Кроме того, гл. 2 Закона определены сущностные основы функционирования единой системы газоснабжения, региональных систем, а также полномочия федеральных органов государственной власти в области газоснабжения. Однако в Законе точно не определены взаимодействия государственных органов власти и органов местного самоуправления в процессе функционирования единой системы газоснабжения.
Таким образом, эффективное развитие рынка газоснабжения, в первую очередь, должно определяться действенностью нормативно -правовых положений. По мнению автора, существующая правовая база не дает полного представления о перспективности формулируемых задач. Отсутствие необходимого объема финансовых ресурсов, а также дефицит федерального бюджета в последние годы ограничивают реализацию ряда мероприятий и замедляют темпы развития газовой отрасли в целом. В таких условиях становится труднодостижимой задача роста конкурентоспособности национальной экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
2. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (с изм. от 22 августа 2004 г., 23 декабря 2005 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г., 18 июля, 30 декабря 2008 г., 19 июля 2011 г.).
3. URL: http://gasforum.ru/obzory-i-issledovaniya/1156/
М.Ф. МБЕН
Мартин Франклин МБЕН — аспирант кафедры ценообразования и оце ночной деятельности СПбГУЭФ.
В 2008 г. окончил СПбГУЭФ.
Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — мировая экономика, инвестиции.
^ ^ ^
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИ*
Анализ перемещения капитала в мировом хозяйстве позволяет сделать вывод о сосредоточении инвестиционных потоков на основных направлениях развития мирового хозяйства, активно воздействующих на условия преобразования современных макроэкономик. Совпадение направлений инвестиционных потоков и развития общемировых тенденций прослеживается как на уровне присущих этим процессам явлений (образование единого пространства, унификация принципов, норм, правил и условий развития, формирование новой мировой иерархии, отвечающей требованиям глобализации, перемещение реального сектора экономики в развивающиеся страны и др.), так и на уровне управляющих инструментов (институты международного гарантирования и страхования, кредитная и фондовая политика наднациональных регулирующих структур, транснациональных кредитных организаций и корпораций).
Усиление мирового воздействия на главных направлениях инвестирования проявляется в организации мирового инвестиционного процесса, модификации на основе осуществления антикризисных финансовых программ рынка ссудного капитала, создании универсальных систем стандартизации, усилении регулирующего воздействия на рынок инвестиций международных финансовых институтов.
ГРНТИ 06.51.67 © М.Ф. Мбен, 2011 Публикуется по рекомендации канд. экон. наук, проф. Н.Ю. Пузыни.
Попробуем разобраться с экономическим содержанием данного явления. В последнее десятилетие характерной чертой мирового инвестиционного процесса стала его направленность в капитал, способствующий решению проблем ресурсной конкуренции. Исследователи выделяют неравномерность доступа к природным и, прежде всего, энергетическим ресурсам как важную причину достижений и кризисов, с которыми человечество столкнулось на рубеже второго и третьего тысячелетий. Ресурсный дефицит и ресурсная конкуренция стали важнейшими факторами развития современной мировой экономики.
Во многом это явление связано с деятельностью транснациональных корпораций (ТНК). Можно отметить, что формирование транснационального капитала привело к такому положению, когда каждая из развитых стран, располагающая 2-5 финансово-промышленными группами, соперничающими между собой, сосредоточила в своих руках огромные ресурсы. Более половины мирового производства товаров длительного пользования, самолетов, автомобилей, электронного оборудования контролируются 5 крупнейшими ТНК. При этом большинство крупнейших ТНК сосредоточено в ограниченном количестве отраслей.
Это обстоятельство позволяет сделать вывод не только о концентрации капитала, но и о том, что ТНК и связанные с ними инвестиционные потоки ориентированы в основном на отрасли, обладающие определенными качественными характеристиками, к которым можно отнести высокотехнологичные отрасли производства, отличающиеся высокими входными барьерами, а также крупные объекты, требующие значительных финансово -материальных ресурсов для своей реализации. В этих отраслях и сферах экономики ТНК используются такие конкурентные преимущества, как монополизация знаний, технологий, информации, получение которых становится возможным благодаря применению корпоративных стратегий, основанных на интенсивных инвестиционных технологиях. Доступ к внешним источникам инвестиций также дает транснациональным корпорациям преимущество в отраслях, характеризующихся высоким уровнем расходов на НИОКР, располагающих значительными интеллектуальными ресурсами. Это обстоятельство, в свою очередь, ведет к качественным изменениям в самих отраслях, а в перспективе — и во всей экономике, способствуя концентрации капитала и, соответственно, сосредоточению инвестиционных потоков на ограниченном круге капиталоемких направлений.
Наряду с положительными эффектами иностранного инвестирования в целом на экономическое развитие и рост экономики принимающей страны, возможны и негативные потенциальные эффекты, а именно:
— вытеснение национальных капиталов и компаний;
— содействие оттоку капитала из страны на основе трансфертного ценообразования.
Одновременно важно определиться, в каких формах и в какие сферы предпринимательства следует привлекать иностранные инвестиции. Экономисты негативно оценивают приток иностранных инвестиций только в виде зарубежных кредитов и займов и преимущественно в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией природных ресурсов.
Это в полной мере относится и к региону Центральной Африки. Здесь существуют большие потребности в иностранном капитале в отраслях, которые связаны с переработкой сельскохозяйственной продукции, производством строительных материалов, строительством, выпуском товаров народного потребления, развитием хозяйственной инфраструктуры.
Прямые и портфельные инвестиции движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями или паем доходной организации. Предпринимая прямое инвестирование, иностранный инвестор стремится взять в свои руки руководство инвестируемой организацией и рассчитывает на долгосрочное сотрудничество. При осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в инвестиционном доходе (получение высоких дивидендов по акциям и процента по облигациям предприятия), а в том, чтобы получать конъюнктурный, спекулятивный доход от курсовой разницы титулов собственности и ценных бумаг на заемное финансирование. В табл. 1 представлена текущая ситуация с соотношением прямых и портфельных инвестиций в странах СЕМАС.
Таблица 1
Прямые и портфельные инвестиции в странах CEMAC, млрд франков КФА [1]
—-——^^^ Год Инвестиции ■—— 2006 2007 2008 2009
Прямые инвестиции (чистые), 913,7 1 598,1 995,8 1963,2
в том числе: Нефтяной сектор 735,3 929,2 1 056,6 995,3
Портфельные инвестиции (чистые) -3,1 -2,4 -19,0 2,2
Другие инвестиции (чистые) -1 990,0 -1177,1 -432,4 -681,6
Если анализировать приведенные в табл. 1 данные, то можно сделать вывод о том, что в структуре инвести-
, в свою очередь, приходится на
нефтяной сектор. По остальным типам инвестиций на протяжении длительного периода времени наблюдается серьезный отток капитала.
Известно, что в странах англосаксонской модели экономики предприятия формируют капиталовложения в основном за счет эмиссии акций и размещения различных долговых обязательств в банках. В этих странах инвесторами являются преимущественно универсальные банки, которые минимизируют риски путем установления контроля над деятельностью предприятия в целом и над ходом реализации отдельных инвестиционных проектов. Данное обстоятельство приводит к тесному переплетению интересов, перекрестному владению акциями и взаимному представительству в органах управления холдингов или финансово-промышленных групп.
В процессе развития региона Центральной Африки проявляются признаки явного тяготения к формированию типа экономики, свойственного континентальной модели банковской системы, т. е. формируется система инвестирования экономической деятельности в форме банковского кредитования, характерная для стран Европы и Японии. Иностранный капитал при этом поступает, как правило, по линии кредитования через банки и международные финансовые организации. Основные формы иностранного кредитования — это прямые связанные и несвязанные кредиты, товарные займы, займы частных банков и компаний под гарантии иностранного правительства, кредиты международных организаций. Это не означает, что указанные формы наиболее эффективны и самодостаточны. Просто на фоне имеющихся альтернатив (слабого фондового рынка, отсутствия инвестиционных фондов и государственной поддержки) кредитное финансирование имеет еще долговременные и устойчивые перспективы.
На финансовом рынке Центральной Африки доминируют «короткие» деньги, а вложение средств в долгосрочные инвестиционное проекты является скорее исключением, чем правилом (см. табл. 2). Поэтому многие предприятия региона прибегают к привлечению ресурсов на международных рынках капитала путем привлечения синдицированного кредитования.
Таблица 2
Счет операций с капиталом платежного баланса стран CEMAC, в млрд франков КФА [там же]
^четоперации ------ 2006 2007 2008 2009
Счет операций с капиталом 947,6 180,1 272,6 429,8
Счет движения краткосрочного капитала 922,7 160,2 272,7 429,8
Счет движения долгосрочного капитала 24,9 19,9 -0,1 0,0
Страны, привлекающие инвесторов на внутренний рынок, испытывают эффект вытеснения, так как в них размещение иностранных филиалов приводит к прямой конкуренции с местными фирмами. В то же время для прямых иностранных инвестиций, ориентированных на экспорт, это менее характерно. Вытеснение имеет место по двум причинам: 1) когда местные фирмы исчезают в результате более высокой эффективности и лучшего качества продукции иностранных филиалов и 2) когда местные фирмы просто уничтожаются, так как иностранные филиалы имеют лучший доступ к финансовым ресурсам и/или используют антиконкурентные методы ведения бизнеса. Выводы для экономической политики в этих двух вариантах различны. В ряде исследований выявлены способы борьбы с эффектом вытеснения. В первом случае чистое первоначальное влияние на благосостояние экономики положительно, следовательно, экономическое обоснование для государственного вмешательства должно базироваться на возможном отрицательном долгосрочном влиянии денационализации промышленности на стабильность. Во втором — наносится ущерб благосостоянию экономики и государству, что требует вмешательства по разным каналам.
Защита нарождающегося предпринимательства обоснованна, только если защищенные предприятия становятся полностью конкурентоспособными в течение определенного времени. Если же этого не происходит, возникают неопределенные издержки страны, принимающей прямые иностранные инвестиции. Предприятия, которым оказывается содействие, должны также иметь возможность оставаться конкурентоспособными, овладевать технологией и организационными способностями, используемыми в начале, и не отставать от последующего развития. Известными примерами этого подхода являются Республика Корея и Тайвань, которые на ранней стадии развития жестоко ограничивали приток прямых иностранных инвестиций с целью создания внутреннего предпринимательства.
Таким образом, привлечение иностранного капитала для развития страны оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на экономику. Для того чтобы усилить положительный эффект и сделать минимальным влияние негативных тенденций, необходимо наличие инвестиционной политики, служащей инструментом решения задач экономического развития страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Commission de к CEMAC. 2010. Septembre.