Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОДГОТОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ВУЗАХ'

МЕХАНИЗМЫ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОДГОТОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ключевые слова: анализ / преобразование / категория / независимость / обеспечение / технология / тренинг. / Keyword: analysis / transformation / category / independent / provision / technology / training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эрназаров А. Э.

Аннотация. Сутью педагогической технологии является ясность цели обучения и способность обучающегося осваивать каждый учебный модуль в строго определенной последовательности и осуществлять самостоятельную деятельность для ее достижения. Постановка целей включает в себя процесс от проектирования процесса обучения до оценки его эффективности, его тестирования и распространения. Воспитательные цели являются важнейшей частью педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS AND TASKS OF IMPLEMENTING PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN PREPARATION CLASSES IN UNIVERSITIES

Abstract. The essence of pedagogical technology is the clarity of the learning goal and the student’s ability to master each educational module in a strictly defined sequence and carry out independent activities to achieve it. Goal setting involves a process from designing a learning experience to evaluating its effectiveness, testing it, and disseminating it. Educational goals are the most important part of the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОДГОТОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ВУЗАХ»

Эрназаров А.Э., доктор философии (PhD) педагогических наук заведующий кафедрой информационных технологий

СамИСИ

МЕХАНИЗМЫ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОДГОТОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ВУЗАХ

Аннотация. Сутью педагогической технологии является ясность цели обучения и способность обучающегося осваивать каждый учебный модуль в строго определенной последовательности и осуществлять самостоятельную деятельность для ее достижения. Постановка целей включает в себя процесс от проектирования процесса обучения до оценки его эффективности, его тестирования и распространения. Воспитательные цели являются важнейшей частью педагогического процесса.

Ключевые слова: анализ, преобразование, категория, независимость, обеспечение, технология, тренинг.

Ernazarov A.E., Doctor of Philosophy (PhD) of Pedagogical Sciences Head of the Department of Information Technologies

SamISI

MECHANISMS AND TASKS OF IMPLEMENTING PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN PREPARATION CLASSES IN UNIVERSITIES

Abstract. The essence of pedagogical technology is the clarity of the learning goal and the student's ability to master each educational module in a strictly defined sequence and carry out independent activities to achieve it. Goal setting involves a process from designing a learning experience to evaluating its effectiveness, testing it, and disseminating it. Educational goals are the most important part of the pedagogical process.

Keyword: analysis, transformation, category, independent, provision, technology, training.

Механизм внедрения педагогических технологий. Они есть:

- ознакомление педагогического коллектива с основами педагогических технологий, рекомендация лекций, литературы;

- определение команды педагогов, работающих на основе педагогических технологий;

- через них донести до педагогов целевую цель использования педагогической технологии, ее суть;

- организация семинаров, тренингов, индивидуальных консультаций, организация демонстрационных занятий;

- контроль работы сотрудников на основе педагогических технологий, оказание методической помощи, заслушивание их отчетов;

- организация комнаты дидактических материалов и инструментов, необходимых для работы по педагогической технологии; обеспечение преемственности, непрерывности обновления.

Педагогические технологические задачи:

- разработка общего, комплексного проекта обучения;

- определение конкретных целей и задач, решаемых в обучении;

- разработка содержания обучения;

- выбор наиболее эффективных методов, методов и технических средств, способствующих обеспечению эффективности обучения;

- организация контроля и оценки деятельности студентов;

- создание условий для самостоятельной деятельности студентов и формирования навыков и квалификации.

Фактически этот процесс, независимо от его сложности и продолжительности, в первую очередь начинается с определения цели. Ее составные части, такие как принцип, содержание, стиль и форма, выбираются и гармонизируются между собой в соответствии с установленной целью.

Важно расположить цели в последовательности взаимозависимости, то есть составить их таксономию (расположение по порядку). Впервые он был разработан Б. Блумом из США, описывает выражение образовательных целей в когнитивной (познавательной) сфере и признан во всем мире.

Когнитивная сфера. Оно включает в себя решение задач от запоминания изученного материала и его пересказа до полного понимания полученных знаний самостоятельно и представления их в гармонии с ранее изученными методами и методами. Когнитивные таксономические категории Б. Блума включают знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценку. Кроме того, существуют категории целей обучения в аффективной и психомоторной сферах.

аффективный поле. Цели варьируются от базового восприятия, интереса, ценностной ориентации и готовности осваивать установки до формирования эмоционально-личностных отношений учащихся к окружающей среде.

Психомоторный (относящийся к движению) поле. В той или иной двигательной деятельности возникают цели, связанные с быстрой и ловкой сменой направлений движения, формированием согласованного управления нервами и мышцами.

Для педагогов очень важно создать четкий, упорядоченный и иерархический набор целей. Причины этого следующие:

- ориентация на цель в образовательном процессе. Используя педагогическую таксономию, можно определить не только эти цели, но и основные задачи, порядок и ход дальнейшей деятельности.

- точность и прозрачность деятельности во взаимодействии педагогов и студентов. Четкие цели дают возможность преподавателю объяснить и обсудить основные тенденции в общей деятельности учащихся.

- создание системы оценки образовательных результатов. Цели, четко выраженные через результаты деятельности, позволяют достоверно и объективно оценить их. Создание таксономии является одним из важных факторов повышения эффективности работы педагогов. Чем раньше они освоят этот метод, тем больше они внесут вклад в ускорение образования своими лучшими практиками. С помощью таксономии Блума педагог способен не только уточнить образовательные цели, но и расположить их в строгой последовательности взаимообусловленности. В результате такого выражения целей создается контроль освоения. Эта таксономия также облегчает составителям тестов определение того, к каким категориям относятся элементы учебного материала. Прежде всего эти цели определяются в более общем виде по категориям таксономии, затем подбирается соответствующий им глагол и более четко выражающий конечный результат, а затем создаются тестовые задания.

Список глаголов, представляющих категории таксономии Блума по когнитивным областям

- знать: доказательство, термин, признак, классификация, критерии оценки, метод, используемый при решении задач, объяснении и прогнозировании событий;

- понимание: преобразование контента из одной системы в другую, интерпретация, применение полученных результатов;

- применение: метод и применение понятий и задач на практике;

- анализ: деление целого предмета (явления) на части, установление связей между ними, анализ частей, знание принципов организации целого;

- синтез: обобщение данных частей с целью создания нового содержания, составление плана работы, создание целостной картины на основе данных;

- оценка: оценивать, реагировать на материал или методы, используемые соответствующим образом. Оценка на основе внутренних и внешних критериев.

Такие процессы, как анализ, синтез, применение и оценка, помогают в решении различных проблем и освоении научных концепций. В зависимости от конкретной цели прикладной задачи эти процессы имеют свои особенности. При анализе учащийся высказывает расплывчатые предположения, может видеть ошибки и недостатки в мышлении, может выявить различия между доказательствами и причинами, может анализировать связи; при синтезе определяет соответствие выводов материала заданным размерам, исходя из внутренних критериев, пишет реферат, составляет план эксперимента; демонстрирует способность применять концепции, принципы, законы и теории к конкретным

практическим ситуациям; оценивает значимость деятельности на основе соответствия материальных выводов заданным значениям в оценке. Уточнение целей обучения на основе этой таксономии осуществляется в два этапа. В первом определяются общие, а во втором - цели образовательной деятельности. Цели, разделенные на части, формализуются в виде таблицы, в столбце размещаются разделы предмета или учебных задач, в строке -основные виды интеллектуальной деятельности обучающегося при освоении. Например:

Классифицировать цели обучения

Не Содержани Интеллектуальные операции

т е раздела Зная Пониман ие Приложе ние Анализ Синтез Оценка

1

Эта двумерная спецификация является руководством при постановке образовательных целей. По методике Дж. Блока и Л. Андерсена эти цели определяются содержанием разделов. Затем в каждом разделе определяется и классифицируется новое содержание раздела для учащихся. Интеллектуальные операции учащихся проявляются в соответствии с уровнем мастерства, заданным преподавателем. Например:

Определение цели обучения по теме

Не т Содержани е раздела Интеллектуальные операции

Зная Пониман ие Приложе ние Анализ Синтез Оценка

1

2

Четкое суждение о достижении выявленных целей выносится только по внешне выраженной деятельности ученика и ее продукту (таким как ответ, решение задачи, разборка и сборка механизмов, определение последовательности технологического процесса). При определении результатов обучения педагог должен сосредоточиться на выражении внешне наблюдаемого поведения учащегося.

Эта технология была создана в 60-70-е годы под влиянием идеи и методов бихевиоризма. Оно предполагает практическую направленность, заключающуюся лишь в анализе своего внешне выраженного и наблюдаемого поведения. В этом случае схему мастеринга можно записать в виде З^К^Р. В данном случае S - это действие (стимул). Стимулом может выступать проблемное состояние, вопрос, приказ, команда и т.п. Р -действие, совершаемое в результате воздействия, примером этого может быть ответ на вопрос, решение проблемы, выполнение приказа. Р-(^ог) подкрепление правильного выполнения действия. Например, педагог может использовать словесное одобрение, оценку, поощрение в качестве

подкрепления в обучении. В этом случае П является важным компонентом армирования. Правила преподавания в бихевиористской интерпретации таковы: максимально разделить учебный материал на отдельные части; учитывать все проявления воспитательных элементов в деятельности; быстрое закрепление положительной реакции (контроль-коррекция); достичь высокого уровня мастерства, практикуя (поведение), повторяя много раз.

Использованные источники:

1. Абдалова С., Мавлянов А. Независимый технолог организации образования. - Т.: Наука и техника, 2009. - 91 с.

2. Мавлянов А., Абдалова С., Юсупова Л. Развитие самостоятельного мышления учащихся на занятиях проводится с использованием интерактивных методов. - Т.: Наука и техника, 2009. - 102 с.

3. Мавлянов А., Жавлонов Ш., Абдалова С., Юсупова Л. Технология проведения уроков основана на принципах педагогической технологии. -Т.: Преемник, 2010. -112 с.

4. Эрназаров Е.А. (2024). ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ОБУЧЕНИЮ И ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЕ. Excellencia: Международный междисциплинарный журнал образования (2994-9521), 2 (1), 280-286.

5. Эрназаров Е.А. (2024). СТРУКТУРА ПРИМЕРНОГО ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА И СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ. Excellencia: Международный междисциплинарный журнал образования (2994-9521), 2 (1), 309-316.

6. Эрназаров Е.А. (2024). РОЛЬ ТАКСОНОМИИ БЛЮМА В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ. Американский журнал языка, грамотности и обучения в области STEM-образования (2993-2769), 2 (1), 264-270.

7. Эрназаров А.___Э. _ (2022). Высшее образование _ в учреждениях

образование педагогов _ обучение _ _ подготовка этапы, формы, компоненты и критерии. Владелец звезда _ Социально-техническая, научная и популярный Журнал.-Против, (1), 188-193.

8. Эрназаров Е.А. и Мадо А. (2024). Методика организации и проведения учебной деятельности. Открытая Академия, 9 (1), 10-21070.

9. Эрназаров Е.А. (2024). СТРУКТУРА, ЭЛЕМЕНТЫ, ВИДЫ И ВИДЫ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЖУРНАЛ ТЕОРИИ, МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ, 3 (1), 76-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.