Научная статья на тему 'Федеральная инновационная площадка «Итип-мгиу» как научно-образовательная корпорация'

Федеральная инновационная площадка «Итип-мгиу» как научно-образовательная корпорация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIVE PLATFORM / SCIENTIFIC AND EDUCATION CORPORATION / INTEGRATION / DUAL SYSTEM OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина-исполатова Татьяна Васильевна, Сорокина Яна Александровна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью федеральных инновационных площадок, служащих примером интеграции науки, образования, производства. Одной из форм научно-образовательной интеграции является Федеральная инновационная площадка «ИТИП-МГИУ». Сформулированы стратегические цели и конкретные задачи деятельности ФИП «ИТИП-МГИУ». Подчеркивается актуальность и социальная значимость углубленной производственной подготовки будущего специалиста в системе дуального обучения. Представлена оценка качества дуального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина-исполатова Татьяна Васильевна, Сорокина Яна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ITHP-MSIU (Institute for Theory and History of Pedagogy - Moscow State Industrial University) Federal Innovation Platform as a Scientific and Educational Corporation

The issues related to the activities of the Federal Innovative Platforms, serving as an example of integration of science, education and production are considered in the article. The ITHP-MSIU Federal Innovation Platform is one of the forms of scientific and educational integration. The strategic goals and specific tasks of the ITHP-MSIU Federal Innovation Platform activity are formulated. The actuality and social significance of in-depth production preparation of the future specialists in the dual system of training are emphasized. The qualitative and quantitative assessment of the quality of the dual training is presented.

Текст научной работы на тему «Федеральная инновационная площадка «Итип-мгиу» как научно-образовательная корпорация»

ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ИТИП РАО: МГТУ им. Н.Э. БАУМАНА, МГИУ, САФУ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА «ИТИП-МГИУ»

КАК НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью федеральных инновационных площадок, служащих примером интеграции науки, образования, производства. Одной из форм научно-образовательной интеграции является Федеральная инновационная площадка «ИТИП-МГИУ». Сформулированы стратегические цели и конкретные задачи деятельности ФИП «ИТИП-МГИУ». Подчеркивается актуальность и социальная значимость углубленной производственной подготовки будущего специалиста в системе дуального обучения. Представлена оценка качества дуального обучения.

Современная интеграция институтов отечественного образования и науки - главное направление в разработке новых инновационных моделей развития отечественной экономики и модернизации промышленности, она также направлена на сохранение и приумножение культурного наследия общества и его гуманитарных ценностей. Одновременно с этим в России осуществляется модернизация образования, где особая роль отводится университетам и научно-исследовательским институтам, ориентированным на фундаментальные науки. В этой связи Министерство

Т.В. Сорокина-Исполатова

Я.А. Сорокина

Ключевые слова:

инновационная площадка, научнообразовательная корпорация, интеграция, дуальная система обучения.

образования и науки РФ реализует программу по созданию федеральных и региональных инновационных площадок. Этот статус присваивается учебным заведениям по итогам экспертизы их проектов, проводимой специально созданным координационным органом, и действует в период выполнения учреждением проекта или программы (приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования» (от 23 июня 2009 г. №218).

Основные направления деятельности федеральных и региональных инновационных площадок:

- разработка, апробация и (или) внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательных организациях;

- внедрение инновационных образовательных программ; новых профилей (специализаций) и методик подготовки; переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования;

- реализация новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий; новых институтов общественного участия в управлении образованием; новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций и др.

Выделим факт присвоения статуса «Федеральная инновационная площадка» одновременно двум структурам (в рамках одного проекта): ФГНУ ИТИП РАО и ФГБОУ ВПО «МГИУ» (далее ФИП «ИТИП-РАО»). Отметим, что статус «Федеральная инновационная площадка» при равных условиях паритета двух структур (имеющих различные руководящие ведомства) на всей научной и образовательной территории РФ закреплен впервые. Данный факт подтверждает, что статус инновационной площадки присваивается организациям независимо от их организационно-правовой формы, типа, вида, ведомственной принадлежности, а определяется значимостью проекта на федеральном уровне, что было установлено экспертной комиссией Минобрнауки России.

Практика показала, что интеграция отечественных университетов и научно-исследовательских институтов, имеющих многовековую историю и колоссальные достижения в области научных открытий, в настоящее время может создать уникальную научно-образовательную среду для подготовки

талантливых специалистов. По оценкам ЮНЕСКО, активное развитие интеграции науки и образования связано с усиливающейся в мире тенденцией глобализации, охватывающей экономику, политику, науку, образование и культуру, а также с множеством иных интеграционных процессов в единой Европе. К тому же влияние радикальных технологических, экономических и социальных изменений в России (начало XXI в.) способствовало диверсификации структурного содержания университетов и на их основе созданию Федеральных инновационных площадок, осуществляющих «третью миссию» своего развития: в дополнение к образованию и научным исследованиям добавилось социальное партнерство с академической наукой и отраслевыми промышленными комплексами.

Интеграция науки и образования представляет собой многообразие моделей консолидации, которые формируются на базе университетов, институтов Российской академии наук и образования, государственных научных центров, крупных отраслевых промышленных объектов и реализуется в разнообразных договорных отношениях совместных образовательных университетских комплексов, наукоградов, технопарков, научно-технических и инновационно-технологических центров и других. Подобная интеграция обеспечивает и создает условие коллективного пользования научным оборудованием, телекоммуникационными сетями, научной базой и информацией, а также создаёт возможности размещения студентов на лучшие рабочие места, что подтверждает диалектическую закономерность генезиса преобразования интеграции научных институтов и вузов в научно-образовательные корпорации (от лат. corporation - объединение).

Изучение опыта реализации интеграционных процессов в отдельных вузовских и академических учреждениях Российской академии образования показывает, что системообразующим фактором зарождения научнообразовательных корпораций в первую очередь является сложившийся в вузе уровень интеграции науки, образования и производства, а также традиции, организационно-правовые и договорные взаимоотношения партнеров, социальная и другая деятельность университета. Одной из форм научно-образовательной корпорации является ФИП «ИТИП-МГИУ».

Интеграция науки, образования и производства давно признана как эффективная база для решения научных, образовательных и производственных проблем. Московский государственный индустриальный университет более 50 лет осуществляет подготовку специалистов на базе интеграции и своими результатами подтвердил эффективность данной системы обучения.

В настоящее время интегрированная система обучения, диверсифика-

ция ее форм и содержания, практически явилась базовой основой развития современных форм экономической и интеллектуальной взаимосвязи фундаментальной науки, университетского образования и производства, имеющих общую предпринимательскую и корпоративную идеологию, предполагающую непрерывный творческий процесс научных открытий и подготовки специалистов нового поколения. При переходе национальной экономической системы России к рыночным отношениям интегрированная система обучения испытала острый кризис, многие образовательные учреждения не смогли пролонгировать свои договорные отношения с базовыми производственными подразделениями.

В законе РФ «Об образовании» (1996) и в нормативных документах по высшей школе интегрированная система обучения уже не рассматривается как самостоятельная форма обучения. В связи с этим произошла замена базовой интегрированной системы обучения (ИСО) ее модернизированной версией - дуальной системой обучения (ДСО), обеспечивающей новые условия интеграции образования, академической и отраслевой науки, производства и бизнеса. Примером современной дуальной системы обучения может являться совместный проект «Интеграция - XXI» Московского государственного индустриального университета с академическими институтами РАН и РАО, а также отраслевыми научно-исследовательскими институтами и рядом крупных производственных, эксплуатационных и сервисных предприятий.

Отметим, что процесс обучения как взаимосвязанная целенаправленная деятельность преподавателей и обучающихся многоэтапный и имеет сложную структуру. Он объединяет множество процессов обучения по отдельным дисциплинам, каждый из которых протекает в рамках системы обучения данного вуза и одновременно - педагогической системы по дисциплине, созданной преподавателем в соответствии с учебно-методическим комплексом специальности. Производственная подготовка педагогов профессионального обучения также является процессом обучения, но в другой внешней среде - производственной. Научная подготовка протекает в рамках научных школ и на базе научно-исследовательского сектора всех структур инновационной площадки вуза.

Как показывают многочисленные педагогические эксперименты, проведенные на базе Федеральной инновационной площадки «ИТИП-МГИУ», параметр эффективности дуального обучения (ЭДО), подготовки будущих специалистов может зависеть от трех групп факторов (1):

ЭДО = Б [Л1,..Лп; Б1,..Бш; С1,..Ск]. (1)

При этом проведенный автором многофакторный структурный анализ показал:

- 1-я группа факторов (Л1,...Лп) характеризует условия работы преподавателя, определенные ФГОС, рабочей программой учебной дисциплины и являющиеся инвариантными: А1 - объем дисциплины (в часах, отводимых на изучение); А2 - аудиторный объем дисциплины (в часах аудиторных занятий); А3 - уровень усвоения дисциплины согласно ФГОС и др.

- 2-я группа факторов (Б1,...Бш) может изменяться (вариативные факторы), влияя на целевые функции преподавателя: В1 - доля компьютерных средств обучения в общем комплекте дидактических средств обучения; В2

- доля аудиторного времени, отводимого на проблемные формы обучения; В3 - уровень профессиональной компетентности преподавателя; В4 - уровень структурированности содержания дисциплины и др.

- 3-я группа факторов (С1,...Ск) - условия, влияние которых заранее неизвестно или недостаточно изучено: С1 - исходный уровень подготовки учебной группы; С2 - мотивация к обучению и возрастной состав группы; С3 - самоорганизация в студенческой группе; С4 - реализация новых информационных технологий; С5 - уровень развития материально-производственной базы и др. Часто факторы третьей группы определяются не сознательными действиями преподавателя и группы обучающихся, а объективной действительностью.

Отметим, что количественно эффективность дуального обучения (ЭДО) можно оценить, представив ЭДО как отношение числа выпускников, успешно закончивших обучение, к числу студентов, зачисленных на первый курс. Тогда ЭДО принимает значения в интервале 0<ЭПС<1. На каждом этапе многоуровневой подготовки показатель уровня эффективности дуального обучения будет свой. Можно также определить эффективность всей системы непрерывной подготовки будущего специалиста. Кроме того, представляется целесообразным учитывать не всех выпускников, а только тех, кто приступил к работе по избранной специальности. Современный процесс подготовки будущего специалиста - это взаимодействие, а не воздействие. Учитывая ведущую роль науки и производства в этом взаимодействии, на основе проведенного многофакторного анализа мы с достаточной степенью достоверности можем ограничиться следующими составляющими целостного процесса подготовки будущих специалистов: 1) факторами «подсистема - образование», формируемыми преподавателем на основе учебного плана, факторами нормативного обеспечения и имеющейся научно-технической и материальной базы, орга-

низационных условий, персонала и др.; 2) факторами «подсистема-наука», формируемыми научной базой всех структур и партнеров вуза; 3) факторами «подсистема-производство», формируемыми вузом совместно с работодателями на базе совместно разработанной стратегии дуального обучения (ДО), что результативно определяет следующую категорию диалектики

- «содержание-форма».

Учитывая, что каждая из указанных подсистем имеет свой параметр эффективности, а также то, что и внешняя среда (надсистема) теперь имеет три компонента, представим целостный параметр эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста (ЭПП) в рамках трех слагаемых: (ПЭ) - образовательной (ПЭо), научной (ПЭн) и производственной (ПЭп) подсистем: ЭПП = (ПЭо) + (ПЭн) +(ПЭп) (2); далее в виде композиции его взаимообусловливающих компонентов (3):

здесь примем ПЭо равным прежнему значению, когда рассматривалась только образовательная система; ПЭн определим как уровень влияния научных школ ИТИП РАО, НИС МГИУ, научных конференций и др. на формирование содержания образовательных программ и научную подготовку будущих специалистов; ПСп определим как отношение числа выпускников, получивших высший квалификационный разряд по рабочей профессии, подготовивших курсовые проекты, дипломные проекты с реальным внедрением в производство и т.п., к числу обучающихся. Понятно, что новый ЭДО будет значительно выше, именно данный показатель характеризует ресурс качества подготовки специалиста в условиях научно-образовательной и производственной среды, формируемой условиями проекта ФИП «ИТИП-МГИУ».

В данной статье мы не ставили цель анализа значимости углубленной производственной подготовки будущего специалиста в системе дуального обучения, ценность которой достаточно ясна и изучена. Нашей задачей было выявить новый смысл, миссию и содержательную направленность новых организационно-структурных моделей объединения субъектов науки, образования и производства, возможных вариативных схем, векторов и механизмов взаимодействия субъектов этой деятельности, а также разработки комплекса мероприятий по повышению инвестиционной и социальной привлекательности проекта ФИП «ИТИП-МГИУ».

Данные задачи достаточно емкие и требуют глубокой научной и методологической проработки. В контексте нашего исследования, учитывая стратегические цели ФМП «ИТИП-МГИУ», выделим следующие положения: 1) интеграция науки и образования должна соответствовать современным

тенденциям мирового развития научно-образовательной среды подготовки будущего специалиста «на опережение»; 2) содержание образовательных программ, реализуемых в рамках деятельности ФИП «ИТИП-МГИУ», должно строиться в соответствии с государственными образовательными стандартами нового поколения (ФГОС-3) и определяться консенсусом всех заинтересованных сторон: личностью, обществом, наукой, образованием и производством.

Таким образом, наши исследования показали, что научно-образовательная среда, создаваемая базой и новациями Федеральной инновационной площадки «ИТИП-МГИУ» как научно-образовательной корпорации является системообразующим фактором повышения эффективности научных разработок, подготовки специалистов всех уровней и представляет собой прогрессивную форму развития науки, образования и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.