Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И УВЕЛИЧЕНИЕ ТУРИСТСКОГО ПОТОКА В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЬ'

РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И УВЕЛИЧЕНИЕ ТУРИСТСКОГО ПОТОКА В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЬ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
572
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ТУРПОТОКИ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ / ОБЪЕКТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Одарюк Е.В., Козельская Л.В.

В данной статье будут рассмотрены проблематика снижения количества туристов в городе Севастополе, а также пути увеличения туристического потока в Севастополь, дан краткий анализ туристско-рекреационного потенциала города Севастополя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И УВЕЛИЧЕНИЕ ТУРИСТСКОГО ПОТОКА В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЬ»

6. Макарова И.В. Предпосылки создания и развития территориальных производственных кластеров: препринт / Л.М. Аверина, И.В. Макарова, А.Л. Кудрявцев. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. - 48 с.

7. Марков Л.С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. - 300 с.

8. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 (ред. от 18.12.2014) «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

9. Шамис Е.М. Кластерра, или О кластерах по-человечески. - Самара, 2014. - 135 с.

РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И УВЕЛИЧЕНИЕ ТУРИСТСКОГО ПОТОКА В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЬ

© Одарюк Е.В.1, Козельская Л.В.2

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Севастополь

В данной статье будут рассмотрены проблематика снижения количества туристов в городе Севастополе, а также пути увеличения туристического потока в Севастополь, дан краткий анализ туристско-рекреаци-онного потенциала города Севастополя.

Ключевые слова: туристический бизнес, турпотоки, туристско-рек-реационный потенциал города Севастополя, объекты размещения, деловой туризм, событийный туризм.

В статье обоснована актуальность темы исследования. Отмечено, что в 70-80 гг. XX века продолжительность туристического сезона в Севастополе составляла 9-10 месяцев. Сейчас рамки курортного сезона сузились, в частности «высокий сезон» длится по оптимистическим оценкам всего 2 месяца.

Туризм является одним из самых перспективных и прибыльных отраслей в сфере услуг. Туристический бизнес способствует развитию регионов, появлению новых рабочих мест, привлечению инвестиций, созданию инфраструктуры и поступлению налогов в бюджеты разных уровней. Средние темпы роста отрасли туризма в докризисный период составляли 5-7 % в год, что превышало среднегодовые темпы роста мировой экономики в целом.

1 Старший преподаватель кафедры туризма, генеральный директор ООО «АриаднА - Крым», туроператор.

2 Студент 2-го курса магистратуры направления подготовки 43.03.02 Туризм.

Туризм входит в десятку ведущих отраслей страны и имеет важное социальное и экономическое значение, поскольку:

1. Создаёт рабочие места как в отрасли туристических услуг, так и в смежных с ним отраслях.

2. Способствует повышению доходов населения и благосостояния нации.

3. Стимулирует развитие таких элементов инфраструктуры, как санаторно-курортные и гостиничные комплексы, транспортные предприятия, рекламно-информационные туристические учреждения, предприятия питания, сферы досуга и развлечения, спортивно-оздоровительные комплексы, предприятия торговли, производящие товары для туристов (сувениры, снаряжение) и деловые центры.

4. Является источником денежных поступлений в регионы (с развитой туристической отраслью).

5. Стимулирует приток инвестиций в инфраструктуру, большая часть которых идёт на улучшение качества жизни как местного населения, так и туристов.

6. Сохраняет историческое, культурное и природное наследие региона.

7. Способствует возрождению народных промыслов и ремёсел, традиций и фольклора, расширению кустарного производства (сувениров).

8. Формирует привлекательность и имидж не только отдельных регионов, но и страны в целом.

После присоединения Республики Крым и города Севастополя к Российской Федерации используемые ранее методики подсчета прибывших туристов, основанные на подсчете туристов, прибывших железнодорожным транспортом, в 2014-2015 годах утратили свою актуальность. Произошла переориентация транспортного сообщения с Республикой Крым на авиа- и автомобильный транспорт. В связи с этим, сравнение прибывших в Крым туристов с прошлыми сезонами является относительным. А еще сложнее оказалось выделить и проанализировать число прибывших туристов в Севастополь. Поэтому говорить о туристском потоке в Севастополь мы можем, основываясь лишь на субъективных факторах.

Исходя из субъективных факторов, мы можем говорить, что турпоток в Севастополе за 2014-2015 годы значительно снизился. Об этом свидетельствуют следующие факторы:

- автором статьи при личных встречах с руководителями экскурсионных бюро г. Севастополя был проведен опрос, который показал, что работа экскурсионных бюро города за сезоны 2014 и 2015 года говорит о резком снижении туристического потока в Севастополь;

- анализ работы катеров ГУП ГС «Севастопольский морской порт» в сезон лета 2015 года говорит о резком уменьшении пассажиропотока в летние месяцы на линиях Севастополь - Северная, Артбухта -

Радиогорка, Балаклава - «Золотой пляж», Балаклава - Фиолент; линия Артбухта - пляж Учкуевка вообще не запускалась в связи с нерентабельность;

- авторами статьи при личных встречах с хозяевами сувенирных магазинов был проведен опрос о результатах работы за 2014-2015 годы, который также говорит о снижении туристического потока в город;

- проведенный авторами статьи мониторинг работы кафе и магазинов на пляжах города свидетельствует не только о снижении турпо-тока в Севастополь, но и о значительном сокращении границ сезона. Если в предыдущие годы работа таких заведений начиналась к середине июня и заканчивалась к концу сентября, то в сезоны 20142015 годов, произошли изменения: работать начинали практически к 1 июля, и заканчивали в первой декаде сентября;

- сотрудниками ООО «АриаднА - Крым» был проведен анализ наличия мест в различных гостиницах Севастополя и окрестностей, который показал, что гостиницы расположенные в центральной части города и имеющие устоявшийся бренд («Севастополь», «Украина», «Олимп», «Никита», «Аквамарин», «Песочная бухта» и др.) в летние месяцы имеют стабильную наполняемость. К концу февраля в большинстве этих гостиниц уже отсутствовали места на даты, совпадающие с празднованием Дня Флота. Если же говорить о гостиницах и мини-отелях, расположенных на Северной стороне Севастополя, в районе мыса Фиолент и других районах города, здесь картина меняется с точностью до наоборот. Мониторинг, проведенный в апреле месяце, показал, что предварительное бронирование мест на пик сезона (июль-август) есть у 10 % гостиниц.

Согласно данным, предоставленным Управлением развития туристской инфраструктуры Департамента приоритетных проектов развития города Севастополя, на сегодняшний день в Севастополе 93 коллективных средства размещения (включая 47 гостиниц, 15 детских оздоровительных лагерей, 19 баз отдыха, 3 пансионата, 5 оздоровительных комплексов и 1 санаторий - профилакторий) общей вместимостью 11500 мест. Но, проведенный в сети интернет анализ показывает, что на территории Севастополя находится более 400 объектов коллективного размещения различных форм собственности.

Основная специфика средств размещения в Севастополе приходится на долю «теневого сектора». В различных источниках предоставляются разные данные о средствах размещения в Севастополе, что говорит о неналаженности статистического учета о количестве объектов размещения. За последнее время в Севастополе появилось много новых объектов размещения, отвечающие современным требованиям, но основное состояние отрасли осталось в «советском прошлом» и не отвечает современным стандартам. Качество размещения в Севастополе сильно уступает турецкому, болгарскому, и

египетскому, что сильно затрудняет конкурентоспособность Севастополя в борьбе за турпотоки.

Также огромную роль играет фактор сезонности туризма, ведь большинство объектов размещения 9 месяцев практически не работают.

По результатам экспертного опроса и анализу претензий туристов, недовольство отдыхающих связано, чаще всего, с организацией питания. Так как незарегистрированные средства размещения не подлежат регулярному контролю со стороны государства и нарушают санитарные нормы. Именно у них и возникают основные проблемы с качеством питания.

Такие данные говорят о резком снижении количества прибывающих туристов в Севастополь. Единственный показатель, который незначительно повысился за два последних сезона - это показатели посещаемости ведущих музеев Севастополя (панорама, диорама, историко-археологический заповедник «Херсонес-Таврический», музейный комплекс «Балаклава», музей «35-я береговая батарея»). Но увеличение показателей посещаемости музеев увеличилось не за счет туристов, прибывающих в Севастополь, а за счет туристов, прибывающих на отдых и лечение в различные регионы Крыма и отправляющихся на экскурсии в Севастополь. Но такие туристы практически не приносят поступлений в бюджет.

По оценкам участников туристического рынка Севастополь как дести-нация сегодня проигрывает не только Краснодарскому краю, но и Крыму в целом (особенно Южному берегу Крыма). Учитывая тот факт, что в Севастополе отсутствуют объекты санаторно-курортной сферы, туристы приезжают в Севастополь только благодаря привлекательности его достопримечательностей. Хотя Севастополь и обладает богатейшими туристско-рекреа-ционными ресурсами:

- количество пляжей - 65 [15, с. 98];

- культурно-исторических объектов - 2014 [15, с. 226];

- объектов всемирного наследия из списка ЮНЕСКО-1;

- военно-исторические объекты составляют примерно 70 % от общего числа культурно - исторических объектов Севастополя (Севастополь является лидером по данному показателю);

- объектов христианского паломничества - 19 (Севастополь лидирует по этому показателю) [15, с. 327].

Севастополь как туристская дестинация практически не продвигался на туристическом рынке Российской Федерации в течении 2014 -2015 годов. Только в марте 2016 года Севастополь был представлен на туристических выставках «Интурмаркет 2016» и «MITT 2016» в Москве отдельным стендом.

Проведя анализ событийного туризма в Севастополе, можно сделать вывод о том, что практически все события в Севастополе не выходят за временные рамки туристического сезона.

Таблица 1

Фестивали в Севастополе лето 2016 года

Месяц События

Май Военно-историческая реконструкция штурма Сапун-горы 7 мая 1944 г. 9 мая. День освобождения Севастополя. День Победы, праздничный парад.

Июнь Международный фестиваль «Война и Мир». 14 июня. День города. Праздничные мероприятия. Международный яхтенный фестиваль «Черное море». Международный фестиваль военных оркестров SEVASTOPOL MILITARY TATTOO. Международный фестиваль-конкурс цирковых и эстрадных коллективов «Понтийская арена». Международный Поэтический фестиваль «Пристань менестрелей». Балаклава.

Июль День Военно-морского флота России. Последнее воскресенье июля.

Август Международное байк-шоу российского мотоклуба «Ночные волки». Международного яхт-клуба «Адмирал». Парусная неделя Севастополя. Фестиваль авторской песни «Балаклавские каникулы». «Большой летний Крымский пивной фестиваль».

Сентябрь Крымский военно-исторический фестиваль. Федюхины высоты. Реконструкции истории от Херсонеса до Севастополя.

Для расширения рамок курортного сезона в Севастополе можно, кроме очевидного выхода из сложившейся ситуации - увеличения количества туристов, посетивших Севастополь с целью знакомства с достопримечательностями и историей города, развивать и другие виды туризма, т.е. диверсифицировать туристический продукт Севастополя.

Для этого в первую очередь необходимо провести учет и сертификацию объектов размещения в зоне Севастополя. Это поможет продвижению Севастополя на внутренний туристический рынок, поможет также вывести из тени большую часть частных объектов размещения, что в свою очередь даст возможность появлению новых рабочих мест и поступлений в городской бюджет. Поскольку большая часть частных объектов размещения летнего типа, проведенная сертификация и учет помогут выявить объекты, способные работать и в межсезонье, так как в Севастополе небольшое количество гостиниц круглогодичного типа. Это даст возможности для расширения границ туристического сезона в Севастополе.

Имея полную картину отельной базы города, необходимо продолжать работу в рамках государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Прием молодежных и школьных групп поможет заполнить отдельные периоды межсезонья.

Среди перспективных видов туризма для Севастополя является деловой туризм, который является «межсезонным и внесезонным» видом туризма [11, с. 55]. Потенциал для развития делового туризма в Севастополе есть (все ведущие отели Севастополя располагают конференц-залами различной вместимости, и соответственно уровню отеля - различной ценовой

категорией). Деловой туризм состоит из: корпоративных бизнес-путешествий (corporate travel industry) и индустрии встреч (MICE). Последняя включает в себя:

- M - Встречи (Meetings);

- I - Инсентив, поощрительные поездки (Incentives);

- C - Конференции (Conferences);

- E - Выставки (Exhibitions).

Бизнес-путешествия привязаны к деловым центрам, местам производства и т.п. В этом сегменте делового туризма средствам размещения Севастополя повышать долю в общероссийском объеме будет проблематично, а в индустрии встреч (MICE), напротив, у средств размещения Севастополя есть потенциал увеличить объемы делового туризма в структуре распределения прибытий деловых туристов.

Котлер Ф., Боуэн Дж. и Мейкенз Дж. среди характеристик, на которые обращают внимание организаторы съездов и конференций, на первом месте выделили «помещения для проведения заседаний», а затем они отметили «цена, качество еды и напитков, номера, дополнительные услуги, процедуры оплаты, регистрация при прибытии участников и их отъезде, объем обязанностей сотрудников, площадь для организации выставки, прошлый опыт» [8, с. 331]. В то же время для организаторов корпоративных собраний на первое место по значимости поставлено «качество питания», а потом «залы заседания, цены, номера, дополнительные услуги, процедуры оплаты» [8, с. 334]. «Если собрание длится несколько дней, то особенно ценятся возможности установления хороших взаимоотношений между участниками после завершения официальных заседаний. Вечер в местном ресторане, спортивное или культурное мероприятие могут также стать для участников приятным развлечением» [8, с. 334].

Таким образом, для средств размещения, которые планируют увеличивать количество прибытий деловых MICE туристов, рекомендуется разрабатывать и внедрять различные варианты досуга для своих гостей. Севастополь имеет большой потенциал для организации досуга деловых туристов. Не только наши ведущие музеи, но и наличие крупных театров (театр танца В. Елизарова уникален и его постановки видели далеко не все жители России), трех дегустационных комплексов (Инкерманский винзавод, завод шампанских вин «Золотая балка», предприятие «Алькадар»), ресторанов с различной кухней, морских прогулок на судах различной вместимости помогут организовать качественный и запоминающийся досуг.

Развивая событийный туризм в Севастополе, возможно так же расширить рамки туристического сезона. Как показывает анализ графика фестивалей на 2016 год, большая часть из них приходится на июнь и август. Май и сентябрь остаются практически не загруженными. Добавив еще мероприятия в эти месяцы и организовав для этих мероприятий качественную и

современную рекламу, мы можем увеличить туристический поток в Севастополь в эти месяцы.

Анализ состояния сферы туризма в Севастополе за последние два сезона говорит о резком снижении туристского потока в Севастополь, сокращении границ собственно самого сезона, что в свою очередь ведет к снижению поступлений в городской бюджет. Но Севастополь, являясь самым крупным городом на территории Крымского полуострова, обладает богатейшим ту-ристско - рекреационным потенциалом. И этот потенциал не используется в полной мере в связи с отсутствием сертифицированной отельной базы и недостатком крупных объектов размещения (где можно разместить три группы по 50 человек в однотипных номерах по средней цене).

На современном этапе развития туристской отрасли Севастополя только осмысленный подход к управлению туристской отраслью, базирующийся на практике функционирования туристской отрасли других регионов Российской Федерации, поиске оптимального вектора развития отрасли с учетом баланса интересов всех участников туристического рынка может привести к расширению туристского сезона и увеличению потока туристов в Севастополь.

Список литературы:

1. Блага Н.Н. Географические различия и пути оптимизации использования рекреационно-ресурсного потенциала горно-приморских территорий Крыма: дис. ... канд. геогр. наук: 11.00.02 / Таврический национальный ун-т им. В.И. Вернадского. - Симферополь, 2000. - 146 с.

2. Васильев А. Через пять лет в Крыму исчезнут многие пляжи / А. Васильев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fijet.com.ua/ plyagi.htm.

3. В Крыму в 2012 году были открыты для посещения 34 музея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crimea.kz/56764-Za-god-muzei-Kry-ma-posetili-2-5-milliona-chelovek.html.

4. Департамент приоритетных проектов развития города Севастополя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sevastopol.gov.ru/goverment/ podrazdeleniya/dept-ppr/.

5. Карташевская И.Ф. Формирование эффективной системы управления в туризме на основе кластерного моделирования: монография / И.Ф. Карташевская. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2012. - 444 с.

6. Карташевская И.Ф. Экскурсионный потенциал Крыма, современное состояние и перспективы использования / И.Ф. Карташевская. - Экономика Крыма. - 2011. - № 2 (35). - С. 111-117.

7. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Ф. Котлер, Дж. Боу-эн, Дж. Мейкенз. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 1063 с.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493.

9. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/iiles/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2d-E4q0ws.pdf.

10. Проект Стратегии развития туристско-рекреационного комплекса Крыма - 2020 / научн. рук. проекта И.М. Яковенко. - Симферополь: Министерство курортов и туризма АРК, 2011. - 73 с.

11. Статистичний щорiчник Автономно! Республши Крим за 2012 рш / за ред. О.1. Балдано! // Головне управлшня статистики в Автономий Рес-публiцi Крим Державно! служби статистики Укра!ни. - Сiмферополь, 2013. -С. 146.

12. Туристская деятельность в республике Крым в 2013 г. Статистический бюллетень // Служба статистики Республики Крым. - Симферополь, 2014.

13. Туристские потоки / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://gosstat.crimea.ru/ ukgturizm2.php#_tur.

14. Туристко-рекреационный ресурсный потенциал республики Крым и г. Севастополя / под ред. д. г. н., профессора И.М. Яковенко. - Симферополь: «Ариал», 2015. - С. 408.

15. Яковенко И.М. Рекреационное природопользование: методология и методика исследований / И.М. Яковенко. - Симферополь: Таврия, 2003. -335 с.

16. Яковенко И.М. Стратегическое видение развития туристско-рекреационного комплекса АР Крым / И.М. Яковенко // Экономика Крыма. -2010. - № 3 (32). - С. 11-16.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА

© Сычёва О.А.1

Читинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Чита

Развитие туристической деятельности на современном этапе испытывает многочисленные трудности. Это характерно как для России в целом, так и для различных российских регионов. Основная часть проблем, требующих разрешения, связана с несоответствием федерального и регионального законодательства, регулирующего туристскую деятельность. В

1 Доцент кафедры Экономики, управления и права, к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.