Научная статья на тему 'Классификация гостиниц в контексте развития индустрии гостеприимства Республики Дагестан'

Классификация гостиниц в контексте развития индустрии гостеприимства Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
468
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСТИНИЦ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даитова Анастасия Алексеевна

В статье рассмотрены количественные аспекты развития индустрии гостеприимства в Республике Дагестан. На данном этапе количество гостиничных предприятий не соответствует потенциалу развития туризма и положительным тенденциям роста туристских посещений региона. Важным компонентом развития на современном этапе является проведение классификации гостиниц, обеспечивающее потребителя услуг достоверной информацией и позволяющее дать оценку уровню развития отрасли в целом. Необходимость прохождения данной процедуры подчеркивается соответствующими изменениями в законодательстве Российской Федерации. Вместе с тем, гостиничный бизнес региона пока полностью не готов к осуществлению классификации, что является существенным барьером на пути качественного развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация гостиниц в контексте развития индустрии гостеприимства Республики Дагестан»

УДК 338.488.2

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСТИНИЦ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Даитова Анастасия Алексеевна

Магистрант третьего курса Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

ааёа^оуа@гатЫег. ги

Научный руководитель:

Коновалова Елена Евгениевна

Канд.экон.наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация eekmgus@mail. ги

Аннотация. В статье рассмотрены количественные аспекты развития индустрии гостеприимства в Республике Дагестан. На данном этапе количество гостиничных предприятий не соответствует потенциалу развития туризма и положительным тенденциям роста туристских посещений региона. Важным компонентом развития на современном этапе является проведение классификации гостиниц, обеспечивающее потребителя услуг достоверной информацией и позволяющее дать оценку уровню развития отрасли в целом. Необходимость прохождения данной процедуры подчеркивается соответствующими изменениями в законодательстве Российской Федерации. Вместе с тем, гостиничный бизнес региона пока полностью не готов к осуществлению классификации, что является существенным барьером на пути качественного развития отрасли.

Ключевые слова: индустрия гостеприимства, классификация гостиниц, Республика Дагестан.

Одним из наиболее перспективных направлений развития экономики Республики Дагестан признан туризм. Подъем отрасли приобрел устойчивый и долгосрочный характер, однако оценки всех экспертов сводятся к необходимости создания и развития новой инфраструктуры объектов туризма и отдыха.

Индустрия туризма - крупный самостоятельный хозяйственный комплекс, состоящий из групп отраслей и предприятий, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и постоянно возрастающего спроса на различные виды отдыха и развлечений в свободное время. Индустрия гостеприимства ассоциируется в первую очередь с гостиницами и с тем, что к ним относится. Можно заключить, что индустрия гостеприимства - сложная, комплексная система профессиональной деятельности специалистов, направленной на удовлетворение потребностей клиентов (гостей), как туристов, так и местных жителей. [1, с. 11].

Туризм, как объект федерального управления и регулирования в разные годы XXI века «кочевал» из Министерства экономического развития РФ, в Министерство спорта,

туризма и молодежной политики РФ, а затем в Министерство культуры РФ. В настоящий момент данные полномочия снова находятся в Минэкономразвития России. Необходимо отметить, что данные изменения «пошли на пользу» индустрии туризма как отрасли, так как то или иное отраслевое ведомственное «примыкание» позволило развиться самым разным видам и направлениям туристской деятельности. Кроме того, в системе регионального управления развитием туризма также сформировалось некоторое «наследие» данного процесса.

В настоящий момент нет единого организационного подхода к построению системы регулирования развития туризма в регионах на субъектном и муниципальном уровнях. В достаточном числе субъектов Российской Федерации реализуется подход построения независимой отраслевой организации исполнительной власти, в предметы ведения которой входят вопросы развития туризма и дальнейшего туристско-рекреационного освоения их территорий. К этой группе регионов относятся Тверская, Владимирская, Тульская, Ленинградская, Самарская, Ульяновская и Сахалинская области, республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Хакасия, Татарстан, Чеченской Республик и Приморский край. [2, с. 36].

Сложившийся набор уникальных природно-климатических и историко-культурных ресурсов позволяет создать в Республике Дагестан мощный комплекс объектов туристско-рекреационной сферы. По оценкам экспертов, потенциал отрасли (рекреационная емкость) может более 1 млн. туристов в год. (по данным Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан на конец 2019 года количество посещений превышает 700 тыс. туристов). Однако низкие показатели экономической эффективности туристической отрасли Республики Дагестан доказывают, что высокий потенциал развития, в настоящее время значительно недоиспользуется.

Последние несколько лет, гостиничная индустрия считается одной из наиболее популярных и привлекательных сфер для бизнеса. Гостиничный бизнес - это та сфера, которая может быстро реагировать на изменения извне. Возможность эффективно работать в кризис и максимизировать выручку во времена экономического роста делает гостиничную недвижимость гибкой и рентабельной. Рост интереса к отдыху растет, значит, экономика стабилизируется, потребители доверяют сфере туризма. В целом можно отметить тренд возрастающего интереса к российским городам и регионам. [3, с. 57].

В реестр гостиниц Республики Дагестан, опубликованном на официальном сайте по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан включено 125

гостиниц с номерным фондом в 2457 номеров на 5032 места. По территории республики они распределены следующим образом (таблица 1):

Таблица 1. Размещение гостиничных предприятий по территории Республики

Дагестан

№ п/п Город/район Количество гостиниц Количество номеров Количество мест

1. Махачкала 48 1315 2198

2. Дербент 27 217 743

3. Избербаш 8 275 693

4. Каспийск 3 115 212

5. Кизляр 6 81 140

6. Хасавюрт 3 123 251

7. Буйнакск 3 37 83

8. Кизилюрт 1 4 8

9. Южно-Сухокумск 1 11 25

10. Агульский район 1 6 20

11. Акушинский район 1 3 12

12. Ахтынский район 19 51

13. Ботлихский район 1 20 50

14. Буйнакский район 1 3 6

15. Гунибский район 1 20 50

16. Каякентский район 68 202

17. Кизилюртовский район 1 9 20

18. Кулинский район 12 34

19. Кумторкалинский район 1 51 64

20. Ногайский район 1 13 33

21. Сергокалинский район 1 6 12

22. Сулейман-Стальский район 1 9 18

23. Табасаранский район 2 9 25

24. Тарумовский район 5 28 66

25. Шамильский район 1 3 16

ИТОГО 125 2457 5032

Источник: Министерство по туризму и народным художественным промыслам

Республики Дагестан (www.dagtourism.com)

Данные, приведенные в таблице, указывают, что номерной фонд гостиниц, работающих в Республике Дагестан на сегодняшний день не соответствует рекреационной емкости региона. Необходимо отметить, что подавляющее большинство средств размещения сконцентрировано на приморских территориях. Города-лидеры гостиничного сектора республики (Махачкала, Дербент, Избербаш), на которые приходится 72% мест, не в состоянии обеспечить имеющийся спрос. Следует также отметить, что коллективными средствами размещения не обеспечены в должном объеме популярные направления маршрутов выходного дня.

Отсутствие качественного сервиса как фактор, тормозящий развитие отрасли, относится ко всем составляющим туристского продукта Республики Дагестан: транспорту, питанию, аттракции, рекреации и, конечно, гостиничным предприятиям.

К доминирующим факторам, негативно влияющим на качество гостиничного продукта в регионе следует отнести отсутствие стандартов обслуживания в гостиницах и несоблюдение параметров качества обслуживания персоналом.

Влияние этих факторов напрямую связано с отсутствием достаточного количества классифицированных гостиничных предприятий. Поэтому целенаправленная работа по включению гостиничного сектора в процедуры классификации в краткосрочной перспективе должна стать приоритетом региональной политики в области туризма и рекреации.

Классификация гостиниц - это категорирование по уровню комфорта и качеству предоставляемых услуг. В зависимости от страны гостинице могут быть присвоены звезды, буквы, короны или иные индикаторы, помогающие потребителю сориентироваться в большом многообразии предложений на рынке гостиничных услуг. [4, с. 238].

Механизм классификации гостиниц дает возможность не только стандартизировать обслуживание и приблизить его к международным стандартам, но и повысить конкурентоспособность услуг. [5, с. 69].

По мнению экспертов (в том числе экспертов Международной гостиничной ассоциации), принять единый мировой стандарт классификации не только невозможно, но и нецелесообразно, поскольку по многим характеристикам гостиницы просто нельзя сравнить, например, по месту расположения (в центре города, на курорте и т.д.), по географическим и климатическим зонам. [6, с. 187].

До 2019 года классификация гостиниц в России носила частично обязательный характер. Первоначально обсуждался план провести всеобщую классификацию гостиниц в стране к 2018 году. Но это оказалось слишком трудоемким и сложным процессом, поэтому обязательная классификация применялась выборочно - только для Олимпийского Сочи и городов Чемпионата мира по футболу 2018 года. [7, с. 77].

На 15.12.2019 г. в Республике Дагестан классифицировано 17 гостиниц (таблица 2):

Данные, представленные в таблицах 1 и 2, характеризуют индустрию гостеприимства Республики Дагестан, как несоответствующую современному этапу развития туризма в Российской Федерации. Лишь 13,6% гостиниц прошли процедуру классификации. Если брать для анализа цифры по номерному фонду, то ситуация

выглядит более оптимистичной - 28,73% номеров относятся к классифицированным гостиницам.

Таблица 2. Гостиницы и иные средства размещения Республики Дагестан, включенные в Федеральный перечень туристских объектов

№ п/п Наименование средства размещения Город Категория Количество номеров Количество мест

1. Гостиница «Аэропорт» Каспийск Без звезд 45 86

2. Отель «Абу Даги» Махачкала Три звезды 40 80

3. Гостиница «Ленинград» Махачкала Без звезд 38 76

4. Турбаза «Прибой» Избербаш Две звезды 120 240

5. Гостиница «Белый медведь» Махачкала Четыре звезды 15 -

6. Отель «Central City Hotel Makhachkala» Махачкала Без звезд 22 44

7. Гостиница «Кэпитал» Махачкала Три звезды 42 52

8. Гостиница «Сарыкум» Кумторкалинский район, пос. Тюбе Четыре звезды 54 108

9. Гостиница «Приморская» Махачкала Без звезд 2 4

10. Гостиница «Киев» Хасавюрт Без звезд 58 116

11. Отель «Фламинго» Хасавюрт Одна звезда 37 72

12. Отель «Тархо» Махачкала Три звезды 27 44

13. Отель «Жак» Махачкала Четыре звезды 18 36

14. Гостиничной комплекс «Джами» Махачкала, Турали Три звезды 55 110

15. Гостиница «Метрополь» Махачкала Четыре звезды 49 -

16. Отель «Петровск» Махачкала Три звезды 39 -

17. Гостиничный комплекс «Адмирал» Махачкала Три звезды 45 90

Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации. Федеральный перечень туристских объектов: отели, пляжи, горнолыжные трассы (,^^^классификация-туризм.рф).

12 из 17 (70,6%) классифицированных гостиниц функционируют в столице республики - Махачкале, но в то же время - это лишь 25% всех махачкалинских гостиничных предприятий (29,8% если учитывать количество номеров). Обращает на себя отсутствие классифицированных отелей в г. Дербент, втором по количеству отелей городе Республики Дагестан.

На рисунке 1 представлено распределение категорий, присвоенных гостиницам Республики Дагестан в процессе классификации.

Рис. 1. Структура гостиничных предприятий по категориям, присвоенным в процессе

Как видно на рисунке 1 преобладающей категорией является «три звезды» (35%), существенные доли занимают гостиницы, классифицированные как «без звезд» (29%) и «четыре звезды» (24%), что позволяет характеризовать гостиничный продукт, как ориентированный на разные категории потребителей.

Повышение качества услуг в сфере гостеприимства - основа не только развития отдельно взятой региональной гостиницы и иных средств размещения, но и успешного продвижения региона в целом. Оценить соотношение «цена - качество» применительно к гостиницам возможно при единообразном подходе, связанным с отнесением объекта размещения к определенной категории, предусмотренной системой классификации гостиниц. [8, с. 105].

Как положительная рассматривается тенденция прибытия в Дагестан гостей с деловыми целями. Как отмечалось выше, значительная доля гостей средств размещения Республики Дагестан представлена деловыми людьми. Этот показатель делает стабильность экономики региона, уровень развития делового сотрудничества местных предприятий с организациями и предприятиями из других субъектов РФ, важным фактором развития гостиничного сектора, потому что обеспечить полноценную загрузку номерного фонда средств размещения только за счет туристов невозможно.

Анализ заполняемости средств размещения позволяет выявить периоды максимальной загрузки. Как было выявлено в ходе исследования, пик заполняемости (до

классификации

87,7% в среднем) средств размещения региона приходится на три месяца летнего сезона. Важным аспектом является решение проблемы межсезонного «провала» заполняемости средств размещения. В этом отношении является перспективной работа по привлечению в Дагестан таких посещаемых событий, как различные фестивали, конгрессы, крупные спортивные мероприятия международного и российского уровня. [9, с. 196].

Реализация целей классификации, которые заключаются в предоставление потребителям необходимой и достоверной информации о соответствии объекта туристской индустрии категории, а также повышение конкурентоспособности туристских услуг и привлекательности объектов туристской индустрии, направленное на увеличение туристского потока и развитие внутреннего и въездного туризма, повышение качества обслуживания гостей, является фундаментом развития туристко-рекреационного комплекса региона.

Литература

1. Гостиничный менеджмент: учебное пособие / Под ред. А. А. Федулина. - М.: КНОРУС, 2016. - 426 с.

2. Бушуева И.В. Современные тренды развития системы управления туристско-рекреационным освоением территорий в России // «Наука - сервису» Материалы XXIII Международной научно-практической конференции. М.: РГУТИС, 2018. С.35-41.

3. Коновалова Е.Е. Малые средства размещения и приоритетные стратегии их развития // «Стратегическое управление и перспективы его внедрения на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства» // Материалы Международной научно-практической конференции. Севастополь: Русайнс, 2018. С.57-61.

4. Краснова Е.А., Маврина Н.Ф. Международный опыт классификации гостиниц и иных средств размещения // «Гуманитарные технологии в современном мире» Материалы VI Международной научно-практической конференции. Калининград: Западный филиал РАНХиГС, 2018. - С.238-240.

5. Пушкина М.С., Пасько О.В. Обязательная классификация гостиниц и иных средств размещения как средство повышения конкурентоспособности // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2019. №2, 2019. С.68-74.

6. Маврина Н.Ф., Краснова Е.А. Особенности подходов к классификации гостиниц и иных средств размещения ведущих стран туристского рынка // В сб. «Бизнес-технологии в туризме и гостеприимстве». М.: РГУТИС, 2018. - С.187-194.

7. Арсений Р.М. Проблемы перехода к обязательной классификации гостиниц в России // Сервис в России и за рубежом. 2018. № 4. С.75-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Никифорова И.В., Семенчук Н.А. Обязательная классификация гостиниц и иных средств размещения как бизнес-процесс (на примере Калининградской области) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2016. №3. С.104-111.

9. Ханбабаева З.М., Сахарчук Е.С., Даитов В.В. Современное состояние и перспективы развития гостиничного сектора в Республике Дагестан // Сервис в России и за рубежом. 2011. №6. С.190-197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.