УДК 338.48
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЬ
Егина Ирина Олеговна
Магистрант третьего курса Высшей школы туризма и гостеприимства
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва, Российская Федерация
еgina. [email protected]. ги
Веретенникова Елена Петровна
СПб ГБПОУ «Петровский колледж»
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы и перспективы развития туристской отрасли в Республике Крым, а также охарактеризованы основные факторы, оказывающие влияние на сферу туризма в регионе. Проанализированы характерные особенности развития туризма в Республике Крым. Выявлена и обоснована необходимость внесения ряда изменений в отрасль туризма в регионе.
Также в статье осуществлен анализ основных проблем гостиничного бизнеса в Крыму и городе Севастополе, раскрыта сущность гостиничного бизнеса как главного элемента туристской отрасли. На основе проведенного анализа определены современное состояние и перспективы дальнейшего развития. Главную роль в развитии гостиничного бизнеса и привлечении инвестиции для увеличения числа гостиниц играет правительство Крыма и города Севастополя.
На основе проведенного исследования автором предлагается ряд мероприятий, способствующих развитию туристской отрасли в Республике Крым.
Ключевые слова: туристская отрасль, туризм, Республика Крым, потенциал, развитие, туристская инфраструктура, гостиничный бизнес, туризм, проблемы гостиничного бизнеса.
Республика Крым является одним из уникальных регионов Российской Федерации, особенность которого заключается в редком сочетании богатого историко-культурологического и природно-климатического потенциала. Сочетание этих факторов представляет собой основу развития туристкой отрасли в регионе и служит отличной базой для формирования современного международного туристского центра. Регулирование туристской деятельности в Республике Крым осуществляется с помощью законодательной базы Российской Федерации, основными документами для регулирования являются Конституция РФ, Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (ред. от 18.04.2018), закон Республики Крым от 14 августа 2014 года № 51-ЗРК «О туристской деятельности в Республике Крым», которые определяют основные цели туристской деятельности в регионе:
- предоставление и гарантия прав граждан на отдых, свободу передвижения, удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям и иных прав, возникающих при осуществлении туризма;
- создание и развитие позитивного мнения о Республике Крым как о регионе, который является максимально благоприятным для реализации туризма;
- создание современной, высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, которая позволит удовлетворить потребности туристов в разнообразных, качественных туристских услугах;
- создание туристских кластеров;
- создание единой информационной базы туристкой сферы;
- создание новых рабочих мест;
- повышение качества обслуживания туристов на территории Республики
Крым;
- охрана окружающей природной среды;
- рациональное использование и сохранение туристских ресурсов Республики Крым [1, 2].
Анализ и оценка туристских ресурсов и статистических ресурсов позволили выявить факторы, оказывающие сдерживающее влияние на динамическое развития туризма и курортно-санаторной отрасли в Республике Крым. Так, к основным факторам, сдерживающим развитие туристкой отрасли в Республике Крым, можно отнести [5, 6, 7]:
- политическая нестабильность в мире;
- недостаточность и ограниченность объема номерного фонда гостиничного комплекса, которые способны качественно удовлетворить потребность в размещении различных социальных групп туристов и гостей города;
- устаревшая материально-техническая база санаторно-курортных комплексов, высокая степень износа основных фондов (70-90%) и медицинской базы здравниц;
- низкое качество инфраструктуры в Республике Крым;
- недостаточное количество современно оборудованных пляжей, мест массового отдыха;
- проблемы с благоустройством территорий (особенно прибрежных) и поддержанием на них должного порядка;
- ограниченность кадровых ресурсов, низкий уровень квалификации и отсутствие профессиональной подготовки у работников гостиничной и туристской отраслей;
- проблемы транспортной доступности, отсутствие системы туристской навигации к объектам туристкой инфраструктуры Республики Крым, низкий уровень качества дорог и транспортных развязок, препятствующий обеспечению должного уровня приема отечественных и иностранных туристов;
- сокращение спроса и предложения услуг (в том числе проживание, питание и т. д.) для групп потребителей с умеренными доходами;
- сезонность работы туристкой отрасли;
- несоответствие международным и, часто, общегосударственным стандартам;
- необходимость повышения статуса, имиджа региона и совершенствование системы продвижения туристских маршрутов (с учетом разработки новых маршрутов) на внутренних и международных рынках туризма;
- отсутствие прозрачной, четкой информационной среды, что в значительной степени обуславливается отсутствием в регионе полной доступной рекламы об объектах досуга, планируемых культурно-массовых, развлекательных мероприятиях, об имеющихся туристских ресурсах и т.п.
С целью решения проблем, существующих в туристской отрасли Республики Крым и тормозящих ее развитие, согласно Постановлению совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года (последняя редакция 22.01.2018) была утверждена Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017 -2020 годы, целью которой является формирование современного туристско-рекреационного комплекса, характеризующегося конкурентоспособностью, востребованностью, разнообразием предлагаемых туристских и лечебно-оздоровительных услуг и высоким качеством обслуживания [3].
В данной программе дана характеристика туристской отрасли Республики Крым, согласно которой можно сделать очевидный вывод о наличии в регионе множества благоприятных факторов, способствующих развитию туризма. Стоит отметить, что помимо выгодного географического положения региона, сопровождаемого разнообразным ландшафтом, способным удовлетворить разнообразные эстетические вкусы, природного богатства и благоприятного климата, в Республике Крым сосредоточено огромное историко-культурологического наследие, а также большие рекреационные возможности.
Все эти факторы, находясь под влиянием исторического опыта [8], являются определителями основных направлений развития туристской отрасли в регионе. Характеризуя отрасль туризма в Республике Крым, хотелось бы сказать об огромном потенциале санитарно-курортного направления в регионе, преимуществами которого являются расположение в регионе более 40 соляных озер, общие запасы лечебных грязей в размере 28 млн. м3 количество минеральных источников, численность которых превышает 100 и удивляет своим разнообразием (термальные хлоридно-натриевые, кальциево-натриевые, хлоридные и др.).
При этом стоит отметить, что использование этого потенциала недостаточно, например, эксплуатация минеральных вод ведется примерно из 20 источников, в основном для внутреннего и наружного применения. Таким образом, санаторно-курортное направление является приоритетным для развития туризма в Республике Крым, основываясь на использовании минеральных вод, лечебных грязей, морского воздуха и ландшафтных ресурсов.
В Республике Крым по последним статистическим данным, на 14 мая 2018 года количество туристов за период майских праздников (с 28 апреля по 13 мая 2018 года включительно) составило 181,4 тысяч человек, что на 11% выше уровня прошлого года (за период майских праздников 2017 года в Крыму отдохнуло - 163,5 тысяч человек), что свидетельствует о высоком уровне развития туризма в регионе, который во многом может быть обусловлен разработанной Государственной программой развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017 - 2020 годы.
Однако, в период майских праздников туристов принимали 265 официально зарегистрированных коллективных средств размещения с количеством мест более 54,2 тысяч мест, крупные из которых были загружены на 80-100%, что заставляет задуматься о достаточности коллективных средств размещения в регионе [8].
Так как гостиничный бизнес представляет собой неотъемлемую часть туристкой отрасли, необходимо отметить, что количество круглогодичных коллективных средств размещения является недостаточным для реализации туристского потенциала Республики Крым, что свидетельствует о необходимости инфраструктурной перестройки, модернизации и реконструкции объектов санитарно-курортного комплекса, что приведет к увеличению количества туристов, по меньшей мере, на 50 %.
Особенностью гостиничного бизнеса в регионе является функционирование огромного количества домовладений и квартиросдатчиков, предоставляющих услуги по временному размещению туристов (часто не официально с целью неуплаты налога в бюджет страны).
Гостиничный бизнес является наиболее динамично развивающейся отраслью современной индустрии туризма. Следует сказать, что гостиничный бизнес - это неотъемлемая часть туризма, без которой невозможно его существование, поскольку главная специализация гостиничного бизнеса - услуги размещения. Одним из важнейших факторов развития отрасли туризма является непосредственно развитие самого гостиничного хозяйства, так как оно является базисом данной отрасли. В связи с этим большое внимание уделяется качеству гостиничных услуг, которые определяются имиджем гостиницы, его месторасположением, персоналом гостиницы, созданием комфортных условий и высококачественного обслуживания.
Гостиничный бизнес - отрасль, которая может принести многомиллионные доходы при правильных инвестициях. В настоящее время в экономике России происходит стремительное развитие гостиничного бизнеса. Все чаще происходит объединение отдельных гостиниц в гостиничные сети. Гостиницы, входящие в такие сети, имеют большой номерной фонд и большую площадь. Помимо предоставления максимальных удобства и гостеприимства, они становятся местом проведения различных мероприятий, таких как саммиты, политические конференции, спортивные соревнования. Гостиничные предприятия стали содействовать с различными предприятиями, предоставляющими услуги в сфере туризма. Уже нельзя представить гостиницу без услуг туроператора, экскурсионных и транспортных услуг.
Также следует отметить небольшой рост числа хостелов, мини-отелей, гостевых домов и тому подобных. На них всегда имеется большой спрос. Но остается нехватка отелей экономического класса, востребованных среди небогатых категорий населения. Однако не все инвесторы считают выгодным вложение средств в строительство гостиниц экономического класса. К сожалению, нельзя назвать туристскую индустрию России лидирующей среди других стран. Проследив за хронологией событий, происходящих в России в 20 веке, можно сказать, что в послевоенное время СССР закрыл свои границы и сообщение с другими странами прервалось. Заметный рост гостиничного хозяйства произошел в восьмидесятых годах, когда во время Олимпийских игр в Москве возросла потребность на новые сооружения, способных разместить большое количество как иностранных туристов, так и граждан СССР с других городов. Однако девяностые годы, принесшие экономические и политические проблемы, стали переломным моментом в развитии гостиничного бизнеса, отчего произошло значительное сокращение числа гостиниц в стране [1].
В начале двухтысячных годов количество предприятий в данной сфере стало увеличиваться вследствие роста туристского потока. Рост показателей происходит и по
сей день. По данным Росстата число официально зарегистрированных средств размещения в России за последние 15 лет увеличилось более чем в два раза. Основной прирост за последние 15 лет пришелся на гостиницы (+54%), тогда как объем специализированных средств размещения с 2000 по 2013 падал, заметный рост отмечен только в 2015 году (+26,7% к 2014 году).
Номерной фонд российских средств размещения за прошедшие 15 лет вырос на 63%: с 472 тыс. до 771 тыс. номеров. В динамике изменения числа иностранных граждан можно отметить устойчивый рост числа гостей в 2000-2008 гг. на 43,3%, который сменился резким спадом из-за кризиса в 2009 году на 21%. Затем с 2010 года число вновь начало расти, но небольшими темпами, поэтому хорошие показатели вернулись только к 2013-2014 гг. Это связано с введением санкций и общим ухудшением экономической ситуации в стране. С 2015 года видно увеличение этого показателя на 29,2%. С 2014 года статистика фиксирует постепенное снижение числа бизнес - туристов (-5%) [4].
На гостиничный бизнес имеет влияние ряд факторов, которые можно разделить на две группы - внешние и внутренние. Внешние факторы характеризуются воздействием компонентов окружающей действительности, не связанных с функционированием гостиничного бизнеса. Внутренние непосредственно связаны с особенностями организации и функционирования предприятий гостиничного бизнеса. К внешним факторам относятся: политикоправовые, безопасность путешествий, экономические и финансовые, культурные, инфраструктурно-коммуникационные, демографические, развитие торговли, новые и новейшие технологии [3].
На показатели российского гостиничного бизнеса имеют большое влияние сложившиеся социально-экономические и политические ситуации, произошедшие не только в прошлом веке, но и в настоящее время. Присоединение Крыма к России стало мощным фактором, влияющим на гостиничный бизнес в России. Событие, повлекшее за собой наложение санкций другими государствами на Российскую Федерацию, послужило мощным толчком в развитии внутреннего туризма. Запрет, наложенный на заграничные курорты, перенес внимание граждан на отечественный курорт. Повышение интереса к российскому туризму привело увеличению туристского потока в Крыму и городе Севастополе. Немаловажным фактором также является и то, что за последние десять лет в
России проводилось достаточно много событий мирового масштаба, таких как Олимпиада в Сочи, Евровидение, предстоящий Чемпионат Мира по Футболу.
Это влечет за собой строительство отелей и мини-гостиниц, закладку новых дорог, открытие новых туристских маршрутов и предметов культурного наследия. Важным становится повышение престижа отдыха в стране. Приезжие зарубежные гости и
российские туристы должны почувствовать гостеприимство городов-хозяев. Однако чтобы быть готовыми принять большой поток туристов в любое время необходимо создать достаточное количество гостиничных мест. Для приема 1 миллиона туристов за сезон в Севастопольском регионе необходимо создать еще около 45000 дополнительных гостиничных мест. Уровень значительной части гостиничных объектов Севастополя по-прежнему не соответствует современным требованиям гостиничного бизнеса.
К недостаткам также стоит отнести неразвитую инфраструктуру, малое количество обустроенных пляжей. Гостиницы города практически не имеют своих пляжей, оборудованных для комфортного отдыха. На сегодняшний день большой популярностью у туристов пользуется отдых в частных гостиницах, мини-отелях, пансионатах. Это достаточно экономный отдых для туристов, но прибыльный для малых предпринимателей. Несмотря на то, что спрос порождает предложение и является стимулом для предпринимателей для строительства большего количества гостиниц экономического класса, устаревшая проблема в виде недостаточности номерного фонда до сих пор присутствует [2].
Следует ожидать, что стимулом для увеличения номерного фонда также послужит открытие Крымского моста, который в ближайшее время проложит долгожданный путь в Крым туристам с материковой части России, потому как аналитики пророчат большой поток туристов после открытия данного моста. Ранее и в настоящее время поездка приносит неудобства желающим попасть на полуостров. Паромная переправа известна большими очередями, особенно в курортный сезон. Также не стоит забывать о возможном ее закрытии на сутки и более по причине штормового предупреждения. Все это влияет на желание туристов осуществить поездку в Крым. Крымский мост значительно облегчит дорогу и положительно повлияет на туристский поток уже в 2018 году. Говоря об увеличении туристского потока в Крыму, выделим город Севастополь.
Известный, как культурно-исторический центр Крыма, Севастополь привлекает туристов своим историческим наследием и невероятной красоты природой. В связи с этим, возникают такие негативные последствия сезонности, как тот факт, что в течение большей части года основная масса мест в гостиницах города остается незаполненной. Значительное влияние на функционирование любой гостиницы оказывает мощность туристских потоков.
Севастополь же имеет все шансы преодолеть сезонность и развить круглогодичный отдых. Севастополь, возрождающийся как птица Феникс из пепла, никогда не теряет своей красоты, он остается все так же привлекательным для каждого. Севастополь полон мест, которые просто обязан посетить каждый турист, приехавший в Крым. Большое
количество исторических объектов, старинные улочки и приморский бульвар, побережье, усыпанное разнообразными пляжами на любой вкус, мысы Фиолент и Айя и, конечно же, Балаклава. Все это, никак иначе, как достояние города. Севастополь интересен не только летом, но и в любое время года. Этому также способствует особый климат и, преимущественно, теплая погода. Стоит отметить, что город располагает к различным видам активного туризма, таким как дайвинг, снорклинг, пешие прогулки по Большой Севастопольской Тропе. Правительство города заинтересовано в том, чтобы город круглый год привлекал большой поток туристов и делает все возможное для развития комфортного курорта. Оно работает над выявлением и устранением проблем инфраструктуры города.
Ежегодно в городе устраивается больше количество мероприятий, чтобы привлекать туристов круглый год. Фестивали, праздники и мероприятия, посвященные различным событиям и датам, интересуют не только местных жителей, но и жителей разных регионов России. Правительство Крыма и города Севастополя направляет все свои силы на устранение проблем гостиничного бизнеса. Подтверждением данному факту служит создание новых законопроектов, способствующих развитию гостиничного бизнеса и его процветанию в будущем.
Таким образом, на основании анализа положительных и отрицательных факторов, оказывающих влияние на развитие туристкой отрасли в Республике Крым, можно сформулировать следующие рекомендации по развитию туризма в регионе, целью которых является гарантия проведения качественного туристского сезона, создание конкурентоспособного туристского продукта, увеличение количества организованных туристов, прибывающих в Республику Крым:
- разработка, создание и функционирование туристско-рекреационных кластеров;
- разработка, создание, функционирование и продвижение качественно новых видов турпродуктов, не подверженных сезонных колебаниям;
- модернизация объектов туристского комплекса Республики Крым на основе государственно-частного партнерства, что позволит отрасли перейти на круглогодичный цикл работы, а также решить проблему малого и среднего бизнеса;
- формирование и продвижение узнаваемого бренда Республики Крым;
- разработка, создание и постоянное развитие единой информационной базы туристской маршрутной сети Республики Крым;
- разработка новых туристских маршрутов.
Так, проанализировав состояние туристской отрасли в Республике Крым, можно сделать вывод о том, что Крымский полуостров, имея уникальные возможности и перспективы развития в области туризма, реализовывает свой потенциал не в полной мере. Однако, стоит отметить, что вопрос о развитии туризма в Республике Крым не стоит на месте: проводится разработка, реализация государственных программ, что, в свою очередь, несомненно дает положительные результаты, развивая туризм в регионе и поднимая его на международный уровень.
Литература
1. Козлов Д.А. Попов Л.А. Проблемы и перспективы туризма в Крыму. Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 2014. №6. с. 137-145.
2. Лайко М.Ю. Концепция развития туристско-рекреационного потенциала Крыма. / под ред. М.Ю. Лайко. - М: Издательский центр «ОпеЬоок». - 2014. - 274 с.
3. Лайко М.Ю. Валединская Е.Н. Кошелева А.И. Анализ соответствия средств размещения Республики Крым российским и международным классифиционным требованиям // Инновации и инвестиции. -2014. - №10. -с. 279-283
4. Артёмова Е.Н., Козлова В.А. Основы гостеприимства и туризма. - Орёл: Орёл ГТУ, 2005. - 104 с
5. Барчуков И.С., Баумгартен Л.В., Башин Ю.Б., Зайцев А.В. Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов. - М: КНОРУС, 2016. - 168 с
6. Кусков А.С. Гостиничное дело. - М: Дашков и К, 2010. - 328 с.
7. Росстат: Гостиничная индустрия России за 15 лет: // Hotelier.Pro. Ц^: http://hotelier.pro/tourizm/item/1842-rosstat/1842-rosstat (Дата обращения: 20.12.2018)
8. Афанасьев О.Е. Этапы развития сферы туристских услуг в Крыму // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 1. С. 5-13.