности обучающегося, а сама деятельность представлена как определенная система действий, обеспечивающих гарантированный результат, то есть педагогическая технология служит конкретизацией методики.

Витагенное образование, как определяет его А. С. Белкин, «представляет собой процесс взаимодействия обучающихся и обучающих, направленный на помощь обучающимся в формировании полноты проявления человеческой индивидуальности, новых форм собственной жизнедеятельности, адекватных развитию (изменению) общества, посредством актуализации всей полноты витагенного (жизненного) опыта, приобретения его новых конструктивных форм, опоры на витагенный (филогенетический) опыт всего человечества и его отдельных групп» [5, с. 4]. Отсюда очевидна актуальность заявленной темы: реализуя технологию витагенного обучения, мы, на наш взгляд, максимально эффективно выполняем требования к подготовке кадров.

В адъюнктуру, как правило, приходят учиться офицеры, имеющие небольшой

© Дзюбко Г. Ю., 2018

опыт педагогической деятельности, а иногда - только опыт службы командиром подразделения. Они хорошо понимают особенности преподаваемого материала, но при этом плохо владеют методикой, навыки академической риторики у них сформированы недостаточно. Более того, отсутствие полноценной речевой преподавательской практики формирует устойчивый психологический барьер. В этих условиях обращение к витагенной теории основывается на том, что в ее основе лежит утверждение о наличии «витагенных форм жизненного опыта», которые «заполняются человеком в процессе проживания событийного ряда и составляют жизненный опыт личности» [6, с. 2]. Происходит «формирование образа собственного «я»; активизация положительного витального опыта и одновременно преобразование витагенного опыта человечества, «в том числе и узкоспециализированного прагматического набора профессионально значимых знаний, умений и навыков» [5], а в системе адъюнктуры - и опыта деятельности.

Отметим, что витагенное обучение разрабатывалось для школы (и самим профессором А. С. Белкиным, и его учениками в ряде диссертационных исследований по различным дисциплинам средней школы). Адаптация витагенной теории к задачам высшей школы (а в нашем случае - военной) свидетельствует о новизне работы, во-первых, и практической реализации преемственности обучения, во-вторых.

Витагенное обучение направлено на решение следующих актуальных для заявленной темы задач:

- формирование комплексных навыков адаптации к современной жизни (компе-тентностей);

- формирование готовности к самосохранению через самодисциплину и мобилизацию личностных сил;

- формирование представления о многомерности образовательного процесса и, как следствие, неоднозначности путей решения образовательных задач.

Перечисленные задачи витагенного обучения соответствуют принципам андра-гогики - разделу современной педагогики, занимающемуся проблемами обучения и воспитания взрослых. Уточним: в широком смысле андрагогику понимают как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни. И здесь витагенное обучение дает возможность создавать оптимальные условия для самореализации каждого обучающегося, поскольку «смысл витагенного опыта - в конструировании способа жизнедеятельности на основе приобретаемого жизненного опыта при усло-

вии сбалансированного удовлетворения фундаментальных витальных потребностей личности» [10, с. 2]. Обращаясь к витаген-ному обучению, из целого комплекса средств мы выбрали те, которые, на наш взгляд, могут наиболее эффективно решить задачи конкретной дисциплины.

Учебный процесс в высшей школе традиционно строится по схеме: введение нового материала на лекциях, углубление знаний на семинарах, выработка умений и навыков на практических занятиях, продолжение обучения в процессе самостоятельной работы. Рассмотрим механизмы реализации витагенного обучения на каждом из этапов.

Академическая риторика должна быть «максимально информативной, в достаточной степени научной и убедительно моти-вационной» [13, с. 16]. Академическая лекция - это не набор выдержек из научной литературы и/или рассказ об опыте преподавателя. «Академический монолог - это ... процесс научного поиска» [13, с. 16]. При этом преподаватель обязан преподносить факты через призму собственного опыта, поэтому при подготовке к чтению лекций часть материала (вопрос, определенный аспект темы) предлагается подготовить адъюнктам. Желательно, чтобы при этом был сделан акцент на особенности изложения материала в военном вузе, были приведены примеры из собственной практики [12; 14]. Выбор материала, разработка текста, который должен соответствовать теме и временным рамкам, подготовка презентации -все это заставляет адъюнкта не только изучить новое, но и сделать его интересным для аудитории; выбрать самое существенное для текстового наполнения презентации. Прием, безусловно, не новый, но эффективный, потому что будущий преподаватель учится решать множество коммуникативных задач, в первую очередь, таких как компиляция текста, выделение наиболее важного материала, языковая адаптация текста к особенностям аудитории, риторическая обработка материала и т.п. Кстати, учебные вопросы тематического плана предусматривают изучение как чисто языковых и риторических, так и психолого-педагогических аспектов. Например, тема «Риторическое воздействие как наука» раскрывается через вопросы: «Риторика: объект и материал для исследования», «Риторические законы», «Психолого-лингвистические характеристики ораторского искусства». А при изучении сущности педагогического общения наряду с проблемами культуры и техники речи, ее логичности и особенностями аргументации предусмотрено рассмотрение психологических условий

успешности профессиональной коммуникации. Выбирая вопросы, которые предстоит читать адъюнктам, мы руководствуемся значимостью материала для обучающихся и возможностью построить междисциплинарные связи.

При подготовке семинаров определяются только направления обсуждения, а конкретные вопросы формулируют адъюнкты исходя из уровня знаний и собственных потребностей. В этом случае преподаватель выступает не столько в роли обучающего, сколько - коллеги, но имеющего больший опыт. При таком подходе семинар становится не только более интересным, но и более эффективным. А в процессе обсуждения вопросов, выбранных самими обучающимися, снимается психологический барьер страха публичного выступления. Напомним в связи с этим два основных постулата профессора А. С. Белкина: «...в ви-тагенный опыт может входить именно та часть процесса образования, которая выходит за тесные рамки учебного процесса» [4, с. 156]; при этом ценностно не только знание, ценностно незнание "как способ познания в образовательном процессе."» [там же]. Незнание как научно-педагогическая категория имеет несколько содержательных характеристик:

- способ осознавать границы знания, так как незнание безгранично;

- фактор стимулирования познавательной активности;

- способ получения нового знания на основе преобразования старого, то есть способ мысленного конструирования знания;

- источник профессиональной рефлексии и самооценки личности [4, с. 159].

Индивидуальная работа заключается в диалоге обучающегося и преподавателя, направленном на взаимную передачу информации и знаний. Приоритетно самостоятельное обучение, которое обеспечивает взрослому человеку возможность неспешного ознакомления с учебными материалами, запоминания терминов, понятий, классификаций, осмысления процессов и технологий их выполнения так, как удобно самому обучающемуся, в соответствии с его траекторией обучения. Этим положениям соответствует набор заданий для самостоятельной работы адъюнкта [12; 15]. В их число входят как традиционные рефераты, тестовые и разноуровневые задания, так и эссе, проекты, деловые (ролевые) игры, кейс-задачи. Такой выбор заданий неслучаен: эссе позволяет оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить ее анализ с использованием концепций и аналитического инструмен-

тария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме; деловая игра и кейс как совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя позволяют оценить умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. И здесь мы тоже опираемся на принципы витагенного обучения. В первую очередь, принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей, с учетом социально-психологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются его деятельностью, наличием свободного времени и т. п., и принцип элективности обучения, который предусматривает предоставление обучающемуся свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения [9; 10].

Выбирая те или иные варианты для самостоятельной работы, адъюнкт исходит из собственных интересов и потребностей, собственного уровня подготовки. По сути, он проектирует собственный прогресс в обучении. Обучение в этом случае направлено на совершенствование личности, создание способностей к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности. Важно и то, что происходит корректировка устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний.

Следуя принципам витагенного обучения, мы решаем сразу несколько задач: используем положительный жизненный опыт (прежде всего, социальный и профессиональный) в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний. В перечень фундаментальных витальных потребностей А. С. Белкин включает когни-тивно-праксеологические (познание и деятельность); социабельные (потребность в общении, сочувствие, альтруизм, чувство справедливости) и трансцедентальные (потребность в вере, высших духовных смыслах бытия) [5, с. 2]. Обратим внимание: названные потребности в той или иной степени становятся основой для формирования зрелой личности педагога, его коммуникативной компетенции. Но хочется отметить еще одну особенность. Риторика высшей школы - не только один из древнейших видов красноречия, она формирует личность, относящуюся, по точному определению И. А. Лешутиной и И. В. Даниловой, к «элитарному типу речевой культуры». Формирование языковой способности позволит «планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития», в том числе «осуществлять преподавательскую деятельность» [13].

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 20l2 г. № 27З-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Российская газета. Федеральный выпуск. - 20l2. - № 5976 от 3l декабря.

2. Архипова Е. В. Преемственность в языковом образовании и теория принципов речевого развития // Преемственность содержания образовательных программ средней и высшей школы - основа фундаментальной подготовки специалистов : Тез. докл. межвуз. науч.-метод. конф. (Рязань, 2 марта l999 г.). -Рязань : Изд-во РГПУ, l999. - С. 63-б5.

3. Архипова Е. В. Теория принципов речевого развития как методологическая основа формирования коммуникативной компетенции // Научно-методическое обеспечение процесса обучения русскому языку в школе и вузе : Тез. докл. Mеждународн. науч.-практ. конф. Москва, l5-l6 марта 200l г.). - M. : MПГУ, 200l. - С. 40-42.

4. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - M. : Академия, 2000. - l92 с.

5. Белкин А. С., Вербицкая Н. О. Витагенное образование в системе педагогического знания (вита-генная концепция личности) [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. - 2007. -№ l. - Режим доступа: http://journals.uspu.ru (дата обращения: l0.04.20l8).

6. Вербицкий А. А. Kомпетентностный подход и теория контекстного обучения : мат-лы к четвертому заседанию методологического семинара l6 ноября 2004 г. - M. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.

7. ^джаспирова Г. M. Педагогический словарь [Электронный ресурс] / Г. M. ^джаспирова, А. Ю. ^джаспиров. - Режим доступа: http://erusds.ru/pedagogicheskij-slovar-2/ (дата обращения: 29.05.20l8).

8. ^леченко А. K. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб. : KАРО, 200l. - з68 с.

9. ^ротаева Е. В. Школы профессора А. С. Белкина // Педагогическое образование в России. -20l5. - № l2. - С. 64-б8.

10. ^ивенко В. А. Технология витагенного обучения школьников. - Екатеринбург : Издательство Дома учителя, 2004. - 55 с.

11. Лазуткина Л. Н. Развитие речевой культуры как условие формирования личности обучающегося // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку : Mежрегиональная конференция. - Рязань, 20l5. -С. 4l2-4l4.

12. Лазуткина Л. Н. Интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности в целях повышения качества подготовки обучающихся в высшей школе // Современная наука глазами молодых ученых: достижения, проблемы, перспективы : мат-лы межвуз. науч.-практ. конференции / Рязанский государственный агротехнологический университет им. П. А Kостычева. - Рязань, 20l4. - С. l46-l5l.

13. Лешутина И. А., Данилова И. В. Академическая риторика: феномен и раритет // Смоленский медицинский альманах. - 20l5. - № 2. - С. l5-l9.

14. Софронова Н. В. Инновационная подготовка педагогических кадров в рамках компетентностного подхода // Проблемы развития высшего образования в Российской Федерации на современном этапе : мат-лы междунар. науч.-практ. конференции. - Рязань, 2014. - С. 38-41.

15. Хуторской А. В. Mетодика личностно-ориентированного обучения. ^к обучать всех по-разному? : пособие для учителя. - M. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.

REFERENCES

1. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 20l2 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». - Rossiyskaya gazeta. Federal'nyy vypusk. - 2012. - № 5976 ot 3l dekabrya.

2. Arkhipova E. V. Preemstvennost' v yazykovom obrazovanii i teoriya printsipov rechevogo razvitiya // Preemstvennost' soderzhaniya obrazovatel'nykh programm sredney i vysshey shkoly - osnova fundamental'noy podgotovki spetsialistov : Tez. dokl. mezhvuz. nauch.-metod. konf. (Ryazan', 2 marta 1999 g.). - Ryazan' : Izd-vo RGPU, 1999. - S. 6З-65.

3. Arkhipova E. V. Teoriya printsipov rechevogo razvitiya kak metodologicheskaya osnova formirovaniya kommunikativnoy kompetentsii // Nauchno-metodicheskoe obespechenie protsessa obucheniya russkomu yazyku v shkole i vuze : Tez. dokl. Mezhdunarodn. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 15-16 marta 2001 g.). - M. : MPGU, 200l. - S. 40-42.

4. Belkin A. S. Osnovy vozrastnoy pedagogiki : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. -M. : Akademiya, 2000. - l92 s.

5. Belkin A. S., Verbitskaya N. O. Vitagennoe obrazovanie v sisteme pedagogicheskogo znaniya (vitagennaya kontseptsiya lichnosti) [Elektronnyy resurs] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2007. - № l. - Rezhim dostupa: http://journals.uspu.ru (data obrashcheniya: 10.04.2018).

6. Verbitskiy A. A. Kompetentnostnyy podkhod i teoriya kontekstnogo obucheniya : mat-ly k chetvertomu zasedaniyu metodologicheskogo seminara 16 noyabrya 2004 g. - M. : Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004. - 84 s.

7. Kodzhaspirova G. M. Pedagogicheskiy slovar' [Elektronnyy resurs] / G. M. Kodzhaspirova, A. Yu. Kodzhaspirov. - Rezhim dostupa: http://erusds.ru/pedagogicheskij-slovar-2/ (data obrashcheniya: 29.05.20l8).

8. Kolechenko A. K. Entsiklopediya pedagogicheskikh tekhnologiy. - SPb. : KARO, 2001. - З68 s.

9. Korotaeva E. V. Shkoly professora A. S. Belkina // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 20l5. -№ l2. - S. б4-б8.

10. Krivenko V. A. Tekhnologiya vitagennogo obucheniya shkol'nikov. - Ekaterinburg : Izdatel'stvo Doma uchitelya, 2004. - 55 s.

11. Lazutkina L. N. Razvitie rechevoy kul'tury kak uslovie formirovaniya lichnosti obuchayushchegosya // Aktual'nye voprosy obucheniya russkomu (rodnomu) yazyku : Mezhregional'naya konferentsiya. - Ryazan', 2015. -S. 412-414.

12. Lazutkina L. N. Integratsiya obrazovatel'noy i nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti v tselyakh povysheniya kachestva podgotovki obuchayushchikhsya v vysshey shkole // Sovremennaya nauka glazami molodykh uchenykh: dostizheniya, problemy, perspektivy : mat-ly mezhvuz. nauch.-prakt. konferentsii / Ryazanskiy gosudarstvennyy agrotekhno-logicheskiy universitet im. P. A Kostycheva. - Ryazan', 2014. - S. 146-151.

13. Leshutina I. A., Danilova I. V. Akademicheskaya ritorika: fenomen i raritet // Smolenskiy meditsinskiy al'manakh. - 2015. - № 2. - S. 15-19.

14. Sofronova N. V. Innovatsionnaya podgotovka pedagogicheskikh kadrov v ramkakh kompetentnostnogo podkhoda // Problemy razvitiya vysshego obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii na sovremennom etape : mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii. - Rya-zan', 2014. - S. 38-41.

15. Khutorskoy A. V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Kak obuchat' vsekh po-raznomu? : posobie dlya uchitelya. - M. : VLADOS-PRESS, 2005. - 383 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.