Научная статья
УДК 338.2
doi: 10.47576/2949-1908_2023_3_148
НОВЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИПОЛИТИЧЕСКОЙНЕЗАВИСИМОСТИРОССИИВУСЛОВИЯХ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ
Садыков Эльдар Айдынбекович
Краснодар, Россия, eldar.sadykov@internet.ru Садыкова Эсмира Фирудиновна
Институт мировой экономики, Дербент, Россия, esmi_sadykova@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются построение экономического суверенитета России в условиях беспрецедентного санкционного давления США, стран Запада и их союзников, проблемы мировой экономики, основанной на бреттон-вудской системе. Предлагается рассмотреть задачи для построения экономического суверенитета России, описываются поэтапное достижение целей экономического суверенитета и реализация поставленных задач с конкретными путями их достижения.
Ключевые слова: экономика; развитие; Россия - Африка; BRICS; Ки -тай; экономическая идеология; экономическая безопасность.
Для цитирования: Садыков Э. А., Садыкова Э. Ф. Новый подход и пути достижения экономической и политической независимости России в условиях западных санкций // Прикладные экономические исследования. 2023. № 3. С. 148-155. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_3_148.
Original article
A NEW APPROACH AND WAYS TO ACHIEVE RUSSIA'S ECONOMIC AND POLITICAL INDEPENDENCE IN THE FACE OF WESTERN SANCTIONS
Sadykov Eldar A.
Krasnodar, Russia, eldar.sadykov@internet.ru Sadykova Esmira F.
Institute of World Economy, Derbent, Russia, esmi_sadykova@mail.ru
Abstract. The article deals with the construction of Russia's economic sovereignty in the face of unprecedented sanctions pressure from USA, Western countries and their allies, the problems of the world economy based on the Bretton Woods system. It is proposed to consider the tasks for building the economic sovereignty of Russia, the phased achievement of the goals of economic sovereignty and the implementation of the tasks set with specific ways to achieve them are described.
Keywords: Economy, development, Russia-Africa, BRICS, China, economic ideology, economic security.
For citation: Sadykov E. A., Sadykova E. F. A new approach and ways to achieve Russia's economic and political independence in the face of Western sanctions. Applied economic research, 2023, no. 3, pp. 148-155. https://doi. org/10.47576/2949-1908_2023_3_148.
В связи с ростом глобальной экономической нестабильности в мире и проводимой санкционной политикой ряда западных стран во главе с Соединенными Штатами Америки в отношении Российской Федерации были поставлены под сомнение ранее достигнутые международные договоренности между странами, в том числе направленные на повышение стабильности мировой валютно-финансовой системы.
Прошедший в 2014 г. государственный переворот на Украине при поддержке в первую очередь США и Великобритании привел к власти людей с неонацистскими взглядами, что привело к новому витку глобальной нестабильности в мире. А возвращение Крыма и Севастополя в родную гавань послужило поводом для коллективного Запада начать открытую, гибридную экономическую войну против России в нарушение всех установленных торговых правил Всемирной торговой организации [13].
Возможная причастность отдельных западных стран к актам международного терроризма, связанных с подрывом северных потоков и непринятие Совбезом ООН резолюции, призывающей создать международную комиссию для расследования обстоятельств взрыва, полностью подорвали доверие к отдельным важным международным институтам, гарантирующим мировую стабильность и порядок.
С учетом появившихся новых экономических угроз указом Президента Российской Федерации была утверждена «Стратегия экономической безопасности страны до 2030 года», где были определены угрозы экономической безопасности, цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности [11].
Первые шаги к экономической независимости были сделаны еще в далеком 1997 г., когда было объявлено о проведении в Рос-
сийской Федерации первого Петербургского экономического форума, ставшего одним из самых масштабных и значимых деловых событий в мире. За 25 лет форум завоевал статус ведущей мировой площадки для обсуждения ключевых вопросов глобальной экономики и обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями в целях обеспечения устойчивого развития экономики стран [1].
Кроме того, на одном из заседаний форума в 2006 г. был сделан еще один серьезный шаг, связанный со стартом новой концепции экономического объединения стран, взаимодействующих на принципах доверия и уважения друг к другу, было объявлено о создании союза БРИКС.
Первые четырехсторонние встречи, от которых отсчитывается история БРИКС, произошли по инициативе Президента Российской Федерации в июне 2006 г. во время Петербургского экономического форума, а затем во время сессии Генассамблеи ООН 20 сентября 2006 г. В них участвовали министры России, Китая, Бразилии, Индии. Были намечены первые контуры многоуровневого сотрудничества. В настоящее время состав БРИКС насчитывает 5 стран, следует отметить, что страны БРИКС занимают уникальное место в глобальной экономике, они создают порядка 25 % мирового ВВП и являются масштабным мировым рынком - около 3,21 млрд человек (42 % населения мира) [4].
Кроме того, после объявления предложения главы министерства иностранных дел КНР расширить состав группы БРИКС присоединиться к союзу озвучили еще порядка 20 стран - важнейших региональных игроков на всех континентах [3].
Говоря о международной экономической проблематике и росте глобальной нестабильности в мире, следует отметить несостоятельность существующей мировой финансовой системы по обеспечению равно-
правных независимых и справедливых торгово-экономических отношений между всеми странами. Проводимая США санкционная политика в отношении ряда стран (более 20 стран - участниц ОНН) и заморозка порядка 300 миллиардов долларов золотовалютного резерва в 2022 г., принадлежащего России, полностью подорвала доверие к существующей монопольной системе бреттон-вудских институтов и главенствующую роль США в мировой финансовой системе [12].
Аналитическая оценка монопольной несправедливой международной экономической политики США привела к созданию банка БРИКС как альтернативы МВФ. Кроме того, Россия при поддержке стратегически важных стран-партнеров стала одной из первых открыто применять контрмеры по обходу незаконно веденных санкций для реализации экономической стратегии развития страны.
Для отстаивания экономического суверенитета целесообразно строить независимую внешнеэкономическую добрососедскую политику с дружественными странами, а также с позиции жесткой силы противодействовать США и западным странам в их агрессивной и деструктивной политике, направленной против России, и давлению их на третьи страны в собственных интересах.
В марте 2022 г. распоряжением Правительства Российской Федерации был утвержден перечень недружественных стран, куда в настоящее время входит порядка 48 государств [6]. С учетом введенных недружественными странами более 10 санкци-онных пакетов и ухода с российского рынка крупных игроков наступает эра больших возможностей для отечественных компаний и производителей, что является хорошим импульсом для развития сильной, конкурентоспособной российской экономики и позволит укрепить экономический суверенитет страны. В этой связи немаловажным для Росси союзом является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). ШОС - международная организация, созданная в июне 2001 г., когда главами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана была подписана соответствующая декларация. Организация сформировалась на основе действующего до этого политического объединения «Шанхайской пятерки»: Казахстана, Китая, Киргизии, России и Таджикиста-
на. Основными целями были определены: укрепление доверия между его участниками в военной области, обеспечение мира, безопасности и стабильности в регионе, борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. В 2022 г. основной акцент на экономическом треке ШОС сделан на поддержании цепочек поставок, противодействии односторонним ограничительным мерам, развитии цифровых технологий и инноваций, климатической повестке [14]. Кроме того, для России открываются новые рынки стран - участниц БРИКС, основанные на дружелюбных и справедливых взаимовыгодных отношениях.
Настоящие реалии указывают на необходимость укрепления экономического суверенитета страны. Приоритетные направления укрепления экономического суверенитета России изложены в Указе Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [11]. На наш взгляд, есть несколько целей и задач, которые должны быть достигнуты в ближайшей перспективе:
1. Необходимо начать строить экономическую идеологию. Вопрос об идеологии сродни вопросу о смысле жизни. Необходимо рассматривать вопрос существования страны на долгие годы вперед и как будут жить люди в этой стране. Идеология должна представлять собой наборы конкретных экономических терминов, говорящих о том, что собой представляет экономика, финансы, место в социуме, кто кем и как управляет. Это как совокупность взглядов, понятий, традиций, выражающих интересы населения страны.
В 1990-х гг. экономическая идеология России строилась на интеграции в мировую финансовую систему, на условиях тех, кто управляет этим рынком. Присутствие России в этой модели отводило ей место как поставщика сырья, так называемой «страны бензоколонки», строителя общества потребления. На тот момент вывод капитала за границу, избыточный экспорт и высокая процентная ставка, которая ограничивала развитие экономики России, были нормой и подавались как идеология.
В качестве возможной модели экономической идеологии для России в современных условиях предлагаем использовать нечто среднее между капитализмом и социализ-
мом, путем стремления к социальной справедливости граждан их достатку и благополучию, где государство будет являться гарантам социальной справедливости.
2. Дальше имеет смысл рассмотреть для решения стратегических задач такое понятие, как «мягкая сила», использовать его как комплекс внешнеполитических методов и инструментов, предполагающих способность влиять на другие государства и добиваться желаемых результатов через сотрудничество и формирование положительного образа стороны влияния. Надо понимать, как взаимодействовать с дружественно настроенными к нам странами, например африканскими. На примере Африки можно увидеть, как мягкая сила, примененная еще в СССР, до сих пор отзывается положительно. Одной из таких практик являлось обучение африканских студентов в российских вузах.
27-28 июля 2023 г. в Санкт-Петербурге прошел важный по значимости второй саммит, экономический форум Россия-Африка. Саммит прошел под лозунгом «За мир безопасность и развитие» [2]. Несмотря на давление со стороны стран Запада на африканских лидеров и делегации, саммит все равно состоялся, была принята итоговая декларация, которая затронула практически все сферы взаимного сотрудничества. Это говорит о том, что гегемония Запада теряет свою былую силу и многие страны не хотят подчиняться ей в ущерб своим народам. Африка открыта для сотрудничества с Россией по всем отраслям. Сегодня мы смотрим на Африку как на одного из надежных партнеров как в экономике, так и в политике [7]. Саммит Россия-Африка по сути своей нанес геостратегическое поражение странам Запада. Наша внешняя политика должна быть той, которую от нас ждут страны. Россия должна быть центром миропорядка, основанного на традиционных ценностях, справедливости и равноправии.
Главное, что мы должны понять и донести в разработке концепции «мягкой силы» в кон -тексте развития экономической идеологии страны, - это то, что стабильная и развитая экономика России является гарантией экономической стабильности во всем мире.
Современная Россия начала с огромной скоростью развивать свой внутренний потенциал. По нашим оценкам, примерно к 2030 г.
страна сможет стать абсолютно независимой от внешних поставок.
В ближайшем будущем целесообразно было бы воспользоваться благосклонностью Африканского континента к нашей стране для развития культурных и образовательных связей, что способствовало бы развитию русской культуры, открытию в регионе филиалов российских вузов для подготовки квалифицированных кадров и совместной индустриализации региона.
Для стран с недружественной повесткой к России, по нашему мнению, следует показывать «силу» политической и экономической воли. Возьмем, к примеру, избыточный экспорт, его мы можем использовать в дальнейшем как «силу» против стран, сдерживающих экономическую независимость и развитие России. Избыточный экспорт оказывает отрицательное влияние на экономическое развитие страны, смотря на него только со стороны ближней перспективы, но если мы взглянем на избыточный экспорт под другим углом и рассмотрим его на долгосрочную перспективу, то из него можно будет извлечь максимальную выгоду, и с помощью него, вернее искусственно соз -данного дефицита на мировом рынке, можно будет управлять экономикой не только своей страны, но и глобальными экономиче -скими процессами.
Мы предлагаем на территории регионов России, которые необходимо развивать, создавать современные заводы для глубокой переработки сырья в исходную продукцию и создать складские помещения «хабы». Наладить в таких регионах выпуск станков для переработки сырья. Создавать стратегический запас продукции на экспорт. Таким образом, мы сможем сократить вывоз избыточного сырья по заниженным ценам, создав тем самым искусственный дефицит и в дальнейшем экспортировать готовую продукцию по цене, которая может превышать все наши ожидания. Это и есть один из рычагов давле -ния с использованием «силы».
3. Производство качественной отечественной продукции - это еще одна цель достижения экономического суверенитета. Необходимо в целях индустриализации и развития стратегических важных регионов России использовать избыточный экспорт сырья для организации производства своих
товаров народного потребления в высоком качестве. В модернизации современного производства можно использовать искусственный интеллект. Экспорт просто сырья не даст стране развития, необходимо экспор -тировать именно готовую продукцию. Чтобы другие страны не могли извлекать прибыль из переработки нашего сырья и накладывать свою цену и в дальнейшем перепродавать, извлекая прибыть из нашего сырья и поднимая свою экономику, вкладывая потом деньги в свое производство. Таким образом, от продажи готовой продукции мы сможем создавать новые заводы с привлечением внимания к развивающимся регионам нашей страны рабочей силы, что сделает проблемные регионы привлекательным для прожи -вания. Эти новые индустриальные регионы России могут стать логистическим хабом, где будет складироваться готовая продукция и выпускаться на рынок по устраивающей экономику цене. Проанализировав, какой товар пользуется спросом у оппонентов, можно воздействовать на них повышением либо дефицитом тех или иных товаров. Перестать экспортировать сырье, чтобы другие страны не могли наживаться на его переработке, купленного за минимальную цену. Необходимо наладить производство и выпускать на экспорт готовую продукцию с ценой, в которую будет вложен расход на изготовление продукции. Тем самым мы поддержим наш про-мышленно-экономический комплекс и будем развивать дальше регионы России. Надо обратить внимание на регионы, изучить сильные и слабые стороны в области производительных мощностей. Если использовать готовую инфраструктуру и поддерживать ее современным оборудованием, то производительность может возрасти во много раз. Для этого необходимо создавать «ревизионную комиссию» по каждому региону для получения реальной объективной информации на сегодняшний день. Из этого и надо строить политику, нацеленную на экономический суверенитет.
Наше предложение состоит в том, чтобы каждый субъект Российской Федерации сопоставил себя с похожей страной Запада и начал развивать свой регион так, чтобы он представлял из себя целостный субъект, где есть свои оборонные предприятия, промышленность, сельское хозяйство и т. д.
4. Важный вопрос встает, когда мы касаемся социальной сферы. Общество должно чувствовать себя защищенными. Справедливое отношение работодателя и справедливая оплата труда населения - это ключ к успеху. Человек должен понимать, что его материальное состояние будет зависеть от количества часов, им проработанных, а не просто от желания начальства дать премию. Когда социальная среда обеспечена в полной мере, то не возникает внутренних волнений граждан и обстановка в стране становится спокойной и рабочей. Поэтому экономическая справедливость должна учитываться при строении экономического суверенитета. Такой термин как «утечка мозгов» в западные страны стал клеймом в 1990-х гг. Люди стремились для повышения своего социального статуса и дохода уехать из своей страны и начать жизнь там, где больше платят. Политика России должна быть нацелена не только на почет ученных и высококвалифицированных людей, но и на достойный их заработок. Необходимо в разы поднимать зарплату и увеличивать покупательскую способность населения.
5. Для активизации инвестиций из Китая в Россию необходимо проработать систему гармоничного валютного контроля. «Для того, чтобы китайские инвестиции шли более активно, нам нужна гармонизация валютного регулирования. Иными словами, китайские денежные власти должны понимать, что деньги, которые кредитуются и вкладываются в российскую экономику, не будут обменяны на доллары и выведены в офшоры» [1].
Таким образом, правительству необходимо контролировать процессы Центрального банка России. Центральный банк России должен включиться в экономическую политику правительства и действовать, исходя из интересов государства и общества. Необходимо регулировать курс рубля, а не отпускать его в свободное плавание. Можно привязать российский рубль к нефти или к газу.
6. Создание устойчивых транспортных коридоров и портовой инфраструктуры - это еще одна задача, которая не должна оставаться без особого внимания государства. Она имеет огромное значение в становлении и укреплении экономического суверенитета России. Наша страна обладает экономически выгодным географическим положением,
позволяющим пропускать транспортные потоки по маршрутам «Европа - Азия» и «Европа - Дальний Восток». Формируемая на территории России система международных транспортных коридоров (МТК) включает два евроазиатских коридора («Север-Юг» и «Транссиб»), Северный морской путь (СМП), панъевропейские транспортные коридоры, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края (Владивосток, Восточный, Находка, Зарубино, Посьет) с портами стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) [9]. Морские порты Российской Федерации имеют стратегическое значение для развития народно-хозяйственного комплекса, обеспечения экспортных потребностей Российской Федерации. Наращивание портовых мощностей позволяет не только обеспечить внутренние потребности, но и стать активным участником процесса обслуживания международных грузопотоков транзита, трансшипмента, международных транспортных коридоров [10]. Считаем важным развивать международные туристические направления, давая импульс международным пассажирским сообщениям в Каспийском бассейне, на Черном море и т. д. [8] Это укрепит социальные связи между людьми из разных стран, поможет изучению истори-
ческих фактов, обмену опыта и различными национальными традициями, что соответствует Указу Президента «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» от 31 марта 2023 г. [5] Россия должна присутствовать на море не только как военная, грузовая держава, но и развитая морская международно-туристическая отрасль в целом.
Таким образом, на протяжении долгих лет потенциал России был не раскрыт в полной мере. Сейчас исторический момент. Россия станет самой большой экономикой мира при правильном подходе к решению поставленных задач и понимании своего могущества. Для построения экономического суверенитета главное не забывать историю, необходимо на ключевые должности ставить настоящих патриотов. С пониманием и холодным расчетом подходить к таким серьезным вещам, как экономический суверенитет. Наш экономический суверенитет вытекает из коллективных усилий политики, экономики, армии и общества. Россия должна сформулировать идейные предложения и подготовку политических элит для дружественных стран, для продвижения идеи содружества, равноправия и справедливости в мировой политике и экономике.
Список источников
1. Глазьев С. Ю. Глазьев считает, что гармоничный валютный контроль будет стимулировать инвестиции КНР в РФ // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2019. № 4 (30). С. 132.
2. Информационный портал Саммит Россия - Африка. URL: https://summitafrica.ru/ (дата обращения: 01.05.2023).
3. Информационный портал BRICS. URL: bhttp://infobrics.org/ (дата обращения: 01.05.2023).
4. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www. economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/mnogostoronnee_ ekonomicheskoe_sotrudnichestvo/briks/ (дата обращения: 01.05.2023).
5. Указ Президента «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» от 31 марта 2023 г. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 01.05.2023).
6. Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении России, российских компаний и граждан недружественные действия. Распоряжение от 5 марта 2022 года №430-р. URL: http://government.ru/docs/44745/ (дата обращения: 01.05.2023).
7. Сайт Санкт-Петербургский международный экономической форум. URL: https:// forumspb.com/en/ (дата обращения: 01.05.2023).
8. Садыков Э. А., Садыкова Э. Ф. Перспективы модернизации международного транспортного коридора «СЕВЕР - ЮГ» в контексте реализации стратегии развития российских морских портов в каспийском бассейне // Транспортное дело России. 2018. № 3. С. 23-25.
9. Сакульева Т. Н. Международные транспортные коридоры России как инструмент интеграции в мирохозяйственный товарообмен // Вестник университета. 2015. № 3. С. 74-77.
10. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_402052/ (дата обращения: 01.05.2023).
11. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Информацион -ный правовой портал Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения: 01.05.2023).
12. Хазин М. Л. О проблемах распада долларового пространства и кластеризации мировой экономической системы // Философия хозяйства. 2021. № 4 (135). С. 97-105.
13. ХроникагоспереворотанаУкраине.РИАНовости.URL:https://ria.ru/20160222/1376651957. html (дата обращения: 01.05.2023).
14. Шанхайская организация сотрудничества // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/ vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/mnogostoronnee_ekonomicheskoe_sotrudnichestvo/ shanhayskaya_organizaciya_sotrudnichestva_shos/ (дата обращения: 01.05.2023).
References
1. Glazyev S. Y. Glazyev believes that harmonious currency control will stimulate investments of the People's Republic of China in the Russian Federation. Eurasian integration: economics, law, politics. 2019. No. 4 (30). Р. 132.
2. Information portal Summit Russia - Africa. URL: https://summitafrica.ru / (accessed: 01.05.2023).
3. BRICS information Portal. URL: bhttp://infobrics.org/ (accessed: 01.05.2023).
4. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: https://www.economy. gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/mnogostoronnee_ ekonomicheskoe_sotrudnichestvo/briks / (date of appeal: 01.05.2023).
5. Presidential Decree "On approval of the Concept of Foreign Policy of the Russian Federation" dated March 31, 2023. URL: http://www.kremlin.ru (accessed: 01.05.2023).
6. List of foreign states and territories that commit unfriendly actions against Russia, Russian companies and citizens. Order of March 5, 2022 No. 430-R. URL: http://government.ru/ docs/44745 / (accessed: 01.05.2023).
7. Website of the St. Petersburg International Economic Forum. URL: https://forumspb.com/en / (accessed: 01.05.2023).
8. Sadykov E. A., Sadykova E. F. Prospects of modernization of the international transport corridor "NORTH - SOUTH" in the context of the implementation of the strategy for the development of Russian seaports in the Caspian basin. Transport business of Russia. 2018. No. 3. Рp. 23-25.
9. Sakulyeva T. N. International transport corridors of Russia as an instrument of integration into world economic commodity exchange. Bulletin of the University. 2015. No. 3. Рp. 74-77.
10. Transport strategy of the Russian Federation until 2030 with a forecast for the period up to 2035. URL: http://www.consultant.ru / document/cons_doc_LAW_402052/ (accessed: 01.05.2023).
11. Decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2017 No. 208 "On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030". URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608 / (accessed: 01.05.2023).
12. Khazin M. L. On the problems of the collapse of the dollar space and clustering of the world economic system. Philosophy of Economy. 2021. No. 4 (135). Рp. 97-105.
13. Chronicle of the coup in Ukraine. RIA News. URL: https://ria.ru/20160222/1376651957.html (accessed: 01.05.2023).
14. Shanghai Cooperation Organization. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_ deyatelnost/mnogostoronnee_ekonomicheskoe_sotrudnichestvo/shanhayskaya_organizaciya_ sotrudnichestva_shos / (accessed: 01.05.2023).
Сведения об авторах
САДЫКОВ ЭЛЬДАР АЙДЫНБЕКОВИЧ - кандидат экономических наук, Краснодар, Россия, eldar.sadykov@internet.ru
САДЫКОВА ЭСМИРА ФИРУДИНОВНА - ассистент, Институт мировой экономики, Дер -бент, Россия, esmi_sadykova@mail.ru
Information about the authors
SADYKOV ELDAR A. - Candidate of Economic Sciences, Krasnodar, Russia, eldar.sadykov@ internet.ru
SADYKOVA ESMIRA F. - Assistant, Institute of World Economy, Derbent, Russia, esmi_ sadykova@mail.ru