УДК 339.727.22
М.Ф. Мбен
МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В РЕГИОНЕ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИ
Как отмечают исследователи, нигде в развивающихся регионах потребность во внешнем финансировании не стоит так остро, как в Африке, и, в первую очередь, в странах, расположенных к югу от Сахары, где очень низкий уровень доходов не позволяет мобилизовать достаточный объем внутренних ресурсов для поддержания даже весьма скромной нормы накопления и темпов роста [5]. Согласно оценкам Всемирного банка, Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Экономической комиссии ООН по Африке (ЭКА) для ощутимого улучшения уровня жизни населения и сокращения масштабов нищеты африканским странам необходимо поддерживать годовые темпы роста на уровне 6-7 % на протяжении довольно длительного времени [4]. Решающей предпосылкой достижения таких темпов роста является активное функционирование в регионе иностранных инвесторов, о механизмах привлечения которых и пойдет речь в данной статье.
Конкретизация политики по привлечению прямых иностранных инвестиций Экономического сообщества стран Центральной Африки (СЕМАС), как и других развивающихся стран, обусловлена национальными приоритетами и необходимостью защиты национальных интересов. Страны региона стремятся привлечь инвестиции и увеличить выгоды от них, но вынуждены делать это осторожно, так как их рыночные структуры слабы, а потребности развития неотложны.
Привлечение прямых иностранных инвестиций в страны Центральной Африки в особой степени касается развития малого и среднего предпринимательства. Наиболее распространенные опасения заключаются в том, что данный вид инвестиций приносит вред развитию местного предпринимательства, сдерживая по-
тенциальных внутренних инвесторов от участия в деятельности с сильным иностранным присутствием, вытесняя их из тех отраслей, где они функционируют. Создание конкурентоспособных мощностей местными фирмами занимает определенный период времени; инвестирование связано с риском, а приобретение опыта обходится достаточно дорого. Сталкиваясь с иностранными филиалами, которые используют навыки, капитал, технологии и торговые марки материнских компаний, местные фирмы могут быть не в состоянии дать адекватный ответ. Они ограничиваются поэтому менее сложной деятельностью или сферами деятельности с более низким иностранным участием.
Как показывает анализ опыта привлечения прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, для введения ограничений государство должно выбирать ту деятельность, где местные фирмы имеют потенциал стать и оставаться конкурентоспособными. Защита от конкуренции должна сочетаться с усилением институтов, инфраструктуры и усовершенствованием местных ресурсов, таких, как навыки, информация, техническая поддержка и рисковый капитал. Предприятия должны иметь стимулы для создания производственных мощностей мирового уровня. Однако если защита от конкуренции не ограничена по срокам, такие стимулы могут не работать [1].
Во взаимоотношении прямых иностранных инвестиций и технологий необходимо учитывать быстрые прогрессивные изменения последних. В настоящее время технический прогресс развивается быстрее, чем 20-30 лет назад. Прямые иностранные инвестиции являются основ -ной формой передачи технологий [3].
Можно выделить следующие основные механизмы повышения активности иностранных инвесторов в регионе Центральной Африки.
^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИеВеДОМ2£ТИ«СПбГП|У.6'.2211.ЭКОНОМИЧе£КИе.НаУКИ
1. Создание специализированной организационной структуры в рамках СЕМАС в форме некоммерческого партнерства, способной оперативно содействовать решению спектра вопросов, связанных с иностранным инвестированием в регионе. Ответственность за разработку основных положений и мероприятий перспективной региональной инвестиционной политики, соответствующих нормативных документов, инструкций предлагается возложить на «Центральноафриканский региональный инвестиционный центр» (ЦРИЦ). Основная цель создания ЦРИЦ - координация всех органов, причастных к формированию региональной инвестиционной политики, выработке рекомендаций региональным органам власти в развитии и осуществлении региональной инвестиционной политики, оказание поддержки предприятиям и организациям в привлечении зарубежных инвестиций. Для успешного прохождения всех стадий инвестиционного цикла предприятиям потребуется помощь квалифицированных специалистов. Такие специалисты, знакомые с международной инвестиционной практикой и имеющие положительный опыт реализации инвестиционных проектов в регионе, и могут быть сосредоточены в создаваемом центре.
Создание регионального центра является механизмом, который способствует ускорению инвестиционного процесса в регионе, увеличению притока капитала, повышению уровня готовности предприятий и организаций к принятию зарубежных инвестиций. На региональный центр могут быть возложены следующие функции:
- разработка основных концептуальных положений и мероприятий в рамках региональной инвестиционной политики;
- внесение предложений по перспективам развития региональной инвестиционной политики;
- подготовка проектов нормативных документов для регулирования инвестиционной деятельности в регионе;
- формирование портфеля инвестиционных предложений и инвестиционных проектов;
- отбор приоритетных проектов по критериям, выбранным инвесторами;
- осуществление комплекса работ по технико-экономическому обоснованию инвестиционных проектов;
- содействие в подписании и исполнении контрактов по финансированию инвестиционных проектов, поставке оборудования, сбыту продукции.
Кроме того, ЦРИЦ может оказывать поддержку любой деятельности, способствующей улучшению инвестиционного климата в регионе.
2. Формирование и поддержание имиджа региона Центральной Африки, благоприятного для ведения бизнеса и привлечения иностранных инвестиций. Речь идет о том, что если государственные и региональные органы управления хотят, чтобы иностранные инвесторы повысили свою инвестиционную активность и вложили капитал именно в этот регион, они не могут ограничиваться только созданием в нем поощрительных условий. Они должны также обещать иностранным инвесторам, что желательное поведение приведет к удовлетворению их индивидуальных потребностей. В наиболее общем плане такой механизм носит название «паблик рилейшнз». Вместе с тем необходимо помнить, что слова должны подтверждаться соответствующими делами.
В современных условиях лишь немногие предприятия региона осуществляют маркетинг и применяют современные подходы в управленческой деятельности. Как правило, это крупные предприятия. Субъекты малого и среднего бизнеса слишком поглощены борьбой за выживание, в силу чего данным аспектам современного менеджмента не уделяется должного внимания. В то же время для выживания в условиях конкурентной борьбы любое предприятие должно эволюционировать, т. е. целенаправленно изменяться в том или ином направлении. В свою очередь, такое развитие предполагает наличие некоего субъективного знания будущего состояния предприятия и рынка, на котором оно работает. Само собой данное знание не возникает, необходимы определенные действия для его получения, т. е. следует осуществлять планирование и маркетинг.
3. Развитие инфраструктуры инвестиционного рынка. Одним из ключевых механизмов, опре-
деляющих эффективность функционирования любых рынков, является их инфраструктура. Речь идет о фондовых биржах, консалтинговых фирмах и т. д.
Одним из аспектов развития инвестиционной инфраструктуры является организация бухгалтерского учета на предприятии в соответствии с международными стандартами, что также оказывает влияние на инвестиционный процесс. И если предприятие не в состоянии это сделать, последствия очевидны: нет сведений - нет ресурсов [2].
Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит, в существенной мере, от инвестиционного кли-
мата, с одной стороны, и от уровня инвестиционного имиджа - с другой. Как свидетельствует зарубежный опыт, благоприятный инвестиционный климат характеризуется наличием следующих факторов: благоприятной правовой обстановки, стабильной экономической базы, развитой банковской системы, благоприятного налогового режима. Все они обеспечивают условия для максимально эффективной защиты инвесторов.
За последние годы предпринят ряд мер по оздоровлению инвестиционного климата в странах Центральной Африки, однако существенного улучшения в области привлечения иностранных инвестиций пока не наблюдается.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мбен, М.Ф. Достоинства и недостатки привлечения иностранного капитала в развивающиеся страны Центральной Африки [Текст] / М.Ф. Мбен // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2011. - № 5.
2. Мбен, М.Ф. Проблемы и перспективы формирования общего Центрального Африканского рынка [Текст] / М.Ф. Мбен // Роль финансово-кредитной системы в реализации приоритетных задач развития экономики: матер. 15-й Междунар. науч. конф. - Т. 2. -17-18 февраля 2011 г. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
3. Онгоро, Т.Н. Прямые иностранные инвестиции в странах Африки в условиях глобализации и либерализации торгово-экономических отношений [Текст] / Т.Н. Онгоро // Проблемы современной экономики : [Евраз. междунар. науч.-аналит. журнал]. -2005. - № 1/2 (13/14).
4. The World Bank Annual Report [Text]. - Washington, 2008; 2009.
5. UNCTAD. World Investment Report 2008: the shift toward services [Text]. - S. l., S. a.