Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ)'

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
240
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тимиргалеева Рена Ринатовна

В статье обоснована необходимость использования дополнительных механизмов развития туристического потенциала города федерального значения Севастополь. На основе анализа компонентного состава туристического потенциала города, сделан вывод о том, что Севастополь не в полной мере использует потенциал природных и культурно-исторических ресурсов. Представлен алгоритм перевода объектов из явлений природного и антропогенного происхождения в состав перспективных туристических объектов. Для устранения выявленных проблем и барьеров неэффективного использования потенциала туристских ресурсов города федерального значения Севастополь предложено реализовать ряд механизмов и мер экономического стимулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тимиргалеева Рена Ринатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR DEVELOPING THE REGION'S TOURIST CAPACITY (ON THE EXAMPLE OF THE FEDERAL CITY OF SEVASTOPOL)

The article substantiates the need to attract additional mechanisms for the development of the tourist potential of the federal city of Sevastopol. Based on the analysis of the component composition of the city's tourism potential, it was concluded that Sevastopol does not fully use the potential of natural, cultural and historical resources. An algorithm for transferring objects from natural and anthropogenic phenomena to the quality of tourist objects is presented. To eliminate the identified problems and barriers to ineffective use of the potential of the tourist resources of the federal city of Sevastopol, it was proposed to implement a number of mechanisms and measures of economic incentives.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ)»

4. Timirgaleeva R.R. Vliyanie osnovnyh trendov cifrovizacii na razvitie turizma // Strategii i sovremennye trendy razvitiya predpriyatij turistskogo i gostinichnogo biznesa. Materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - M., 2021. - S. 467-473.

5. Gladilin V.A. Industriya rossijskogo turizma: globalizaciya, politika, novye vozmozhnosti: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 219 s.

6. Dzhandzhugazova E.A., Chernikova L.I., Faizova G.R. Turizm i regional'noe razvitie v usloviyah novyh rossijskih realij: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 146 s.

7. Levchenko K.K., Levchenko T.P. Razvitie v"ezdnogo turizma i ego vliyanie na ekonomiku territorii: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 115 s.

8. Ul'yanchenko L.A., Vinogradova M.V., Gladskaya I.G. Regional'nye turistskie kompleksy i klastery: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 151 s.

9. Zabaldina, Yu. B, and Lishchynskyi, O. L. "Dvi adaptyvni modeli korotkostrokovoho prohnozuvannia turystychnykh potokiv" [Two adaptive model of short-term forecasting tourist flows]. Stratehiia rozvytku Ukrainy (ekonomika, sotsiolohiia, pravo), no. 1 (2006): 406-410.

ТИМИРГАЛЕЕВА РЕНА РИНАТОВНА - доктор экономических наук, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма (renatimir@gmail.com)

РЫНДАЧ МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат экономических наук, доцент, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Ялта.

СЕРГЕЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Ялта

TIMIRGALEEVA RENA R. - Doctor of Economics, Chief Researcher, Research Institute of Agriculture of Crimea. RYNDAC, MARINA A. - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Yalta SERGEEVA, ELENA A. - Ph.D. in Economics, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Yalta.

УДК 338.48 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-177-181

ТИМИРГАЛЕЕВА Р.Р. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ)

Ключевые слова: туристический потенциал региона, индустрия туризма, механизмы развития потенциала туризма.

В статье обоснована необходимость использования дополнительных механизмов развития туристического потенциала города федерального значения Севастополь. На основе анализа компонентного состава туристического потенциала города, сделан вывод о том, что Севастополь не в полной мере использует потенциал природных и культурно-исторических ресурсов. Представлен алгоритм перевода объектов из явлений природного и антропогенного происхождения в состав перспективных туристических объектов. Для устранения выявленных проблем и барьеров неэффективного использования потенциала туристских ресурсов города федерального значения Севастополь предложено реализовать ряд механизмов и мер экономического стимулирования.

TIMIRGALEEVA, R.R.

MECHANISMS FOR DEVELOPING THE REGION'S TOURIST CAPACITY (ON THE EXAMPLE OF THE FEDERAL CITY OF SEVASTOPOL)

Key words: tourism potential of the region, tourism industry, mechanisms for the development of tourism potential.

The article substantiates the need to attract additional mechanisms for the development of the tourist potential of the federal city of Sevastopol. Based on the analysis of the component composition of the city's tourism potential, it was concluded that Sevastopol does not fully use the potential of natural, cultural and historical resources. An algorithm for transferring objects from natural and anthropogenic phenomena to the quality of tourist objects is presented. To eliminate the identified problems and barriers to ineffective use of the potential of the tourist resources of the federal city of Sevastopol, it was proposed to implement a number of mechanisms and measures of economic incentives.

Город федерального значения Севастополь обладает уникальными туристско-рекреационными, природными и культурно-историческими ресурсами, а также богатой экосистемой. Отдельно следует отметить такой важный ресурс, как молодежь. Вместе с тем, существующий ресурсный потенциал для развития туризма и рекреации Севастополя используется не в достаточной мере, что актуализирует необходимость поиска действенных механизмов государственной и региональной политики в данном направлении. Кроме того, эффективное использование туристского потенциала территории создает возможности для обеспечения социально-экономического развития города, роста деловой активности и предпринимательской инициативы, развития туристического бизнеса, деловой и коммуникационной инфраструктуры, увеличения занятости местного населения, поступлений в местный бюджет, развития творческой, интеллектуальной и предпринимательской самореализации молодежи и, в конечном итоге, повышения уровня и качества жизни населения.

Сегодня сфера развития туризма интересует многих зарубежных и отечественных авторов, среди которых отметим И. Ансоффа, Э. Боумена, П. Друкера, М. Портера, Г. Хэмела, проводившими исследования вопросов формирования стратегии развития в рамках отдельной отрасли. Со своей стороны, Ю.И. Блохин, Ю. В. Богданов посвятили свои исследования вопросам разработки принципов развития туризма в рыночной экономике, а А.Н. Галенская, С.Е. Корнеев

занимались развитием представления о механизмах регуляции организационно-правовых отношений в сфере туризма. Основы формирования рыночной стратегии туристского обслуживания населения разработали: Г.А. Карлова, Н.В. Яковлева, В.К. Потемкин, а Ю.А. Шагинов и Е.Л. Файбусович предложили систему мер для инвестирования сферы туризма и формирование ценовой политики. Вместе с тем, целый ряд вопросов, в числе которых, и механизмы развития туристского потенциала региона, еще требует дальнейших исследований, особенно в части их детализации к конкретному региону со своими особенностями, как, к примеру, город федерального значения Севастополь. Данные аспекты определили необходимость проведения исследования, целью которого является обоснование необходимости развития туристического потенциала региона на основе внедрения механизмов экономического, организационно-правового и социального характера.

Важность туризма для города отражена в Постановлении Правительства Севастополя от 7 ноября 2016 года № 1050-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие культуры и туризма города Севастополя», основными целями и задачами которой в части развития туризма определены: содействие формированию на территории города Севастополя эффективной системы развития сферы туризма, способствующей социально-экономическому развитию города, а также становление города Севастополя как культурно-досугового и туристического центра. Для реализации указанной программы постановлением Правительства Севастополя от 16.05.2016 года №456-ПП создан Центр развития туризма, основной целью которого является реализация государственных программ в сфере туризма, а также осуществление информационно-туристической деятельности по созданию и продвижению региональных туристских продуктов на внешний и внутренний рынки.

Сегодня город активно движется по пути развития туризма. Так, он вошел в число 30 регионов России - участников акселерационной программы Агентства стратегических инициатив по развитию промышленного туризма. В городе создан туристический портал «Мой Севастополь» и Севастопольский Туристско-информационный центр. Город стал участником конкурса национальной гостиничной премии в номинации «Лучший город для ведения гостиничного бизнеса», участником проекта для всех, кто разделяет семейные ценности, ведет активный образ жизни и любит семейные путешествия по разным уголкам России - Межрегионального фестиваля Русского географического общества «Открываем Россию заново. Всей семьей!». Восемь видеороликов из девяти, представленных на конкурс от Севастополя, вошли в число победителей VIII Всероссийского фестиваля-конкурса туристских видео презентаций «Диво России» (видеоролики от Севастополя - «Винный туризм на винодельне «Золотая Балка» (ООО Агрофирма «Золотая Балка»), «Вперед в прошлое! Генуэзцы в Крыму» (ООО «Севастопольский военно-исторический клуб») стали победителями конкурса, а 2 место заняла видео презентация «Вперед в прошлое! Крымская война» (ООО «Севастопольский военно-исторический клуб»).

Рассмотрим компонентный состав туристического потенциала города федерального значения Севастополя (рисунок 1).

Экономическая компонента Туристический потенциал г. Севастополя < > Ресурсная компонента

- Инфраструктура - информация - финансы - инвестиции - управление - культурно-исторические ресурсы - природные ресурсы - туристско-рекреационные ресурсы - кадры

Рисунок 1. Компонентный состав туристического потенциала г. Севастополя.

Исследование показало, что для потребностей туризма в г. Севастополе используются биосферные природные и этнокультурные центры, разнообразные объекты природно-заповедного фонда, которые являются базой эколого-этнокультурной сети как фундаментальной структуры экологического туризма. Что же касается антропогенной составляющей туристических ресурсов Севастополя, то общее количество памятников истории, археологии, градостроения и архитектуры города составляет более 2000, из которых археологии - 246, истории - 1365, монументального искусства - 27, архитектуры и градостроительства - 293 памятника, 394 памятника периода Великой Отечественной войны, 24 братских кладбища, 45 братских могил, захоронений периода Крымской войны - 671, индивидуальных захоронений, за пределами некрополей - 37, могил

воинов интернационалистов - 14 [7]. Вместе с тем, имея такой потенциал природных и культурно-исторических ресурсов, Севастополь не использует их в должной мере для интенсификации развития туристического сектора экономики города.

Считаем, что переход объектов из явлений природного и антропогенного происхождения в качество туристических объектов, в том числе, объектов показа, должен проходить поэтапно, начиная с идентификации ресурсов, их оценки и определения ресурсно-туристических доминант. После этого переходим к рыночной интерпретации туристических ресурсов с точки зрения оценки их рыночного спроса и предложения. Затем переходим к полноценному туристическому освоению и использованию ресурсов. Именно на данном этапе ресурсы туризма начинают выполнять свою основную функцию - привлекать туристические потоки и удовлетворять потребности туристов. Важным свойством туристических ресурсов является то, что после их использования туристами они не теряют своих полезных свойств, не исчезают и не уничтожаются. Таким образом они играют роль средств труда в туризме, что позволяет производить разнообразные по своему характеру туристические продукты, расширяя тем самым их ассортимент.

Анализ литературных источников [1-6] и собственные исследования автора позволили сформулировать конкретные предложения по устранению отмеченных проблем и барьеров неэффективного использования потенциала туристских ресурсов города федерального значения Севастополя за счет реализации ряда механизмов. Так, органам государственного управления и местного самоуправления необходимо инициировать процесс долгосрочного реформирования и программного развития туристско-рекреационной сферы. Необходимо также разработать комплексную систему статистических обследований туристической деятельности, туристических потоков и туристических рынков, к чему следует привлечь научный потенциал вузов Севастополя, в том числе, Севастопольский государственный университет, а также Центр развития туризма Севастополя и соответствующие структурные подразделения Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю, используя при этом передовой опыт статистических исследований развития туризма.

Необходимым является систематичный мониторинг и диагностика туристических потоков, мониторинг объемов и структуры затрат туристов, продолжительности путешествий, местам остановки туристов, интенсивности посещения Севастополя. Важным направлением является реформирование системы туристического образования, в частности, гибкое реагирование на потребности рынка в тех или иных специалистах и своевременное открытие требуемых направлений подготовки. К примеру, актуальным и перспективным направлением современности является «зеленый» и культурный туризм. Важным фактором формирования ниши высокоспециализированных специалистов в сфере туризма должно стать развитие профессионального образования с привлечением специалистов из отрасли, в том числе, зарубежных специалистов. Необходима также долгосрочная стратегия и программа развития туризма Севастополя с детализацией приоритетных на конкретный момент времени видов и направлений развития туризма в зависимости от специализации, географических, природно-ресурсных и инфраструктурных предпосылок конкретного района Севастополя.

Также необходимо активизировать деятельность по популяризации возможностей и потенциала туристско-рекреационного комплекса Севастополя путем активизации участия в выставках, салонах, ярмарках, форумах представителей туристического бизнеса, что будет способствовать увеличению объема потоков туристов, привлечению инвестиционных ресурсов для реализации новых проектов в сфере туризма и рекреации.

Отдельное внимание требуется уделить вопросам повышения эффективности работы по продвижению туристско-рекреационного потенциала Севастополя, для чего необходима финансируемая программа создания унифицированной сети туристско-информационных центров вдоль трассы Таврида, на автостанциях и ж/д вокзалах, центральных площадях населенных пунктов, на территориях туристических объектов.

Совершенно очевидно, что без инвестиционной поддержки развитие невозможно. Поэтому необходима работа по разработке и реализации программы развития инвестиционной деятельности в туристско-рекреационном комплексе Севастополя, направленной на замещение государственного бюджетного финансирования проектов создания инвестиционных фондов, кластеров и других объектов инвестиционной инфраструктуры, привлечение внешних

инвестиций. Требуется внедрение опыта успешного использования кластерных структур как эффективной формы инвестиционного сотрудничества в развитии перспективных видов туризма. Кластерная форма развития туризма Севастополя позволит привлечь потенциал всех заинтересованных в данном процессе, в том числе, туристических объектов и предприятий, учебных заведений различного уровня и статуса, органов местного самоуправления путем установления и развития эффективного партнерства и сотрудничества в данной сфере. В свою очередь, формирование на местном уровне туристических комплексов будет способствовать формированию партнерских групп самообучения, самоорганизации и самофинансирования, что расширит возможности привлечения туристов в регион за счет диверсификации ассортимента туристических услуг, повышения их качества.

Также следует внедрить механизмы и меры экономического стимулирования развития туризма и рекреации города федерального значения Севастополя. Для этого следует предусмотреть налоговые, финансов-кредитные и другие стимулы, опираясь на успешный зарубежный опыт в данном вопросе. Здесь речь может идти об освобождении от уплаты налога на землю инвесторам, реализующим проекты освоения природных ресурсов, строительства туристических объектов и развития инфраструктуры, как туристической, так и социальной инфраструктуры региона (коммунальной, дорожной, связи и т.п.), в том числе, в труднодоступных горнолесных районах Севастополя. Также стоит предусмотреть частичные отчисления с бюджета города процентов за пользование кредитами, предоставленными банками для строительства социально-важных объектов для развития туризма.

Заслуживает внимания такой механизм, как государственно-частное партнерство для реализации проектов модернизации туристической и транспортной инфраструктуры, освоения природных ресурсов, реконструкции, сохранения и реставрации памятников культуры. Это требует разработки механизма передачи туристических объектов и природных ресурсов в долгосрочную аренду при условии капитальной реставрации, содержания памятников архитектуры, открытого доступа к ним туристов, обеспечения условий сохранения целостности туристических имущественных комплексов, а также соблюдения экологических стандартов.

Отдельное внимание необходимо уделить внедрению методических информационно-коммуникационных мероприятий, направленных на распространение среди местного населения, туристических операторов и агентов, среди потенциальных инвесторов позитивного опыта по созданию и развитию объектов «зеленого» туризма, туристических кластеров и других заинтересованных субъектов. Действенным механизмом является диверсификация использования материально-технической базы и основных фондов субъектов туризма, проведение промоакций, и дифференциация цен в зависимости от ориентации на туристический сегмент, размеры туристических групп и т.п. Интересным и эффективным видится возможность участия в совместных программах и проектах развития туризма с другими регионами.

Таким образом, туристический потенциал является одновременно и ресурсом, и резервом для развития туризма региона. Действие предложенных механизмов направлено на развитие туристического потенциала региона, что будет способствовать росту деловой активности и предпринимательской инициативы, развитию туристического бизнеса, увеличению занятости местного населения и поступлениям в местный бюджет, и, в конечном итоге, повышению уровня и качества жизни населения Севастополя.

Литература и источники

1. Бубнов А.В., Кусков А.С. Кластерное развитие российского туризма: правовые и экономико-управленческие аспекты: монография. - М.: Русайнс, 2020. - 201 с.

2. Белозерова Ю.М. Сборник предложений участников круглых столов по вопросам повышения эффективности реализации туристского потенциала субъектов РФ, участвующих в реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ: сборник материалов. - М.: Русайнс, 2019. - 64 с.

3. Гладилин В.А. Индустрия российского туризма: глобализация, политика, новые возможности: монография. - М.: Русайнс, 2020. - 219 с.

4. ДжанджугазоваЕ.А., ЧерниковаЛ.И., Фаизова Г.Р. Туризм и региональное развитие в условиях новых российских реалий: монография. - М.: Русайнс, 2020. - 146 с.

5. Левченко К.К., Левченко Т.П. Развитие въездного туризма и его влияние на экономику территории: монография. - М.: Русайнс, 2020. - 115 с.

6. Ульянченко Л.А., Виноградова М.В., Гладская И.Г. Региональные туристские комплексы и кластеры: монография. - М.: Русайнс, 2020. - 151 с.

7. Чикин А.М. Севастополь. Историко-литературный справочник. «Вебер». - Севастополь, 2008. - 400 с.

References and Sources

1. Bubnov A.V., Kuskov A.S. Klasternoe razvitie rossijskogo turizma: pravovye i ekonomiko-upravlencheskie aspekty: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 201 s.

2. Belozerova YU.M. Sbornik predlozhenij uchastnikov kruglyh stolov po voprosam povysheniya effektivnosti realizacii turistskogo potenciala sub"ektov RF, uchastvuyushchih v realizacii meropriyatij federal'noj celevoj programmy «Razvitie vnutrennego i v"ezdnogo turizma v RF: sbornik materialov. - M.: Rusajns, 2019. - 64 s.

3. Gladilin V.A. Industriya rossijskogo turizma: globalizaciya, politika, novye vozmozhnosti: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 219 s.

4. Dzhandzhugazova E.A., CHernikova L.I., Faizova G.R. Turizm i regional'noe razvitie v usloviyah novyh rossijskih realij: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 146 s.

5. Levchenko K.K., Levchenko T.P. Razvitie v"ezdnogo turizma i ego vliyanie na ekonomiku territorii: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 115 s.

6. Ul'yanchenko L.A., Vinogradova M.V., Gladskaya I.G. Regional'nye turistskie kompleksy i klastery: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 151 s.

7. Chikin A.M. Sevastopol'. Istoriko-literaturnyj spravochnik. «Veber». - Sevastopol', 2008. - 400 s.

ТИМИРГАЛЕЕВА РЕНА РИНАТОВНА - доктор экономических наук, профессор, Севастопольский государственный университет

TIMIRGALEEVA RENA R. - Doctor of Economics, Professor, Sevastopol State University, Sevastopol

УДК. 336.1.07 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-181-185

РЫЛОВА Е.М., ШЛЯХОВ М.Ю. К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА

Ключевые слова: бюджетная политика, М.М. Сперанский, Д.А. Гурьев, М.А. Балугьянский, «План финансов».

В статье освещены основные изменения в бюджетной политике Российской империи в первый период царствования Александра I. Показаны теоретические основы построения новой бюджетной политики государства, проанализирован проект реформы М.М. Сперанского («План финансов»). Рассмотрены конкретные меры по изменению бюджета Российской империи и влияние новой финансовой политики на экономику страны. Отмечается, что изменения в бюджетной политике носили противоречивый характер. Положительное значение имели попытки вести единый бюджет государства и контролировать его с помощью министерства финансов, ограничить эмиссию бумажных ассигнаций, соотнести траты государства с реальным положением в экономике, ускорить денежное обращение в стране и удешевить кредит. Вместе с тем, принципы новой денежно-кредитной политики, бюджетные правила реализовывались ограниченно. Бюджетные проблемы решались в значительной степени за счет ежегодных выпусков ассигнаций, так что до Отечественной войны 1812 г. они составили сумму в 365 млн. рублей, что, в свою очередь, привело к избытку бумажных денег в обращении. Данная ситуация имела печальные последствия для финансового положения страны. Три рубля ассигнациями отдавались за рубль серебром.

RYLOVA, E.M., SHLYAKHOV, M.Y.

TO THE QUESTION ON THE EVOLUTION OF THE BUDGETARY POLICY OF THE RUSSIAN EMPIRE AT THE BEGINNING OF THE XIX CENTURY

Key words: budget policy, M.M. Speransky, D.A. Guryev, M.A. Balugyansky, "Finance plan".

The article highlights the main changes in the budgetary policy of the Russian Empire in the first period of the reign of Alexander I. It shows the theoretical foundations for building a new budgetary policy of the state, analyzes the reform project of M.M. Speransky ("Plan of Finance"). Specific measures to change the budget of the Russian Empire and the impact of the new financial policy on the country's economy are considered. It is noted that changes in budgetary policy were contradictory. Attempts to maintain a single state budget and control it with the help of the Ministry of Finance, to limit the emission of paper notes, to correlate government spending with the real situation in the economy, to speed up money circulation in the country and to reduce the cost of credit had a positive significance. At the same time, the principles of the new monetary policy and budgetary rules were implemented to a limited extent. Budgetary problems were solved to a large extent due to the annual issues of banknotes, so that before the Patriotic War of 1812 they amounted to 365 million rubles, which, in turn, led to an excess of paper money in circulation. This situation had dire consequences for the country's financial situation. Three rubles in banknotes were given for a ruble in silver.

Проблема формирования бюджета и проведения системной финансовой и фискальной политики в Российской империи первой четверти XIX века остается недостаточно изученной в отечественной экономической и исторической литературе. Большинство исследований по данной проблеме представлено обобщающими работами, в которых рассматривается экономическая политика эпохи императора Александра I, в целом, в том числе финансовая [1]. В этих работах содержится общая характеристика проблемы ухудшения экономического положения в стране, отображены основные причины бюджетного кризиса 1809-1811 гг., отражено общее содержание реформ, которые проводились для стабилизации кризисной экономики [2]. В отдельных трудах более подробно рассматриваются основные аспекты трансформации финансовой политики Российской империи, рассмотренные через анализ реформаторской деятельности М.М. Сперанского, что, впрочем, также не дает нам целостного представления об эволюции бюджетной политики в обозначенный период [3]. В этой связи нами поставлена задача провести анализ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.