Научная статья на тему 'Механизмы реализации инновационного потенциала образовательной организации высшего образования (на примере анализа деятельности ФИП)'

Механизмы реализации инновационного потенциала образовательной организации высшего образования (на примере анализа деятельности ФИП) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное развитие системы образования / инновационный потенциал образовательной организации / федеральная инновационная площадка. / innovative development of the education system / innovative potential of educational organization / federal innovation platform.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. А. Матвеева

Аналитическая статья посвящена проблеме развития инновационного потенциала системы высшего образования в России. На примере анализа деятельности организаций, имеющих статус субъекта федеральной инновационной площадки (ФИП) в 2019 году, выявляются лучшие модели и практики инновационной образовательной деятельности, готовые к масштабированию и внедрению в процесс функционирования образовательных организаций высшего образования. Обосновывается, что федеральная инновационная площадка является эффективным механизмом реализации инновационного потенциала образовательной организации, выявляются условия его дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR REALIZATION OF INNOVATIVE POTANTIAL OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION (CASE STUDY OF THE FIP)

This analytical article is dedicated to a problem of developing the innovative potential of the higher education system in Russia. The work is based on an analysis of the activities of organizations having the status of a subject of a federal innovation platform (FIP) in 2019, the best models and practices of innovative educational activities are revealed, which are ready to be scaled and implemented into the functioning process of higher education educational organizations. It is proved that the federal innovation platform is an effective mechanism for realizing the innovative potential of the educational organization. The work singles out conditions for its further improvement

Текст научной работы на тему «Механизмы реализации инновационного потенциала образовательной организации высшего образования (на примере анализа деятельности ФИП)»

ной части данного этапа тестовые задания multiple choice. Данные задания позволят, не сильно утруждая учащихся, отвлечь их от агональной стороны процесса, привлекательность которой намного больше непосредственно лингвистической, о чем упоминалось выше и что важно постоянно помнить. Удачными также будут упражнения на мэтчинг (восстановить коллокации из текста: соединить глаголы и существительные, прилагательные и существительные).

Этап после прослушивания может быть вполне «пролонгирован» более комплексными заданиями, в основе которых лежит глубокое осмысление и анализ полученной информации, способность оперировать ею для построения прогнозов, логических выводов, внедрения ее в общую канву событий, которая, в свою очередь, может послужить материалом для дискуссии, дебатов. К примеру, в миссии 4 (The Jacobs Installation) вполне реализуема идея деления группы на две команды: поддерживающих и осуждающих действия Конфедерации в секторе. Кроме этого, можно использовать опять-таки мобильные устройства студентов для поиска информации и подготовки сообщения на темы «The work of detectors». Реализовать это можно как в форме задания на дом, так с привнесением соревновательного аспекта (несколько команд - чье сообщение информативнее).

Творческие задания могут включать использование элемента театральности на занятии. В миссии 3 (Desperate alliance) оправдано использование задания на пересказ эпизода от лица одного из героев (Retell the story on behalf of General Duke/Jim Raynor/Mengsk). Следует отметить, что данное задание логически вытекает из этапа прослушивания, где присутствовали точечные вопросы о новых персонажах в игре (Who are the characters? Describe their appearance. Describe their voices). Если уровень группы не позволяет выполнить столь сложное задание, можно упростить его (With your partners learn the briefing and act it out). В качестве нестандартного задания имеет смысл попросить студента рассказать от лица обычного бойца на поле битвы (dropship pilot/marine/goliath operator). Интересное задание представляет из себя следующее. Игры во многом очень аллюзивны: в них присутствует большое количество отсылок на произведения современной и классической литературы, музыки, кинематографа. Эти отсылки обычно «запрятаны» в названиях (о чем частично упоминалось выше), в репли-

Библиографический список

ках персонажей. Задача студентов - обнаружить, «декодировать» этот материал и представить источник, оригинал. Задание вполне может быть домашним. Однако для экономии времени на занятии и более рационального его использования вполне разумно дать его «фоном», пока осуществляется какая-то иная учебная деятельность (ответы на вопросы, проверка домашнего задания, ответ у доски, перевод с места).

Существует еще достаточное количество упражнений, которые направлены на отработку тех или иных навыков или видов речевой деятельности, однако их разбору и структуризации может быть посвящена отдельная статья.

Подводя итог важно отметить ряд моментов. Использование компьютерных игр в обучении иностранному языку - это достаточно специфический способ, вследствие чего интеграция их непосредственно в учебную программу нежелательна, но вполне оправдана в рамках внеклассных занятий, факультативов, кружков, где преподаватель и обучающиеся обладают несколько большей педагогической свободой. Тем не менее использование КИ практически никак не отражается на взаимоотношениях «учитель-ученик», оставляя их в прежних рамках классической педагогики. С лингвистической точки зрения также существуют препятствия в интегрировании материала в процесс (неадаптированная диалогическая речь на военные темы, изобилующая терминами и сленгом). Важно помнить, что при отборе материала для аудирования и чтения на занятии (в рамках программы) одним из важнейших критериев является соответствие целям обучения на данном этапе и доступности по уровню для учащихся [10]. Вследствие этого прямое внедрение текстовых компонентов КИ все еще нежелательно. Уровень студентов имеет большое значение и должен быть достаточно высок. Агональная составляющая игр имеет двоякий смысл: служит источником внутренней мотивации для студентов, но является и фактором отвлечения. По сути, игры являются лишь сравнительно новой формой, мало влияющей на традиционную методику, принципы и подходы в обучении иностранному языку, однако могут быть замечательным подспорьем, дополнительным материалом для учителя иностранного языка. Они не могут заменить традиционных методов преподавания, а призваны лишь разнообразить отлаженный процесс обучения иностранному языку.

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слое, терминов и фразеологических выражений. Под редакцией проф. ЛИ. Скворцова. Москва: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012.

2. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Перевод с древнегреческого. Общая редакция А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. Москва: Мысль, 1994; Т.: 4 - 830.

3. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. Перевод с нидерландского Д.В. Сильвестрова. Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019.

4. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. Перевод с английского В. Николаева. Москва: Кучково поле, 2017.

5. Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом ВУЗе: сборник научных трудов. Под редакцией проф. И.И. Климовой, проф. М.В. Мельничук. Москва: Научные технологии, 2018; Выпуск 5.

6. Сенин К. Доигрались. Почему зависимость от компьютерных игр признали болезнью. Известия: сайт, 2018. Available at: https://iz.ru/757298/kirill-senin/doigralis

7. Фрейре П. Педагогика угнетенных. Перевод с английского И.В. Никитиной, М.И. Мальцевой-Самойлович. Москва: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2018.

8. Зайцева С.Е. Методика обучения аудированию. Международный научный журнал «Инновационная наука». 2017; № 1: 172 - 175.

9. Рязанцева Т.И. Гипертекст и электронная коммуникация. Москва: Издательство ЛКИ, 2010.

10. Открытый урок. Первое сентября. Available at: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/630419/ References

1. Ozhegov S.I. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: Okolo 100000 slov, terminov i frazeologicheskih vyrazhenij. Pod redakciej prof. LI. Skvorcova. Moskva: OOO «Izdatel'stvo «Mir i Obrazovanie»: OOO «Izdatel'stvo Oniks», 2012.

2. Platon. Sobranie sochinenij: v 4 t. Perevod s drevnegrecheskogo. Obschaya redakciya A.F. Loseva, V.F. Asmusa, A.A. Taho-Godi. Moskva: Mysl', 1994; T.: 4 - 830.

3. Hejzinga J. Homo ludens. Chelovek igrayuschij. Perevod s niderlandskogo D.V. Sil'vestrova. Sankt-Peterburg: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2019.

4. Maklyu'en G.M. Ponimanie media: Vneshnie rasshireniya cheloveka. Perevod s anglijskogo V. Nikolaeva. Moskva: Kuchkovo pole, 2017.

5. Teoriya ipraktika obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom VUZe: sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej prof. I.I. Klimovoj, prof. M.V. Mel'nichuk. Moskva: Nauchnye tehnologii, 2018; Vypusk 5.

6. Senin K. Doigralis'. Pochemu zavisimost'ot komp'yuternyh igrpriznali bolezn'yu. Izvestiya: sajt, 2018. Available at: https://iz.ru/757298/kirill-senin/doigralis

7. Frejre P. Pedagogika ugnetennyh. Perevod s anglijskogo I.V. Nikitinoj, M.I. Mal'cevoj-Samojlovich. Moskva: KoLibri, Azbuka-Attikus, 2018.

8. Zajceva S.E. Metodika obucheniya audirovaniyu. Mezhdunarodnyj nauchnyjzhurnal «Innovacionnaya nauka». 2017; № 1: 172 - 175.

9. Ryazanceva T.I. Giperteksti 'elektronnaya kommunikaciya. Moskva: Izdatel'stvo LKI, 2010.

10. Otkrytyj urok. Pervoe sentyabrya. Available at: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/630419/

Статья поступила в редакцию 23.03.20

УДК 378:001.12.18

Matveeva N.A., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Vice-Rector for Research and Innovation, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: matveeva_n_a@mail.ru

MECHANISMS FOR REALIZATION OF INNOVATIVE POTANTIAL OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION (CASE STUDY OF THE FIP). This analytical article is dedicated to a problem of developing the innovative potential of the higher education system in Russia. The work is based on an analysis of the activities of organizations having the status of a subject of a federal innovation platform (FIP) in 2019, the best models and practices of innovative educational activities are revealed, which are ready to be scaled and implemented into the functioning process of higher education educational organizations. It is proved that the federal innovation platform is an effective mechanism for realizing the innovative potential of the educational organization. The work singles out conditions for its further improvement.

Key words: innovative development of the education system, innovative potential of educational organization, federal innovation platform.

Н.А. Матвеева, д-р социол. наук, проф., проректор по научной работе и инновационной деятельности ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: matveeva_n_a@mail.ru

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИП)

Работа выполнена в рамках Договора НИР по теме «Выявление лучших практик по результатам экспертной оценки отчетов федеральных инновационных площадок» между ФГБОУ ВО «АлтГПУ» и ООО «Финансово-экспертные системы» г. Москва, оператора организации процедуры оценивания деятельности субъектов ФИП в целях исполнения государственного контракта № 02.244.11.0013 от 16 октября 2019 г. Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Аналитическая статья посвящена проблеме развития инновационного потенциала системы высшего образования в России. На примере анализа деятельности организаций, имеющих статус субъекта федеральной инновационной площадки (ФИП) в 2019 году, выявляются лучшие модели и практики инновационной образовательной деятельности, готовые к масштабированию и внедрению в процесс функционирования образовательных организаций высшего образования. Обосновывается, что федеральная инновационная площадка является эффективным механизмом реализации инновационного потенциала образовательной организации, выявляются условия его дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: инновационное развитие системы образования, инновационный потенциал образовательной организации, федеральная инновационная площадка.

Проблемы инновационного развития системы высшего образования в России предполагают анализ четырех основных направлений:

- инновации в деятельности образовательных организаций;

- инновации в управлении образовательными процессами;

- проектирование и моделирование инновационных процессов;

- подготовка преподавателя к инновационной деятельности [1].

Задача управления процессами инновационного развития заключается в

том, чтобы раскрыть инновационные потенциалы образовательных организаций, выявить и концептуализировать направления самостоятельной деятельности и кооперации всех субъектов, заинтересованных в развитии инновационных процессов в образовании. Это касается всех аспектов инновационного развития системы образования: организационных, содержательных, процессуальных, ресурсных, информационных и технологических.

Вопрос решения задачи реализации инновационного потенциала образовательных организаций высшего образования стоит, прежде всего, перед федеральными, региональными и муниципальными органами управления образованием, в функции которых входит определение направлений государственной инновационной образовательной политики и выбор эффективных механизмов их реализации, отвечающих перспективным задачам социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

В этом отношении анализ деятельности образовательных организаций, имеющих статус федеральных инновационных площадок, заслуживает особого интереса. Во-первых, все они направлены на решение актуальных задач модернизации процесса образования и совершенствования механизмов оценки его результатов. Во-вторых, деятельность ФИП вписана в конкретные условия развития системы образования, важнейшими из которых является цифровизация образования, обеспечение его доступности и непрерывности. В-третьих, инновационные образовательные проекты опираются на учет социально-экономического и социально-культурного развития современных российских регионов. Все эти обстоятельства указывают на высокий потенциал реалистичности и востребованности результатов инновационной деятельности ФИП на практике. Но его измерение требует тщательной научной экспертизы.

Анализ эффективности организации инновационной деятельности ФИП предполагает:

- проведение количественной экспертизы и обсуждение инновационных идей в анализируемых отчетах субъектов ФИП за 2019 год;

- мониторинг реализации инновационных продуктов;

- создание банка актуального инновационного опыта.

Для анализа были применены следующие показатели:

- ориентированность модели или практики на реализацию задач и достижение показателей Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - ФЦПРО);

- переносимость оснований модели или практики в условия других образовательных организаций;

- наличие разработанных институциональных механизмов, обеспечивающих устойчивость модели или практики [1].

Предметом анализа экспертной группы ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» стало исполнение 9 инновационных образовательных проектов, реализуемых в рамках деятельности ФИП в 2019 году на базе 8 образовательных организаций высшего образования и 1 государственного автономного учреждения:

1. Создание и развитие Дагестанского регионального центра компетенций в области онлайн-обучения (площадка) / ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет».

2. Организация процессов сетевого взаимодействия школьников, родителей, учителей на основе многоуровневой сетевой образовательной среды; (площадка) / ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет».

3. Формирование системы непрерывного образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг (площадка) / ГАУ Архангельской области «Региональный центр по организации закупок».

4. Организация и развитие деятельности центра сопровождения молодых педагогов в условиях университетского комплекса (площадка) / ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова».

5. Оценка качества подготовки будущих педагогов на основе использования методики WbridSkillsRussia (площадка) / ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет».

6. Формирование комплекса цифровых образовательных решений для непрерывного профессионального развития в области гидрометеорологического обеспечения и мониторинга окружающей среды арктической зоны: ФИП_Гидро-мет-Арктика (площадка) / ФГБОУ ВО «Российский государственный гидрометеорологический университет».

7. Инженерный лифт (площадка) / ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет».

8. Разработка и реализация модели вуза как базового центра педагогического образования в регионе (площадка) / ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева».

9. Инклюзивная образовательная среда в вузе: свой среди своих (площадка) / ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема».

Материалы годовых отчетов 2019 года о деятельности организаций, имеющих статус субъекта Федеральной инновационной площадки, оценивались экспертами на основании Методики оценивания отчетов субъектов ФИП [2]. Порядок оценки отчета о деятельности ФИП при проведении основной экспертизы экспертом осуществлялся в соответствии с критериями выполнения обязательств, указанных в заявке организации, поданной на соискание получения статуса ФИП, и критериями проработанности предоставленных сведений в годовом отчете о реализации деятельности организации по проекту в 2019 году. Основная экспертиза отчета предполагала количественно-качественную оценку выполнения обязательств, указанных организацией в заявке, в сопоставлении с описанной в отчете деятельностью по реализации проекта.

Автор статьи, руководитель экспертной группы, благодарит группу экспертов ФГБОУ ВО «АлтГПУ» за квалифицированный количественно-качественный анализ деятельности указанных ФИП: Веретенникову Л.А., Колесову С.В., Холод-кову О.Г., Шамарину Е.В., а также Бокову О.А., Павленко А.Н., Сигитову Л.И. за оказанную организационно-техническую помощь.

Анализ инновационных образовательных проектов экспертируемых ФИП показывает, что их деятельность имеет комплексный характер и находится на пересечении таких направлений инноваций в образовании, как разработка новых форм, средств и методов обучения, повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров на основе современных образовательных технологий, сетевого взаимодействия организаций, ведущих образовательную деятельность. Следует отметить, что в каждом из инновационных образовательных проектов ФИП в том или ином объеме рассматривались вопросы качества содержания образования, финансово-экономические механизмы в образовании. Это дополнительно на примере деятельности ФИП подтверждает необходимость комплексного подхода к внедрению инноваций в системе российского высшего образования.

В результате анализа отчетов организаций, имеющих статус ФИП в 2019 году, выявлена существенная дифференциация качества реализации инновационных образовательных проектов в образовательных организациях. По итогам экспертизы определены 4 лучших инновационных образовательных проекта:

1. Формирование комплекса цифровых образовательных решений для непрерывного профессионального развития в области гидрометеорологического обеспечения и мониторинга окружающей среды арктической зоны: ФИП_Гидро-

мет-Арктика (площадка) / ФГБОУ ВО «Российский государственный гидрометеорологический университет» - 97,7 б.

2. Разработка и реализация модели вуза как базового центра педагогического образования в регионе (площадка) /ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» - 89,35 б.

3. Формирование системы непрерывного образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг (площадка) / ГАУ Архангельской области «Региональный центр по организации закупок» - 87,85 б.

4. Оценка качества подготовки будущих педагогов на основе использования методики WbrldSkillsRussia (площадка) / ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»- 85,9 б.

Проанализируем механизмы реализации инновационного потенциала образовательных организаций, продемонстрировавших в 2019 году лучшие модели и практики в сфере высшего и дополнительного профессионального образования.

Прежде всего, следует отметить, что лучшие проекты в той или иной степени направлены на решение задач цифровизации образования, обеспечения непрерывности и качества образования, востребованного в различных отраслях экономики и социальной сферы современного общества.

Анализ показывает, что наиболее эффективные модели и практики, разработанные в рамках инновационных образовательных проектов ФИП - организаций высшего образования и государственного автономного учреждения, ориентированы на обеспечение принципов доступности, непрерывности и качества образования, модернизацию содержания высшего и дополнительного профессионального образования, совершенствование технологий образовательной деятельности, оценки ее результатов в различных отраслях экономики и социальной сферы, развитие цифровой образовательной среды. Это в полной мере отвечает современной методологии модернизации системы образования [3 - 6].

Направленность проектов отвечает глобальным вызовам современности, потребностям социально-экономического развития территорий России и интересам личностного развития и самореализации специалистов. Содержание инновационных образовательных проектов соответствует цели создания условий для системного повышения качества процесса и результата высшего и дополнительного профессионального образования в России.

Анализ лучших моделей и практик инновационной деятельности образовательных организаций высшего образования, имеющих статус ФИП, позволяет сделать вывод, имеющий отношение к стратегии инновационного развития системы высшего образования в России. Наиболее перспективными направлениями инновационного развития системы образования в России, по оценкам инновационных образовательных проектов организаций, имеющих статус ФИП, являются:

- информационные технологии в образовании;

- новые методики подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

- новые механизмы оценки качества образования;

- новые организационно-экономические и управленческие механизмы.

Экспертиза отчетов о реализации инновационных образовательных проектов организаций, имеющих статус ФИП, показывает, что лучшие модели и практики деятельности ФИП можно уже в настоящее время рекомендовать к масштабированию и распространению в системе образования России с учетом современных тенденций в управлении образовательными организациями [3, 5, 6].

Анализ реализации лучших инновационных образовательных проектов показывает, что в масштабах государства и отдельных регионов России рекомендуется сосредоточить кадровые, материально-технические и финансовые ресурсы на продвижении инноваций в сфере образования в нескольких направлениях:

- разработка и внедрение отечественных информационных технологий в системы высшего и дополнительного профессионального образования;

- внедрение новых методик подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов базовых отраслей экономики и социальной сферы с учетом специфики социально-экономического развития конкретных территорий;

- разработка и апробация новых механизмов оценки качества подготовки специалистов, основанных на интеграции требований ФГОС, профессиональных стандартов и общественной экспертизы качества образования;

- внедрение новых организационно-экономических и управленческих механизмов в процесс функционирования образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, межрегионального, межотраслевого сетевого взаимодействия организаций различных ступеней образования с привлечением субъектов реального сектора экономики и социальной сферы.

Анализ лучших инновационных моделей и практик деятельности ФИП в 2019 году показывает, что существуют эффективные механизмы реализации инновационного потенциала образовательных организаций, готовые к масштабированию и внедрению:

- разработка комплекса цифровых образовательных решений для непрерывного профессионального развития в области гидрометеорологического обеспечения мониторинга окружающей среды. Разработанный Российским государственным гидрометеорологическим университетом учебно-методический и научно-методический комплекс обучающих материалов, методик и форм под-

готовки и повышения квалификации специалистов в области гидрометеорологического мониторинга окружающей среды арктической зоны можно использовать в образовательных организациях высшего образования любых регионов России, обеспечивающих подготовку кадров для гидрометеорологических служб, специалистов в области мониторинга и обеспечения экологической безопасности территорий;

- механизм институциализации педагогического вуза как базового центра педагогического образования в регионе, апробированный Мордовским государственным педагогическим институтом имени М.Е. Евсевьева. Рекомендуются к внедрению новые организационные формы функционирования педагогического института как ресурсного центра социального развития региона и роста его человеческого капитала, а также разработанное нормативно-правовое и кадровое обеспечение развития сетевой инфраструктуры педагогического образования в регионе. Масштабирование найденных инновационных организационно-управленческих решений целесообразно в регионах, имеющих дефицит педагогических кадров, территориях, ориентированных на развитие человеческого капитала молодого поколения, сокращение центростремительной миграции молодежи, обеспечение социальной стабильности в регионе;

- процесс включения в систему дополнительного профессионального образования субъектов хозяйственной и управленческой деятельности в качестве субъектов образования на примере ГАУ Архангельской области «Региональный центр по организации закупок». К внедрению и масштабированию рекомендуется нормативно-правовое сопровождение и организационные решения, готовые к применению в практике наставничества, обучения на рабочих местах по индивидуальным запросам работодателей, работников и заказчиков услуг, связанных с обслуживанием отраслей реального сектора экономики: сферы государственных закупок, товаров, услуг; финансового и правового консалтинга; маркетинга и рекламы;

- технология использования методики Wol1dSkillsRussia в оценке качества высшего педагогического образования, разработанная и апробированная Вятским государственным университетом. К внедрению рекомендуется пакет документов текущей и итоговой аттестации будущих педагогов на основе использования методики WbrldSkillsRussia и порядок прохождения процедуры оценки качества педагогического образования. Полученный успешный опыт транспонируется как на образовательные организации высшего образования, так и среднего специального образования, ведущие подготовку педагогических кадров. Методика WbrldSkillsRussia при определенной модификации может быть применена и в системе оценки качества профессиональной подготовки специалистов в различных отраслях экономики и социальной сферы.

Успешность внедрения выявленных эффективных механизмов развития инновационного потенциала образовательных организаций высшего образования зависит от способов и степени решения системных проблем, выявленных в ходе анализа деятельности ФИП.

В процессе деятельности ФИП организациями упускается из вида инновационный характер деятельности. Необходимо постоянно держать во внимании цель и направление инноваций в сфере образования и стремиться к достижению именно инновационных результатов. Необходимо четко отделять результат инновационной деятельности от показателей текущей деятельности организаций.

Организациями практически не анализируется и не учитывается опыт подобной инновационной образовательной деятельности, накопленный образовательными организациями в других регионах [5]. Задачи, заявленные ФИП, являются, как правило, типичными для региональных образовательных систем, которые тоже пытаются их решать. Сопоставление различных способов решения задач инновационного развития образования в регионах России даст больший управленческий эффект в масштабах государства, позволит четче выявить инновационную составляющую каждого проекта и рациональнее внедрить в повседневную практику.

В процессе деятельности ФИП недостаточное внимание отводится учебно-методическому и научно-методическому обеспечению реализации инновационного образовательного проекта. Не представлены в полном объеме разработанные образовательные программы, курсы, методики обучения и оценивания, инструментарий исследований обратной связи субъектов образования, методические рекомендации и прочие материалы, наличие которых повысило бы уровень практической значимости, достоверности и воспроизводимости полученных результатов.

В процессе деятельности ФИП ориентируются на решение задач и достижение краткосрочных результатов, выраженных в конкретных показателях, но видение среднесрочной перспективы и отдаленных последствий реализации проекта остается без должного внимания. Описание внешних эффектов в большинстве случаев представлено описанием результатов деятельности ФИП и элементами их практической значимости. Реализация инновационного образовательного проекта должна быть встроена в логику социальных процессов, протекающих в системе образования [6]. Построение показателей результативности проекта необходимо вести по принципу форсайт-анализа: от будущей модели образования к результатам, которые необходимо получить в настоящем.

В процессе деятельности ФИП наблюдаются противоречия различного типа, как правило, связанные с некоторым рассогласованием заявленной цели, задач и механизмов их достижения, содержанием инновационного об-

разовательного проекта и его кадрового обеспечения, комплексом проведенных мероприятий и полученных результатов. Предложенная структура отчета о деятельности ФИП позволяет их выявить. Было бы целесообразно в деятельности ФИП придерживаться единой методологической схемы реализации проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, анализ реализации инновационных образовательных проектов организаций, имеющих статус федеральной инновационной площадки, показывает, что федеральная инновационная площадка является в целом эффективным механизмом развития инновационного потенциала образовательной организации высшего образования. Но дальнейшее эффективное развитие инновационной инфраструктуры системы высшего образования в России на основе деятельности ФИП связано с необходимостью выполнения ряда рекомендаций, разработанных нами в результате анализа их деятельности:

Отбор инновационных проектов для присвоения организации статуса ФИП должен производиться с учетом:

- соответствия перспективным, стратегическим задачам опережающего развития системы образования;

- сообразности сложившимся традициям и логике развития российской системы образования;

- специфики социально-экономического развития территорий;

- накопленного в регионах опыта решения проблем развития и управления образованием;

- предварительной экспертной оценки инновационности заявляемых результатов и внешних эффектов реализации проекта.

Библиографический список

Контроль за реализацией инновационных образовательных проектов организаций, имеющих статус ФИП, должен вестись систематически:

- входной (на этапе заявки),

- промежуточный (в ходе реализации проекта),

- итоговый (на этапе составления отчета).

Важно создать условия, при которых эксперты могут иметь возможность оценивать не только предъявляемые организациями отчеты, но и практическую деятельность ФИП по месту реализации инновационного образовательного проекта.

Целесообразно организовывать обучение команд организаций, ориентированных на включение в инновационную инфраструктуру системы образования, а также осуществлять систематическое методическое сопровождение ФИП, реализующих инновационные образовательные проекты.

Необходимо разработать и внедрить типовой инструментарий социального исследования обратной связи субъектов образования, участвующих в мероприятиях ФИП.

Важно разработать и внедрить инструментарий внутреннего мониторинга, самообследования эффективности деятельности ФИП.

Выполнение этих организационных и научно-методических условий позволит распространить и внедрить лучшую практику деятельности ФИП, избежать ошибок образовательным организациям, претендующим на статус федеральной инновационной площадки, создать эффективный единый механизм реализации инновационного потенциала образовательных организаций и в целом системы высшего образования России.

1. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования. Утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22 марта 2019 г No 21н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 августа 2019 г (регистрационный No55531). Available at: https://fip.expert/storage/documents/21n.pdf

2. Материалы по лучшим практикам и моделям осуществления инновационной деятельности федеральных инновационных площадок в 2019 году. Available at: https:// fip.expert/storage/documents/materials2019.pdf

3. Заславский А.А. Направления развития информационного пространства образовательной организации для повышения эффективности внутреннего управления. Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017; № 1 (39): 76 - 82.

4. Загвязинский В.И. О методологических основаниях реформирования российского образования. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмео-логия образования. Психология развития. 2016; Т. 5, № 1: 5 - 9.

5. Современные проблемы непрерывного педагогического образования: коллективная монография. Под научной редакцией А.А. Веряева, И.Р Лазаренко. Барнаул: АлтГПУ 2018.

6. Бояджиева П.А., Воронцов Я.А, Игнатьева Е.Ю., Матвеева Н.А., Осипов А.М., Осипова А.А. Информация в управлении образованием: теоретические проблемы: коллективная монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2019.

References

1. Poryadok formirovaniya i funkcionirovaniya innovacionnoj infrastruktury v sisteme obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 22 marta 2019 g. No 21n (zaregistrirovan Ministerstvom yusticii Rossijskoj Federacii 9 avgusta 2019 g. (registracionnyj No55531). Available at: https://fip.expert/ storage/documents/21n.pdf

2. Materialy po luchshim prakiikam i modelyam osuschestvleniya innovacionnoj deyatel'nosti federal'nyh innovacionnyh ploschadok v 2019 godu. Available at: https://fip.expert/ storage/documents/materials2019.pdf

3. Zaslavskij A.A. Napravleniya razvitiya informacionnogo prostranstva obrazovatel'noj organizacii dlya povysheniya 'effektivnosti vnutrennego upravleniya. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2017; № 1 (39): 76 - 82.

4. Zagvyazinskij V.I. O metodologicheskih osnovaniyah reformirovaniya rossijskogo obrazovaniya. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2016; T. 5, № 1: 5 - 9.

5. Sovremennye problemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Pod nauchnoj redakciej A.A. Veryaeva, I.R. Lazarenko. Barnaul: AltGPU, 2018.

6. Boyadzhieva P.A., Voroncov Ya.A, Ignat'eva E.Yu., Matveeva N.A., Osipov A.M., Osipova A.A. Informaciya v upravlenii obrazovaniem: teoreticheskie problemy: kollektivnaya monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU imeni A.I. Gercena, 2019.

Статья поступила в редакции. 26.03.20

УДК 378.147: 376.112.4

Tarkhan L.Z., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Technology and Clothing Design and Professional Pedagogy Department, Crimean Engineering and Pedagogical University n.a. Fevzi Yakubov (Simferopol, Russia), E-mail: lenuza0301@gmail.com Bekirova M.I., teacher, Department of Special (Defectology) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University n.a. Fevzi Yakubov (Simferopol, Russia), E-mail: meriembek602@gmail.com

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING FUTURE TEACHERS-DEFECTOLOGISTS FOR THEIR PROFESSIONAL WORK. The article presents an analysis of a concept of "pedagogical condition", shares views of some scholars on the meaning of its definition, and describes pedagogical conditions that are necessary in teaching future defectologists for professional activities. Particular attention is paid to the statement of the practical significance of the proposed pedagogical conditions and the justification of their effectiveness. Due to the fact that one of the pedagogical conditions is the motivational component, the level of motivation of students is determined through questionnaires and surveys, and ways to increase it are determined. In addition, the necessity to introduce a special course into the curriculum for training future defectologists as a second pedagogical condition is proved. The third pedagogical condition is presented as an interdisciplinary connection in the study of a special course. The revealed pedagogical conditions are realized in the process of training future teachers-defectologists of the direction 44.03.03 "Special (defectological) education", profile "Oligophrenopedagogy".

Key words: higher education institution, teacher-defectologist, pedagogical conditions, special (defectology) education, professional activity.

Л.З. Тархан, д-р пед. наук, проф., зав. каф. технологии и дизайна одежды и профессиональной педагогики ГБОУ ВО «Крымский инженерно-

педагогический университет имени Февзи Якубова» г. Симферополь, E-mail: meriembek602@gmail.com

М.И. Бекироеа, преп. ГБОУ ВО «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» г. Симферополь,

E-mail: meriembek602@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.