Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кричевец Екатерина Александровна, Князева Ольга Олеговна

В статье изучена роль инвестиционной деятельности предприятий в экономической системе. Проанализировано современное состояние инвестиционной деятельности предприятий Республики Крым и города федерального значения Севастополь. Изучена структура основных направлений осуществления инвестиций. Исследованы основные параметры, характеризующие результативность функционирования свободной экономической зоны, действующей на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: динамика количества договоров с участниками СЭЗ, объем инвестиционных ресурсов, величина выручки. Также проанализировано распределение инвестиционных проектов по отраслям экономики. В статье выявлен ряд факторов, который оказывает негативное влияние на состояние инвестиционной деятельности предприятий Крыма и Севастополя. Изложены основные конкурентные преимущества рассматриваемых регионов на рынке инвестиций. Предложены направления улучшения инвестиционного климата регионов и активизации инвестиционной деятельности предприятий Крыма и Севастополя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кричевец Екатерина Александровна, Князева Ольга Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT ACTIVITIES OF ENTERPRISES OF CRIMEA AND SEVASTOPOL: THE CURRENT STATE AND WAYS OF IMPROVEMENT

The article explores the role of investment activities of enterprises in the economic system. The current state of investment activities of enterprises of the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol has been analyzed. The structure of the main areas of investment has been studied. The main parameters that characterize the functioning of the free economic zone operating in the territories of the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol have been studied: dynamics of the number of contracts with the participants of the FEW, the volume of investment resources, the amount of revenue. The distribution of investment projects by sectors of the economy was also analyzed. The article identifies a number of factors that have a negative impact on the state of investment activities of enterprises in Crimea and Sevastopol. The main competitive advantages of the regions under consideration in the investment market are outlined. We proposed ways to improve the investment climate of the regions and intensify investment activities of enterprises in Crimea and Sevastopol.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

УДК 330:336.581

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Кричевец Екатерина Александровна, кандидат экономических наук, доцент,

Князева Ольга Олеговна, магистрант; ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Севастополь,

Российская Федерация

Аннотация: В статье изучена роль инвестиционной деятельности предприятий в экономической системе. Проанализировано современное состояние инвестиционной деятельности предприятий Республики Крым и города федерального значения Севастополь. Изучена структура основных направлений осуществления инвестиций. Исследованы>1 основные параметры, характеризующие результативность функционирования свободной экономической зоныi, действующей на территориях Республики Крыш и города федерального значения Севастополя: динамика количества договоров с участниками СЭЗ, объем инвестиционных ресурсов, величина выручки. Также проанализировано распределение инвестиционных проектов по отраслям экономики. В статье выявлен ряд факторов, который оказывает негативное влияние на состояние инвестиционной деятельности предприятий Крыма и Севастополя. Изложены>1 основные конкурентные преимущества рассматриваемых регионов на рынке инвестиций. Предложены! направления улучшения инвестиционного климата регионов и активизации инвестиционной деятельности предприятий Крыма и Севастополя. Ключевые слова: инвестиции; инвестиционная деятельность; предприятие; свободная экономическая зона; проблемы>1 инвестиционной деятельности.

INVESTMENT ACTIVITIES OF ENTERPRISES OF CRIMEA AND SEVASTOPOL: THE CURRENT STATE AND WAYS OF IMPROVEMENT

Krichevets Ekaterina Alexandrovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Knyazeva Olga Olegovna, master's degree; Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

Abstract: The article explores the role of investment activities of enterprises in the economic system. The current state of investment activities of enterprises of the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol has been analyzed. The structure of the main areas of investment has been studied. The main parameters that characterize the functioning of the free economic zone operating in the territories of the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol have been studied: dynamics of the number of contracts with the participants of the FEW, the volume of investment resources, the amount of revenue. The distribution of investment projects by sectors of the economy was also analyzed. The article identifies a number of factors that have a negative impact on the state of investment activities of enterprises in Crimea and Sevastopol. The main competitive advantages of the regions under consideration in the investment market are outlined. We proposed ways to improve the investment climate of the regions and intensify investment activities of enterprises in Crimea and Sevastopol.

Keywords: investment; investment activity; enterprise; free economic zone; problems of investment activity.

Для цитирования: Кричевец, Е. А. Инвестиционная деятельность предприятий Крыма и Севастополя: современное состояние и пути совершенствования / Е. А. Кричевец, О. О. Князева. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. - № 5 (57). - С. 78-84. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/№-5-57-2021/5-57-2021/

For citation: Krichevets E.A., Knyazeva O.O. Investment activities of enterprises of Crimea and Sevastopol: the current state and ways of improvement // Scince without borders, 2021, no. 5 (57), pp. 78-84.

В настоящее время все страны стоят перед необходимостью преодоления последствий кризиса, вызванного распространением новой коронавирус-ной инфекции. Одним из перспективных путей активизации национальной экономической системы является стимулирование инвестиционной деятельности отечественных субъектов экономической деятельности.

В современной научной литературе распространено довольно много подходов к определению сущности инвестиционной деятельности субъектов экономики. Чаще всего под инвестиционной деятельностью понимается деятельность, которая связана с приобретением и продажей внеоборотных активов, а также долгосрочными финансовыми вложениями в другие организации [1]. Наиболее четкая и полная трактовка данного термина изложена в Федеральном Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в соответствии с которым под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [2]. Необходимо отметить, что инвестиционная деятельность регулируется законодательно. Принятие законов и иных нормативных актов, регламентирующих различные фазы инвестиционного процесса, является важным направлением государственной инве-

стиционной политики государства.

Российская Федерация держит курс на модернизацию экономики и ее инновационное развитие, основным фактором которого является обеспечение высокой инвестиционной активности, которая способствует обеспечению экономического роста и повышению благосостояния населения.

Наращивание объемов инвестиций и совершенствование системы управления инвестиционной деятельностью предприятий является основополагающим условием структурной перестройки хозяйства, которая создает предпосылки экономического роста. От эффективности и интенсивности инвестиций предприятий зависит как производственный потенциал города и региона, так и отраслевая и воспроизводственная структура общественного производства, что обуславливает актуальность настоящего исследования.

Пакеты санкций, как ограничительных мер в качестве реакции на «незаконную аннексию Крыма и Севастополя Российской Федерацией», введенные западными странами после 2014 г., в том числе включают запрет на осуществление инвестиции в регионе; санкции практически полностью отделили Крым и Севастополь от инвестиционной деятельности Российской Федерации. Поэтому целью данной работы является поиск путей совершенствования системы управления инвестиционной деятельностью предприятий города Севастополь с учетом

особенностей современной экономико-политической ситуации.

Управление инвестициями - это сложная многоплановая система, которая направлена на реализацию перспективных способов капиталовложений для расширения деятельности предприятия и повышение ее эффективности. Данный процесс включает в себя анализ, прогнозирование и дальнейшее регулирование ситуации на рынке инвестиций [3].

Оживление инвестиционной деятельности на сегодняшний день является одним из главных направлений экономической страны и отдельных регионов. Для инвесторов особое значение имеет инвестиционный потенциал региона как «совокупная возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятно-

Как видно по материалам рис. 1, практически половина инвестиционных ресурсов направлена на финансирование приобретения зданий и соо-

го инвестиционного климата инвестиционную деятельность в масштабах, определенных экономической политикой региона» [3, 4, 5].

Анализируя поступление объема инвестиций в основной капитал предприятий г. Севастополь за последние 5 лет, можно отметить их рост в 3,58 раза (с 7,5 млрд руб. в 2015 г. до 26,83 млрд руб. в 2020 г.). При этом доля внебюджетных вложений составила 56 %.

В 2020 г. основным источником финансирования инвестиций явились привлеченные средства: на их долю пришлось 82,4 % вложений. Соответственно за счет собственных средств было профинансировано лишь 17,6 % инвестиций.

Результаты анализа структура направлений осуществления инвестиций представлена на рис. 1.

ружений, а также на мелиоративные мероприятия (более 48 %). Наименьшей популярностью пользуются вложения в объекты интеллектуальной

Здантил сооружения, расходы на улучшение земель ~ 48.50%

Прочие 7.30%

Объекты интеллектуальной собственно ста 1.10%

\Тятштттъттт

оборудование.

включая хозяйств енньш пне ентарьл другие объекты, транспортные средства 43.10%

Рисунок 1 - Структура направлений осуществления инвестиций предприятиями города федерального значения Севастополя в 2020 г., %

Составлено автором по: [6]

собственности (на их финансирования потрачено чуть более 1 %).

Как упоминалось ранее, из-за политических санкций, на территории г. Севастополь и республики Крым деятельность зарубежных компаний приостановлена, вследствие чего осуществление инвестиционной деятельности крайне затруднено. В качестве определенной контрмеры с 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный Закон от 29.11.2014 № 377-Ф3 «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [7]. Свободная экономическая зона создана сроком на 25 лет с возможностью продления. Создание СЭЗ предполагает особый режим осуществления предпринимательской и других видов деятельности, которое включает льготное налогообложение и применение

таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Участником СЭЗ может стать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, зарегистрированное на территории Крыма или г. Севастополь, которое состоит на налоговом учете в местном налоговом органе и подало инвестиционную декларацию. Согласно данному договору субъектам малого и среднего предпринимательства необходимо инвестировать в свой бизнес в Крыму и Севастополе в течение 3-х лет не менее 3 млн рублей. Другие инвесторы - не менее 30 млн рублей [7].

За 2015-2020 г. Республикой Крым и городом Севастополь с участниками свободной экономической зоны заключено 1918 договоров о деятельности, из них 485 - в г. Севастополь и 1433 - в Республике Крым. Динамика количества участников свободной экономической зоны за период 20152020 гг. представлена на рис. 2.

2500

2000

1500

1000

500

1Э1 =

1655 1714 1704

955

36Е

2С15

2С16

2С17

2013

2019

2020

Рисунок 2 - Количество договоров с участниками свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения

Севастополя в 2015-2020 г., шт.

Составлено автором по: [6, 8]

Участники свободной экономиче- - 1349) в различных отраслях и секто-ской зоны реализуют на территориях рах экономики. Распределение инве-Республики Крым и г. Севастополя 1 стиционных проектов по различным 789 инвестиционных проектов (в г. Се- отраслям показано на рис. 3. вастополе - 440 и в Республике Крым

: so íoo 150 zoo zso зс:

Строительгггво S7 275

Промышленность 214

Услуги ^^^^^^^^^^^^^^ Щ 195

"орговлл ^■ SE ^04

Сельское хозяйство ^^

Курорты и туризм 132

Транспорт т ¿3 Социальная сфера Ц "ЭК 15

Прочие 2S

■ Севастополь ■ Республика Крым

Рисунок 3 - Распределение инвестиционных проектов по отраслям экономики, шт.

Составлено автором по: [6, 8]

Как видно по рис. 3, наибольшее количество инвестиционных проектов в Крыму осуществляется в сфере строительства и в отрасли промышленного производства, а в городе Севастополь - в сфере услуг, а также промышленного производства.

Общий объем инвестиций участников свободной экономической зоны за 2020 г. в г. Севастополь составил 11 969,1 млн руб., что на 9 % превышает аналогичный показатель за 2019 год.

Объем выручки участников свободной экономической зоны от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг за 2020 г. в г. Севастополь составил 49 147,2 млн руб., что на 18 %, чем в 2019 году. При этом доля выручки, которая получена индивидуальными предпринимателями, составляет более 35 %. Также необходимо отметить, что создание СЭЗ позволило сократить среднегодовой уровень безработицы в г. Севастополь на 0,4 процентных пункта (то есть до 3,9 %) [6].

Также как способ защиты от западных санкций органы власти Респу-

блики Крым предложили привлечь инвестиции, создав в регионе «особые административные районы» (ОАР) в дополнение к действующей СЭЗ, главным преимуществом которых является конфиденциальность деятельности инвесторов из других регионов России. Участниками ОАР могут стать российские компании, которые зарегистрированы в любом регионе, но не имеют филиалов и представительств за пределами полуострова. Резидентам ОАР необходимо заключить с правительствами Крыма и Севастополя договор об условиях деятельности в ОАР и предоставить инвестиционную декларацию [9].

Необходимо отметить, что город Севастополь имеет в сфере инвестиционной деятельности весьма существенные конкурентные преимущества:

- выгодное географическое расположение;

- наличие незамерзающего порта;

- развитость рыбной промышленности;

- развитость транспортной инфра-

структуры;

- развитая отрасль виноделия;

- известность Севастополя как исторического бренда;

- высокий уровень образованности и культуры населения;

- наличие потенциала для развития туризма;

- наличие базы для судостроения и судоремонта;

- развитый 1Т-рынок.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что Правительству г. Севастополь необходимо развивать и поддерживать инвестиционную активность предприятий, создавая при этом благоприятные условия для осуществления инвестиционных проектов и активно используя имеющи-

еся конкурентные преимущества. При этом необходимо отметить, что одной из самых сложных проблем, требующих незамедлительного решения, является нехватка долгосрочных финансовых ресурсов для финансирования инвестиционной деятельности. При этом, на наш взгляд, необходимо уделить особое внимание поиску финансовых ресурсов внутри экономической системы Крыма и Севастополя, что обеспечит сохранение инвестиционного дохода внутри регионов, даст дополнительный импульс их развитию.

Особую актуальность, на наш взгляд, имеют вопросы комплексной оценки инвестиционной привлекательности региона, чему будут посвящены дальнейшие исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вершинина, А. А. Прямые иностранные инвестиции и особенности их привлечения в экономику страны и региона / А.А. Вершинина. - Текст : непосредственный // Экономика, статистика и информатика. - 2018. - № 3. - С. 23-29.

2. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный Закон от 25.02.1999 № 39-Ф3. - Текст : электронный. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения: 30.04.2021)

3. Ахмадеев, А. М. Основные направления инвестиционной политики России на современном этапе / А. М. Ахмадеев. - Текст : непосредственный // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2020. - № 1 (31). - С. 15-21.

4. Вахромеева, М. П. Современные особенности инвестиционной политики в России / М. П. Вахромеева, Н. О Субботина. - Текст : непосредственный // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - Т. 4, № 3. - С. 35-39.

5. Дегтярев А. Инвестиционный потенциал муниципальных образований: неформальное взаимодействие власти и бизнеса / А. Дегтярев, Р. Маликов, К. Гришин. -Текст : непосредственный // Общество и экономика. - 2017. - № 2. - С. 141-156.

6. Инвестиционный портал регионов России - Текст : электронный. - URL: https:// www.investinregions.ru/ (дата обращения: 29.04.2021)

7. О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный Закон от 26.11.2014 № 377-ФЗ. -Текст : электронный. - URL: https://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_171495/ (дата обращения: 30.04.2021)

8. Официальный сайт Правительства Севастополя - Текст : электронный. - URL: https://sev.gov.ru/ (дата обращения: 29.04.2021)

9. Стратегия социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года -Текст : электронный. - URL: https://sev.gov.ru/files/strategy/357-zs.pdf (дата обраще-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния: 29.04.2021) REFERENCE

1. Vershinina A.A. Pryamye inostrannye investicii i osobennosti ih privlecheniya v ekonomiku strany i regiona [Foreign direct investment and the peculiarities of attracting them to the economy of the country and the region]. Ekonomika, statistika i informatika, 2018, no. 3, pp. 23-29.

2. Ob investicionnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii, osushchestvlyaemoj v forme kapital'nyh vlozhenij: Federal'nyj Zakon ot 25.02.1999 № 39-Ф3 [On investment activities in the Russian Federation carried out in the form of capital investments: Federal Law of February 25, 1999, No. 39-FZ]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_22142/ (accessed 30 April 2021)

3. Akhmadeev A.M. Osnovnye napravleniya investicionnoj politiki Rossii na sovremennom etape [The main directions of the investment policy of Russia at the present stage]. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika, 2020, 1 (31), pp. 15-21.

4. Vakhromeeva M.P., Subbotina N.O. Sovremennye osobennosti investicionnoj politiki v Rossii [Modern features of investment policy in Russia]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya, 2019, iss. 4, no. 3, pp. 35-39.

5. Degtyarev A. Investicionnyj potencial municipal'nyh obrazovanij: neformal'noe vzaimodejstvie vlasti i biznesa [Investment potential of municipalities: informal interaction between government and business]. Obshchestvo i ekonomika, 2017, 2, p. 141156.

6. Investicionnyj portal regionov Rossii [Investment portal of Russian regions] Available at: https://www.investinregions.ru/ (accessed 29 April 2021)

7. O razvitii Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya i svobodnoj ekonomicheskoj zone na territoriyah Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya Federal'nyj Zakon ot 26.11.2014 № 377-FZ [On the development of the Republic of Crimea and the city of federal importance of Sevastopol and the free economic zone in the territories of the Republic of Crimea and the city of federal importance of Sevastopol: Federal Law of November 26, 2014, No. 377-FZ]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171495/ (accessed 30 April 2021)

8. Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Sevastopolya [Official website of the Government of Sevastopol]. Available at: https://sev.gov.ru/ (accessed 29 April 2021)

9. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya goroda Sevastopolya do 2030 goda: Zakon Sevastopolya ot 21.07.2017 No 357-SZ [The strategy of social and economic development of the city of Sevastopol until 2030: Law of Sevastopol of July 21, 2017, No. 357-ZS] Available at: https://sev.gov.ru/files/strategy/357-zs.pdf (accessed 29 April 2021)

Материал поступил в редакцию 18.05.2021 © Кричевец Е.А., Князева О.О., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.