Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА'

ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
957
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тимиргалеева Рена Ринатовна, Рындач Марина Алексеевна, Сергеева Елена Анатольевна

В статье обоснована роль туризма в развитии экономики страны и ее регионов, доказана необходимость создания конкурентоспособных, востребованных и доступных турпродуктов. Показана необходимость проведения качественной и эффективной оценки туристического потенциала региона, которая является основой и предпосылкой планирования и оптимизации пространственной и хозяйственной организации территориальных туристических комплексов. Обоснована необходимость комплексной оценки туристических ресурсов региона, которые являются основой развития его туристского потенциала. Проведен анализ существующих подходов к оценке туристического потенциала региона и выявлены их недостатки. Предложено проводить системный анализ составляющих туристического потенциала региона. Для оценки туристического потенциала региона предложено учитывать дополнительный параметр - количественно-качественные характеристики номерного фонда объектов размещения в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тимиргалеева Рена Ринатовна, Рындач Марина Алексеевна, Сергеева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF USE AND DEVELOPMENT OF THE REGION'S TOURIST CAPACITY

The article substantiates the important role of tourism in the development of the economy of the country and its regions, and proves the need to create competitive, demanded and affordable tourist products. The need for a high-quality and effective assessment of the tourism potential of the region is shown, which is the basis and prerequisite for planning and optimizing the spatial and economic organization of territorial tourist complexes. The necessity of a comprehensive assessment of the region's tourist resources, which are the basis for the development of its tourist potential, has been substantiated. The analysis of existing approaches to assessing the tourism potential of the region is carried out and their shortcomings are revealed. It is proposed to carry out a systematic analysis of the components of the tourism potential of the region. To assess the tourist potential of the region, it is proposed to take into account an additional parameter - the quantitative and qualitative characteristics of the room stock of accommodation facilities in the region.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА»

УДК 338.48 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-172-177

ТИМИРГАЛЕЕВА Р.Р., РЫНДАЧ М.А., СЕРГЕЕВА Е.А. ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

РЕГИОНА

Ключевые слова: туристический потенциал региона, региональный туризм, системный анализ, индустрия туризма, оценка потенциала туризма.

В статье обоснована роль туризма в развитии экономики страны и ее регионов, доказана необходимость создания конкурентоспособных, востребованных и доступных турпродуктов. Показана необходимость проведения качественной и эффективной оценки туристического потенциала региона, которая является основой и предпосылкой планирования и оптимизации пространственной и хозяйственной организации территориальных туристических комплексов. Обоснована необходимость комплексной оценки туристических ресурсов региона, которые являются основой развития его туристского потенциала. Проведен анализ существующих подходов к оценке туристического потенциала региона и выявлены их недостатки. Предложено проводить системный анализ составляющих туристического потенциала региона. Для оценки туристического потенциала региона предложено учитывать дополнительный параметр - количественно-качественные характеристики номерного фонда объектов размещения в регионе.

TIMIRGALEEVA, R.R., RYNDAC, M.A., SERGEEVA, E.A.

ASSESSMENT OF USE AND DEVELOPMENT OF THE REGION'S TOURIST CAPACITY

Key words: tourism potential of the region, regional tourism, system analysis, tourism industry, assessment of tourism potential.

The article substantiates the important role of tourism in the development of the economy of the country and its regions, and proves the need to create competitive, demanded and affordable tourist products. The need for a high-quality and effective assessment of the tourism potential of the region is shown, which is the basis and prerequisite for planning and optimizing the spatial and economic organization of territorial tourist complexes. The necessity of a comprehensive assessment of the region's tourist resources, which are the basis for the development of its tourist potential, has been substantiated. The analysis of existing approaches to assessing the tourism potential of the region is carried out and their shortcomings are revealed. It is proposed to carry out a systematic analysis of the components of the tourism potential of the region. To assess the tourist potential of the region, it is proposed to take into account an additional parameter - the quantitative and qualitative characteristics of the room stock of accommodation facilities in the region.

Постановка проблемы исследования. С каждым годом современная индустрия туризма занимает все более важное место в экономике страны. Более того, туризм - это стратегическая для России отрасль, о чем свидетельствует утвержденная Правительством РФ «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». Текущий кризис на туристическом рынке выявил проблемы, которые копились в отрасли годами, показывая настоятельную необходимость в изменении подходов к организации бизнес-процессов в туризме. Разрабатывая и принимая вышеуказанные документы, Правительство и отраслевое руководство прогнозируют достижение значительных результатов в реализации стратегии к 2035 году. К примеру, речь идет об увеличении количества внутренних туристических поездок на одного жителя страны в среднем более чем в два раза. Прогнозируется также тройное увеличение экспорта туристических услуг и инвестиций в сферу туризма. В целом, по результатам реализации намеченных в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», ожидается, что Россия займет не ниже десятого места в списке самых популярных для посещения мест для зарубежных туристов.

Среди направлений Стратегии обращает на себя внимание необходимость создания конкурентоспособного туристского продукта, который должен быть востребованным и доступным [2]. В этой связи необходимо обеспечить не только комплексное развитие, но и обязательное благоустройство туристско-рекреационных территорий [3]. Особое внимание необходимо уделить развитию инфраструктуры туризма и, как отмечалось, цифровизации индустрии туризма, которая направлена на повышение эффективности работы отрасли, ее прозрачности, сокращение транзакционных издержек и других положительных эффектов, в том числе - комфорт и безопасность туристов [4].

Анализ последних исследований и публикаций. Анализ ряда литературных источников [1, 5-7] показал, что важной задачей развития индустрии туризма и его потенциала является решение вопросов полномасштабной оценки использования не только имеющегося потенциала, но поиск ресурсов и резервов, которые могут и должны быть вовлечены в процесс реализации проектов развития туристской отрасли и туристско-рекреационных регионов.

Оценка туристического потенциала территории является не только одной из важных задач обеспечения развития туристической сферы, но и важной предпосылкой ее планирования,

оптимизации пространственной и хозяйственной организации территориальных туристических комплексов [8].

Изложение основного материала исследования. Как показало исследование, первоочередным заданием обеспечения устойчивого развития индустрии туризма является оценка его ресурсного потенциала. Именно оценка туристических ресурсов, являющейся основой развития туристического потенциала, является важной предпосылкой планирования всей туристической отрасли, как в национальном, так и в региональном масштабе, а также основой оптимизации пространственной и хозяйственной организации территориальных туристско-рекреационных комплексов и дестинаций [8]. Отсутствие данных объективной оценки приводит к возникновению трудностей при реализации программ развития отрасли, а также привлечения инвесторов.

Несмотря на то, что туристический потенциал является базой развития туристической деятельности, туристической отрасли и туристско-рекреационных регионов, сам по себе он представляет собой достаточно инертную категорию, которая требует активизации в направлении получения необходимого социального и экономического эффекта. Из-за этого неэффективно используется имеющийся туристический потенциал как отдельных регионов, так и страны в целом, что приводит к потере возможностей развития туристической отрасли. Вместе с тем, экономико-географическое положение, наличие природных ресурсов, курортных зон, памятников истории и культуры позволяет утверждать, что регионы Российской Федерации обладают высоким потенциалом развития туризма и высокой инвестиционной привлекательностью.

Нужно отметить, что отечественная и зарубежная практика уже продемонстрировала значительный опыт не только в проведении оценки туристических ресурсов территорий, но и в вопросах пространственного планирования рекреационного хозяйства на основе данной оценки. Вместе с тем, пока что отсутствует единая общепризнанная методика, позволяющая провести комплексную оценку. Данное обстоятельство проявляется в тех оценках, которые сегодня даются для характеристики состояния туристических ресурсов. Существующая сегодня оценка носит абстрактный характер, когда используются малоинформативные термины, которые не имеют никакой конкретики и совершенно не отражают реальное состояние рекреационной базы туризма (к примеру, «большие», «колоссальные», «огромные» и т.п.).

Решению проблемы оценки туристско-рекреационных ресурсов посвящено много работ, начиная с 60-х годов прошлого столетия. В последние годы появились методики, в которых применяются более новые факторы, расширяющие представление о туристических ресурсах. Так, для оценки начали использовать такие факторы, как:

- разнообразие ландшафтов;

- пейзажно-эстетическую привлекательность территорий;

- интенсивность движения междугородних и городских маршрутов, их вид и состояние;

- плотность и историческое значение архитектурных, археологических и исторических памятников;

- наличие спортивных объектов на территории пребывания туристов, их пропускная способность;

- наличие и число санаторно-профилактических учреждений, объектов размещения;

- наличие и значимость учреждений культуры;

- наличие и разнообразие туристических маршрутов разного типа.

Отдельное внимание в последние годы при анализе и оценке туристических ресурсов специалисты стали уделять ОК-технологиям, которые позволяют автоматизировать процесс оценки, а также давать картографический анализ. Особое значение имеет внедрение инновационных технологий, которые оказывают существенное влияние на бизнес-процессы в сфере туризма. Среди таких технологий отметим технологии блокчейн, которые могут быть эффективно использованы онлайн агентствами; метапоисковые системы, GРS и т.п., что позволяет кардинально изменять бизнес-процессы в туризме [4].

Важное значение имеет качество информационного сопровождения туризма, оказывающее влияние на качество туристического продукта и услуги. Вопросы информационного обеспечения в определенной степени определяют имидж туристских дестинаций и формируют их привлекательность для туристов. Развитие информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ) оказывает влияние на развитие тех или иных видов туризма. Так, именно за счет появления новых возможностей информационно-коммуникационных технологий в последнее время получил развитие самодеятельный туризм. Это связано с тем, что ИКТ позволяют туристам самостоятельно бронировать туристические услуги, средства размещения, билеты на транспорт, каршеринг и т.п. Как видим, информационное сопровождение туристического бизнеса представляет собой совокупность информационной базы данных о туристической деятельности и специализированных информационных технологий, предназначенных для ее обработки, которые обеспечат эффективное функционирование туристского бизнеса на всех уровнях управления туризмом. Прежде всего речь идет о таких информационных процессах, как турагент -туроператор - принимающий туроператор.

Итак, современные условия требуют комплексной оценки туристических ресурсов, что станет объективной основой развития туристского потенциала. Кроме того, грамотно и всесторонне проведенный анализ может и должен стать базой для разработки и реализации эффективного механизма использования туристских ресурсов, возможности для обоснованного использования принципа платности природопользования. Без соответствующей системы оценки в разы усложняется разработка эффективных и результативных механизмов управления развитием туризма, а также осуществление контроля за всеми последствиями туристической деятельности -от социальных до экологических и экономических.

Прежде чем говорить о развитии туристического потенциала, необходимо определиться с понятиями, на которые будем опираться в своем исследовании. Основным понятием и объектом данного исследования является туристический потенциал, который уже изучен и проанализирован достаточно полно в научной и учебной литературе. Однако вопросы оценки использования туристического потенциала, в том числе, в условиях ограниченных ресурсов, остаются еще мало изученными, что и определило актуальность и цель настоящего исследования.

Прежде всего отметим многоаспектность туристического потенциала, что отражается в его отождествлении с такими понятиями, как: «туристический ресурс», «туристическая способность», «туристическая привлекательность», «туристическая обустроенность» и т.п. Кроме того, говоря о туристическом потенциале, необходимо четко понимать - о субъекте какого уровня (мега-, макро, мезо-, микро-) идет речь.

Поскольку мы определили объектом исследования туристический потенциал региона, то остановимся именно на этом уровне (уровень региона, дестинации), а также на уровне кластеров - объединений по институциональной, географически близкой, информационно однородной, ценностно ориентированным или сгруппированным по потребительским характеристикам турпродуктам. Отметим, что это, прежде всего, такие ресурсы:

- инструментарий управленческого воздействия;

- ресурсосберегающие технологии;

- экономические связи;

- механизмы поддержки субъектов туристической индустрии, в том числе, интеллектуальные, коммуникативные, репутационные и другие.

Для решения поставленной задачи предлагаем провести системный анализ составляющих туристического потенциала, который включает ряд логически организованных действий:

- выбор показателей оценки и методов их расчета;

- выбор критериев оценки уровня туристического потенциала того или иного субъекта -региона, территории и т.д.;

- определение формы реализации выявленного потенциала и объекта влияния.

Заключительным этапом является установление порядка принятия управленческих

решений, обеспечивающих развитие определенного туристического потенциала.

Данный подход к оценке использования и развития туристического потенциала учитывает не только ресурсную составляющую, но также и процессную, и содержательную составляющие туристического потенциала региона.

Отметим, что для туристической отрасли, основной продукции которой являются услуги, важными ресурсами, отражающими потенциал, является репутация региона и опыт в предоставлении туристических услуг. Это особенно важно в условиях нестабильности, когда меняется рыночный спрос, уменьшается активность туристов, расширяются сферы применения

информационно-коммуникационных технологий в индустрии туризма, повышается значимость репутации и уровень предоставления взятых на себя услуг отдельным субъектом отрасли. При этом, такой показатель, как репутация и полноценность выполнения взятых на себя обязательств, формируют критерий цены имиджа субъекта индустрии туризма, который оказывает существенное влияние на выбор потребителей, когда при прочих равных условиях потребитель отдает предпочтение тому или иному региону, субъекту туристической отрасли.

Для оценки использования и развития туристического потенциала региона предлагаем модель, которая учитывает все факторы и составляющие:

- уровень субъекта;

- формы сотрудничества в отрасли;

- объекты влияния на развитие потенциала.

Также необходимо учесть необходимость проведения результатов оценки еще ряда факторов:

- туристический баланс, потенциал региона на уровне дестинаций;

- шкалу потребностей гостей региона;

- репутационный и интеллектуальный потенциал региона (дестинации);

- уровень доверия к турпродукту (рис.1).

Одним из показателей оценки туристического потенциала региона является показатель туристического баланса, который рассчитывается как разница между въезжающими и выезжающими туристами - расчет туристических потоков.

Формирование базы данных о туристических ресурсах территории

Оценка:

- туристских ресурсов;

- репутации региона;

- туристического баланса;

- уровня доверия

Формирование туристского

рейтинга территорий

ч_

У

Разработка мероприятий по развитию туристского потенциала

Ф

Мониторинг туристских ресурсов

Рисунок 1. Модель комплексной оценки туристского потенциала региона

Несмотря на то, что оценка туристического потенциала по данной методике применяется достаточно широко, нужно отметить, что она не является совершенной. В последнее время появились варианты усовершенствованной методики, дополненной за счет инструментария, получившего название «социальная физика». Данный подход позволяет рассчитать не только количественные субъективные показатели генетического анализа, но и учесть факторы «точек притяжения» туристов, которые могут быть достаточно разнообразными - от ценностного ценообразования и ценности туристических ресурсов для туристов до коммуникативной активности региона.

Исследователи и практики положительно оценивают, к примеру, методику, позволяющую оценить сбалансированное использование туристических ресурсов региона на основе гравитационного моделирования с прогнозированием туристической активности региона.

Так, автор работы [9], достаточно убедительно доказали, что гравитационные модели базируются на следующем допущении: объемы туристических потоков между регионами прямо пропорциональны и обратно пропорциональны расстоянием между ними:

„.. , Mjmi J DÍ;2 '

где Mj - степень атрактивности региона для туристов (степень концентрации туристов на объектах региона, которые используются для туризма и рекреации);

D - расстояние между регионами, выраженное в единицах геодезического расстояния, временном или стоимостном эквиваленте;

k - коэффициент пропорциональности.

Что касается обеспеченности ресурсами (R), то данный показатель является константой конкретного региона. Однако такие показатели, как степень привлекательности региона (территории), их место в системе преимуществ для туристов из разных стран и регионов характеризуется параметром g.

Еще одной составляющей туристической «массы» являются количественно-качественные характеристики номерного фонда объектов размещения (W), находящихся в регионе, которые являются неотъемлемой частью регионального туристического продукта. Отметим, что рассматриваемый параметр является важным элементом туристического предложения, производной от спроса и непосредственно оказывает на него влияние. Учитывая, что цены на аналогичные услуги в других регионах могут существенно отличаться, необходимо ввести коэффициент, отражающий степень различия цен - ß, который определяется как отношение между ценами на аналогичные турпродукты на территории i-го и j-го регионов.

Выводы. Таким образом, приходим к выводу, что туристический потенциал является одновременно и ресурсом, и резервом для развития регионального туризма. Кроме того, туристический потенциал разных территорий/регионов имеет свою цену, которой можно манипулировать в направлении повышения ценности и значимости тех или иных туристических и рекреационных ресурсов региона.

Литература и источники

1. Александрова А.Ю., Аигина Е.В. Стратегии развития туризма в странах и регионах мира: учебник. - M.: КноРус, 2020. - 300 с.

2. Бубнов А.В., Кусков А.С. Кластерное развитие российского туризма: правовые и экономико-управленческие аспекты: монография. - M.: Русайнс, 2020. - 201 с.

3. Белозерова Ю.М. Сборник предложений участников круглых столов но вопросам повышения эффективности реализации туристского потенциала субъектов РФ, участвующих в реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ: сборник материалов. - M.: Русайнс, 2019. - 64 с.

4. Тимиргалеева Р.Р. Влияние основных трендов цифровизации на развитие туризма // Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса. Mатериалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - M., 2021. - С. 467-473.

5. Гладилин В.А. Индустрия российского туризма: глобализация, политика, новые возможности: монография. - M.: Русайнс, 2020. - 219 с.

6. ДжанджугазоваЕ.А., ЧерниковаЛ.И., Фаизова Г.Р. Туризм и региональное развитие в условиях новых российских реалий: монография. - M.: Русайнс, 2020. - 146 с.

7. Левченко К.К., Левченко Т.П. Развитие въездного туризма и его влияние на экономику территории: монография. - M.: Русайнс, 2020. - 115 с.

В. Ульянченко Л.А., Виноградова М.В., Гладская И.Г. Региональные туристские комплексы и кластеры: монография. - M.: Русайнс, 2020. - 151 с.

9. Zabaldina, Yu. B, and Lishchynskyi, O. L. Dvi adaptyvni modeli korotkostrokovoho prohnozuvannia turystychnykh potokiv [Two adaptive model of short-term forecasting tourist flows]. Stratehiia rozvytku Ukrainy (ekonomika, sotsiolohiia, pravo), no. 1 (200б): 40б-410.

References and Sources

1. Aleksandrova A.Yu., Aigina E.V. Strategii razvitiya turizma v stranah i regionah mira: uchebnik. - M.: KnoRus, 2020. - 300 s.

2. Bubnov A.V., Kuskov A.S. Klasternoe razvitie rossijskogo turizma: pravovye i ekonomiko-upravlencheskie aspekty: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 201 s.

3. Belozerova Yu.M. Sbornik predlozhenij uchastnikov kruglyh stolov po voprosam povysheniya effektivnosti realizacii turistskogo potenciala sub"ektov RF, uchastvuyushchih v realizacii meropriyatij federal'noj celevoj programmy «Razvitie vnutrennego i v"ezdnogo turizma v RF: sbornik materialov. - M.: Rusajns, 2019. - б4 s.

17б

4. Timirgaleeva R.R. Vliyanie osnovnyh trendov cifrovizacii na razvitie turizma // Strategii i sovremennye trendy razvitiya predpriyatij turistskogo i gostinichnogo biznesa. Materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - M., 2021. - S. 467-473.

5. Gladilin V.A. Industriya rossijskogo turizma: globalizaciya, politika, novye vozmozhnosti: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 219 s.

6. Dzhandzhugazova E.A., Chernikova L.I., Faizova G.R. Turizm i regional'noe razvitie v usloviyah novyh rossijskih realij: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 146 s.

7. Levchenko K.K., Levchenko T.P. Razvitie v"ezdnogo turizma i ego vliyanie na ekonomiku territorii: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 115 s.

8. Ul'yanchenko L.A., Vinogradova M.V., Gladskaya I.G. Regional'nye turistskie kompleksy i klastery: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 151 s.

9. Zabaldina, Yu. B, and Lishchynskyi, O. L. "Dvi adaptyvni modeli korotkostrokovoho prohnozuvannia turystychnykh potokiv" [Two adaptive model of short-term forecasting tourist flows]. Stratehiia rozvytku Ukrainy (ekonomika, sotsiolohiia, pravo), no. 1 (2006): 406-410.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТИМИРГАЛЕЕВА РЕНА РИНАТОВНА - доктор экономических наук, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма (renatimir@gmail.com)

РЫНДАЧ МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат экономических наук, доцент, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Ялта.

СЕРГЕЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Ялта

TIMIRGALEEVA RENA R. - Doctor of Economics, Chief Researcher, Research Institute of Agriculture of Crimea. RYNDAC, MARINA A. - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Yalta SERGEEVA, ELENA A. - Ph.D. in Economics, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Yalta.

УДК 338.48 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-177-181

ТИМИРГАЛЕЕВА Р.Р. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ)

Ключевые слова: туристический потенциал региона, индустрия туризма, механизмы развития потенциала туризма.

В статье обоснована необходимость использования дополнительных механизмов развития туристического потенциала города федерального значения Севастополь. На основе анализа компонентного состава туристического потенциала города, сделан вывод о том, что Севастополь не в полной мере использует потенциал природных и культурно-исторических ресурсов. Представлен алгоритм перевода объектов из явлений природного и антропогенного происхождения в состав перспективных туристических объектов. Для устранения выявленных проблем и барьеров неэффективного использования потенциала туристских ресурсов города федерального значения Севастополь предложено реализовать ряд механизмов и мер экономического стимулирования.

TIMIRGALEEVA, R.R.

MECHANISMS FOR DEVELOPING THE REGION'S TOURIST CAPACITY (ON THE EXAMPLE OF THE FEDERAL CITY OF SEVASTOPOL)

Key words: tourism potential of the region, tourism industry, mechanisms for the development of tourism potential.

The article substantiates the need to attract additional mechanisms for the development of the tourist potential of the federal city of Sevastopol. Based on the analysis of the component composition of the city's tourism potential, it was concluded that Sevastopol does not fully use the potential of natural, cultural and historical resources. An algorithm for transferring objects from natural and anthropogenic phenomena to the quality of tourist objects is presented. To eliminate the identified problems and barriers to ineffective use of the potential of the tourist resources of the federal city of Sevastopol, it was proposed to implement a number of mechanisms and measures of economic incentives.

Город федерального значения Севастополь обладает уникальными туристско-рекреационными, природными и культурно-историческими ресурсами, а также богатой экосистемой. Отдельно следует отметить такой важный ресурс, как молодежь. Вместе с тем, существующий ресурсный потенциал для развития туризма и рекреации Севастополя используется не в достаточной мере, что актуализирует необходимость поиска действенных механизмов государственной и региональной политики в данном направлении. Кроме того, эффективное использование туристского потенциала территории создает возможности для обеспечения социально-экономического развития города, роста деловой активности и предпринимательской инициативы, развития туристического бизнеса, деловой и коммуникационной инфраструктуры, увеличения занятости местного населения, поступлений в местный бюджет, развития творческой, интеллектуальной и предпринимательской самореализации молодежи и, в конечном итоге, повышения уровня и качества жизни населения.

Сегодня сфера развития туризма интересует многих зарубежных и отечественных авторов, среди которых отметим И. Ансоффа, Э. Боумена, П. Друкера, М. Портера, Г. Хэмела, проводившими исследования вопросов формирования стратегии развития в рамках отдельной отрасли. Со своей стороны, Ю.И. Блохин, Ю. В. Богданов посвятили свои исследования вопросам разработки принципов развития туризма в рыночной экономике, а А.Н. Галенская, С.Е. Корнеев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.