Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЕННЫХ РАСХОДОВ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЕННЫХ РАСХОДОВ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прямые военные расходы / военная мощь государства / косвенные военные расходы / компенсация ущерба / эффективность / стратегическое планирование / direct military expenditures / military power of the state / indirect military expenditures / compensation for damage / efficiency / strategic planning
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЕННЫХ РАСХОДОВ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Башашкина Г.Ю.

к.э.н., доцент, преподаватель, Военный университет МО РФ

Bashashkina@mail.ru

МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЕННЫХ РАСХОДОВ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: прямые военные расходы, военная мощь государства, косвенные военные расходы, компенсация ущерба, эффективность, стратегическое планирование.

Keywords: direct military expenditures, military power of the state, indirect military expenditures, compensation for damage, efficiency, strategic planning.

Военный бюджет является основным инструментом обеспечения военной безопасности и влияния государства на сферу обороны. Военные расходы отражают в концентрированном виде размер военного потребления государства, его эффективный спрос на производство товаров и услуг военного назначения, дают наиболее полную картину масштабов и динамики военно-экономической деятельности государства. Расходы на национальную оборону во многих странах являются одной из важнейших и крупнейших статей государственного бюджета.

Структура военных бюджетов различных государств существенно отличается в силу особенностей национальных бюджетных классификаций и формирования отчетности по государственным финансам. В США из военного бюджета идут расходы на военную помощь другим государствам и Службе береговой охраны. Первые включены в федеральную программу «Международная деятельность» и финансируются из средств Президента, а вторые включены в бюджет Министерства транспорта. Отдельная статья предусматривает расходы на ядерную разработку Министерства энергетики в интересах Пентагона. Расходы на финансирование военных операций США в Афганистане и Ираке также не включены в оборонный бюджет и распределяются с одобрения Конгресса по отдельной статье.

В других странах некоторые военные расходы также финансируются за пределами официального военного бюджета. Единого подхода к определению объема военных расходов при финансировании других правоохранительных органов не существует. Кроме того, расходы на военное строительство и финансирование НИОКР также часто распределены по различным бюджетным статьям. В области НИОКР это особенно касается технологий двойного назначения.

Помимо прямых военных расходов, непосредственно связанных с поддержанием и развитием военной мощи государства, общие военные расходы включают различные косвенные военные расходы. Эти расходы не связаны непосредственно с созданием, поддержанием и наращиванием военной мощи государства, а оказывают влияние на этот процесс либо путем создания условий и предпосылок для его осуществления, либо путем компенсации ущерба, причиненного прошлыми войнами или военными приготовлениями. К косвенным военным расходам обычно относятся пенсии и пособия ветеранам войны и инвалидам, гражданскому персоналу министерства обороны, часть выплат по государственному долгу в связи с финансированием военной деятельности, расходы на утилизацию оружия и военной техники, финансирование конверсии военного производства и некоторые другие расходы.

При анализе фактических военных расходов стран аналитики учитывают и скрытые военные расходы, т. е. средства, которые официально являются бюджетными расходами для гражданских министерств и ведомств, хотя фактически направлены на осуществление военных приготовлений. Использование внебюджетных средств иногда также включается в качестве скрытых военных расходов.

В некоторых государствах-членах НАТО их называют компенсационными. Название связано с тем, что эти средства не скрываются и учитываются при разработке бюджетов.

Следует отметить, что фактически военные расходы несколько выше, чем показывают различные аналитические центры, поскольку по ряду стран информация о них отсутствует.

В некоторых странах военные расходы практически невозможно контролировать из-за отсутствия прозрачности, поэтому многие аналитические агентства используют экспертные оценки. Все это приводит к выводу, что при анализе оборонных расходов можно говорить только о большем или меньшем приближении к «реальным» цифрам. Именно поэтому даже самые авторитетные мировые агентства дают разные цифры по военным расходам. При их сравнении необходимо учитывать возможные различия в законодательстве, бюджетной классификации и степени открытости информации о военных расходах, принятой в стране.

Детализация расходов на национальную оборону характеризует степень открытости военной политики государства и является одним из ключевых спорных вопросов бюджетной классификации.

Для правильного планирования потребностей национальной обороны огромное значение имеет анализ и сравнение характеристик оборонных расходов как доли национальной бюджетной классификации.

Структура военных расходов, т.е. распределение военных расходов по бюджетной классификации или группировка по другим основаниям, например, для исследования и сравнительного анализа бюджетов различных государств или динамики бюджета одного государства в разные годы, имеет большое значение.

Структура военных расходов должна соответствовать наиболее рациональному распределению ассигнований на основе комплексного обоснования военных расходов с целью обеспечения решения всех основных военных (оборонных) задач при наименьших возможных затратах.

Военные расходы - это часть государственного бюджета, предназначенная для финансирования национальной обороны, это совокупность некоторых ассигнований нескольким главным распорядителям бюджетных средств.

Особенность военных расходов определяется, прежде всего, целью, которая заключается в осуществлении оборонительной функции государства, важнейшей внешней функции, вытекающей из самих принципов государства, необходимости сохранения государственного суверенитета.

Управление государственными расходами на оборону осложняется ограниченностью ресурсов на всех этапах процесса принятия решений - от определения общего объема расходов до их распределения и финансирования. Это делает необходимым повышение эффективности государственных расходов на оборону.

В то же время при исполнении федерального бюджета в части расходов на оборону важно обеспечить законность и соответствие целевого использования бюджетных средств. Важность контроля за исполнением федерального бюджета в части расходов на оборону определяется тем, что он призван обеспечить правомерное, целесообразное и экономичное использование финансовых ресурсов, предоставляемых российским государством для нужд обороны страны. Финансовый контроль направлен на обеспечение постоянной боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации. Боеготовность войск требует безукоризненной четкости в функционировании военной экономики, полного устранения и своевременного предупреждения любых недостатков в расходовании средств и материальных ценностей.

Возможность осуществления финансового контроля в области национальной обороны вытекает из функции контроля за государственными финансами и военными финансами. Однако сама по себе эта возможность не порождает финансового контроля. Для реализации необходимо наличие соответствующих организационно-методических условий, в том числе создание специальных контрольных органов, укомплектование их квалифицированными специалистами, а также регулирование их прав и обязанностей.

Финансовый контроль в Вооруженных Силах выступает как деятельность органов государственной власти и государственного управления, командования, государственных и финансово-экономических органов по систематической проверке и анализу состояния финансовой безопасности армии и флота с целью достижения верховенства закона и наибольшей эффективности расходования государственных средств, выделяемых на оборону страны.

Весьма важной является роль финансового контроля в управлении экономикой контроля Вооруженных Сил, которая на организационной основе подразделяется на центральные, окружные и воинские части. Роль контроля в каждом из этих звеньев проявляется по-разному и определяется степенью реализации финансовых отношений в экономических процессах. Это означает, что финансовый контроль пронизывает всю систему управления финансово-хозяйственной деятельностью войск, дает возможность своевременно реагировать на изменения, происходящие в армии и флоте, и при необходимости корректировать принятые ранее решения, объективно оценивать их, выявлять имеющиеся резервы и определять пути их использования.

При рассмотрении системы финансового контроля за военными расходами следует подчеркнуть роль ведомственного контроля в повышении эффективности общего процесса контроля.

Министр обороны Российской Федерации организует не только проверку боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, но и контроль за их финансово-хозяйственной и хозяйственной деятельностью. Министр обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность для ведения внутреннего финансового контроля через специально созданные органы. Центральным органом внутреннего финансового контроля является финансовая инспекция Министерства обороны Российской Федерации. Он наделен государственной властью, необходимой для осуществления контрольной функции в Вооруженных Силах Российской Федерации. Финансовая инспекция Министерства обороны Российской Федерации является центральным органом военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению контрольно-ревизионной работы финансово-хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Следует подчеркнуть, что финансовая инспекция Министерства обороны Российской Федерации координирует действия военной администрации Министерства обороны Российской Федерации по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью. Целью финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации является организация и осуществление надзора и инспекции труда, методическое руководство и координация деятельности финансовой инспекции центральных органов военного управления Вооруженных Сил, военных округов и флотов. В этой связи финансовая инспекция Министерства обороны Российской Федерации рассматривает акты проверок, проведенных финансовой инспекцией центральных органов военного управления Вооруженных Сил, военных округов, флотов, готовит по ним выводы и предложения по устранению недостатков в организации контрольной работы и реализации материалов ревизий и проверок.

Законность и дисциплина в использовании средств федерального бюджета, выделяемых на оборонные нужды, является существенным фактором, влияющим на боеготовность Вооруженных сил России.

Основной задачей финансового надзора Министерства обороны Российской Федерации является контроль за выполнением в Вооруженных Силах Российской Федерации федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, распоряжений и

распоряжений министра обороны Российской Федерации и его заместителей, распоряжений Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации о финансово-хозяйственной деятельности посредством актов проверок.

Финансовая инспекция и служба применяют различные методы контрольно-ревизионной работы. Их творческое и всестороннее применение обеспечивают высококачественные аудиты. Под методом финансового контроля понимается конкретный метод, методика, используемая в практической работе при проведении аудитов и ревизий финансово-хозяйственной деятельности. Все методы финансового контроля можно сгруппировать в четыре группы по их экономическому содержанию.

К первой группе относятся методы документального контроля: изучение существа и определение законности финансово-хозяйственных операций; определение достоверности и достоверности документов; проверка счетов документов и бухгалтерской отчетности; сопоставление документов с бухгалтерской отчетностью; изучение достоверности финансово-бухгалтерских операций.

Вторая группа содержит методы фактического контроля: осмотр объекта или его отдельных участков; проверка фактического выполнения оплачиваемых работ; встречная проверка документов; инвентаризация; контроль запуска сырья и материалов в производство; лабораторный анализ качества сырья и готовой продукции; экспертиза.

Третья группа включает расчетно-аналитические методы: технико-экономические расчеты; нормативные (контрольные) сопоставления; группирование и обобщение; логическую оценку информации, содержащейся в документах; экономический анализ плановых, отчетных и фактических данных финансовых результатов.

Четвертая группа состоит из информативных методов, связанных с запросом письменных свидетельств и объяснений, инструкцией и разъяснением действующего законодательства.

Рассмотренная система организации и осуществления финансового контроля в Министерстве обороны, построенная на принципах подотчетности и финансирования, до сих пор позволяла решать поставленные перед ней задачи. Однако в новых условиях реформирования бюджетного процесса, перехода Министерства обороны на трехуровневую систему привлечения бюджетных средств, эта система требует разработки новых подходов к его строительству, совершенствование методологии и методики организации.

Создание принципиально новой системы ведомственного контроля в Вооруженных силах и информационных баз по наличию, движению и расходованию материальных и денежных средств, достижение изменений в качестве всех форм контроля за финансово-хозяйственной и хозяйственной деятельностью и повышение эффективности использования материальных и денежных средств на основе совершенствования системы финансирования, методологии предварительного, текущего, последующего контроля - основная цель Концепции ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Концепция основана на механизме разработки основных подходов к организации ведомственного контроля на всех этапах планирования и расходования бюджетных средств на основе принципов, обеспечивающих правовое, целевое и эффективное расходование бюджетных средств и внебюджетных источников, а также использование имущества, переданного Вооруженным Силам Российской Федерации и субъектам Российской Федерации.

Концепция определяет, что предметом ведомственного контроля является деятельность должностных лиц по правовому, целевому, эффективному расходованию материальных и денежных средств, имущества, а также трудовых и иных ресурсов, полученных в их распоряжение. Объектами институционального контроля являются: Вооруженные Силы Российской Федерации, военные округа (флоты); Вооруженные Силы Российской Федерации; главное и Центральное управление Министерства обороны Российской Федерации, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации.

В целях достижения наибольшей эффективности контрольных мероприятий часть из них планируется проводить совместно с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными органами, практиковать оценку состояния объектов контроля с привлечением аудиторских организаций. Контрольно-ревизионные органы Министерства обороны Российской Федерации планируется сформировать на территориальной основе, а их структура, утвержденная Министром обороны, состоит из двух уровней: контрольно-ревизионный орган Министерства обороны Российской Федерации и его подведомственные межрегиональные органы. Подчеркнем, что наиболее значимыми факторами повышения эффективности государственного финансового контроля в сфере национальной обороны являются:

- совершенствование кадрового обеспечения государственного финансового контроля за военными расходами путем подготовки и переподготовки кадров, участвующих в аудиторской деятельности;

- открытость информации о контрольных мероприятиях и их результатах;

- оптимизация методов контроля с целью повышения объективности, качества, эффективности и сложности контроля. В этой области важно разработать методику аудита эффективности военных расходов.

При проведении контрольно-финансовых операций приоритетное внимание следует уделять методическому обеспечению. Методология финансового контроля должна основываться на его соответствии задачам и существующим контрольным органам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.