Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пошивайлова Анна Викторовна, Утрендеева Халида Низамиевна

В статье исследованы направления развития социальной и земельной политики Российской Федерации как социальном государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND LAND POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the directions of development of the social and land policy of the Russian Federation as a social state.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

DOI 10.47643/1815-1337_2021_11_209 УДК 342.7+349.41

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОШИВАЙЛОВА Анна Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Трудовое право» Юридического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», доцент кафедры «Гражданское право и процесс»

Юридического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». г. Севастополь, ул. Университетская, 33. E-mail: poshivaylovaav@mail.ru;

УТРЕНДЕЕВА Халида Низамиевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры правоведения

Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», доцент кафедры «Гражданское право и процесс»

Юридического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». г. Севастополь, ул. Университетская, 33. E-mail: halidal@list.ru;

POSHIVAILOVA Anna Viktorovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Labor Law Sevastopol State University Law Institute, Associate Professor of the Department of Civil Law and Process the Law Institute of the Sevastopol State University. Sevastopol, Universitetskaya str., 33. E-mail: poshivaylovaav@mail.ru;

UTRENDEEVA Khalida Nizamievna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Jurisprudence Sevastopol Economic and Humanitarian Institute (branch) of the Federal State Educational Institution of Higher Education "V.I. Vernadsky KFU",

Associate Professor of the Department of "Civil Law and Process" Law Institute of the Sevastopol State University. Sevastopol, Universitetskaya str., 33. E-mail: halidal@list.ru

Краткая аннотация: В статье исследованы направления развития социальной и земельной политики Российской Федерации как социальном государстве.

Abstract: The article examines the directions of development of the social and land policy of the Russian Federation as a social state.

Ключевые слова: государство, социальное государство, земельные правовые отношения, земельная политика, земельный участок, социальная политика, конституция, права человека.

Keywords: state, social state, land legal relations, land policy, social policy, constitution, human rights.

Дата направления статьи в редакцию: 01.10.2021

Дата публикации: 30.11.2021

Несомненно, от выбора стратегии развития социальной политики в стране, зависит уровень качества жизни её граждан.

Прежде всего, социальная направленность России предопределяется её Конституцией.

В соответствии со статьей 84 Конституции Российской Федерации, у Президента Российской Федерации (далее - Президент) возникает обязанность обращаться к Федеральному Собранию Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание) с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней политики государства. В свою очередь, пункт 2 статьи 5 федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации обязывал Президента в ежегодном обращении к Федеральному Собранию содержать специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития России на перспективу. А пункт статьи 4 этого же федерального закона указывал одним из пунктов социально-экономической программы социальную политику государства. Президент в последующих ежегодных обращениях к Федеральному Собранию должен был оценивать итоги социально экономического развития, в частности социальной политики, за предыдущий период [14]. В настоящее время упоминаемый федеральный закон утратил силу, его сменил федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [5]. Согласно этому закону ежегодное послание Президента Российской федерации относится к документам стратегического планирования, в части содержания раздела о социальной политике нормы не поменялись.

Именно, таким образом законодательство Российской Федерации обязывает Президента формировать социальную политику в стране.

Так, 10 мая 2006 г. В.В. Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию заявил: «...государство... обязано поддержать женщину, принявшую решение родить второго ребенка... (оно - государство, Пошивайлова А. В., Утрендеева Х. Н.) должно предоставить в ее распоряжение... базовый, «материнский капитал»...» [15], а уже с 1 января 2007 г. вступил в силу соответствующий федеральный закон № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [12]. При чём, заявленные в послании способы распоряжения «материнским капиталом» и его размер были с предельным соответствием отражены в данном законе. И если в 2007 году единовременное посо-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 11(203)

бие составляло 250 тысяч руб., то к 2019 году, как было отмечено выше, размер увеличился до 453 тысячи 26 руб. В 2021 году сумма еще увеличилась и составляет 483,8 тысяч руб.

Как уже было отмечено ранее, законодатель, в ст. 7 Конституции Российской Федерации, определяя понятие «социальное государство» через цели, одной из таких - указывает обеспечение достойного уровня жизни. При этом, не указаны критерии, точные границы, в соответствии с которым государство фактически может считаться социальным, а уровень жизни - достойный. Однако, уверенно можно предположить, что в случае с Россией, государство фактически может считаться социальным, при соблюдении всех прав и свобод, гарантированных Конституцией, принципа равенства, общественной стабильности и, соответственно, обеспечении достойного уровня жизни.

В таком случае, следует проанализировать формулировку «достойный уровень жизни», реализация которой, безусловно, существенно приближает становление государства к фактическому воплощению статуса «социальное». Как было отмечено ранее, данная формулировка не имеет точного определения. И, по-видимому, может включать в себя не только финансовую составляющую. Однако, с акцентировав внимание только на финансовой части, так как она, бесспорно, заложена в данное понятие, можно утверждать, что законодатель в этом смысле отождествляет понятие «достойный уровень жизни» с величиной прожиточного минимума (далее - ВПМ), так как анализ законодательной базы показывает, что во многих законах о различных социальных пособиях, целью прямо или косвенно указывается - обеспечение достойного уровня жизни. В то же время, законодатель делает акцент на том, что размер различных социальных выплат осуществляется с учётом ВМП, определение которого, в соответствии с федеральным законом «О прожиточном минимуме Российской Федерации» [12], разъяснено выше, однако всё же стоит повторить, что ВПМ - есть стоимостная оценка потребительской корзины (далее - ПК), обязательных платежей и сборов.

То есть, в соответствии с логикой законодателя, в случае попадания человека в затруднительную жизненную ситуацию, различные социальные выплаты, соответствующие ВПМ, способны удовлетворить его базовые потребности в течении одного месяца, тем самым, обеспечив ему достойный уровень жизни в части финансового обеспечения.

Не смотря на то, что ВПМ определяется в каждом регионе отдельно, существует общий показатель. Так, согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруда), ВПМ в целом по России за IV квартал 2018 года на душу населения составляет 10 тысяч 213 руб. [4]; в 2020 году - 11329 руб. [1].

В свою очередь, ПК, определяемая федеральным законом, постановлением Правительства и приказом Минтруда состоит из минимально необходимого для сохранения здоровья и жизнедеятельности человека продуктов питания, и непродовольственных товаров и услуг [9;10;11]. И здесь стоит уточнить, что в списке ПК не учтены, например, стоимость проезда на транспорте, так же не смотря на то, что официально медицина и образование - бесплатны, на сегодняшний день данные позиции, часто предполагают трату денежных средств.

Заявления о несоответствии ПК действительности часто обсуждаются различными соответствующими органами власти. Так, депутат законодательного собрания Магаданской области, Сергей Иванецкий раскритиковал установленную по региону на 2019 г. ПК, заявив «...что все товары, продукты и услуги дорожают, увеличивается НДС, акцизы на топливо, цены на бензин, а с ним и перевозки, и все это сказывается на стоимости продуктов и товаров. А мы удерживаем минимум на прежнем уровне, да еще пытаемся его снизить» [16]. Подобные заявления подтверждаются также, М.А. Топилиным на тот момент министром труда и социальной защиты заявившем, что «. сейчас в ряде регионов... прожиточный минимум... искусственно занижен» [17]. В свою очередь, включённые в понятие ВПМ платежи и сборы определяются исключительно из расчёта стоимости потребляемых товаров в соответствии с ПК. И при условии, что реальные платежи и сборы растут, а ВПН искусственно занижается - вероятность отражения реального положения снижается.

К тому же, по данным федеральной службы государственной статистики, численность населения с денежными доходами ниже ВПН на 2018 г. составила 18,9 млн. человек [18].

Следует также упомянуть и послание Президента Федеральному Собранию от 2019 г., где В.В. Путин отметил «... за её чертой бедности... сейчас - около 19 миллионов, но и это слишком много... причём серьёзные материальные проблемы испытывают ещё больше людей на самом деле, чем те, которые официально находятся за этой чертой. Они вынуждены экономить на самом необходимом - одежде, лекарствах, даже на еде».

Однако, при этом, серьёзная законодательная основа в сфере социальной защиты и данные федеральной службы государственной статистики, согласно которым, с 1992 г. по 2018 г. численность населения денежными доходами ниже ВПН снизилась с 49,3 млн. до 18,9 млн. [18], демонстрируют значительные позитивные изменения, приближающие Россию к становлению социальным фактически.

Кроме того, социальную направленность приобретает реализуемая в Российской Федерации земельная политика. Так, одно из важнейших нововведений 2019 года - это возможность для россиян регистрировать излишки земли. Установлена сама процедура «прирезки», упрощены кадастровые работы. Для сособственников земельных участков это очень долгожданное изменение. Граждане будут обладать земельными участками не только фактически, но и юридически.

В 2021 году были отменены декларации по земельному налогу, стало меньше формальностей [3]. Статья 398 Налогового кодекса утратила силу с 1 января 2021 года.

Очень долгожданным является так называемый закон о гаражной амнистии [2]. Этим нормативном правовым актом установлен облегченный порядок оформления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены гаражи, возведённые до 30 декабря 2004 года (до принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, представляется необходимым сделать вывод о том, что реализуемая в Российской Федерации земельная

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

политика выступает не только как инструмент решения экономических, но и социальных задач по развитию государства.

Библиогра фия:

1. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2020 года : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 марта 2021 г. № 124н // Официальный интернет-портал правовой информации. - Москва, 06.04.2021.- URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.09.2021).

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 79-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - Москва, 05.04.2021.- URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.09.2021).

3. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» : федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - Москва, 15.04.2019. - URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.09.2021).

4. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2018 года : приказ Минтруда России от 12.11.2018 № 695н // Официальный интернет-портал правовой информации. - Москва, 30.11.2018. - URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.09.2021).

5. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - Москва, 30.06.2014. - URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.09.2021).

9. Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации : постановление Правительства Российской федерации от 29 января 2013 № 56 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2013. - № 5. - Ст. 397.

10. Об утверждении перечня продуктов питания - представителей для определения уровня потребительских цен на продукты питания при исчислении величины прожиточного минимума : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики от 11 марта 2013 г. № 93н/91 (утратил силу) // Российская газета. - 2013. - 5 июня. - № 119.

11. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации : федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 227 (настоящий документ утратил силу с 1 января 2021 г. в связи с истечением срока действия) // Российская газета. - 2012. - 7 декабря. - № 283.

12. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей : федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1. - Ст. 19.

13. О прожиточном минимуме Российской Федерации от 24 октября 1997 № 134-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 43. -

Ст. 4904.

14. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации : федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 30. - Ст. 2871.

15.URL : http://kremlin.ru/events/president/transcripts/23577-30.07.2019 (дата обращения: 30.09.2019.

16. URL : http://www.kolyma.ru/index.php?newsid=7744717 (дата обращения: 25.09.2019).

17. URL : https://tass.ru/ekonomika/6327321 (дата обращения: 25.09.2019).

18. URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/# (дата обращения: 30.09.2019).

References (transliterated):

1. Ob ustanovlenii velichiny prozhitochnogo minimuma na dushu naseleniya i po osnovnym social'no-demograficheskim gruppam naseleniya v celom po Rossijskoj Federacii za IV kvartal 2020 goda : prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 16 marta 2021 g. № 124n // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Moskva, 06.04.2021.- URL: http://publication.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 25.09.2021).

2. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 5 aprelya 2021 g. № 79-FZ // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Moskva, 05.04.2021.- URL: http://publication.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 25.09.2021).

3. O vnesenii izmenenij v chast' vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i stat'yu 9 Federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii o nalogah i sborah» : federal'nyj zakon ot 15 aprelya 2019 g. № 63-FZ // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Moskva, 15.04.2019. - URL: http://publication.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 25.09.2021).

4. Ob ustanovlenii velichiny prozhitochnogo minimuma na dushu naseleniya i po osnovnym social'no-demograficheskim gruppam naseleniya v celom po Rossijskoj Federacii za III kvartal 2018 goda : prikaz Mintruda Rossii ot 12.11.2018 № 695n // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Moskva, 30.11.2018. - URL: http://publication.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 25.09.2021).

5. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii : federal'nyj zakon ot 28 iyunya 2014 g. № 172-FZ // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Moskva, 30.06.2014. - URL: http://publication.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 25.09.2021).

9. Ob utverzhdenii Pravil ischisleniya velichiny prozhitochnogo minimuma na dushu naseleniya i po osnovnym social'no-demograficheskim gruppam naseleniya v celom po Rossijskoj Federacii : postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj federacii ot 29 yanvarya 2013 № 56 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. -2013. - № 5. - St. 397.

10. Ob utverzhdenii perechnya produktov pitaniya - predstavitelej dlya opredeleniya urovnya potrebitel'skih cen na produkty pitaniya pri ischislenii velichiny prozhitochnogo minimuma : prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii i Federal'noj sluzhby gosudar stvennoj statistiki ot 11 marta 2013 g. № 93n/91 (utratil silu) // Rossijskaya gazeta. - 2013. - 5 iyunya. - № 119.

11. O potrebitel'skoj korzine v celom po Rossijskoj Federacii : federal'nyj zakon ot 3 dekabrya 2012 g. № 227 (nastoyashchij dokument utratil silu s 1 yanvarya 2021 g. v svyazi s istecheniem sroka dejstviya) // Rossijskaya gazeta. - 2012. - 7 dekabrya. - № 283.

12. O dopolnitel'nyh merah gosudarstvennoj podderzhki semej, imeyushchih detej : federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2006 g. № 256-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2007. - № 1. - St. 19.

13. O prozhitochnom minimume Rossijskoj Federacii ot 24 oktyabrya 1997 № 134-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 1998. - № 43. - St. 4904.

14. O gosudarstvennom prognozirovanii i programmah social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii : federal'nyj zakon ot 20 iyulya 1995 g. № 115-FZ (utratil silu) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 1995. - № 30. - St. 2871.

15.URL : http://kremlin.ru/events/president/transcripts/23577-30.07.2019 (data obrashcheniya: 30.09.2019.

16. URL : http://www.kolyma.ru/index.php?newsid=7744717 (data obrashcheniya: 25.09.2019).

17. URL : https://tass.ru/ekonomika/6327321 (data obrashcheniya: 25.09.2019).

18. URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/# (data obrashcheniya: 30.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.