Научная статья на тему 'Региональные аспекты формирования инвестиционного климата и инвестиционной политики Китая'

Региональные аспекты формирования инвестиционного климата и инвестиционной политики Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1673
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КИТАЙ / INVESTMENT / DIRECT FOREIGN INVESTMENTS / INVESTMENT CLIMATE / INVESTMENT POLITICS / CHINA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокушкина И. В.

В статье показаны особенности создания в Китае благоприятного инвестиционного климата на региональном уровне и формирования соответствующей инвестиционной политики. Подчеркнута схожесть экономических проблем, которые в 1980–2000-е пришлось решать провинциям КНР, с теми, что препятствуют привлечению ПИИ в российские регионы. Выделены этапы развития инвестиционных процессов в Китае; выявлены обстоятельства, позволяющие заимствовать опыт Китая в сфере регулирования инвестиционных процессов в условиях современной России; определены региональные особенности его инвестиционной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional aspect in the formation of investment climate and investment politics in China (Russia, St. Petersburg)

The article shows how China creates favorable investment climate on the regional level, and forms a proper investment politics related to it. The author shows similarities between the economic problems in Chinese provinces in 1980-2000s and those that preclude the attraction of direct foreign investments in the Russian regions. Particular attention is paid to the possibilities of borrowing Chinese experience in the sphere of investment regulation as well as the regional specificities of Chinese investment politics

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты формирования инвестиционного климата и инвестиционной политики Китая»

______________________________СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ

И.В. Кокушкина,

доцент кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета,

кандидат экономических наук irinakokushkina@rambler.ru

В статье показаны особенности создания в Китае благоприятного инвестиционного климата на региональном уровне и формирования соответствующей инвестиционной политики. Подчеркнута схожесть экономических проблем, которые в 1980-2000-е пришлось решать провинциям КНР, с теми, что препятствуют привлечению ПИИ в российские регионы. Выделены этапы развития инвестиционных процессов в Китае; выявлены обстоятельства, позволяющие заимствовать опыт Китая в сфере регулирования инвестиционных процессов в условиях современной России; определены региональные особенности его инвестиционной политики.

Ключевые слова: инвестиции, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), инвестиционный климат, инвестиционная политика, Китай

ББК 65.5

Во втором десятилетии XXI века, в условиях жесткой международной конкуренции, и дефицита собственных финансовых ресурсов, для подавляющего большинства стран мира актуальной задачей является привлечение и эффективное использование прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Активное стимулирование долгосрочных иностранных инвестиций в национальную экономику постоянно присутствует в перечне стратегических направлений экономической политики как индустриально развитых, так и развивающихся стран. Значительный приток зарубежных финансовых ресурсов, который способствует ускорению национального экономического роста, некоторые исследователи признают в качестве своеобразного выражения «большой внутренней силы страны» [1]. Не вызывает сомнений, что оптимальное распределение и эффективное использование ПИИ выступает одним из важнейших факторов развития. В связи с этим, проблема формирования благоприятного инвестиционного климата становится особенно актуальной.

Инвестиции играют исключительно важную роль для любой страны, но особенно велико их значение для тех, в которых формируется современный, инновационный тип экономики. Масштабы, структура и результативность использования инвестиций во многом определяют состояние, перспективы развития и конкурентоспособность отдельных отраслей и регионов национального хозяйства. Общеизвестно, что инвестиции являются одним из основных факторов роста ВВП [2]. На макроуровне они выступают основой для модернизации национальной экономики и повышения качественных характеристик общественного производства.

Российская Федерация в 2010-е годы не входит в число мировых лидеров по притоку ПИИ (18,6 млрд долл. В 2012 г.) [3] К тому же наблюдается и постоянный значительный отток капиталов (только по данным официальной статистики — 14,9 млрд долл. в 2012 г. [4]

Для России привлечение иностранных инвестиций в целях реализации программ структурной перестройки и инновации промышленности является одним из факторов преодоления технологического отставания. От активизации инвестиционной деятельности в субъектах РФ, вовлечения их в мировое движение капиталов, зависит создание современных отраслей промышленности, модернизация производственных мощностей, расширение номенклатуры продукции, организация новых современных рабочих мест и т.д.

В многочисленных научных публикациях и официальных документах, посвященных анализу и оценке современного состояния экономики России, подчеркивается необходимость привлечения больших объемов как отечественных, так и зарубежных инвестиционных ресурсов для решения текущих и долгосрочных задач развития. Но иностранные инвесторы в настоящее время предпочитают другие страны — и, в первую очередь, Китай. По прогнозу инвестиционного банка «Goldman Sachs», Китай по размерам ВВП уже в 2016 г. может превзой-

ти Японию, а в 2042 г. и США [5]. Некоторые прогнозы указывают и более ранние сроки доминирования КНР в мировой экономике — 2025 г. [6] По притоку ПИИ в 2011-2012 годах Китай занимает 2-е место в мире, при этом если учесть еще Гонконг, то уже 1-е [7]. А, как известно, именно масштабный приток и эффективное использование ПИИ явились одним из базисных условий впечатляющего развития этой страны в 1990-2000-е годы.

Опыт КНР может быть показателен для России по целому ряду причин.

Во-первых, Китай характеризуется сходными с Россией географическими особенностями (большая протяженность территории, заметные природные различия между отдельными регионами страны). Во-вторых, опыт КНР интересен еще и тем, что под видом ПИИ в страну, в том числе и через Гонконг, возвращался капитал, покинувший КНР в годы рыночных реформ. Похожая ситуация, связанная с выдвижением Кипра как одной из ведущих стран-экспортеров инвестиций в Россию, имеет место в 2000-е годы. В-третьих, для России, как государства с федеративным устройством и значительными межрегиональными экономическими различиями, интересна практика привлечения ПИИ в страны, для которых характерна относительная законодательная и административная самостоятельность региональных властей и которые смогли достичь, как Китай, определенных успехов в формировании благоприятного регионального инвестиционного климата.

Можно выделить несколько этапов привлечения ПИИ в Китай.

• 70-е годы, когда важнейшими задачами были формирование правовых основ инвестиционного климата и наращивание объемов поступающих инвестиций.

• 80-е годы характеризуются активизацией инвестиционных процессов, значительным увеличением объемов ПИИ. В этот период в официальных документах были заложены основополагающие принципы, стратегические цели и задачи инвестиционной политики КНР.

Так, на XIII Всекитайском съезде КПК в 1987 г. были поставлены долгосрочные стратегические задачи построения рыночной экономики с национальной спецификой. В числе важнейших были выделены формирование благоприятного инвестиционного климата и развитие регионов [8].

• 90-е годы: масштабный прирост привлекаемого инвестиционного капитала; переход от приоритета количественного объема к качественным показателям привлекаемых ПИИ, что позволило максимально эффективно использовать полученные ресурсы для обеспечения экономического роста.

• 2000-е годы — период, когда Китай выходит на первые позиции в мировой экономике, а во втором десятилетии XXI века становится одним из ее лидеров (по объему привлеченных ПИИ, доле в мировом экспорте и др.).

305

И1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ

ПИИ в Китае способствовали:

• ускорению интеграции национальной экономики в мировую вследствие производственной и научно-технической кооперации;

• распространению, благодаря мультипликативному эффекту, позитивных результатов, достигнутых с их помощью в производстве, на другие сектора экономики;

• активизации конкуренции и развитию среднего и малого бизнеса;

• существенному ускорению развития и модернизации отраслей и регионов;

• выравниванию социально-экономических характеристик регионов;

• получению средств государственным бюджетом, росту доходов населения, увеличению числа рабочих мест; и др. [9]

Исследование китайской модели инвестиционной политики за последние 30 лет наглядно показывает, что набор необходимых административных, правовых и экономических инструментов, направляемых на привлечение и эффективное использование инвестиций не должен быть застывшей структурой, а оперативно изменяться и дополняться в соответствии с конкретными условиями, целями и задачами определенных периодов развития стран. Особенно важно учитывать этот тезис при регулировании инвестиционных процессов и отношений на региональном уровне, что и подтверждается на примере Китая.

Учреждение специальных экономических зон (СЭЗ) явилось в 80-е годы одним из первых шагов реализации региональной инвестиционной политики Китая. Основными целями этого были создание предприятий новейших отраслей, которые стали базой развития экспортного производства, «локомотивами» экономического роста регионов и страны в целом; получение новых технологий, управленческих навыков и капитала. В 1980-1981 гг., как средство привлечения зарубежных инвесторов, в прибрежных районах Шэньжэнь, Чжухай, Шаньтоу (провинция Гуандун) и Сямэнь (провинция Фуцзянь) появились первые четыре СЭЗ. Ни в одном из них не было современной промышленности и инфраструктуры, зато все они расположены близко к районам с развитой экономикой в Восточной Азии: Макао (Аомынь), Гонконг, Сингапур, Тайвань. Хотя Гонконг (Сянган) и Макао (Аомынь) в конце 90-х годов XX в. вернулись под юрисдикцию Китая, сохранилась их таможенная автономия, и поэтому инвестиции с этих территорий на основную территорию Китая считаются инвестициями иностранного происхождения. Инвестиции из китайских диаспор (хуацяо) этих территорий в период с 1993 по 1998 гг. составляли более 60% всех привлеченных иностранных инвестиций в КНР [10].

К началу 90-х годов вектор инвестиционной политики КНР стал менять направление от территориального принципа к территориально-отраслевому. Китайские власти стали уделять большее внимание качественным характеристикам ПИИ. Были разработаны планы промышленной диверсификации и модернизации ключевых отраслей промышленности, таких, как машиностроение, производство строительных материалов, химическая и автомобильная, с последующим намерением стимулировать развитие высокотехнологичных секторов, таких как производство микросхем, персональных компьютеров, телекоммуникационного оборудования и разработка новых материалов на определенных территориях (провинциях). Именно благодаря адресной инвестиционной политике была развита большая часть обрабатывающих секторов промышленности КНР.

В 2000-е годы очень высокие темпы экономического роста и вступление в 2001 г. во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) вывели КНР на первое место по привлечению ПИИ среди развивающихся стран. В 2002 г. объем привлеченных зарубежных инвестиций уже составил 52,7 млрд долл. [11] После вступления Китая в ВТО расширилось число отраслей, открытых для вложения ПИИ (со 186 по 262) и сократилось количество секторов, запрещенных для ПИИ (со 112 до 75) [12]. С начала 2000-х годов поощряются иностранные инвестиции в

сельскохозяйственный и транспортный сектора, производство энергии и новых материалов, сектора, связанные с энергосбережением и улучшением экологии. Разрешено также создавать иностранные предприятия в отраслях, связанных с освоением природных ископаемых в центральных и западных провинциях, что сделало Китай еще более привлекательной страной для осуществления ПИИ.

Но в результате того, что экономические реформы в КНР были направлены в первую очередь на развитие восточных провинций (как территорий, где потенциальные возможности обеспечения быстрого экономического роста были наивысшими), многие другие районы оказались в худшем положении. Например, северо-западный регион, имеющий богатые природные ресурсы, благоприятное геополитическое расположение и другие привлекательные факторы, остается депрессивным, а разрыв в развитии между ним и восточными регионами сокращается очень медленно. Однако в последние годы Китай прилагает значительные усилия по развитию центральных и западных провинций. Так, инвестор, который вкладывает капитал в проекты в этих регионах, получает значительные льготы по налогу на прибыль предприятий, расположенных в приморской части страны [13]. Принимаемые меры, безусловно, позволят постепенно сократить дисбаланс в развитии различных регионов, однако этот процесс займет немало времени.

Для России, как было отмечено выше, региональная инвестиционная политика Китая представляет значительный интерес. При этом необходимо подчеркнуть, что экономические проблемы, которые в 1980-2000-е годы пришлось решать провинциям КНР, схожи с основными причинами, препятствующими привлечению иностранных инвестиций в российские регионы. Это:

• наличие значительного количества предприятий, требующих реструктуризации и модернизации;

• изношенность основных фондов;

• недостаток работников высокой квалификации;

• технологическая отсталость;

• отсутствие современной инфраструктуры;

• низкая конкурентоспособность продукции; и др.

Для ускоренного решения обозначенных проблем в Китае были разработаны и быстро реализованы на практике адресные программы развития отдельных провинций, в которых существенное место было уделено совершенствованию их инвестиционного климата. Кроме того, с 1999 г. работает Программа поддержки слаборазвитых районов Китая. В 2003 г. для развития Северо-Восточных провинций правительством страны была разработана отдельная Стратегия, которая включала в себя: реорганизацию госпредприятий; увеличение государственных инвестиций; разработку системы налоговых льгот для инвесторов; создание системы социального обеспечения; восстановление промышленных городов; открытие отделений банков; и др.

В Стратегии освоения Северо-Восточных провинций (Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян) особый акцент был сделан на необходимость расширения торговых связей с зарубежными странами и привлечение иностранного капитала. Для иностранных компаний были предусмотрены льготы при инвестировании в такие отрасли как сельское хозяйство, машиностроение, химическая промышленность и производства, связанные с современными технологиями. Особо поощрялись иностранные инвестиции в научные и исследовательские центры в городах, где природные ресурсы уже были истощены. Предприятия, работающие в таких отраслях промышленности как производство военного и сельскохозяйственного оборудования, нефтехимия, металлургия, судостроение, автомобильная промышленность, предприятия, занятые в сфере высоких технологий, были освобождены от налога на добавленную стоимость на оборудование. Льготы при исчислении налога на прибыль получили предприятия, участвующие в строительстве инфраструктуры [14]. В результате, в настоящее время, через 10 лет с начала действия Стратегии, провинция Ляонин стала важным индустриальным районом КНР, где сконцентрировано

306

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ

Л

около 60% всей промышленности Северо-Восточного региона страны (в том числе: нефтепереработка, черная металлургия, машиностроение, производство электронного и телекоммуникационного оборудования, химическая промышленность, 1/3 всего производства цемента в Китае, текстильная, пищевая; с 2008 г. — одно из первых мест по производству электроэнергии в стране; и т.д.) [15].

Весьма важное значение в развитии и реализации региональной инвестиционной политики КНР занимает приграничное межрегиональное сотрудничество. Как показывает опыт китайских провинций, приграничное положение региона потенциально является мощным фактором развития взаимовыгодного экономического и инвестиционного сотрудничества с соседними государствами. Создав благоприятные условия для привлечения инвестиций и развития приграничной торговли, и обеспечив транзитные возможности, отдельные провинции добились существенного улучшения своих экономических показателей.

Например, на границе между одной из Северо-Восточных провинций — Хэйлунцзян и российскими регионами действуют около 3-х десятков погранпереходов первой категории и несколько торговых зон. В 13 городах Хэйлунцзян уже построены более 100 предприятий, половина из которых занимается обработкой сырья, импортируемого из России, а другая половина экспортирует сельскохозяйственную продукцию в российские регионы [16]. При этом рост приграничной торговли послужил толчком к развитию туризма. Китайско-российский приграничный туризм был вписан в провинции Хэйлунцзян в десятый, одиннадцатый и двенадцатый пятилетние планы (2001-2005 гг., 2006-2010 гг.; и 2011-2015 гг.) в качестве одного из важных направлений развития экономики.

Количество российских туристов только в провинцию Хэйлунцзян в 2012 году превысило 1,5 млн чел. [17] Особое внимание здесь стали уделять и совершенствованию туристической инфраструктуры. Административный центр этой провинции — город Харбин в настоящее время является важным центром российско-китайского сотрудничества, в том числе торговли и туризма (занимает в 2012-2013 г. 11-е место среди 50 крупнейших городов — экономических и научно-технических центров Китая) [18].

Однако, следует особо подчеркнуть, что большую часть импорта в Россию составляют текстиль и продовольственные товары, а из России в Китай завозят, в основном, производственное сырье и природные ресурсы [19]. То есть, дальневосточные регионы РФ являются поставщиками базисных ресурсов, обеспечивая не только производство в Китае готовой продукции, но и рынки сбыта [20].

Развитие торговли и туризма послужило основой для развития инвестиционного сотрудничества. Китайские фирмы и государственные предприятия в настоящее время формируют долгосрочные инвестиционные стратегии, в которых российский Дальний Восток занимает одно из ведущих мест как инвестиционный объект [21]. При этом нужно отметить, что Китай намного результативнее использует в инвестиционной деятельности так называемый «эффект соседства» [22], увеличивая тем самым свои конкурентные преимущества. Вместе с тем объединение региональных потенциалов обеих стран, при соблюдении взаимных интересов и равной эффективности сотрудничества, может стать вектором развития не только России и Китая, но других соседних стран, в том числе Казахстана, Индии, Вьетнама и др. О необходимости не только развития, но и оптимизации российскокитайского экономического сотрудничества еще в начале 2000-х годов писали многие российские ученые, в том числе Н.А. Черкасов [23].

Выделим региональные особенности инвестиционного процесса в Китае.

Изучение инвестиционного климата и результатов привлечения иностранных инвестиций в КНР в 1980-2000-е годы показывает, что зарубежный капитал может способствовать эффективному развитию экономики отсталых регионов, в том числе технико-технологическому обновлению предприятий,

получению управленческого опыта, пополнению региональных и местных бюджетов, качественному обновлению и количественному росту экспорта.

Китайский опыт наглядно демонстрирует, что при создании благоприятного инвестиционного климата на региональном уровне определяющими являются такие факторы, как:

• наличие системы взаимосвязанных и подкрепленных действенным и понятным экономическим инструментарием документов — долговременных общенациональных и региональных стратегий и программ экономического развития, включающих инвестиционный блок;

• четкое выделение приоритетных для инвестирования секторов, отраслей и регионов [24];

• неотвратимая и равнозначная правовая и материальная ответственность за невыполнение поставленных задач и нарушение законодательства;

• стабильность общей социально-политической ситуации в стране;

• создание детально проработанной и прозрачной региональной нормативной среды.

КНР эффективно использует интерес зарубежных предпринимателей к конкурентным преимуществам экономики страны и направляет его в приоритетные отрасли национального хозяйства и в регионы, отстающие по темпам и качеству экономического роста.

Согласно стратегии экономического развития, установленной XVII (15-21 октября 2007 г.) и XVIII (8-15 ноября 2012 г.) съездами КПК, приоритетными направлениями для привлечения инвестиций в регионы (провинции) являются: развитие сельского хозяйства; инфраструктурных отраслей; транспорта; телекоммуникаций; туризма; оптимальное использование природных ресурсов; создание экологически чистых производств и др. [25]

Анализ основополагающих концептуальных и нормативных документов, определяющих стратегию развития КНР на 15-20 лет, показывает, что региональная инвестиционная политика КНР и в дальнейшем будет ориентирована на расширение источников накопления, увеличение поступлений ПИИ, повышение внимания к качеству инвестиционных проектов и их соответствию долгосрочным и текущим целям и задачам развития страны, освоение современных технологий, получение управленческого опыта, обеспечение новых рабочих мест, выравнивание социально-экономических характеристик регионов (провинций) [26]. Особый интерес представляет «Стратегия социально-экономического развития Китая — оценка путей модернизации» до 2050 года, где в число важнейших направлений включены инвестиционная и региональная составляющие [27].

Вышеизложенное позволяет выделить важнейшие особенности региональной инвестиционной политики Китая, в том числе:

• многоуровневый характер и взаимосвязь соответствующих документов, их временная преемственность;

• жесткий контроль за исполнением принятых решений;

• быстрая реализация на практике запланированных мероприятий;

• постоянная актуализация задач;

• наличие, как долговременных стратегических концепций, так и текущих программ;

• серьезное научное и правовое обеспечение инвестиционной сферы хозяйственной деятельности в региональном аспекте.

Подводя итог, можно сделать вывод, что при формировании региональной инвестиционной политики и инвестиционного климата того же уровня Китай использует множество правовых, административных и экономических инструментов, причем их набор, во-первых, постоянно расширяется, во-вторых, оперативно формируется в соответствии с поставленными задачами развития отдельных регионов и провинций, в-третьих, для отдельных провинций создаются новые, экспериментальные, методы регулирования (которые в случае успеха распространяются на другие регионы).

307

[/1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ______________________________________________________________

Литература

1. Европейские прямые инвестиции в России / Рук. авт. колл. Е.С. Хесин и Ю.И. Юданов, отв. ред. А.В. Кузнецов; ИМЭиМО РАН. - М., 2006. - С. 10.

2. Мэнкью Н.Г. Принципы экономики. — СПб.: Питер, 2000. — С. 336.

3. Российский статистический ежегодник. 2013. Сб. статистических материалов. Росстат. 2013-2014. — Р.23. Инвестиции. Табл. 23.19. Поступление иностранных инвестиций по типам. // www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm/R_23.doc.2014-01-20

4. Там же. Табл. 23.23. Иностранные инвестиции за рубеж по типам.

5. Москвин В.А. Стратегическая конкурентоспособность России на фоне мировой экономики // Внешнеэкономический бюллетень. — 2004. — №11. — С. 7.

6. Клинов В.Г. Мировая экономика: прогноз до 2050 г. Табл. 5 // Вопр. Экономики. — 2008. — №5. — С. 78.

7. Доклад о мировых инвестициях 2013. Глобальные производственные системы: инвестиции и торговля в интересах развития. ООН. Нью-Йорк и Женева. 2013 г. Обзор. Диаграмма 2. С. 4 // unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2013overview.ru.pdf

8. Чжао Цзыян. Вперед по пути социализма с китаййской спецификой. Отчетный доклад на XIII Всекитайском съезде КПК. 25.10.1987 г. Раздел III. О стратегии экономического развития // Коммунист. — 1988. — №1. — С. 115-116.

9. См.: Манежев С.А. Иностранный капитал в экономике КНР. М.: Наука, 1990 г.; Мозиас П.М. Иностранный капитал и развитие экономики КНР // Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Сер. 9. Востоковедение и африканистика: РЖ, 2012. №4; Сравнительный анализ общих черт и особенностей переходного периода в России, Китае и Вьетнаме. Под ред. Островского А.В. (РФ), До Тиян Шам (СРВ). ИДВ РАН. М.: Форум, 2012; Любомудров А.В. ПИИ в экономику Китая // Российский внешнеэкономический вестник. — 2010. — №2; и др.

10. Jun Du, Sourafel Girma. Finance and firm export in China // Kyklos, Vol. 60 Issue 1. P. 39.

11. World Investment Report 2003. Доклад о мировых инвестициях 2003. «Политика в области ПИИ в целях развития: национальные и международные аспекты». Обзор. Диаграммы 2 и 3. С. 5-28. // www.unctad.org/wir.

12. “Private sector Assessment in the Peopleis. Republic of China” November. 2003. ADB. Asian Development Bank. // www.adb. org/documents

13. Китай после вступления в ВТО. Под ред. Л. Дж. Брама. Пер. с кит. Н.В. Васильева. — Пекин, 2004. — С. 1-5. www.china24news. com/economics/regions/item

14. www.cciip.org.cn Официальный сайт Китайского совета по содействию международной инвестиционной деятельности. Инвестиционный климат Китая. Провинции (перевод). Дата обращения: 08.07.2013.

15. Сырямкин В.И., Янь Б., Ваганова Е.В. Опыт регионального сотрудничества с Китаем на примере взаимодействия Ассоциации сибирских и дальневосточных городов и Северо-Восточных провинций Китая // Проблемы учета и финансов. — 2011. — Вып. 3. — С. 49; Табл. 2. С. 50.

16. Boarder trade with Russia gets boost // www.china.org.cn/english/BAT/187851.htm

17. Хэйлунцзян — самая привлекательная провинция Китая для российских туристов // www.primamedia.ru/news/ asia/23/07/2013/299794/heyluntszyan

18. Экономическое развитие Харбина // www.asiadata.ru/?lang=did=3614/. Дата обращения: 28.12.2013.

19. Сырямкин В.И., Янь Б., Ваганова Е.В. Цит. соч. С. 52-57.

20. Васильева А.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности Амурской области и провинции Хэйлунцзян за 2000-2005 годы // Вестник ТГЭУ. — 2007. — №3. — С. 4-8; Карпич В.А. Роль провинций во внешнеэкономическом развитии КНР и межрегиональные связи России и Китая // Внешнеэкономический бюллетень. — 2005. — №5. — С. 31-37; и др.

21. Чуньюе Л. Инвестиционная стратегия провинции Хэйлунцзян по отношению к российскому Дальнему Востоку // Экономика и предпринимательство. — 2012. — №3. — С. 44-46.

22. Кузнецов А.В. Прямые иностранные инвестиции: «эффект соседства» //МЭ и МО. — 2008. — №9. — С. 45-46.

23. Черкасов Н.А. Евразийская интеграция: проблемы и перспективы. — СПб., 2000. — Гл. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. См. «Перечень отраслей как руководство для иностранного инвестора» и «Перечень приоритетных проектов привлечения зарубежных капиталовложений в центральные и западные районы» // Китай после вступления в ВТО /Под ред. Л.Дж.Брама. Пер. с кит. Н.В. Васильева. — Пекин, 2004. — С.362.

25. Доклад Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК; Документы XVIII Всекитайского съезда КПК // www.russian.news.cn/docs.htm

26. См.: Энциклопедия Китая. URL: http://www.abirus.ru/content/564/623/html; Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая. — М., 2009; РИА Новости. Статья «Китайские депутаты определят перспективы развития страны до 2015 года. — URL: http;//ria/ru/ world/20110305; и др.

27. Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай-Россия 2050: стратегия соразвития. — М.: ИДВ РАН, 2006. — Гл. 5 и 7. П. 7.6.

308

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.