Научная статья на тему 'Повышение эффективности управления средствами Федерального бюджета с помощью автоматизированных информационных систем'

Повышение эффективности управления средствами Федерального бюджета с помощью автоматизированных информационных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верендякина Е. С., Eфpeмoвa Л. И.

Статья посвящена проблемам повышения эффективности управления средствами федерального бюджета. В статье рассмотрены вопросы, связанные с разработкой и внедрением АИС казначейства на примере УФК по Республике Мордовия, методология построения единой автоматизированной информационной системы и технология разработки программного обеспечения. АС ФК – это уникальный проект, раз­работка которого должна носить индивидуальный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности управления средствами Федерального бюджета с помощью автоматизированных информационных систем»

- чистые денежные поступления;

- индекс доходности инвестиций;

- максимальный денежный отток.

2. Показатели, определяемые на основании использования концепции дисконтирования:

- чистая текущая стоимость;

- индекс доходности дисконтированных инвестиций;

- внутренняя норма доходности;

- срок окупаемости инвестиций с учетом дисконтирования;

- максимальный денежный отток с учетом дисконтирования.

Список литературы:

1. Бакитжатов А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка // Инвестиции в России. - 2003. - № 5.

2. Звягинцева О. Оценка инвестиционного риска региона // Экономист. -2010. - № 9.

3. Иноземцев В. Будущее России - в новой индустриализации // Экономист. - 2010. - № 11.

4. Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: учебное пособие [Электронный ресурс]. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m79/5_3 .htm.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА С ПОМОЩЬЮ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

© Верендякина Е.С.*, Eфpeмoвa Л.И.*

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск

Статья посвящена проблемам повышения эффективности управления средствами федерального бюджета. В статье рассмотрены вопросы, связанные с разработкой и внедрением АИС казначейства на примере УФК по Республике Мордовия, методология построения единой автоматизированной информационной системы и технология разработки программного обеспечения. АС ФК - это уникальный проект, разработка которого должна носить индивидуальный характер.

* Студент кафедры Финансов и кредита. Научный руководитель: Ефремова Л.И., доцент кафедры Информационных систем в экономике и управлении, кандидат экономических наук, доцент.

* Доцент кафедры Информационных систем в экономике и управлении, кандидат экономических наук, доцент.

Необходимость повышения эффективности управления государственными (муниципальными) финансами актуализирует задачу совершенствования управления средствами сектора государственного управления. Повышение эффективности управления средствами федерального бюджета является одной из приоритетных задач органов Федерального Казначейства. За последнее десятилетие концепция развития Федерального казначейства в области информационных технологий пересматривалась несколько раз, что было вызвано рядом объективных внешних и внутренних факторов, таких как изменение законодательства, увеличение количества клиентов, реорганизация органов Федерального казначейства и др.

На раннем этапе своего развития (до 2005 года) технологическая инфраструктура Федерального казначейства отличалась большой сложностью и разнообразием, как с точки зрения аппаратных и программных комплексов, так и с точки зрения ее поддержания.

В системе Федерального казначейства широко использовалось различное прикладное программное обеспечение (ППО) (например, Казна-2000, Смета-WM, Центр-КС, Смета-Р, Сметав, Казна, Центр-Ф), а также различные базы данных. Все это приводило к низкой надежности ППО, низкому быстродействию на больших объемах данных, необходимости наличия большого количества серверного оборудования и системных администраторов в Управлениях Федерального Казначейства (УФК), а также увеличивало стоимость закупок. Также в системе Федерального казначейства широко применялась практика использования разного программного обеспечения по расходам и по доходам. Это, естественно, способствовало большой трудоемкости при организации полноценного учета доходов и расходов на одном балансовом счете при кассовом обслуживании бюджета, сложности реализации новых требований законодательства и иных процедур, сложности и трудоемкости актуализации изменений справочных данных, а также необходимости наличия большого количества серверного оборудования и системных администраторов в УФК.

Кроме этого, для Федерального казначейства было свойственно наличие большого числа компаний-поставщиков ППО, что не только увеличивало затраты Федерального казначейства на разработку и сопровождение ППО в территориальных органах Федерального казначейства, но и делало практически невозможным поддержание этого процесса на качественном уровне.

Одновременно с указанными выше недостатками с 1 января 2006 года предусматривался перевод на кассовое обслуживание в Федеральное казначейство бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (включая бюджеты поселенческих муниципалитетов). Это приводило к троекратному увеличению нагрузки на территориальные органы Федерального казначейства и потенциальному срыву регламента обслуживания региональных и местных бюджетов, недовольству получателей, администраций и УФК.

Для того чтобы решить вышеуказанные проблемы, на протяжении 20052011 годов реализовывалась концепция развития Федерального казначейства в области информационных технологий, которая предусматривала следующие мероприятия:

- внедрение в системе Федерального казначейства единого ППО «Центр-КС»;

- дополнение единого ППО «Центр-КС» системой электронного документооборота с целью обеспечения возможности функционального обмена электронными данными на уровнях ЦА ФК, УФК, ОФК, РБС, ГРБС, ПБС и ФО других бюджетов;

- внедрение в системе Федерального казначейства единого программного продукта «Аксиок» для организации бухгалтерского учета по главе 100;

- постепенный переход, по мере реализации Проекта модернизации Федерального казначейства, с ППО «Центр-КС» на единую АС ФК, централизованную на уровне территориальных органов Федерального казначейства;

- создание на уровне каждого региона систем инженерного обеспечения, построенных по единым стандартам и обеспечивающих бесперебойное функционирование АС ФК;

- создание и развитие ведомственной транспортной сети и удостоверяющих центров.

В рамках реализации данной концепции к 2011 году была создана современная техническая и технологическая инфраструктура Федерального казначейства, а также система ее обслуживания, включая:

- единую, централизованную на уровне каждого территориального органа, автоматизированную систему Федерального казначейства (АС ФК);

- построенную по единым стандартам на уровне каждого территориального органа систему управления эксплуатацией АС ФК;

- унифицированные программно-аппаратные комплексы в территориальных органах Федерального казначейства;

- построенную по единым стандартам ведомственную транспортную сеть Федерального казначейства;

- создание каталога ИТ-сервисов;

- внедрение процессов управления ИТ согласно ГПЪ;

- применение подхода по использованию единого аутсорсера технической и технологической инфраструктуры Федерального казначейства.

Остановимся подробнее на рассмотрении новой Автоматизированной системы Федерального Казначейства (АС ФК). Итак, АС ФК - единая информационная и телекоммуникационная система Федерального казначейства,

органов Федерального казначейства, обеспечивающая необходимый уровень безопасности информации. АС ФК предназначена для обеспечения производственных процессов в Федеральном казначействе, органах Федерального казначейства в части кассового обслуживания исполнения и исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ, территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов муниципальных образований. Данная автоматизированная система обеспечивает автоматизацию информационного взаимодействия Федерального казначейства, органов Федерального казначейства с другими участниками бюджетного процесса с использованием специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ) или за счет прямого информационного взаимодействия между соответствующими информационными системами.

Ключевым элементом единой системы, обеспечивающим автоматизацию производственных процессов Федерального казначейства России, является программный комплекс на базе продуктов Огас1е. В качестве основы автоматизированной системы Федерального казначейства была выбрана полнофункциональная система управления предприятием Огас1е Е-Businеss Suitе.

Контракт на разработку и внедрение автоматизированной системы для Федерального казначейства в рамках проекта модернизации казначейской системы РФ был подписан 14 декабря 2005 г. между органами Федерального казначейства РФ и консорциумом, возглавляемым корпорацией Огас1е.

Разработка и внедрение автоматизированной системы для Федерального казначейства осуществлялись в 3 этапа:

I этап «Разработка и тестирование».

II этап «Пилотное внедрение базовой системы».

III этап «Полнофункциональная реализация и тиражирование».

Прежде чем приступить к внедрению АС ФК, Федеральное казначейство провело огромную подготовительную работу. В течение ряда лет в территориальных органах строились инженерные системы и ведомственная транспортная сеть, осуществлялись работы по подготовке помещений для размещения необходимого серверного оборудования, его поставка и наладка на площадях территориальных органов казначейства.

Другой важной составляющей подготовительной деятельности явилось создание системы технологических регламентов исполнения функций Федерального казначейства, закрепление ролей по технологическим регламентам за конкретными сотрудниками. Тем самым создалась возможность привести в соответствие должностные регламенты конкретных специалистов Федерального казначейства, вплоть до удаленных сельских отделений, тем опциям программы, которые им доступны при работе в АС ФК или «Центре-КС», четко разграничить персональную ответственность каждого работника за исполнение тех или иных подфункций-ролей в вопросах кассового обслужива-

ния исполнения бюджетов. Именно такое положение создает возможности для действительно эффективной автоматизации: исполнения конкретных ролей и автоматизированного контроля. Как известно, хаос, каких бы вопросов и функций он ни касался, не может быть автоматизирован. В то же время эффективная автоматизация создает возможности для значительного роста общей эффективности и оптимизации деятельности по исполнению возложенных функций.

Что касается второго этапа, то важно отметить, что пилотное тестирование осуществлялось в четырёх пилотных регионах РФ (Владимирская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области). За 2009 год в них была подготовлена к запуску с 1 января 2010-го в промышленную эксплуатацию АС ФК. После того, как все 4 региона успешно внедрили эту систему, власти преступили к её тиражированию.

Оно подразумевало под собой использование данной системы во всех регионах РФ. Для этого разработали 5 волн тиражирования, включающие 10-15 регионов в каждой волне. Кроме этого, был сформирован четкий график тиражирования с идентичным набором работ и создана отдельная команда разработчика в каждом регионе в сотрудничестве с рабочей группой по внедрению УФК. Естественно, Республика Мордовия, а в частности УФК по РМ, также участвовали в этой программе.

4 сентября 2011 года в промышленный режим работы переведены последние 18 территориальных управлений Федерального Казначейства. Данные регионы входили в состав 5-ой, завершающей, волны внедрения новой системы АСФК. В настоящий момент на систему переведены все 83 региона и Центральный Аппарат Федерального Казначейства.

В ходе тиражирования системы отработаны сложнейшие процедуры перехода на новый технологический процесс с сохранением накопленных учетных данных, проведено обучение более 30 тыс. специалистов Казначейства работе согласно новой организации процессов взаимодействия внутри ФК.

Но, как и для любой успешно функционирующей АИС, для АСФК необходимы специальные технологии взаимодействия клиентов Федерального казначейства с АС ФК.

С самого начала клиенты ФК получили возможность взаимодействовать с ФК через систему «банк-клиент» (СЭД).

В настоящее время в ФК внедряется фронт-офисное решение для взаимодействия с клиентами - участниками бюджетного процесса, которое получило название «СУФД-онлайн».

К основным преимуществам внедрения СУФД-онлайн относят, во-первых, оперативность, т.е. за меньшее время и меньшим составом группы внедрения можно внедрить большее количество других участников бюджетного процесса (ДУБП). Во-вторых, теперь нет необходимости выезда к клиенту, т.к. необходимое ППО на своем рабочем месте ДУБП может установить

своими силами. Также сократились сроки внедрения до 1 месяца и они не зависят от количества внедряемых ДУБП. Кроме вышеперечисленного необходимо отметить функциональность СУФД-онлайн и её повсеместный доступ. Наконец, преимуществами СУФД-онлайн служат:

- мгновенная передача документов в учетную систему ОеBS Надежность хранения всех документов;

- масштабируемость;

- общие настройки для всех клиентов;

- невысокие технические требования к рабочему месту;

- простота в использовании.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы выделить конкретные достоинства внедрения АС ФК в Республике Мордовия.

Благодаря АС ФК, созданы единые, унифицированные правила и технологии проведения операций, их учета и отражения в бюджетной и оперативной отчетности, создана единая информационная система, которая требует меньших затрат на ее сопровождение, созданы единые справочники. АСФК функционирует достаточно недолго, но уже можно сделать ряд выводов о результатах её внедрения:

- реализованы схемы контроля вводимой информации, позволяющие повысить качество первичной информации;

- сокращены трудозатраты пользователей на всех уровнях системы;

- внедрен юридически значимый документооборот.

АСФК реализована с помощью самых современных технологий, поэтому она постоянно обновляется и модернизируется. Доработки, выполненные в соответствии со стандартами разработки Огас1е, не оказывают влияния на развитие системы, а при переходе на новые версии системы существует возможность отказа от доработок.

Автоматизированная система Федерального казначейства может и должна стать ядром для создания государственной информационной системы. Потенциал системы, объем и актуальность хранящихся данных, информационная инфраструктура, созданная Федеральным казначейством, позволяют существенно увеличить масштаб использования АС и сделать ее действительно основой системы управления государственными финансами. Внедрение АС ФК дает возможность проведения оптимизации организационно-функциональной структуры органов Федерального казначейства и создает предпосылки для проведения масштабной работы по обеспечению оптимизации расходов по содержанию федеральных государственных органов.

Список литературы:

1. Информационные системы в экономике / Под ред. Г. А. Титоренко. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

2.Автоматизированная система Федерального Казначейства (АС ФК). Руководство пользователя.

3. Официальный сайт Федерального Казначейства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httр://www.шskаznа.m.

НЕСОВЕРШЕНСТВА СИСТЕМЫ «ЗАРПЛАТНЫХ НАЛОГОВ» КАК СЛЕДСТВИЕ РОСТА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

© Колесникова Е.В.*, Злыгостева В.С.*

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса,

г. Шахты

«Теневой», «серой» или скрытой заработной платой налоговые органы называют выплаты работникам, не учитываемые при налогообложении, - это неофициальная заработная плата, выдаваемая «в конвертах», страховые выплаты и аннуитеты, получаемые от страховых компаний, и ряд других форм. Такие схемы используются для ухода от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налога на доходы физических лиц.

Основной проблемой применения так называемых «серых» схем является то, что они не гарантируют правовой защищенности в случае нарушений законодательства, как работником, так и работодателем. При увольнении, сокращении или выплате больничных сотрудник может рассчитывать только на небольшую сумму, предусмотренную трудовым договором. Это лишает его конституционного права на защиту своих законных интересов в судебном порядке, а также возможности получить впоследствии достойную пенсию, кредиты в банке, пособие по больничным листам, в полном объеме налоговый вычет по НДФЛ при приобретении жилья, то есть неофициальная выплата доходов работающему населению влечет за собой и социальную незащищенность работников.

Процесс учета и выдачи «серой» зарплаты может протекать по следующим сценариям:

- ведется двойная бухгалтерия - например, неофициальная книга учета выплат дохода работникам. В ней под заголовком «аванс» и под заголовком «з/плата» отражены фамилии и имена физических лиц -работников организации, даты выдачи сумм денежных средств под личную роспись, произведены отметки дней, отработанных этими физическими лицами;

- составление расходно-кассовых ордеров на каждого работника с пометкой «не для учета» либо «не проведен»;

* Профессор кафедры «Бухгалтерский учет», кандидат экономических наук.

* Студент 4 курса специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.