СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
27 (168) - 2012
УДК 330.322(470+571)
предпосылки и ограничения
привлечения прямых
иностранных инвестиций в россию
И. В. ШЕВЧЕНКО,
доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета E-mail: decan@econ. kubsu. ru
е. н. Александрова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры
мировой экономики и менеджмента E-mail: al-helen@mail. ru
А. Ю. сОРОКИНА, аспирант кафедры мировой экономики и менеджмента E-mail: sorokinaau83@mail. ru Кубанский государственный университет
В статье рассмотрены ключевые проблемы развития России как реципиента иностранного капитала в форме прямых инвестиций. Исследованы предпосылки и ограничения потоков прямого иностранного инвестирования. Россия привлекательна для иностранного капитала преимущественно в добывающих секторах промышленности. Большая часть ПИИ формируется в основном за счет роста дохода от участия в капитале российских компаний и роста долговых обязательств, притока офшорного капитала.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, привлечение иностранных инвестиций в Россию, инвестиционная привлекательность.
Ряд стран, прежде всего с развивающимися экономиками, все активнее вовлекаются в конкуренцию за привлечение иностранных инвестиций. Во время глобального финансового кризиса стремления многих государств стимулировать экономический рост, реализовать пакеты антикризисных программ за счет бюджетных вливаний привели к
растущим долговым обязательствам в этих странах. Так, в Ирландии, по оценкам экспертов, отношение внешнего долга к ВВП составляет 1 004 %, в Нидерландах - 470, в Великобритании - 416 % [4]. В связи с этим большинство государств с высоким уровнем долговой нагрузки вынуждено привлекать иностранные средства на весьма выгодных для инвесторов условиях. Однако не только растущие долговые обязательства определяют активность стран в привлечении иностранного капитала, прежде всего в виде прямых иностранных инвестиций, но и необходимость смягчения или исправления «слабых сторон» национальных экономик, особенно свойственных развивающимся странам и странам с переходной экономикой. К числу причин привлечения ПИИ следует отнести также и повышение международной конкурентоспособности стран и темпов экономического роста посредством развития инновационной сферы, улучшение общей инвестиционной ситуации в стране, получение новых технологий, наращивание экспортного по-
тенциала. Указанные предпосылки актуальны и для России, которая в настоящее время активно вовлечена практически во все современные формы международного движения капитала.
России крайне непросто добиться конкурентных позиций в мировом хозяйстве, в том числе и в инвестиционной сфере. С одной стороны, неравномерность развития регионов страны, ряд нерешенных проблем и узких мест экономической системы, недостаточная зрелость и конкурентоспособность отечественного предпринимательского класса объективно замедляют процесс эффективной интеграции России в мировые инвестиционные процессы на правах активного субъекта хозяйствования. В последнем рейтинге Doing Business Россия по инвестиционной привлекательности находится на 123-м месте из 183 рассматриваемых стран. Исследования, представленные в отчете, формализованы и базируются на анализе десяти стадий деловой жизни организаций, в том числе стадий создания, функционирования и закрытия компаний, анализа барьеров для бизнеса [11].
По результатам исследования инвестиционной привлекательности стран мира, подготовленного Национальным рейтинговым агентством (НРА), Россия в рейтинге стран с наиболее и наименее благоприятными условиями для инвестирования занимает 130-е место, соседствуя с такими государствами, как Пуэрто-Рико и Кыргызстан (табл. 1). Итоговый уровень данного рейтинга включает комплексную оценку стран мира ведущими мировыми экспертами по различным критериям, таким как уровень жизни, условия и уровень рисков ведения бизнеса, уровень экономической свободы, уровень коррупции. По
Таблица 1
Рейтинг инвестиционной привлекательности стран в 2011 г. [3]
показателю индекса инвестиционной привлекательности Россия хотя и опережает 96 государств, но тем не менее все же проигрывает большинству европейских и скандинавских государств, а также странам северной и центральной Америки.
С другой стороны, активизация процессов международного движения капитала в отечественной экономике позволила в кризисные периоды выжить многим российским предприятиям, в целом стабилизировать спрос и предложение на внутреннем рынке путем развития импортных операций. Активное участие страны в международном движении капитала позволяет преодолеть ограничения национальной финансовой системы.
Среди ключевых факторов, определяющих привлекательность российской экономики для иностранных инвесторов, прежде всего следует отметить значительные размеры внутреннего рынка страны, политическую и макроэкономическую стабильность, наличие дефицитных природных ресурсов. В последнее время значительно снизилась значимость такого фактора, как дешевый труд: темпы роста заработной платы в России практически в два раза превышали темпы роста производительности труда.
Таким образом, интеграция российской экономики в международное движение капитала складывается достаточно противоречиво и определяется балансом разнонаправленно действующих предпосылок и ограничений (рис. 1).
Согласно российскому законодательству инвестиции иностранного капитала могут быть осуществлены путем покупки ценных бумаг или имущества, долевого участия совместно с гражданами России в каких-либо предприятиях, создания предприятий, которые будут принадлежать инвестору, приобретения прав на использование природных ресурсов или земли, иные формы применения иностранных инвестиций, предусмотренные договором, заключенным с инвестором.
Начиная с 2010 г. отмечается заметное восстановление притока иностранных инвестиций в российскую экономику после кризиса 2008 г. (рис. 2). Наивысший объем притока иностранных инвестиций (в процентах от ВВП) был зафиксирован в предкризисный 2007 г. и составил 11 % от ВВП. Но уже в 2008-2009 гг. произошел спад притока до 7 % от ВВП в среднем за год. При этом основной рост произошел за счет «прочих инвестиций», включающих торговые и другие виды кредитов. Так, например, в 2010 г. в
Позиция в рейтинге Страна Итоговый балл (условные единицы)
1 Дания 1 103.26
2 Финляндия 1 103.18
3 Швейцария 1 103.16
4 Швеция 1 102.80
5 Новая Зеландия 1 102.65
6 Норвегия 1 101.25
7 Ирландия 1 101.13
8 Канада 1 100.94
9 Нидерланды 1 100.63
10 Австралия 1 100.51
130 Россия 1 000.00
Конкурентные преимущества России как реципиента ПИИ
Растущий внутренний рынок. Квалифицированные кадры. Развивающаяся логистическая сеть и возможности для роста производительности действующих предприятий.
Модернизация основных фондов. Инновационное обновление структуры экономики.
Решение проблем кредитоспособности и финансовой устойчивости. Реформы в бюджетной сфере, банковской, пенсионной и судебной системах.
Природно-ресурсный потенциал
реципиент
Проблемное поле привлечения ПИИ в российскую экономику
Преобладание монетарных и спекулятивных мотивов в притоке ПИИ.
Отраслевые и региональные диспропорции распределения ПИИ. ПИИ не всегда способствуют обновлению производственных фондов российских предприятий. Угроза экономической безопасности. Привлечение посредников. Снижение темпов роста импорта оборудования.
Основная цель иностранных ТНК: получение прибыли в кратчайшие сроки; обогащение зарубежных и отечественных компаний за счет эксплуатации высокорентабельных добывающих секторов_
Рис. 1. Конкурентные преимущества и проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций
в экономику России
12 10
5
6 4 2 О
ULU!
Рис. 2. Приток иностранных инвестиций в российскую экономику в 2004-2010 гг., % от ВВП [10]: 1 - совокупный объем притока иностранных инвестиций; 2 - прямые иностранные инвестиции
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
6 раз (до 41 млрд долл.) выросли краткосрочные (до 180 дней) кредиты, зафиксирован рост на 22 % портфельных инвестиций. В то же время в 2010 г. произошло снижение ПИИ на 13,2 % (до 13,81 млрд долл.). Следует отметить, что с 2007 г. сокращение ПИИ продолжается: в 2007 г. этот показатель составил 3 %, а в 2010 г. - уже 0,9 % от ВВП.
По данным Центрального банка РФ, в 2011 г. ПИИ в Россию достигли уровня 48,5 млрд долл., что на 28 % больше, чем в 2010 г. (37,8 млрд долл.). За этот же год также возрос отток капитала из страны: в 2011 г. из страны вывели 84,2 млрд долл., в 2008 г. -133,7 млрд долл. [9]. В числе ключевых мотивов вывоза капитала из России следует отметить, что в силу сохраняющихся трудностей макроэкономического характера в стране, неустойчивого положения
в политической (прежде всего обусловленного выборами) и экономической сферах предприятия и отдельные предприниматели, которые за последние годы сумели накопить большие суммы денежных средств, переводят достаточно крупные капиталы в западные банки. По прогнозам Банка России, в 2012 г. снижения оттока капитала следует ожидать вследствие благоприятной конъюнктуры на рынке сырья [9].
По данным Росстата, по состоянию на конец 2011 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 347,2 млрд долл., что на 15,7 % больше по сравнению с предыдущим годом. Как и в прошлые годы, наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной
основе - 57,1 % (на конец 2010 г. - 58,3 %), доля ПИИ составила 40,1 % (38,7 %), портфельных - 2,8 % (3,0 %). В 2011 г. в экономику России поступило 190,6 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 66,1 % больше, чем в 2010 г. (табл. 2).
Итоги 2011 г. продемонстрировали, что максимального значения инвестиции смогли достичь в I квартале, в то время как в период с сентября по декабрь их объем существенно отличался в меньшую сторону от той суммы, которая была в 2010 г. По данным платежного баланса, объем ПИИ в российские банки и предприятия с 2009 г. составил около 108 млрд долл. Главным образом это инвестиции в реальный сектор, а на банковский сектор пришлось всего 12 млрд долл. (табл. 3).
Несмотря на положительную динамику инвестирования в Россию, по сравнению с развитыми и развивающимися странами, в том числе Бразилией, Индией и Китаем (странами группы БРИК), объемы ПИИ в российской экономике незначительны. Так, ежегодный приток иностранных инвестиций в экономику европейских стран превышает 15 % от ВВП, в России же не более 1-2 %.
Рассматривая динамику ПИИ, следует обратить внимание на «качественные» характеристики привлекаемого капитала в Россию.
В статистике платежного баланса ПИИ представлены в виде трех основных групп: участие в акционерном капитале (покупка и владение более 10 % акций), реинвестированные доходы и прочий капитал.
Привлечение в
Реинвестированные доходы - это результат деятельности предприятия с иностранным участием, когда нераспределенная прибыль ведет к расширению участия инвестора в капитале предприятия. Практически весь приток ПИИ в российскую экономику является не столько поступлением «новой» инвестиции, сколько результатом работы иностранного капитала в России. По оценкам Банка России, общая доля реинвестированных доходов в общем объеме ПИИ с 2009 г. составила 43 %, или 41,4 млрд долл. [5, 9]. На прочие ПИИ, представленные займами и кредитами от иностранных инвесторов, пришлось 42 %, или 40,1 млрд долл. В данном случае речь идет о ресурсах, не ориентированных на долгосрочную перспективу. Доля инвестиций, связанных с участием в акционерном капитале (предполагает взносы в капитал материальных и нематериальных активов, недвижимости и денежных средств), в ПИИ не столь велика: с 2009 г. она составляет только 15 %, или 14,3 млрд долл.
Отмеченные структурные дисбалансы притока ПИИ в Россию сопровождаются значительной долей офшорного капитала в структуре привлекаемых иностранных инвестиций. По данным отечественной статистики, ключевыми странами-инвесторами в России являются Кипр (42,5 %) и Нидерланды (22,1 %). Таким образом, более половины реальных иностранных инвестиций, по сути, являются российским же капиталом, возвращенным после налогообложения в офшорных зонах. В виде взносов в
Таблица 2
оссию ПИИ [7]
Показатели инвестиций 2011 г. Справочно 2010 г. в % к
Млн долл. в % 'о к
2010 г. итогу 2009 г. итогу
Инвестиции, всего 190 643 166,1 100 140,1 100
Прямые инвестиции 18 415 133,3 9,7 86,8 12,1
В том числе:
взносы в капитал 9 080 117,9 4,8 96,3 6,7
реинвестирование 2 311 В 3,1 раза 1,2 79,3 0,7
лизинг 163 150,7 0,1 105,4 0,1
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций 7 495 162,6 3,9 71,6 4,1
прочие прямые инвестиции 1 677 120,5 0,9 101,9 1,2
Таблица 3
Прямые иностранные инвестиции в Россию в банковский и прочие сектора
в 2006-2011 гг. (по данным платежного баланса' , млн долл. [7, 8, 9]
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011
ПИИ в банковский сектор 2 510 7 221 10 075 6 441 5 460 5 612
ПИИ в прочие сектора 27 191 47 853 64 927 30 059 37 829 47 266
Всего (банки и прочие сектора) 29 701 55 074 75 461 36 500 43 289 52 878
капитал на долю Кипра, Нидерландов и Виргинских (Британских) островов приходится до 70 % накопленных ПИИ. Накопленный капитал из Кипра сосредоточен в российской экономике главным образом в обрабатывающих производствах (в 2011 г. из этой страны поступило более 20 % всех ПИИ в эту сферу), а также в операциях с недвижимостью, в добыче, в торговле, в услугах, в финансовой деятельности, в строительстве, в транспорте и связи. Позиции Нидерландов наиболее сильны в добыче полезных ископаемых (примерно 40 % всех прямых иностранных инвестиций в эту сферу в текущем году), а инвестиции из Виргинских (Британских) островов сосредоточены в операциях с недвижимостью.
По исследованиям Всемирного банка и Всемирной организации кредиторов ^ ОС), на межстрано-вую структуру капиталовложений в любую страну влияют, прежде всего, такие факторы, как уровень налогообложения, четкость инвестиционного законодательства, инвестиционные преференции и гарантии их выполнения, а также политическая ситуация. Если эти условия неблагоприятные, то национальные капиталы либо «уходят» в офшоры, либо в рамках всевозможных финансовых механизмов наращиваются с помощью различных операций на рынке той
Источник: составлено авторами по данным Росстата.
Рис. 3. Накопленные иностранные инвестиции в России по видам внешнеэкономической деятельности в 2011 г, % [7]: 1 - обрабатывающие производства; 2 - оптовая и розничная торговля; 3 - добыча полезных ископаемых; 4 - операции с недвижимостью; 5 - транспорт и связь; 6 - финансовая деятельность; 7 - строительство; 8 - другие виды экономической деятельности
страны, откуда первоначально были вывезены. Этот факт, а также то, что в списке основных стран - инвесторов в российскую экономику присутствуют офшорные зоны, показывает, что на самом деле Россия существенно проигрывает другим странам БРИК в конкуренции за инвестиции [12].
В российской экономике остаются значительными межотраслевые диспропорции по объему привлекаемых иностранных капиталов. Иностранные вложения от прямых инвесторов в 2011 г. направлялись в основном в организации, осуществляющие деятельность по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, по добыче полезных ископаемых, в оптовой и розничной торговле. Общая величина ПИИ в указанные виды деятельности составила 9,8 млрд долл., или 71,2 % всех прямых вложений. Распределение иностранных инвестиций по видам деятельности во многом определяется краткосрочными интересами зарубежных инвесторов, которых привлекают сферы с быстрой оборачиваемостью капитала и окупаемостью. Накопленные иностранные инвестиции приходятся в основном на 4 вида ВЭД (обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, добыча полезных ископаемых, операции с недвижимостью) и составляют 79,5 %, или в абсолютном выражении 24,8 млрд долл. (рис. 3).
Характерной особенностью процесса привлечения иностранных инвестиций в России на региональном уровне остается их высокая концентрация в небольшой группе регионов. В 2010-2011 гг. основная часть иностранных инвестиций по-прежнему поступала в Центральный и Северо-Западный федеральные округа. В Центральный федеральный округ поступило более 59,2 % от всего объема ПИИ (в 2009 г. - 58,1 %, в 2008 г. - 46,4 %), Северо-Западный федеральный округ привлек 14,5 % от общего объема ПИИ. Данные о распределении ПИИ на душу населения в 2010 г. по федеральным округам представлены в табл. 4.
По данным Министерства регионального развития РФ, лидером по инвестиционной привлекательности среди субъектов РФ для зарубежных инвесторов в 2011 г. стала Тюменская область (с показателем 163,3), аутсайдером - Кабардино-Балкарская Республика (49,4) [1]. Объем инвес-
Таблица 4
Распределение ПИИ по федеральным округам
Российской Федерации [4]
Прямые иностран-
Федеральный ные инвестиции на В °% к В °% к
округ душу населения в 2010 г., долл. на чел. 2009 г. 2008 г.
Центральный 220,2 88,4 65,2
Северо-Западный 149,0 79,3 62,2
Южный 21,6 75,4 61,6
Северо-Кавказский 4,2 58,5 70,0
Приволжский 35,6 114,7 51,1
Уральский 23,7 124,7 10,9
Сибирский 39,0 76,4 43,0
Дальневосточный 181,7 78,3 28,3
Российская 97,3 86,8 51,1
Федерация
тиций в основной капитал на душу населения в 63 регионах оказался значительно хуже общероссийского показателя (22,4 тыс. руб. на чел.), в 20 - значительно лучше. Верхние строчки рейтинга заняли Тюменская область, Ненецкий АО, Ленинградская область, Краснодарский край. В числе лидеров по объему ПИИ находится Краснодарский край. За 2011 г. объем привлеченных ПИИ в регион составил 767,5 млн долл., что в 1,4 раза больше по сравнению с 2010 г. Основными странами-инвесторами выступили Германия, США, Кипр, Нидерланды и Швейцария (74 % от общего объема поступивших вложений). Всего в проекты в Краснодарском крае вкладывают средства инвесторы из 40 стран мира. Основная часть иностранных инвестиций (87,2 %) направлена на развитие транспорта и связи, обрабатывающих производств, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг [6].
Обобщая рассмотренные проблемы инвестирования в России, можно заключить, что за последние три года, несмотря на динамичный рост, прямые иностранные инвестиции вряд ли можно рассматривать в качестве драйвера конкурентоспособности и модернизации страны. Большая часть ПИИ формируется в основном за счет роста дохода от участия в капитале российских компаний и роста долговых обязательств, притока офшорного капитала. И хотя в целом отмечается заметное увеличение интереса иностранных компаний к России, вместе с тем многие крупные инвесторы не спешат выходить на российский рынок.
По мнению отечественных и зарубежных специалистов, наиболее существенными проблемами, определяющими невысокие показатели инвестици-
онной привлекательности России для иностранного капитала, являются:
• высокие административные и технические барьеры, такие, к примеру, как запредельные непроизводственные затраты при реализации инвестпроектов, при подключении к электросетям, другой инфраструктуре;
• имеющиеся случаи дискриминации зарубежных компаний при рассмотрении большинства их споров с российским бизнесом;
• изъяны в таможенном законодательстве;
• усложненные права собственности;
• отсутствие или низкая эффективность регистрации в ряде регионов по типу «одного окна». Перечисленные и другие ограничения, естественно, не могут быть стимулами роста ПИИ. Как результат - многие иностранные компании предпочитают не реализовывать на территории нашей страны долговременные проекты, которые могут быть свернуты в любой момент времени. И поэтому Россия в основном привлекает иностранный капитал, способствующий не модернизации, а обогащению зарубежных и отечественных компаний (реинвестирующие свои капиталы из офшорных зон) за счет эксплуатации добывающих отраслей и внутреннего рынка.
Представляется, что существующие объективные ограничения притока ПИИ в российскую экономику определяют ряд мер и процедур инвестиционной политики, направленных на повышение инвестиционной привлекательности страны. В числе таких мер - механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). В настоящее время более чем в 30 субъектах РФ приняты и действуют местные законы о ГЧП, в том числе в 17 из них созданы конкретные структуры ГЧП и предусмотрено местное бюджетное финансирование проектов, реализуемых посредством государственно-частного партнерства, на муниципальном уровне зарегистрировано свыше 200 концессий. Активное развитие ГЧП в инвестиционной сфере в настоящее время сдерживается незначительной долей частных капиталовложений, во многом связанной с дефицитом высококвалифицированных специалистов в инвестиционной сфере и недостаточно высоким уровнем подготовки инве стпроектов.
Отдельное внимание следует уделить зарубежному опыту стимулирования инвестиционной деятельности иностранных и отечественных инвесторов. В Китае, например, реализовано освобожде-
ние инвестирующих нерезидентов от каких-либо проверок в течение периода становления бизнеса. Широко используются механизмы субсидирования ставок по многим налоговым сборам в зависимости от отраслевого направления инвестиционных проектов и система скидок по арендным и инфраструктурным платежам. Аналогичные механизмы успешно задействованы в системе налогообложения Индии и Бразилии.
В наиболее привлекательных странах для инвестиций важным направлением стимулирования притока иностранного капитала выступают наукоемкие отрасли и сектор услуг. В этой связи России, по примеру других стран БРИК, следует модернизировать процессы и наращивать инвестиции в НИОКР, что будет способствовать повышению внутреннего спроса и развитию сектора услуг в российской экономике и в итоге - привлечению высокотехнологичных ПИИ [2]. У России имеются предпосылки для того, чтобы стать одним из мировых лидеров в области инновационного развития. Этого можно достичь путем мотивирования высококвалифицированных ученых к тому, чтобы заняться созданием компаний, которые определят направления будущего развития. Значительным потенциалом будущего инновационного развития страны и ее регионов обладает Сколково как центр высоких технологий.
В заключение следует отметить, что сложившаяся негативная тенденция снижения инвестиционной привлекательности страны может быть преодолена в рамках выбранной стратегии модернизации и инновационного развития экономики посредством инновационных технологий, создания инновационных центров, проведения значимых событий для всей страны (Олимпийские зимние игры 2014, Чемпионат мира по футболу 2018 и др.), создания инфраструктуры под каждый крупный инвестиционный проект с иностранным участием, развития и совершенствования законодательной базы в сфере
регулирования иностранных инвестиций. Содействие развитию иностранных инвестиционных проектов в регионах страны, повышение открытости проводимых политических курсов позволит России занять лидирующую позицию в сфере привлечения иностранных инвестиций.
Список литературы
1. Министерство регионального развития РФ. URL: http://www. minregion. ru.
2. Модернизация и инновации в России с точки зрения иностранных инвесторов: отчет рабочей группы КСИИ по телекоммуникациям и высоким технологиям. 2010, октябрь. URL: http://www.fiac.ru.
3. Национальное рейтинговое агентство. URL: http://www. ra-national. ru.
4. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. URL: http://www. nisse. ru.
5. Новый КГБ (Комментарии о Государстве и Бизнесе). Институт «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики». № 7. 2011. 8-21 октября. [Электронный ресурс]. URL: http://www. bankdelo. ru/mnenieexsperta/KGB_07f. pdf.
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (Краснодарстат). URL: http://www.krsdstat. ru.
7. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: http://gks. ru.
8. ФТС России. URL: http:// www. customs. ru.
9. Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www. cbr. ru.
10. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). URL: http://www. forecast. ru.
11. Doing Business-2011. URL: http://www. doingbusiness. org/reports.
12. World Organization of Creditors (WOC). URL: http://woc-org. com.
г
ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru