Научная статья на тему 'Система гражданского контроля над вооруженными силами'

Система гражданского контроля над вооруженными силами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
405
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бородина Н. Н.

В России сегодня формируется система гражданского контроля. Особого внимания заслуживает вопрос повышение эффективности использования государственных средств, выделенных на оборону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система гражданского контроля над вооруженными силами»

ления, характер влияния на результаты предпринимательской деятельности. На основе такой матричной таблицы можно оценить степень рискованности предпринимательского проекта в целом [1].

Задачей органов государственной власти является поддержка и развитие конкурентной среды, создание новых, более эффективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции, формирование маркетинговых и консалтинговых служб на областном и районных уровнях, создание общей базы данных о сельскохозяйственном рынке, а также введение в хозяйственную практику новых инструментов, позволяющих сгладить сезонные колебания цен на сельскохозяйственную продукцию.

Список литературы:

1. АПК: проблемы и перспективы реформирования // Агробизнес. -2009. - № 10. - С. 2-3.

2. www.mcx.ru.

СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ

© Бородина Н.Н.*

Томский государственный университет, г. Томск

В России сегодня формируется система гражданского контроля. Особого внимания заслуживает вопрос повышение эффективности использования государственных средств, выделенных на оборону.

В современных динамично изменяющихся условиях финансирования армии и флота особое значение приобретает режим контроля в расходовании денежных средств. Повышение эффективности использования государственных средств, выделенных на оборону возможно только при наличии системы гражданского контроля. Необходимы надежные механизмы контроля над вооруженными силами. При этом сама армия должна быть максимально открыта обществу.

Как известно, гражданский контроль над вооруженными силами - это система принимаемых государственными и общественными институтами мер, обязывающая соответствие организации и деятельности вооруженных сил Конституции РФ, федеральным законам, иным законодательным актам, указам и распоряжениям Верховного Главнокомандующего, основным направлениям военной политики и военной доктрины, планам строи-

* Аспирант кафедры Финансов и учета.

тельства Вооруженных Сил, федеральным программам вооружения и развития оборонно-промышленного комплекса, а также международным договорам в области обороны и безопасности.

«По форме организации и степени институализации можно выделить три вида гражданского контроля над вооруженными силами: государственный как функция конституционно утвержденных невоенных государственных органов власти и должностных лиц (Президента РФ), Федерального Собрания РФ, прокуратуры, государственных инспекций, органов власти субъектов Федерации и т.д.); общественный контроль, осуществляемый институтами гражданского общества (средствами массовой информации, политическими партиями и общественными объединениями, научными центрами и учреждениями и др.); партикулярный контроль, субъектами которого выступают отдельные граждане как частные лица, независимо от того, являются они военнослужащими или штатскими» [1, с. 34].

Несмотря на кардинальные преобразования, происходящие в стране на протяжении полутора десятилетий, военное командование продолжает монопольную политику в сфере обороны. Причем выработка политики, всегда была закрыта завесой секретности. Гражданский контроль должен представлять собой такую систему отношений, которая бы исключала возможность доминирования «военной машины» над обществом. В практическом контроле гражданских институтов над вооруженными силами важную роль играет гражданское руководство министерством обороны.

«Большинство стран при осуществлении контроля гражданских властей над армией и флотом руководствуются определенными принципами:

1. наличие четких правовых и конституционных норм, определяющих основные черты взаимоотношений между государством и вооруженными силами в соответствии с существующей конституционной системой;

2. участие парламента в принятии законов по вопросам обороны, содействии открытости в принятии решений, касающихся оборонной политики, утверждении бюджета и контроле за расходованием средств, выделяемых на нужды обороны и безопасности;

3. Министерство обороны, является гражданским ведомством. В большинстве стран Запада руководителем министерства (или департамента) обороны является политик, до назначения связанный с армией лишь опосредованно» [2, с. 309].

Система гражданского руководства вооруженными силами не может быть эффективной, если военным принадлежит монополия на выработку политики в сфере обороны. Можно сказать, что главная функция гражданского руководства в системе гражданского контроля над вооруженными силами состоит в принятии законов регулирующих взаимоотношения военных и гражданских институтов. Следует отметить, что предметом граж-

данского контроля должны являться не только вооруженные силы, но и вся военная сфера. Гражданский контроль должен распространяться как на механизм формирования оборонной политики, так и на формирование оборонного бюджета и т.д. Принципиальная особенность гражданского контроля - контроль над вооруженными силами не только со стороны государства, но и со стороны общества. «Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим)» [3, с. 12].

Как известно, в организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами Федеральной службы государственной статистики, государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами, для которых гласность - важнейший принцип деятельности.

В декабре 2006 года соответствующим приказом министра обороны РФ Сергея Иванова согласно Указа Президента РФ Владимира Путина был создан Общественный совет при министерстве обороны РФ. Задачи новой общественной организации - максимально учитывать интересы общества при формировании и реализации государственной политики в области обороны, создание реального гражданского контроля над армией. Общее руководство деятельностью совета осуществляет лично глава российского государства. Общественный совет является совещательным органом, решения которого носят исключительно рекомендательный характер. В составе совета образованы шесть комиссий, деятельность которых посвящена различным сферам жизни российской армии: проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, разрабатываемых в МО РФ; правовая и социальная защита военнослужащих и гражданского персонала; культурно-шефская работа и взаимодействие с общественными и религиозными объединениями; обеспечение безопасности военной службы; взаимодействие со СМИ; повышение престижа военной службы.

Обеспечение транспарентности вооруженных сил является принципиально важным компонентом гражданского контроля над ними. Налогоплательщики имеют право получить информацию о положении дел в вооруженных силах, которые содержатся на их средства. Огромная часть информации о вооруженных силах, их структуре и составе, дислокации и планах применения, программе оснащения и реформирования держится втайне от общества и представляющих его институтов - парламента, прессы, общественных организаций и исследовательских центров. Как

можно выяснить: достаточно ли выделяется средств на эти цели и эффективность использования средств, если информация остается секретом. Отсутствие информации создает условия для манипулирования средствами, выделяемыми на содержание армии. Правда, в последние годы открытость оборонной сферы расширилась. В печати появилось большое количество материалов, посвященных положению дел в вооруженных силах, в которых представлены расходы федерального бюджета на национальную оборону (обеспечение личного состава, организация боевой и материально - техническое обеспечение, расходы на вооружение).

Необходима максимальная открытость и информирование общественности относительно положения дел в вооруженных силах, оборонной промышленности и всей оборонной сферы. По нашему мнению, недопустимым является использование режима секретности для изоляции вооруженных сил от общества. Фактический контроль со стороны Государственной Думы и Совета Федерации за расходами на оборонные нужды весьма затруднен. Это связано, прежде всего, с наличием в законе о бюджете секретных статей. Ответственное бюджетное законодательство (ст. 209 Бюджетного кодекса) предусматривает, что секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания Российской Федерации. Отсутствие статистических данных затрудняет оценку российских расходов на оборону. Подход к засекречиванию сведений не соответствует правовым нормам большинства государств. Россия выполняет свои обязательства перед международными организациями об открытости расходов на оборону (Ежегодники СИПРИ). Степень открытости расходов на оборону для отечественных специалистов во много раз меньше, чем для специалистов зарубежных государств.

Можно сказать, что при развитой системе гражданского контроля секретность распространяется лишь на те, сведения, которые могут иметь серьезное значение в случае военного столкновения. Например, в США существует незначительное количество секретных статей и программ, остальная информация доступна не только для членов конгресса, но и для пользователей Интернета. На сайте Минобороны США любой может оценить, сколько и какой техники купила армия США за последние финансовые годы. По соображениям военной тайны закрыты лишь конкретные цифры характеристик техники, что не мешает оценить обоснованность и эффективность расходов. Военное руководство само определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну. Нарушается Федеральный закон «О государственной тайне». Федеральный закон «О государственной тайне» дает такое определение: «Государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанес-

ти ущерб безопасности Российской Федерации». Достаточно сопоставить перечень наименований засекречиваемых расходов с тем, что требует закон о государственной тайне, чтобы убедиться в противоправных действиях чиновников, осуществляющих засекречивание. Сторонники засекречивания обычно ссылаются на Указ Президента РФ от 24 января 1998 года «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», в котором объявлен перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. К секретным статьям отнесены все сведения о расходах Федерального бюджета, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации (п. 49).

При таком засекречивании исключается возможность независимой экспертизы рациональности расходов и обоснований к ним, а также контроль исполнения бюджета, в частности использования по назначению выделенных средств. Например, на 2002 г. из 128 строк раздела «Национальная оборона» было рассекречено 18 позиций, а в 2003 г. уже 59 пунктов (около 50 %). В ежегоднике «СИПРИ 2007: Вооружения, разоружение и международная безопасность» мы можем увидеть расходы открытой части раздела «Национальная оборона» в 2006 году [4, с. 943]. Обратим внимание на то, что открыты расходы по таким подразделам как «Вооруженные Силы Российской Федерации» (62,3 %), «Мобилизационная и вневойсковая подготовка» (100 %), «Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества» (54,4 %), «Прикладные научные исследования в области национальной обороны» (6,4 %), «Другие вопросы в области национальной обороны» (74,6 %), в то время как подразделы «Мобилизационная подготовка экономики», «Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности», «Ядерно-оружейный комплекс» полностью засекречены.

Следует отметить, что финансовый контроль в вооруженных силах Российской Федерации находится на пересечении государственного и военного управления. Его осуществляют как государственные органы, так и ведомственные органы Министерства обороны РФ. Финансовый контроль в вооруженных силах - деятельность органов государственной власти и управления, командования, финансово-экономических органов по систематической проверке и анализу состояния финансово-хозяйственной деятельности вооруженных сил в целях достижения законности и эффективности использования денежных средств, выделяемых на национальную оборону.

Как известно, в соответствии с субъектами контрольной деятельности выделяют ведомственный и вневедомственный контроль [5, с. 16]. Вневедомственный контроль производится контрольными органами независимо от ведомственной подчиненности проверяемых организаций. Вневедомственный финансовый контроль в вооруженных силах РФ осуществляется высшими органами государственной власти и управления (Главным контрольно-ревизионным управлением при Президенте РФ, Счетной палатой РФ, Мини-

стерством РФ по налогам и сборам и т.д.). Общественный финансовый контроль в вооруженных силах РФ выполняется представителями военнослужащих и гражданского персонала путем участия в ревизиях и проверках, проводимых командованием или вышестоящими военно-финансовыми органами. Важный элемент общественного контроля - внутрипроверочные комиссии, в обязанность которых входит проверка финансово-экономической деятельности воинских частей в сроки, устанавливаемые командирами.

Можно сказать, что формирование гражданского контроля над вооруженными силами в России находится на первом этапе. Эффективный гражданский контроль над вооруженными силами - непременное условие нормального функционирования цивилизованного государства.

Список литературы:

1. Певень Л. Гражданский контроль над Вооруженными Силами -важное звено в системе гражданско-военных отношений // Российское военное обозрение. - 2008. - № 10 (57). - С. 31-35.

2. Золотарев В.А. Военная безопасность Государства Российского. -М.: Кучково поле, 2001. IV. - 478 с.

3. Аудит: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. В.И. Подольского. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА; Аудит, 2008. - 300 с.

4. Ежегодник СИПРИ 2006: Вооружения, разоружение и международная безопасность / Пер. с англ.; Ин- т мировой экономики и международных отношений. - М.: Наука, 1998-2006. - 2007. - 1024 с.

5. Миргородская Т.В. Аудит: учебное пособие / Т.В. Миргородская. -М.: КНОРУС, 2007. - 248 с.

ОЦЕНКА НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Бузу О.В.*

Технический университет Молдовы, Республика Молдова, г. Кишинев

В статье рассматриваются некоторые аспекты оценки недвижимого имущества для налогообложения. Автор предлагает классификацию подходов к установлению налогооблагаемой базы в зависимости от состава объекта, его характеристик, вида оцениваемой стоимости, метода

* Доцент кафедры Экономики и менеджмента недвижимости, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.