УДК 316.4
МЕХАНИЗМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
А.В. Пахарев1, С.Ю. Александрова2
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры
города Москвы Правительства Москвы
г. Москва
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
г. Санкт-Петербург
В данной статье рассматривается проблема слома экономической модели, актуальность воссоздания экономической безопасности, являющейся одним из главных императивом сохранения и поддержания суверенитета. Проблема особенно актуальна в связи с распадом однополярного мира и формировании нескольких макрорегионов. Кардинальные перемены в мироустройстве, смене технологических укладов и социально-экономической парадигмы вынуждают для выживания отвечать на эти вызовы максимально эффективно, решая фундаментальные задачи со стратегическим заделом.
Ключевые слова: экономический кризис, цифровые валюты, экономическая безопасность, политико-экономический блок, падения уровня отдачи вложенного капитала, дублирующий денежный контур, экономическая модель социального служения.
MECHANISMS FOR OVERCOMING BARRIERS TO RUSSIA'S SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AT THE PRESENT STAGE
A.V. Pakharev S.Yu. Aleksandrova Department of Transport and Development of Road Transport Infrastructure of the City of Moscow of the Government of Moscow,
Moscow
St. Petersburg State University of Economics,
St. Petersburg
This article discusses the problem of breaking the economic model, the relevance of recreating economic security, which is one of the main imperatives for preserving and maintaining sovereignty. The problem is especially relevant in connection with the collapse of the unipolar world and the formation of several macro-regions. Cardinal changes in the world order, a change in technological patterns and a socio-economic paradigm force us to respond to these challenges as efficiently as possible in order to survive, solving fundamental tasks with a strategic backlog.
Keyword: economic crisis, digital currencies, economic security, political and economic bloc, fall in the rate of return on invested capital, duplicating monetary circuit, economic model of social service.
Ведение
Современные реалии подвели мир к пониманию и признанию наличия структурного кризиса, а также неспособности существующей капиталистической экономической модели противостоять кризису. Усилий всей мощи структур, обеспечивающих существование уходящей в прошлое Бреттон-Вудской или Ямайской модели, явно не хватает для редуцирования негативного эффекта для экономики и населения стран мира.
Условно говоря, современная экономическая модель капитализма весьма сильно отдалилась от классической модели, в которой ее классики (А. Смит, Ж.Б. Сэй, Д. Рикардо, К. Маркс, и другие) спорили о проблемах кризисов перепроизводства. Существующие структурные диспропорции не в состоянии продолжать относительно сбалансированное существование современной экономической модели. Отсутствие баланса между денежной массой (М2) и количеством товаров и услуг, искусственно созданный переизбыток спроса и конечность рынков сбыта
Пахарев Андрей Владимирович - работник отдела контроля программ развития
Александрова Светлана Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент, тел.: +7 (911) 025-58-53, e-mail: varg-su@mail.ru.
привели к падению эффективности вложенного капитала в реальном секторе экономике и перевод в финансовые, виртуальные и спекулятивные рынки.
Развал современной экономической парадигмы был определен достаточно давно не только экономическими классиками капитализма, но и современные ученые (Т. Пикетти [1, с. 103], Им. Валлерстайн [2, с. 256], Дж. Стиглиц [3, с. 49], С.Ю. Глазьев [5, с. 35], М.Л. Хазин [6, с. 5] и др.) заявляют о полной исчерпании либеральной глобальной идеологической парадигмы, закрепленной на Бреттон-Вудской конференции 1944 года. В итоге, при смене базисной экономической модели, миропорядок начал стремительно меняться. Правительства пытаются редуцировать прогрессию развала идеологическими, политико-экономическими ограничениями, нагнетаниями национал-либерализма с применением социальной инженерии, созданием локальных вооруженных конфликтов, поиском механизмов стимулирующих спрос и снижающих издержки и т.д.
Тектонические сдвиги в миропорядке выдвигают на первый план потребность в создании новой, своей, суверенной экономической модели, в формировании нового хозяйственного уклада. Это невозможно без радикального пересмотра денежно-кредитной и инвестиционной политики развития высокотехнологических отраслей и подготовки кадров к ним.
Миропорядок, созданный на основе экономической модели неолиберального глобального капитализма, красноречиво заявляет об ослаблении контроля над миром мировым доминантном - США, в связи с чем идёт формирование новых полит-экономических центров. И у России есть все шансы для того, чтобы стать одним из таких центров, однако это невозможно без изменения имеющейся экономической модели, корректировки хотя бы ее структуры на переходный период до формирования принципиально новой модели.
Практическая ценность работы состоит в выявлении структурных диспропорций, мешающих развитию экономики, а также формулирование критически важных проблемных мест имеющейся экономической модели.
Научная новизна заключается в сведение в единую систему мер, нацеленных на перевод имеющейся моноцентристской экономической модели на суверенную полицентристскую структуру, с выдвижением гипотез механизмом построения отечественной экономики на новых экономических принципах.
Основная часть
Очередной исторический вызов, определяющий структуру формирующего миропо-
рядка, эпохальный и мир неолиберальной глобализации рушится на осколки. Официальные каналы и СМИ предоставляют на первый взгляд информацию с положительной динамикой в экономике. Как правило, это имеет отношение к странам НАТО и их союзникам. Вместе с тем, кризисные явления в той или иной степени затронули практически весь мир.
И причина этому не только интернет, цифровизация, пандемия и т.д. Причина в самой экономической модели, несовершенство, и даже проблемы которой привела к перекосам структуры экономической модели, проявление чего уже невозможно заретушировать. Последствия и проявления этих перекосов коснулись уже всех жителей планеты потому что благодаря юридическому закреплению (на Бреттон-Вуд-ской, Ялтинской и иных соответствующих конференциях) и технологиям была создана практически единая экономическая структура с формальными и действующими на практике неформальными центрами принятия решений.
Под данную структуру были созданы международные финансово-экономические политические, социальные институты, которые десятилетиями формировали идеологию глобализации с центром в странах, как ни странно, входящих в военный блок НАТО или активно его поддерживающих. Капиталистическая модель имеет главную составляющую - кредит, то есть ссудный процент, который покрывает риски инвестиций в бизнес (расширение, инновации и т.д.). Этот риск и вкладывается в прибавленную стоимость. Данная модель получения прибавочной стоимости, которая называется капитализмом (в широком смысле), имеет проблемное место - может существовать только при постоянном росте спроса. Либо при расширении рынка, либо при увеличении спроса на имеющемся рынке.
Расширение рынков при достижении глобализации было достигнуто еще к семидесятым годам XX века, когда условно социалистическая и капиталистическая системы четко разделили мир на сферы влияния. Тогда проблему конечности капитализма удалось решить за счет внутрисистемного стимулирования спроса, за счет создания условий доступности потребительского безграничного кредитования по минимальным ставкам и формирования идей «общества потребления».
Дополнительной помощью для пролонгации существования капиталистической модели стал развал Советского Союза. Капиталистическая, «западная» модель смогла резко расширить свою географию, паллеативно решив проблему конечности модели. Подкрепленная технологиями и юридическим произволом «игры по правилам» идеология глобализации
позволила и дальше агонизировать модели. В настоящее время инструменты и их эффективность иссякли. Правящие круги пытаются контролируемо сохранить свои активы, и пытаются сформулировать новую экономическую модель. Для этого пытаются максимально пролонгировать агонию уходящей модели, пытаясь задушить рост самосознания в странах, стремящихся к суверенитету различными ограничениями, ломают правовую систему, являющейся гарантией сохранения легитимности института частной собственности, законы финансовых и иных рынков.
Теоретически с помощью различных мер какое-то время можно накачивать гиперстимулирование спроса у населения. Однако обозначенные выше узкие места экономической модели привели и оголили ее фундаментальный принцип - принцип формирование добавленной стоимости. И проблема оголения в том, что он прекратил работать. Безусловно, главный источник эмиссии денежной массы не прекратил работать: П1 технологии увеличивают разнообразие финансовых инструментов (цифровые валюты, криптовалюты и т.д.) и ассортимент товаров и услуг, социальная инженерия позволяет формировать инструментарий управления коллективным мировоззрением, сознанием и, в итоге, спросом, но эффективность фондоотдачи или вложенного в реальный сектор экономики капитала стала не только нулевой, но и отрицательной.
Соответственно, в странах - экономических лидерах вкладываться в производство стало не рентабельно. Это влечет за собой разрушение экономики и крайне тяжелые социальные последствия. Вместе с тем влечет рост экономики и, соответственно, политико-экономических претензий на суверенитет в странах, роль который в Бреттон-Вудской системе была отведена как бесконечно «развивающихся», а по сути, обслуживающих благоденствие деградирующих стран коллективного Запада (далее -СКЗ).
Потребность в суверенитете после многолетнего доминирования одним центром, стала подкрепляться реальными делами и одно из самых ярких - уход от международных расчетов в долларах. Это дает больше уверенности и перспектив для экономик стран мира, одновременно крайне ослабляя американскую экономику, которая, кстати, практически также зависима от глобальной долларовой (Бреттон-Вуд-ской) системы, как и иные страны. Таким образом, сложившая реальность дает возможность выйти из развала политико-экономической системы миропорядка не только с минимальными
потерями, но и выйти в ряды стран мировых лидеров, восстановив суверенитет по всем направлениям.
Государственный суверенитет не является синонимом автаркии, о чем предостерегают некоторые экономисты с глобалистическим неолиберальным политико-экономическим мышлением. Развал так называемого моноцентризма с США во главе (в широком смысле) приведет к формированию региональным политико-экономических блоков (далее - ПЭБ) со странами -лидерами во главе, но на основе равноправия. Вся деятельность внутри блока будет строиться на основе разделения политики и ценностной базы. У нашей страны есть все шансы стать одним из центров такого ПЭБ [14].
Для того, чтобы выйти в страны - лидеры мы обязаны вернуть суверенитет, для чего необходимо провести множество изменений, в частности, в экономике, сформулировав их основные принципы и механизмы. Для этого сформулируем максимально важные и сбалансированные направления по изменению, сведем в единую систему меры, нацеленные на перевод имеющейся моноцентристской экономической модели на суверенную полицентристскую структуру и выдвижением гипотез механизмом построения отечественной экономики на новых экономических принципах.
Экономическая и торговая деятельность будет концентрироваться в странах, разделяющих политику, ценности и образ будущего исключительно своего геополитического блока. Задача нашего государства сформулировать такой образ будущего в проекте с ценностной, политической, экономической базой, которые был бы способен объединить в этом проекте различные государства и смог бы стать глобальным. Но выжить и объединить дружественные страны возможно только при наличии суверенитета.
Любой суверенитет и глобальный проект невозможен без формирования крепкой экономики, с развитой системой экономической безопасности. Отраслевые структуры экономики, технологии, логистические маршруты, производственные связи, рынки сбыта, объемы производства, ценоообразования, подходы к распределению рабочей силы необходимо подвергнуть значительным изменениям ввиду торговых, технологических, финансовых ограничений со стороны «западного» мира и их разной степени вовлеченности союзников. Достижение экономического суверенитета в период трансформации существующей экономической модели обусловлено проведением, как минимум, следующих изменений или мер, позволяющих отразить или минимизировать последствия их введения как на федеральном, так и на региональном уровне.
1. Значительное сокращение избыточности бюрократических процедур в принятии решений и претворению их в жизнь, минимизация формализма, оптимизация контрольно-ревизионной деятельности, декриминализация экономических статей с предоставлением возможности возмещения ущерба.
2. Обеспечение возможности снижения ставки рефинансирования ЦБ России или предоставления доступных кредитов для реального сектора экономики. В первую очередь для кредитования малых и средних предприятий реального сектора (далее - МСП), особенно для обновления или расширения основных фондов, расширения программ импортозамещения, с оптимизацией таможенного регулирования и обнулением таможенных пошлин по ряду товаров. Поддержка и стимулирование спроса в экономике.
3. Поддержание стабильности на финансовых рынках. Выстраивание экономической политики нацеленной на максимальное ужесточение вывода капитала из страны и направление инвестиций как бюджетных, так и банковских на реальный экономический сектор страны, производство (промышленность, транспорт, информационные технологии, сельское хозяйство, строительство и т.д.).
4. Увеличение эффективности бюджетирования, продолжение и наращивание бюджетного инвестирования, включая, ускорение ввода цифрового рубля для формирования для внутренних инвестиций дублирующего финансового контура в условиях продолжения сдерживания Центральным Банком России (далее ЦБ России) развития кредитования реального сектора экономики, а также расширения мер налоговой стимулирования. В первую очередь создание условий по бесперебойной работе предприятий (обеспечение оборотными средствами, выстраивание новых производственных цепочек и т.д.), оказание помощи в создании и развитии новой логистики.
5. Обеспечение народосбережения и сохранение занятости населения (переобучение на востребованные и актуальные специальности, расширения спектра мероприятий по оказанию точечной социальной помощи и т.д.). Пересмотр политики построения агломераций к малоэтажной постройке, а также частного сектора.
Данные меры практически невозможны без дедолларизации и, как минимум, пересмотра действующей Бреттон-Вудской модели. По сути это отказ от международных институтов управления экономикой, но делать это целесообразно не сразу, а постепенно во избежание больших издержек, потрясений и реакций бенефициаров системы. Бытующее мнение о необходимости скорейшего разрыва всех связей со странами,
которые открыто занимают по отношению к России враждебную сторону, является откровенно радикальным, чрезвычайно рисковым или популистическим. Какими бы отсылками, и какие бы исторические параллели не проводили. Вопрос тут в первую очередь в скорости разрыва «литографических» плит бывшего моноцен-тричного долларового мира, а не в целесообразности. Объективный процесс идет, но стоит ли его торопить?
Взаимозависимость субъектов настоящей неолиберальной глобальной экономической модели делает конкуренцию и борьбу значительно более сложной, чем ранее, когда были более четкие разделения экономик стран и систем (капиталистической и социалистической). Невозможно сейчас ввести полную блокаду, автаркию или жесткий протекционизм. Каждый шаг в разрыве или изменения баланса может оказаться ударом по самим себе. Глобализация и взаимозависимость превратилась из преимущества в оружие и инструмент противостояния.
Современная потребность в создании новой экономической модели, которая не закладывает в прибавочную стоимость плату за риск, прибавленную стоимость и инновационную составляющую, что решалось через кредит, с каждым днем становится острее. Бенефициары и адепты современной модели через публичных своих представителей и официальные институты пытаются не допустить обсуждение в публичном поле этого вопроса. Это позволит им удержаться подольше и, возможно, позволит сохранить влияние и капиталы.
В настоящее время в России проводятся различными группами экономистов изыскания новых экономических моделей, в отличии от стран, слепо следующих неолиберальной глобальной модели. Например, Е.А. Ведута [11] предлагает активно и рационально использовать опыт Госплана СССР, внесший, без сомнения, огромный вклад в рост и развитие советской экономики, А.С. Галушка с коллективом авторов в книге «Кристалл роста» не только провели глубокий и качественный анализ экономического бума в советской экономике 30-х годов XX века, но и предложили некоторые решения для современной экономики [4], академик С.Ю. Глазьев предлагает свой «механизм стратегического прорыва, состоящий из 12 шагов» [12], на конференции «Государственное планирование РФ» в РЭУ им. Плеханова российскими учеными ведущих ВУЗов предложена система «цифрового Госплана» [13], М.Л. Хазин более двадцати лет продвигает свое концептуальное видение экономической модели [6] и т.д.
Сложно отрицать необходимость проведения коренных изменений. Правота классиков
капитализма о его конечности как никогда актуальна. Однако, ни одно государство еще не объявило об имеющейся или вводимой в действие новой экономической модели или кардинальном изменении старой. Паллиативы некоторых инициатив («Совет по инклюзивному капитализму» под моральным руководством Папы Франциска, «концерт шести держав» Хааса и Купчана [17], принципы постпандемического мира [18] Шваба и Меллере) лишь пытаются уменьшить жесткость падения уровня жизни, а например, А. Хит [30] предлагает обрушить рынок, обнулить обязательства [9], но новых концептуальных идей они не несут. Так же, как полагаться на преимущество цифровизации, как панацею в экономике может катастрофически отразиться, в первую очередь на судьбе нашей страны [10]. В отсутствии своих прорывных идей и конкурентного мощного преимущества, СКЗ вынуждены создавать различные препятствия для стран, ставших конкурентами, вплоть до развязывания инфраструктурных войн: создание и поддержание «оранжевых революций» по перифериям стран-конкурентов, разрушение экономической инфраструктуры (подрыв «Северных потоков») и т.д.
В условиях сложившейся турбулентности и неопределенности, в то время пока формируются ПЭБ и страны определяются к какому блоку примыкать, решая свои финансовые, социально-экономические, политические, культурологические и идеологические проблемы, наша страна должна воспользоваться открывающимися возможностями и не тратить время на ожидание чуда. Например, у нас есть отличные возможности компенсировать выпавший в результате санкционных действий СКЗ импорт этих самых стран.
Безусловно, в связи с СВО, доступ к статистике, какая бы она не была, затруднен. Вместе с тем Росстат дает данные, которые весьма красноречиво дают информацию об объемах импорта до 2022 года (табл.1) [7].
В таблице 1 жирным начертанием выделены ТН ВЭД, которые имеют максимальные возможности для замены на отечественное производство, по сути, товары широкого потребления. Общая их суммарная доля в импорте в среднем за 4 года составляет 44,9%, а сумма 113,3 млрд. долларов США, а в 2021 году и все 127,7 млрд. долларов США, что соответствует порядка 9,7 трлн рублей, что практически в 3 раза больше дефицита бюджета России за 2022 год. Безусловно, есть товары, которые заменить полноценно невозможно, но их крайне незначительное количество, основная проблема в отсутствии кредитов, оборудования, отчасти квалификации и должной государственной поддержки. С учетом мультипликативного эффекта
(включая рост потребности в рабочей силе), данное направление имеет огромные перспективы.
Отдельно стоит отметить перспективы развития сельского хозяйства. Безусловно, Украина занимала весомую долю на международном продовольственном рынке. Современные реалии показывают, что данная доля, как значительно уменьшилась. Кроме того, объемы производства темпы развития сельского хозяйства в России позволяют отрасли достаточно позитивно рассматривать свое положение в структуре отечественной экономики, но и претендовать на крепкие позиции на мировом рынке. Дополнительные возможности открываются в связи со сворачиванием деятельности в России иностранных трейдеров (канадской Viterra, американской ADM и т.д.) и экологическими проблемами почв западной части донецкого бассейна. Поддержка отечественным сельским хозяйством стран густонаселенных Африки и Азии на основе справедливых партнерских отношения дает возможность не только получать прибыль, но и располагать к более глубокому, многовекторному и доверительному сотрудничеству.
Однако, многочисленные проблемы отрасли требуют, в первую очередь инвестиций в развитие инфраструктуры, логистики, технологий, семеноводства и племеноводства. Кроме того, важно не забывать, что продовольственная безопасность является одним из ключевых аспектов суверенитета.
Обобщая отраженную в работе информацию, стоит отметить ключевую проблему -критический дефицит инвестиции. В неолиберальной глобалистической модели инвестиционные надежды связывали, как правило, с эмиссионным центром - США и их союзниками по НАТО. В настоящее время питать надежды на получение от них новых инвестиций абсурдно, а с учетом того, что и предыдущие далеко не всегда соответствовали интересам страны, то остается рассчитывать на внутренние (частные) инвестиции и государственные (бюджетные и банковские). В силу ряда причин внутренние инвестиции частными лицами вкладываются крайне неохотно, а их потенциальный объем не может иметь решающее значение. Таким образом, вся надежда на стимулирование российской экономики и сохранение, соответственно, суверенитета, только на бюджет и ЦБ России.
Бюджетные инвестиции могут происходить в разных формах (субсидии, гранты, налоговые вычеты и т.д.), но они зависят от пополнения бюджета, в настоящее время они весьма ограничены и очевидно недостаточны. Остается уповать на ЦБ России, деятельность которого последнее время все больше вызывает вопросы. Критика в адрес финансового регулятора страны
уже давно перешагнула в плоскость непонимания чьи интересы он защищает. Удержание на высоком уровне ключевой ставки, регулярная
девальвация отечественной валюты, поддержание условия для вывода капитала, ограничение любых внутренних инвестиций, «иссушение» денежной массы и т.д.
Таблица 1 - Динамика импорта Российской Федерации по некоторым товарным номенклатурам внешне - экономической деятельности (ТН ВЭД) за период 2018-2021 г.г. [7]
№ 2018 2019 2020 2021
млн. долл. США в % к итогу млн. долл. США в % к итогу в % к А1ДД млн. долл. США в % к итогу в % к А1ДД млн. долл США в % к итогу в % к АППГ
1 Импорт -всего 238710 100 244573 100 2,46 232138 100 -5,08 293531 100 26,45
2 в том числе:
3 продовольственные товары и сель-скохозяй-ственное сырье (кроме текстильного) 29796 12,5 29969 12,3 0,58 29767 12,8 -0,67 34042 11,6 14,36
4 минеральные продукты 5025 2,1 5211 2,1 3,70 4454 1,9 -14,53 5575 1,9 25,17
5 продукция химической промышленности, каучук 43579 18,3 47876 19,6 9,86 42447 18,3 -11,34 53814 18,3 26,78
6 кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 1270 0,5 1276 0,5 0,47 986 0,4 -22,73 1304 0,4 32,25
7 древесина и целлюлозно-бумажные изделия 3920 1,6 3704 1,5 -5,51 3443 1,5 -7,05 4159 1,4 20,80
8 текстиль, текстильные изделия и обувь 14888 6,2 15174 6,2 1,92 14657 6,3 -3,41 17020 5,8 16,12
9 металлы, драгоценные камни и изделия из них 17936 7,5 19014 7,7 6,01 16693 7,1 -12,21 21517 7,3 28,90
10 машины, оборудование и транс-портные средства 112740 47,2 112759 46,2 0,02 110638 47,8 -1,88 144485 49,3 30,59
11 прочие товары 9556 4,1 9591 3,9 0,37 9055 3,9 -5,59 11615 4,0 28,27
12 Группы ТН ВЭД с наибольшим количеством товаров народного потребления 107469 45 113309 46,3 5,43 104550 44,9 -7,73 127697 43,4 22,14
Исходя из данных ЦБ России, у нас монетизации экономики крайне низкая, рост ее
долгие годы был даже меньше инфляции (табл.2), за исключения последнего года, который ярко выделяется в общем тренде. Многие годы ЦБ России не поднимал монетизации. Экономики выше 50% от необходимого объема. То есть даже с учетом прогнозируемого скромного роста ВВП России в 2023 году, экономика недо-монетизирована более чем на 45%. А деньги -это кровь экономики, и этой кровь ЦБ России, по неизвестным причинам, в экономику не вводит. И эта проблема также требует срочного решения.
Например, наши, фактически, противники, США удвоили инвестиции на восстановление производства, которое, согласно неолиберальной глобалистической модели экономики было во многом переведено в страны Юго-Восточной Азии. Только на стимулирование производства полупроводников на законодательном уровне США планируют выделить 39 млрд.
Таблица 2
Кроме того, в научном и профессиональном дискурсе исключительно мало уделяется внимание теме повышения производительности труда. Если вопросы занятости отчасти пытаются решать мигрантами из стран с более низкими доходами, отходом от агломераций, повышением качества образования (особенно развитием среднего профессионального образования), поддержкой МСП и т.д., то производительность труда требует особого внимания.
Хочется обратить внимание, что речь не ведется о лености и непрофессионализме, хотя, такая проблема тоже существует. Однако, главная задача - управленческие издержи организации труда. Особенно это мешает в бюджетных структурах. Одна из причин - идеологические догматы «эффективного менеджмента». Когда десятилетиями обучали умению красиво делать отчеты и справки, рассчитывать экономическую необходимость и эффективность исключительно бухгалтерскими подходами и лекалами, воспитывали управленцев на фундаментальных принципах незыблемости принципах западной модели экономики - экономиксе, целенаправленно формировали узкое целепологание, направленное на следованиям «методичкам» СКЗ и получении финансового результата. И эти принципы проникли, как ризома практически до низового уровня управления и исполнителей.
долларов США [15] к тому же еще и на налоговые стимулы для производителей предусмотрено 24 млрд. долларов США. Это даст существенный рост отрасли и уже дало порядка 82 000 рабочих мест, что, по сути, является механизмом протекционизма для ЕС, мнение которого союзников давно не интересует. Более того, налоговые преференции, сравнительно дешевая энергия, хорошо оплачиваемые рабочие места практически переманивают европейский бизнес на смену места производства в США. Нашему Минфину, конечно, есть чему поучиться и почему бы не создать для европейских производителей в России более интересные предложения и условия. Тем более что мнение импотентного ВТО о протекционизме в российской промышленной политике нас теперь уж может волновать слабо.
Это привело к тому, что во всех сферах и ведомствах переизбыток управленцев, не имеющих практического опыта ни на производстве, ни в силовых структурах (с богатым опытом практической работы в «поле»), ни на муници-пально-государственном управлении. В итоге увеличился документооборот «красивой» отчетно-учетной информации. В муниципально-государственных учреждениях различного уровня и ведомств огромное количество документов для ознакомления или согласования, имеющие крайне опосредованное отношение к работе специалиста, или масса документов на исполнении, со сжатыми сроками или гиперраздутыми требованиями по оформлению и согласованию, в итоге чего проще написать очередную отписку. Решение этой проблемы не только снизит барьеры, но и даст реальный рост ВВП страны без дополнительных объемных инвестиций.
Таким образом, мы подошли к пониманию очередного переломного момента нашей истории, в частности, как российской цивилизации и российского государства, в частности. Переходы от одного уклада к другому влечет за собой массовые социальные, политические и экономические потрясения. Формирование шестого уклада на сломе имеющейся системы, где наша страна занимает место вассала, дает возмож-
- Показатели ВВП, денежной массы М2 и инфляции в динамике за период 2021-2023 г.г. (с учетом предоставленных сведений) [8]
Год ВВП М2 Процент от ВВП, % Динамика от ВВП Среднегодовая инфляция
2021 135295,0 58262 43,06 8,39
2022 153435,2 68204 44,45 1,39 11,94
2023* 154969,6 84813 54,73 10,28 6
* - С учетом прогнозируемых показателей
ность при имеющихся ресурсах не только сохраниться, как цивилизационному центру, но и выйти в лидеры. Абсолютно очевидно, что для такой метаморфозы мы должны решить комплекс глубочайших, фундаментальных задач, которые не ограничиваются решением вопросов ставок по кредитам или корректировке налогового законодательства. Очевидно, что задачами сохранения России являются:
- формирование принципов и картины будущего страны и общества, отход от современных принципов создание атомизированного общества потребления, культуры отмены и диктата «меньшинства», бездуховности, безнравственности и меркантилизме, без подавления свобод и индивидуализма на основе интересов общества;
- народосбережение - как фундаментальная основа сохранения российской цивилизации;
- эволюционная кадровая смена либе-рально-глобалистских управленцев на всех уровнях управления, создание государственно-ориентированной позиции в СМИ;
- формирование патриотического мышления в обществе, что позволит повысить в нем и уровень пассионарного патриотизма;
- возрождение суверенитета, обязательно включающего в себя информационный, экономический, культурный, политический, исторический и т.д.;
- формирование принципов номой экономической модели, среди которой очевидно должны быть принципы социальности, соборности (речь не о религиозном термине), нравственности и созидания. Кроме того, пересмотр принципа присутствия в цене стоимости будущих инвестиций, фокусирование внимания на снижения издержек;
- пересмотр управленческой логистики, принципов управления и принятия решения с целью максимального повышения эффективности, снижения документооборота и непрофильной работы;
- использование возможности научно-технического прогресса, технологий и идей на пользу государства и общества, с учетом заботы об экологии. Например, польза цифровых валют должно исключать возможность перевода зависимости страны от Международного валютного фонда в зависимость от Банка международных расчетов;
- уход от устаревшей практики союзных и блоковых решений государственных задач во внешнеполической деятельности. Построение внешней политики на принципах партнерских отношений будет иметь более гибкую, прагматичную и прогнозируемую модель.
Решение данных задач позволит сформировать такую картину будущего, что при наличии социальной имперской сущности нашей страны создаст максимально привлекательную для иных государств объединяющую в партнерства идею социального служения. Фактически это своего рода революция, и те силы, которые являются бенефициарами этой системы, не отдадут ее без сопротивления. Максимально эволюционный путь смены парадигмы миропорядка может позволить избежать излишних жертв и потерь, сохранить относительную стабильность и народонаселение, уйти от гражданских войн и потрясений. Однако, при более упорном сопротивлении уходящих с исторической арены сил, эффективный гуманизм может дойти и радикальных, силовых акций, чего хотелось бы избежать.
Заключение
Современный взгляд, мировоззрение в целом, формируется, как правило, СМИ, а также институтами образования, науки и т.д. Благодаря технологическому прогрессу СМИ не могут всеобъемлюще оградить людей от реалий, как бы ни пытались забить информационное поле отвлекающей информацией, как бы органы не преследовали инакомыслие, но скрыть концептуальную ущербность миропорядка не получается. Основная причина мировых проблем не столько в несправедливости миропорядка, сколько в объективном зле, который в борьбе с объективным добром и справедливостью, использовал в качестве оружия корыстный интерес, создав для его реализации экономическую модель капитализма. С помощью этого механизма удалось успешно выдавливать социальный аспект из экономики и иных сферах жизни. [16]. И сейчас налицо потеря даже бухгалтерской эффективности модели. Капитализм в той форме, который есть сейчас - умер. Соответственной умирают его институты, принципы и порядки.
Время «черного лебедя» капитализма дает уникальные возможности для России и иных стран для выхода из кабальной системы Бреттон-Вудской системы (НАТО, ВТО, МВФ и т.д.), и развития собственной национальной идентичности. Однако, радикальный разрыв системы и выход из нее без наличия какого-либо понимания принципов построения новой экономической модели, которая позволит обеспечить экономический, информационный, технологический и т.д. суверенитет и технологическое развитие, является авантюрным и рискованным решением.
Построение экономической модели и обеспечивающий ее суверенитет возможны при
наличии не только природных ресурсов и производственных мощностей. Крайне важно иметь демографический ресурс, обеспечивающий спрос для экономики и доходы для инноваций. То есть население количеством не менее полумиллиарда, имеющего потребность в удовлетворении спроса и капитал для этого, а также уровень образования и грамотности для обеспечения работы науки и промышленности. А также немаловажно иметь в качестве ресурса боеспособные вооруженные силы, которые позволят защитить легитимность права собственности у себя на территории ответственности.
И если для Китая и Индии эти требования выполнимы в пределах государственных границ, то США вынуждены создавать AUKUS, как блок, позволяющий, отступив от мирового доминирования, сохраниться в новом формате, даже путем объявления дефолта или иным способом обнуления долговых обязательств [19]. По подобному пути идет и Россия, пытаясь оформить партнерские отношения с Белоруссией, Ираном, Турцией, странами арабского мира, Средней Азией и т.д. Но для этого нам крайне важно не только побеждать на территории бывшей Украины, но предложить партнерам новую социально справедливую экономическую модель, основанную не на ссудном проценте. Также, используя укрепляющуюся патриотическую пассионарность в обществе, сломить внутреннее сопротивление либерально-глоба-листкой оппозиции и предложить такой формат и картину будущего, который своим глобальным проектом социального служения привлечет, не только в силу необходимости, но в силу солидарности, иные государства в политико-экономическую зону.
Литература
1. Пикетти Т. Капитал в XXI веке, Москва, Ад Мар-гинем Пресс, 2015, ISBN 978-5-91103-252-4, стр. 251 = Piketty Thomas, Capital In The 21th Century / Cambridge, M.A., Harvard University Press. - 2014, 696 pp, ISBN 9780674430006.
2. Валлерстайн И. После либерализма=АйегИЬега^т / И. Валлерстайн, пер. с англ. М.М. Гурвица, П.М. Ку-дюкина, П.В. Феденко / под ред. Б.Ю. Кагарлицкого - Москва: «ЕдиториалУРСС», 2003 г., - 256 с. — ISBN 5-354-00509-4.
3. Stiglitz J.E., Rewriiting the Rules of the American Economy / J.E. Stiglitz - W.W. Norton&Company, Inc., NY,L. Copyright 2016, 237 p., ISBN 978-0-393-254051.
4. Галушка А.С. Кристалл роста к русскому экономическому чуду / А.С. Галушка, А.К. Ниязметов, М.О. Окулов. - М., 2021. - 360 с.
5. Глазьев С.Ю. Последняя мировая война. США начинают и проигрывают. / С.Ю. Глазьев. - Москва : Книжный мир, 2016. - 512 с. - ISBN 978-5-8041-08206.
6. Хазин М.Л. Воспоминания о будущем. Идеи современной экономики. / М.Л. Хазин - Москва: Группа компаний «РИПОЛ классик» / «Пальмира», 2020. -464 с. - ISBN 978-5-386-12785-5.
7. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) / Внешняя торговля / Товарная структура экспорта и импорта Российской Федерации, годы (с 1995 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovly.
8. Центральный Банк России. Денежная масса (национальное определение). [Электронный ресурс]. URL: https ://cbr. ru/statistics/ms/
9. Пахарев А.В. Проблемные вопросы противодействия легализации доходов от наркобизнеса как элемента экономической безопасности / А.В. Пахарев // Экономическая безопасность. - 2020. — Том 3. — № 3. — С. 363-376.
10. Пахарев А.В. Влияние цифровых валют и кибер-преступности на экономическую безопасность страны / А.В. Пахарев // Экономическая безопасность. - 2022. - Том 5. - № 2.
11. Ведута Е.А. Возвращение Госплана, или Об экономической стратегии России, 2021 // ИА Regnum // regnum.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/346376Lhtml //
12. Глазьев С.Ю. 12 шагов для экономического развития России, 2017 // Газета // gazeta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/03/27/10595417.s html //
13. Эксперты ведущих вузов предложили правительству создать цифровой Госплан, 2023 // Ведомости // vedomosti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/arti-cles/2023/02/14/962817-eksperti-vuzov-predlozhili-soz-dat-tsifrovoi-go splan.
14. Destructive Decoupling // Council and Foreign Relation. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfr.org/article/destructive-decoupling
15. U.S. manufacturing commitments double after Biden subsides launched // Financial Time // ftxom. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ft.com/con-tent/b1079606-5543-4fc5-acae-2c6c84b3a49f.
16. Лауреат Нобелевской премии мира назвал капитализм причиной нищеты / РБК / rbc.ru. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/own_busi-ness/04/07/2019/5d1cd1559a794776922f2446.
17. Haass R.N. and Kupchan C.A. / The New Concert of Powers/ Foreign Affairs/ 23.03.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.foreignaffairs.com/arti-cles/world/2021 -03-23/new-concert-powers?utm_me-dium=newsletters.
18. Schwab K., Malleret Th. / COVID-19: THE GREAT RESET/ World Economic Forum / Switzerland / 2020 / ISBN 978-2-940631-11-7.
19. Heath A., Catastrophic elite failure is destroying the economic foundations of the West/ The Telegraph/ 17.11.2021. [Электронный ресурс]. URL: https:%2F%2Fwww.tele-
graph.co.uk%2Fnews%2F2021%2F11%2F17%2Fcata-strophic-elite-failure-destroying-economic-foundations-west%2F.