Научная статья на тему 'ОСНОВА МЕТОДОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ В НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОСНОВА МЕТОДОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ В НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МИССИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измайлов Алексей Тахирович, Головчанская Марина Анатольевна, Косцова Мария Викторовна

Авторами сформулирован научный тезис о базовых составляющих стратегического планирования и управления в условиях экономической и социальной глобализации, проведен анализ сущности, миссии некоммерческих организаций, обоснованы факторы выработки миссии. Также рассмотрены работы, в которых исследовались механизмы реализации миссии некоммерческих организаций, определены и обоснованы основные этапы реализации миссии некоммерческих организаций в условиях экономической и социальной глобализации. Кроме этого, в статье представлены результаты авторского эмпирического исследования, которые позволили сформулировать предложения по компетенциям программ подготовки сотрудников и волонтеров некоммерческих организаций, программам производственной практики обучающихся в некоммерческих организациях, которые позволят корректно использовать имитационное моделирование реализации миссии некоммерческих организаций в условиях экономической и социальной глобализации. Представленные результаты исследования доказывают важность и необходимость в условиях экономической и социальной глобализации использования миссии как основы методологии стратегического планирования и методики управления в некоммерческих организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Измайлов Алексей Тахирович, Головчанская Марина Анатольевна, Косцова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIS OF STRATEGIC PLANNING METHODOLOGY AND MANAGEMENT METHODOLOGY IN A NONPROFIT ORGANIZATION

The article solves the scientific problem of substantiating the basis of the methodology of strategic planning and management methods in a non-profit organization in the conditions of economic and social globalization. The authors formulated a scientific thesis on the basic components of strategic planning and management in the conditions of economic and social globalization, analyzed the essence and mission of nonprofit organizations, justified the factors of mission development. The works in which the mechanisms of the implementation of the mission of non-profit organizations were studied are also considered, the main stages of the implementation of the mission of non-profit organizations in the conditions of economic and social globalization are determined and justified. In addition, the article presents the results of the author's empirical research, which made it possible to formulate proposals on the competencies of training programs for employees and volunteers of nonprofit organizations, practical training programs for students in non-profit organizations, which will allow the correct use of simulation modeling of the mission of non-profit organizations in the conditions of economic and social globalization. The presented research results prove the importance and necessity in the conditions of economic and social globalization of using the mission as the basis of the methodology of strategic planning and management methods in non-profit organizations.

Текст научной работы на тему «ОСНОВА МЕТОДОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ В НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

32

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2023. № 1(51)

УДК 005(51+44):159.99

ОСНОВА МЕТОДОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ В НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

А.Т. Измайлов, М.А. Головчанская, М.В. Косцова

Статья посвящена обоснованию основы методологии стратегического планирования и методики управления в некоммерческой организации в условиях экономической и социальной глобализации.

Авторами сформулирован научный тезис о базовых составляющих стратегического планирования и управления в условиях экономической и социальной глобализации, проведен анализ сущности, миссии некоммерческих организаций, обоснованы факторы выработки миссии. Также рассмотрены работы, в которых исследовались механизмы реализации миссии некоммерческих организаций, определены и обоснованы основные этапы реализации миссии некоммерческих организаций в условиях экономической и социальной глобализации.

Кроме этого, в статье представлены результаты авторского эмпирического исследования, которые позволили сформулировать предложения по компетенциям программ подготовки сотрудников и волонтеров некоммерческих организаций, программам производственной практики обучающихся в некоммерческих организациях, которые позволят корректно использовать имитационное моделирование реализации миссии некоммерческих организаций в условиях экономической и социальной глобализации.

Представленные результаты исследования доказывают важность и необходимость в условиях экономической и социальной глобализации использования миссии как основы методологии стратегического планирования и методики управления в некоммерческих организациях.

Ключевые слова: некоммерческая организация; миссия; ценностные ориентиры; стратегическое планирование; управление; имитационное моделирование; экономическая и социальная глобализация.

A.T. Izmailov, M.A. Golovchanskaya, M.V. Kostsova. THE BASIS OF STRATEGIC PLANNING METHODOLOGY AND MANAGEMENT METHODOLOGY IN A NONPROFIT ORGANIZATION

The article solves the scientific problem of substantiating the basis of the methodology of strategic planning and management methods in a non-profit organization in the conditions of economic and social globalization.

The authors formulated a scientific thesis on the basic components of strategic planning and management in the conditions of economic and social globalization, analyzed the essence and mission of nonprofit organizations, justified the factors of mission development. The works in which the mechanisms of the implementation of the mission of non-profit organizations were studied are also considered, the main stages of the implementation of the mission of non-profit organizations in the conditions of economic and social globalization are determined and justified.

In addition, the article presents the results of the author's empirical research, which made it possible to formulate proposals on the competencies of training programs for employees and volunteers of nonprofit organizations, practical training programs for students in non-profit organizations, which will allow the correct use of simulation modeling of the mission of non-profit organizations in the conditions of economic and social globalization.

The presented research results prove the importance and necessity in the conditions of economic and social globalization of using the mission as the basis of the methodology of strategic planning and management methods in non-profit organizations.

Keywords: non-profit organization; mission; values; strategic planning; management; simulation modeling; economic and social globalization.

Сегодня стало очевидным, что российские некоммерческие организации (далее - НКО), хотя и разделяют отдельные фундаментальные принципы зарубежных аналогов (напри-

мер, общую мотивацию), но существенно отличаются в стратегическом менеджменте, а именно в стратегическом планировании и управлении.

В то же время методология стратегического планирования и методика управления в НКО недостаточно полно раскрыты в отечественных научных публикациях, что объясняется рядом причин.

Во-первых, вопросы стратегического планирования и управления с начала перехода к рыночной экономике в основном рассматривались применительно к промышленным предприятиям.

Во-вторых, экономисты относили проблемы НКО к социологическим проблемам и не исследовали методологию стратегического планирования, методику управления в организациях некоммерческого сектора, что является некорректным подходом в условиях экономической и социальной глобализации.

Анализ сущности и особенностей деятельности НКО [1], а также вектора развития социально-экономической парадигмы [2] позволяет сформулировать тезис, что определение и обоснование основы методологии стратегического планирования и методики управления в НКО в условиях экономической и социальной глобализации необходимо для полноценного развития и эффективного функционирования некоммерческого сектора российской экономики, а также решения социально-экономических проблем.

Результаты исследования практики стратегического планирования и управления в условиях экономической и социальной глобализации позволили сделать вывод, что эффективность стратегии и системы управления основывается на таких трех базовых составляющих, как целеполагание, корректное видение внешних и внутренних условий, реальная оценка потенциала и ресурсов.

Формулировка научного тезиса о базовых составляющих стратегического планирования и управления в условиях экономической и социальной глобализации позволила установить, что основой стратегического менеджмента является миссия организации.

Корректно сформулированная миссия показывает, чем является НКО, дает понимание потенциала организации. Кроме этого, она позволяет увидеть перспективы, особенности и отличия НКО от аналогичных организаций. Эти положения указывают на то, что миссия является основной для разработки стратегического плана и системы управления в НКО.

В условиях экономической и социальной глобализации существует высокий уровень конкуренции, который распространяется и на некоммерческий сектор. Важно, чтобы миссия НКО позволяла определить корректные ори-

ентиры, что является основой стратегического планирования и управления НКО.

Проведенный анализ сущности миссии НКО позволил сделать индуктивное умозаключение, что для определения миссии как основы методологии стратегического планирования и методики управления необходимо обосновать факторы выработки миссии НКО.

По результатам исследования теории и практики разработки миссии организации некоммерческого сектора можем утверждать, что миссия НКО в условиях экономической и социальной глобализации должна вырабатываться с учетом следующих пяти основных факторов:

1) история НКО;

2) концепция поведения сотрудников и волонтеров, а также инструментарий системы управления в НКО;

3) состояние некоммерческого сектора, внешние и внутренние условия;

4) потенциал и ресурсы, которые НКО может привести в действие для достижения своих целей и решения задач;

5) отличительные признаки НКО.

Корректно проведенный факторный анализ

позволит верно сформулировать миссию НКО в условиях экономической и социальной глобализации и показать, чем является организация, какой она стремится быть, каковы ее стратегические планы, а также даст возможность выявить отличие организации от других аналогичных организаций некоммерческого сектора.

При формулировке миссии НКО важно учитывать, что в условиях экономической и социальной глобализации миссия должна стать основой для установления целей организации. Ее положения должны включаться в стратегический план организации, предопределяя вектор, траекторию и этику движения организации. Также они должны способствовать формулировке общего подхода к распределению потенциала и ресурсов НКО, формируя тем самым базис для анализа и оценки эффективности их использования и создавая среду для стратегического планирования и эффективного управления организацией. Для сотрудников и волонтеров НКО миссия должна быть основным инструментом мотивации, руководством к действию. Все эти положения возможно реализовать только тогда, когда миссия является основой методологии стратегического планирования и методики управления.

Важным аспектом, определяющим миссию как основу методологии стратегического планирования и методики управления, является реализация миссии НКО, а именно механизм реализации миссии НКО.

Анализ работ, в которых исследовались механизмы реализации миссии НКО, позволил определить и обосновать основные этапы реализации миссии НКО в условиях экономической и социальной глобализации.

На первом этапе - формообразование - вырабатывается комплекс мероприятий, способствующих определению миссии НКО на всех уровнях системы отношений.

Второй этап - взаимодействие - представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выстраивание коммуникации между сотрудниками, волонтерами и стейкхолдерами НКО.

Третий этап - управление, а именно укомплектование мероприятий по управлению взаимодействием сотрудников, волонтеров и стейкхолдеров НКО.

Четвертый этап - переходный процесс, на котором формируется комплекс мероприятий по корректировке миссии НКО и изменению системы отношений.

Представленные этапы характеризуют миссию как основу методологии стратегического планирования и методики управления, так как на каждом этапе есть возможность использовать моделируемые мероприятия, для корректной разработки которых требуется информирование каждого сотрудника и волонтера НКО о сущности миссии, ее ценностных ориентирах и установках. Это позволит сотрудникам и во-

лонтерам самостоятельно устанавливать цели своей деятельности в соответствии с ценностью миссии НКО и согласовывать их с системой управления НКО.

Если рассматривать феноменологию ценностей, то основой личности являются ценностные ориентации, посредством которых она познает мир. По замечанию Э. Шпрангера, ценностные ориентации личности - продукт общей ценностной ориентации человечества. Исследователь выделяет шесть типов личности: теоретический человек, экономический человек, эстетический человек, социальный человек, политический и религиозный человек [3].

М. Рокич выделяет два типа ценностей: терминальные и инструментальные [5]. Ценности-цели формируют основные жизненные приоритеты субъекта, а терминальные ценности становятся приоритетами жизни личности.

Ценности-средства - это способ достижения целей, стиля поведения в различных социальных ситуациях [4].

Таким образом, можно утверждать, что ценностный компонент является системообразующим в формировании миссии как основы методологии стратегического планирования и методики управления в НКО.

Для изучения ценностных интенций современной молодежи с помощью теста М. Рокича на базе Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиала) Крымского фе-

Терминальные ценности по М. Рокичу

18 16 14 12

к

<и £

5 10

ё 8

« с.

Ч 6 <и

а л

/ у у

О*3

г*0 г?

Л4

Группы ценностей

1 курс ■ 2 курс ■ 4 курс

2

0

Рис. 1. Средние значения терминальных ценностей по опроснику ценностных ориентаций М. Рокича

дерального университета имени В.И. Вернадского было проведено исследование в течение 2021/2022 учебного года. В нем приняли участие обучающиеся бакалавриата очной формы обучения 1, 2, и 4 курсов направления подготовки 37.03.01 «Психология в социальной сфере» в количестве 36 чел. (68 % девушек и 32 % юношей).

Структура терминальных ценностей студентов-психологов вуза носит близкий характер на всех этапах профессиональной подготовки. Наиболее значимыми для молодежи стали здоровье и любовь, а наименее значимыми - счастье других, общественное признание (рис. 1).

Если сравнивать ценностные ориентиры на разных этапах подготовки, то можно отметить следующую динамику: самые невыраженные показатели наблюдаются у студентов 2 курса. Это позволяет утверждать, что ценности данной группы студентов носят неопределенный характер, что нельзя сказать об обучающихся на 1 и 4 курсах, где динамика более выраженная.

Также важно отметить, что студенты в первую очередь выбирают ценности, касающиеся их личного счастья. На последних местах - счастье других, общественное признание и красота природы. Так, можем утверждать, что респонденты в большей степени ориентированы на развитии себя и своего потенциала.

Структура ценностей-средств у студентов также имеет неоднородный характер. Так, студенты 1 курса наиболее важной считают такую ценность, как смелость в отстаивании своего мнения, так как в этом возрасте важно заявить о себе, своих целях и расставить приоритеты.

При этом, как видно из рис. 2, отвергаются такие ценности, как воспитанность, исполнительность, непримиримость к недостаткам других, чуткость. На наш взгляд, это связано с желанием агрессивно адаптироваться к взрослой жизни.

Для студентов 2 курса важными стали ответственность, честность и жизнерадостность. Вероятно, это сопряжено тем, что они уже обладают навыками общения, преодоления

Инструментальные ценности по М. Рокичу

16 14 12 10 8

к

<D

£ и

со

(D

S

и

ч

(D

¿J

1

t

1.1.. i Inlrm

II II II RUI IHI I I nnil I I 11 II lili III I I I III lllllll lililí lililí lili

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

//////S/////S// 'S/

'////s/sS"/ V У j'

Ж

y

/

Группы ценностей

1 курс ■ 2 курс ■ 4 курс

6

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Средние значения инструментальных ценностей по опроснику ценностных ориентаций М. Рокича

стресса, научились выполнять все учебные задачи в указанные сроки.

Отвергаются также высокие запросы, непримиримость к недостаткам, терпимость. Однако две последние ценности вступают в противоречие, что может свидетельствовать о несформи-рованной системе ценностных ориентаций.

Результаты эмпирических исследований позволили установить значимость включения в программы по подготовке сотрудников и волонтеров НКО компетенций, необходимых для самостоятельной выработки цели профессиональной деятельности в соответствии с миссией НКО, а также корректной идентификации ценности миссии относительно задач, которые будущий специалист будет решать в НКО.

Данный подход, во-первых, позволит будущим сотрудникам или волонтерам НКО сформировать более смыслообразующую миссию организации, которая, в свою очередь, станет основой для разработки перспективного стратегического плана и эффективной системы управления в НКО. Во-вторых, он позволит органам управления НКО саккумулировать ценности миссии для сотрудников и волонтеров НКО, создать организационную этику, которая будет способствовать реализации миссии с помощью системы управления как внутри НКО, так и во внешней среде.

В то же время, в зависимости от коммуникативных возможностей сотрудников и волонтеров НКО, необходимо научить будущих специалистов объективно и детально выявлять социальные проблемы, в которых описываются потребности стейкхолдеров, удовлетворяемые НКО, и корректно использовать технологии моделирования управленческих решений по реализации миссии НКО согласно стратегии. Для этого при прохождении производственной практики в НКО каждому обучающемуся необходимо продемонстрировать модель внедрения миссии НКО на рабочих местах. В зависимости от того, как видит себя практикант в деятельности НКО, он должен предложить решения по реализации миссии НКО относительно своего рабочего места.

Проведенные эмпирические исследования и полученные умозаключения позволяют сделать вывод, что организация рабочих мест сотрудников и волонтеров НКО касаемо их ценностных ориентиров должна проводиться параллельно с моделированием системы управления относительно реализации миссии как внутри НКО, так и во внешней среде, что подтверждает важность использования миссии как основы методологии стратегического планирования и методики управления в НКО.

В условиях экономической и социальной

глобализации, изменения ценностных ориентиров в деятельности сотрудников и волонтеров НКО относительно реализации миссии НКО, а также изменения организации рабочих мест сотрудников и волонтеров с точки зрения ценностных приоритетов в их деятельности не будут корректны без имитационных моделей, которые должны быть разработаны на основе анализа предлагаемых инициатив от сотрудников и волонтеров НКО, а также имитационного моделирования реализации миссии НКО.

Обобщая научные результаты, отметим, что для обоснования миссии НКО необходимо, чтобы утверждения, сформулированные в положении о миссии, были включены в основу методологии стратегического планирования и методики управления. В связи с этим формирование миссии в условиях экономической и социальной глобализации - это не только выработка положений миссии, но и реализация этих положений в стратегическом планировании и управлении в НКО. Организация сможет обрести миссию только тогда, когда включит ее в основу методологии стратегического планирования и методики управления.

Список литературы

1. Головчанская М.А., Измайлов А.Т. Особенности функционирования и финансирования некоммерческих организаций // Вестник Российского университета кооперации. 2022. № 4 (50). С.15-20.

2. Екимова З.З., Измайлов А.Т., Крикунова В.С., Петриченко А.А. Основные мероприятия по повышению эффективности трудоустройства инвалидов в городе федерального значения Севастополь // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: сб. науч. трудов. Севастополь: ООО «РИБЕСТ», 2020. С. 51-54.

3. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 128 с.

4. Medvedeva A., Grishina A. Specificity of value orientations of students-future psychologists // Recent Achievements and Prospects of Innovations and Technologies. 2020. P. 421-425.

5. RokeachM. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.

References

1. GolovchanskayaM.A., Izmailov A.T. Osoben-nosti funktsionirovaniya i finansirovaniya nekom-mercheskikh organizatsij [Features of functioning and financing of non-profit organizations] // Vest-nik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2022. № 4 (50). S. 15-20.

2. Ekimova Z.Z., Izmailov A.T., Krikunova VS., Petrichenko A.A. Osnovnye meropriyatiya po povysheniyu effektivnosti trudoustrojstva invalidov v gorode federaFnogo znacheniya Sevastopol [The main measures to improve the efficiency of employment of disabled people in the federal city of Sevastopol] // Upravlenie v usloviyakh globalnykh mirovykh transformatsij: ekonomika, politika, pravo: sb. nauch. trudov. Sevastopol: OOO «RIBEST», 2020. S.51-54.

3. Zejgarnik B.V Teorii lichnosti v zarubezhnoj psikhologii [Theories of personality in foreign psychology]: ucheb. posobie. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1982. 128 s.

4. Medvedeva A., Grishina A. Specificity of value orientations of students-future psychologists // Recent Achievements and Prospects of Innovations and Technologies. 2020. P. 421-425.

5. RokeachM. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.

ИЗМАЙЛОВ Алексей Тахирович - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Россия. Севастополь. E-mail: a.t.izmailov@ mail. ru.

ГОЛОВЧАНСКАЯ Марина Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Россия. Севастополь. E-mail: golovchanskaya_ marina@mail. ru.

КОСЦОВА Мария Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии. Севастопольский государственный университет. Россия. Севастополь. E-mail: mashasev@ mail. ru.

IZMAILOV, A^ey Takhirovich - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management. Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Russia. Sevastopol. E-mail: a.t.izmailov@mail.ru.

GOLOVCHANSKAYA, Marina Anatolyevna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management. Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Russia. Sevastopol. E-mail: golovchanskaya_marina@ mail.ru.

KOSTSOVA, Mariya Viktorovna - Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology. Sevastopol State University. Russia. Sevastopol. E-mail: mashasev@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.