Научная статья на тему 'Процессный подход к совершенствованию механизма управления предприятиями индустрии гостеприимства России и Республики Крым'

Процессный подход к совершенствованию механизма управления предприятиями индустрии гостеприимства России и Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
561
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
гостиничная индустрия / показатели отрасли / туризм / факторы развития / событийный календарь / внутренний рынок / международные бренды организационно-экономический механизм / процессный подход / hotel industry / industry indicators / tourism / development factors / event calendar / domestic market / international brands / organizational and economic mechanism / process approach

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич, Шостак Марина Анатольевна

Статья посвящена исследованию тенденций и направлений развития гостиничной индустрии России и Республики Крым. Предметом статьи является организационно-экономический механизм управления предприятиями сферы гостеприимства. Обоснована стратегическая направленность отрасли как необходимое условие успешной интеграции в экономическую систему страны. Цель исследования состоит в формировании процессной модели механизма управления, которая в наибольшей степени соответствует поставленным задачам развития гостиничной индустрии республики. Гипотеза исследования: существует плотная зависимость между финансово-экономическими результатами деятельности профильных предприятий отрасли и действующим организационно-экономическим механизмом. Основные методы исследования: формально-логический, моделирование бизнес-процессов, процессный, системный и ситуационный подходы. Результаты работы заключаются в изучении основных факторов развития отрасли и профильных предприятий, выявлении особенности рынка гостиничных услуг, его привлекательности для отечественных и зарубежных инвесторов. Охарактеризовано влияние новых и развитых видов туризма, событийного календаря в повышении эффективности деятельности гостиничной индустрии. Рассмотрены и проанализированы статистические и прогнозные данные по основным финансово-экономическим показателям отрасли. Полученные результаты могут быть положены в основу разработки стратегии развития гостиничных предприятий Республики Крым, планирования темпов роста и обоснованного расчета количественного влияния факторов риска. Выявлены перспективные направления, обеспечивающие устойчивый рост профильных предприятий, проблемы и ограничения, связанные с особым интеграционным периодом гостиничного комплекса Республики Крым в экономическую систему страны. Основные направления будущих исследований связаны с изучением комплекса мер, способствующих снижению негативного влияния на отрасль гостеприимства, внедрением измененного организационно-экономического механизма управления на основе процессного подхода, который предполагает отслеживание качественных изменений. Ограничения связаны с особенностями оценки уровня трансформации технологий, процессов и ресурсов на каждом иерархическом уровне, поскольку могут быть существенные отличия на микроуровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process approach to improving the management mechanism of hospitality in Russia and the Republic of Crimea

The article is devoted to the study of trends and directions of hospitality development in Russia and the Republic of Crimea. The subject of the article is the organizational and economic mechanism of managing hospitality enterprises. The strategic direction of the industry as a necessary condition for successful integration into the economic system of the country is substantiated. The aim of the study is to form a process model of the mechanism of management, which corresponds most of all to the objectives of the hospitality development of the Republic. Hypothesis says that there is a strong relationship between the financial and economic results of the core enterprises of the industry and the current organizational and economic mechanism. Main research methods include formal-logical method, business process modeling, system and situational approaches. The results of the work include studying the main factors of developing the industry and specialized enterprises, identifying the features of the market of hotel services, its attractiveness for domestic and foreign investors. The influence of new and developed types of tourism, event calendar in improving the efficiency of the hotel industry is characterized. Statistical and forecast data on the main financial and economic indicators of the industry are considered and analyzed. The obtained results can be used as a basis for the strategy of developing hotel enterprises of the Republic of Crimea, growth rate planning and reasonable calculation of the quantitative impact of risk factors. There are revealed the perspective directions providing steady growth of the profile enterprises, the problems and restrictions connected with the special integration period of the hotel complex of the Republic of Crimea in the economic system of the country. The main directions of future research are related to studying the set of measures to reduce the negative impact on the hospitality implementing modified organizational and economic mechanism of management based on the process approach, which involves tracking the qualitative changes. Limits are caused with the peculiarities of assessing the level of transforming technologies, processes and resources at each hierarchical level, as they may be significantly different at the micro level.

Текст научной работы на тему «Процессный подход к совершенствованию механизма управления предприятиями индустрии гостеприимства России и Республики Крым»

Process approach to improving the management mechanism of hospitality in Russia and the Republic of Crimea

ТУРИЗМ / TOURISM

УДК 640.41

DOI: 10.24411/2413-693X^018-10205

Процессный подход к совершенствованию механизма управления предприятиями индустрии гостеприимства России и Республики Крым

ОБОРИН Матвей Сергеевич

Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»; ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»; ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д.Н. Прянишникова», г. Пермь, Российская Федерация;

ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, recreachin@rambler.ru ШОСТАК Марина Анатольевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация,

ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи, Российская Федерация, shostakma@inbox.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию тенденций и направлений развития гостиничной индустрии России и Республики Крым. Предметом статьи является организационно-экономический механизм управления предприятиями сферы гостеприимства. Обоснована стратегическая направленность отрасли как необходимое условие успешной интеграции в экономическую систему страны. Цель исследования состоит в формировании процессной модели механизма управления, которая в наибольшей степени соответствует поставленным задачам развития гостиничной индустрии республики. Гипотеза исследования: существует плотная зависимость между финансово-экономическими результатами деятельности профильных предприятий отрасли и действующим организационно-экономическим механизмом. Основные методы исследования: формально-логический, моделирование бизнес-процессов, процессный, системный и ситуационный подходы. Результаты работы заключаются в изучении основных факторов развития отрасли и профильных предприятий, выявлении особенности рынка гостиничных услуг, его привлекательности для отечественных и зарубежных инвесторов. Охарактеризовано влияние новых и развитых видов туризма, событийного календаря в повышении эффективности деятельности гостиничной индустрии. Рассмотрены и проанализированы статистические и прогнозные данные по основным финансово-экономическим показателям отрасли. Полученные результаты могут быть положены в основу разработки стратегии развития гостиничных предприятий Республики Крым, планирования темпов роста и обоснованного расчета количественного влияния факторов риска. Выявлены перспективные направления, обеспечивающие устойчивый рост профильных предприятий, проблемы и ограничения, связанные с особым интеграционным периодом гостиничного комплекса Республики Крым в экономическую систему страны. Основные направления будущих исследований связаны с изучением комплекса мер, способствующих снижению негативного влияния на отрасль гостеприимства, внедрением измененного организационно-экономического механизма управления на основе процессного подхода, который предполагает отслеживание качественных изменений. Ограничения связаны с особенностями

2018 Vol. 12 Iss. 2

SCIENTIFIC JOURNAL

SERVICE plus

www.philosoph.ru

оценки уровня трансформации технологий, процессов и ресурсов на каждом иерархическом уровне, поскольку могут быть существенные отличия на микроуровне.

Ключевые слова: гостиничная индустрия, показатели отрасли, туризм, факторы развития, событийный календарь, внутренний рынок, международные бренды организационно-экономический механизм, процессный подход

Для цитирования: Оборин М.С., Шостак М.А. Процессный подход к совершенствованию механизма управления предприятиями индустрии гостеприимства России и Республики Крым // Сервис Plus. 2018. Т.12. №2. С. 4253. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10205.

Статья поступила в редакцию: 24.03.2018.

Статья принята к публикации: 24.04.2018.

Process approach to improving the management mechanism of hospitality in Russia and the Republic of Crimea

Matvei S. OBORIN

Perm Institute (branch), Plekhanov Russian University of Economics; Perm State National Research University; Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, Perm, Russian Federation; Sochi State University, Sochi, Russian Federation; Dr. Sc. (Economics), Prof., recreachin@rambler.ru Marina A. SHOSTAK

Humanities and Education Science Academy (branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia, Sochi State University, Sochi, Russian Federation, shostakma@inbox.ru

Abstract. The article is devoted to the study of trends and directions of hospitality development in Russia and the Republic of Crimea. The subject of the article is the organizational and economic mechanism of managing hospitality enterprises. The strategic direction of the industry as a necessary condition for successful integration into the economic system of the country is substantiated. The aim of the study is to form a process model of the mechanism of management, which corresponds most of all to the objectives of the hospitality development of the Republic. Hypothesis says that there is a strong relationship between the financial and economic results of the core enterprises of the industry and the current organizational and economic mechanism. Main research methods include formal-logical method, business process modeling, system and situational approaches. The results of the work include studying the main factors of developing the industry and specialized enterprises, identifying the features of the market of hotel services, its attractiveness for domestic and foreign investors. The influence of new and developed types of tourism, event calendar in improving the efficiency of the hotel industry is characterized. Statistical and forecast data on the main financial and economic indicators of the industry are considered and analyzed. The obtained results can be used as a basis for the strategy of developing hotel enterprises of the Republic of Crimea, growth rate planning and reasonable calculation of the quantitative impact of risk factors. There are revealed the perspective directions providing steady growth of the profile enterprises, the problems and restrictions connected with the special integration period of the hotel complex of the Republic of Crimea in the economic system of the country. The main directions of future research are related to studying the set of measures to reduce the negative impact on the hospitality implementing modified organizational and economic mechanism of management based on the process approach, which involves tracking the qualitative changes. Limits are caused with the peculiarities of assessing the level of transforming technologies, processes and resources at each hierarchical level, as they may be significantly different at the micro level.

Keywords: hotel industry, industry indicators, tourism, development factors, event calendar, domestic market, international brands, organizational and economic mechanism, process approach

Process approach to improving the management mechanism of hospitality in Russia and the Republic of Crimea

For citation: Oborin, M. S., & Shostak, M. A. (2018). Process approach to improving the management mechanism of hospitality in Russia and the Republic of Crimea. Servis plus, 12(2), 42-53. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10205. (In Russ.).

Submitted: 2018/03/23. Accepted: 2018/04/23.

Гостиничная индустрия является быстрорастущим сегментом бизнеса. Положительная динамика отмечается на мировом и российском уровне, соответствует макроэкономическим и геополитическим условиям, которые оказывают различное влияние на развитые и развивающиеся страны. В 2016 году российский гостиничный рынок продемонстрировал ощутимый рост. Значительная часть отелей смогла повысить цены на 12-15%, поэтому показатели улучшились. Но пока ещё не достигли докризисного уровня. По итогам прошлого года средняя загрузка отелей в российской столице увеличилась на 4 % и достигла 70%, средний тариф (ADR) вырос на 6% и составил 7500 рублей за 1 ночь. Также повысился показатель RevPAR — доходность на номер. Он стал больше на 13,7 % и составил 5300 рублей. Многие столичные объекты впервые после 2013 г. смогли выполнить годовой бюджет. А часть отелей его даже перевыполнила.

В Петербурге показатели также выросли. Средняя загрузка выросла на 2% и составила 67 %. Средний тариф (ADR) вырос на 15% и составил 6000 рублей за 1 ночь. RevPAR увеличился больше всего. Он вырос на 19% и составил 3800 рублей, операционные показатели гостиничного рынка Санкт-Петербурга достигли рекордных уровней в рублёвом выражении.

В регионах также было заметно оживление, но в каждом конкретном городе показатели отличаются. По мнению руководителей лидирующих отраслевых предприятий, стабильный рост турпотока, который происходит в течение нескольких последних лет, позволить обеспечить высокую загрузку отелей и гостиниц, расположенных на территории России. При этом высокая загрузка будет во всем сегментах и в текущем году. Такая тенденция даст возможность отельерам повысить тарифы и в этом году, в среднем они станут больше на 15-20%. Гостиничный бум будет продолжаться в городах проведения Чемпионата Мира - 2018 по футболу.

Исследованию направлений и перспектив развития гостиничной индустрии посвящены труды многих отечественных ученых. Общие тенденции и направления устойчивого роста отрасли гостеприимства, динамики основных финансово-экономических показателей,

методических аспектов измерения эффективности анализировались следующими учеными-экономистами: Баласанян С.А. [2], Меняйлов А.А. [2]; Белоусова И. С. [3]; Левченко Т.П. [8], Корягина Е.В. [8], Левченко К.К. [8].

Необходимость стратегического планирования как основы развития предприятий гостиничной индустрии отмечена такими авторами, как Бурцева Т.А. [5]; Лысова Е.А. [5]; Горяева Е.Д. [6]; Холмурзаева З.Ф. [13]; Ганиева А.К. [13]. В первую очередь подчеркивается значимость формирования организационно-экономического механизма управления профильными субъектами бизнеса, учет свойств и характеристик услуги, которые оказывают влияние на управленческий процесс [5].

Горяева Е.Д. [6] полагает, что достижение целей развития невозможно без обеспечения конкурентных преимуществ предприятий гостиничной индустрии. Холмурзаева З.Ф. [13]; Ганиева А.К. [13] рассматривают стратегическое планирование как основу разработки эффективных целей, при этом отмечая значимость системного и ситуативного подхода, гибкость в корректировании, изменении показателей контроля.

Различные направления менеджмента в индустрии гостеприимства также представляют актуальное направление исследований. Управление в кризисные периоды, влияние сезонности, неравномерности спроса изучались Артюховой И.В. [1]; Хуторской В.А [1]. Направления достижения безубыточности, обеспечения доходности, адаптации к факторам риска разрабатывались Блиевой А.А. [4]; Николенко П.Г. [9], Салгано-вым А.А. [9]; Новиковой И.Н. [10].

Среди зарубежных публикаций следует отметить преобладание антикризисных и стратегических подходов к управлению индустрии гостеприимства, регулированию основных финансово-экономических показателей на основе бюджетирования, баланса денежных потоков: Barton L. [14]; Cushnahan G. [15]; Evans N. [16]; Elphick S. [16]; Malhotra R. [17]; Venkatesh U. [17]. Антикризисные стратегии менеджмента, технологии регулирования деятельности на основе адаптации к меняющимся условиям внешней среды представлены в работах Massingham P. [18]; Ribaric R. [19]; Ritchie B.W. [20].

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

В научной литературе преобладает подход, согласно которому устойчивый рост индустрии гостеприимства связывается с эффективным управлением, приоритетными функциональными областями: качество услуг, соответствие организационно-материальной базы мировым стандартам, непрерывный процесс по-

вышения квалификации сотрудников, внедрение передовых организационно-управленческих, маркетинговых технологий, достижение безубыточности и запаса финансовой прочности.

Рассмотрим показатели экономической деятельности гостиничной индустрии России в динамике (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели деятельности гостиничной индустрии в России за 2000-2016 гг. 1 Table 1

Key performance indicators of the hotel industry in Russia for 2000-2016 years

Показатели 2000 2010 2015 2016 Темп роста, % Изм., абс.

Число организаций, ед. 4182 7866 13957 14948 357,4 10766

Число мест, тыс. ед. 346,1 529,6 923 1034,6 298,9 688,5

Численность размещенных лиц, тыс. чел. 16559,3 21258,8 30526,1 42818,1 258,5 26258,8

гостиницы 19108,6 27385,1 37509,5 196,2 37509,5

мотели 209,3 293,8 465,5 222,4 256,2

пансионаты 367,7 812,9 1154,3 313,9 786,6

Численность размещенных граждан РФ, тыс. чел. 13607 17922 25625,1 36859,8 270,8 23252,8

гостиницы 15882,7 22608,9 31752,2 199,9 31752,2

мотели 198,7 285,4 456,9 229,9 258,2

пансионаты 365,8 801,1 1142,2 312,2 776,4

X ± S- ф 5 ф g. из стран СНГ, тыс. чел. 1164,3 726,6 1167,8 1312,9 112,7 148,6

гостиницы 654,8 1093,9 1201,4 183,4 546,6

S ^ го 22 мотели 5,2 5,2 3,7 71,1 -1,5

£ 1 пансионаты 0,6 8,4 7,4 1233,3 6,8

8 £ из стран дальнего зарубежья, тыс. чел. 1788 2610,1 3733,2 4645,3 259,8 2857,3

| S гостиницы 2571,1 3684,3 4555,9 177,1 1984,8

У Ж мотели 5,5 3,2 4,9 89,0 -0,6

пансионаты 1,3 3,4 4,6 353,8 3,3

Гостиничная индустрия России стабильно развивается, рост количества профильных предприятий составил 3,5 раза в 2016 г. по сравнению с периодом 2000 г. Число мест увеличилось также практически в три раза, составив 1034,6 тыс. единиц. Динамика соответствует показателям внутреннего перемещения, основываясь на движении граждан из российских регионов, связана с туризмом, формированием новых направлением и развитием событийного и делового туризма, активного включения российских городов в событийный календарь страны. Интересно рассмотреть темпы ежегодного прироста, которые могут охарактеризовать динамику современного этапа (рис. 1).

Гостиничная индустрия развивалась быстрыми темпами, наибольший рост показало количество новых объектов размещения с 2000 по 2010 гг., составив 188%, исключением стало посещение страны иностранными гражданами из стран СНГ, показатель на

2010 г. 62,4% от предыдущего периода. За последние два года динамика является разнонаправленной. Число мест в гостиничном секторе показывает стабильный прирост в диапазоне 12-13%, что соответствует потенциальному платежеспособному спросу, связано с активным развитием таких видов туризма, как деловой, событийный, образовательный, медицинский.

Показатели численности размещенных лиц, в том числе граждан РФ, также продемонстрировали резкий рост: если в 2015 г. увеличение составило всего лишь 105,4% и 104,7% соответственно, то за 2016 г. уже 140,3% и 143,8%. Выявленная тенденция определяется изменением внутренних туристских потоков и географии внутреннего туризма, обусловленной сложностью геополитической ситуации, высоким курсом валют по отношению к рублю, насыщенностью событиями, связанными с участием в международных мероприятиях, конкурсах, чемпионатах.

1 Табл. 1 и рис. 2, 3 составлены авторами по данным: Официальный сайт компании Hospitality Income Consulting. Аналитика Hospitality Income Consulting. Гостиницы под управлением международных операторов в России в 2018. URL: http://hotelier.pro/management/item/3199-ey/3199-ey (дата обращения: 01.04.2018).

Process approach to improving the management mechanism of hospitality in Russia and the Republic of Crimea

Численность размещенных иностранных граждан дальние страны

Численность размещенных иностранных граждан СНГ Численность размещенных граждан РФ, тыс.чел Численность размещенных лиц, тыс. чел.

Число мест, тыс.ед. Число организаций, ед.

146,0

,3

112,4

143,8

131,7

140,3 128,4

2016 к 2015 2015 к 2014 2014 к 2010 2010 к 2000

111123,,13

153,0

107,1

188,1

0,0 50,0 100,0 150,0 200,0

Рис. 1. Темпы роста основных показателей гостиничной индустрии РФ в 2000-2016 гг., в % к пред. периоду2 Fig. 1. Growth rates of the main indicators of the hotel industry of Russia from 2000-2016, in % to the previous period

350 --~

■ Количество новых гостиниц ■ Количество существующих гостиниц 301

300 250 200 150 100 50 0

Л Id 199

142 166 ■ 179 I

92 105 117 ■ 102

1

13 12 25 ■ 22 ■ 13 8 20

2008

2010

2014

2015

2016

2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018 2022 (прогноз) (прогноз)

Рис. 2. Динамика открытия новых гостиниц в России под международным брендом, ед. Fig. 2. Dynamics of opening new hotels in Russia under the international brand, units.

Количество новых гостиниц выросло в 2015 г. на 130% по сравнению с 2014 г., в 2016 г. рост составил 107%, в данном случае явное замедление темпов, которое связано со сложной макроэкономической ситуацией, сокращением денежной массы. С другой стороны, можно наблюдать активное увеличение присутствия в регионах России международных гостиничных брендов (рис. 2).

Выявленные тенденции развития гостиничной индустрии связаны с несколькими основными факто-

рами, которые в равной степени можно отнести к введению в эксплуатацию новых средств размещения, а также увеличением международного присутствия.

1. Повышение привлекательности российского рынка гостиничных услуг. Население российских регионов является источником высокого спроса, что положительно влияет на ввод в эксплуатацию новых современных средств размещения. Внутренний рынок развивается и насыщается ликвидностью, спрос на услуги высокого качества растет в субъектах и городах, явля-

2 Составлено авторами по данным: Российский статистический ежегодник, 2017 // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/year/year17.pdf (дата обращения: 03.02.2018).

2018 Vol. 12 Iss. 2

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

ющихся финансово-промышленными центрами, системно участвующими в организации деловых и научных мероприятиях, которые интересны зарубежным инвесторам, спортсменам, политикам [11].

2. Обмен управленческим, культурным, финансово-экономическим опытом. Широкий круг аудитории, которая посещает российские регионы положительно влияет на формирование уровня управления, соответствующего мировым стандартам гостеприимства, ориентированного на различные рыночные сегменты и запросы потребителей. Гибкая ценовая политика способ-

ствует разработке нескольких стратегий, взаимосвязанных с продуктами и технологиями, на которые прогнозируется потенциально высокий спрос [12].

3. Рост внутреннего рынка. Прогнозы по развитию российской экономики указывают на то, что в ближайшие годы продолжится рост. География размещения международных гостиничных брендов свидетельствует о том, что выбранные регионы присутствия и города являются финансовыми и промышленными центрами, представляют Россию в качестве участника ведущих спортивных и культурных мероприятий (рис. 3).

40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

•2017 г.

2022 г. (прогноз)

29%

35% 28%

Москва

Московская область

Санкт-Петербург Екатеринбург

Сочи

Другие города

Рис. 3. Показатели распределения номерного фонда международных гостиничных брендов

по городам России в 2017-2022 гг., %

Fig. 3. Indicators of the distribution of rooms of international hotel brands in the cities of Russia in 2017-2022, %

Более половины существующего номерного фонда приходится на гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга (52%), за ними следуют Сочи (11%), Московская область (6%), Екатеринбург (3%) и другие города. К 2022 году планируется увеличение числа гостиниц под международным управлением на 102 объекта (20 249 номеров). Таким образом, если все заявленные операторами гостиницы будут открыты, то к 2022 г. их количество составит 281 объект (58 954 номеров) в 59 городах России.

В случае реализации всех проектов доля номерного фонда в Москве и Санкт-Петербурге к 2022 году уменьшится на 5% (до 47%). При этом в Сочи она сократится до 8% за счет увеличения числа гостиниц в Московской области (на 7%) и в Нижнем Новгороде (на 3%). Кроме того, планируется открытие гостиниц в 22 городах, где ранее не было отелей под международным брендом, в том числе во Владивостоке, Владимире, Новороссийске, Рязани, Саранске, Ставрополе, Томске, Хабаровске.

Интерес среди российских регионов представ-

ляет Республика Крым, поскольку идет сложный процесс интеграции, направленный на сокращение технологического и социально-экономического разрыва, сложившегося за последние десятилетия. Успешность деятельности предприятий гостиничной индустрии зависит от системного подхода к управлению, адаптации к сложным условиям и требованиям, высокой конкуренции на рынке внутреннего туризма.

Регион, являющийся субъектом Российской Федерации с 2014 г., обладает достаточным потенциалом повышения эффективности деятельности гостиничной индустрии, представленным различными видами коллективных средств размещения, активно развивающейся сопутствующей инфраструктурой: транспорт, общественное питание, туристско-рекреационные и оздоровительные центры. Состояние гостиничного сектора Республики Крым определяется численностью средств размещения, их степенью износа, объемом мест, востребованностью у прибывающих туристов.

Гостиничный сектор Республики Крым как часть туристического рынка подвержен изменениям спроса и

Process approach to improving the management mechanism of hospitality in Russia and the Republic of Crimea

предложения в зависимости от сезона. Причинами возможных спадов в отрасли могут быть факторы макросреды, предпочтения потребителей. Отличительной чертой высокого сезона является большая загрузка номерного фонда, значительное количество запросов на дополнительные услуги гостиницы, которые приводят к увеличенной потребности в ресурсах. Последствия таких сезонных колебаний могут быть не только позитивными, но и негативными, и выражаться, к примеру, в недополучении гостиницей прибыли, возникновению сезонных товарных запасов, простоях транспортных средств и прочее [7].

Гостиничная инфраструктура Республики Крым является развитой несмотря на то, что качество оказываемых гостиницами услуг не находится на высоком уровне. По состоянию на 2013 г. около 80% туристов отдавали предпочтение частным мини-гостиницам, апартаментам и квартирам, то есть неорганизованным средствам размещения, однако после 2014 г., когда на рынок пришли сетевые гостиницы Российской Федерации, ситуация приобрела противоположный характер [7].

Согласно последним полученным данным Министерства курортов и туризма Республики Крым, число объектов гостиничного сектора растет (табл. 2). Поскольку объекты гостиничного сектора становятся участниками рынка РФ, они обязаны соответствовать стандартам российского законодательства в данной отрасли, что повышает качество предоставляемых гостиницами услуг.

Таблица 2

Количество объектов размещения (отелей, гостиниц) в Республике Крым (шт.) 3

Table 2

Number of accommodation facilities (hotels) in the Republic of Crimea (PCs.)

Динамика числа гостиниц и отелей в Республике Крым за последние 3 года доступных данных свидетельствует о том, что за период с 2014 по 2015 гг., после Крымского Референдума, количество средств размещения резко возросло - с 540 до 770 объектов. В 2016 г. наблюдается стабилизация ситуации при практически идентичном показателе в 767 гостиниц. Было открыто 11 новых учреждений (из которых 4 предприятия работают по системе «все включено»), закрыто всего 14. Количество сезонных объектов размещения остается на одном уровне в районе 400 предприятий.

По состоянию на 2016 г. вместимость средств размещения в Республике Крым являлась достаточной для существующего количества потока туристов. Из них треть мест принадлежит предприятиям санаторно-курортной направленности, еще треть осуществляет процедуры оздоровительного характера, и оставшаяся часть - исключительно услуги по временному размещению (табл. 3).

Таблица 3

Вместимость объектов размещения (отелей, гостиниц) в Республике Крым (тыс. мест) 4

Table 3

Capacity of accommodation facilities (hotels) in the Republic of Crimea (thousand places)

Показатель 2014 2015 2016

Всего объектов размещения 158,1 156,5

Из них предоставляют услуги:

санаторно-курортного лечения - - 58,2

оздоровительного характера - - 56,6

только временного размещения - - 41,6

Показатель вместимости всех гостиниц и отелей в Республике Крым на 2016 год также остается стабильным по сравнению с 2015 г. - 156,5 против 158,1 тысяч мест.

Только малое количество гостиниц международных брендов сейчас находится на территории полуострова. Это Best Western International (Северная Америка), Premier hotels and resorts (Украина), Rixos (Турция).

Самой популярной в плане гостиничного сегмента областью является территория Большой Ялты.

Показатель 2014 2015 2016

Всего объектов размещения 540 770 767

Из них предоставляют услуги:

санаторно-курортного лечения - 144 148

оздоровительного характера - 216 213

только временного размещения - 410 406

Открыто новых - - 11

Всего закрыто - - 14

3 Табл. 2 и рис. 4 составлены по данным: Официальный сайт компании Hospitality Income Consulting. Аналитика Hospitality Income Consulting. Гостиничный рынок Крыма в 2015-2016 гг. Турпоток, цены, новые объекты [Электронный ресурс] URL: http://hotelier.pro/tourizm/item/1772-hic/1772-hic (дата обращения: 01.04.2018); Официальный сайт Министерства туризма Республики Крым. О развитии туристской отрасли Республики Крым в 2014-2016 гг. [Электронный ресурс] URL: http://mturrk.gov.ru/file/o razvitii turistskoy otrasli respubliki krim v 2016 godu 1.pdf (дата обращения: 01.04.2018).

4 Табл. 3 и 4 составлены по данным: Гостиничная аналитика. Крым 2017-2018 [Электронный ресурс] URL: http://umhos.ru/statistics/ (дата обращения: 01.04.2018).

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Число объектов, предоставляющих услуги по временному размещению, составляет 113 единиц - с учетом мини-отелей и гостевых домов, из них более 50% всего номерного фонда принадлежит санаторно-оздорови-тельным учреждениям. Самой крупной гостиницей (на всем полуострове) является гостиничный комплекс «Ялта-Интурист». Его общий номерной фонд составляет 1186 единиц.

Наиболее крупным объектом гостиничного сектора, введенным в эксплуатацию за последние 3 года, является гостиничный комплекс Mriya Resort & Spa под управлением турецкой сети Rixos. Еще одним потенциальным большим проектом может стать инвестиционный рекреационный город в Кореизе. В его состав войдут 3 государственных санатория: «Ай-Петри», «Мис-хор» и «Дюльбер». Всего в 2016 г. в Республике Крым открылось 11 новых отелей, гостиниц и санаториев. Их общее количество номеров составило 618 объектов (табл. 4).

Наибольшее число новых объектов находится в городе Евпатория; эти же объекты являются самыми вместительными из всех: согласно данным Министерства туризма Республики Крым на них приходится 385 номер, что составляет 62,3% от общего количества новейшего номерного фонда.

Загрузка гостиничного комплекса имеет положительную тенденцию за последние годы (рис. 4).

Таблица 4

Количество новых средств размещения в Республике Крым в 2016 г.

Table 4

Number of new accommodation facilities in the Republic of Crimea in 2016

2018 год (прогноз) 67%

2017 год 65%

2016 год Ш 61%

58% 60% 62% 64% 66% 68%

Рис. 4. Средняя загрузка номерного фонда РК, 2017-2018 гг.

Fig.4. Average load of the license Fund of Crimea, 2017-2018

За весь 2017 г. средняя загрузка номерного фонда Республики Крым составила 65%, что является хорошим показателем. В 2018 г. планируемая заполня-емость гостиниц по прогнозам агентства Umbrella Hospitality CIS должна увеличиться приблизительно на 2%.

В 2017 г. средняя стоимость номера в санаториях и гостиницах с рейтингом 3 звезды и выше за день составила 5200 рублей по Республике Крым. В 2018 году по прогнозам агентства Umbrella Hospitality CIS должно произойти резкое сокращение цены номера -приблизительно на 2 тыс. рублей, что отразится на общем количестве прибыли гостиницы, которая также уменьшится.

Перед гостиничным сегментом Крыма стоит задача полного восстановления инфраструктуры санаториев и гостиниц. Для решения этой проблемы необходимы совместные усилия государственных структур и частных инвесторов. Программа «Социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.» содержит в себе некоторые пути проработки этих задач., в том числе и выделение 5 туристско-ре-креационных кластеров - Евпатория, Саки, Коктебель, Черноморский и Ленинский районы. В рамках данного проекта планируется формирование необходимых для гостиничного рынка объектов инфраструктуры. Объем их финансирования составит около 22,5 млрд рублей.

Анализ ситуации развития гостиничной индустрии России и Республики Крым позволяет сделать несколько важных выводов:

- темпы развития отрасли региона опережают общий уровень по стране, что связано с наличием комплекса финансово-инвестиционных программ, направленных на формирование качественно новых объектов размещения, связанных с туристско-рекреационным профилем территорий;

- влияние санкций гораздо в большей степени негативно отражается на Республике Крым, поскольку ограничивает присутствие международных гостиничных брендов на рынке услуг и крупных российских

№ Название Место нахождения Кол-во номеров

1 отель «Ribera Resort&SPA» 128

2 санаторно-курортный комплекс «Family resort» г. Евпатория 154

3 парк-отель «Романова» 69

4 шиматический комплекс «Азор» пгт. Ливадия 80

5 отель «La Grace» Ленинский р-н 25

6 отель «Россия» Алушта 50

7 отель «Донна роза» г. Евпатория 34

8 корпус в санатории «Сосновая 9

ооща» пгт Кореиз

9 апарт-отель «Парк-Авеню» 30

10 отель «Лантерна» пгт Гурзуф 24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 апарт-отель «Алтея» 15

I 11 новых объектов размещения 618

Process approach to improving the management mechanism of hospitality in Russia and the Republic of Crimea

компаний-лидеров, предоставляющих сопутствующие услуги: финансовые, транспортные; инвестиционные, делает сложным проведение мероприятий, имеющих международный уровень;

- предприятия, оказывающие услуги по размещению, являются прибыльными, рост количества мест ежегодно ориентирован на загрузку в высокий сезон, в

Крыму такая ситуация является нестабильной вследствие привлечения туристов с невысоким уровнем дохода, ориентированных на недорогой пляжный отдых.

В данных условиях организационно-экономический механизм управления предприятиями гостиничного комплекса республики Крым должен претерпеть определенные изменения (рис. 5).

Рис. 5. Эталонная модель организационно-экономического механизма управления предприятиями гостиничной индустрии Республики Крым (разработано авторами)

Fig. 5. Reference model of organizational and economic mechanism of managing enterprises of the hotel industry in the

Republic of Crimea (developed by the authors)

2018 Vol. 12 Iss. 2

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Модель организационно-экономического механизма ориентирована на основные процессы и технологии, в результате изменения которых будут преобразованы ключевые виды ресурсов. На стратегическом уровне предполагается отслеживание качественных изменений, на тактическом - количественных.

Можно сделать вывод, что развитие гостиничного сегмента Республики Крым должно осуществляться системно. Важным направлением повышения эффективности является улучшение транспортной инфраструктуры, в том числе окончание строительства моста через Керченский пролив, открытие аэропорта в Севастополе, реконструкция и увеличение терминалов для пассажиров аэропорта Симферополя, рост пропускной способности паромной переправы. В долгосрочной перспективе важна стабилизация геополитической обстановки, которая заключается в снятии ограничений для определенных категорий граждан стран по въезду на территорию республики, принятие Крыма как российской территории, появление на рынке международных банков и туристических операторов.

Ключевым фактором успешной интеграции гостиничного комплекса республики в экономику России является эффективность управления, адаптация организационно-экономических механизмов к макроэкономической и геополитической ситуации. Повышение спроса должно осуществляться на основе развития инфраструктуры развлечений, низких цены на гостиничные услуги (по сравнению с Краснодарским краем), организации правительством России субсидируемых перевозок.

Стабилизация финансово-экономической деятельности гостиничного сектора Республики Крым в период сезонных колебаний должна основывать на росте ассортимента услуг, которые будут пользоваться спросом в разное время года; использовании политики сезонных цен с учетом меняющихся предпочтений потребителей услуг; задействовании средств массовой информации для влияния на спрос на гостиничные услуги.

Реализация данных направлений может быть более эффективной, если организационно-экономический механизм управления гостиничной индустрией будет иметь большую стратегическую направленность, основанную на стабильном инвестиционной процессе, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Крым. Особенностью формирования организационно-экономического механизма управления предприятиями гостеприимства является процессный подход, который заключается в отслеживании качественных изменений, инновациях, интеллектуальном потенциале персонала.

Оценка эффективности управления и его организационно-экономических механизмов, формирующихся на предприятиях отрасли Республики Крым, должна проводиться на основе системы показателей, направленных на характеристику состояния ключевых сфер гостиничной индустрии: финансовые результаты и рентабельность, качество услуг, взаимосвязь инновационного процесса с главными функциональными областями, система стратегического управления.

Литература

1.Артюхова И.В., Хуторская В.А. Управление факторами сезонности в гостиничном бизнесе// Инновационная наука. 2016. № 4. С. 25-26.

2.Баласанян С.А., Меняйлов А.А. Характеристика современной гостиничной индустрии в России// Инновационная наука. 2017. № 3. С. 127-129

3.Белоусова И. С. Гостиничная индустрия как комплексная составляющая индустрии туризма и гостеприимства // Молодой ученый. 2015. №11. С. 1183-1185.

4.Блиева А. А. Современные методы управления доходами предприятий индустрии гостеприимства // Молодой ученый. 2017. № 22. С. 242-245.

5.Бурцева Т.А., Лысова Е.А. Особенности управления предприятиями сферы услуг// Вестник НГИЭИ. 2016. № 9(64). С. 46-53.

6.Горяева Е.Д. Стратегическое управление как основа развития предприятий индустрии гостеприимства и туризма на современном этапе// Проблемы современной экономики. 2015. № 3(55). С. 336-339.

7.Лайко М.Ю., Попов Л.А., Скобкин С.С., Козлов Д.А. Развитие туристических ресурсов Крыма в составе Российской Федерации// Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. № 4 (82). С. 74-83.

8.Левченко Т.П., Корягина Е.В., Левченко К.К. система сбалансированных показателей как важнейший инструмент повышения эффективности управления предприятиями туристского бизнеса// Сервис в России и за рубежом. 2016. т. 10. № 9 (70). С. 58-64.

9.Николенко П.Г., Салганов А.А. Основные аспекты управления качеством в сфере гостеприимства// Экономические науки. № 62(1). С. 59-68.

Process approach to improving the management mechanism of hospitality in Russia and the Republic of Crimea

10. Новикова И.Н. Методы управления рисками в туристическом бизнесе// Экономические науки. 2017. № 58 (2). С. 36-42.

11. Оборин М.С., Кожушкина И.В., Гварлиани Т.Е. Методические подходы изучения экономической стабильности санаторно-курортного комплекса // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. Вып. 08 (69). С. 143-158.

12. Оборин М.С., Гварлиани Т.Е., Кожушкина И.В. Механизм государственного управления санаторно-курортным комплексом региона // Вестник Национальной академии туризма. 201б. № 4(40). С. 70-77.

13. Холмурзаева З.Ф., Ганиева А.К. Стратегическое планирование деятельности предприятий индустрии гостеприимства// Культура народов Причерноморья. 2011. № 201. С.178-180.

14. Barton, L. 2008. Crisis leadership now: a real wolrd guide to preparing for threats, disaster, sabotage, and scandal. McGraw-Hill. New York.

15. Cushnahan, G. 2003. Crisis Management in Small-Scale Tourism. In Hall, C.M. et al. 2003. Safety and Security in Tourism: Relationships, Management, and Marketing, pp. 323-338. The Haworth Hospitality Press. Binghamton.

16. Evans, N. and Elphick, S. 2005. Models of Crisis Management: an Evaluation of their Value for Strategic Planning in the International Travel Industry. International Journal of Tourism Research. 7, pp. 135-150.

17. Malhotra, R. & Venkatesh, U. 2009. Pre-crisis period planning: lessons for hospitality and tourism. Worldwide Hospitality and Tourism Themes. 1, 1, pp. 66-74.

18. Massingham, P. 2009. Knowledge risk management: a framework. Journal of Knowledge Management. 14, 3, pp. 464-485.

19. Ribaric, R. 2010. Implementation of new risk management opportunities in crisis management. Tourism and Hospitality Management 2010, Conference proceedings. pp. 570 - 576.

20. Ritchie, B.-W. 2004. Chaos, crisis and disasters: a strategic approach to crisis management in the tourism industry. Tourism Management. 25, pp. 669-683.

References

1.Artyuhova I.V., Hutorskaya V.A., Management of seasonal factors in the hospitality. Innovacionnaya nauka, no. 4, 2016, pp. 25-26. (In Russ.)

2.Balasanyan S.A., Menyajlov A.A., Characteristics of the modern hospitality in Russia. Innovacionnaya nauka, no. 3, 2017, pp. 127-129. (In Russ.)

3.Belousova I. S., The hotel industry as a complex component of tourism and hospitality. Molodojuchenyj, no. 11,

2015, pp. 1183-1185. (In Russ.)

4.Blieva A. A., Modern methods of income management of the hospitality. Molodoj uchenyj, no. 22, 2017, pp. 242245. (In Russ.)

5.Burceva T.A., Lysova E.A., Features of enterprise management in service sector. Vestnik NGIEHI, no. 9(64),

2016, pp. 46-53. (In Russ.)

6.Goryaeva E.D., Enterprises in the industry of hospitality and tourism in the present-day context: strategic management as the foundation of their development. Problemy sovremennoj ehkonomiki, no. 3(55), 2015, pp. 336339. (In Russ.)

7.Lajko M.YU., Popov L.A., Skobkin S.S., Kozlov D.A., The development of tourist resources in Crimea as a part of the Russian Federation. VestnikREHUim. G.V. Plekhanova, no. 4(82), 2015, pp. 74-83. (In Russ.)

8.Levchenko T.P., Koryagina E.V., Levchenko K.K., Balanced scorecard as an important tool to increase efficiency of enterprise management of tourism business. Servis v Rossii i za rubezhom, vol. 10, no. 9 (70), 2016, pp. 5864. (In Russ.)

9.Nikolenko P.G., Salganov A.A., Key aspects of quality management in the hospitality. Ekonomicheskie nauki, no. 62(1), pp. 59-68. (In Russ.)

10. Novikova I.N., Risk management methods in the tourism business. Ekonomicheskie nauki, no. 58 (2), 2017, pp. 36-42. (In Russ.)

2018 Vol. 12 Iss. 2

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

11. Oborin M.S., Kozhushkina I.V., Gvarliani T.E., Studying economic stability of sanatorium-and-health-resort complex: methodological approaches. Servis v Rossii i za rubezhom, vol. 10, no. 08 (69), 2016, pp. 143-158. (In Russ.)

12. Oborin M.S., Gvarliani T.E., Kozhushkina I.V., Mechanism of state management of the health resort complex in the region. Vestnik Nacional'noj akademii turizma, no. 4(40), 2016, pp. 70-77. (In Russ.)

13. Holmurzaeva Z.F., Ganieva A.K., Strategic planning of the hospitality enterprises' activity. Kul'tura narodov Prichernomor'ya, no. 201, 2011, pp.178-180. (In Russ.)

14. Barton L., Crisis leadership now: a real wolrd guide to preparing for threats, disaster, sabotage, and scandal. New York: McGraw-Hill, 2008.

15. Hall C.M. et al., Safety and Security in Tourism: Relationships, Management, and Marketing. Binghamton: The Haworth Hospitality Press, 2003, pp. 323-338.

16. Evans N., Elphick S., Models of Crisis Management: an Evaluation of their Value for Strategic Planning in the International Travel Industry. International Journal of Tourism Research, no. 7, 2005, pp. 135-150.

17. Malhotra R., Venkatesh U., Pre-crisis period planning: lessons for hospitality and tourism. Worldwide Hospitality and Tourism Themes, vol. 1, no. 1, 2009, pp. 66-74.

18. Massingham P., Knowledge risk management: a framework. Journal of Knowledge Management, vol.14, no. 3, 2009, pp. 464-485.

19. Ribaric R., Implementation of new risk management opportunities in crisis management. Tourism and Hospitality Management: Conference proceedings, 2010. pp. 570 - 576.

20. Ritchie B.-W., Chaos, crisis and disasters: a strategic approach to crisis management in the tourism industry. Tourism Management, no.25, 2004, pp. 669-683.

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

2018 Том 12 №2

www.philosoph.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.