Научная статья на тему 'Исследование проблем и перспектив социально-экономического развития внутригородских муниципальных образований города Севастополя'

Исследование проблем и перспектив социально-экономического развития внутригородских муниципальных образований города Севастополя Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
775
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ГОРОД СЕВАСТОПОЛЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / STRATEGIC PLANNING / MUNICIPALITIES / CITY OF SEVASTOPOL / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / LOCAL GOVERNMENT / BEST DEVELOPMENT PRACTICES / TAX POLICY / INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шуневыч О.Б., Петрова А.В., Черная Д.С.

Рассматриваются проблемы и перспективы развития внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Обосновывается недостаточная эффективность нормативных документов по социально-экономическому планированию в регионе для развития муниципалитетов, связанная с имеющейся проблемой взаимодействия управляющих органов локального уровня и на уровне субъекта Российской Федерации. Актуальность данного исследования также обусловлена проблемами развития муниципальных образований города Севастополя в сфере информационных технологий, финансов, предпринимательской деятельности и др. Для улучшения состояния социально-экономического развития предложено разработать нормативные акты по стратегическому планированию муниципальных образований, основанные на их региональных особенностях, с использованием лучших практик местного самоуправления в Российской Федерации. В статье представлен SWOT-анализ социально-экономического развития муниципальных образований города Севастополя, на основе которого проведено сравнение уровня развития Севастополя с лучшими практиками местного самоуправления Российской Федерации с целью совершенствования стратегического планирования внутригородских муниципальных образований. Сделан вывод о значительном потенциале развития внутригородских муниципальных образований благодаря особенностям данного региона и возможности совершенствования векторов социально-экономического развития, а также комплексной работе над созданием локальных нормативных актов по стратегическому планированию. Такие стратегии необходимы для понимания особенностей каждого муниципального образования и формирования грамотного подхода к развитию рассматриваемой территории. При этом разработанная стратегия развития муниципальных образований должна включать решение таких вопросов, как налоговые поступления в бюджет, грамотное распределение бюджетных средств, снижение безработицы, информированность населения об изменениях в законодательстве, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса. С помощью грамотно разработанной стратегии муниципальные образования смогут оптимизировать бюджетные расходы, привлечь дополнительные инвестиции, создать положительный имидж и улучшить условия жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of problems and prospects for the socio-economic development of intra-city municipalities of the city of Sevastopol

The article deals with the problems and prospects of development of intracity municipalities of the city of Sevastopol. The insufficient effectiveness of normative documents on socio-economic planning in the region for the development of municipalities is substantiated, due to the existing problem of interaction between the governing bodies of the local level and at the level of the subject of the Russian Federation. This conclusion proceeds from the state of development of municipalities of the city of Sevastopol today in the field of information technology, finance, entrepreneurial activity, etc. To improve the state of socio-economic development, it is proposed to create normative acts on strategic planning of municipalities based on their regional characteristics, using best practices of local government in the Russian Federation. The article presents a SWOT analysis of the socio-economic development of municipalities of the city of Sevastopol, on the basis of which a comparison is made of the level of development of the city of Sevastopol with the best practices of local self-government of the Russian Federation in order to improve the strategic planning of its intra-city municipalities. The conclusion is made about the significant potential for the development of municipalities due to the characteristics of this region and the possibility of improving the vectors of socio-economic development due to the integrated work on the creation of local regulatory acts on strategic planning. Such strategies are necessary for understanding the characteristics of each municipality and a competent approach to the development of the territory in question. At the same time, the developed strategy for the development of municipalities should include the solution of such issues as tax revenues to the budget, competent distribution of budget funds, the problem of unemployment, public awareness of changes in legislation, development and support of small and medium-sized businesses. With the help of a well-developed strategy, municipalities will be able to optimize budget expenditures, attract additional investments, create a positive image and improve the living conditions of the population.

Текст научной работы на тему «Исследование проблем и перспектив социально-экономического развития внутригородских муниципальных образований города Севастополя»

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10039

Исследование проблем и перспектив социально-экономического развития внутригородских муниципальных образований города Севастополя1

Шуневыч О.Б., Петрова А.В., Черная Д.С.

Рассматриваются проблемы и перспективы развития внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Обосновывается недостаточная эффективность нормативных документов по социально-экономическому планированию в регионе для развития муниципалитетов, связанная с имеющейся проблемой взаимодействия управляющих органов локального уровня и на уровне субъекта Российской Федерации. Актуальность данного исследования также обусловлена проблемами развития муниципальных образований города Севастополя в сфере информационных технологий, финансов, предпринимательской деятельности и др. Для улучшения состояния социально-экономического развития предложено разработать нормативные акты по стратегическому планированию муниципальных образований, основанные на их региональных особенностях, с использованием лучших практик местного самоуправления в Российской Федерации. В статье представлен SWOT-анализ социально-экономического развития муниципальных образований города Севастополя, на основе которого проведено сравнение уровня развития Севастополя с лучшими практиками местного самоуправления Российской Федерации с целью совершенствования стратегического планирования внутригородских муниципальных образований. Сделан вывод о значительном потенциале развития внутригородских муниципальных образований благодаря особенностям данного региона и возможности совершенствования векторов социально-экономического развития, а также комплексной работе над созданием локальных нормативных актов по стратегическому планированию. Такие стратегии необходимы для понимания особенностей каждого муниципального образования и формирования грамотного подхода к развитию рассматриваемой территории. При этом разработанная стратегия развития муниципальных образований должна включать решение таких вопросов, как налоговые поступления в бюджет, грамотное распределение бюджетных средств, снижение безработицы, информированность населения об изменениях в законодательстве, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса. С помощью грамотно разработанной стратегии муниципальные образования смогут оптимизировать бюджетные расходы, привлечь дополнительные инвестиции, создать положительный имидж и улучшить условия жизни населения.

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке внутреннего гранта ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в рамках научного проекта «Исследование проблем и перспектив развития внутригородских муниципальных образований города Севастополя, определение направлений совершенствования нормативно-правового и методического обеспечения стратегирования социально-экономического развития муниципальных образований региона», научный проект № 521/06-31.

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10039

Research of problems and prospects for the socio-economic development of intra-city municipalities of the city of Sevastopol1

Shunevych O.B., Petrova A.V., Chernaya D.S.

The article deals with the problems and prospects of development of intracity municipalities of the city of Sevastopol. The insufficient effectiveness of normative documents on socio-economic planning in the region for the development of municipalities is substantiated, due to the existing problem of interaction between the governing bodies of the local level and at the level of the subject of the Russian Federation. This conclusion proceeds from the state of development of municipalities of the city of Sevastopol today in the field of information technology, finance, entrepreneurial activity, etc. To improve the state of socio-economic development, it is proposed to create normative acts on strategic planning of municipalities based on their regional characteristics, using best practices of local government in the Russian Federation.

The article presents a SWOT analysis of the socio-economic development of municipalities of the city of Sevastopol, on the basis of which a comparison is made of the level of development of the city of Sevastopol with the best practices of local self-government of the Russian Federation in order to improve the strategic planning of its intra-city municipalities. The conclusion is made about the significant potential for the development of municipalities due to the characteristics of this region and the possibility of improving the vectors of socio-economic development due to the integrated work on the creation of local regulatory acts on strategic planning. Such strategies are necessary for understanding the characteristics of each municipality and a competent approach to the development of the territory in question. At the same time, the developed strategy for the development of municipalities should include the solution of such issues as tax revenues to the budget, competent distribution of budget funds, the problem of unemployment, public awareness of changes in legislation, development and support of small and medium-sized businesses. With the help of a well-developed strategy, municipalities will be able to optimize budget expenditures, attract additional investments, create a positive image and improve the living conditions of the population.

i. The reported study was funded of the internal grant by Sevastopol State University «The study of problems and prospects for the development of intra-city municipalities of the city of Sevastopol, the identification of areas for improving the regulatory and methodological support for the strategy of socio-economic development of municipalities in the region» project number №521/06-31.

FOR CITATION APA

Shunevych O.B., Petrova A.V., Chernaya D.S. Research of problems and prospects for the socio-economic development of intra-city municipalities of the city of Sevastopol . Diskussiya [Discussion], 96, 36-44.

KEYWORDS

Strategic planning, municipalities, city of Sevastopol, socio-economic development, local government, best development practices, tax policy, informatization.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Шуневыч О.Б., Петрова А.В., Черная Д.С. Исследование проблем и перспектив социально-экономического развития внутригородских муниципальных образований города Севастополя // Дискуссия. - 2019. - Вып. 96. - С. 36-44.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Стратегическое планирование, муниципальные образования, город Севастополь, социально-экономическое развитие, местное самоуправление, лучшие практики развития, налоговая политика, информатизация.

Введение. Оценка эффективности социально-экономического развития является важной задачей на уровне муниципальных образований, региона и государства. Результаты анализа позволят определить стратегию социально-экономического развития путем выявления соответствия методов, механизмов и инструментов воздействия целям управления, делаются выводы и корректировка имеющихся стратегических планов.

На уровне муниципальных образований решаются актуальные ежедневные проблемы населения, связанные со здравоохранением, образованием, жилищно-коммунальной сферой и т.д. От сформированных органов муниципального управления население ожидает эффективной работы по предоставлению необходимых товаров и услуг.

Проблема эффективного взаимодействия региона и муниципалитетов также является актуальной, поскольку на данный момент в Российской Федерации ведется активная работа по формированию комплексной модели коммуникации и совместной деятельности муниципалитетов и административных субъектов. Данная модель должна обеспечить полноценное включение муниципалитетов в реализацию региональной стратегии социально-экономического развития, что станет залогом успеха в достижении стратегических целей развития.

В муниципальных образованиях города Севастополя присутствуют утвержденные нормативные документы по стратегическому планированию отдельных сфер жизнедеятельности. Однако на сегодняшний день существует необходимость в создании стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Севастополя (далее - Стратегия) в рамках стратегии города и плана мероприятий по их реализации. Главным условием разработки стратегий является учет особенностей каждого из муниципальных образований.

Цель исследования. Рассмотреть проблемы и перспективы социально-экономического развития внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Сравнить их с наиболее эффективными результатами работы органов местного самоуправления Российской Федерации

и выделить приоритетные направления организации муниципального управления в городе Севастополе.

Материал и методы исследования. Материалами для исследования послужили публикации российских и зарубежных ученых и практиков в области муниципального управления. Информационной базой стали нормативно-правовые и законодательные акты на уровне регионов, округов и Российской Федерации. В работе используются методы анализа, синтеза, систематизации, сравнения и обработки данных. Для исследования социально-экономического развития муниципальных образований города Севастополя применяется БШОТ-анализ.

Результаты исследования и их обсуждение. Обеспечение достойного качества жизни граждан является главной целью работы муниципальных и федеральных органов управления, чья политика должна быть «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1. Исходя из этого, при оценке эффективности деятельности органов управления муниципального уровня необходимо в первую очередь обращать внимание на социальную направленность проводимой социально-экономической политики, способствующей повышению уровня жизни населения [1]. Оценка качества жизни населения включает в себя исследование состояния здоровья, статуса занятости, статуса работы на протяжении всей жизни, статуса дохода, статуса потребления, состояния окружающей среды и проживания, статуса образования, безопасности и правопорядка, коррупционного статуса, морально-этических, духовных и культурных ценностей, статуса свободного времени и статуса гендерного равенства [ 2 ].

Экономический потенциал на муниципальном уровне не позволяет в полной мере реализовать принципы финансовой самостоятельности,

1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.09.2019).

что приводит к неспособности обеспечить достижение формулируемых на региональном уровне стратегических целей социально-экономического развития [3].

В «Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года» определены следующие особенности города1:

— историческое наследие города - символ России в черноморском регионе;

— уникальная береговая линия, создающая условия развития военной и гражданской морской инфраструктуры;

— обширная территория;

— наличие аэропорта на территории города с возможностью расширения до международного;

— благоприятные климатические условия для развития туристических и агропромышленных кластеров.

К экономическим возможностям муниципальных образований города Севастополя можно отнести [4]:

— развитие эффективной системы местного самоуправления;

1 Закон города Севастополя от 21 июля 2017 г. №357-3C «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https:// sev.gov.ru/files/strategy/357-zs.pdf (дата обращения: 10.08.2019).

— привлечение инвестиционных средств в развитие туристической сферы;

— грамотное распоряжение имеющимися земельным фондом и муниципальной собственностью;

— рост торговли;

— увеличение доходов от малого и среднего бизнеса;

— формирование позитивного отношения заинтересованных сторон к проводимым реформам.

Определить качественное состояние муниципальных образований города Севастополя позволяет БШОТ-анализ. Выбранный метод стратегического планирования дает возможность обозначить сильные и слабые стороны социально-экономического развития муниципалитетов, а также возможности и риски намеченных путей развития. БШОТ-анализ социально-экономического развития муниципальных образований города Севастополя представлен на рис. 1.

С целью развития отдельных муниципальных образований Российской Федерации нужно искать и популяризировать лучшие практики местного самоуправления. Успешный опыт муниципальных образований, который был внедрен на территории нашего государства, является своеобразной дорожной картой для органов местного самоуправ-

Сильные стороны Слабые стороны

1. Благоприятные природно-климатические условия для развития производственных, туристических и агропромышленных кластеров. 2. Культурно-историческое наследие города Севастополя. 3. Благоприятные условия для развития военной и гражданской морской инфраструктуры. 4. Действие режима свободной экономической зоны. 5. Наличие Черноморского флота ВМФ России и большого количества военных баз на территории 1. Ограничение внешнеэкономической деятельности из-за санкций со стороны международных сообществ. 2. Сложности с транспортным сообщением между Республикой Крым и материковой частью РФ. 3. Недостаточное количество собственных водных ресурсов, электроэнергии, теплоэнергии. 4. Изношенность инженерных сетей и сооружений. 5. Отсутствие крупных банков и других крупных компаний, обеспечивающих бизнес. 6. Неразвитая инфраструктура туризма. 7. Сложная экологическая обстановка. 8. Низкий уровень информатизации

Возможности Угрозы

1. Реализация проектов по энергоэффективности и энергетическому обеспечению. 2. Реализация проектов по развитию туризма. 3. Возможности полного (частичного) снятия санкций. 4. Реализация проектов по оптимизации транспортного сообщения как внутри полуострова, так и с материковой частью РФ. 5. Реализация проектов по водному обеспечению полуострова. 6. Реализация проектов по улучшению экологической ситуации. 7. Наличие финансовой поддержки из федерального бюджета 1. Сокращение финансовой поддержки из федерального бюджета. 2. Нехватка финансирования для реализации утвержденных программ и проектов. 3. Ужесточение экономических санкций. 4. Сложности в модернизации городских сетей и сооружений

Рис. 1. SWOT-анализ социально-экономического развития муниципальных образований города Севастополя

ления других населенных пунктов в поиске путей и способов использования внутренних ресурсов - первоосновы успешного поиска инвесторов и создания перспектив для дальнейшего развития территориальных общин.

В результате анализа лучших практик развития муниципальных образований РФ мы выделили следующие приоритетные направления организации муниципального управления и решения вопросов местного значения муниципальных образований1:

— обеспечение эффективной обратной связи с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах;

— градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства;

— муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами;

— укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне.

В частности, нами рассмотрен практический опыт муниципальных образований, который, по нашему мнению, дал наибольший практический эффект в сфере управления муниципальных образований в сфере управления муниципальными финансами и формирования муниципальной экономической политики в городских округах города Октябрьский Республики Башкортостан, города Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Сорочинском городском округе Оренбургской области и пр., а также в отдельных сельских поселениях.

Главной целью бюджетной и налоговой политики городского округа города Октябрьский, занявшего первое место во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика», является ускорение темпов наращивания собственного экономического потенциала. В округе проводятся ежемесячные встречи с руководителями предприятий, выезды, общение с коллективом предприятий - это позволяет всегда быть в курсе текущего состояния дел. С целью

1 Постановление Правительства РФ от 18 августа 2016 г. № 815

«О Всероссийском конкурсе "Лучшая муниципальная практика"» [Электронный ресурс]. URL: http://www.stavregion.ru/mestnoe-samoupravlenie/vserossijskij-konkurs-luchshaya-municipalnaya-praktika/ (дата обращения: 01.09.2019).

развития в городе информационных технологий для удовлетворения общественно-политических и экономических потребностей органов местного самоуправления создан «Центр информационных технологий». Были привлечены инвестиции в сферу теплоснабжения и обеспечено бесперебойное снабжение потребителей горячей водой, тепловой энергией2.

В муниципальных образованиях города Севастополя преобладает средний уровень износа объектов коммунального хозяйства, а экономическая эффективность централизованного теплоснабжения является отрицательной. Для решения данной проблемы требуются инвестиции -на модернизацию объектов генерации и передачи [5]. Отсюда следует необходимость внесения в Стратегию четко прописанных путей привлечения инвестиций и синхронизации планов между муниципалитетами. Состояние информатизации муниципальных образований в Севастополе также не соответствует современным требованиям. Внедрение передовых информационных и коммуникационных технологий позволит ускорить процесс анализа работы муниципальных образований для обеспечения быстрого реагирования и внедрения изменений, ориентированных на налаживание жизни города [6]. Необходим комплексный подход к внедрению информационных технологий в различные отрасли экономики для снижения финансовых и временных затрат при обмене информацией. Муниципальным образованиям города Севастополя необходимо отразить в Стратегии практику отслеживания состояния предприятий, взаимодействия и решения существующих проблем с целью улучшения качества оказываемых услуг, производства товаров и повышения уровня экономики.

Одним из приоритетных направлений бюджетной и налоговой политики города Сургута является обеспечение ответственного управления муниципальными финансами, осуществление бюджетного процесса на основе принципов предсказуемости и преемственности бюджетной деятельности. В городе с 2017 года инициирование новых расходных обязательств автоматизировано с помощью системы СКИФ-БП. Для ознакомления

2 Сборник лучших муниципальных практик по итогам проведения Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в 2018 году в номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ f77f646b-df85-469a-9166-2cab2565e1d5/sbornik2018.pdf?MOD-=AJPERES&CACHEID=f77f646b-df85-469a-9166-2cab2565e1d5 (дата обращения: 03.09.2019).

с актуальной информацией о бюджете внедрена подсистема «Бюджет для граждан», а также ведется работа по повышению уровня финансовой грамотности населения. Город Сургут является единственным городом в Ханты-Мансийском автономном округе, осуществившим оценку кредитоспособности с привлечением международного рейтингового агентства.

Рассмотренные практические результаты работы нацелены на решение существующих финансовых проблем муниципальных образований, повышение эффективности управления финансами, формирование устойчивых позитивных изменений в качестве управления муниципальными финансами, содействие достижению сбалансированности, росту доходной базы местных бюджетов и оптимизации бюджетных расходов, снижению долговой нагрузки, возможности их распространения в других муниципальных образованиях. Сформированы проекты для создания комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности: «Сделано в Сургуте», «Создание МФЦ для бизнеса» и др.

На сегодняшний день в муниципальных образованиях города Севастополя существуют трудности в ведении предпринимательской деятельности, связанные с международными санкциями и теневой работой юридических и физических лиц. Ключевым направлением оказания поддержки малому и среднему бизнесу является содействие развитию некоммерческих организаций «Севастопольский фонд поддержки субъектов предпринимательства», «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Севастополе», «Микрофинансовая организация фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Севастополе». Целесообразным будет внесение в Стратегию мероприятий и проектов, направленных на повышение информированности об условиях ведения предпринимательской деятельности, а также создание необходимых комфортных условий для ее осуществления.

Третье место во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» занял Сорочинский городской округ Оренбургской области. Основными направлениями работы в округе являются борьба с задолженностями по налоговым платежам, повышение качества администрирования доходов, поиск и внедрение новых источников неналоговых доходов. Осуществлены меры по оптимизации бюджетных расходов.

На данный момент в городе Севастополе собственные налоговые и неналоговые поступления составляют около 30% от общего размера доходов бюджета. Поэтому в бюджете муниципалитетов возникает неустойчивость. Размеры дохода зависят от трансфертов и федерального бюджета. С учетом имеющейся практики Сорочинского городского округа можно утверждать, что муниципальные образования города Севастополя должны внести в Стратегию пути дополнительных налоговых поступлений в бюджет.

Стратегия развития муниципальных образований города Севастополя также должна иметь многовекторное развитие. Направления и векторы развития социально-экономического развития города Севастополя обозначены на рис. 2 [ 7 ].

Жизнеобеспечение Предпринимательство

Экология Градостроительство ЖКХ Про мыпшгнно сть Бизнес Инновации

Самоуправление Безопасность Коммуникации Образование Здраво охранение Культура

Граащаиское общество Человеческий потенциал

Рис. 2. Основные стратегические направления и векторы развития Севастополя

Одним из ключевых моментов должно стать решение таких вопросов:

1)обеспечение сбалансированности и роста доходной базы местных бюджетов;

2) оптимизация бюджетных расходов;

3) снижение долговой нагрузки.

Решение кроется в изменениях отраслевой

структуры налоговых поступлений, а также развитии и использовании неналогового потенциала земельных ресурсов в форме инвентаризации и оформления прав на земельные участки, проведении мониторинга договоров аренды.

Немаловажным является и вопрос информированности граждан об изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве. Необходимо постоянно обновлять информацию на официальных сайтах органов местного самоуправления, например, о сроках уплаты налогов. Также навигация данных сайтов должна быть проста и понятна для пользователей. Это будет способствовать своевременному поступлению налогов в бюджет.

Стратегия развития муниципальных образований должна включать программу по минимизации безработицы. Перед созданием такой программы необходимо предварительно провести качественный анализ количества безработных для оказания им помощи при трудоустройстве, а также определения кадрового потенциала муниципалитетов. При этом необходимо определить причины безработицы. Для решения данного вопроса нужно привлечь Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя.1

Задача повышения эффективности распределения финансов муниципальных образований города Севастополя, в том числе бюджетных расходов, должна быть обозначена в Стратегии в качестве одной из ключевых. Политика распределения бюджетных ассигнований между муниципальными образованиями должна быть наиболее прозрачной. Необходимо проводить оптимизацию расходов на содержание местного самоуправления. Этого можно достигнуть с помощью внедрения ряда процедур:

1) грамотная организация казначейской системы исполнения местных бюджетов;

2) формирование местных бюджетов по программно-целевому принципу;

3) проведение совместных закупочных процедур;

4) реализация проектов поддержки местных инициатив граждан (инициативное бюджетирование).

Рассмотренные ранее стратегии работы некоторых муниципальных образований включают в себя развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства. Исходя из этого в стратегию развития муниципальных образований города Севастополя должна быть включена программа по имущественной, информационной и консультационной поддержке малого и среднего предпринимательства.

Муниципальная экономическая политика Севастополя должна быть направлена на создание положительного имиджа города, привлечение дополнительных инвестиций со стороны государственных и частных партнеров и формирование целостной системы стратегического управления. Существует необходимость в развитии коопераций на территории муниципальных образований,

1 Решение Думы города Сургута от 28 мая 2015 г. №718-V ДГ «О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.city-strategy. ru/upload/document/Surgut_strategy_2030.pdf (дата обращения: 05.09.2019).

а также кластеризации отраслей экономики как способа поддержки малого и среднего бизнеса.

Практическая деятельность муниципальных образований в сфере управления муниципальными финансами и формирования муниципальной экономической политики направлена на обеспечение фундаментального баланса системы управления. Городские округа, занимающие лидирующие места по эффективности проводимых мероприятий, характеризуются четкостью функционирования, прозрачностью процесса распределения средств, рациональностью использования имущественного комплекса, а также доступностью информации о процессах финансирования и бюджетирования для граждан.

Главной целью стратегического плана развития муниципальных образований должно быть создание комфортных и благоприятных условий для проживания населения. Ключевым направлением стратегического планирования - рост уровня и качества жизни населения, а также решение острых социальных проблем. При этом средством достижения данных целей являются преобразования в экономической сфере.

Одним из важных вопросов, которые должна решать стратегия развития муниципальных образований, является установление связи между органами управления и населением, которое проживает на данной территории. Для этого нужно соблюдать принцип публичности, т.е. должны быть учтены мнения всех заинтересованных сторон, к которым можно отнести власть, бизнес и общественность. В разработке плана стратегического развития муниципального образования должны принимать участие те, кто будет его ре-ализовывать в дальнейшем. Существует также необходимость в проведении различных совещаний, семинаров, конференций, на которых будут присутствовать представители различных сфер.

Для создания положительного имиджа муниципальных образований городские власти помимо умелого управления образованиями должны разработать маркетинговый план. При правильном подходе маркетинг будет являться инструментом, который поможет городским властям продвигать и укреплять позиции муниципальных образований города Севастополя среди других городов. Использование современных технологий - интернет, социальные сети, позволит упростить общение между всеми заинтересованными сторонами [8].

Еще одним приоритетным направлением передового опыта в стратегии развития муни-

ципальных образований является развитие различных видов туризма. Основным направлением для Севастополя может стать культурно-исторический туризм. Это обусловлено огромным количеством исторических ценностей в регионе и наличием богатого культурного наследия. Для развития культуры города нужно разработать методы привлечения инвестиций: они позволят сохранить памятники и объекты культурного наследия, произвести их паспортизацию, реставрацию, возвести новые культурные объекты, что повысит туристический потенциал города [ 9 ].

Также одним из важных направлений является винный туризм, поскольку регион обладает достаточным количеством уникальных виноделен и сортов винограда. Для улучшения стратегии развития по данному направлению может быть составлена общая карта туристических мест муниципальных образований. Кроме этого, значительные усилия должны быть направлены на развитие гостиниц, предприятий общественного питания и разработку качественных маршрутов, в том числе аудиомаршрутов. Существует также

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Савруков А.Н., Савруков Н.Т. Методический подход и критерии оценки эффективности государственного управления в регионах // Финансы и кредит. 2017. Т. 23, вып. 7. C. 388-402.

2. Puskorius S. The Methodology of Calculation the Quality of Life Index // International Journal of Information and Education Technology. 2015. Vol. 5, no. 2. P. 156-159.

3. Новосёлов А.С., Маршалова А.С., Ждан Г.В. Эффективная институциональная система управления как условие комплексного регионального муниципального развития // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 1. С. 143-147.

4. Висторобская Е.Н. Формирование стратегии социально-экономического развития муниципального образования как залог эффективного управления // Альманах мировой науки. Люберцы: АР-Консалт, 2016. С. 14-21.

5. Мошкина Н.А. Стратегия развития муниципальных образований на современном этапе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. Т. 1, № 1. С. 18-21.

6. Xiao Y., Sun H., Luan B. A Study on the Education of Data Analysing Technology for the Urban Planning in the New

References

1. Savrukov A.N., Savrukov N.T. Metodicheskij podhod i kriterii ocenki effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya v regio-nah [Methodological approach and criteria for assessing the effectiveness of public administration in the regions]. Finansy i kredit. 2017. T. 23, vyp. 7. C. 388-402.

2. Puskorius S. The Methodology of Calculation the Quality of Life Index. International Journal of Information and Education Technology. 2015. Vol. 5, no. 2. P. 156-159.

3. Novosyolov A.S., Marshalova A.S., ZHdan G.V. Effektivnaya institucional'naya sistema upravleniya kak uslovie kompleks-

необходимость в создании новых туристических объектов для привлечения большего количества туристов. Развитие данного направления привлечет дополнительные инвестиции в муниципальные округи, а также сократит безработицу [10].

Выводы. На основании опыта ведущих регионов в сфере развития муниципальных образований были предложены направления разработки стратегии муниципальных образований города Севастополя. Показано, что стратегическое планирование муниципальных образований должно учитывать особенности региона, а реализация программы - носить универсальный характер. Основной стратегической целью разработки стратегии должно быть устойчивое социально-экономическое развитие муниципальных образований. Стратегия развития муниципальных образований города Севастополя должна быть многовекторной и охватывать такие направления, как туризм, поддержка малого и среднего бизнеса, эффективное управление муниципальными финансами, поддержание положительного имиджа муниципальных образований и ряд других.

Data Environment // International Journal of Information and Education Technology. 2019. Vol. 9, no. 3. P. 201-205.

7. Черная Д.С., Шуневыч О.Б. Особенности стратегического планирования развития муниципальных образований города Севастополя // Современная мировая экономика: проблемы и перспективы в эпоху развития цифровых технологий и биотехнологии: сб. науч. ст. по итогам работы шестого Международ. круглого стола. Москва: Конверт, 2019. С. 54-57.

8. Bartkowiak P., Krzakiewicz M. Shaping of the intramunicipal relations in the contemporary local government on the city of Poznan example // Management, Sciendo. Vol. 22, no. 1. P. 194-207. 2017 г.

9. Шуневыч О.Б. Петрова А.В. Стратегическое планирование развития туризма в муниципальных образованиях г. Севастополя // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе: сб. науч. тр. Симферополь: КФУ им. В.И. Вернадского, 2019. С. 227-231.

10. Власова Н.Ю. Развитие туристического потенциала в стратегиях социально-экономического развития муниципальных образований // Туризм как фактор регионального развития: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., 20 апр. 2018 г. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2018. С. 29-32.

nogo regional'nogo municipal'nogo razvitiya [Effective institutional management system as a condition for integrated regional municipal development]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politicheskie, sociologicheskie i eko-nomicheskie nauki. 2018. № 1. S. 143-147.

4. Vistorobskaya E.N. Formirovanie strategii social'no-eko-nomicheskogo razvitiya municipal'nogo obrazovaniya kak zalog effektivnogo upravleniya [Formation of the strategy of social and economic development of the municipality as a guarantee of effective management]. Al'manah mirovoj nauki. Lyubercy: AR-Konsalt, 2016. S. 14-21.

5. Moshkina N.A. Strategiya razvitiya municipal'nyh obrazovanij na sovremennom etape [Strategy of development of municipalities at the present stage]. Mezhdunarodnyj zhurnal guman-itarnyh i estestvennyh nauk. 2016. T. 1, № 1. S. 18-21.

6. Xiao Y., Sun H., Luan B. A Study on the Education of Data Analysing Technology for the Urban Planning in the New Data Environment. International Journal of Information and Education Technology. 2019. Vol. 9, no. 3. P. 201-205.

7. CHernaya D.S., SHunevych O.B. Osobennosti strategicheskogo planirovaniya razvitiya municipal'nyh obrazovanij goroda Sevastopolya [Features of strategic planning of development of municipalities of the city of Sevastopol]. Sovremennaya mirovaya ekonomika: problemy i perspektivy v epohu razvitiya cifrovyh tekhnologij i biotekhnologii: sb. nauch. st. po ito-gam raboty shestogo Mezhdunarod. kruglogo stola. Moskva: Konvert, 2019. S. 54-57.

Информация об авторе

Шуневыч О.Б., кандидат экономических наук, доцент, Севастопольский государственный университет (г. Севастополь, Российская Федерация). Почта для связи с автором: shob2008@ mail.ru

Петрова А.В., магистрант, Севастопольский государственный университет (г. Севастополь, Российская Федерация). Почта для связи с автором: lesiyandric@yandex.ru

Черная Д.С., магистрант, Севастопольский государственный университет (г. Севастополь, Российская Федерация). Почта для связи с автором: dariachornaya@yandex.ru

Вклад соавторов

Необходимо отметить особый вклад Шуневыч О.Б. - содействие подбору аналитических данных при подготовке данной статьи, а также вклад Петровой А.В. - обзор публикаций по теме статьи, анализ полученных данных, Черной Д.С. - разработка дизайна исследования и редактирование элементов статьи.

Информация о статье

Дата получения статьи: 09.09.2019

Дата принятия к публикации: 15.10.2019

© Шуневыч О.Б., Петрова А.В., Черная Д.С., 2019.

8. Bartkowiak P., Krzakiewicz M. Shaping of the intramunicipal relations in the contemporary local government on the city of Poznan example. Management, Sciendo. Vol. 22, no. 1. P. 194-207. 2017 r.

9. SHunevych O.B. Petrova A.V. Strategicheskoe planirovanie razvitiya turizma v municipal'nyh obrazovaniyah g. Sevastopolya [Strategic planning of tourism development in Sevastopol municipalities]. Problemy i perspektivy razvitiya turizma v YUzhnom federal'nom okruge: sb. nauch. tr. Simferopol': KFU im. V.I. Vernadskogo, 2019. S. 227-231.

10. Vlasova N.YU. Razvitie turisticheskogo potenciala v strategiyah social'no-ekonomicheskogo razvitiya municipal'nyh obrazovanij [Development of tourist potential in strategies of social and economic development of municipalities]. Turizm kak faktor regional'nogo razvitiya: materialy VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 20 apr. 2018 g. Ekaterinburg: Izd-vo UrGEU, 2018. S. 29-32.

Author Info

Shunevych O.B., Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Sevastopol State University» (Sevastopol, Russian Federation). Corresponding author: shob2008@mail.ru

Petrova A.V., Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Sevastopol State University» (Sevastopol, Russian Federation). Corresponding author: lesiyandric@yandex.ru

Chernaya D.S., Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Sevastopol State University» (Sevastopol, Russian Federation). Corresponding author: dariachornaya@yandex.ru

It is necessary to note the special contribution of Shunevych O.B. in facilitating the selection of analytical data in the preparation of this article, as well as the contribution of Petrova A.V. for a review of publications on the topic of the article, an analysis of the data, and Chernaya D.S. research design development and editing of article elements.

Article Info

Received for publication: 09.09.2019 Accepted for publication: 15.10.2019

© Shunevych O.B., Petrova A.V., Chernaya D.S., 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.