Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ОТМЕНЫ НАЛОГА НА ДОХОД ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ДЛЯ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН'

ПЕРСПЕКТИВЫ ОТМЕНЫ НАЛОГА НА ДОХОД ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ДЛЯ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОХОД ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / МАЛОИМУЩИЙ ГРАЖДАНИН / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГА / PERSONAL INCOME TAX / TAXPAYER / LOW-INCOME CITIZEN / TAX EXEMPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акопова Рузанна Мнацакановна, Иваненко Игорь Николаевич, Ачмиз Асиет Юсуфовна

В статье рассматриваются перспективы возможной отмены налога на доход физических лиц для такой категории российских налогоплательщиков, как малоимущие граждане. Такое изменение позволит освободить лиц, которые находятся в трудной жизненной ситуации, ввиду отсутствия материального обеспечения финансовыми средствами, от уплаты одного из федеральных налогов, установленных действующим законодательством. Это позволит улучшить также и социальную сторону общественных отношений. В статье проведен анализ возможных перспектив отмены указанного налога, а также предложены возможные варианты правового закрепления норм, касающихся ключевых вопросов освобождения от соответствующей обязанности по уплате налога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR ABOLISHING THE PERSONAL INCOME TAX FOR LOW-INCOME CITIZENS

In the article considers the prospects for the possible abolition of the personal income tax for such a category of Russian taxpayers as low-income citizens. This change will make it possible to exempt persons who are in a difficult life situation due to the lack of financial support from paying one of the Federal taxes established by current legislation. This will also improve the social aspect of public relations. In the article analyzes the possible prospects for the abolition of this tax, as well as offers possible options for legal consolidation of the rules relating to the key issues of exemption from the corresponding obligation to pay tax.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ОТМЕНЫ НАЛОГА НА ДОХОД ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ДЛЯ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН»

2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2004. С.84.

3. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010. С.147-150.

4. Радько Т.Н. Методологические вопросы правоведения. Саратов: «Наука», 1998. С.284.

5. Функции права. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. С. 158.

6. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2001. С. 586.

7. Пьянов Н.А. О понятии и классификации функций права // Сибирский юридический вестник. 2000. № 4. С. 37.

8. Теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.Н. Корнева. М.: РАП, 2014. С. 211; Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: монография / М.М. Аносова, А.А. Аюрова, Ю.Н. Беляева и др.; отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М. 2015. С. 272.

9. Головистикова, А. Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / А. Н. Головистикова, А. С. Пиголкин, Ю. А. Дмитриев ; отв. ред. А.С. Пиголкин, Ю.А. Дмитриев. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 761 с.

10. Гасанова А.Н. Принципы права: современные подходы // Правовое регулирование в современной России Вестник ПАГС.

2014. С. 41-45.

11. Ершов В.В. Правовая природа, функции и классификация принципов национального и международного права // Российское правосудие. 2016. № 3.

12. Гаджиев Г.А. Принципы права и право из принципов // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 2. С. 22-5.

13. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // СЗ РФ. 28.07.2014. № 30 (Часть I). ст. 4213.

14. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 18.10.1999. № 42. ст. 5005.

15. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» [Электронный ресурс] // URL: http://budget.gov.ru (дата обращения 01.03.2020 г.)

16. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л.Л. Арзуманова, Н.М. Артемов, Е.М. Ашмарина и др.; под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Проспект. 2009. С. 576.

References and Sources

1. Selyukov A.D. Princip sistemnosti v byudzhetnom prave // Finansovoe pravo. 2012. №6. S.19-23.

2. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik. M.: YUrist", 2004. S.84.

3. Morozova L.A. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Rossijskoe yuridicheskoe obrazovanie, 2010. S.147-150.

4. Rad'ko T.N. Metodologicheskie voprosy pravovedeniya. Saratov: «Nauka», 1998. S.284.

5. Funkcii prava. Teoriya gosudarstva i prava: Kurs lekcij / Pod red. N.I. Matuzova i A.V. Mal'ko. 2-e izd., pererab. i dop. M.: YUrist", 2001. S. 158.

6. Marchenko M.N. Problemy teorii gosudarstva i prava: Uchebnik. M.: Prospekt, 2001. S. 586.

7. P'yanov N.A. O ponyatii i klassifikacii funkcij prava // Sibirskij yuridicheskij vestnik. 2000. № 4. S. 37.

8. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik / Pod redakciej V.N. Korneva. M.: RAP, 2014. S. 211; Pravo i social'noe razvitie: novaya gumanisticheskaya ierarhiya cennostej: monografiya / M.M. Anosova, A.A. Ayurova, YU.N. Belyaeva i dr.; otv. red. A.V. Gabov, N.V. Putilo. M.: IZiSP, INFRA-M.

2015. S. 272.

9. Golovistikova, A. N. Teoriya gosudarstva i prava : uchebnik dlya bakalavrov / A. N. Golovistikova, A. S. Pigolkin, YU. A. Dmitriev ; otv. red. A.S. Pigolkin, YU.A. Dmitriev. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2015. 761 s.

10. Gasanova A.N. Principy prava: sovremennye podhody // Pravovoe regulirovanie v sovremennoj Rossii Vestnik PAGS. 2014. S. 41-45.

11. Ershov V.V. Pravovaya priroda, funkcii i klassifikaciya principov nacional'nogo i mezhdunarodnogo prava // Rossijskoe pravosudie. 2016. № 3.

12. Gadzhiev G.A. Principy prava i pravo iz principov // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. 2008. № 2. S. 22-5.

13. Federal'nyj zakon ot 21.07.2014 № 212-FZ (red. ot 29.12.2017) «Ob osnovah obshchestvennogo kontrolya v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 28.07.2014. № 30 (CHast' I). st. 4213.

14. Federal'nyj zakon ot 06.10.1999 N 184-FZ (red. ot 04.06.2018) «Ob obshchih principah organizacii zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) i ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 18.10.1999. № 42. st. 5005.

15. Edinyj portal byudzhetnoj sistemy Rossijskoj Federacii «Elektronnyj byudzhet» [Elektronnyj resurs] // URL: http://budget.gov.ru (data obrashcheniya 01.03.2020 g.)

16. Kommentarij k Byudzhetnomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj) / L.L. Arzumanova, N.M. Artemov, E.M. Ashmarina i dr.; pod red. E.YU. Grachevoj. M.: Prospekt. 2009. S. 576.

БОЧКАРЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Краснодар) (fmansyst@mail.ru).

КОЖУШКО СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА - преподаватель кафедры административного и финансового права СевероКавказского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Краснодар) (yp-sv@mail.ru). BOCHKAREVA, CATHERINE A. - Doctor of Law, Associate Professor, Department of Administrative and Financial Law, North Caucasian branch Russian State University of justice (Krasnodar) (finansyst@mail.ru).

KOZHUSHKO, SVETLANA V. - Lecturer, Department of Administrative and Financial Law, North Caucasian branch Russian State University of justice (Krasnodar) (yp-sv@mail.ru).

УДК 336.272

акопова р.м., иваненко и.н., ачмиз а.ю. перспективы отмены налога на доход физических лиц для

малоимущих граждан

Ключевые слова: налог на доход физических лиц; налогоплательщик; малоимущий гражданин; освобождение от уплаты налога.

В статье рассматриваются перспективы возможной отмены налога на доход физических лиц для такой категории российских налогоплательщиков, как малоимущие граждане. Такое изменение позволит освободить лиц, которые находятся в трудной

143

жизненной ситуации, ввиду отсутствия материального обеспечения финансовыми средствами, от уплаты одного из федеральных налогов, установленных действующим законодательством. Это позволит улучшить также и социальную сторону общественных отношений. В статье проведен анализ возможных перспектив отмены указанного налога, а также предложены возможные варианты правового закрепления норм, касающихся ключевых вопросов освобождения от соответствующей обязанности по уплате налога.

AKOPOVA, R.M., IVANENKO, I.N., ACHMIZ, A.U.

PROSPECTS FOR ABOLISHING THE PERSONAL INCOME TAX FOR LOW-INCOME CITIZENS

Keywords: personal income tax; taxpayer; low-income citizen; tax exemption.

In the article considers the prospects for the possible abolition of the personal income tax for such a category of Russian taxpayers as low-income citizens. This change will make it possible to exempt persons who are in a difficult life situation due to the lack of financial support from paying one of the Federal taxes established by current legislation. This will also improve the social aspect of public relations. In the article analyzes the possible prospects for the abolition of this tax, as well as offers possible options for legal consolidation of the rules relating to the key issues of exemption from the corresponding obligation to pay tax.

Российская правовая система содержит в себе огромное количество нормативных правовых актов, направленных на регулирование абсолютно всех сфер жизни общества и государства. Социальная сфера является одной из наиболее важных, так как уровень ее развитости влияет на благополучие граждан. Нормативная база социальной сферы включает в себя не только законы о социальном обеспечении, но и нормативные акты, регулирующие семейные, гражданские, земельные, налоговые и иные правоотношения. Все они в совокупности оказывают косвенное влияние на указанную область жизнедеятельности, но отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживает налоговое законодательство. В Российской Федерации (далее - РФ) оно регулирует большое количество конкретных общественных отношений, возникающих в данной сфере: определение прав и обязанностей налогоплательщиков, установление налоговой базы, закрепление налоговых льгот для различных категорий граждан, осуществление налогового вычета и т.д. Среди всех возможных способов регулирования налоговых правоотношений, на наш взгляд, самым важным является установление обязанности лиц уплачивать налоги, установленные соответствующим законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) [1], налог - это платеж, который взимается с физических, юридических лиц в форме денежных средств в пользу государства, причем неотъемлемыми признаками такого платежа являются обязательность, индивидуальность, безвозмездность. Лица, уплачивающие налоги, именуются налогоплательщиками (ст. 19 НК РФ).

Согласно нормам налогового законодательства, в нашем государстве существует немалое количество видов налогов, которые разделены на федеральные, региональные и местные. В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 указанной статьи. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены указанным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Каждый из таких обязательных платежей имеет свои налоговую ставку, налоговую базу, период (налоговый и отчетный) и т.д. На граждан и организации налоги оказывают различное влияние. Так, для материально обеспеченных лиц, имеющих высокий уровень доходов, стабильный заработок, налоги, как правило, не являются причиной для ухудшения уровня их благосостояния, так как суммы таких платежей вполне приемлемы для такого образа жизни. Но при обратной ситуации, в случае отсутствия у лиц даже среднего уровня доходов, тяжелого материального положения налоговое бремя может приобрести угнетающий характер, что не является приемлемым для социального государства, коим является Россия. В связи с этим представляются актуальными различные решения по снижению налоговых ставок, либо отмене налогов для граждан, либо организаций, которые в этом нуждаются.

Налог на доходы физических лиц в Российской Федерации является прямым налогом и имеет широкую систему ставок, как для доходов налогоплательщиков, так и для самих налогоплательщиков.

В частности, нам бы хотелось рассмотреть возможные перспективы отмены налога на доход физических лиц (далее - НДФЛ) в отношении малоимущих граждан. Но прежде, чем анализировать указанный вопрос, стоит разобраться с понятием «малоимущий гражданин». Конкретного определения данного термина в законодательстве не существует, но исходя из норм Федерального закона «О государственной социальной помощи» (далее - ФЗ № 178) [2], можно сделать вывод, что малоимущим гражданином признается лицо, которое имеет среднедушевой доход меньше уровня прожиточного минимума в субъекте РФ. При этом причины, по которым гражданин получает столь низкий доход, не должны зависеть от непосредственно от него (абз. 1 ст. 7 ФЗ № 178). Так, в Краснодарском крае во 2 квартале 2019 года величина прожиточного минимума составляет 11107 (на душу населения), 12030 (для трудоспособных), 9159 (для пенсионеров), 10639 (для несовершеннолетних) [3].

Теперь более подробно рассмотрим возможность отмены НДФЛ для малоимущих граждан. 17.12.2019 на официальном сайте Российской газеты появилась информация о том, что представители партии «Единая Россия» одобрили идею снижении ставки налога по НДФЛ для указанной категории граждан [4]. Первый заместитель руководителя фракции Андрей Исаев отметил, что такая идея является очень интересной с точки зрения социальной поддержки населения. Однако и он, и глава Комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров отметили, что поддержка должна быть адресной, т.е. направляться в отношении конкретных категорий граждан (например, пострадавших от бедствий, либо обманутых дольщиков). В ином случае, это может привести к искусственному снижению заработных плат. Министр экономического развития РФ Максим Орешкин также 17.12.2019 высказался по поводу отмены НДФЛ для малоимущих, пояснив, что такая мера носит позитивный характер для экономики страны [5]. О минусах такой идеи министр ничего не добавил.

На наш взгляд, указанные позиции политических деятелей имеют место быть. Действительно, идея об отмене НДФЛ для малоимущих граждан носит прогрессивный характер, так как такая мера направлена на улучшение положения такой категории лиц, освобождения их от налогового бремени в связи со сложившейся трудной жизненной ситуацией, характеризующейся отсутствием достаточных для уплаты налогов финансовых средств. Даже если таких средств будет достаточно для исполнения налоговой обязанности, может быть ситуация, при которой дальнейшее проживание после уплаты налогов будет затруднительным, так как основная часть заработанных денег ушла в соответствующий бюджет. При реализации анализируемого нами решения будет затронута также и социальная сфера, ведь уровень жизни малоимущих, по нашему мнению, повысится.

Предоставление нуждающемуся (малоимущему) гражданину какого-либо блага, в частности неимущественного характера (права на освобождение от уплаты НДФЛ, либо права на снижение налоговой ставки по НДФЛ), есть не что иное, как разновидность социального обеспечения, даже если само благо имеет налоговый характер. Этим подтверждается социальная направленность возможных изменений налогового законодательства. НДФЛ является, по сути, механизмом, предназначенным для удержания некоторой части больших доходов у отдельных граждан в пользу тех, кто в этом нуждается (малоимущие), ведь после поступления доходов в государственный бюджет такие средства перераспределяются на различные нужды. Исходя из такого положения, получается, что малоимущие, нуждающиеся в финансовой поддержке, уплачивают НДФЛ в пользу самих себя, ведь эти средства потом возвращаются им, но, возможно, в других формах и видах. Поэтому решение вопроса об отмене уплаты такого налога для указанной категории граждан носит также и рациональный характер.

Обсуждение данной темы может носить двойственный характер, ведь на практике навряд ли абсолютно все согласятся, либо воспротивятся такому изменению налогового законодательства. Иными словами, можно говорить о сторонниках и противниках идеи отмены НДФЛ для малоимущих. Первые будут поддерживать указанную идею, выступать за ее законодательную реализацию, предлагать свои решения по урегулированию данного вопроса. Аргументами сторонников отмены НДФЛ, возможно, могут быть приведенные ранее нами

примеры улучшения благосостояния общества. Противники же, на наш взгляд, могут апеллировать тем, что понятие малоимущего в налоговом законодательстве будет трудно урегулировать. Возможно, на практике может быть такая ситуация, что по закону конкретный гражданин не является малоимущим, но с фактической точки зрения, он имеет такой статус. Для получения рассматриваемой нами налоговой льготы необходимо именно законное, основанное на документах подтверждение правового положения гражданина как малоимущего. К тому же на данном этапе в обществе присутствует проблема дифференциации доходов, что объясняется разными суммами заработных плат, а, следовательно, и размерами налогов. Таким образом, неправильное, неточное, размытое законодательное закрепление норм, регулирующих возможность отмены НДФЛ для определенной категории граждан, может привести к недовольству со стороны конкретной части населения.

В своем выступлении первый заместитель руководителя «Единой России» отметил, что у государства уже имеются механизмы, действующие адресно, введен целый ряд налоговых вычетов по НДФЛ, а глава комитета Госдумы по бюджету и налогам указал на возможные очереди в налоговых органах, которые будут образованы при подачи налоговых деклараций. По нашему мнению, отмеченные минусы не являются существенными для непринятия соответствующих поправок в НК РФ. Льготы для граждан должны быть, а тем более для малоимущих.

На данный момент нет никаких предложений по порядку освобождения малоимущих граждан от уплаты НДФЛ либо по порядку снижения налоговой ставки для них. Мы предлагаем в качестве порядка освобождения от уплаты НДФЛ малоимущих граждан внести изменения в НК РФ, а именно: закрепить понятие малоимущих граждан; установить требования к получению такого статуса по налоговому законодательству; закрепить перечень документов, которые необходимы при освобождении от уплаты НДФЛ; обозначить сроки, в пределах которых должна осуществляться процедура по предоставлению возможности освобождения от уплаты НДФЛ, а также срок, на который предоставляется такое освобождение; установить меры ответственности за предоставление подложных документов либо нарушения порядка обозначенной процедуры как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов; указать основания для утраты статуса малоимущего.

Для снижения налоговой ставки по НДФЛ для малоимущих граждан мы предлагаем уменьшить со стандартной 13% до: 8% для малоимущих граждан, проживающих самостоятельно, 6% для малоимущих семей (ставка устанавливается в отношении работающего члена семьи). В связи с этим стоит закрепить понятие малоимущей семьи в НК РФ.

Таким образом, отмена НДФЛ для малоимущих граждан в РФ имеет положительные перспективы, так как благоприятно сказывается на социальной сфере общественных отношений. Посредством такого изменения налогового законодательства государство сможет освободить действительно нуждающихся в помощи лиц от налогового бремени, что несомненно поднимет уровень жизни граждан.

Литература и источники

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 31.10.2019) // КонсультантПлюс

2. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // КонсультантПлюс

3. Официальный сайт Администрации и городской Думы Краснодара. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://krd.ru/upravlenie-po-sotsialnym-voprosam/centr-zanyatosti-naseleniya/aktyalnaya-info/prozhitochnogo-minimuma-06-sentyabrya-2019/ (дата обращения: 17.12.2019);

4. Официальный сайт Российской газеты. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://rg.ru/2019/12/17/v-edinoj-rossii-ocenili-ideiu-ob-osvoboz hdenii-maloimushchih-ot-ndfl.html (дата обращения: 17.12.2019);

5. Официальный сайт Российской газеты. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://rg.ru/2019/12/17/oreshkin-otmena-ndfl-dlia-maloimushchih-byla-by-pozitivna-dlia-ekonomiki.html (дата обращения: 17.12.2019).

References and Sources

1. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya): Federal'nyj zakon ot 31.07.1998 N 146-FZ (red. ot 31.10.2019) // Konsul'tantPlyus

2. O gosudarstvennoj social'noj pomoshchi: Federal'nyj zakon ot 17.07.1999 N 178-FZ (red. ot 01.04.2019) // Konsul'tantPlyus

3. Oficial'nyj sajt Administracii i gorodskoj Dumy Krasnodara. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: URL: https://krd.ru/upravlenie-po-sotsialnym-voprosam/centr-zanyatosti-naseleniya/aktyalnaya-info/prozhitochnogo-minimuma-06-sentyabrya-2019/ (data obrashcheniya: 17.12.2019);

4. Oficial'nyj sajt Rossijskoj gazety. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: URL: https://rg.ru/2019/12/17/v-edinoj-rossii-ocenili-ideiu-ob-osvoboz hdenii-maloimushchih-ot-ndfl.html (data obrashcheniya: 17.12.2019);

5. Oficial'nyj sajt Rossijskoj gazety. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: URL: https://rg.ru/2019/12/17/oreshkin-otmena-ndfl-dlia-maloimushchih-byla-by-pozitivna-dlia-ekonomiki.html (data obrashcheniya: 17.12.2019).

АКОПОВА РУЗАННА МНАЦАКАНОВНА - студентка юридического факультета, Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина.

ИВАНЕНКО ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра административного и финансового права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (ivanenko.igor@mail.ru). АЧМИЗ АСИЕТ ЮСУФОВНА - аспирант кафедры уголовного права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (achmiz2507@yandex.ru).

AKOPOVA, RUZANNA M. - student of the Faculty of Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. IVANENKO, IGOR N. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Administrative and Financial Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina (ivanenko.igor@mail.ru).

ACHMIZ, ASIET Yu. - Ph.D. Student, Department of Criminal Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin.

УДК 347.626.6

иванова о.н.

имущественные, обязательственные, ограниченные вещные права

в составе общего имущества супругов и бывших супругов

Ключевые слова: брак и семья, правоотношения собственности супругов, имущественные права, обязательственные права, вещные права.

Статья характеризует понятия имущественных, обязательственных и ограниченных вещных прав в составе общего имущества супругов, бывших супругов, раскрываются их понятия и законодательное регулирование. Поскольку понятие имущества носит собирательный характер и включает в себя не только вещи и вещные права, но и возникшие в период совместной жизни на базе общей собственности требования обязательственного характера, постольку в составе имущества супругов могут быть как права требования, так и обязанности по исполнению.

IVANOVA, O.N.

PROPERTY, LIABILITY, LIMITED ETHNIC RIGHTS IN THE COMPOSITION OF THE TOTAL PROPERTY OF THE

SPOONS AND FORMER SPOUGES

Keywords: marriage and family, legal relations of property of spouses, property rights, obligation rights, property rights.

The article characterizes the concepts of property, obligation and limited property rights as part of the common property of spouses, former spouses, their concepts and legislative regulation are disclosed. Since the concept of property is collective in nature and includes not only things and property rights, but also requirements of a mandatory nature that arose during joint life on the basis of common property, so far as the property of the spouses may be both rights of claim and obligations to fulfill.

Правоотношения собственности супругов - это самостоятельный вид правоотношений, которые входят в систему правовых отношений, складывающихся в сфере брака и семьи. Они являются гражданскими правоотношениями, оформляют непосредственное отношение супругов к имуществу, дающее им возможность использовать его в своих интересах без участия иных лиц, а также фиксируют статику имущественного положения супругов; в них за одним или обоими супругами закрепляется возможность непосредственного воздействия на различные виды имущества, в том числе возможность совершения сделок с ними.

В соответствии со ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации, имущество, нажитое супругами в период брака, находится в режиме их общей совместной собственности. Имущественные правоотношения, возникающие между супругами, образуют их имущественные права и обязанности, которые являются основополагающими в содержании брачного правоотношения. Зарегистрированный брак является основанием для возникновения совместной собственности супругов. Режим совместной собственности супругов в Российской Федерации -это режим ограниченной общности или общности приобретений, так как общим становится лишь имущество, приобретенное супругами в браке [1].

Основу для регулирования имущественных отношений между супругами обеспечивает российское семейное законодательство. В то же время некоторые группы вопросов позволяет урегулировать Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [2].

Супруги могут сами определить, каким образом они будут распоряжаться общим имуществом. До настоящего времени суды в своей практике прибегали к рассмотрению дел по разделу имущества на основе модели, подразумевающей раздел долевого имущества (имущества, находящегося в долевой собственности). Исключением из этого правила считаются такие ситуации, которые связаны с приватизированными объектами имущества.

Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) [3] предусматривается, что граждане, арендующие муниципальную собственность (жилые помещения), имеют право на приватизацию объектов жилья в соответствии с установленными нормами. При этом объекты

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.