Научная статья на тему 'Механизмы модернизации казначейской системы России'

Механизмы модернизации казначейской системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / AUTOMATED CONTROL SYSTEM / ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО (ФК) / FEDERAL TREASURY (FT) / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ENGINEERING SUPPORT OF INFORMATION AND CALCULATION SYSTEM / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / БЮДЖЕТ / BUDGET / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / BUDGETARY SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Одиноков Ренат Насибуллаевич

Успешная реализация проекта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации» повысит качество управления государственными финансами, позволит создать современные системы управления бюджетными ресурсами. В статье проанализирован ход выполнения этого проекта, а также направления его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of treasury system modernization

Successful realization of the project Modernization of Treasury of Russian Federation shall improve the quality of public finance management, shall allow create up to date systems of budgetary resources management. The article analyses the progress of this progress as well as directions of its improvement.

Текст научной работы на тему «Механизмы модернизации казначейской системы России»

о <

о

о о

> <

Механизмы модернизации казначейской системы России

Mechanism of treasury system modernization

УДК 336.7

Одиноков Ренат Насибуллаевич

аспирант Пензенского государственного университета

440026, г. Пенза, ул. Красная, д. 40

Odinokov Renat Nasibullaevich

440026, Penza, ul. Krasnaya, 40

Успешная реализация проекта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации» повысит качество управления государственными финансами, позволит создать современные системы управления бюджетными ресурсами. В статье проанализирован ход выполнения этого проекта, а также направления его совершенствования.

Successful realization of the project "Modernization of Treasury of Russian Federation" shall improve the quality of public finance management, shall allow create up to date systems of budgetary resources management. The article analyses the progress of this progress as well as directions of its improvement.

Ключевые слова: автоматизированная система управления, Федеральное казначейство (ФК), инженерное обеспечение информационно-вычислительной системы, информационно-коммуникационные технологии, бюджет, бюджетная система

Keywords: automated control system, Federal Treasury (FT), engineering support of information and calculation system, information and communication technologies, budget, budgetary system

Процесс модернизации и развития казначейской системы в настоящее время становится одним из ключевых элементов государственной бюджетной политики и всего комплекса реформ бюджетной системы страны [1]. Основные мероприятия по модернизации казначейской системы РФ в последние годы были направлены на создание условий, обеспечивающих разработку, внедрение и эксплуатацию автоматизированной системы Федерального казначейства (далее — АС ФК).

Информационные технологии, автоматизация обработки финансовой информации, конечно же, в той или иной степени применялись в Федеральном казначействе (далее — ФК) практически с момента его создания. За прошедшие годы интенсивно развивалось бюджетное законодательство, активно видоизменялись и множились функции, возложенные на Казначейство России. На несколько порядков возрос объем данных, ежедневно обрабатываемых органами ФК. В этих условиях стала очевидной необходимость скорейшего перехода от автоматизации отдельных фрагментов в осуществлении функций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней к всеобъемлющему комплексному решению в области автоматизации этих функций, а также перехода от разрозненных массивов данных по исполнению бюджетов, аккумулирующихся в нескольких тысячах отделений ФК

(ОФК) на территории нашей огромной страны, к единым базам данных, структурированным и унифицированным в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, бюджетной классификации, единых федеральных реестров и справочников [2].

Таким комплексным всеобъемлющим решением в области автоматизации функций ФК призвана стать АС ФК с едиными базами данных. В 2009-2010 гг. продолжалась реализация проекта «Модернизация казначейской системы РФ», направленного на повышение качества управления государственными финансами и создание современных систем управления бюджетными ресурсами [3, с. 63-65], по ряду основных направлений:

• разработка (доработка в связи с изменением законодательной базы) и тестирование прикладного программного обеспечения (ППО) создаваемой в рамках проекта новой АС ФК;

• опытная эксплуатация ППО АС ФК в пилотных регионах;

• создание систем инженерного обеспечения (СИО) объектов информатизации органов ФК;

• создание ведомственной транспортной сети (ВТС) органов Федерального казначейства;

• создание системы управления эксплуатацией (СУЭ) АС ФК;

• закупка серверного оборудования для пилотного внедрения АС ФК, а также первой очереди тиражирования;

• проведение конкурсных процедур на поставку серверного оборудования для СУЭ АС ФК и регионов второй очереди тиражирования АС ФК;

• внедрение системного и офисного программного обеспечения для объектов информатизации ФК;

• обучение специалистов органов ФК [4].

ППО АС ФК представляет собой универсальное программное обеспечение для централизованной обработки информации, оперативного формирования регламентированной и нерегламентированной отчетности, а также формирования 100%-ного юридически значимого электронного документооборота с сохранением истории всех операций. Внедрение АС ФК также позволяет обеспечить централизованное хранение данных на уровне управлений Федерального казначейства по субъектам РФ и исключить необходимость размещения и обслуживания соответствующих серверных комплексов и баз данных в большинстве ОФК. К началу 2010 г. в части внедрения ППО АС ФК был достигнут ряд важных результатов.

1. Завершена доработка ППО АС ФК с учетом положений нормативных актов, вступивших в силу с 1 января 2009 г., а также в соответствии с планом устранения недостатков и реализации изменений по итогам комплексного тестирования системы. Доработанная система прошла тестирование и опытную эксплуатацию в пилотных регионах (в Самарской, Саратовской и Ульяновской областях). Всего в течение 2009 г. в ППО АС ФК были осуществлены 2192 функциональные дора-

ботки, устранены 17 129 замечаний (97% от числа обнаруженных).

2. Осуществлено внедрение ППО АС ФК в пилотных регионах.

3. Проведена сертификация средств защиты информации ППО АС ФК на соответствие техническим условиям по защите информации.

4. С 1 января 2010 г. ППО АС ФК в управлениях ФК по Владимирской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областям переведено в режим постоянной эксплуатации.

В рамках проекта модернизации ФК 2250 его объектов подлежат оснащению системами инженерного обеспечения (СИО), предназначенными для обеспечения эффективного функционирования (создания оптимальных условий работы информационно-вычислительного комплекса и функционирования АС ФК в режиме реального времени), унификации технической среды и минимизации стоимости владения создаваемой информационной системой (продление срока амортизации, снижение стоимости сервисного обслуживания, уменьшение эксплуатационных расходов и т. п.).

В 2009-2010 гг. в рамках реализации мероприятий по созданию ведомственной транспортной сети Федерального казначейства продолжались работы по построению современной распределенной ВТС: завершены процедуры обследования и утверждения проектной документации ее элементов, а также поставка оборудования ВТС для всех управлений ФК и подчиненных им отделений (2275 объектов территориальных органов ФК); произведена установка оборудования ВТС на 2151 объекте территориальных органов ФК (94%), в том числе в 83 УФК (100%), из которых более 2 тыс. объектов подключены к ВТС; завершено развертывание региональных центров управления ВТС (на базе УФК по Красноярскому и Хабаровскому краям), что значительно повысило оперативность и надежность функционирования сети. С учетом испытаний ППО АС ФК на предмет выполнения требований по времени реагирования и пропускной способности каналов связи в 2009 г. увеличена пропускная способность каналов связи ВТС между УФК и подчиненными им отделениями в более чем 250 территориальных органах ФК. Проводилась работа по сокращению использования на объектах ВТС спутниковых каналов связи (с 569 до 370), что позволило улучшить качество связи при работе ВТС. Проведено обучение технических специалистов из 41 УФК, где завершены работы по созданию ВТС, эксплуатации сетевого и спутникового оборудования.

Важная роль в проектах и планах модернизации ФК отводится совершенствованию системы управления эксплуатацией АС ФК. В частности, в последние годы были созданы ролевые регламенты и описания процессов обслуживания элементов АС ФК, разработаны проектные решения в части программно-аппаратного обеспечения СУЭ АС ФК, в пилотных УФК (Самара, Саратов, Ульяновск), а также в центральном аппарате ФК внедрены и уже используются в работе компоненты СУЭ, в том числе подсистемы управления и мониторинга, диспетчерской службы, управления конфигурациями, планирования и управления ИТ-сервисами, информационной поддержки принятия решений, управления изменениями.

Работы по развитию СУЭ АС ФК проходят в тесном взаимодействии с другими направлениями, такими, в частности, как разработка технологических регламентов, подготовка к закупке услуг аутсорсинга, внедрение системы СПТО, разработка ППО АС ФК и др.

Координация позволяет решать задачи, находящиеся ^ на «стыке» отдельных проектов, и тем самым способ- ^ ствует созданию синергетического эффекта. <

Одно из магистральных направлений развития Ц ФК — выведение части функций на аутсорсинг [5, о с. 92-97]. Решение задач обслуживания ИТ-ресурсов к силами внешних организаций-аутсорсеров требует Ее серьезной подготовки: необходима систематиза- 5 ция ИТ-ландшафта, проектирование процессов и процедур обслуживания, разработка необходимой ^ организационной документации, формирование объ- ^ ективных критериев качества для закупаемых услуг х и т. д. Все эти задачи в той или иной степени были з решены в рамках проекта по разработке и внедре- ^ нию СУЭ. <

После проведенной стандартизации и унификации процедур обслуживания, а также внедрения СУЭ ожидается получение следующих результатов:

• повышение оперативности и прозрачности обработки обращений пользователей;

• обеспечение необходимого уровня прозрачности системы обслуживания ИТ-ресурсов (регулярная и оперативная отчетность о количестве инцидентов, обращений, проблем, информация о доступности или недоступности сервисов) для руководителей разного уровня; возможность объективной оценки деятельности подразделения и/или организации, отвечающей за обслуживание той или иной компоненты АС ФК;

• создание условий для ИТ-специалистов, способствующих активизации обмена знаниями и решениями по устранению проблем. Стандартизация процедур обслуживания уже сейчас

применяется на практике. Например, ряд организаций-аутсорсеров, в частности разработчики прикладного программного обеспечения, уже получили доступ в СУЭ АС ФК для оперативного реагирования на зарегистрированные в системе инциденты.

Важным моментом представляется повышение уровня подготовки специалистов ФК, использующих разрабатываемые средства автоматизации в своей служебной деятельности [6, с. 42-53]. В этой связи только в 2009 г. в рамках заключенного контракта «Обучение базовым компьютерным навыкам функциональных специалистов, обучение 1Т-специалистов» было осуществлено обучение около 10 тыс. специалистов Федерального казначейства по следующим направлениям в сфере информационных технологий:

• повышение уровня знаний в части организации и реализации процессов проектирования, создания и эксплуатации систем, реализуемых в рамках АС ФК;

• поддержка и сопровождение компонентов системы инженерного обеспечения органов Федерального казначейства;

• повышение уровня базовых навыков использования информационных технологий.

Значительный объем информации о результатах тестирования сотрудников ФК, накопленный в рамках данного обучения, может быть использован для планирования дальнейшей деятельности в этом направлении, а после детального анализа и обобщения может лечь в основу единых требований к знаниям, умениям и навыкам сотрудников ФК в сфере информационных технологий.

К 1 января 2010 г. завершено обучение по направлению «Методы бюджетирования», а также подготовка пилотных групп по пяти направлениям: «Внутренний контроль (внутренний аудит)», «Бухгалтерский учет

^ и отчетность в секторе государственного управле-^ ния», «Повышение навыков руководящей деятельно-

< сти», «Методы преподавания», «Оценка уровня ква-Ц лификации сотрудников».

о Таким образом, в области модернизации казна-к чейской системы России сделано немало. Наиболее ^ важными, на наш взгляд, аспектами, на которые сле-5 дует обратить внимание при дальнейшем внедрении

и развитии АС КФ, остаются: ^ • создание и постоянное поддержание в актуальном ^ состоянии массива нормативно-справочной инфор-х мации по вопросам кассового обслуживания ис-з полнения бюджетов всех уровней (особенно много ^ нюансов возникает при составлении справочников,

< связанных с кассовым обслуживанием исполнения муниципальных бюджетов);

• повышение степени квалификации сотрудников органов Федерального казначейства в условиях четкого закрепления ответственности за каждым специалистом.

При этом внесение любых изменений, исправление ошибок, допущенных работниками отделений по невнимательности, небрежности или по причине недостаточного знания нормативных документов, возможно только после закрытия операционного дня и с санкции главного бухгалтера управления. Таким образом, цена любых ошибок при введении данных в систему и операций с ними многократно возрастает. Однако такое положение позволяет значительно улучшить эффективность внутреннего контроля в вопросах кассового обслуживания исполнения бюджетов.

По итогам промышленной эксплуатации АС ФК в пилотных регионах можно сделать определенные выводы:

• система значительно повысила эффективность работы в части бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов, сократила трудозатраты по ведению бюджетного учета операций по исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъекта РФ за счет централизации бюджетного учета на уровне управления ФК;

• централизация бюджетного учета операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней привела к повышению оперативности составления и достоверности бюджетной отчетности;

• наличие единой базы данных по обслуживаемым лицевым счетам, операциям по исполнению бюджетов значительно упрощает вопросы организации внутреннего контроля за деятельностью отделений и функциональных отделов управления; отпадает необходимость в проведении выездных проверок;

• интеграция электронно-цифровой подписи в базы данных АС ФК обеспечивает юридическую значимость документа в течение всего его жизненного цикла, что неизмеримо повышает степень информационной безопасности обрабатываемых данных. АС ФК может и должна стать ядром для создания

государственной информационной системы. Потенциал системы, объем и актуальность хранящихся данных, информационная инфраструктура, созданная ФК, позволяют существенно увеличить масштаб использования АС и сделать ее основой системы управления государственными финансами. Внедрение АС ФК дает возможность проведения оптимизации организационно-функциональной структуры органов ФК.

Литература

1. Московченко С. Н. Этапы становления органов федерального казначейства // Финансы. 2009. № 12.

2. Нестеренко Т. Г. Федеральное казначейство на новом этапе // Финансы. 2009. № 4.

3. Антонов Р. В. Критический анализ традиционного подхода к бюджетированию // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 1. С. 63-65.

4. Губашев А. В. Система электронного документооборота на уровне ОФК // Финансы. 2009. № 9.

5. Курбанов А. Х., Плотников В. А. Методологические аспекты и особенности мониторинга рынка аутсорсинговых услуг // Конкурентоспособность и прорывное позиционирование в посткризисный период. СПб.: КультИнформПресс, 2011. С. 92-97.

6. Плотников В. А. Управление национальной инновационной системой России: кадровый аспект // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 3 (63). С. 42-53.

Проблемы привлечения наемных управляющих в России

Problems of attraction of hired managing directors in Russia

УДК 005.7:334.722.24

Нелюбина Мария Александровна

аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва)

119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82

Nelyubina Mariya Aleksandrovna

119571, Мовсо«/, рг. Vernadskogo, 82

В данной статье рассматриваются проблемы взаимодействия владельцев компании с наемными управляющими. Изучаются вопросы мотивации топ-менеджмента корпорации, способы контроля акционеров за деятельностью управляющих, законодательные нормы ответственности за нарушение прав и интересов акционеров.

In this article problems of interaction of the company owners with hired managing directors are considered. Questions of motivation of top management of corporation, ways for shareholders control behind activity of managing directors, legislative norms of liability

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.