Научная статья на тему 'Затраты банков на информационные технологии и телекоммуникации в период экономического кризиса'

Затраты банков на информационные технологии и телекоммуникации в период экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1407
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT-ИНФРАСТРУКТУРА БАНКА / ЗАТРАТЫ НА IT-ИНФРАСТРУКТУРУ / "ОБЛАЧНЫЕ" ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ "ОБЛАЧНЫХ" УСЛУГ / IT-INFRASTRUCTURE OF THE BANK / THE COST OF IT-INFRASTRUCTURE / "CLOUD" TECHNOLOGIES / MODELS OF THE "CLOUD" SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветков А.В.

В статье проанализированы расходы зарубежных и российских банков на развитие информационных технологий и коммуникаций, а также предложены варианты снижения затрат на IT-инфраструктуру кредитной организации, в том числе за счет внедрения «облачных» технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COSTS OF BANKS FOR INFORMATION TECHNOLOGY TELECOMMUNICATIONS IN TIMES OF ECONOMIC CRISIS

The article analyzes the costs of foreign and Russian banks on the development of information technologies and communications, as well as the options to reduce the cost of IT-infrastructure of the credit institution are proposed, including the introduction of the «cloud» technologies.

Текст научной работы на тему «Затраты банков на информационные технологии и телекоммуникации в период экономического кризиса»

УДК 336.71

ЗАТРАТЫ БАНКОВ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Цветков А.В., аспирант кафедры «Информационные технологии», ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации», e-mail: avtsv@yandex.ru

В статье проанализированы расходы зарубежных и российских банков на развитие информационных технологий и коммуникаций, а также предложены варианты снижения затрат на IT-инфраструктуру кредитной организации, в том числе за счет внедрения «облачных» технологий.

Ключевые слова: IT-инфраструктура банка, затраты на IT-инфраструктуру, «облачные» технологии, модели предоставления «облачных» услуг.

COSTS OF BANKS FOR INFORMATION TECHNOLOGY TELECOMMUNICATIONS

IN TIMES OF ECONOMIC CRISIS

Tsvetkov A., the post-graduate student, Information Technology chair, FSBEI HE «Financial university under the government of the Russian

Federation», e-mail: avtsv@yandex.ru

The article analyzes the costs offoreign and Russian banks on the development of information technologies and communications, as well as the options to reduce the cost of IT-infrastructure of the credit institution are proposed, including the introduction of the «cloud» technologies.

Keywords: IT-infrastructure of the bank, the cost of IT-infrastructure, «cloud» technologies, models of the «cloud» services.

Основные тенденции зарубежного и российского рынков Банковский сектор неразрывно связан с информационными технологиями, которые обеспечивают комплексную автоматизацию бизнеса. Финансовые организации во всем мире направляют на развитие технологий все больше и больше средств.

По данным исследовательской компании Се1ей (исследовательская и консалтинговая компания, специализирующаяся на финансовых организациях), общая сумма расходов банков на 1Т в Северной Америке, Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе вырастет до 196,7 млрд долларов в 2015 году, показав рост на 4,6% относительно 2014 года.

Эксперты прогнозируют рост бюджетов на информационные технологии Азиатско-Тихоокеанских банков на 5,6% в 2015 году до 70,3 млрд долларов с последующим ростом. Американские и канадские банки также увеличат расходы на 1Т в 2015 году на 4,5% до 62,2 млрд долларов, а в 2016 - на 4,2% до 64,8 млрд долларов. Чуть менее скромный рост у европейских банков: в 2015 году он составит 3,7% с общим бюджетом в 64,3 млрд долларов, в 2017 году эксперты прогнозируют расходы на уровне 70,1 млрд долларов.

По данным ForresterResearch, в среднем банки направляют на развитие технологий 7,3% от прибыли. При этом большую часть 1Т-бюджетов составляют расходы на персонал: в США - 26%, в Великобритании - 37%, в Германии - 34%, во Франции 27%.

В течение ближайших нескольких лет тенденция к росту 1Т-бюджетов кредитных организаций будет сохраняться, т.к. банки активно пользуются всеми преимуществами высоких технологий и фокусируются на инновациях. Объем инвестиций в банковский сектор огромен, особенно в сегменте небольших банков.

Рассмотрим далее ситуацию в отрасли и тенденции изменений 1Т-бюджетов банковна российском рынке. Аналитической группой ТАСС-Телеком в 2013 году был подготовлен рейтинг крупнейших по объемам их затрат на телекоммуникации и информационные технологии российских банков на основе данных 940 кредитных организаций, Таблица 1 (данные ТАСС-Телеком).

Специалисты отметили следующие ключевые моменты исследования:

• суммарные затраты на 1Т200 крупнейших банков России в 2012 году составили 40,6 млрд рублей (годовой прирост составил 39,1%);

• лидерами были признаны "Сбербанк" и "ВТБ 24", бюджеты которых на телекоммуникации и информационные технологии составляли 17,1 и 1,6 млрд рублей соответственно (82,8 % и 34,4 % прироста соответственно);

• Т0Р-10 банков по объему расходов на 1Т(см. Таблицу 1) составляют 61,8%, или 25,1 млрд рублей, от общих затрат рейтинга;

• 75% кредитных организаций увеличили расходы на 1Т, а их

Место в рейтинге Длля расходов банка на услуги вязи.

по объемам рас- Место в рейтинге по объемам Расходы банка на услуги связи, телекоммуникации и телекоммуникации и информационные технологии

ходов на связь, информационные технологии и системы, млн ру€. и системы в организационных и управленческих

телекоммуникации и информационные технологии и систе- Город Руководитель расхо цах,%

на 01.01.201i г. 2012 г. 2011 г. Прирост 2012 г./ 2010 г. 2012 г. 2011 г. Прирост 2012 г./ 2010 г.

мы на 01.0L2015 г. 2011 г, 56 2011 г., %

1 1 СБЕРБАНК Москва www.sbrf.ru Герман Греф (Президент, Председатель Правления Банка) 17054,59 9326,95 82,85 7355,57 15,80 11,98 3,82 12,69

2 6 ВТБ 24 Москва www.vtb24.ru Михаил Задорнов (Президент -Председатель правления) 1615,84 1202,05 34,42 1003,80 28,39 26,26 2,12 26,07

4Т0Г0 ПО ГРУППЕ А 18 670,43 10529,00 77,32 8 359,37 16,43 9,27 7,16 7,36

3 17 ХКФ БАНК Москва www.homecredit.ru Иван Свитек (Председатель Правления) 954,06 758,48 25,79 600,02 17,73 20,86 -3,13 20,27

4 362 КИВИ БАНК Москва 898,94 511,59 75,71 126,26 67,54 76,10 -8,56 66,34

5 8 ЮНИКРЕДИТБАНК Москва www.unicredit.rij Михаил Алексеев (Председатель Правления) 877,78 701,74 25,09 970,18 29,91 24,61 5,30 39,04

6 7 АЛЬФА-БАНК Иосква wwwalfa bank.ru Андрей Соколов (Председатель Правления) 803,90 725,88 10,75 664,92 11,44 12,34 -0,89 12,24

7 20 СИТИБАНК Москва www.citibank.ru Турек Зденек (Президент - Председатель правления) 797,84 590,64 35,08 529,84 15,78 12,53 3,26 15,91

8 36 0П1 БАНК Москва wwwotpbanluu Золтан Иллеш (Президент, Председатель правления) 797,17 594,50 34,09 396,78 36,23 35,69 0.54 30,22

9 4 РОССЕЛЬХОЗБАНК Москва www.rshb.ru Дмитрий Патрушев (Председатель правления) 702,07 629,07 11,60 526,59 14,63 13,63 1,00 16,01

10 5 ГАЗПРОМБАНК Москва www.qazprombank.ru Андрей Акимов (Председатель Правления) 624,83 538,40 16,05 473,28 6,95 7,22 -0,27 9,07

11 12 РАЙФФАЙЗЕНБАНК Москва www.raiffeisen.ru Сергей Монин (Председатель Правления) 619,95 630,53 -1,68 613,83 12,69 12,78 -0,09 14,75

12 10 РОСБАНК Москва www.rosbank.ru Владимир Голубков (Председатель Правления) 613,46 550,04 11,53 441,71 14,93 13,84 1,09 15,98

13 40 ДОЙЧЕ БАНК Москва www.deutschebank.ru Иорг Бонгартц (Председатель Правления) 555.72 448,90 23,80 381,45 49,98 40.57 9.41 36.72

14 71 ТКС-БАНК Москва www-tssbanluu Оливер Хьюз (Председатель Правления) 528,90 248,64 112.71 11820 21.96 21,88 0.08 21.45

15 21 РУССКИИ СТАНДАРТ Москва www.rs.ru Дмитрий Левин (Председатель Правления) 511,10 530,09 -3,58 576,91 14,73 21,88 -7,15 28,18

ИТОГО ПО ГРУППЕ В 9285,71 7458,49 19,68 6419,97 17,29 16,55 0,74 18,46

16 13 ТРАНСКРЕДИТБАНК Москва www.tkb.ru Алексей Крохин (Президент, Председатель Правления) 456,05 330,47 38,00 258,10 16,24 12,25 3,99 12,58

17 2 ВТБ Санкт-Петербург www.vtb.ru Андрей Костин (Президент - председатель правления) 448,72 430,26 4,29 314,58 3,49 5,04 -1,55 3,69

18 59 РЕНЕССАНС КРЕДИТ (РЕНЕССАНС КАПИТАЛ) Москва www.rencredit.ru Алексей Левченко (Председатель Правления) 337,70 359,75 -6,13 340,59 11,44 14,40 -2,96 16,67

19 14 УЙМСИБ Москва www.bankuralsib.ru Салонен Илкка Сел по (Председатель Правления) 335,81 325,25 3,25 304,09 8,03 8,89 -0,87 9,31

20 27 восточный злаговещенск www.express-bank.ru Сергей Власов (Председатель Правления) 331,21 218.67 51,47 154,19 11,60 13,85 -225 15,03

21 5 БАНК МОСКВЫ Москва www.bm.ru Михаил Кузовлев (Президент) 268,11 248,32 7,97 248,32 4,97 6,53 -1,56 8,96

средняя доля в общих организационных и управленческих затратах увеличилась до 14% (в 2011 г. - 11,3 %);

• общий объем затрат на информационные технологии и телекоммуникации в российском банковском секторе составил в 2012 году порядка 42 млрд рублей.

Увеличение расходов банков на информационные технологии - мера вынужденная. С одной стороны, это необходимо для получения конкурентных преимуществ, появляющихся при расширении спектра услуг банка (имеющиеся банковские продукты увеличить ее уже не могут, а прибыль получать нужно). С другой стороны, увеличение расходов на 1Т должно быть в полной мере компенсировано снижением других расходов банка (операционные, материальные, транспортные, командировочные затраты и т.д.). Таким образом, растущие расходы на информационные технологии свидетельствуют скорее об обостряющейся борьбе в банковском секторе - банки делают ставку на информационные технологии для обеспечения своего выживания.

В 2014 году ситуация в российской экономике, и в банковском сегменте соответственно, резко меняется. Банки сокращают кредитование, сосредотачиваясь на качестве своего кредитного портфеля, борясь с просроченной задолженностью и дорогим фондированием.Под давлением экономической ситуации банки вынуждены сокращать затраты на 1Т. Следует отметить, что о важности 1Троссийские банки говорят постоянно, но, как и в кризис 2009 года, именно 1Т-бюджеты будут одной из статей, которые подвергнутся значительным корректировкам в сторону уменьшения. Без значительных изменений, скорее всего, пройдут проекты только крупных государственных банков.

Изменились и требования к возврату инвестиций, изменилась парадигма рассмотрения проектов. Если раньше, в 2006-2007 годах, можно было прийти к руководству с пятилетним проектом и очень просто получить согласование, то после кризиса 2009 года обязательное условие для проекта - окупаемость в течение не более полутора-двух лет. И если раньше окупаемость проекта контролировалась только по итогам окончательного выполнения проекта, то сейчас контролируется на всех его стадиях. И эта тенденция наблюдается по всему рынку.

"Облачные технологии", как метод снижения затрат на 1Т в банках

Когда необходимо вводить режим жесткой экономии и руководители приходят к мысли о необходимости оптимизации расходов на 1Т, отдельными мерами здесь вряд ли можно добиться успеха. Значительно сэкономить на приобретении нового оборудования, как правило, не удается - существует жесткая зависимость цена/ качество. Уменьшать людям зарплату не считается хорошим тоном, сокращение численности может привести к результату, прямо противоположному поставленным целям. Стоит отметить, что в большинстве средних и крупных банков соотношение численности персонала, занимающегося поддержкой и обслуживанием 1Т, к количеству пользователей, является существенно завышенным по сравнению с аналогичными показателями зарубежных банков. Рассмотрим альтернативные варианты.

У каждого банка, часто, складывается свой круг поставщиков, с которыми налажены отношения. Иногда же, особенно при закупке крупных партий различного оборудования, намного выгоднее объявить тендер. На практике, особенно если тендер максимально открыт, удаётся добиться значительных скидок - до 5-10% общей суммы контракта.Следует обращать внимание и на репутацию поставщика, на рекомендации от работающих с ним организаций, на опыт в аналогичных проектах, на способность предоставлять комплексные решения. Это позволит сократить финансовые и временные затраты на реализацию проекта.

Затраты на модернизацию и администрирование оборудования и программного обеспечения можно сократить, используя новые технологии, появившиеся на рынке. Например, одно из решений реализовано следующим образом: программное обеспечение установлено на сервере, где и происходит вся вычислительная работа и хранение данных. На рабочих местах пользователей нет программного обеспечения, операционной системы, и оно служит только для ввода данных и отображения информации. Для авторизации пользователя используется смарт-карта, которая считывается специальным оборудованием, установленном на каждом рабочем месте. Смарт-карты также повышают уровень безопасности и устраняют привязку пользователя к конкретному рабочему месту.

Кредитные организации могут снизить налоговые платежи при

закупке оборудования, например, механизмами лизинга. В соответствии с законом, платежи по лизингу в полном объеме относят на затраты, что уменьшает базу по уплате налога на прибыль. Также не уплачивается налог на имущество, возможно использование режима ускоренной амортизации, в результате чего через несколько лет на балансе банке не числится устаревшее во всех смыслах оборудование.

Но кардинально повлиять на IT-бюджет кредитной организации могут "облачные" технологии, т.е. аутсорсинговые решения, когда банк не приобретает в собственность аппаратные средства и программное обеспечение, а как бы берет их в аренду. Некоторые западные компании, активно внедряющие "облачные" решения, говорят о 30-50% снижении затрат на IT.

Моделей предоставления "облачных" услуг несколько, выделим основные и определим влияние каждой на IT-затраты:

"Программное обеспечение как услуга" (Softwareas a Service, сокр. SaaS) - это модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает web-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к ПО через Интернет.

При этом все затраты на поддержку работоспособности приложения берет на себя поставщик, пользователь же (в случае, если сервис платный) оплачивает только сам факт использования "облачного" ПО (либо по факту использования, либо абонентской платой). Таким образом, пользователю не надо в одночасье выкладывать большую сумму денег на приобретение лицензии, а разработчик защищен от несанкционированного использования и распространения своего продукта.

"Инфраструктуракакуслуга" (Infrastructure as a Service, сокр. IaaS) - это предоставление клиенту разнообразной компьютерной инфраструктуры: серверов, систем хранения данных, сетевого оборудования, а также ПО для управления этими ресурсами.

Одно из главных преимуществ подобного подхода для клиентов заключается в том, что они избавляются от необходимости приобретения дорогостоящего оборудования, часть из которого может попросту простаивать или работать вхолостую - заказчик платит только за то, что ему в данный промежуток времени необходимо, с возможностью гибкого увеличения или уменьшения объема используемых ресурсов.

"Платформакакуслуга" (Platform as a Service, сокр. PaaS) -предоставление платформы с определенными характеристиками для разработки, тестирования, развертывания, поддержки web-приложений и т.д.

Благодаря модели PaaS весь перечень операций по разработке, тестированию и разворачиванию web-приложений можно выполнить в одной интегрированной среде, тем самым исключив затраты на поддержку отдельных сред для конкретных этапов. Это позволяет существенно снизить затраты как на приобретение и поддержку оборудования, так и на обслуживание самого сервиса.

Если говорить об "облаках", возможно, пока банки и не готовы отдать в "облака" свою АБС - сердце любой кредитной организации, но CRM, некоторые элементы телекоммуникаций во многих финансовых организациях уже функционируют в "облаке". Разработчики и поставщики "облачных" решений активно предлагают целый спектр продуктов для банковского сектора: от инфраструктуры (ЦОДов, оборудования) до корпоративной почты и "облачного" резервного копирования данных.

Можно утверждать, что бюджет на IT-инфраструктуру банка, в зависимости от способа её организации, может существенно различаться по статьям затрат. Например, в одном из исследований CNewsAnalitics рассматривается вопрос о возможной замене капитальных затрат (CAPEX) операционными (OPEX) при переходе к "облачным" вычислениям. Если организации не нужно отвлекать капитальные инвестиции на приобретение собственных серверов, а с нынешней скоростью развития IT срок их амортизации составляет около 3-х лет, деньги можно инвестировать на решение приоритетных бизнес-задач.

Однако существуют и проблемы с применением "облачных" технологий в банковской сфере, и связаны они, в первую очередь, со сложностью предметной банковской области. Интеграция внутренних систем в банках очень сложна по сравнению с какой-нибудь социальной сетью, а для обеспечения безопасности конфиденциальной информации необходимы серьезные доработки законодательства. Существующие же оценки от внедрения в банки "облачных" сервисов, как правило, экспертные и носят качественный характер.

Для окончательного заключения об эффективности применения "облачных" сервисов в банках необходимо провести многогранную количественную оценку всех параметров, что станет новым этапом развития рынка, как потребления, так и поставки "облачных" технологий.

Литература:

1. Зарубежные исследования:ht1p://www.ce1ent.com/reports/it-эрепШ^-Ьа:пЫп£^1оЬа1-регерес1луе-2

2. Отечественные_исследования:http://www.cnews.ru/reviews/ free/Ъanks2013/artic1es/rossijskie_banki_v_10_raz_prevzosh1i_mirovye_ pokazate1i_po_rostu/

3. Материалы конференции: http://bosfera.ru/bo/banki-sokrashchayut-byudzhety-na-it

4. Книга: Облачные сервисы. Взгляд из России. Под ред. Е. Гребнева. - М.: CNews, 2011. - 282 с. (стр. 60)http://www.cnews.ru/ mag/2011/C1oudTechno1ogy.pdf

УДК 351

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ОРГАНОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мороз В.Д., к.и.н., доцент, доцент кафедры экономических теорий и военной экономики, Военный университет Министерства

обороны РФ

Скрынченко Б.Л., доцент кафедры экономических теорий и военной экономики, Военный университет Министерства обороны РФ

Статья посвящена рассмотрению современного состояния системы контрольно-ревизионных органов Министерства обороны РФ. В статье рассматриваются система контрольно-ревизионных органов и перспективы ее развития. Описываются основные нарушения, выявленные в 2013-2014 гг. Проводится анализ эффективности использования бюджетных средств в части имущественного комплекса МО РФ. Сделан вывод о том, что необходимо дальнейшее совершенствование системы внутреннего финансового контроля эффективности использования бюджетных средств, с предложением некоторых конкретных мероприятий.

Ключевые слова: контрольно-ревизионные органы, финансовые ресурсы, оборонный бюджет, финансовая деятельность, распорядители и получатели бюджетных средств, финансовый контроль.

CURRENT STATUS OF THE INTERNAL CONTROL BODIES SYSTEM OF THE MINISTRY OF DEFENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Moroz V., Ph.D., associate professor, associate professor of the economic theories and military economy chair, Military University of the

Ministry of Defence of the RF

Skrinchenko B., associate professor of the economic theories and military economy chair, Military University of the Ministry of Defence of the RF

The article considers the modern state system audit bodies of the Ministry of defense of the Russian Federation. The article considers the system of control and inspection bodies and the prospects for its development. Describes major violations identified in 2013-2014, the analysis of efficiency of use of budgetary funds in the part of the property complex of the defense Ministry. It is concluded that further improvement of the system of internal financial control over efficiency of use of budgetary funds, with some specific activities.

Keywords: auditing bodies, financial resources, defense budget, financial activities, managers and recipients of budgetary funds, financial control.

Система мер по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, составляющих определение понятия «оборона», включает в себя, в том числе, и экономические меры. При этом, организация обороны предполагает, в частности, «финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ».[1] Финансовые ресурсы на содержание военной организации государства выделяются путем осуществления финансирования, которое выражается в деятельности по наполнению денежных фондов путем движения денежных средств к их распорядителям и получателям этих средств. Оно предполагает безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение органов, обеспечивающих оборонную безопасность, для осуществления предусмотренных законодательством функций в данной сфере. Оборона находится в непосредственном ведении государства, поэтому финансирование обороны осуществляется из федерального бюджета. При этом в ходе исполнения федерального бюджета в части расходов на оборону важно обеспечить законность и соблюдение целевого использования бюджетных средств. Значение контроля за исполнением федерального бюджета в части расходов на оборону определяется тем, что он призван обеспечить законное, целесообразное и экономное расходование денежных ресурсов, предоставляемых государством на нужды обороны страны. Финансовый контроль направлен на обеспечение постоянной боевой готовности Вооруженных Сил РФ как основы военной организации государства.

Контроль, как общественное явление, также поддается классификации, и его обычно подразделяют на виды, формы и методы. Организационный признак классификации видов контроля играет важную роль в раскрытии его содержания и целенаправленности. В основу классификации финансового контроля в Министерстве

обороны положено время осуществления контрольной деятельности по отношению к совершению финансово-хозяйственной операции. Исходя из этого признака, различают три вида финансового контроля: предварительный, последующий и текущий. Хотя между разновидностями контроля существуют существенные различия, цель их едина - они направлены на выявление, предупреждение и устранение недостатков в финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, в процессе предварительного, последующего и текущего контроля применяются одинаковые методы и технические приемы, а результаты одного вида контроля широко используются при осуществлении другого вида контроля. Эти виды контроля проявляются в ряде конкретных форм контрольной деятельности.

Одним из первых поручений С.К. Шойгу в должности Министра обороны Российской Федерации было поручение о восстановлении и обеспечении контроля на всех участках финансово-хозяйственной деятельности в армии и на флоте.

Фактически к концу 2012 года в Министерстве обороны остался лишь предварительный контроль. Существовавшая ранее структура контрольно-ревизионных органов в лице Финансовой инспекции с подчиненными ей 8 межрегиональными инспекциями (6 - по военным округам и 2 - по флотам) была разрушена. В 2011 году финансовые инспекции были упразднены. Численность финансовых контролеров была сокращена в три раза. Созданная взамен система внутриведомственного контроля была ориентирована на точечный контроль.

Как показала практика, для обеспечения должного контроля сохранности имущества Вооруженных Сил и законностью расходования денежных средств «точечный» метод неприемлем, а оставшейся численностью ревизоров обеспечить сплошной и непрерывный контроль не представляется возможным.

В 2013 году Министром обороны РФ принято решение о возрождении системы контрольно-ревизионных органов. Планом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.