Научная статья на тему 'Проблема инновационности крымского туристско-рекреационного продукта'

Проблема инновационности крымского туристско-рекреационного продукта Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
108
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Яковенко Е. В., Яковенко И. М.

В статье рассмотрены общее состояние и проблемы развития продуктовых, технологических и организационных инноваций в туристско-рекреационном комплексе Крыма. Предложены пути оптимизации инновационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема инновационности крымского туристско-рекреационного продукта»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия: География. Том 22 (61). 2009 г. № 2. С.160-166.

РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

УДК 911.3.338.48 (477.75)

ПРОБЛЕМА ИННОВАЦИОННОСТИ КРЫМСКОГО ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОДУКТА Яковенко Е.В., Яковенко И.М.

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, г Симферополь

В статье рассмотрены общее состояние и проблемы развития продуктовых, технологических и организационных инноваций в туристско-рекреационном комплексе Крыма. Предложены пути оптимизации инновационного процесса.

Ключевае слова: инновации, инновационный процесс; туристско-рекреационный комплекс

Инновационный процесс выступает движущей силой активизации международного туристского обмена и постоянного роста качества поступающих на рынок услуг, а также является важнейшим аргументом в конкурентной борьбе: внедрение продуктовых, технологических, организационно-хозяйственных и иных инноваций создает конкурентные преимущества любому субъекту предпринимательства в туризме - от фирмы-туроператора и санаторно-курортного учреждения - до региона или целой страны с их совокупным туристско-рекреационного продуктом. Так, в значительной мере благодаря успешному решению проблемы устаревания туристского продукта Швейцария в течение ряда лет возглавляет рейтинг конкурентоспособности наций в туризме (The Travel and Tourism Competiteveness Index), рассчитываемый экспертами Мирового экономического форума в Давосе (заметим, что Украина занимает в данном рейтинге лишь 77 место) [16].

Изучение немногочисленных работ отечественных и зарубежных авторов [2;7;8;9;13] позволяет определить инновации в туризме как систему научно-исследовательских, организационно-экономических, технологических и иных мероприятий и их результатов, направленных на коренное преобразование и обновление туристского продукта, механизма его продвижения и реализации с целью достижения социального, экономического, экологического или другого эффекта. Инновационные технологии в области туризма рассматриваются как неотъемлемый элемент решения проблемы разработки и продвижения украинского национального турпродукта. В Проекте Концепции государственной целевой программы развития туризма и курортов в Украине на 2011-2015 гг. поставлена задача стимулирования и государственной поддержки инновационности в туризме и развития инновационных форм территориальной организации предпринимательства, в частности, туристских кластеров.

В большинстве научно-методических публикаций, исследующих данную проблему [2;4;7;8;9;13], делается акцент на экономические и управленческие аспекты инновационной деятельности в туристско-рекреационном комплексе Украины, однако

практически не учитывается пространственно-временная неоднородность развития туристско-рекреационного процесса, создающая различные предпосылки и условия реализации инновационных моделей. Целью данной статьи является географическое изучение уровня инновационности и актуальных задач обновления и совершенствования регионального туристско-рекреационного продукта на примере АР Крым.

Инновации в турнстско-рекреацнонном комплексе АР Крым.

АР Крым в течение длительного времени выступает ведущим турисгско-рекреационным регионом Украины, отличающимся высоким уровнем рекреационной освоенности территории, зрелой функциональной структурой системы отдыха и туризма и сложившейся международной специализацией в географическом разделении труда. Санаторно-курортные учреждения и туристские предприятия, имеющие базу размещения на территории АР Крым, образуют собой комплекс, который в 2007 году включал 644 объекта. Из общего количества предприятий комплекса только 245 предназначены для круглогодичного функционирования, 399 - сезонные, что составляет 62%. На территории АРК функционируют здравницы, относящиеся к собственности других государств (Узбекистана, Казахстана, Беларуси, Российской Федерации).

На протяжении 2007 года на территории АР Крым право на осуществление туристической деятельности, согласно выданным лицензиям, было предоставлено 423 субъектам туристической деятельности, право на осуществление туристского сопровождения (экскурсионную деятельность) получили 762 физических лица.

Количество прибывших на отдых и лечение в последние пять лет медленно росло и к 2007 году составило 5,727 млн. человек.

Приоритетными видами туризма в Крыму остаются внутренний и въездной туризм. Структура турпотока за последние годы оставалась неизменной: на внутренний туризм приходится 65,2% туристов, на въездной туризм - 32,6%, на выездной - 2,2%. Всего за 2007 год туристскими предприятиями обслужено 392,6 тыс. туристов и 662,9 тыс. экскурсантов. Распределение обслуженных туристов по целям посещения выглядит следующим образом: развлечение и отдых - 57,3%; лечение - 31,0%; спортивно-оздоровительный туризм - 5,0%; служебно-деловые цели, обучение - 4,5%; другие - 2,2%.

В результате деструктивных изменений в национальной экономике, последовавших в постсоветский период, сдвигов в конъюнктуре национального и мирового рынка и изменения стандартов жизни в условиях глобального финансового кризиса можно прогнозировать общее ухудшение конкурентных позиций Крыма на международном рынке туристско-рекреационных услуг. Общий уровень его инновационности также оценивается как низкий и недостаточный для придания мощного импульса туристской предпринимательской активности.

Более детальное исследование современной функциональной и территориальной структуры туристско-рекреационного комплекса Крыма позволяет обозначить ряд новых, а также активно модернизируемых видов и форм рекреации и туризма:

• Конный туризм (центр конного туризма «Бурульча», Белогорск; конный клуб «Аллюр», Алушта; конноспортивный лагерь «Карьер», Ялта. Программа активного отдыха «Универсальный наездник» конноспортивной базы «Атлантика» (Байдарская долина) использует инновационный подход - двухдневный поход на лошадях к

Ай-Петри комбинируется с поездками на отечественных внедорожниках по недоступным для обычных авто горным трассам Ай-Петринской яйлы и пещерным городам Крыма, а также с экстремальным велотреком по яйле.);

• Дайвинг (центры Севастополя («Альфа», «Крым-Марина-Сервис», «Крымский подводный клуб», «Севур-Ферн»), Балаклавы («Аквамарин»), Ялты («Акваспорт»), Судака («Шельф») и Алушты («Deep Quest Diving». Главными районами дайвинга являются акватории юго-западного Крыма от м. Лукулл до м. Сарыч; южного и юго-восточного Крыма и Тарханкута):

• Яхтинг (ряд хорошо оборудованных марин появился в окрестностях Севастополя и Балаклавы - «Золотой символ», «57 яхт-клуб Черноморского флота», «Юг» и др. Популярные яхтенные маршруты проложены от Севастополя до Тарханкута, Н. Света, Варны и Стамбула):

• Аэротуризм (развит на плато Узун-Сырт; плато Ай-Петри; у сел Строгановка и Пожарское, в Байдарской долине и других регионах. Различные формы экстремальных аэроспортивных занятий присутствуют в туристском предложении спортивных и туристских фирм Крыма: парапланерного клуба «Бриз» (Коктебель), «Туравтосервис» (Коктебель), Центра воздухоплавания при НИИ аэроупругих систем« (Феодосия), «DropZoneKpbiM» (Симферополь), Бахчисарайского аэроклуба.);

• Военный туризм (использование многочисленных полигонов, стрельбищ, богатого арсенала уникальной военной и космической техники в с. Перевальное, аэропорту «Бельбек» (Севастополь) и на авиабазе ВВС Украины «Кировское» и др.);

• Этнографический туризм (в Крыму создано 14 культурно-этнографических центров крымских татар, греков, армян, немцев и караимов в Симферопольском, Белогорском, Бахчисарайском районах, Старом Крыму и Евпатории; действуют 5 этнографических маршрутов);

• Паломнический туризм (разработана Большая паломническая программа, включающая 6 маршрутов, охватывающих посещение всех православных святынь Крыма. В Евпатории организован экскурсионный маршрут, интересный для представителей разных конфессий - «Новый Иерусалим» (Текие дервишей -Армянская церковь - Синагога Егия - Караимские кенассы - Мечеть Хан-Джами -Собор Св. Николая);

• Научный туризм (ежегодно в Крыму проводится около 100 региональных, общеукраинских и международных научных форумов. Очень часто они проходят в межсезонный период, а местом их проведения избираются крымские здравницы и курортные отели, что положительно влияет на загрузку гостиниц и занятость персонала. На крымском рынке успешно работают предприятия, обеспечивающие конференц-сервис - «Partner Crimea Conference Service», «Кенеш», «Галактика-тур», «Крымский Клуб Путешествий», «Крымское бюро путешествий и экскурсий», «Крымтур», «Черномор-тур», «СНП-Крым»);

• Фестивальный туризм (посещение туристами Фестиваля молодежной рок-музыки «Республика «Z» («Казантип»; Международного фестиваля исторического фехтования «Генуэзский шлем»; Рыцарского фестиваля «Стальная Роза»; фестивалей авторской и бардовской песни «Балаклавские каникулы», «Крымское Приазовье»,

бардовского фестиваля в долине Ашлама-Дере близ Бахчисарая Фестиваль «Джаз-Коктебель» многих других);

• СПА-туризм (получил развитие с созданием современных отелей со СПА-центрами - «Пальмира-Палас» и «1001 ночь», Ялта и др.).

Актуальные задачи инновационного процесса

К числу приоритетных в международном туризме направлений [3], пока слабо представленных в туристском предложении Крыма, относятся сельский (зеленый туризм), экологический туризм и развлекательный туризм. Очевидным фактом является то, что наращивание материально-технической базы традиционной купально-пляжной рекреации в ущерб новым видам рекреации и туризма окажет негативное воздействие на конкурентоспособность крымского региона на европейском рынке, однако для внутреннего туризма (Украина) и соседского туризма (страны СНГ) ведущие курортные районы Крыма будут востребованы и в ближайшей обозримой перспективе.

Особым инновационным направлением следует признать возрождение старого исчезнувшего турпродукта на качественно новом уровне. Так, актуальна проблема восстановления системы маршрутной рекреации и горных приютов в Горно-Предгорном Крыму, распавшейся в результате отмены профсоюзных дотаций. Удачным примером инновационного подхода к ее решению является семейное предприятие Титовых, организующее комфортабельные приюты в популярных районах самодеятельного туризма (Демерджи, Баксан). Показательно, что эта же тенденция использования кемпингов, оснащенных современными достижениями в области комфорта и гигиены, прослеживается в деятельности канадской сети КОА Kampgraunds [10].

Туристские программы в Крыму должны строиться по принципу гибких индивидуализированных туров с учетом постоянно меняющегося спроса и моды в туризме. В частности, необходимо шире использовать интерес к этническим (ностальгическим) объектам со стороны англичан-потомков участников Крымской войны. Руководство недавно созданной в Симферополе французской фирмы «ClubUkraine» планирует организацию поездок французов в Крым с целью не только осмотра достопримечательностей, но и получения услуг т.н. «зубных туров» (лечение и протезирование зубов в крымских поликлиниках обходится намного дешевле, чем во Франции).

Территориальная структура инновационного процесса в туристско-рекреацпонном комплексе Крыма отличается неравномерностью и даже моноцентричностьтю. Большинство продуктовых инноваций практикуют районы старого рекреационного освоения (Б. Ялта, Алушта, Евпатория, Феодосия), что в определенной мере оправдано проблемой устаревания их туристского продукта. Совершенно недостаточный уровень инновационности турпродукта демонстрируют районы Северо-Западного и Восточного Крыма, развивающиеся по сценарию стихийной застройки узкой прибрежной полосы ведомственными базами отдыха и частными мини-пансионатами. Оценивая перспективы создания продуктовых туристских инноваций в других регионах Крыма, следует опираться на детальное изучение рекреационного ресурсного потенциала, выявление недоиспользованных возможностей и необходимости искусственного создания ресурсов и рекреационной среды в целом. В районах с бедными рекреационными ресурсами (например, в равнинном Крыму) к туристским программам могут привлекаться техногенные

объекты, целесообразна организация тематических парков, этнографических и развлекательных центров и т.д., создающих новые туристские дестинации.

Среди технологических инноваций в крымском туристско-рекреационном продукте огромное значение приобретает информатизация туристского бизнеса [5;6;10]. Из 181 туроператора, работающего на полуострове, 106 предприятий имеют собственные сайты (в т.ч. 53% приходится на симферопольские фирмы; 17% -евпаторийские; 12% - ялтинские; 5% -феодосийские; 4% - сакские и по 1% - на керченские и бахчисарайские). Большинство сайтов содержит информацию о туристском предложении, справочную информацию о регионе, новостийный блок (аттракции, события, акции в туризме) и документальный блок (включая договоры с клиентами и партнерами). На сайтах фирм, в отличие от специализированных туристских порталов и краеведческих сайтов («Отдых в Крыму», «Зверозуб») недостаточен объем справочной ресурсной информации, которая нередко является основой мотивации поездок в Крым. Калькуляцию туров в онлайновом режиме времени осуществляют сравнительно немногие туроператоры (не более 5-10% по регионам Крыма). Система онлайнового бронирования и продаж туров внедряется медленно по причинам высокой стоимости поддержки программно-технологических модулей, несовершенства электронных платежных систем, необходимости обучения персонала за счет фирмы и незначительных объемов сделок по сравнению с крупными гостиничными и туристскими ТНК. Обязательным элементом Интернет-маркетинга должна стать полиязычность информационной поддержки сайтов, что существенно расширит аудиторию читателей и клиентов из-за рубежа.

Позиционирование Крыма как туристского региона формируется многими поисковыми системами, серверами и Интернет-магазинами других стран СНГ, в первую очередь, российскими («100 дорог», «Туры, ру»; «Трэвэл. ру»). Однако контекстная реклама, которую проводят многие московские фирмы, часто вступает в противоречие с продвижением тупродукта южных районов России - главного конкурента Крыма. Для создания целостного позитивного устойчивого имиджа Крымского региона необходима развернутая программа государственной поддержки новейших информационных технологий и финансируемых государством рекламных кампаний. В реальности для целей поддержки крымского туризма Министерству курортов и туризма АР Крым выделяется не более 1,5 млн. грн. в год. Осталась до конца нереализованной программа создания в Украине системы туристских информационных центров (ТИЦ). В Крыму ТИЦ созданы в Симферополе, Севастополе и Белогорске, однако отсутствие координации действий между структурами туристского бизнеса и органами регионального управления не способствует их эффективной работе.

Среди организационно-управленческих инноваций в туристско-рекреационном комплексе АР Крым заслуживает упоминания идея создания туристских кластеров, поддерживаемая многими крымскими учеными и общественными организациями [1; 12; 14; 15]. Первый кластер из 9 предприятий и организаций, совместно участвующих в создании турпродукта «Байдары-тур» Севастополя, организован в 2004 г., однако конкретный механизм согласованных действий всех участников кластера пока не выработан. На наш взгляд, нуждается в восстановлении ранее существовавшая в Крыму система территорий приоритетного развития со специальным льготным режимом функционирования туристских и санаторно-курортных предприятий. Эти формы

организации туристского пространства позволят преодолеть депрессивные тенденции в туристско-рекреационной сфере и создать благоприятные условия для инвестиционного обеспечения инновационной деятельности в регионах.

Слабо внедряются инновации в систему подготовки кадров для туристско-рекреационного комплекса Крыма. Анализ лучших национальных стандартов образования в рамках специальности «Туризм» позволяет обозначить основные составляющие современных образовательных технологий - это:

1. Гибкость и вариативность системы обучения с использованием непрерывного ступенчатого повышения квалификации.

2. Возрастание роли практической направленности образования и самообразования.

3. Внедрение информационных технологий на всех стадиях подготовки специалистов.

4. Мониторинг рынка рабочей силы в туризме.

Всеукраинский Круглый стол «Состояние и перспективы развития туристской науки в Украине», состоявшийся 16 декабря 2008 г. в КУТЕПЕ, обозначил ряд актуальных направлений, в т.ч. необходимости объединения подготовки специалистов для сферы туризма и гостиничного хозяйства в отдельную отрасль «Туризм», открытия научной специальности «Теория и методика профессионального образования в сфере туризма и создания специального совета по защите диссертаций по туристской проблематике. Необходимо увеличить инновационный потенциал научных разработок в сфере туризма и степень их практической реализации.

ВЫВОДЫ. Решение актуальной задачи роста конкурентоспособности крымского туристско-рекреационного продукта должно осуществляться на основе научно обоснованной инновационной политики государства. Ее составной частью должны стать целевые комплексные инновационные программы развития рекреации и туризма с учетом специфики и статуса отдельных регионов полуострова. Разработке программ должны предшествовать мониторинг передового опыта туристско-рекреационных инноваций, оценка возможностей его адаптации к условиям Крыма, определение возможных рисков и результатов внедрения. На всех стадиях подготовки концепций инновационных программ должны принимать участие географы.

Список литературы

1. Бережная И.В. Курортно-турнстскнй кластер как современная форма содействия развитию субъектов малого предпринимательства / Проблемы формирования инновационных механизмов в современных условиях. Социально-экономическое развитие Крыма на основе кластеров. -Симферополь: Минэкономики АРК, 2007.

- С.80-84.

2. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. -М.: Изд-во ПРИОР, 1999. - 144 с.

3. Десять модных тенденций современного туризма - Электронный ресурс http: /www.ukrindustrial.com/news/index.php?newsid= 173791.

4. Клейменов A.M., Сергеев Б.И. Инновационные процессы в развитии туризма //Культура народов Причерноморья. - 2004. - № 52. - Т.2. - С. 62-66.

5. Мартовой A.B., Коновалова Ю.В. Интернет-маркетинг в курортно-рекреационных и туристских учреждениях Крыма: роль Интернет-посредников //Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. 1.

- С.75-87.

6. Мартовий А., Коцюхайло Н. Сайти туроператор1в i турагенпв Криму: показники в1дв1дуваносп //Маркетинг в Украш. - 2006. - №1. - С.23-28.

7. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника. Учебник. -М.: Академия, 2002. -240с.

8. Новиков B.C. Инновации в туризме. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 207 с.

9. Резниченко Е.Н. Инновации в туристическом бизнесе // Возможности и перспективы туристического бизнеса. Сб. ст. - Симферополь: ООО «НУПЦ «Образовательные технологии», 2004.-С. 19-25.

10. Русанова А.И. Анализ веб-сайтов, формирующих виртуальный туристский образ Крыма //Записки общества геоэкологов. -2007.

11. Сабадош Г.О. Особливосп шновацшного тдприемницгва в туристськш галуз1 /Туризм у XXI столггп. Матер1али м1жнар. науково-практ. конференцп (10-11 жовтня 2001 р.). - К.: Знания Украши, 2002. - С.

12. Семенов В., Мозгальова В., Давиденко I. Регюнальний рекреащйний кластер у контекста структурно! перебудови економпсп регюну //Регюнальна економпса. - 2006.

-3.-С. 78-89.

13. Слепокуров А.С. Геоэкологические и инновационные аспекты развития туризма в Крыму. -Симферополь: Сонат, 2000. - 100 с.

14. Смаль I.B. Туристичш та санаторно-курортш кластери в Украш: перспективи та проблеми створення /Туристично-краезнавч1 доапдження. Вип..4. - К.: ДП «Нац. обрИ», 2002. - С.214-238.

15. Цехла С.Ю. Повышение эффективности функционирования рекреационной сферы на основе кластеров/ Проблемы формирования инновационных механизмов в современных условиях. Социально-экономическое развитие Крыма на основе кластеров. - Симферополь: Минэкономики АРК, 2007. - С.91-94.

16. Travel and Tourism Competitiveness Report. 2008 World Economic Forum.

Яковенко €.B. Проблема ¡новацшносп кримського туристко-рекреацшного продукту / I.M. Яковенко, I.M. Яковенко // Учет записки Тавршського нацюнального ушверситету iM. B.I. Вернадського. Сер1я: География. -2009. -Т.22 (61). -№ 2. - С. 160-166.

В CTairi розглянуп загальний стан i проблеми розвитку продуктових, технолопчних та орган1зац1йних шновацш в туристко-рекреащйному комплекс! Криму. Запропоноваш шляхи оптим1зацп ¿нноващйного процесу.

Kjuomtei слова: шновацп, ¿нноващйний процес; туристсько-рекреащйний комплекс

Yakovenko E.V. Problem of innovations of the Crimean tourism-recreational product / E.V. Yakovenko, I.M. Yakovenko // Scientific Notes of Taurida V.Vernadsky National University. - Series: Geography. -2009. - Vol. 22 (61). -№2. -P.160-166.

In the article the general state and problems of development of food, technological and organized innovations of tourism-recreational complex of Crimea is considered. The ways of optimization of innovative process are offered.

Key words: innovations, innovative process; tourism-recreational complex

Поступила e редакцию 20.05.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.