Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА'

К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / М.М. СПЕРАНСКИЙ / Д.А. ГУРЬЕВ / М.А. БАЛУГЬЯНСКИЙ / "ПЛАН ФИНАНСОВ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рылова Елизавета Михайловна, Шляхов Михаил Юрьевич

В статье освещены основные изменения в бюджетной политике Российской империи в первый период царствования Александра I. Показаны теоретические основы построения новой бюджетной политики государства, проанализирован проект реформы М.М. Сперанского («План финансов»). Рассмотрены конкретные меры по изменению бюджета Российской империи и влияние новой финансовой политики на экономику страны. Отмечается, что изменения в бюджетной политике носили противоречивый характер. Положительное значение имели попытки вести единый бюджет государства и контролировать его с помощью министерства финансов, ограничить эмиссию бумажных ассигнаций, соотнести траты государства с реальным положением в экономике, ускорить денежное обращение в стране и удешевить кредит. Вместе с тем, принципы новой денежно-кредитной политики, бюджетные правила реализовывались ограниченно. Бюджетные проблемы решались в значительной степени за счет ежегодных выпусков ассигнаций, так что до Отечественной войны 1812 г. они составили сумму в 365 млн. рублей, что, в свою очередь, привело к избытку бумажных денег в обращении. Данная ситуация имела печальные последствия для финансового положения страны. Три рубля ассигнациями отдавались за рубль серебром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON THE EVOLUTION OF THE BUDGETARY POLICY OF THE RUSSIAN EMPIRE AT THE BEGINNING OF THE XIX CENTURY

The article highlights the main changes in the budgetary policy of the Russian Empire in the first period of the reign of Alexander I. It shows the theoretical foundations for building a new budgetary policy of the state, analyzes the reform project of M.M. Speransky ("Plan of Finance"). Specific measures to change the budget of the Russian Empire and the impact of the new financial policy on the country's economy are considered. It is noted that changes in budgetary policy were contradictory. Attempts to maintain a single state budget and control it with the help of the Ministry of Finance, to limit the emission of paper notes, to correlate government spending with the real situation in the economy, to speed up money circulation in the country and to reduce the cost of credit had a positive significance. At the same time, the principles of the new monetary policy and budgetary rules were implemented to a limited extent. Budgetary problems were solved to a large extent due to the annual issues of banknotes, so that before the Patriotic War of 1812 they amounted to 365 million rubles, which, in turn, led to an excess of paper money in circulation. This situation had dire consequences for the country's financial situation. Three rubles in banknotes were given for a ruble in silver.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА»

1. Bubnov A.V., Kuskov A.S. Klasternoe razvitie rossijskogo turizma: pravovye i ekonomiko-upravlencheskie aspekty: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 201 s.

2. Belozerova YU.M. Sbornik predlozhenij uchastnikov kruglyh stolov po voprosam povysheniya effektivnosti realizacii turistskogo potenciala sub"ektov RF, uchastvuyushchih v realizacii meropriyatij federal'noj celevoj programmy «Razvitie vnutrennego i v"ezdnogo turizma v RF: sbornik materialov. - M.: Rusajns, 2019. - 64 s.

3. Gladilin V.A. Industriya rossijskogo turizma: globalizaciya, politika, novye vozmozhnosti: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 219 s.

4. Dzhandzhugazova E.A., CHernikova L.I., Faizova G.R. Turizm i regional'noe razvitie v usloviyah novyh rossijskih realij: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 146 s.

5. Levchenko K.K., Levchenko T.P. Razvitie v"ezdnogo turizma i ego vliyanie na ekonomiku territorii: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 115 s.

6. Ul'yanchenko L.A., Vinogradova M.V., Gladskaya I.G. Regional'nye turistskie kompleksy i klastery: monografiya. - M.: Rusajns, 2020. - 151 s.

7. Chikin A.M. Sevastopol'. Istoriko-literaturnyj spravochnik. «Veber». - Sevastopol', 2008. - 400 s.

ТИМИРГАЛЕЕВА РЕНА РИНАТОВНА - доктор экономических наук, профессор, Севастопольский государственный университет

TIMIRGALEEVA RENA R. - Doctor of Economics, Professor, Sevastopol State University, Sevastopol

УДК. 336.1.07 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-181-185

РЫЛОВА Е.М., ШЛЯХОВ М.Ю. К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА

Ключевые слова: бюджетная политика, М.М. Сперанский, Д.А. Гурьев, М.А. Балугьянский, «План финансов».

В статье освещены основные изменения в бюджетной политике Российской империи в первый период царствования Александра I. Показаны теоретические основы построения новой бюджетной политики государства, проанализирован проект реформы М.М. Сперанского («План финансов»). Рассмотрены конкретные меры по изменению бюджета Российской империи и влияние новой финансовой политики на экономику страны. Отмечается, что изменения в бюджетной политике носили противоречивый характер. Положительное значение имели попытки вести единый бюджет государства и контролировать его с помощью министерства финансов, ограничить эмиссию бумажных ассигнаций, соотнести траты государства с реальным положением в экономике, ускорить денежное обращение в стране и удешевить кредит. Вместе с тем, принципы новой денежно-кредитной политики, бюджетные правила реализовывались ограниченно. Бюджетные проблемы решались в значительной степени за счет ежегодных выпусков ассигнаций, так что до Отечественной войны 1812 г. они составили сумму в 365 млн. рублей, что, в свою очередь, привело к избытку бумажных денег в обращении. Данная ситуация имела печальные последствия для финансового положения страны. Три рубля ассигнациями отдавались за рубль серебром.

RYLOVA, E.M., SHLYAKHOV, M.Y.

TO THE QUESTION ON THE EVOLUTION OF THE BUDGETARY POLICY OF THE RUSSIAN EMPIRE AT THE BEGINNING OF THE XIX CENTURY

Key words: budget policy, M.M. Speransky, D.A. Guryev, M.A. Balugyansky, "Finance plan".

The article highlights the main changes in the budgetary policy of the Russian Empire in the first period of the reign of Alexander I. It shows the theoretical foundations for building a new budgetary policy of the state, analyzes the reform project of M.M. Speransky ("Plan of Finance"). Specific measures to change the budget of the Russian Empire and the impact of the new financial policy on the country's economy are considered. It is noted that changes in budgetary policy were contradictory. Attempts to maintain a single state budget and control it with the help of the Ministry of Finance, to limit the emission of paper notes, to correlate government spending with the real situation in the economy, to speed up money circulation in the country and to reduce the cost of credit had a positive significance. At the same time, the principles of the new monetary policy and budgetary rules were implemented to a limited extent. Budgetary problems were solved to a large extent due to the annual issues of banknotes, so that before the Patriotic War of 1812 they amounted to 365 million rubles, which, in turn, led to an excess of paper money in circulation. This situation had dire consequences for the country's financial situation. Three rubles in banknotes were given for a ruble in silver.

Проблема формирования бюджета и проведения системной финансовой и фискальной политики в Российской империи первой четверти XIX века остается недостаточно изученной в отечественной экономической и исторической литературе. Большинство исследований по данной проблеме представлено обобщающими работами, в которых рассматривается экономическая политика эпохи императора Александра I, в целом, в том числе финансовая [1]. В этих работах содержится общая характеристика проблемы ухудшения экономического положения в стране, отображены основные причины бюджетного кризиса 1809-1811 гг., отражено общее содержание реформ, которые проводились для стабилизации кризисной экономики [2]. В отдельных трудах более подробно рассматриваются основные аспекты трансформации финансовой политики Российской империи, рассмотренные через анализ реформаторской деятельности М.М. Сперанского, что, впрочем, также не дает нам целостного представления об эволюции бюджетной политики в обозначенный период [3]. В этой связи нами поставлена задача провести анализ

процесса формирования бюджетной политики Российской империи при Александре I, ее особенностей и противоречий.

В предшествующий период XVIII века - до вступления на престол Александра I - в Российской империи, как и в других европейских странах, проблема формирования бюджета была одной из важнейших в проводимой внутренней политике государства. Характерной чертой данного периода было стабильное превышение расходов над доходами, наличие внешнего и внутреннего долга. Данная проблема была присуща не только Российской империи, но и другим европейским странам. Особенно остро она ощущалась в военное время, когда финансовое положение ухудшалось наиболее заметно, поскольку военные нужды стимулировали изменения в налоговых системах и увеличение расходов государства. Обычным методом восполнения дефицита в этих условиях выступало увеличение государством доходных статей бюджета. В числе важнейших статей дохода, которыми можно было достаточно легко управлять, в XVIII веке являлись, во-первых, косвенные налоги, которыми облагались предметы потребления (основные - на алкоголь, соль, табак), во-вторых, пошлины на ввозимые товары из-за границы [3, с. 232]. Мерой почти бесконтрольного пополнения государственной казны в России во второй половине XVIII века стала также эмиссия бумажных ассигнаций, не обеспеченных ценностью производимых товаров, объемами торговых сделок, либо ценными металлами. Активное использование приведенных мер для восполнения пустеющей государственной казны принесло результаты, прямо обратные искомым. Характерной приметой времени стали постоянная нехватка средств, падение покупательной способности бумажных денег и снижение собираемости налогов и пошлин.

Европейская экономическая мысль второй половины XVIII века в теории физиократов и в появившейся экономической теории Адама Смита остро ставила проблемы соотношения объемов бумажных ассигнаций и металлических денег, ратовала за проведение такой государственной политики, которая бы приводила к умножению капитала всего государства.

В начале XIX века формируется отечественная школа государственников - экономистов и юристов, которые придерживались новых идей и пропагандировали их в печати и среди государственных чиновников-реформаторов. Видное место, среди них занимал Михаил Андреевич Балугьянский, который в 1806 году в российском экономическом журнале, следующим образом описывал ситуацию в финансах страны: «Деньги как часть обращающегося капитала в Государстве, имеют величайшее сходство с неподвижным, или стоячем капиталом. Если бумага заменяет место золотых и серебренных денег, то весьма дорого стоящее орудие мены заменится несравненно дешёвыми и притом во многих случаях выгодными условиями. Сверх этого невозможно всегда и за все платить наличными деньгами. Таким образом появилась потребность в создании кредита и бумажных денег. Стоит заметить, что между бумагою представляющую деньги, и бумагою представляющую капиталы находится великая и при том существенная разница. Смешение произвело великое замешательство в понятиях и в управлении Государственного хозяйств» [4]. Из этой пространной цитаты, видно, что М.А. Балугьянский видел взаимосвязь между совокупностью капитала в виде имущества и денежной массы, саму же денежную массу понимая, как сумму разных видов денежных агрегаторов. Проведение государственной политики, по его мнению, должно было являться таким, чтобы поддерживать нормальное соотношение между капиталом и денежной массой, которая должна была, в свою очередь, стимулировать развитие экономики страны.

В активной реформаторской деятельности начала царствования Александра I финансовая составляющая занимала важное место. Расстройство финансов, связанное с чрезмерным выпуском ассигнаций, бюджетный дефицит, а также необходимость денежного обеспечения реформ требовали немедленного составления перечня мероприятий, призванных исправить существующее положение. В данном контексте существенные перемены начались уже в 1802 году, когда был издан манифест «Об учреждении министерств» [5], в котором говорилось о том, что министр финансов должен в конце каждого года составлять для наступающего года подробный штат общих государственных расходов и производить разассигнование государственных доходов по разным частям государственных расходов [6].

Данное событие положительно повлияло на финансовую ситуацию в стране, но было явно недостаточным для восстановления экономики. В связи с этим Александр I поручил разработать

комплексный план развития экономики и обеспечения устойчивого роста государственных доходов. Поступило множество разнородных проектов, но все они представляли временные меры и притом большинство из них плохо учитывали возможные негативные последствия своей реализации. «125 миллионов доходу, 225 миллионов расходу, 577 миллионов долгу. Ни малейшего запасного фонда, ни одного готового источника, самое нестройное управление казначейства» [7, с. 196] - вот какой была исходная точка, от которой надлежало идти к «исправлению» финансов.

Несмотря на сложную ситуацию, выдающийся государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский, приступил к реформированию финансового управления и налаживанию бюджетной политики, опираясь на идеи европейских экономистов [8, с. 235]. В основу реформ М.М. Сперанский заложил также теоретические идеи М.А. Балугьянского, и уже 1810 году совместно с Д.А. Гурьевым разработал знаменитый «План финансов» [9], заключавший в себе целый ряд указаний относительно бюджета.

М.М. Сперанский считал, что в кризисной ситуации необходимо «исхитить финансы из опасного положения». Чтобы это осуществить, он предложил два варианта: во-первых - это платить долги, а во-вторых - уравнять доход с расходом. Именно из этого основного посыла сложились две разные части плана: система кредитная и равновесие доходов. Первая часть плана - кредитная, включала в себя основные действия, которые следовало предпринять для уплаты долгов. Вкратце, можно выделить следующие положения: во-первых, остановка выпуска ассигнаций, во-вторых, выделение из государственного имущества капитала для погашения долга, в-третьих, открытие займа для ускорения движения данного капитала [10]. Предлагалось завершить выпуск бумажных денег, выведя их из обращения. Мероприятие должно было уравнять серебро с ассигнационной монетой [11, с. 250]. Но данный план встретил множество возражений.

В 1812 году Гурьев пришел к выводу о необходимости замены ассигнаций кредитными билетами, однако не успел это осуществить. Не было реализовано и предложение М.М. Сперанского о введении монетной системы, основанной на серебре. Вместо этого, Манифест от 9 апреля 1812 г. [12], основную ставку в обращении делал на увеличении выпуска ассигнаций, обеспечивавшихся податями. Дальнейшая корректировка финансовой политики государства была связана с тем, что к внутренним проблемам страны в это время прибавились и внешние, прежде всего, такие как Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии, которые принесли немалый ущерб государственным финансам.

В целом, в начале царствования императора Александра I распоряжения об ассигнациях были весьма разнообразны. В первое десятилетие экономика страны пополняла недостатки государственных доходов ежегодными выпусками ассигнаций, так что в течение этого времени они составили сумму в 365 млн. рублей, что, в свою очередь, привело к избытку бумажных денег в обращении. Данная ситуация имела печальные последствия для финансового положения страны. Три рубля ассигнациями отдавались за рубль серебром.

Приведем сравнительную таблицу, чтобы наглядно рассмотреть, как на практике шла реализации финансовых реформ М.М. Сперанского, Д.А. Гурьева.

Таблица 1.

Чистые показатели государственных доходов и расходов Российской империи в 1805-1815 гг.

[ 13, с. 630]

Год / млн. Доход Расход Выпуск ассигнаций [14, с.823]

1805 102.405 112.341 31.540

1806 103.082 108.529 27.040

1807 117.377 123.841 63.089

1808 118.449 134.405 95.039

1809 121.741 145.169 55.832

1810 170.576 184.717 46.172

1811 234.678 274.036 7.020

1812 268.665 287.704 64.500

1813 301.985 276.056 103.440

1814 307.917 302.744 48.791

1815 306.536 284.730 30.197

М.М. Сперанский считал, что основной задачей Министерства финансов является насыщение казны любыми способами, то есть увеличение доходной части бюджета. По таблице

можно увидеть, что план финансов имел положительное воздействие на экономику страны. С 1813 года по 1816 доходы страны превышали расходы [15]. Тем не менее бюджеты с 1807 года и в течение практически всего XIX века в основном составлялись с дефицитом.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что изменения, которые происходили при формировании бюджетной политики в царствование Александра I, носили противоречивый характер. Положительными явлениями стали попытки вести единый бюджет государства и контролировать его с помощью министерства финансов, ограничить эмиссию бумажных ассигнаций, соотнести траты государства с реальным положением в экономике, ускорить денежное обращение в стране и удешевить кредит. Основным недостатком данной политики было отношение императора и большинства государственных деятелей к этим мерам, как к вспомогательным, необходимым главным образом для осуществления активной внешней политики государства. Все принципы новой денежно-кредитной политики, бюджетные правила реализовывались ограниченно или отменялись вообще, в случае экстренной ситуации или под влиянием осуществления более важных задач внешней и внутренней политики государства. Тем не менее, итогом проведения новой финансовой политики в царствование Александра I стало законодательное закрепление идей необходимости проведения системной бюджетной политики, управления и ограничения бумажной денежной массы, разработки методов и мер контроля за расходно-приходными статьями бюджета государства и его отдельных ведомств. Данная политика оказала влияние на экономику, особенно в периоды сокращения массы бумажных ассигнаций.

Теоретические идеи и практические меры проведения взвешенной бюджетной политики, были реализованы уже в последующее царствование Е.Ф. Канкриным, особенно ярко проявившись в его известной денежной реформе 1830-1840-х годов. Однако идеи о Государственном контроле и едином бюджете государства, необходимость которых доказывал М.А. Балугьняский и М.М. Сперанский в своих работах в самом начале столетия, окончательно были реализованы лишь в эпоху великих реформ 1860-х годов.

Литература и источники

1. БогдановичМ.И. История царствования императора Александра I и России в его время. - СПб., 1869-1871. Т. III.

2. Ляхов А.Н. Основные черты социальных и экономических отношений в России в эпоху императора Александра I-го : (Опыт определения общего абриса народно-хозяйственного целого). - М., 1912.

3. Экономическая история СССР и зарубежных стран / Под ред. И. Н. Шемякина, А. А. Успенского, В. Т. Чунтулова, В. Г. Сарычева. - М.: Высшая школа, 1978.

4. Балудянский М. Национальное богатство. Изображение различных хозяйственных систем // Статистический журнал. - 1806. - т.1. - ч. 1. - С. 45-71.

5. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. - Т. XXVII. - № 20406 - С.243-248.

6. Полное собрание законов Российской империи Собр. 1. - Т. XXXI. - №№24307, 24686.

7. Сборник императорского русского исторического общества. - СПб., 1877. - Т. 45.

8. КорфМ.А. Жизнь графа Сперанского. - СПб., 1861.

9. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. - Т. XXXI. - № 24064.

10. Сперанский М.М. План финансов / под ред. А.Н. Козырина, сост. А.А. Ялбулганов. - М.: Статут. 1998.

11. Статистический журнал Императорская Академия Наук. - СПБ., -1806. - №4.

12. Полное собрание законов Российской Имеприи. Собр. 1-е. - Т. XXXVI. - № 27693.

13. Финансовые документы царствования Императора Александра I // Сборник императорского русского исторического общества. Т. 45. - СПб., 1885.

14. Шторх П.А. Материалы для истории государственных денежных знаков в России с 1653 по 1840 год // Журнал Министерства народного просвещения. 1868. №

15. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 1-е. - Т.XXXI. - №24686.

References and Sources

1. Bogdanovich M.I. Istoriya carstvovaniya imperatora Aleksandra I i Rossii v ego vremya. - SPb., 1869-1871. T. III.

2. Lyahov A.N. Osnovnye cherty social'nyh i ekonomicheskih otnoshenij v Rossii v epohu imperatora Aleksandra I-go: (Opyt opredeleniya obshchego abrisa narodno-hozyajstvennogo celogo). - M., 1912.

3. Ekonomicheskaya istoriya SSSR i zarubezhnyh stran / Pod red. I. N. Shemyakina, A. A. Uspenskogo, V. T. Chuntulova, V. G. Sarycheva. - M.: Vysshaya shkola, 1978.

4. Baludyanskij M. Nacional'noe bogatstvo. Izobrazhenie razlichnyh hozyajstvennyh sistem // Statisticheskij zhurnal. - 1806. - t.1. - ch.1. - S. 45-71.

5. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobr. 1. - T. XXVII. - № 20406 - S.243-248.

6. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii Sobr. 1. - T. XXXI. - №№24307, 24686.

7. Sbornik imperatorskogo russkogo istoricheskogo obshchestva. - SPb., 1877. - T. 45.

8. Korf M.A. Zhizn' grafa Speranskogo. - SPb., 1861.

9. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobr. 1-e. - T. XXXI. - № 24064.

10. Speranskij M.M. Plan finansov / pod red. A.N. Kozyrina, sost. A.A. Yalbulganov. - M.: Statut. 1998.

11. Statisticheskij zhurnal Imperatorskaya Akademiya Nauk. - SPB., -1806. - №4.

12. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imeprii. Sobr. 1-e. - T. XXXVI. - № 27693.

13. Finansovye dokumenty carstvovaniya Imperatora Aleksandra I // Sbornik imperatorskogo russkogo istoricheskogo obshchestva. T. 45. - SPb., 1885.

14. Shtorh P.A. Materialy dlya istorii gosudarstvennyh denezhnyh znakov v Rossii s 1653 po 1840 god // Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. 1868. №

15. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. Sobr. 1-e. - T.XXXI. - №»24686.

РЫЛОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАИЛОВНА - студентка Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина (202406@mail.ru)

ШЛЯХОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ - доцент Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина (mik-shlyakhov@yandex.ru)

RYLOVA, ELIZAVETA M. - student of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (202406@mail.ru) SHLYAKHOV, MIKHAIL Yu. - Associate Professor of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (mik-shlyakhov@yandex.ru).

УДК 330.341 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-185-189

БРЕЖНЕВ А.В., ГАЛЯС Д.В., ГЕВОНДЯН С.А.

ЦИФРОВАЯ ЭВОЛЮЦИЯ БИЗНЕСА: ПРИЧИНЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ВЫЗОВЫ

Ключевые слова: цифровой бизнес, цифровая трансформация, цифровизация, автоматизация, компьютеризация.

Актуальность статьи обусловлена проникновением цифровых технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности и осознанием бизнес-сообществом необходимости кардинальных изменений в организации бизнес-процессов для успешного функционирования в цифровом пространстве. Целью статьи является рассмотрение триггеров цифровой эволюции бизнеса -от автоматизации до цифровой трансформации. В рамках статьи решены следующие задачи: предпринята попытка разграничить понятия «автоматизация», «цифровизация», «цифровая трансформация». Освещено современное состояние цифрового бизнеса, рассмотрены положительные и отрицательные аспекты процессов цифровизации, а также тенденции развития цифрового бизнеса.

BREZHNEV, A.V., GALYAS, D.V., GEVONDYAN, S. A.

DIGITAL EVOLUTION OF BUSINESS: TRIGGERS, ACHIEVEMENTS AND CHALLENGES

Key words: digital business, digital transformation, digitalization, automation, computerization

The relevance of this article is stipulated by the penetration of digital technologies into all spheres of human life and the awareness of the business community of the need for fundamental changes in the organization of business processes for successful functioning in the digital environment. The aim of the article is to consider the triggers of digital business evolution from automation to digital transformation. Within the framework of this article, the following issues were addressed: an attempt was made to distinguish between the concepts of «automation», «digitalization», «digital transformation», the current state of digital business was highlighted, the positive and negative aspects of digitalization as well as trends in digital business development were considered.

Computers have recently appeared in our lives, changing it dramatically. We have witnessed how, in a short period of time, humanity made a breakthrough in the field of IT. Most of us remember those times, when phones were of a brick size, or when personal computers with cathode monitors were in depressing grey colour. Some of us may even remember server rooms with magnetic tapes and a single command line monitor for interacting with electronics. We don't often think about the fact that the AGC (Apollo Guidance Computer) onboard computer that did all the calculations for NASA and their Apollo 11 mission (which landed Armstrong on the moon) used only 64KB of memory and a processor that ran at 43KHz (that's 0.043 MHz) per second [1]. Today people use toasters with more processing power. So, what happened in just 50 years that we do have a computer in our pockets that can run 120 million Apollo 11 missions simultaneously?

Gordon Moore and his Moore's Law are to be blamed for this. This observation, which later became a law, says that the number of transistors on a microchip doubles every two years, and the price drops by half [2]. In recent years, growth has begun to slow down a little (from 40% to 30%) [3]. Soon, transistor and processor designers will not be able to make components even smaller, and thus, the limit of binary processors will be reached. Our future will lie in quantum computers. At the moment, humanity accumulatively creates and sends ~ 1000 petabytes (this is 1 million terabytes) in total every day through the same TCP / IP protocol stack. With the imminent implementation of IPv6 and the change of the standard Internet to the Internet of Things, professions in all aspects of digital business will be much sought after. A complete connection of our homes, cars and applications to one centralized system via the Internet is not far off. By now, you can turn on the robot vacuum cleaner, set the oven temperature for warming up and lower the curtains in the apartment during a trip home on the subway. But all these systems are to be invented, developed, tested, implemented and supported by someone.

The entire business, from small to large, is trying to automate as many of its processes as possible in order to reduce labour intensity by transmitting some of the human functions to machines, hence, boost productivity, and eliminate the human error factor from as many processes as possible. It is quite logical that a business, created with one goal to make money, will try to minimize the cost aspects and maximize

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.