Научная статья на тему 'Базовые условия развития туристско-рекреационного потенциала территории'

Базовые условия развития туристско-рекреационного потенциала территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СФЕРА ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / TOURIST AND RECREATIONAL POTENTIAL / TOURISM / TOURISM RESOURCES / TOURISM PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимиргалеева Рена Ринатовна, Гришин Игорь Юрьевич, Бабаян Арменак Оганесович

В статье приведена общая характеристика туризма и классификация туристских ресурсов. Выявлены базовые условия развития туристско-рекреационного потенциала региона. Доказано, что туристические ресурсы являются основой для формирования туристского продукта. В рамках исследования учтен фактор территориального размещения турресурсов. Отмечено их влияние на продолжительность пребывания туристов в местах размещения. Предложен алгоритм преобразования туристских ресурсов в туристский продукт и раскрыто содержание каждого этапа.The article provides a general description of tourism and the classification of tourism resources. The basic conditions for the development of the tourist and recreational potential of the region are identified. It is proved that tourism resources are the basis for the formation of a tourism product. The study takes into account the factor of the territorial distribution of tourism resources. Their influence on the length of stay of tourists in places of accommodation is noted. An algorithm is proposed for converting tourism resources into a tourism product and the contents of each stage are disclosed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимиргалеева Рена Ринатовна, Гришин Игорь Юрьевич, Бабаян Арменак Оганесович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовые условия развития туристско-рекреационного потенциала территории»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

БАЗОВЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО

ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ Тимиргалеева Р.Р.1, Гришин И.Ю.2, Бабаян А.О.3 Email: Timirgaleeva1168@scientifictext.ru

1Тимиргалеева Рена Ринатовна - доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента и туристского бизнеса, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта; 2Гришин Игорь Юрьевич - доктор технических наук, профессор, кафедра программирования, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Севастополь; 3Бабаян Арменак Оганесович - доктор физико-математических наук, профессор, кафедра специализированного математического образования, Национальный политехнический университет Армении, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: в статье приведена общая характеристика туризма и классификация туристских ресурсов. Выявлены базовые условия развития туристско-рекреационного потенциала региона. Доказано, что туристические ресурсы являются основой для формирования туристского продукта. В рамках исследования учтен фактор территориального размещения турресурсов. Отмечено их влияние на продолжительность пребывания туристов в местах размещения. Предложен алгоритм преобразования туристских ресурсов в туристский продукт и раскрыто содержание каждого этапа. Ключевые слова: туристско-рекреационный потенциал, сфера туризма, туристские ресурсы, туристский продукт.

BASIC CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM AND RECREATIONAL POTENTIAL OF THE TERRITORY

1 2 3

Timirgaleeva R.R. , Grishin I.Yu. , Babayan A.O.

1Тimirgaleeva Rena Rinatovna - Doctor of Economics, Professor, DEPARTMENT OF MANAGEMENT AND TOURISM BUSINESS, CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER V.I. VERNADSKY, YALTA; 2Grishin Igor Yurievich - Doctor of Technical Sciences, Professor,

DEPARTMENT OF PROGRAMMING, LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY, SEVASTOPOL; 3Babayan Armenak Oganesovich - Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, DEPARTMENT OF SPECIALIZED MATHEMATICAL EDUCATION, NATIONAL POLYTECHNIC UNIVERSITY OF ARMENIA, YEREVAN, REPUBLIC OF ARMENIA

Abstract: the article provides a general description of tourism and the classification of tourism resources. The basic conditions for the development of the tourist and recreational potential of the region are identified. It is proved that tourism resources are the basis for the formation of a tourism product. The study takes into account the factor of the territorial distribution of tourism resources. Their influence on the length of stay of tourists in places of accommodation is noted. An algorithm is proposed for converting tourism resources into a tourism product and the contents of each stage are disclosed.

Keywords: tourist and recreational potential, tourism, tourism resources, tourism product.

УДК 332.13

Туризм является одной из крупнейших статей международной торговли в несырьевом секторе и с каждым годом становится всё более популярным средством проведения досуга.

Развитие процессов глобализации значительно расширило рынок мирового туризма, увеличивается количество туристов, ассортимент и количество туристских продуктов, география путешествий, развиваются туристские инновации, появляются новые туристские компании. Люди больше работают, соответственно они хотят больше отдыхать. Для этого они выбирают путешествия не только в экзотические страны, но и в соседние регионы.

Туризм основан на целевом и рациональном использовании туристических ресурсов, которые, являясь объектами интереса со стороны путешественников, способны удовлетворять их потребности в процессе путешествий. Совершенно очевидно, что если на определенной территории нет туристических ресурсов, там и не может быть туризма. Вместе с тем, чтобы туризм начал свое развитие на любой территории, необходимо наличие определенной совокупности туристских ресурсов, которые можно объединить в группы:

1) земля, водные, лесные и другие рекреационно-туристские природные ресурсы;

2) финансовые ресурсы; 3) трудовые ресурсы; 4) предпринимательские идеи; 5) инновации; 6) информация; 7) знания [1, 3].

Отметим, что туристические ресурсы являются основой для формирования туристского продукта и его предложения. Структурно они состоят из различных природных, культурно-исторических и социально-экономических объектов и явлений, которые могут стать основой для предоставления туристических услуг. Вместе с тем, туристические ресурсы представляют интерес не сами по себе, а только с точки зрения использования их совокупности. Таким образом, туристические ресурсы, являясь компонентом туризма как единой системы, сами создают своеобразную базовую подсистему экономики региона [2, 4, 5].

Говоря о базовых условиях развития туристско-рекреационного потенциала определенной территории, необходимо учесть тот факт, что те или иные туристические ресурсы отличает сезонность их использования, которая еще имеет и разносторонние эффекты. Так, с одной стороны, фактор сезонности позволяет туристско-рекреационным ресурсам восстанавливаться естественным образом. Однако, с другой стороны, имеют место негативные явления, которые связаны с неравномерностью эксплуатации данного вида ресурсов. Вместе с тем, при пользовании антропогенными туристическими ресурсами фактор сезонности не играет особой роли - он либо отсутствует, либо является слабо выраженным. Такое свойство антропогенных ресурсов позволяет территориям, регионам привлекать туристические потоки даже в период, когда природные ресурсы неактивны. Данное обстоятельство создает возможность для снижения влияния фактора сезонности в определенной туристической дестинации, что смягчает влияние природных ресурсов на развитие туристской отрасли в регионе.

В рамках рассматриваемой проблемы следует учесть такой фактор как территориальное размещение туристических ресурсов. К примеру, для антропогенных туристических ресурсов характерна их доступность, поскольку они в большинстве случаев размещены в пределах населенных пунктов, и их посещение не требует дополнительных транспортных затрат, кроме посещения таких антропогенных ресурсов, как монастыри, музеи под открытым небом, крепости и другие объекты. А вот для природных туристско-рекреационных ресурсов характерно пространственное размещение, данные объекты расположены за пределами населенных пунктов и мест размещения туристов. В этом случае возникают транспортные затраты, требующие иногда значительных инвестиций.

Отдельно отметим важное влияние туристических ресурсов на продолжительность пребывания туристов в местах их размещения. Так, длительное пребывание туриста на определенной территории способствует развитию экономики региона, что вызвано увеличением объемов их трат на проживание и пользование туристско-рекреационными ресурсами. Однако, чтобы превратить природные и антропогенные ресурсы в турпродукт, необходимо их преобразовать в туристические ресурсы (рисунок 1).

Рис. 1. Алгоритм преобразования ресурсов в туристический продукт

Итак, на первом этапе необходимо воспользоваться классификационными признаками, в соответствии с которыми ресурсы идентифицируются как потенциальные туристические и размещаются в соответствующей классификационной матрице. При этом нужно учесть состояние популярности того или иного ресурса, его потенциальную востребованность. Далее оцениваем количественно и качественно идентифицированные и сгруппированные в матрицу ресурсы, отмечаем возможности и условия обеспечения их сохранности и восстановления. Следующий этап предполагает определение преимуществ ресурсов, на основании которых они будут позиционироваться для целевой аудитории. При этом нужно учесть, что преимущество должно обеспечить стабильный в пространстве и времени вид туризма.

Говоря о следующем этапе, отметим, что его реализация направлена на получение прибыли за счет удовлетворения потребностей целевой аудитории. На этом этапе нужно учесть соотношение спроса и предложения, для чего необходимы маркетинговые исследования. Также маркетинговый инструментарий необходимо применить для реализации этапа продвижения турпродукта и, как результат, получаем туристические потоки, удовлетворенные предложенным турпродуктом.

Таким образом, важной чертой туристических ресурсов, являющейся и одним из базовых предпосылок развития туристско-рекреационного потенциала территории, является их способность сохранять свои полезные свойства, что делает их средствами труда в туризме и позволяет разрабатывать разнообразные турпродукты.

Список литературы /References

1. Особенности современной подготовки кадров высокой квалификации для предприятий курортно-рекреационного комплекса / Тимиргалеева Р.Р., Лукьянова Е.Ю. // Проблемы современного педагогического образования, 2014. № 45-1. С. 281-290.

2. Проблемы и перспективы взаимодействия санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым / Тимиргалеева Р.Р., Куц Т.В. Таврический научный обозреватель, 2016. № 2 (7). С. 31-36.

3. Святохо Н.В. Концептуальные основы исследования туристского потенциала региона / Н. В. Святохо // Экономика и управление, 2017. № 2. С. 30-36.

4. Управление развитием предприятий туристско-рекреационной сферы на основе внутреннего маркетинга / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю., Шостак М.А. Симферополь, 2015.

5. Шабалина Н.В. Эволюция представлений о туристско-рекреационном потенциале как основе формирования и развития туристско-рекреационных систем / Н.В. Шабалина, В.С. Власов // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: сб. трудов межд. научн. конф. М. Советский спорт, 2018. С. 391399.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.