клиентов, что у большинства наших страховых компаний является проблемой. 81
Главная задача в реализации мер по защите рынка страхования заключено в увязке действий по либерализации нашего рынка страхования, их сроков осуществления с процессом становления и развития страховых компаний России.
Страхование - отрасль хозяйственной деятельности и высокой социальной значимости обязана находится под жестким контролем государства. Допуск на российский рынок иностранных страховых компаний без принятой детальной нормативной базы и РФ принесет потерю государственного контроля над данной сферой нашей экономики.
Использованные источники:
1. Ждановская А. Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО? <http://www.scepsis.ru/library/id_2546.html> «Левая политика», 2009;
2. Материалы международной конференции страховой компании РосГосСтрах «Состояние и перспективы интеграции российского страхового рынка»;
3. Интернет- ресурс : Страховой рынок России после присоединения к ВТО http: //www.rgs.ru;
4. Мировая экономика/Под ред. проф. А.С. Булатова.-М.: Юристъ, 2009;
5. Интернет- ресурс : Россия и Всемирная торговая организация <http://www.wto.ru/> <http://www.wto.ru> .
УДК 339.544
Овчинникова Ю.В. студент магистратуры 2 курса экономический факультет Российская таможенная академия Ростовский филиал Россия, г. Ростов-на-Дону МЕХАНИЗМЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
В ЕАЭС
Статья посвящена определению природы нетарифных мер регулирования внешней торговли. В рамках исследования проведен анализ регулирования внешней торговли в рамках ЕАЭС, а также работы наднациональных органов по устранению нетарифных барьеров. Выдвинуты предложения по дальнейшей либерализации нетарифных мер регулирования внешней торговли в рамках ЕАЭС.
Ключевые слова: внешняя торговля, государственное регулирование, нетарифные меры, барьеры, ЕАЭС.
Ovchinnikova Y. V.
student
2nd year, faculty of Economics Russian customs Academy Rostov branch Russia, Rostov-na-Donu MECHANISMS OF LIBERALIZATION NON-TARIFF MEASURES OF REGULATION OF FOREIGN TRADE IN THE EAEU
The article is devoted to determining the nature of non-tariff measures of regulation of foreign trade. In the study, the analysis of the regulation of foreign trade in the framework of the EAEU, as well as the work of supranational authorities to eliminate non-tariff barriers. The proposals on further liberalization of non-tariff measures offoreign trade regulation within the EAEU.
Keywords: foreign trade, government regulation, non-tarif measure, barriers, EAEU.
Внешняя торговля на международном уровне по своей природе не сможет никогда достичь статуса абсолютно свободной. Определенные запреты, ограничения, так называемые «барьеры», продиктованы, прежде всего, необходимостью ее государственного регулирования, вместе с тем, ограничивая, в определенной степени, ее развитие. В научной литературе выделяются два типа «барьеров». Первый тип - это естественные барьеры к которым можно отнести, например географическое расположение различных государств, обеспеченность транспортной инфраструктуры для осуществления торговли. Второй тип - барьеры создаваемые участниками мировой торговли, различные инструменты торговой политики, разрабатываемые и принимаемые правительствами стран, влияющие на условия ввоза и вывоза товаров82. К таким барьерам относятся все существующие меры государственного регулирования внешней торговли.
В современных условиях одним из ключевых инструментов внешнеторговой политики различных стран являются нетарифные меры. При этом многими специалистами признано, что нетарифные меры ограничивают торговлю между странами в большей степени, чем ввозные пошлины (UNCTAD, 2013). С момента подписания странами Генерального соглашения по тарифам и торговле (rATT/GATT) в 1947 году и создания Всемирной торговой организации (ВТО) в 1995 году уровни таможенных пошлин, применяемых странами по отношению к импорту иностранных товаров, были закреплены их обязательствами в данной организации, что в свою очередь привело к распространению практики применения нетарифных мер в мире.
82 Идрисова В.В. Последствия применения нетарифных мер регулирования во внешней торговле. Межстрановые оценки // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. - № 12. - С. 43.
Несмотря на достаточно активное обсуждение на международных площадках проблем существования барьеров в международной торговле, четкое определение указанного понятия в настоящее время не выработано. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относит к нетарифным барьерам все препятствия в торговле, которые не касаются тарифов. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в свою очередь, рассматривает нетарифные барьеры как меры в области торговой политики, не относящиеся к таможенным тарифам и влияющие на международную торговлю товарами посредством воздействия на объемы товарных потоков и их цены или на оба показателя одновременно.
В 2010 г. ЮНКТАД разработал достаточно обширную классификацию мер нетарифного регулирования в целом, которая разделяет их на 16 отдельных типов (UNCTAD, 2013, Classification of non-tariff measures). Наряду с хорошо известными мерами, такими как санитарные и фитосанитарные меры (СФС), технические барьеры в торговле (ТБТ), таможенные процедуры, квоты и лицензирование, в список нетарифных мер ЮНКТАД также вошли меры ценового контроля, дополнительные налоги и сборы, меры, влияющие на конкуренцию, финансовые меры, субсидии и другие.
22.08.2012 Россия стала 156 по счету членом Всемирной торговой организации (ВТО) и первым по продолжительности процесса вступления в организацию — условия присоединения России к ВТО обсуждались почти 18 лет.
Одним из основных направлений деятельности ВТО является либерализация международной торговли. Она выражается в заключении соглашений, направленных на снижение ставок таможенных тарифов и постепенное устранение нетарифных барьеров. С этой целью ВТО регламентирует установление таможенных процедур, внедрение национальных стандартов и санитарных норм. Страны ВТО обязались устранять нетарифные торговые ограничения, заменяя их таможенными пошлинами, или, как еще говорят, их тарифным эквивалентом.
В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в настоящее время полным ходом идет работа по устранению или смягчению широкого спектра нетарифных барьеров во взаимной и внешней торговле, которые в значительной степени соответствуют классификации ЮНКТАД, но не полностью совпадают с ней. В частности, в соответствии со статьей 46 Договора о Евразийском экономическом союзе комплекс мер нетарифного регулирования включает в себя:
- запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
- количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
- исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
- автоматическое лицензирование (мониторинг) экспорта и (или) импорта товаров;
- разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
При этом стоит отметить, что данный комплекс мер направлен в первую очередь на регулирование иностранных товаров, произведенных за пределами единого рынка ЕАЭС83.
Другие положения Договора предусматривают работу по устранению нетарифных барьеров в отношении как внутренних, так и иностранных товаров в сфере СФС (раздел XI), ТБТ (раздел X), таможенных процедур (раздел VIII), в том числе предотгрузочных инспекций и других формальностей, а также по применению классического набора инструментов торговой политики (раздел IX), включая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.
Вместе с тем, вопросы, касающиеся применения субсидий (до 2018 г.) и мер, связанных с правом интеллектуальной собственности, а также ограничений на распространение товаров, послепродажное обслуживание и государственные закупки (для иностранных компаний, учрежденных за пределами ЕАЭС), продолжают регулироваться странами-участницами Союза на национальном уровне. Таким образом, эти и некоторые другие нетарифные меры, входящие в классификацию ЮНКТАД, сегодня не в полной мере относятся к компетенции ЕАЭС и/или не входят в полномочия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Указанное негативно сказывается на эффективности работы интеграционного объединения и его органов (в частности ЕЭК) по устранению нетарифных барьеров. Еще больше этот процесс отягощается тем фактом, что регулирование торговли услугами (и соответственно работа по устранению барьеров в торговле услугами) практически полностью выходит за рамки полномочий ЕАЭС. Кроме того, ЕЭК ограничена в своих полномочиях не только по принципу конкретных типов мер, но и по товарам, на которые они распространяются84.
В связи с этим, несмотря на ограниченные полномочия, в соответствии с Распоряжением №7 Совета Евразийской экономической комиссии от 23 апреля 2015 г., ЕЭК продолжает работу по выявлению и устранению взаимных барьеров во внутренней торговле ЕАЭС. Для целей систематизации этой деятельности ЕЭК подготовила собственную классификацию категорий препятствий во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС, которая включает в себя барьеры, изъятия и ограничения85.
83 Аналитический доклад ЕЭК О ситуации по устранению препятствующих функционированию внутреннего рынка ЕАЭС барьеров для взаимного доступа, а также изъятий и ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. М.:2015. URL: http: // www.eurasiancommission.org/ ru/ act/dmi/ internal_market/ SiteAssets/ Аналитический%20доклад.pdf (дата обращения: 10.09.2016). С.12.
84 Аналитический доклад ЕЭК О ситуации по устранению препятствующих функционированию внутреннего рынка ЕАЭС барьеров для взаимного доступа, а также изъятий и ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. М.:2015. URL: http: // www.eurasiancommission.org/ ru/ act/dmi/ internal_market/ SiteAssets/ Аналитический%20доклад.pdf (дата обращения: 10.09.2016). С.13.
85 Аналитический доклад ЕЭК О ситуации по устранению препятствующих функционированию внутреннего рынка ЕАЭС барьеров для взаимного доступа, а также изъятий и ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. М.:2015. URL: http: // www.eurasiancommission.org/ ru/ act/dmi/ internal_market/ SiteAssets/ Аналитический%20доклад.pdf (дата обращения: 10.09.2016). С.11.
Стоит отметить, что по возможности такие препятствия также классифицируются и в соответствии с перечнем нетарифных мер ЮНКТАД.
Таким образом, можно сделать вывод, что основными проблемами в работе по минимизации нетарифных барьеров в ЕАЭС является недостаточность делегированных международным служащим ЕЭК и государствам-членам ЕАЭС полномочий. Однако перспективы либерализации и наделения органов ЕАЭС соответствующих полномочий весьма положительны. ЕЭК имеет высокий потенциал стать двигателем либерализации торговли, что подтверждается историей ее торговой политики. Вместе с тем, в настоящее время, без передачи соответствующих дополнительных полномочий на наднациональный уровень работа по устранению нетарифных барьеров в ЕАЭС, особенно в сфере услуг, останется менее продуктивной и амбициозной, чем потенциально может быть86. В качестве мер к совершенствованию механизма либерализации торговли в рамках ЕАЭС можно отметить необходимость дальнейшего расширения полномочий ЕАЭС по решению вопросов нетарифного регулирования внешней торговли.
Использованные источники:
1. Идрисова В.В. Последствия применения нетарифных мер регулирования во внешней торговле. Межстрановые оценки // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. - № 12. - С. 43.
2. Мелкумов С. Перспективы устранения нетарифных барьеров в ЕАЭС // Мосты. - 2015. - № 5. - С. 12-15.
3. Аналитический доклад ЕЭК О ситуации по устранению препятствующих функционированию внутреннего рынка ЕАЭС барьеров для взаимного доступа, а также изъятий и ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. М.:2015 [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия, 2016. URL: http: // www.eurasiancommission.org/ ru/ act/ dmi/ internal_market/ SiteAssets/ Аналитический % 20доклад^£
УДК 339.56.055
Оржебовский П.А. студент магистратуры 2 курса факультет экономических наук
НИУ ВШЭ Россия, г. Москва ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
Абсолютное большинство стран мира участвует в процессе глобализации. Этот многосторонний процесс включает и объединение экономик этих стран в единый институт. Российские компании и, в
86 Там же. С.15.