Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ'

МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Утрендеева Х.Н., Пошиваилова А.В.

В статье предложены варианты по оптимизации деятельности некоммерческих организаций в России. Произведен анализ взглядов на реформу социальной сферы. Проработан механизм социального взаимодействия государственных структур с некоммерческими организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Утрендеева Х.Н., Пошиваилова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR OPTIMIZING THE ACTIVITIES OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE REGIONS OF RUSSIA

The article offers options for optimizing the activities of non-profit organizations in Russia. The analysis of views on the reform of the social sphere is made. The mechanism of social interaction of state structures with non-profit organizations has been worked out.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_262

МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ

MECHANISMS FOR OPTIMIZING ACTIVITIES NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE REGIONS OF RUSSIA

УТРЕНДЕЕВА Халида Низамиевна,

доцент кафедры «Гражданского права и процесса»

Юридического института Севастопольского государственного университета,

доцент кафедры «Правоведения» Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», кандидат юридических наук. Россия, г. Симферополь, проспект Вернадского, 4. E-mail: halidal@list.ru;

ПОШИВАИЛОВА Анна Викторовна,

заведующий кафедрой «Трудовое право» Юридического института

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», кандидат юридических наук, доцент. Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33. E-mail: poshivaylovaav@mail.ru;

UTRENDEEVA Khalida Nizamievna,

Associate Professor of the Department of "Civil Law and Process" of the Law Institute of Sevastopol State University,

Associate Professor of the Department of "Jurisprudence" of the Sevastopol Economic and Humanitarian Institute (branch) V.I. Vernadsky Crimean Federal University, PhD in Law. Russia, Simferopol, Vernadsky Avenue, 4. E-mail: halidal@list.ru;

POSHIVAILOVA Anna Viktorovna,

Head of the Department of "Labor Law" of the Law Institute Sevastopol State University, PhD in Law, Associate Professor. 33 Universitetskaya str., Sevastopol, Russia. E-mail: poshivaylovaav@mail.ru

Краткая аннотация. В статье предложены варианты по оптимизации деятельности некоммерческих организаций в России. Произведен анализ взглядов на реформу социальной сферы. Проработан механизм социального взаимодействия государственных структур с некоммерческими организациями.

Abstract. The article offers options for optimizing the activities of non-profit organizations in Russia. The analysis of views on the reform of the social sphere is made. The mechanism of social interaction of state structures with non-profit organizations has been worked out.

Ключевые слова: некоммерческие организации, социально-ориентированные некоммерческие организации, социально-экономические реформы, социальная сфера, социальное региональное обслуживание, субъект хозяйствования.

Keywords: non-profit organizations, socially oriented non-profit organizations, socio-economic reforms, social sphere, social regional services, business

entity.

Для цитирования: Утрендеева Х.Н., Пошивайлова А.В. Механизмы оптимизации деятельности некоммерческих организаций в регионах России //Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 262-263. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_262.

For citation: Utrendeeva Kh.N., Poshivailova A. V. Mechanisms for optimizing activities non-profit organizations in the regions of Russia //Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 262-263. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_262.

Статья поступила в редакцию: 05.04.2023

Механизмы оптимизации деятельности некоммерческих организаций в России, прежде всего, зависят от взаимодействия трех «китов» в государстве, это: государственные структуры, бизнес и некоммерческие предприятия (организации). Показательными критериями их взаимосвязи являются конструктивная регламентация отношений в законодательстве и построение действенных процедур соответствующих партнерских отношений. К сожалению, состоянием на сегодня, можно говорить лишь о некоторых российских НКО, которые заняли поистине лидерские позиции в некоммерческом секторе хозяйствования страны. Исследовательские оценки степени организационного функционирования НКО в Южном регионе России, например, позволяют сделать прогноз, что в ближайшие годы подавляющее большинство СО НКО выйдет из нынешнего состояния становления и войдет в новую фазу своего развития (предположительно 3-5 лет).

Правительством РФ в течение последних пяти лет активно проводятся масштабные социально-экономические реформы (пенсионная, жилищно-коммунальная, образовательная, здравоохранительная). Конечно же, само содержание социального наполнения тех или иных изменений в обществе, автоматически формируют целый ряд специальных и жизненно важных для населения вопросов, а значит - обеспечивают целевую аудиторию для некоммерческих организаций (беженцы и вынужденные переселенцы, бездомные, инвалиды, многодетные семьи, граждане, достигшие пенсионного возраста и т.д.).

В этой связи, нельзя не согласиться с мнением В. Н. Якимец о том, что в России противоборствуют три взгляда на реформу социальной сферы,

а именно:

1. Одни отстаивают резкое ограничение роли государства без развития некоммерческого сектора социальных услуг, ставя акцент на: личную ответственность за благосостояние граждан, восстановление роли семьи как основы социальной поддержки; переход к адресной помощи отдельным категориям граждан; ускорение приватизации культурных и образовательных учреждений; постепенный отказ от федеральных социальных стандартов, с последующим возложением ответственности за социальную сферу на региональный уровень.

2. Вторые видят смысл в возврате патернализма страны в социальной сфере до критериев, применяемых в советский период. В основном подобные мнения высказывают сторонники оппозиции, утопичность этого курса усматривается в обязательной национализации частной собственности и восстановлении социальной инфраструктуры предприятий.

3. Третьи верят в силу перераспределения социальной ответственности между государством, бизнесом и некоммерческим сектором по вопросам:

Частно-правовые (цивилистические) науки

- систем социального обеспечения и социального страхования, политики роста доходов населения;

- адресной помощи в индивидуальных трудных жизненных ситуациях;

- сбалансирование «социальной экономики» за счет разгосударствления социального обслуживания, развития малого бизнеса и благотворительных организаций;

- выработке механизма социального заказа и перехода к социальному инвестированию с широким привлечением негосударственных ресурсов и

прочее1.

Из представленных взглядов, гражданское общество больше всего поддерживает, конечно же, третий социально-экономический курс. Он является достаточно жизнеспособным в условиях современной реальности. А если его рассматривать через призму механизмов социального взаимодействия государственных структур с некоммерческими организациями, то в основу их отношений следует положить: согласованность и однозначность системы правовых норм; открытость процедур и вовлечение граждан в процесс разработки социальных программ; расширение форм и вариантов финансирования некоммерческой деятельности на базе открытых конкурсов; фиксированные и единые правила осуществления и контроля по их отчетности и т.д.

Кроме того, достаточно перспективными направлениями укрепления механизмов по решению социально-значимых задач, с участием НКО, усматриваются их выражение в форме:

1) государственного социального заказа (введение контрактной основы заказов на социальные программы предприятиями независимо от форм собственности через конкурсный механизм);

2) социального регионального обслуживания (предоставить возможность местным СО НКО, наряду с профильными организациями, предоставлять услуги в «разрешительных» сферах деятельности, например, медицина или образование);

3) социального государственного «спонсирования» (ввести государственные гарантии и льготы некоммерческим благотворительным организациям - например, полное их освобождение от платы за пользование муниципальным имуществом или же отмена налогообложения грантов зарубежных организаций и безвозмездных целевых пожертвований);

4) лоббирования (легализация лоббистской деятельности НКО по содействию реализации конституционных прав граждан на участие в государственном управлении по региональным вопросам); и др.

Усовершенствовать ныне существующие механизмы социального взаимодействия НКО с другими субъектами хозяйствования можно и с применением: истинно активной социальной политики гражданских инициатив; равноправного социального партнерство между государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями (добиться этого де-факто); открытого социального заказа для реализации приоритетных целевых задач в регионах России; комплексного социального инвестирования; соразмерного соотношения ответственности за произведенные социальные реформы и «адресную» помощь нуждающимся.

Кроме выше указанных механизмов, не стоит сбрасывать со счетов стремления теоретиков2 произвести классификацию некоммерческих организаций по трем базовым типам:

а) занимающихся сугубо некоммерческой деятельностью;

б) деятельность которых, в подавляющем большинстве, направлена на получение прибыли, но в рамках корпоративной формы некоммерческой организации;

в) сочетающие в примерно равной степени некоммерческую (благотворительную) деятельность с предпринимательской.

Необходимо так же составить проект специального российского стандарта по учетным операциям некоммерческих организаций, в котором разработать соответствующие процедуры учета целевых средств и имущества НКО, предложить единую отчетную форму об их использовании, проработать вопросы участия в некоммерческой деятельности организаций иной образовательной формы и как эти факты отражать в их учете.

Кроме того, шагом вперед усматривается переведение всех учреждений социальной сферы в автономную форму. Бесспорно, это обеспечит им дополнительные возможности, например, хотя бы самостоятельно распоряжаться всеми поступившими в их распоряжение законными средствами. Тем более, что автономные учреждения продолжают пользоваться кредитными возможностями (при нужде) без уменьшения бюджетной поддержки со стороны государства.

Библиогра фия:

1. Попова Ю. С., Пряхин Г. Н. Современная классификация некоммерческих организаций // Вестник ЧелГУ. 2014. №21 (350). С. 145-152.

2. Якимец В. Н. Некоммерческие организации России [Электронный ресурс] // ЭБС «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ (дата обращения:

04.09.2022).

References:

1. Popova Yu. S., Pryakhin G. N. Modern classification of non-profit organizations // Bulletin of ChelSU. 2014. No.21 (350). pp. 145-152.

2. Yakimets V. N. Non-profit organizations of Russia [Electronic resource] // EBS "Civil Society". URL: http://www.civisbook.ru / (accessed: 04.09.2022).

1 Якимец В. Н. Некоммерческие организации России [Электронный ресурс] // ЭБС «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.nj/ (дата обращения: 04.09.2022).

2 Напр.: Попова Ю. С., Пряхин Г. Н. Современная классификация некоммерческих организаций // Вестник ЧелГУ. 2014. №21 (350). С. 145-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.