Научная статья на тему 'АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ'

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / КОНКУРСНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Утрендеева Халида Низамиевна, Екимова Зульфия Залетдиновна

Проработана социально-экономическая роль некоммерческих предприятий (организаций) гражданского общества города Севастополя. Выявлены социально-технологические основы их деятельности. Предложен ряд мероприятий и рекомендаций, направленных на развитие социально-ориентированных некоммерческих организаций в городе Севастополе. Результаты исследования могут быть использованы специалистами государственного управления муниципальных образований в их практической деятельности по реализации задач социально-экономического и культурного развития города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Утрендеева Халида Низамиевна, Екимова Зульфия Залетдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL REVIEW OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE CITY OF SEVASTOPOL

The socio-economic role of non-profit enterprises (organizations) of the civil society of the city of Sevastopol has been worked out. The socio-technological foundations of their activities are revealed. A number of activities and recommendations aimed at the development of socially oriented non-profit organizations in the city of Sevastopol are proposed. The results of the study can be used by specialists of the state administration of municipalities in their practical activities to implement the tasks of the socio-economic and cultural development of the city.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_110 УДК 334.7

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ ANALYTICAL REVIEW OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE CITY OF SEVASTOPOL УТРЕНДЕЕВА Халида Низамиевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры правоведения

Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского». г. Симферополь, проспект Вернадского, 4. E-mail: hailidal@list.ru;

ЕКИМОВА Зульфия Залетдиновна,

старший преподаватель кафедры правоведения Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского». г. Симферополь, проспект Вернадского, 4. E-mail: zulfiye2006@mail.ru;

UTRENDEEVA Khalida Nizamievna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Jurisprudence

Sevastopol Economic and Humanitarian Institute (branch) of the FSAOU VO "V.I. Vernadsky KFU". Simferopol, Vernadsky Avenue, 4. E-mail: hailidal@list.ru;

EKIMOVA Zulfiya Zaletdinovna,

Senior Lecturer of the Department of Jurisprudence of the Sevastopol Economic and Humanitarian Institute (branch) FSAOU VO "CFU named after V.I. Vernadsky". Simferopol, Vernadsky Avenue, 4. E-mail: zulfiye2006@mail.ru

Краткая аннотация: Проработана социально-экономическая роль некоммерческих предприятий (организаций) гражданского общества города Севастополя. Выявлены социально-технологические основы их деятельности. Предложен ряд мероприятий и рекомендаций, направленных на развитие социально-ориентированных некоммерческих организаций в городе Севастополе. Результаты исследования могут быть использованы специалистами государственного управления муниципальных образований в их практической деятельности по реализации задач социально-экономического и культурного развития города.

Abstract: The socio-economic role of non-profit enterprises (organizations) of the civil society of the city of Sevastopol has been worked out. The socio-technological foundations of their activities are revealed. A number of activities and recommendations aimed at the development of socially oriented non-profit organizations in the city of Sevastopol are proposed. The results of the study can be used by specialists of the state administration of municipalities in their practical activities to implement the tasks of the socio-economic and cultural development of the city.

Ключевые слова: некоммерческая организация, социальная ориентация, оптимизация деятельности, общественные объединения, программа развития, конкурсное финансирование, грантовая поддержка.

Keywords: non-profit organization, social orientation, optimization of activities, public associations, development program, competitive financing, grant support.

Дата направления статьи в редакцию: 20.01.2022

Дата публикации: 31.03.2022

Некоммерческий сектор, в лице социально ориентированных организаций, по своему призванию реализуют множество проблемных вопросов по реальной поддержке местного населения, воплощают в жизнь стратегически важные проекты и инициативы. Общественная значимость важности НКО все больше проявляет себя как достойный партнер в сфере предоставления социальных услуг, а их открытость для вовлечения рядового обывателя в их деятельность - только укрепляет репутацию. Безусловно, это актуализирует потребность исследования некоммерческих организаций в рамках заявленной тематики.

Современное понимание термина «социально ориентированные некоммерческие организации» (далее - СО НКО) было регламентировано Федеральным законом от 5 апреля 2010 г., № 40-ФЗ. Согласно его положений, таковыми признаются, те некоммерческие организации, которые были созданы в предусмотренных законодательством формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и, которые осуществляют свою деятельность в рамках решения социальных проблем и развития гражданского общества в Российской Федерации, а также по следующим видам деятельности: 1) социальная поддержка и защита граждан; 2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; 3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; 4) охрана окружающей среды и защита животных; 5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение; 6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; 7) профилактика социально опасных форм поведения граждан; 8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества; 9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности (ст. п.1 ст. 31.1 ФЗ № 40) [1].

Кроме того, субъекты РФ и муниципальные образования имеют право дополнять их иными видами, направленными на реализацию выше указанных социальных проблем. Так, в городе Севастополь наибольшей популярностью по выбору своей деятельности у СО НКО пользу-

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

ются направления по: профилактике и поддержанию здорового образа жизни; сохранению национального и культурного разнообразия; защите материнства, отцовства и детства; природоохранной деятельности; патриотическому воспитанию молодежи. Несомненно, севастопольские СО НКО, в глазах местного населения пользуются одобрительным мнением, ведь они могут не только защищать различные интересы граждан, а и организовывать самих людей для решения наиболее важных для них проблем; оказывать конкретные социальные услуги нуждающимся; обеспечить обратную связь с органами муниципальной власти; влиять на исход решений некоторых проблем всего Южного региона страны. Свои профессионально-коммуникативные навыки они также проявляют и как неправительственные организации, в большей мере молодежные, которые имеют успешный опыт в применении социально-технологических инноваций.

На протяжении последних пяти лет в г. Севастополе активно практикуется внедрение различных мероприятия по государственной поддержке СО НКО, например: 1) правовые гарантии государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в городе Севастополе для стимулирования гражданских и творческих инициатив населения, повышения эффективности социальной политики, улучшения качества жизни человека, обеспечения комфортной, безопасной и экологически благоприятной среды обитания и с целью эффективного взаимодействия государственных и общественных институтов [2]; 2) обсуждение проекта государственной программы города Севастополя «Развитие гражданского общества и создание условий для обеспечения общественного согласия в городе Севастополе на 2022 -2030 годы» [3]; 3) проведение конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций города Севастополя на право получения в 2021 году субсидий за счет бюджета города Севастополя и др.

Следует отметить, что в городе Севастополе зарегистрировано 1015 некоммерческих организаций, из них порядка 450 являются социально ориентированными. Всего в конкурсе 2021 г. участвовало 80 проектов СОНКО с запрашиваемым объемом финансирования более 150 млн руб. Субсидии в размере от 250 тысяч рублей до 2 млн рублей получили 32 некоммерческие организации [4] (примеры победителей представлены в табл. 1).

Таблица 1.Победители конкурса проектов СОНКО города Севастополя в 2021 году

№ Наименование СО НКО Грантовое направление Размер гранта

1 Автономная некоммерческая организация развития общественно полезной активности «Центр инклюзивной культуры» Поддержка проектов в области культуры и искусства 403 295,00

2 Севастопольская региональная общественная организация защиты детства и материнства «Севастопольские мамы» Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства 1 424 512,00

3 Севастопольская региональная общественная организация по защите и восстановлению окружающей среды «Экопрайд» Охрана окружающей среды и защита животных 520 890,00

4 АНО «ТАВРИКА-ПРО» Охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни 1 382 032,00

5 АНО социально-культурного и физкультурно-спортивного развития «Родной край» Развитие институтов гражданского общества 2 358 330,00

Источник: [5]

На основе проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что финансовые поступления из бюджетов различных уровней, по прежнему являются для севастопольских СО НКО одним из главных источников обеспечения их деятельности. А получение грантовой поддержки- долгосрочное средство финансовых ресурсных возможностей. Несмотря на то, что хотя бы один раз за последние пять лет местные СО НКО подавали заявку на участие в конкурсах такого уровня и занимали призовые места, следует признать, что каждая третья организация сегодня не принимает участия даже в региональных конкурсах (в недостатке которых пожаловаться нельзя). К сожалению, каждая вторая из номинантов -выигрывают редко (раз в три года). Одной из главных причин грантовой пассивности НКО можно усмотреть в недостаточности квалифицированных кадров или невозможности привлечения дополнительного финансирования.

Нельзя не отметить и работу АНО «Ресурсного Центра Поддержки СО НКО» в г. Севастополе (зарегистрирован 18 июля 2017 г.). Основным видом его деятельности является «Деятельность в сфере связей с общественностью», включая дополнительные направления, такие как: консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления; создание и использование баз данных и информационных ресурсов; обработка данных и предоставление услуг по размещению информации; оказание услуг службами информационного поиска по договору или на платной основе; консультирование по вопросам финансового посредничества; исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения; деятельность по организации конференций и выставок; деятельность по дополнительному профессиональному образованию и др.

Иными словами, этот Ресурсный центр выступает связующим звеном в рамках предполагаемого взаимодействия СО НКО (инициативных групп граждан, которые выразили желание создать некоммерческую организацию) с органами исполнительной власти, местного самоуправления, бизнесом, средствами массовых информаций как в самом г. Севастополе, так и за его пределами.

Ценность наличия подобного Ресурсного центра в рамках поддержки региональных СО НКО, бесспорно, намного быстрее объединит усилия, как гегемонов, так и малобюджетных некоммерческих организаций. Централизовать их взаимодействие возможно, например, в сферах: дополнительного обучения (переобучения); профессиональной подготовки руководящих кадров; выработки единой платформы проблем; мониторинга системных ресурсов в коммуникативной, организационной, аналитической и информационной сфере.

Кроме того, улучшения требует и их материально-техническое обеспечение (приобретение оборудования, наличие зданий и офисов). Достаточно низкий процент СО НКО имеет помещения в собственности, в большей мере это или аренда или безвозмездное пользование. Встре-

чаются случаи и отсутствия такового ресурса у них вовсе. Поддержку они могут теоретически получить не так от органов государственной власти и местного самоуправления, как от спонсоров, благодетелей, частных компаний и самих севастопольских жителей.

Исследуя вопросы коммуникаций и качественности обеспечения информационного поля СО НКО г. Севастополя, беспокойство вызывает и то, что указанные составляющие на практике не рассматриваются в проблемном аспекте. Ни законодатель, ни правовед, ни СМИ не усматривают их несовершенство в качестве возможного препятствия развития некоммерческого сектора города. А актуальность данной проблемы легко обосновывается:

Во-первых, в отличие от коммерческих предприятий (получение прибыли) и государственных структур (укрепление собственной власти), только лишь некоммерческие организации социальной направленности исполняют целенаправленную функцию по социальной поддержке незащищенных слоев граждан города; защиту их прав и законных интересов; организуют для них досуг; предоставляют услуги социальной реабилитацией и т.п. Из этого следует, что в основе деятельности СО НКО лежат, прежде всего, коммуникации. Можно даже утверждать, что это именно они преобразовывают социальные ожидания, то есть ощущения неудовлетворенности граждан в конкретные требования; помогают выработать категориальные цели и задачи; представляют выработанную концепцию перед целевыми аудиториями; помогают формировать успешные каналы обратной связи.

Во-вторых, современный этап развития информационных технологий не может не оказывать влияния на деятельность общественных организаций. «Постоянное развитие информационных технологий, растущее число каналов и механизмов коммуникаций, проникновение Интернета и социальных сетей во все сферы общественной жизни - способность оперативно и грамотно учитывать эти и многие другие факторы коммуникативного пространства - зачастую является определяющей с точки зрения эффективности работы СО НКО» [6, с. 24].

В-третьих, информационное наполнение СО НКО в СМИ говорит о их значимости, узнаваемости, популярности, масштабе деятельности, а значит и формирует представление об уровне развития самого гражданского общества, в данном случае севастопольского. Достаточно важно иметь собственный сайт, размещать на немфотографии и видеоматериалы о проделанной работе, перечни планируемых акций, комментарии впечатлений волонтеров и жителей города. Большая ошибка многих СО НКО - размещать лишь статистическую информацию о своей текущей деятельности, «самопиарство» это дорога в никуда. Важно сформировать общественное, независимое и позитивное мнения о себе, как можно больше вовлекать самих граждан в социальную деятельность г. Севастополя.

Подводя итоги и основываясь на полученные исследовательские данные проведенного экскурса современного состояния социально ориентированных некоммерческих организаций в городе Севастополе, можно сделать следующие основные выводы:

Во-первых, эффективность функционирования и предоставление качественных социальных услуг СО НКО, прежде всего, напрямую зависят от наличия постоянного источника финансирования. Именно это выявлено главной проблемой воплощения на практике их разноплановых инициатив. В данной связи, рекомендовано СО НКО пересмотреть и перепланировать свои маркетинговые подходы по привлечению финансовых средств, а возможно и привлечь независимых экспертов-маркетологов.

Во-вторых, состоянием на сегодня, в г. Севастополе наблюдается слабая социальная коммуникация. Важность разрешения этой проблемы, опирается, прежде всего, на невозможность в своей деятельности СО НКО опереться на широкую гражданскую активность, использование неформальных гражданских сетей и ресурсов местной благотворительности - достаточно низкая (скорее всего поэтому). В рамках этой проблемы следует искоренять явную зависимость СО НКО от ресурсов, распределяемых муниципальными властями, а также внешних благотворительных фондов по отношению к Севастополю, как городу федерального значения. Следствие: севастопольские некоммерческие организации социального профиля имеют очень ограниченные возможности по самостоятельному формированию повестки дня в области решения социальных проблем.

В-третьих, просматривается явный дефицит долгосрочных программ в социальной сфере города, насыщенность деятельности местных СО НКО, в основном, формируется за счет разовых и краткосрочных проектов. А ведь, именно долгосрочные проекты сформируют базу по перспективе увеличения эффективности и обеспечению стабильной финансовой планки в решении ретроспективных социальных проблем горожан.

Библиогра фия:

1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ (ред. от 21.12.2021) II Российская газета от 7 апреля 2010 г. - № 72.

2. Закон города Севастополя «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в городе Севастополе» от 22.02.2018 г. № 401-ЗС [Электронный ресурс] II Система ГАРАНТ. - Режим доступа: https:llbase.garant.rul43837470l (дата обращения: 18.01.2022).

3. Проект государственной программы города Севастополя «Развитие гражданского общества и создание условий для обеспечения общественного согласия в городе Севастополе на 2022-2030 годы» [Электронный ресурс] II Правительство Севастополя : Официальный портал органов государственной власти. - Режим доступа : https:llsev.gov.ruldocsl466l158819I (дата обращения: 18.01.2022).

4. В 2021 году на социально ориентированные проекты направили более 41 млн. рублей [Электронный ресурс] II Правительство Севастополя : Официальный портал органов государственной власти. - Режим доступа : https:IIsev.gov.ruIinfoInewsI162459I (дата обращения: 18.01.2021).

5. Конкурсы (проекты) [Электронный ресурс] II Правительство Севастополя : Официальный портал органов государственной власти. - Режим доступа : https://xn--80adi0aoagldk8i.xn--80af6akm8c.xn--p1aiIpublicIapplicationIcards (дата обращения: 18.01.2021).

6. Белоусова С.В. Актуальные проблемы некоммерческого сектора: коммуникационный аспект I С.В. Белоусова II Вестник РУДН. Сер.: Политология. 2014. №3. С.23-30.

References (transliterated):

1. Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosu podderzhki social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij» ot 05.04.2010 g. № 40-FZ (red. ot 21.12.2021) // Rossijskaya gazeta ot 7 aprelya 2010 g. - № 72.

2. Zakon goroda Sevastopolya «O gosudarstvennoj podderzhke social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij v gorode Sevastopole» ot 22.02.2018 g. № 401-ZS [Elektronnyj resurs] // Sistema GARANT. - Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/43837470/ (data obrashcheniya: 18.01.2022).

3. Proekt gosudarstvennoj programmy goroda Sevastopolya «Razvitie grazhdanskogo obshchestva i sozdanie uslovij dlya obespecheniya obshchestvennogo soglasiya v gorode Sevastopole na 2022-2030 gody» [Elektronnyj resurs] // Pravitel'stvo Sevastopolya: Oficial'nyj portal organov gosudarstvennoj vlasti. - Rezhim dostupa : https://sev.gov.ru/docs/466/158819/ (data obrashcheniya: 18.01.2022).

4. V 2021 godu na social'no orientirovannye proekty napravili bolee 41 mln. rublej [Elektronnyj resurs] // Pravitel'stvo Sevastopolya : Oficial'nyj portal organov gosudarstvennoj vlasti. - Rezhim dostupa : https://sev.gov.ru/info/news/162459/ (data obrashcheniya: 18.01.2021).

б. Konkursy (proekty) [Elektronnyj resurs] // Pravitel'stvo Sevastopolya : Oficial'nyj portal organov gosudarstvennoj vlasti. - Rezhim dostupa : https://xn--80adi0aoagldk8i.xn--80af5akm8c.xn--p1ai/public/application/cards (data obrashcheniya: 18.01.2021).

6. Belouso/a S.V. Aktual'nye problemy nekommercheskogo sektora: kommunikacionnyj aspekt / S.V. Belousova // Vestnik RUDN. Ser.: Politologiya. 2014. №3. S.23-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.