УДК 004.41
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОССЕКТОРЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ CLOUD TECHNOLOGIES AT STATE SECTOR: ADVANTAGES AND IMPLEMENTATION'S PROBLEMS
Сударкина Е.С.
Южно-Российский институт управления - филиал
Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Sudarkina E.S.
South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential
Academy of
National Economy and Public Administration
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы внедрения облачных технологий в госсектор. Обозначены преимущества использования облачных вычислений, проанализировано развитие облачных технологий в России и за рубежом на настоящем этапе. Выявлены основные проблемы внедрения облачных систем в госсектор.
Ключевые слова: облачные технологии в госсекторе, облачные вычисления, облака, развитие облачных технологий, поставщики облачных услуг.
Annotation: Implementation's issues of cloud technologies at the State sector are considered in the article. Advantages of Cloud calculations are also stated, Cloud Technologies' development in Russia and other countries is analized for the present stage. The main implementation's problems of Cloud Technologies at the Stete sector are discovered.
Key words: Cloud Technologies at State sector, Cloud calculations, Clouds, Cloud technologies' development, Cloud servises' suppliers.
В настоящее время роль облачных технологий значительно возросла, что сопровождается их активным внедрением во все сферы жизни, особенно в государственный сектор. Облачные вычисления относятся к технологиям распределенной обработки данных, которые являются очень эффективными. Одним из положительных аспектов использования облачных технологий является сокращение расходов на приобретение дорогостоящего ИТ-оборудования. Кроме того, при применении облачных технологий повышается эффективность использования компьютерных ресурсов организации, обеспечивается бесперебойность ее работы. Эффективность принятия и реализации управленческих решений во многом зависит от того, в какой инструментальной среде действуют информационные системы госорганов. Таким образом, одним из средств повышения эффективности является использование облачных технологий. Именно поэтому государственные органы власти заинтересованы в применении облачных сервисов в такой сфере, как электронный документооборот [1]. Вопросы применения и развития электронных технологий в государственном управлении также освещены в работе [2].
Реализация облачных технологий может происходить через публичные облака, частные или гибридные. Наибольшей популярностью на рынке облачных технологий пользуются гибридные облака. С этим согласились 52% ИТ-директоров согласно опросу, проведенному компанией «Развитие Бизнеса.Ру» в 2014 году [3]. Данные опроса представлены на рис. 1.
частное облако
публичное облако
гибридное облако
ни один из вариантов
Рис. 1 Результаты опроса, посвященного выбору типа облаков
Как видно из диаграммы, 28% опрошенных отдают приоритет частным облакам, всего лишь 11% сделали выбор на публичном облаке, а 9% респондентов предпочитают не использовать облачные технологии. Приоритет гибридных облаков объясняется тем, что этот подход позволяет оставить у заказчика часть важных сервисов (у заказчика остаются те сервисы, приложения, части систем, которые не могут быть вынесены в публичное облако в силу законодательных или других ограничений; а также данные, которые являются важными, остаются внутри организации, что является ключевым с точки зрения защиты от утечки информации), а второстепенные системы перенести в облако.
На сегодняшний момент использовать облачные технологии стали все больше. Это объясняется тем, что почти все ресурсы номинированы в долларах и потому значительно подорожали, выходом стало использовать облачные сервисы по рублевым ценам. Также импортозамещение для некоторых заказчиков стало обязательным. Если получен сервис от российского облачного поставщика, а не куплено импортное оборудование, то и в акте будет указано: «страна происхождения -Российская Федерация».
Развитие облачных технологий в России
На российском рынке представлено множество компаний, предлагающих услуги облачных вычислений. По данным опроса «Развитие Бизнеса.Ру» наибольшее доверие у российских заказчиков вызывают такие
Соотношение поставщиков облачных услуг в России в 2014 г.
2% . СКВ Контур
■ Мзнго Телеком
■ В2В-Сеп*ег
■ Бэре Груп
■ Корус Консалтинг СНГ (е5рЬеге)
* Тел фи н
в А й-Те ко
компании, как «СКБ Контур», «Манго Телеком», «Барс Груп», Softline, «Ай-Теко» и другие. Их соотношение на российском рынке представлено на рис. 2.
Рис. 2 Поставщики облачных услуг в России
Однако продвижение облачных сервисов осуществляется медленнее, чем планировалось. Доля расходов на облачные технологии в 2014 году составила лишь 2% от суммы ведомственных бюджетов, и такой же уровень приблизительно ожидается и в 2015 году [4].
Развитие облачных сервисов в госсекторе пока реализуется в основном на уровне IaaS (Инфраструктура как услуга), поскольку переход от традиционной ИТ архитектуры сразу к использованию таких облачных сервисов как PaaS (Платформа как услуга) и SaaS (Приложение как услуга) маловероятен. В начале, как правило, переносят в облака инфраструктуру (выводят электронную почту, вычислительные мощности, хранение данных, хостинг файлов и баз данных), затем переходят на платформу разработки (переносят базовые и типовые ИКТ-услуги), и только в конце на приложения (выводят специализированные услуги и тяжелые промышленные системы).
Из новых проектов по продвижению облачных технологий в российском госсекторе можно отметить проект «Государственное облако», запущенный в 2014 году. Этот проект предполагает создание телекоммуникационной инфраструктуры и вычислительных мощностей для госорганов. Также облачные инфраструктуры широко используются для обработки данных Федеральной налоговой службой и Федеральным казначейством.
Развитие облачных технологий за рубежом
Что касается зарубежных стран, то в США облачные вычисления применяются в промышленных приложениях практически с начала массового использования этого термина в 2007 году.
Рост глобального рынка облачных услуг в госсекторе оценивается на уровне 6,7% в год в период 2015-2020 гг. и составит $118 млрд, а федеральный бюджет США будет тратить на облака более $10 млрд. в год к 2020 г. с темпами роста 16,2%, сообщают аналитики Market Research Media.
Более 50% расходов на ИТ будут связаны с облачными сервисами(согласно прогнозам), развитие данного рынка в России превысит общемировой уровень темпов роста в связи с геополитической ситуацией. Это означает, что в ближайшее время ожидается резкое возрастание затрат на закупку и внедрение облачных технологий. Сейчас темп роста расходов на ИТ увеличивается, это позволит России догнать мировых лидеров по показателям использования информационных технологий.
Проблемы внедрения облачных технологий в госсектор
Отмечается, что значимой проблемой среди вопросов внедрения информационных технологий в России является отсутствие пока единого подхода к информатизации и несогласованность между всеми уровнями власти. Данная проблема освящена в работе [5]. Затруднение внедрения
облачных технологий в госсектор объясняется следующими факторами и проблемами.
Во-первых, внедрение облаков требует решения проблемы унаследованной инфраструктуры - ведомственных ЦОДов, которые были построены относительно недавно и еще не утратили свой потенциал, и закупка которых продолжается до сих пор. В таких случаях переход к облакам является неразумным с экономической точки зрения из-за выделенных инвестиций в строительство ЦОДов.
Вторая проблема - это унаследованные приложения, которые потребуют модернизации или замены на новые из-за несовместимости их архитектуры с облаками. Решение этих проблем требует достаточно
больших капиталовложений и времени. Структура ИТ-бюджета 2014 года, представленная Минкомсвязи (рис. 3) [6], показывает, что более половины средств бюджета затрачивается на эксплуатацию старых систем, а на создание новых выделяется только 17% средств.
Рис. 3 Структура Ит-бюджета России за 2014 год
Другим сдерживающим фактором на пути внедрения облачных технологий в госсектор является недоверие к облакам из-за сомнений в их надежности и безопасности, поскольку эти вопросы должным образом не урегулированы в законодательной сфере. Изменения в 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [7],
подготовленные Минкомсвязи, должны решить вопрос о возможности заключения госорганами контрактов с поставщиками облачных услуг, что оценивается как определенный шаг на пути движения к облакам. Однако, термин "облачные вычисления" в проекте закона сформулирован в общем виде без учета специфики облачных сервисов, что в дальнейшем может стать причиной возникновения проблем в этой сфере. В связи с этим необходимо провести модернизацию законодательной базы в сфере облачных вычислений и нормативно закрепить правила использования облачных технологий.
Таким образом, в продвижении облачных технологий в российском госсекторе заметен определенный прогресс. За последние годы были сделаны следующие шаги в данном направлении: было запущено много крупных проектов, появились новые дата-центры, готовые принять большие объемы данных и клиентов. Госсектор в полной мере готовится к переходу на облачные технологии. Но при этом дальнейшее развитие и продвижение облачных технологий сдерживается многими факторами.
Список литературы:
1. Гайсинский И.Е., Вострикова Т.В., Перова М.В. Электронный документооборот в системе подготовки и повышения квалификации специалистов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 4. С. 66-75.
2. Бакушев В.В., Григорьев Е.С. Электронные технологии в государственно-политической и системной управленческой деятельности аппаратов. Оценка предпосылок // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 1. С. 56-61.
3. Облака: от теории к практике [Электронный ресурс] // «Cnews», 2014. URL: http://www.cnews.ru/ (дата обращения: 05.04.2015).
4. Обзор: ИКТ в госсекторе 2014 [Электронный ресурс] // «Cnews», 2014. URL: http://www.cnews.ru/ (дата обращения: 05.04.2015).
5. Хашева И. А. Практика использования информационно-коммуникационных технологий при оказании государственных услуг // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 4. С. 99-108.
6. ИТ-отрасль [Электронный ресурс] // Минкомсвязь России. 2014. URL: http://minsvyaz.ru/ (дата обращения 05.04.2015).
7. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями) // «Российская газета», N 4131, 29.07.2006.