Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 5 (15). Вып. 2. 2019 г. С. 176-185.
УДК 338.48(292.471:
Логвина Е. В.
34+33(470+571)
Трансформация отрасли туризма Крыма в условиях интеграции в правовое и социально-экономическое пространство Российской Федерации_
Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация e-mail: vivat.log. [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы трансформации отрасли туризма Республики Крым в правовое и социально-экономическое пространство России. Проведен анализ некоторых показателей за период с 2014 по 2017 годы. Рассмотрены законодательные акты принятые в Республике Крым. Расширение и углубление межрегионального сотрудничества является важным средством интеграционного движения предприятий туристского бизнеса Крыма в Российскую Федерацию, а так же автром предложены основные направления развития туризма в Крыму.
Ключевые слова: туристский продукт, туристская отрасль Крыма, интеграция, трансформация, инвесторы, экономическое пространство
Введение
Крым в непростой международной обстановке продолжает интеграцию в российскую государственную и экономическую системы. В связи с геополитической обстановкой и введением санкций западными странами против Крыма произошло осознание новых реальностей и определение возможных изменений, а также возможностей им противостоять.
За пять лет интеграции Крыма в Российскую Федерацию произошло выстраивание инфраструктуры платежной, энергетической, транспортной и т.д.
2014 год был посвящен разработке специальных механизмов и инструментов перевода крымской экономики и социальной сферы на российские стандарты, созданию условий для их реализации, а также для психологической адаптации населения полуострова к российским реалиям.
Важное значение, для развития как международного, так и внутреннего туризма имеют туристские ресурсы, которые являются основной целью путешествий. Они обусловливают и определяют важнейшие экономические показатели туризма, такие как: количество туристов, цена на предоставляемые услуги, география путешествий, длительность пребывания, сезонность, и прочее.
Поэтому и коммерческая работа в области туризма должна строиться на принципах всестороннего учета туристских ресурсов как в целом по Республике Крым, так и по отдельным ее регионам.
Федеральный центр проявляет последовательность в вопросах интеграции Крыма в государственное пространство Российской Федерации.
Трансформация отрасли туризма Респубоики Крым нашла отражение в разработанной и утвержденной правительством Российской Федерации
Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2022 года» [1], которой предусмотрено финансирование перспективных туристских кластеров с целью создания тупродукта конкурентоспособного как на внутреннем так и на внешнем рынках.
Материалы и методы
Одним из приоритетных направлений развития экономики Крыма является развитие туристской отрасли.
Крымский регион с точки зрения привлекательности туристов, наиболее перспективный регион Российской Федерации. Традиционно полуостров является местом отдыха россиян и иностранцев.
За пять лет в Крыму осуществляется реализация масштабных проектов, направленных на обеспечение устойчивого развития, а именно: как строительство и пуск транспортного моста через Керченский пролив (готовится к сдаче и железнодорожный мост - декабрь 2019 года), трассы Таврида, нового аэровокзального комплекса симферопольского аэропорта. И какие бы санкции против Крыма не вводились он всегда будет привлекать туристов.
В течение пяти лет Крым интегрируется в экономическое, политическое и правовое пространство Российской Федерации. Эффективность развития экономики Крыма зависит от:
1) создания в Крыму особой экономической зоны со специальным режимом хозяйствования и усиленной бюджетной поддержкой;
2) вложения значительных государственных инвестиций в развитие Республики Крым;
3) создания обновленной инфраструктуры современного курорта.
Проанализируем некоторые показатели развития туристской отрасли Крыма
в условиях интеграции в Российскую Федерацию.
Анализ количества туристов, посетивших Республику Крым за 2014-2017 года показал, что: в 2014 году - 3,8 млн. человек (основными туристами были граждане Российской Федерации - 80% от общего турпотока); в 2015 году - 4,6 млн. человек; в 2016 году - 5,6 млн. человек и в 2017 году - 5,4 млн. человек.
Рассмотрим туристские предпочтения по регионам Крыма за период с 2014 по 2017 годы (см. табл. 1)
Таблица 1
Туристские предпочтения по регионам Крыма,(%) _
Регионы 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.
ЮБК 56,0 59,0 46,5 45,3
Западное побережье 23,0 17,0 31,0 21,3
Восточное побережье 9,0 17,0 18,0 18,6
Другие 12,0 6,0 4,5 14,8
Составлено автором по [2, 4, 5, 6].
Проанализировав данные таблицы отметим, что с открытием Крымского моста незначительно снизилась нагрузка на ЮБК, туристы отдают предпочтения Западному и Восточному побережью.
Рассмотрим количество субъектов туристской деятельности, действующих на территории Республики Крым за 2014-2017 года (см. Табл. 2.).
Таблица 2
Наличие туристских фирм Республики Крым по видам деятельности
2014 2015 2016 2017
Всего 71 48 346 214
в т.ч. по видам деятельности
туроператорская 13 4 10 18
туроператорская и 18 14 51 48
турагентская
турагентская 24 24 125 148
только экскурсионная 16 6 160 -
Составлено автором по [3]
По данным таблицы 2 видим, что туроператорская деятельность в 2017 году по сравнению с 2015 годов возросла в 4,5 раза, а турагентская возросла в 6,2 раза соответственно.
Для того чтобы Крым мог принимать большое количество туристов, и увеличить доход в бюджет региона, необходимо создание комфортной инфраструктуры, которая будет этому способствовать. В этой связи перед Правительством Республики Крым стоит первоочередная задача по улучшению состояния туристской инфраструктуры полуострова.
Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации от 31.05.2014 года №941-р, туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджета.
Отметим, что налоговые поступления в бюджет Крыма от санаторно-курортного и туристского сектора составили в 2014г. - 1 млрд. 697 млн. рублей, 2015г - 2 млрд. 55,1 млн. рублей; в 2016г. - 2 млрд. 362,87 млн. руб.; в 2017 году -2 млрд. 538,4 млн. рублей (в 2017 году налоговые поступления в бюджет увеличились в 1,3 раза по сравнению с 2014 годом).
Средства, поступившие от реализации туристского продукта составили: в 2015 году - 604935,5 тыс. руб.; в 2016 году - 2813972,5 тыс. руб.; в 2017 году -2182028,3 тыс. руб.
В 2017 году наблюдается снижение доходов от предоставления туристских услуг по сравнению с 2016 годом за счет средств, перечисленных поставщикам турпродукта за услуги, оказанные на территории Российской федерации (на 22,5% соответственно).
Проведем анализ средств размещения в Республике Крым за 2015-2017 гг. (см. табл. 3).
Как показывают данные таблицы количество объектов размещения составило 101,4% в 2017 году по сравнению с 2015 годом; так же наблюдаем рост количества объектов, предоставляющих услуги санаторно-курортного лечения и услуги по временному размещению на 4,5% и 3,4% соответственно.
Трансформация туристского сектора возможна лишь проведением модернизации, реконструкции и развитием действующей инфраструктуры.
На протяжении многих лет большой проблемой туристско-рекреационного сектора Крыма было увеличение износа основных фондов, поэтому
первоочередная задача привлечение инвестиций в туристскую отрасль Крыма.
Правительством Крыма проводится большая работа по привлечению инвестиций в сферу рекреации и туризма.
Средства размещения в Республике К
2015 2016 2017
Количество объектов 770 767 781
Общая вместимость объектов размещения, 158,1 156,5 157,1
тыс. мест
в т.ч.
объекты, предоставляющие услуги 144 148 151
санаторно-курортного лечения
объекты, предоставляющие услуги 216 213 206
оздоровительного характера
объекты, предоставляющие услуги по 410 406 424
временному размещению
рым
Таблица 3
Составлено автором по [2, 4, 5, 6]
Так, за 2015-2017 годы было подписано 37 инвестиционных соглашений общей суммой - 48,7 млрд. руб. (в 2015 году - 10 соглашений на сумму 1,7 млрд. руб., а в 2016 году - 21 соглашение на сумму 15,6 млрд. руб., в 2017 году - 11 соглашений на сумму 36,1 млрд. руб.).
В 2015 году инвестиционные средства были направлены на модернизацию спортивно-оздоровительного лагеря «Икар» (а так же создания на его базе Центра восточной медицины, п. Рыбачье); реконструкцию и развитие санатория «Юбилейный» г.Евпатория; реконструкцию и развитие санатория для детей и детей с родителями «Радуга» г.Евпатория; реконструкцию и развитие санатория «Ветеран» г.Алушта; и т.д.
В 2016 году проведена модернизация более 20-ти санаторно-курортных и гостиничных учреждений.
Так в 2016 году открыто новых 11 средств размещения:
1. отель «Ribera Resort&SPA» в г. Евпатория;
2. санаторно-курортный комплекс «Familyresort» в г. Евпатория;
3. парк-отель «Романова» в г. Евпатория;
4. климатический комплекс «Азор» в пгт Ливадия;
5. отель «La Grace»^ Ленинском районе;
6. отель «Россия» в г. Алушта;
7. отель «Донна роза» в г. Евпатория;
8. корпус в санатории «Сосновая роща» в пгт Кореиз;
9. апарт-отель «Парк - Авеню» в пгт Кореиз;
10. отель «Лантерна» в пгт Гурзуф;
11. апарт-отель «Алтея» в пгт Гурзуф.
В 2017 году открыто 6 новых объектов размещения
1. 4 корпуса гостиницы «Ялта-Иртурист» - территория «GreenPark»
2. корпус отеля «Алые паруса» в г.Евпатория
3. отель «Вилла «Capri» в г. Щелкино
4. дом «Усадьба Приморский парк» в г. Алушта
5. дом «Приморский бульвар» в г. Алушта
6. корпус отеля «Бристоль» в г. Ялта
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Министерством курортов и туризма проводится аккредитация организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской инфраструктуры, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи.
По состоянию на 31.12.2016 года аккредитованными организациями проведена классификация 71 средства размещения, в том числе по категориям: «5 звезд» - 5 объектов; «4 звезды» - 16 объектов; «3 звезды» - 29 объектов; «2 звезды» - 14 объектов; «без звезд» - 7 объектов.
На 01.01.2018 года аккредитованными организациями проведена классификация 108 средств размещения, в том числе по категориям: «5 звезд» - 7 объектов; «4 звезды» - 26 объектов; «3 звезды» - 43 объектов; «2 звезды» - 19 объектов; «одна звезда» - 2 объекта; «без звезд» - 11 объектов.
Особое внимание уделяется и кадровому вопросу, так в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» в 2017 году Федеральным агентством по туризму осуществляется работа по реализации проекта «Общенациональная система подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма». Ростуризмом в 2017 году проводилось обучение специалистов туристской отрасли по 14 программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки за счет средств федерального бюджета.
Министерством курортов и туризма Республики Крым подписано соглашение о сотрудничестве с Молодежной общероссийской общественной организацией «Российские студенческие отряды», включающие следующие пункты: развитие деятельности студенческих отрядов на полуострове, обеспечение курортных организаций трудовыми ресурсами, объединение усилий для повышения качества курортного отдыха и туризма в Республике Крым.
Также Министерством курортов и туризма Республики Крым запущен проект «Важный вопрос», в рамках которого обсуждались вопросы, связанные с развитием туристской отрасли Крыма (формат семинара - вебинар).
В 2017 году проведено 9 вебинаров для туроператоров и турагентов Российской Федерации и стран СНГ с презентациями возможностей отдыха и лечения в Крыму в межсезонье, а также предложения на новогодние и рождественские праздники и т.д.
Турпоток по-прежнему ориентирован в основном на «пляжный» туризм.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.12.2016 года №615 «О некоторых вопросах благоустройства пляжей» установлен механизм заключения органами местного самоуправления муниципальных образований договоров о благоустройстве пляжей общего пользования с хозяйствующими субъектами в результате проведения конкурсов. Органами местного самоуправления курортных регионов приняты муниципальные правовые акты.
Органами местного самоуправления муниципальных образований и муниципальных районов заключены договоры с хозяйствующими субъектами (в 2017 г.) для использования в рекреационных целях на основании договоров аренды, договоров о благоустройстве пляжей.
Так, например, в туристском сезоне в 2015 году насчитывалось 487 пляжей, в т.ч. 337 общедоступных, 78 лечебных и 72 детских; в 2016 году функционировало 367 пляжей (оформивших разрешительные документы), в т.ч. 240 общего пользования, 66 лечебных,61 детских; в 2017 году - 425 пляжей.
Еженедельно проводится мониторинг пляжных территорий и по состоянию на 01.01.2018 года классифицировано 8 пляжей по следующим категориям: 1-я категория (синий флаг) «Мпуа Resort&SPA», Крымский бриз», эко-отель «Левант», «Массандровский», «Спа-отель Приморский парк», «Центр спорта Эволюция», гостиничного комплекса «Крымская Ривьера»; 2-я категория (зеленый флаг) ООО «Акватехноспорт».
В рамках Международного форума «Открытый Крым» проведена выставка «Пляжный мир», на которой представлено: пляжное оборудование, пляжная санитария, доступная среда пляжный дизайн и т.д.
Государственным советом Республики Крым был утвержден план мероприятий по организации взаимодействия между Госсоветом Республики Крым и законодательными органами государственной власти Российской Федерации на 2019 год в рамках соглашений о межпарламентском сотрудничестве. Данное сотрудничество предусматривает взаимодействие в законотворческой деятельности, в т.ч. изучение опыта Краснодарского края в сфере развития аграрного, сельского и экологического туризма.
Результаты обсуждения
Преодоление интеграционных трудностей требует больших инвестиционных вложений. Все это нашло отражение в разработанной и утвержденной правительством РФ целевой федеральной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022года».
Данной программой предусмотрено создание на территории Республики Крым и г. Севастополя туристско-рекреационных кластеров финансирование которых составит с 2015 по 2022 годы всего - 36 млрд. 424,79 млн. руб. в т.ч. за счет федерального бюджета - 34 млрд. 726,58 млн. руб. и за счет средств субъектов Российской Федерации 1 млрд. 698,21 млн. руб. (КЛАСТЕРЫ: детский отдых и оздоровление г. Евпатория - 11млрд. 424 млн.; лечебно-оздоровительный отдых г. Саки - 6 млрд. 493 млн.; озеро Чокракское - 2 млрд. 729 млн.; Черноморский - 2 млрд. 150 млн.; Коктебель - 6 млрд. 652 млн.; Севастопольская гавань - 3 млрд. 835 млн.; Перекресток культур г. Севастополь - 3 млрд. 139 млн.).
Данная программа будет способствовать преодолению проблем и обеспечит развитие санаторно-курортной отрасли и туризма.
Туристская отрасль Крыма требует крупных инвестиционных вложений, поэтому необходимо разрабатывать программы государственно-частного партнерства.
Сезонные изменения рыночной конъюнктуры не будут проблемой для туризма, если маркетинг обеспечит их выгодное использование. Необходимо проводить стимулирование программ обновления и реконструкции существующей туристской инфраструктуры.
Интеграция Крыма в туристскую инфраструктуру дала возможность
улучшению доступа к информации, способствующей повышению уровня профессиональной подготовки кадров для туристской отрасли.
Правительством и Министерством курортов и туризма Республики Крым, проводится имиджевая политика по продвижению Крыма как доступной и комфортной туристской дестинации.
В 2016 году (наиболее значимыми событиями были такие мероприятия) Крым был представлен на Международной туристской выставке «Интурмаркет» г. Москва; форум «Открытый Крым» - презентация крымских туристских территорий; представлен на Международной туристской выставке «Путешествие и туризм» г. Новосибирск (по вопросам сотрудничества региональных властей в сфере туризма).
Проводилась работа по установлению и укреплению деловых связей с Китайской народной республикой, Ираном, Индией.
В профильной госпрограмме развития курортов и туризма на 20172020 годы Правительством Республики Крым определена стратегическая цель развития Крыма - формирование современного туристско-рекреационного конкурентоспособного комплекса, предлагаемых востребованных туристских услуг и высокого качества обслуживания.
Расширение и углубление межрегионального сотрудничества можно считать важным средством интеграционного движения предприятий туристского бизнеса Крыма в Российскую Федерацию (проведение Форумов по решению региональных программ).
Основными направлениями развития туризма в Крыму являются:
- снижение ценовой политики на туристско-рекреационные услуги;
- продвижение туристских продуктов на территории Российской Федерации;
- обеспечение безопасности туристов;
- внедрение международной системы качества услуг;
- частно-государственное поддержка инвесторов в сфере туризма; и т.д.
- успешная трансформация отрасли туризма Крыма в условиях интеграции в Российскую Федерацию возможна при:
- развитии межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации;
- развитии информационного поля для популяризации туристских продуктов Республики Крым;
- развитии системы обратной связи с туристами и туристским сообществом
РФ;
- проведении имиджевых мероприятий за пределами Республики Крым [6].
Выводы
В связи с геополитической обстановкой и введением санкций западными странами против Крыма произошло осознание новых реальностей и определение возможных изменений, а также возможностей им противостоять.
За пять лет интеграции Крыма в Российскую Федерацию произошло выстраивание инфраструктуры платежной, энергетической, транспортной и т.д. Важное значение, для развития как международного, так и внутреннего туризма имеют туристские ресурсы, которые являются основной целью путешествий. Они
обусловливают и определяют важнейшие экономические показатели туризма, такие как: количество туристов, цена на предоставляемые услуги, география путешествий, длительность пребывания, сезонность, и прочее. Поэтому и коммерческая работа в области туризма должна строиться на принципах всестороннего учета туристских ресурсов как в целом по Республике Крым, так и по отдельным ее регионам.
Крымский регион с точки зрения привлекательности туристов, наиболее перспективный регион Российской Федерации. Традиционно полуостров является местом отдыха россиян и иностранцев. За пять лет в Крыму осуществляется реализация масштабных проектов, направленных на обеспечение устойчивого развития, а именно: как строительство и пуск транспортного моста через Керченский пролив (готовится к сдаче и железнодорожный мост - декабрь 2019 года), трассы Таврида, нового аэровокзального комплекса симферопольского аэропорта.
Анализ количества туристов, посетивших Республику Крым за 20142017 годы показал, что: в 2014 году - 3,8 млн. человек (основными туристами были граждане Российской Федерации - 80% от общего турпотока); в 2015 году -4,6 млн. человек; в 2016 году - 5,6 млн. человек и в 2017 году - 5,4 млн. человек.
Для того чтобы Крым мог принимать большое количество туристов, и увеличить доход в бюджет региона, необходимо создание комфортной инфраструктуры, которая будет этому способствовать. В этой связи перед Правительством Республики Крым стоит первоочередная задача по улучшению состояния туристской инфраструктуры полуострова. Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации от 31.05.2014 года №941-р, туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджета. Отметим, что налоговые поступления в бюджет Крыма от санаторно-курортного и туристского сектора составили в 2017 году увеличились в 1,3 раза по сравнению с 2014 годом.
На протяжении многих лет большой проблемой туристско-рекреационного сектора Крыма было увеличение износа основных фондов, поэтому первоочередная задача привлечение инвестиций в туристскую отрасль Крыма. Правительством Крыма проводится большая работа по привлечению инвестиций в сферу рекреации и туризма. Так, за 2015-2017 годы было подписано 37 инвестиционных соглашений общей суммой - 48,7 млрд. руб. (в 2015 г. - 10 соглашений на сумму 1,7 млрд. руб., а в 2016 году - 21 соглашение на сумму 15,6 млрд. руб., в 2017 году - 11 соглашений на сумму 36,1 млрд. руб.).
Преодоление интеграционных трудностей требует больших инвестиционных вложений. Все это нашло отражение в разработанной и утвержденной правительством РФ целевой федеральной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022года». Данная программа будет способствовать преодолению проблем и обеспечит развитие санаторно-курортной отрасли и туризма.
Процесс интеграции Крыма в Россйское пространство несет новые смыслы в поиске ответных мер на внешние вызовы и угрозы.
Литература
1. Форманчук А. А. Интеграция Республики Крым в государственное пространство Российской Федерации: особенности, проблемы, риски // Проблемы национальной стратегии №3 (30) 2015. С. 115-129
2. Аналитическая справка об итогах работы предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса Республики Крым за 2014 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: mtur.rk.gov.ru/file/Analiticheskaya_spravka_ob_itogah_raboti_predpriyatiy_sanator no_kurortnogo_i_turistskogo_kompleksa_RespuЫiki_Krim_za_2014.
3. Туризм и туристские ресурсы республики Крым за 2017 год. Статистический сборник. Управление федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. Симферополь 2018. 142 с.
4. О развитии туристкой отрасли Республики Крым за 2015 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: mtur.rk.gov.rU/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki_krim_v_2015_godu_1.p df
5. О развитии туристкой отрасли Республики Крым за 2016 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki_krim_v_2016_godu_ 1. p df
6. О развитии туристкой отрасли Республики Крым за 2017 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: .mtur.rk.gov.ru/uploads/mtur/attachments/d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/p hpMDdz5m_2017.pdf
Logvina E. V.
Transformation of the tourism industry of the Crimea in the conditions of integration into the legal and socio-economic space of the Russian Federation
VI. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy, Simferopol, Russian Federation e-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the transformation of the tourism industry of the Republic of Crimea in the legal and socio-economic space of Russia. The analysis of some indicators for the period from 2014 to 2017. Legislative acts adopted in the Republic of Crimea are considered. The expansion and deepening of inter-regional cooperation is an important means of integration of tourism enterprises of the Crimea in the Russian Federation, as well as the author proposed the main directions of tourism development in the Crimea.
Keywords: tourism product, tourism industry of Crimea, integration, transformation, investors, economic space.
References
1. Formanchuk A. A. integracija Respubliki Krym v gosudarstvennoe prostranstvo Rossijskoj Federacii: osobennosti, problemy, riski //Problemy nacional'noj strategii №3 (30) 2015. S. 115-129 (in Russian)
2. Analiticheskaja spravka ob itogah raboty predprijatij sanatorno-kurortnogo i turistskogo kompleksa Respubliki Krym za 2014 god [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:
mtur.rk.gov.ru/file/Analiticheskaya_spravka_ob_itogah_raboti_predpriyatiy_sanator no_kurortnogo_i_turistskogo_kompleksa_Respubliki_Krim_za_2014 (in Russian)
3. Turizm i turistskie resursy respubliki Krym za 2017 god. Statisticheskij sbornik. Upravlenie federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Respublike Krym i g.Sevastopolju. Simferopol' 2018. 142s. (in Russian)
4. O razvitii turistkoj otrasli Respubliki Krym za 2015 god. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki_krim_v_2015_godu_1.p df (in Russian)
5. O razvitii turistkoj otrasli Respubliki Krym za 2016 god [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki_krim_v_2016_godu_1.p df (in Russian)
6. O razvitii turistkoj otrasli Respubliki Krym za 2017 god. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: .mtur.rk.gov.ru/uploads/mtur/attachments/d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/p hpMDdz5m_2017.pdf (in Russian)
Поступила в редакцию 05.05.2019 г.